Раз у Андрея возникло желание уйти из обители. Но преподобный Диодор еще раз явился ему во сне и сказал: «Терпи на месте сем и хорошо тебе будет». Вспомнил Андрей милости, явленные ему угодником Божиим, убоялся оставить обитель, с радостью обещался терпеть в ней, сколько будет угодно Господу, и принял монашеское пострижение. (См. также Сказание об Андрее Соловецком – Сост.) Тропарь, глас 8 О тебе отче (имярек), известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяще же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи безсмертней. Темже и со ангелы радуется преподобне дух твой. Кондак, глас 2 Чистотою душевною Божественно вооружився, и непрестанныя молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения, (имярек), отче наш, моли непрестанно о всех нас. Сказание о пустыннике Андрее Соловецком 10 Память его празднуется месяца августа в 9-й день † после 1606 Сведения о пустыннике Адриане Соловецком 10 Память его празднуется месяца августа в 9-й день † 1632 о пустыннике Несторе Соловецком 10 Память его празднуется месяца августа в 9-й день † ок. 1632 о пустыннике Савве Соловецком 10 Память его празднуется месяца августа в 9-й день † 1636 При игумене Антонии (1605–1612) Василий Кенозерец, любивший уединяться в пустынные места острова, рассказал своему духовному отцу Иосифу встречу с чудным пустынником Андреем: «Случилось мне однажды, – говорил он, – зайти далеко от монастыря, так что я, потеряв дорогу, блуждал без пищи и пития. Вдруг вдали показалась мне как бы тень человека. Я устремился за нею, тень скрылась в дебрь; я продолжал бежать и, увидев малую тропинку, по ней дошел до густой чащи, в которой был узкий проход для одного человека. Проникнув этим проходом, я увидел гору и на ней следы босого человека. В горе виделось малое отверстие. Сотворив молитву, я вошел в темную пещеру. Перекрестившись, я простер руки и осязал человека, и в испуге сотворил молитву, на которую житель пещеры ответил: «Аминь». Я пал к его ногам. «Зачем ты пришел сюда и чего тебе нужно?» – спросил незнакомец. «Прости меня, отец святый; я заблудился и пришел сюда; молю тебя, сжалься надо мною и укажи мне путь к обители». Отшельник провел меня в другую пещеру, в которой с южной стороны было окно, освещавшее внутренность. Тогда я рассмотрел незнакомца: он был наг, с малой бородой, тело его было черно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

7101 (1593) Года Воевода Новохолмогорского города Иван Михайлович Ласкирев, по Государевой грамоте, прислал в Сумский острог пороху и свинцу в двух бочках, весом по 10 пудов, а Стрелецкий Голова Елизарий Протопопов отвел в Сумском остроге вотчинным прикащикам, Соловецким старцам, две медных полуторных пушки, и к ним ядер железных 200, ручниц (ружей без замков) 10, пороху 11, да свинцу 20 пудов слишком. В сем же году прибыли в Соловецкий монастырь ратные Воеводы: Князь Андрей Романович и Князь Григорий Константинович Волконские; Стрелецкие Головы – второй Акинфеев, Елизарий Протопопов, Третьяк Стремоухов и Стрелецкий Сотник Семен Юренев, а с ними 10 сынов боярских, две, сотни Московских стрельцов, 90 человек Малороссийских казаков, и войска, состоявшие из Сербов, Волошан и Литвы; к умножению сих войск нанято монастырем 100 человек ратных людей из иных волостей. Сии Воеводы, отправившись под Финляндский город Каяну, возвратились в монастырь с великой добычей. 7102 (1594) Года Великий Государь Феодор Иоаннович в поминовение Царевны Феодосии, пожаловал в Соловецкий монастырь 500 рублей. Тогож лета присланы были в Соловецкий монастырь Воевода Иван Яхонтов с прочими начальственными особами, для обозрения строящейся крепости и для собрания к оной в помощь людей из волостей, монастырю принадлежащих. В тот же год сия крепость строением была совершена. Она вся воздвигнута из диких неотесанных больших и средних камней, имеет одну кругло-продолговатую стену, восемь высоких башен и восемь ворот. Стена внизу с бойницами, а вверху с окнами или амбразурами и проходом под крышкою; мерою вокруг и с башнями 509 саженей трехаршпнных. Природное же местоположение около крепости придает ей и важность, и красоту, особенно с двух сторон: с западной