9 «Все проходит», – говорится в старой сказке, читанной в кажущемся сейчас сном детстве. Это, пожалуй, наше главное и единственное утешение. Прошел и лес: я снова в Кремле, в той же роте и по-прежнему работаю в управлении. Андрей Петрович был прав: уже перестали болеть мускулы, с рук сходят мозоли, а с лица обмерзшая кожа. В бане остались лесная грязь, вши; китайцы и женщины в прачечной выстирали одежду, с грязью мы сняли с себя некую шкуру, лишавшую нас в лесу человеческого образа. В привычной работе стираются воспоминания, и в душе будто перевернулась еще одна исписанная страница. Эксперимент начальства не удался: работавшие вместо нас уголовники столько напутали и разворовали, что ничего не оставалось, как только вернуть нас на прежнее место. В лесу остались немногие, – в их числе Гусев, зарытый вместе с другими в промерзшей земле. А может быть, просто брошенный в снежный сугроб... Окна нашей канцелярии выходят на юг, в гавань. Снег на льду еще девственно чист, но так прозрачен воздух, залитый лучами радостно сверкающего солнца, что невольно чувствуется: ночь прошла, скоро наступит день. Он еще не пришел: до открытия навигации еще добрых три месяца, но уже очистилось небо, не такой плотной тьмой окутаны ночи, а в груди теснится взволнованное предчувствие весны. Скоро солнце растопит льды, очистит море: снова придут пароходы, привезут написанные родными руками письма, мы получим газеты, приедут новые люди – мы снова вступим в жизнь! Впрочем, она все та же, эта жизнь. Так же, как в прошлом году, мы будем читать в газетах о том, что где-то в Болгарии или Румынии кровавые псы капитализма приговорили пятнадцать или двадцать коммунистов в общей сложности к пятидесяти годам каторги. А в гавань снова и снова будет приходить лагерный пароход и привозить новые этапы: 200, 300 человек, тоже в общей сложности приговоренных к двум или трем тысячам лет: сейчас прибывают больше десятилетники. Что изменилось на земле? Ничего, все осталось по-прежнему. Но и сознавая это, мы все же будем с надеждой вчитываться в строчки газет, прислушиваться к вновь прибывшим: мы ведь остаемся людьми...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сие самое воинское ее положение послужило виною и средством мятежа. Стрельцы и казаки, посланные для защиты острова, занесли туда плевелы раскола, и соединясь с некоторыми из монашествующих и ссыльных, преодолели благонадежную часть братии: долго таилась искра, доколе, наконец, вспыхнула. Еще с 1556 года, присланные в лавру богослужебные книги были оставлены, и служение продолжалось по старым: вскоре после собора Московского обнаружился раскол, непокорностью келаря и казначея с братиею, против архимандрита Варфоломея. Они написали челобитную к Царю, исполненную суетных мудрований, которая и доныне в великом уважении у заблуждающихся, и не приняли к себе нового архимандрита Иосифа. Однакоже мятежный келарь Савватий был выведен из лавры вместе со ссыльным князем Львовым, который будучи начальником печатного двора, благоприятствовал порче служебных книг и заразил собою обитель; но увещательные грамоты Царя остались тщетными: слабым показался и отряд воинский против 1600 мятежников, засевших в лавре с пушками, припасами и казною: а между тем лжеучители их расходились по всему окрестному поморью, распространяя ересь и безначалие в пределах Олонецких, где устроились многочисленные скиты так называемых Поморян. Не ранее, как чрез десять лет, воевода царский Мещеринов, с дружиною Стрельцова, после долгой осады, взял приступом лавру и возвратил ее православию, когда зло уже пустило глубокие корни в окрестностях, и даже в дальней Сибири. Не более успешны были и гражданские обстоятельства сей второй эпохи царствования Алексия Михайловича. Подаяния монастырей, подобных Троицкому и Соловецкому, не могли покрывать чрезвычайных расходов разорительной войны Польской: произошла перемена в монете и медные деньги возбудили сперва ропот народный, а потом мятеж, напомнивший первые бунты стрелецкие. Война Шведская, столь бесполезная для России, окончилась уступкою обратно всех областей, завоеванных оружием нашим в течение шести лет; но Польская продолжалась с обоюдными успехами и неудачами.