Прервав шепот, Гусев долго и надрывно кашляет, в груди у него хрипит, клокочет, как будто что-то рвется. Снова подняв голову, он продолжает, как в бреду: – Господь велел и врагам своим прощать и любить их, а я не могу больше, не могу. Ропщу, братцы, и руки готов на себя наложить, образ Божий попрать. Зачем же они так делают, заставляют ненавидеть себя? Господь ли от нас отрекся, мы ли от Господа отреклись? Жизнь уничтожаем – что выше такого греха есть? Жизнь – радость, и смерть в час положенный тоже отпущение радостное, а мы жизнь уничтожаем и смерть сеем. Как искупим такой грех? Закрыв лицо грязными ладонями, он склоняет голову в поднятые колени. Его острые плечи, едва прикрытые лохмотьями расползающейся рубашки, трясутся, – я не могу понять, от кашля или от беззвучных рыданий. Я вдруг чувствую, что у меня сжимается горло: мне почему-то горько и мучительно стыдно видеть вырвавшееся наружу горе этого до сих пор кроткого и тишайшего человека. Корней Лукич беспокойно смотрит в нашу сторону, его насупившееся лицо растерянно и смущенно: ему, кажется, тоже не по себе. «Вот тебе, смысл твой, смотри, распухшая образина!» – со злостью думаю я. Андрей Петрович успокаивает Гусева, говорит, что нужно потерпеть еще, не надо отчаиваться. Гусев поднимает лицо с колен: – Не за себя убиваюсь, голубчик! – горячо прорывается он. – Чувствую, не могу сдержать себя, в зверя обращаюсь, ведь я до черты дойти могу, на человека руку поднять! В ослепление прихожу, в помрачнение душевное – чего еще больше может быть? Мне непонятно отчаяние Гусева: я не могу уловить смысла его слов, до того они далеки и непонятны мне. Но инстинктивно чувствую, что он верно у какой- то грани, над пропастью, и мне так же жутко, как и ему. Опять закрыв лицо руками, Гусев бессильно приваливается спиной к стене, его бьет, как в лихорадке. Андрей Петрович заботливо укутывает ему ноги одеялом. 8 Пуржит, неистовствует февраль. От метели не спасает лес: ветер обрушивается сверху, пронизывает нас, бьет в лицо, стискивая дыхание и заставляя кутаться в пальто. Но в пальто долго не проработаешь, мы раздеваемся – ветер обрадованно и зло сыпет нам снег за воротники рубашек. Облепленные белым, как ватой, мы копошимся у деревьев, проклиная работу и метель.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жили мы более чем скромно. Белый хлеб был у нас только по праздникам. Раз в неделю мама покупала большую халу в еврейской пекарне, которая находилась в нашем доме, и мы с наслаждением ее съедали. Мы часто ходили обедать в семью дяди. Несмотря на нужду, мама умудрялась делиться тем, что имела, с такими же полуголодными, не умевшими приспособиться к жизни, но очень интересными по внутреннему содержанию людьми. У нас постоянно подкармливался и играл на рояле Андрей Георгиевич Конюс, сын довольно известного композитора. Андрей Георгиевич жил в этом же коридоре напротив нас в маленькой комнатушке. Приходил к нам также поэт Борис Иванович Шманкевич. Он был очень религиозным человеком и, очевидно, сыграл немалую роль в духовном развитии моего брата Олега. Умер он в ссылке в Соловецких лагерях в конце двадцатых годов. Бывали и другие интересные люди. Олег отличался необыкновенной любознательностью, он страстно любил читать и буквально впивался в каждую интересующую его книгу. Ленин тогда для многих являлся знаменем и носителем истины. Однажды я увидала на столе брата