Всем вообще инокам и мирянам, спрашивавшим у него, как спастись, обыкновенно говаривал: «Спрашивай у своей совести, слушайся ее, и она наставит тебя на путь спасения» (1, с. 163). Старец Наум считал иноческую жизнь выше мирской и первую называл царством, а последнюю состоянием рабства. «У монахов два царства: они царствуют здесь, и по смерти надеются царствовать», – так восклицал он, при виде свободных от многопопечительности мирской и от всяких соблазнов и поводов к греху, в тихом пристанище служащих Богу в подвигах молитвы (1, с. 163). Испытав в жизни своей скорбь и тесноту, старец Наум обладал особенною способностью утешать изнемогающих под бременем напастей и искушений. «Не скорби, брат, бедами и искушениями мы идем в Царство Небесное». Скорби он уподоблял буре, которая временно шумит, но скоро сменяется тишиною и спокойствием (1, с. 163). Поучительны были наставления старца Наума боримым плотскою похотью. В назидание им старец Наум рассказывал, какой ценой бесстрастие досталось ему самому: «Раз привели ко мне женщину, желавшую поговорить со мною; недолго была моя беседа с посетительницею, но страстный помысл напал на меня и не давал мне покоя ни днем, ни ночью, и притом не день или два, а целых три месяца мучился я в борьбе с лютой страстью. Чего не делал я?! Не помогали и купания снеговые. Однажды после вечернего правила вышел я за ограду полежать в снегу. На беду заперли за мною ворота; что же делать? Я побежал кругом ограды к другим, третьим монастырским воротам; везде заперто. Побежал за кожевню, но там никто не живет. Я был в одном подряснике, и холод знобил меня до костей; едва дождался утра и, чуть жив, добрался до кельи; но страсть не утихала. Когда настал Филиппов пост, я пошел к духовнику, со слезами исповедал ему свое горе и принял епитимью; тогда только, благодатию Божиею, обрел я желаемый покой» (1, с. 163 – 164). Схимонахи Адам и Андрей Приснопоминаемый схимонах Адам († 1859) был истинное чудо простоты и незлобия. Таким Господь и обещал Свое Небесное Царство. Никогда не видели его гневающимся, и он ни за кем не замечал погрешностей и пороков. Его трудовым послушанием было рыболовство, в связи с чем и в келье ему приходилось заниматься вязанием сетей. Когда для братии случался недостаток рыбы, то отец Адам очень горевал и скорбел. Тогда он, причастный к обеспечению монастыря рыбой, как бы в наказание, лишал себя пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Для того чтобы разобраться и в смыслах Писания, и в море другой словесности, человеку необходимо учиться у хороших учителей, которых еще было мало на Руси. Поэтому Артемий уделяет особое внимание проблеме учительства, видимо, не без влияния соответствующих идей Августина 345 , хорошо известного в Литве, куда Артемию пришлось бежать из Соловецкого заключения и где он провел часть жизни. Учительство, по мнению русского старца, -особый дар, который отпущен далеко не каждому («не всем бо есть учителства дар» –1221), и учитель обязан использовать его по назначению. Он должен быть чужд тщеславия, гордости, зависти, какойлибо корысти. С чистым сердцем ему подобает молить Бога о даровании соответствующего слова для передачи ученикам открытых ему знаний; он должен постоянно совершенствоваться, постоянно учиться сам, или, как образно пишет Артемий, «несть бо добро разорити своя храмина и создати другаго» (1222). Учитель должен хорошо знать своих учеников и давать каждому из них знания, соответствующие его разумению и возможностям усвоения: «Темже познавати нужно и время, и лице, и меру слова младенцам же и совръшенным, и таковые пища предлагати по возрастех духовных и начинаниих» (1222). Учение должно сопровождать человека в течение всей его жизни, полагает Артемий, ибо «от учениа бо разум прилагается», и со ссылкой на святых мужей заключает: «…еже и до смерти учитися подобает» (1437). Только такое постоянное учение позволяет человеку постигать смысл и глубочайшие тайны, заключенные в книгах. Князь Андрей Курбский, например, считал, что р небольшом по объему церковном гимне «Акафисте» «замыкается все плотъское Божие смотрение» (ПЛДР 8, 330), то есть устроение всего мира. Как же усмотреть его неискушенному в учении человеку? Вопрос о систематическом образовании, регулярном изучении наук, хотя бы в рамках церковной пайдеи, встал в русской культуре во второй половине XVI в. во весь рост. Этому способствовали и всевозрастающие контакты с Западной Европой, проникновение на Русь элементов западноевропейской культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Ему было недостаточно одного уменья писать книжным языком: изложив свою повесть по-церковнославянски, но без риторического добрословия, он подобно Досифею Соловецкому или Герману Столбенскому, целые годы продержит ее в своей келии, боясь явиться перед читателем в неустроенном виде, пока не найдет опытного мастера, который покроет его рассказ блеском широких словес. «Како везти к архиепископу, пишет Досифей о своем труде, стыжуся, понеже истину написах, но удобрити якоже бы сложно недоумехся». Слагатель самых витиеватых житий всего усерднее просит у читателя снисхождения к простоте своего пера, «понеже извитая словесем не вем, ни решения притчам навыкох, ни у философов учихся, грамотикия же и риторикия никогдаже прочитах». Любопытно, что в древнерусской литературе житии первый голос, хотя раздавшийся в пустыне, против философского извития, наполняющего «воздух словесы», поднял приезжий литературный мастер: в предисловии к житию соловецких чудотворцев Максим Грек одобряет Досифея именно за простоту изложения, которой тот стыдился, и, противополагая ее суетной философской речи, прибавляет: «Наши же христианския похвалы, Богу приносимыя и святым Его, аще и проста бывают неухищренными глаголы, но благодарна и нескрыта и явствена всем на пользу слышащим». Зато недостаток биографических сведений, при уверенности в литературном искусстве, никогда не останавливал древнерусского писателя; напротив, Андрей Юрьев взялся за новую редакцию жития князя ярославского Феодора, чтобы создать блестящий памятник витийства во вкусе времени, но не воспроизвести вполне и тех известий о князе, какие автор нашел в старом кратком житии его. Общие места житий не ограничиваются назидательными отступлениями: они открываются там, где при первом взгляде могут показаться биографические факты. Типический образ святого, как он рисуется в житиях, слишком известен, чтобы воспроизводить его здесь во всей полноте. В нем рядом с чертами индивидуальными, имеющими значение действительных фактов, легко заметить черты общие, однообразно повторяющиеся едва ли не в каждом житии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