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Автор «Пом. Отв.» Андрей Денисов был выразителем недовольства и жалобы на стеснённое положение приверженцев раскола. Хотя протест этот выразил Денисов в уклончивой двусмысленной форме, из опасения лишения дарованных выговской пустыни льгот и навлечения немилости правительства, но всем, знавшим истинное положение дела, было ясно, насколько слово у Денисова расходилось с делом. Дело в том, что на вопрос Неофита: «православного русского царя, Святейший Синод и всех православных Христиан вменяют ли выговские раскольники за православных, или причитают к некоторым еретикам, к отпадшим от восточной церкви», последовал ответ следующий: приведши известные изречения Священного Писания о необходимости и законности повиновения предержащей власти, Денисов писал, что Его Императорское Величество выговцы всеговейно почитают, прославляют и благодарят; но благочестия Государева не истязуют, но Господа Бога за его милосердное Величество молят 547 , между тем тогда моление за царей не совершалось, что видно из «Истории выговской пустыни» п. Филиппова. Из-за страха за последствия неискренно заявлял Денисов о своём личном и общем почитании Святейшего Синода, всего архиерейского чина и всех православных христиан, которых осуждения он опасался, тогда, как приём никониан в число членов выговской общины совершался по первому чину, то есть через повторение крещения. Андрею Денисову принадлежат, впрочем, другие сочинения, имевшие неофициальный характер, в которых он обнаруживается в истинном свете, то есть как истый раскольник, недоброжелательный и враждебный к церкви. Можно думать, что Семён Денисов, автор «Истории об отцах в страдальцах соловецких», тенденциозно переносил на прошлое тяжесть современных событий в целях воздействия на правительство и утешения единоверцев. В 1714 году выгорецкие пустынножители жаловались Петру I на притеснения со стороны некоторых духовных лиц, указывая на несообразность мер строгости и насилия с духом Евангелия и постановлениями св. вселенских соборов, требующими научать и приводить в согласие кротостью, а не мучительством 548 . Взгляд выговцев не мог измениться через 10 лет ни в принципе, ни в отношении к остальным своим единомышленникам, не пользовавшимся льготами, дарованными выговцам после 1714 г. и продолжавшими быть в 1724 г. 549 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Рейтинг: 10 Голосов: 1210 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Никита 24 февраля 2020, 00:25 Михаил превосходно владеет словом. Вне всяких сомнений это одна из лучших статей о Соловках. Елена 10 сентября 2019, 21:16 Очень понравилась статья! Так захотплось там побывать. Елена 8 сентября 2019, 08:13 Спасибо огромное, Михаил! Была на Соловках в 2003 году с Питерским мемориалом, на службе тоже была,но воцерковление началось с2008 года после поездки на Валаам уже с паломнической группой.Соловки - это Соловки,я описала эту поездку, прочла и Солженицина и Ширяева и ещё много всего.Жила Словками очень долго,хотелось бы поехать,уже паломником и попасть на Анзер,но на все воля Божья.Мой e-мeйл:gerasimenko77731@gmail.com , если кому-нибудь захочется прочесть мой рассказ, пишите, вышлю. С уважением к сотрудникам и читателям сайта " Православие ру " .Елена.Украина.Харьков. Людмила 7 сентября 2019, 22:44 Чудесная статья. Спасибо автору за историю своей жизни, за пронзительность и открытость. Бог на Соловках действительно очень близко, ближе, чем где бы то ни было. Именно поэтому Соловки как будто принимают тебя в свои объятия и питают душу радостью и защищают от суеты мира. Бог, он повсюду. Процветания и благословений Вам, Михаил. Валя Синькеева 6 сентября 2019, 07:55 Очень понравилось,спасибо. ольга 5 сентября 2019, 12:49 Много читаю и смотрю про Соловки и всегда со слезами..Прошу святыхГермана Савватия и Зосиму чтобы посетить их остров если есть воля Божия на то... Андрей 5 сентября 2019, 11:05 Спаси Господи вас Михаил А может кто прочитав рассказ поедет на Соловки или к Господу обратиться Борис 5 сентября 2019, 10:24 Соловки посетил в 2011 году, до сих пор под впечатлением. Тамара 5 сентября 2019, 08:59 Как пронзительно описан путь воцерковления... помощи Божией автору на этом пути. Ольга 5 сентября 2019, 08:37 Очень понравилась статья. Я тоже из " осоловевших " , была там 4 раза летом, а зимой не была, но очень хочется побывать и зимой там. Такого места для души полезного больше не встречала нигде. Жить там, наверное, постоянно не просто, но на время приезжать очень полезно.