произведения Ленина. Я думаю, и даже не сомневаюсь, что при любви брата к чтению, при наличии у него прекрасной памяти он, наверное, досконально изучил эти книги. При содействии дяди Олегу удалось поступить на медицинский факультет Московского университета. В это время он познакомился через того же Бориса Ивановича с молодыми людьми, организовавшими литературно-философский кружок и принял в нем деятельное участие 88 . Занятия в кружке вызвали неудовлетворение университетской обстановкой, в то время особенно тяжелой в смысле примитивности и лживости моральных установок (если можно так выразиться). Олег не выдержал и ушел из университета, немного не закончив четвертый курс, о чем впоследствии, наверное, жалел. Он хотел найти твердые устои в жизни, служить правде и добру. Олег был деятельной личностью. Помню, как он добровольно (к ужасу мамы) принимал участие в борьбе с беспризорностью и часто уходил из дома даже на всю ночь в притоны беспризорников, находившихся в подвалах еще существовавшей Китайгородской стены. Работа эта была очень опасной. Бывали случаи, когда беспризорники, не желая терять “свою свободу и независимость”, не только грабили, но и убивали студентов, приходивших к ним, чтобы направить их в детские дома и колонии.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Соч.: Поморские ответы. [М., 1911]; Виноград Российский. М., 1906; Мальцев А. И. Неизвестное сочинение С. Денисова о Тарском «бунте» 1722 г.//Источники по культуре и классовой борьбе феод. периода. Новосиб., 1982. С. 224-241; Юхименко Е. М. Вновь найденные письма Семена Денисова//ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 409-421; она же. Выговская лит. школа: Творческое наследие (в печати); Семен Денисов. История об отцах и страдальцах соловецких: Лицевой список из собр. Ф. Ф. Мазурина/Изд. подгот.: Н. В. Понырко и Е. М. Юхименко. М., 2002; Маркелов Г. В. Писания выговцев: Каталог-инципитарий. Тексты: По мат-лам Древлехранилища Пушкинского Дома. СПб., 2004. С. 165-168, 244-280, 299-317, 327-328. Ист.: Есипов Г. В. Раскольничьи дела XVIII ст.: Извлеч. из дел Преображенского приказа и Тайной розыскных дел канцелярии. СПб., 1861. Т. 1. С. 269-553; Филиппов И. История Выговской старообрядческой пуст. СПб., 1862; Яковлев Г. Извещение праведное о расколе беспоповщины//Братское слово. 1888. 1-9; Выго-Лексинский летописец//Там же. 10. С. 795-815; Брещинский Д. Н. Житие Корнилия Выговского Пахомиевской редакции (тексты)//Древнерус. книжность: По мат-лам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 62-107. Лит.: Барсов Н. И. Братья Андрей и Семен Денисовы: Эпизод из истории рус. раскола. М., 1866; Барсов Е. В. Семен Денисов Вторушин, предводитель рус. раскола XVIII в.//ТКДА. 1866. 2. С. 174-230; 6. С. 168-230; 7. С. 285-304; 12. С. 570-588; он же. Андрей Денисов Вторушин как выгорецкий проповедник//Там же. 1867. 2. С. 243-262; 4. С. 81-95; он же. Уложение братьев Денисовых//Памятная кн. Олонецкой губ. на 1868-1869 гг. Петрозаводск, 1869. Отд. 3. С. 85-116; он же. Четьи-Минеи братьев Денисовых//Сб. ст. в честь М. К. Любавского. Пг., 1917. С. 663-708; Смирнов П. С. Выговская беспоповщинская пуст. в первое время ее существования: (Особенности учения и важнейшие события)//ХЧ. 1910. 5/6. С. 638-674; 7/8. С. 910-934; он же. Лексинская беспоповщинская пуст. в первое время ее существования//Там же. 2. С. 145-172; 3. С.