морскою губою, а с восточной глубоким и большим, озером, которое называется Святым. А все сие огромное строение располагал и зодчим при оном был монах Трифон, постриженник Соловецкий, уроженец поморского селения Неноксы. После кончины его, в сем монастыре, для поминовения за труды его записан он в Синодик без выписки, доколе Святая обитель стоить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме этих пустынников в диком лесу Соловецкого острова, предание называет многих других подвижников, искавших спасения в самом строгом безмолвии. Таков был Адриан, живший близ озера, в самой середине острова, в двух верстах от кельи, выстроенной игуменом Иринархом, и проводивший строгую подвижническую жизнь; здесь он скончался и погребен в пустыни. Мирянин Савва, бывший в числе труждающихся в обители, удалился в леса на Соловецком острове и подвизался одиннадцать лет, ведомый только единому Богу. По смерти же, в игуменство Рафаила, он был погребен близ Дамианской кельи (1633–1636). Подле Саввиной кельи отшельничал монах Нестор, день и ночь подвизаясь в молитве и посте. По смерти он также погребен близ Дамиановой пустыни. Тропарь и Кондак общие. Дополнительные сведения Андроник (Трубачёв) , игумен Андрей Соловецкий// 55 С. 388. Память 9 августа – в Соборе Соловецких святых, пустынник. «Повесть о пустынножителе Андрее» известна по 2 спискам начала XIX в. (РНБ. Солов. 1195/1366; ГИМ. Воскр. В «Повести» сказано, что преподобный пришел в Соловецкий монастырь при игумене Варлааме (Рогове; впоследствии митрополите Ростовском). Сначала проходил общие послушания с трудниками, затем был послан в Сосновую солеварню. В 1575 г. Андрей Соловецкий скрылся вглубь острова и поселился в выкопанной им пещере. Здесь он испытал тяжкие духовные и телесные искушения, «с помыслы брахся, аки с лютыми зверми», несколько раз хотел вернуться в монастырь, но всегда неожиданные обстоятельства (гром, молния, дождь или сильный мороз) останавливали его. Когда же Андрей Соловецкий принимал решение не покидать пустынь, «тихий прохладный и теплый ветр, благорастворенный воздух и солнце, светло сияющее», успокаивали подвижника. Через 3 года Андрею Соловецкому явился ангел и благословил в пищу траву, а воду велел брать из озера; так пустынник прожил еще 28 (в «Повести» явная ошибка – 58) лет, трава и вода были его единственной пищей. Как свидетельствует «Повесть», преподобный сам поведал историю своего отшельничества иноку Василию Кенозерцу, который, заблудившись, обнаружил пещеру Андрея Соловецкого, видел в жилище преподобного «два корытца, во едином бысть трава намочена.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1700 году строитель Красногорского монастыря иеромонах Авраамий (Митусов) отправил к Новой Земле четырнадцать человек в двух кочах с хлебными припасами. Но, затертые льдами, они были вынуждены зимовать там и возвратились только летом следующего года. При возвращении одну кочь разбило у острова Вайгач, вся добыча (14 белых медведей, 156 белых песцов, 5 черных) и промысловые снаряды утонули (Описание Красногорского монастыря. С. 20). Солеварение Самым доходным из монастырских промыслов, и к тому же не таким рискованным, как рыбная ловля, было солеварение. Основные расходы на содержание солеварен были связаны с использованием большого количества дров. На морском берегу рыли колодцы глубиной до 5–6 сажен, в них собиралась вода, содержание рассола в этой воде составляло обычно около 11%. Около колодцев стояли варницы (простые сараи), в которых на железных крюках над печью были подвешены четырехугольные железные сковородки – црены. Рассол кипятился в црене несколько суток, потом остывал и загустевал. Каждый отдельный процесс (полуваря) занимал в среднем семь–восемь дней, в результате полувари получалось около 190 пудов соли (Прокофьева. С. 47). Интересное свидетельство об устройстве црена есть в Житии преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Оказывается, црен был устроен так, что на нем можно было переплывать по морю небольшие расстояния, и эта посудина была устойчива даже в бурю. В 1539 году некий Андрей – наемный работник одного поморского солевара – переправлял црен от