http://pravoslavie.ru/123567.html

Шильдер Александр Евгеньевич (1993 – 5 ноября 1937), племянник В. А. Шильдера. Арестован в 1925 г. по «делу лицеистов», приговорен к пяти годам лишения свободы и сослан на Соловки. В мае 1927 г. переведен в Вишерский лагерь. Расстрелян Шильдер Карл Евгеньевич (1895–июнь 1974), племянник В. А. Шильдера. Арестован в 1925 г. по «делу лицеистов», приговорен к пяти годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Вновь арестован в середине 1930-х гг. Окончательно освобожден в 1953 г. Шингарев Андрей Иванович (1869 – 7 января 1918), депутат 2-й Госдумы, в 1917 г. министр Временного правительства. Убит в Мариинской тюремной больнице, куда был перевезен из Петропавловской крепости Ширяев Борис Николаевич (1889 – 1 апреля 1959), литератор, автор воспоминаний о Соловках Ширяев Лоллий Борисович (1938–?), сын Б. Н. Ширяева Шкловский Виктор Борисович (1893 – 5 декабря 1984), писатель, литературовед Шкловский Владимир Борисович (1889 – 24 ноября 1937), филолог, богослов. Отправлен на Соловки в 1923 г. После освобождения из лагеря, вернулся в Ленинград. Расстрелян Школьников Цезик Абрамович (1893–?), анархист. Арестован в августе 1921 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен в Холмогоры, затем в Пертоминск и Кемь Шлихтер Александр Григорьевич (1868 – 2 декабря 1940), член коллеги Наркоминдела (1921–1927) Шмелев Николай Андреевич (1894 – 1937), социалист-революционер. Арестован в мае 1923 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки. В ноябре 1924 г. переведен в Кемь, после освобождения из лагеря сослан в Краснококшайск (с 1928 г. Йошкар-Ола). Расстрелян Штерн Соломон Ильич (1892 – 19 сентября 1937), социалист-революционер. Арестован в сентябре 1922 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен в Пертоминск, затем на Соловки. В 1926 г. вывезен в Тобольский политизолятор. Умер во время следствия Штренберг, заключенный финский предприниматель Штромберг Николай Анатольевич (1879 – ок. 1926), барон, музыкант. Арестован в 1925 г. по «делу лицеистов», приговорен к пяти годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где погиб на лесоповале

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что же, любимцы мои, о вашем глаголе рещи, воистину не вем. Уже много глаголахом и беседовахом от свидетельства божественного Писания, о антихристе и о тайном царстве его, но не веруют мнози. О сем да умолчу и в мысли свой удержу. Но паки засвидетельствовано всем нам от Господа, еже беседовати о всяком деле блазе. Сего ради не могу молчати. И откуду и како повествуем: токмо от рекшаго: Аз есмь алфа и омега, явлейся, по возлюбленному Своему ученику Иоанну Богослову, о последнем отступлении и о антихристе и о тайном царстве его, и различных многих душепагубных действ, и льстивых его козней, яко превзыти ему, глаголет, паче всех древних еретик, иже прежде его бывших. Понеже бо устоит многия тайныя богомерзкия и отступныя вещи. Сего ради явлейся апостолу показа видение многих лукавых действ сатаниных, и нарече видение Апокалипсис. Начало сице: Апокалипсис Исуса Христа, иже даде ему Бог показати рабом Своим, и прочее. Что же, разгнути сему первому словеси мысль, что нарицается Апокалипсис? О сем толкует святый Андрей архиепископ Кесарийский, сице: Апокалипсис убо есть сокровенных таин явление. И сие не без разума, но и внимати подобает. Аще бо сокровенные тайны наречены, то тайно и разумевати подобает, мысленно, а не чувственно. И сие первое зачало и стих мудрствовати втайне быти, а не в яве. И паки вторый стих: послав ангелом Своим рабу Своему Иоанну, и прочее. Толкование: Исус рече, яко Владыка Своему си рабу ангелом нарекоша, исповедав свидетельствовати и проповедати обое, обращения ради слашащим сущая, к человеком утаенно хотя быти, и прочая. Внушите, любимцы мои, аще бо святый нарекл утаенная нам о чувствии, и прекословити с таковым святым, разгнувшим тайны сия; но токмо чувственным человеком устроятся таковыя богомерзкия тайны, и чрез него поклонятся лжехристу, агнцу неправедному, втайне сатане. И о том вы, отцы святии, сами рассмотрите, с испытанием разумно, в божественном Писании, како везде о нем глаголет притчами, в притчу разумевати духовно. A что нецыи глаголют чувственному быти в древнем Иеросалиме и чудесем его быти в чувственне же: рассудите, государи мои, кого там прелыцати и кого уловляти, – из давних бо лет иссякло там благочестие, живут погани мнози языцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Наверняка были у вас сердечные открытия, когда душа озарялась постижением смысла, во время чтения, например. Можете поделиться такими открытиями, как говорят, от сердца к сердцу? — Таких открытий множество. В советское время, к примеру, меня сильно потрясла книга Ширяева «Неугасимая лампада» о Соловецких мучениках. Захотелось самому стать лучше и чище, вновь переосмыслить свою собственную жизнь. — Кем вы себя больше чувствуете — священником, пастырем душ человеческих или писателем? Не мешают ли друг другу эти две грани вашей личности? Никогда не борется в вас священник с писателем? — Мне это не мешает нисколько, а лишь дополняется одно другим. А вот восприятию читателей моего литературного творчества мешает. Одни принимают восторженно, как священника — писателя, а другие, наоборот, скептически, потому что писатель — священник. Не от той, ни от другой стороны объективной оценки не дождешься. — Уж тридцать лет вы являетесь священнослужителем Православной Церкви, срок немалый. Помню, диакон Андрей Кураев рассказывал о пономаре, прослужившем столько же, так тот любил приговаривать: «Я в церкви 30 лет уже, я и убить могу!»... Это юмор, конечно, хоть и черный, но ведь не на пустом месте он расцвел. Где лично вы черпаете душевные силы для оптимистического настроя, для доброжелательности? Как вам удалось не разочароваться в человеке, сохранить веру в его хорошесть? — Душевные силы я черпаю в любви своих ближних, а вот духовные в богослужении и молитве. Не разочароваться в людях мне помогает осознание своей собственной греховности. Я постоянно вижу вокруг людей намного лучших меня по всем качествам. А тех, кто оступился, мне особенно жалко. Хочется такого человека поддержать, дать ему надежду, что не все еще потеряно, и Бог его любит. В любом человеке, если к нему внимательно присмотреться, можно найти что-нибудь хорошее и доброе. Ведь все рождаются безвинными младенцами, но уже пораженными страшной болезнью — последствием первородного греха. — Довольно сложно в реальной жизни определить верные границы душевного и духовного. Нередко встречаются горе-подвижники, мнящие себя духовными, ибо отвергли в себе все душевное, но они не выросли в духе, а просто окаменели сердцем. Им неведомы теплота сердечного чувства, жалость, сострадание — элементарные человеческие чувства. Вспоминаются слова Христа, что не любящий ближнего не может любить и Бога. И в то же самое время великие подвижники тоже невысокого мнения о человеческой душевности. Скажите несколько пастырских слов на эту тему.

http://radonezh.ru/2019/06/24/protoierey...

" Солженицын - это целая эпоха. Масштаб его как человека, писателя и публициста уникален. Многие буквально воспитывались на его книгах. Как к нему ни относись, нельзя не признать, что он всегда обладал твердой гражданской и патриотической позицией. Огромное уважение вызывает тот факт, что в отличие от многих диссидентов он хотел и сумел вернуться в Россию. И в этом я вижу выражение его безусловной любви к Родине " , - сказал священник. " Мое знакомство с творчеством А.И. Солженицына началось с " Одного дня Ивана Денисовича " . А потом были и " Раковый корпус " , и " Архипелаг ГУЛАГ " … " , - рассказал батюшка. " Очень горько, что его голос не был толком расслышан в новой России " , - добавил отец Андрей.http://clck.ru/EsY5xИ совсем неинтересно, модернист этот священник или нет, правда? Или Вы проверили?не волнуйтесь. Хорошо, не буду. И Вам желаю успокоиться, а то столько материала перелопатили, стоит ли оно того. Время само все расставит на свои места. И всех. 83. Re: О литературной ценности творений Солженицына История отношений Козырева и Солженицына восходит к 1963 году. Тот год был памятным — в свет вышла первая правдивая книга о сталинской эпохе «Один день Ивана Денисовича». Автор книги был знаком с московским писателем О. В. Волковым — многолетним соловецким узником и сибирским ссыльным. Московская квартира Волковых и стала тем местом, где мои родители впервые познакомились с рязанским учителем физики Александром Исаевичем Солженицыным. Памятью об этой встрече стала хранящаяся в нашей семье книга «Один день Ивана Денисовича» с надписью: «Николаю Александровичу Козыреву — восхищаясь его мужеством и преклоняясь перед его трудом. 