http://pravenc.ru/text/171687.html

Анастасий (Грибановский) с 6.05.1916 архиеп. Кишиневский и Хотинский; с 1919 г. в эмиграции; в 1938–1964 гг. глава РПЦЗ; † 22.05.1965. Анастасий (Меткин) 11.12.1988 хирот. во еп. Казанского и Марийского(с 11.07.1993 г. Казанский и Татарстанский); с 25.02.1996 в сане архиепископа. Анатолий (Бусел) в 1948 г. хирот. во еп. Измаильского; с 27.12.1951 еп. Каменец-Подольский; † 10.03.1953. Анатолий (Гладкий) 28.10.1993 хирот. во еп. Ровенского и Острожского; с 27.07.1995 еп. Глуховский и Конотопский. Анатолий (Грисюк) с 11.07.1914 еп. Чистопольский, вик. Казанской епархии; с 1922 г. еп. Самарский и Ставропольский; 1924–1927 в Соловецком лагере; с 1928 г. архиеп. Одесский; с 21.10.1932 в сане митрополита; 1934–1935 управ. Харьковской епархией; в июле 1936 г. арестован; † 23.01.1938 в лагере. Анатолий (Каменский) с 30.07.1914 еп. Томский и Алтайский; с 1923 г. еп. Иркутский; † 20.09.1925. Анатолий (Кузнецов) 3.09.1972 хирот. во еп. Вилкенского и Литовского; с 3.09.1974 еп. Звенигородский, вик. Московской епархии; представитель РПЦ при Патриархе Антиохийском; с 16.11.1979 еп. Уфимский и Стерлитамакский; с 20.07.1990 еп. Керченский, вик. Сурожской епархии (Великобритания); с 25.02.1993 в сане архиепископа. Анатолий (Соколов) 21.09.1919 хирот. во еп. Енотаевского, вик. Астраханской епархии; с 1922 г. в обновленческом расколе. Анатолий упом. в 1927 г. как еп. Ибресинский, вик. Сибирской епархии; в «григорианском» расколе. Андрей (Горак) 18.04.1990 хирот. во еп. Львовского и Дрогобычского; 14.07.1992 лишен сана. Андрей (Комаров) 31.12.1923 хирот. во еп. Балашовского, вик. Саратовской епархии; 14.01.1924–6.03.1926 временно управ. Саратовской епархией; с 26.07.1926 еп. Новоторжский, вик. Тверской епархии; с 29.01.1928 еп. Петровский, вик. Саратовской епархии; с 12.11.1928 еп. Вильский, вик. Саратовской епархии; с 28.10.1929 временно управ. Астраханской епархией; с 13.10.1933 еп. Астраханский; с 3.01.1934 в сане архиепископа; с 27.04.1939 на покое; с 12.09.1941 архиеп. Куйбышевский и Сызранский; с 9.12.1941 архиеп. Саратовский; с 28.05.1942 архиеп. Горьковский и Арзамасский; с 13.06.1942 архиеп. Саратовский; с 26.08.1942 архиеп. Казанский, но на епархии с окт. 1944 г.; с 14.04.1944 архиеп. Днепропетровский и Запорожский; † 17.07.1955.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Арсений занимается не столько частностями раск. учения, сколько вникает в дух раскола и в характер его жизни. Другие второстепенные источники будут указаны в своем месте. Главным же источником для изучения личностей двух братьев должны были бы служить их сочинения, которых Андрей написал 115 (по каталогу Любопытного), a Семен больше 50-ти. Мы имели под руками из всех сочинений Андрея 29 (за исключением «Поморских ответов»): это сборник проповедей Андрея и его рассуждение о крещении (рук. Имп. Публ. Библ., 345 т. 4; по каталогу Строева, 385). Из проповедей Андрея наиболее замечательным нам представляется «надгробное слово выгорецкому экклизиарху Петру Прокопьевичу, еще же и история краткая о общежительстве сем», довольно обширное сочинение, в котором он излагает всю первоначальную историю раскола в Поморье и некоторые, более замечательные факты из времен своего настоятельства. Из «истории Выговской пустыни», изданной Кожанчиковым, вся первоначальная история раскола на Поморье заимствована слово-в-слово из этого сочинения. Из сочинений Семена, мы имели под руками всего лишь «Виноград Российский», да историю о страдальцах соловецких... При таком недостатке необходимейших материалов при недостатке пособий, которые могли бы служить руководящею нитью для суждения об Андрее, – мы ограничиваем свою задачу тем, чтобы по крайней мере, поставить вопрос о личности Андрея и его брата, наметить главные черты их характера, рассказать с возможною полнотой все те факты из их