солеварницы к дому своего хозяина, находившемуся за десять поприщ от солеварни. Встав на црен, он понемногу продвигался вперед, а на «утлины» (?) положил дерн. Когда он достиг места, где было множество камней, и стал обходить их, внезапно подул сильный ветер в сторону моря, и в мгновение ока он оказался так далеко, что уже не видел высоких береговых гор. Сильно испугавшись, Андрей сначала зарыдал, а потом, по обычаю всех жителей Поморья, попадавших в беду, принялся молиться святым Зосиме и Савватию. Но избавление пришло не сразу, два дня и две ночи его носило по волнам, он не ел и не пил и уже едва дышал. К тому же пошел сильный дождь, дерн на утлинах размыло, вместо дерна он подложил свои рукавицы и встал на них, но под конец совсем изнемог и уже не мог ни стоять, ни сидеть. Тогда Андрей взмолился преподобным со словами: «Либо спасите, либо погубите, только сделайте это поскорее» и упал в беспамятстве на црен. Находясь в забытьи, он услышал повеление оглядеться вокруг. Очнувшись, Андрей увидел берег. Его црен зацепился за плоский камень, Андрей вылез из него и побрел к берегу, вода доходила ему до шеи. Когда вода спала, он без труда вытащил црен на берег. После этого происшествия Андрей пришел в Соловецкий монастырь, где дал обет работать на обитель до конца своей жизни (РНБ. Соф. 452. Л. 116–118).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XIV веке на р. Выге, при впадении в нее р. Сороки, поселился преп. Герман Соловецкий. Он прибыл сюда, когда место это было совершенно пусто, вслед за первыми новгородскими колонистами, построил здесь часовню и жил больше года. Чрез несколько времени после него, прибыл сюда преп. Савватий Соловецкий; ища большего безмолвия они оба удалились отсюда на Соловецкий остров. В последствии, проведши всю жизнь свою на Соловецком острове, почувствовав приближение смерти, преп. Савватий пришел на Выге же, где жил в то время при часовне; построенной Германом некто иеромонах Нафанаил, который и напутствовал его в вечную жизнь приобщением св. Таин. Третий из основателей Соловецкого монастыря препод. Зосима был урожденец села Толвуя (местность ближайшая к «Выгореции»), постриженик Палеостровского монастыря. В конце XVI в. в селе, где жил Нафанаил, жителей было всего двое, церковь бывшая там стала ветха и стояла без пения. Игумен Соловецкий св. Филипп в 1542 году просил у царя Ивана Васильевича монастырю в отчинное призрение и благоустроение эту церковь и деревню. Царь исполнил его просьбу и освободил даже от волостельского и тиунского суда тех, «кто на Усть-Сороке реки станет жити – людей и крестьян». В писцовых книгах 1582 г. деревня эта названа погостом, имевшим церковь живоначальной Троицы, дворы священно- и церковнослужителей, да двор Соловецкого монастыря и несколько дворов крестьянских; погост предполагает выселки или выставки, т. е. небольшие деревни, принадлежащие к погостскому округу 39 . В XVII в. здесь была уже волость, были волостные люди, бобыли, казаки и всякие жилецкие люди 40 . Во все это время Соловецкий монастырь не оставлял заботиться о духовном и материальном благосостоянии этой местности. В 1630 г. игумен Макарий писал новгородскому митрополиту Киприану: «живут на их монастырской земле, на р. Выге, под порогом Воецким их монастыря крестьяне… И то место от иных монастырских волостей, в которых, церкви Божии есть, поудалело верст на 70 и 80 и больше, и места пришлись непроходимые, а многие крестьяне в болести без покаяния и младенцы без крещения помирали, потому что вскоре священников для бездорожницы добыть не можно, и чтоб тех наших крестьян пожаловали, храм воздвигнути благословили бы вновь, во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