7 июля 1963 года. А. Солженицын». На титульном листе книги портрет писателя. Пережитая трагедия и несклонившийся дух читаются во вдумчивых глазах и на изможденном лице этого человека. Однако мой отец увидел совсем другого Солженицына — энергичного, излучающего живительную силу и интересующегося всем, что происходит в мире. Взаимная симпатия сразу же соединила этих людей.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Чехов Антон Павлович (1860 – 15 июля 1904), писатель Чехранов Павел Дмитриевич (1875–1961), священник. Арестован в январе 1923 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Автор воспоминаний о Соловках Чичиков, литературный персонаж Чокой Иван Иванович (1878 – 26 июня 1962), протоирей. Арестован в феврале 1924 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки Ш Ш.К., заключенная послушница Шалаевский, психиатр Шалидвич, сотрудник лагерной канцелярии Шахов Николай Александрович, меценат Швецов Сергей Порфирьевич (1858 – 4 мая 1930), социалист-революционер Шевелев, социалист-революционер, заключенный сотрудник лагерной администрации Шекспир Уильям (ум. 1616), английский поэт и драматург Шелепов В.И., заключенный сотрудник лагерной администрации Шильдер Александр Евгеньевич (1893 – 5 ноября 1937), арестован в 1925 г. по «делу лицеистов», приговорен к пяти годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Шильдер Владимир Александрович (1855 – июль 1925), директор Императорского Александровского лицея (1910–1917). Умер во время следствия по «делу лицеистов» Шильдер Карл Евгеньевич (1895 – июнь 1974), арестован в 1925 г. по «делу лицеистов», приговорен к пяти годам лишения свободы и отправлен на Соловки Шингарев Андрей Иванович (1869 – 7 января 1918), министр Временного правительства. Убит в результате покушения Ширяев Борис Николаевич (1889 – 17 апреля 1959), писатель. Арестован в 1922 г., приговорен к 10 годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Автор воспоминаний о Соловках Шкапская Мария Михайловна (урожд. Андреевская; 1891–1952), поэтесса, сестра И. М. Андреевского Шмидт, заключенный сотрудник лагерной администрации Шопенгауэр Артур (1788–1860), немецкий философ, теоретик искусства Шпир Африкан Александрович (1837– 1890), русский и немецкий философ-неокантианец Шрейдер Абрам Аронович (1903(4)–?), заключенный сотрудник лагерной администрации Штейн Вера Федоровна (1881 – 23 сентября 1971), скульптор. Арестована в 1929 г. по «делу А. А. Мейера», приговорена к трем годам лишения свободы и отправлена на Соловки

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Именной указатель Идентификация и аннотирование, встречающихся в указателе имен, произведены на основе информации, почерпнутой из энциклопедических словарей, электронных баз данных 224 , справочников 225 по истории ГУЛАГа и личных архивов членов редакционной коллегии, а также из воспоминаний, как самих соловецких узников, так и не связанных с Соловками людей. Случаи, когда информация о том или ином человеке ограничена данными, представленными лишь на страницах мемуаров, говорят об отсутствии параллельных источников информации и указывают на возможные неточности. В квадратных скобках указаны встречающиеся в воспоминаниях способы написания имен и фамилий, в круглых – способы написания, встречающиеся в справочных материалах. Все даты приведены по новому стилю. А Абакумов С. А., сотрудник Архангельской губернской ЧК, первый соловецкий комендант, с мая 1921 г. комендант концлагеря в Холмогорах Абисов Андрей Константинович (1907 – 6 марта 1988), социал-демократ Абрамович, поляк, расстрелян на материке Абрамовский, помощник прокурора Архангельскаго ГПУ Абуладзе Тенгиз Евгеньевич (1924 – 6 марта 1994), кинорежиссер Аввакум Петров (1620–1682), протопоп, идеолог старообрядчества Авдотья Семеновна, наркоторговка Авенариус Рихард (1843 – 1896), швейцарский философ Аврончик, заключенный уголовник Агапов, возможно, имеется в виду социалист-революционер Владимир Владимирович Агапов (1890–14 октября 1937). Расстрелян Адамович, поляк, расстрелян на материке Адельский, лагерный фельдшер Акарский Сергей Леонтьевич (1892–?), белогвардеец, поэт. Арестован в марте 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где был сотрудником лагерного театра и изданий Аксаковы, семья славянофилов Аксельрод Павел Борисович (наст. имя – Пинхус Борухович) (1850 – 16 апреля 1928), идеолог меньшевизма, редактор газеты «Искра», один из лидеров II Интернационала Александр II Николаевич (1818–1881), российский император с 1855 г. Александр III Александрович (1845–1894), российский император с 1881 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010