жизни, какие нам удалось узнать на основании упомянутых материалов, и которые, как доселе мало известные и даже неизвестные, могут представлять в себе, некоторый интерес и послужить данными для представления двух знаменитых деятелей раскола. II. Духовно-нравственное состояние поморского края в XVII веке, и первоначальная история раскола в Поморье Значение первоначального иночества для христианского просвещения и материального улучшения поморского края; размножение монахов в Поморье пред появлением там раскола; отношение этих обстоятельств к характеру поморского раскола; частная история «Выгорши», другие обстоятельства, благоприятствовавшие успехам раскола в Поморье; начало и ход раскола в Поморье.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

(Кн. 100, л. 62). Роспись ученикам Цесарская школа: Леонтей Островский. «Hic diligens est». Матвей Ловзын. «Sed hic diligentissimus et capacissimus». Максим Бутковской. Федор Бутковский. По 8 денег на день. Артемей Соловецкой. Игнатей Юдин. Сим двум по 6 денег на день. Француская школа: Тихон Ловзын. По 10 денег на день. Семен Розладин. По 8 денег на день. Швецкая школа: Григорий Чичагов, Борис Алтуфьев, Иван Хорошилов. «Hi frequentes sunt, nec sua studia negligunt; modo libris essent instructi necesariis». Цесарская школа: Яков Рубинов, Матвей Орешников, Никита Стуколов, Прокофей Суворов, Иван Соболев, Иван Лопатин. «Diligentes prae reliquis». Семен Кудрявцов, Андрей Горлов, Алексей Зензеров, Алексей Ефимов, Семен Павлов, Галактион Чижев, Федор Заводин, Федор Гуляев, – внове. Помета: учителям подписать, кто из учеников вышеозначенных прилежнее во учении и преводе. Роспись ученикам жалованным Школа Бретшнейдерова: По 8 денег: Максим Бутковский, Матвей Ловзын, Федор Бутковский. Школа француская: Тихон Ловзын по 10 денег. Семен Разладин по 8 денег. Школа швецкая: По 8 денег: Борис Алтуфьев, Иван Хорошилов, Сергей Лукьянов. Школа Вурмова: По 6 денег: Яков Рубинов, Иван Карцов, Семен Тарасов, Андрей Горлов, Алексей Зензеров, Семен Павлов, Галактион Чижев. Михаил Фонарников. Помета: выдать по 2 деньги на генварь 712 году. 1712-го февраля в 4 день бил челом великому государю Иван Семенов сын Роздеришин, чтоб ему быть в учении в школе немецкого языка, а отец де ево Иванов служил по списку по Костроме во дворянех, а ныне де отец ево по розбору в отставке; а ему Ивану от роду 13 лет. Иван Семенов сын Роздеришин руку приложил. И того ж числа по указу великого государя и по приказу тайного советника графа Ивана Алексеевича Мусина Пушкина вышеписанной Иван Раздеришин для учения в школу послан ко учителю Густаву Вурму (Кн. 105, л. 29–33). В прошлом 711-м году февраля в 28 день по указу великого государя и по приказу тайного советника графа Ивана Алексеевича Мусина Пушкина прислано из Монастырского приказу в приказ Книг печатного дела на дачу своего великого государя жалованья немецких школ учителем и учеником, которые на Новгородском подворье.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Волков Олег Васильевич (1900–1996), писатель 463 Волошин (наст. фамилия Кириенко-Волошин) Максимилиан Александрович (1877–1932), поэт 39, 174, 526 Волуйский Илья Мелитонович, знакомый Пришвина по Ельцу 61 Воробьев Константин Дмитриевич (1919–1975), писатель 10 Воронов Андрей Петрович (1864–1912), историк и этнограф Олонецкого края 93 Воронский Александр Константинович (1884–1937), партийный деятель, издатель, публицист 225–226, 235–236, 265, 374, 507 Выходцев Петр Созонтович (1923–1994), литературовед 153 Вышеславцев Борис Петрович (1877–1954), философ 77 Вышинский Андрей Януарьевич (1883–1939), юрист, дипломат, ректор Московского университета 223, 369 Вэша-Куонэзин (наст. имя Джорж Стеэнсфельд Белани) (1888–1938), канадский писатель и естествоиспытатель 390 Гамсун (Педерсен) Кнут (1859–1952), норвежский писатель 43, 120, 309, 433 Гарибальди