В Калининградской области проходят «Соловецкие дни» 7 сентября 2023 г. 10:23 В Калининградской области стартовал культурно-просветительский проект «Соловецкие дни». Организаторы проекта — правительство Калининградской области, Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь , Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, Калининградская епархия , Балтийский федеральный университет имени И. Канта и Калининградский областной историко-художественный музей. Первым мероприятием в рамках программы проекта стал круглый стол «Соловки — Калининград: острова Православия, острова России», состоявшийся 5 сентября 2023 года на площадке Балтийского федерального университета имени И. Канта, сообщает пресс-служба Правительства Калининградской области. В круглом столе приняли участие Патриарший наместник Калининградской митрополии митрополит Балтийский и Светлогорский Серафим , наместник Соловецкого монастыря епископ Озерский Порфирий , первый заместитель председателя правительства региона Сергей Елисеев, заместитель полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Роман Балашов, президент БФУ им. И. Канта Андрей Клемешев,  представители духовенства Архангельской и Калининградской епархий, а также научного сообщества Архангельской и Калининградской областей. Открывая круглый стол, Сергей Елисеев подчеркнул важное значение продолжения многопланового сотрудничества между Калининградской и Архангельской областями как духовными форпостами России. «Это защита наших культурных и духовных ценностей. Несомненно, основная заслуга в этом — служителей Церкви и прихожан, которые укрепляются в единении и вере», — сказал Сергей Елисеев. «Не так давно на Соловках была открыта выставка о форпостах Православия на Западе и Севере России — в Калининградской области и на Соловецких островах. Находясь в состоянии форпоста, регионам очень важно чувствовать свою неразрывную связь с телом России, включенность в этот организм, животворящий обмен духовной жизнью, чтобы не оказаться изолированными в ощущении отделенности. Поэтому очень важно такое общение», — подчеркнул епископ Порфирий.  «Соловецкие дни» в Калининградской области проходят с 5 по 8 сентября. В программе проекта — открытие выставки Соловецкого музея-заповедника, посвященной истории Соловецкой школы юнг, концерт с участием братского хора Соловецкого монастыря. По материалам сайтов  Соловецкого монастыря  и Калининградской епархии Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6056809.ht...

33. О войне с каинскими немцами и разорении Печенского монастыря. В то же время воевали немцы каинские подле моря Студеного, и к Соловецкому монастырю подходили, и стали под острогом Сумским, и многие беды христианам делали. Царь же Федор, слыша, что христианам от немцев гонение, послал в Соловецкий монастырь воевод своих князя Андрея да князя Григория Волконских да с ними голов Второго Акинфеева да Елизария Протопопова с многой ратью. Они же пришли в Соловецкий монастырь, остался в монастыре князь Андрей Волконский, а князь Григорий же пошел с ратными людьми в Сумской острог, и, придя, многих немецких людей побили и наряд отняли и острог Сумской очистили, а сами пришли в Соловецкий монастырь. Те же немцы, собравшись, пришли в Печенский монастырь и монастырь разорили, церкви Божии пожгли, игумена и братию перебили и казну монастырскую взяли. Князь же Григорий Волконский собрался с ратными людьми, и пошли в Каинскую землю, и Каинскую землю воевал, и многие места разорил, и в полон многих людей захватил, и в Соловецкий монастырь пришел с великим богатством. 34. О походе под Выбор. В том же году царь Федор Иванович в совете с патриархом и со всеми боярами приговорил послать бояр своих и воевод князя Федора Ивановича Мстиславского с товарищами в Немецкую землю под Выбор. Бояре же и воеводы были под Выбором, и воевали Свитцкую землю, и многие городки и остроги захватили, а воевали всю зиму и к Москве пришли по весеннему пути. 35. О походе царя Федора Ивановича по монастырям молиться. Царь же Федор Иванович отпустил бояр своих в Немецкую землю, а сам государь пошел по монастырям молиться и был у Живоначальной Троицы в Сергиеве монастыре, да в Можайске у Николы чудотворца, в Боровске у чудотворца Пафнутия, в Звенигороде у Саввы в Сторожевском монастыре. И пришел государь к Москве на Вербной неделе в среду и положил на бояр своих опалу, кои были под Выбором, на князя Федора Михайловича Трубецкого [с товарищами], что меж ними и Годуновыми была рознь; и им за то не велел государь со двора съезжать, а на Светлое Воскресение государь их пожаловал по-прежнему и опалу с них государеву свою сложил.