Джузеппе (1807–1882), народный герой Италии 13 Гельфанд М., рапповский критик 311—312 Герасимова Валерия Анатольевна (1903–1970), писательница 378 Гернеш, начальник культурно-воспитательной части Соловецкого лагеря 338, 340 Герцен Александр Иванович (1812–1870), писатель, общественный деятель 196, 203, 419 Герценштейн Михаил Яковлевич (1859–1906), политический деятель, депутат Государственной думы 12 Герценштейн Софья Яковлевна, сестра М. Я. Герценштейна, жена двоюродного брата М. М. Пришвина 12 Гершензон Михаил Осипович (1869–1925), историк литературы 97, 102, 104, 132, 180 Гёте Иоганн Вольфганг фон (1749–1832), немецкий писатель, мыслитель 178, 334, 393, 453 Гибет Е., литературовед 514, 529 Гильфердинг Александр Федорович (1831–1872), славяновед, собиратель и исследователь былин 97 Гиппиус Зинаида Николаевна (1869–1945), поэтесса, литературный критик, выступала под псевдонимом Антон Крайний 6, 11, 42, 77, 95, 104, 106–107, 109–116, 123, 126, 128, 155, 164, 168, 184, 215, 217, 250, 263, 311, 353, 379, 382, 407, 430–432, 456, 466, 475, 499, 501–502, 516, 520, 526, 529 Гиппиус Наталья Николаевна (Ната) (1880–1963), сестра З. Н. Гиппиус 431

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

киновиарх. 5) Являются к Даниле из Повенца два брата – Андрей и Семен Денисовы, князья Мышецкие; путешествуют по России; из Москвы возвращаются на Выг- реку никак не позже 1703 г. 6) Беглецы соловецкие непременно должны были иметь в Москве своих, единомысленников; сии единомысленники должны быть предуведомлены с Выгу о способностях Андрея и Семена, князей Мышецких, о путешествии их по России, о бытии их в Киеве; по прибытии Денисовых (если только оба странствовали) в Москву, без сомнения, старейший из них в особенности был представлен главным тогдашним крамольникам в Москве: от сих-то мятежников получив наставление, способы, надежды, Андрей Денисов принес на Выг новую силу, новое направление в тех именно видах, какие ему предначертаны в Москве. 7) Мятежный союзе Даниловцев с Аввакумовцами, чрез сие, чрез сего Андрея, должен был утвердиться: вот причина, почему Денисов превозносит Аввакума, а Аввакум ведете особенную переписку с беглецами соловецкими, напр. с Ипатием, в послушание которому Игнатию (и) Досифею отдал и самого Данилу. 8) Андрей, с 1703 г. управляя выгоречанами, с братом своим Семеном не без дела проводили время: они заготовляли свои выписки из собранных ими и присланных к ним книг в защиту своего отступства и ждали только случая, чтобы обнародовать их. 9) Этот вожделенный для Даниловцев случай открылся неожиданно, когда иеромонах Неофит предложил Поморянам-Даниловцам 106 вопросов. 10) Денисовы не могли в один год написать свои Поморские Ответы на те вопросы; надобно полагать и не одни они-составляли эти хитросплетенные ответы. 11) Семен, преемник Андрея, брата своего, по управлению раскольниками на Выг-реке, умер в 1741 г. След. Денисовы управляли поморянами лет около сорока, и в период времени для них самый благоприятный. 12) Преемники их старейшинства, 5-й, 6-й и 7-й, по выписке, столь долголетние, были Денисовым современники, личные собеседники, даже 8-й и 9-й, так что до 1809 г. были на Выгу старейшинами, в лице своих преемников, как бы сами Денисовы, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