http://sedmitza.ru/lib/text/439315/

По исполнении же того упражняхся и в прочих разумениях», и по собственному опыту знаю, что «никакия никогда пользы ни в чем не обретох, аще, когда оставя молитву, за иное поторопясь для лучшего иметельства. Несть бо ни во уме, ни в прочих чувствиих таковаго всеприятнаго преиметельства, якоже бывает прозрачность и благоустроение по исполнении святой молитвы; сам Господь тогда спомоществует во всех наших умных и телесных действах». Впрочем, заботы о материальном обеспечении общины были непосредственным занятием Андрея только на первой поре. Когда община устроилась, организовалась, – о Выговском монастыре прошел, слух «из конца в конец по всей Руси», – монастырь стал собирать богатые подаяния, получать большие суммы по завещаниям умирающих, в уплату за иконы, рукописи, за причастие, принесенное из Соловецкого монастыря Авраамием 112 и пр.: – тогда богатство монастыря так возросло, что мнимые иноки могли свободою предаваться праздности всему, что из нее проистекает. Андрей между тем принялся за другое дело, за ученые труды, за проповедничество. Разъезжая для закупки и собирания хлеба, он достигал и другой цели. «И промышляше книги и осматриваше, овыя покупаше, овыя сиписываше, испытуя, како в древлеотеческом благочестии утверждатися. Такожде досматриваше по церквам и по монастырем кресты и чудотворныя иконы, како благословящая рука у Спасителя; великое усердие показываше, день и нощь тщашеся...». Из разных библиотек церковных Андрей собрал множество древних книг, из которых многие скреплены были подписью древних благочестивых князей и архипастырей 113 . Так, устрояя монастырское хозяйство, Андрей в то же время занимался раскольнической ученостью, читал собранные им рукописи и книги, обдумывал свои догматы. В то же время на Андрее лежало дело начальственного надзора над братией и суда над выговцами: «сам ездяше по всем службам, осматривая и уставляя надсмотрщиков и келарей в обоих пределах, чтоб было житие их особ в своих оградах». – Чиня суд и расправу, Андрей имел случай явить свою отеческую снисходительность и терпимость к согрешающим, за которую особенно любили его братия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

1734 г.), и который по имени его назвался Даниловым 454 . Петр Прокопиев, совращенный в раскол Игнатием соловецким в самой ранней молодости, пришел к Даниилу Викуличу из Повенца еще до основания монастыря в 1692 г., будучи девятнадцати лет от роду; затем, по основании монастыря, как искусный в чтении и пении церковном и знаток церковного устава, сделан первым экклезиархом обители, завел в ней строгий чин в отправлении служб церковных и праздновании праздников, и более тридцати лет (ум. 1727 г.) был вообще деятельнейшим сотрудником Даниила в устроении пустыни 455 . Два брата Андрей и Симеон Дионисьевичи, родственники Петра Прокопиева, происходили из рода князей Мышецких, бывших помещиков новгородских, жили с родителем своим в Повенце, где еще в юности оба совращены в раскол Игнатием соловецким. Старший брат Андрей до того воспламенился внушениями бродяги, что, оставив мир (на 17 году от рождения), с одним только другом своим Иоанном скрылся в пустыне (в 1692 г.), а затем похитил туда же и родную сестру свою Соломонию, к крайнему огорчению родителя. Вскоре сошелся Андрей с Даниилом Викуличем и вместе с ним основал выговскую обитель, вместе с ним оставался и настоятелем ее в продолжение 35 лет (ум. 1730). Во время настоятельства Андрей не раз странствовал по разным городам России под видом купца, в Киеве и Москве учился «грамматическому и риторическому разуму» и, при своих богатых способностях, от частых сношений с людьми приобрел много житейской опытности, хитрости, изворотливости, которые и употребил в пользу своего общества. Симеон переселился в выговскую пустынь вместе с своим родителем Дионисием и третьим братом Иоанном в 1697 г., когда имел только четырнадцать лет от роду. Не уступая брату Андрею в природных дарованиях, Симеон также странствовал с ним по России, и в тех странствованиях «грамматику, риторику, пиитику и часть философии довольно изучивши», не переставал заниматься книгами и в самой обители. Будучи ближайшим помощником Андрею во время его продолжительного настоятельства, Симеон, по смерти брата, единогласно избран был в преемника ему и еще десять лет посвящал свои способности для поддержания выговской обители и распространения раскола (ум.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЕНИСОВЫ Андрей и Семен Денисовы с изображением Выговского общежительства. Настенный лист. Выг. 10-е гг. XIX в. (ГИМ) Андрей и Семен Денисовы с изображением Выговского общежительства. Настенный лист. Выг. 10-е гг. XIX в. (ГИМ) Соломония Денисова. Рисованный лубок. Выг. Нач. XIX в. (ГЛМ) В Слове надгробном Петру Прокопьеву (1719) Андрей Д. возводит свой род к кн. Борису Александровичу Мышецкому, к-рый в Смутное время переселился из своих поместий под Новгородом в вотчину в Заонежье. Внук кн. Б. А. Мышецкого Евстафий, к-рый был, видимо, 2-м сыном Ивана Борисовича, откуда пошла фамилия Второй (с этой фамилией и с ее вариантом «Вторушин» А. Д. упом. в нек-рых источниках) (Евстафий и Иван как члены семьи Мышецких известны только по сообщению А. Д.), имел 3 сыновей - Ивана, Якова и Дионисия (Дениса) († 1705). Дети Дионисия Евстафьева - Андрей, Семен, Иван и Соломония - главные действующие лица начальной истории Выголексинского общежительства : Андрей был киновиархом Выговской пуст., Семен в 1730 г. сменил Андрея на этом посту, Соломония была настоятельницей жен. Лексинской обители (1706-18 февр. 1735). Петр Прокопьев, внук Якова Евстафьева, племянник Д., стал первым уставщиком Выговского общежительства. Мн. родственники Д. являлись активными участниками старообрядческого движения. Иван и Яков Евстафьевы возглавили выступления крестьян Шунгского погоста против тихвинского Большого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря в 70-х гг. XVII в. Сын И. Евстафьева Емельян был одним из организаторов самосожжений старообрядцев в Корнилиевом Палеостровском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре в 1687 и 1688 гг. Андрей Денисов (1674, сел. Повенцы, позднее Повенецкий Рядок, совр. пос. Повенец, Карелия - 1.03.1730, Выговская пуст.), основатель и первый киновиарх (1702-1730) Выговского общежительства, старообрядческий писатель. Крестным отцом А. Д. был видный деятель раннего периода старообрядчества, соловецкий уставщик иеродиак. Игнатий , часто посещавший дом Д. Евстафьева. Стремление сохранить «старую веру», руководившее братьями Евстафьевыми и их потомками, привело 17-летнего А. Д. в дек. 1691 г. в Выговскую «пустынь» (Выговский суземок), к-рая с кон. 70-х гг. XVII в. стала прибежищем сторонников «древнего благочестия». Первую зиму А. Д. вместе со своим спутником И. Белоутовым прожил в землянке. Летом 1692 г. они построили небольшую келью между озерами Тагозеро и Белое. Для совместной молитвы и бесед А. Д. часто приходил к Д. Викулину , к-рый вскоре уговорил его соединиться в «единотрапезное и единоименное» житие. В 1693 г. А. Д. привел на Выг свою сестру Соломонию. В окт. 1694 г. по инициативе А. Д. и Викулина и по благословению инока Корнилия было организовано Выговское общежительство на принципах киновийного мон-ря. В 1697 г. на Выг переселились отец А. Д. и братья Семен и Иван.

http://pravenc.ru/text/171687.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010