«Итак, – говорит историк, – малая сия речка (Выговская пустынь) истекла от источника великой Соловецкой обители». Андрей Мышецкий, впоследствии знаменитый организатор Выговской пустыни и теоретик раскола, вырос в Повенце на берегу бурного Онега, у края тогда еще первобытных повенецких лесов. Село Повенцы было тогда тем центром, от которого отправлялись в леса карательные экспедиции, и здесь истязались пойманные раскольники. Казни, самосожжения, горячая проповедь Игнатия – вот с чем встретилась юность блестяще одаренного Андрея и что направило его на религиозный подвиг. В декабре, в самую стужу, когда на Севере ночь лишь немного бледнеет для дня, юноша с своим другом Иваном уходит в лес: «Оставляет отца, презирает дом и вся настоящая, яко не суща, уничтожает… Лыжи вместо коня, кережи вместо воза, сам себе бывает и подвода, и извозчик, и вождь, и водимый». И вот начинается «богорадное и самоозлобленное житие». Юноши скитаются в тьме, в чаще лесов и ночуют у костров, питаясь взятой с собой скудной пищей. Когда наконец стаял снег, они выбрали себе местечко возле горы у ручья для постоянного жительства: «Гору точию сожительницу и ручей соседа себе избраша». Молодые пустынники часто ходили к Данилу, который жил недалеко от них. Вместе с пожилым аскетом они пели духовные стихи, молились, беседовали с ним и возвращались домой, все более и более «разгораясь ревностью божественной». Наконец, видя, что они во всем сходятся, решили перебраться к Данилу, жить с ним вместе и устроить большую избу для новых, приходящих к ним пустынников. Когда жизнь более или менее устроилась, Андрей отправился в Повенец, поселился у кого-то из друзей и потихоньку подготовил побег своей сестры Соломонии. Старик отец сначала был в страшном гневе, но потом, убедившись, что новое общежительство – дело нешуточное, сам переселился туда вместе с двумя другими сыновьями, Семеном и Иваном. Не так далеко от Андрея и Данила, по реке Верхний Выг, укрываясь от преследований, жил крестьянин Захарий с семейством, занимался земледелием. Берега реки Выга, хотя и сплошь покрытые еловым и сосновым лесом, были хороши для земледелия. Тут издавна селились пустынники. Так, повыше Захария жил очень почитаемый старец Корнилий, пониже – Сергий.

http://predanie.ru/book/221324-v-krayu-n...

Концерт Андрея Макаревича в поддержку музея архангельских новомучеников собрал 1,7 млн. рублей 1 октября, 2013. Новостная служба Артист исполнил авторские песни разных лет. В завершение вечера митрополит Даниил поблагодарил Андрея Макаревича за концерт. После выступления музыканту показали помещение бывшей 38-й школы, где будет расположен музей памяти Новомучеников и исповедников. Сейчас там идет капитальный ремонт. Также рок-музыкант побывал в одном из старейших храмов Архангельска — во имя Мартина исповедника. 1 октября. ПРАВМИР. Музыкант Андрей Макаревич дал в Архангельске благотворительный концерт в поддержку создания музея Новомучеников и исповедников Земли Архангельской. От продажи билетов было выручено 1,7 миллионов рублей, все они, за вычетом арендной платы, будут направлены на организацию музея, сообщает сайт епархии . Музыкант выступил в столице Поморья по приглашению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила. Выступление А.Макаревича прошло в форме живого диалога со зрителями. Андрей Вадимович рассказал о том, как возникла идея провести концерт. «Некоторое время назад я встретился в Москве с владыкой Даниилом. Он поделился мыслью о создании музея памяти. Мы живем во власти стереотипов: все знают о Соловецком лагере. Однако на Архангельской земле было расстреляно гораздо больше людей, чем на Соловках. С человеческой памятью сейчас происходит странная вещь: она становится короче и короче. Как только мы забываем историю, она начинает повторяться. В нашей истории есть страницы, возвращения которых я бы не хотел. Такие музеи должны служить напоминанием о том, что было», — отметил он. Артист исполнил авторские песни разных лет. В завершение вечера митрополит Даниил поблагодарил Андрея Макаревича за концерт. После выступления музыканту показали помещение бывшей 38-й школы, где будет расположен музей памяти Новомучеников и исповедников. Сейчас там идет капитальный ремонт. Также рок-музыкант побывал в одном из старейших храмов Архангельска — во имя Мартина исповедника.

http://pravmir.ru/koncert-andreya-makare...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010