р.Б. Сергий 27 октября 2018, 09:18 Алле,27 октября 2018 г.01:19 Если вам угодно,оставайтесь при своем личном мнении,считая,что манеры,являются основным показателем интеллигентности человека. Среди фарисеев,думаю, были тоже достойные люди,исполняющие все предписания Закона (манеры),отлично знающие Закон.Но имели ли они истинную веру-это вопрос.Я уже жалею,что стал причиной этого спора,не имеющим отношения к вопросам веры, на православном сайте и ввел в смущение вас.К сожалению,это не тот случай о котором сказано : " Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами... " (1Кор.11-19)Постараемся понять другого (ближнего),хотя каждый останется при своем понимании темы. Далее продолжать этот спор не вижу смысла.Всех благ вам и здоровья. Алла 27 октября 2018, 01:19 р.Б. Сергий,я не знаю, каким Пикуль был на тот момент. Но для меня очевидно, что если бы он так и остался на уровне 5 классов, интеллигентным он бы ни был. Я не знаю, как вы воспринимаете это слово, для меня нет оскорбительного в том, чтобы сказать, что человек не интеллигентен. Например, крестьяне, не получавшие образование, все скопом были не интеллигенты, что не делает их плохими людьми. Просто данный термин все-таки подразумевает достаточное количество знаний. Человек не рождается интеллигентным, а становится им. Мне очень нравится роман Лондона " Мартин Иден " , там наглядно показано, как преобразили знания молодого человека. Изменилось все, в том числе его поведение, манеры. Ольга 26 октября 2018, 11:01 Доброго дня Всем, мне грешной рабе Б. малоначитанной и совсем не интеллигентной, но идущей к Богу миллиметрованными шажками с первого четверостишия стало не по себе....Спасибо о.Андрей за статью р.Б. Сергий 25 октября 2018, 19:01 Алле,24 октября,22:55 Не буду вдаваться в долгий спор с вами.Приведу только один пример : наш современник,писатель покойный Валентин Саввич Пикуль,окончивший только 5 классов общеобразовательной школы и Соловецкую школу юнг,направленный в 1946 г.в Ленинградское подготовительное военно-морское училище и в том-же году,отчисленный из него " за нехваткой знаний " - был интеллигентным человеком или же по вашей классификации нет ?

http://pravoslavie.ru/116664.html

Избирком одобрил инициативу КПРФ провести референдум по памятнику Дзержинскому в Москве Москва, 25 июня 2015 г. Настоятель московского подворья Соловецкого монастыря архимандрит Мефодий (Морозов) считает, что вместо мемориального камня на Лубянке следует установить поклонный крест, сообщает сайт обители . Демонтаж памятника, 1991      «На Лубянке в память о жертвах репрессий поместили камень с Соловецких островов. Люди там собираются, проводят поминальные мероприятия. Даже священнослужители приходят и служат панихиды. На мой взгляд, молиться у камней – не совсем правильно и отдает язычеством. Все-таки помолиться о душах невинно убиенных куда как лучше возле креста», – заявил священник корреспонденту Интерфакс . Если же по итогам общегородского референдума будет решено восстановить на Лубянке памятник Дзержинскому, то приходить туда поминать репрессированных «окажется просто неудобно», добавил настоятель, выразив надежду, что «в любом случае поминальный крест на подворье станет альтернативой Лубянской площади». Между тем стало известно, что московская городская избирательная комиссия в четверг одобрила предложение столичного отделения КПРФ провести в Москве референдум по возвращению памятника Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь, передает ТАСС. Юридически оснований для отказа КПРФ нет Московская городская избирательная комиссия также зарегистрировала инициативную группу КПРФ по проведению в Москве референдума, уполномоченным инициативной группы назначен глава фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков. " В соответствии с законом города Москвы о референдуме предлагается установить, что количество подписей участников референдума, которые необходимо собрать, составляет 146315 " , - сказал зампредседателя Мосгоризбиркома Алексей Шлёнов. Он уточнил, что это 2% от общего числа избирателей Москвы. Инициативная группа должна открыть счет в банке и начать сбор подписей, на это у коммунистов есть 30 дней, затем Мосгоризбирком проверит подписи. Если они будут признаны действительными, то в Москве пройдет референдум.

http://pravoslavie.ru/80237.html

Чтобы лечить сына, настраивать слуховые аппараты и водить мальчика в специализированную школу для глухонемых, отец Георгий попросился о переводе в Москву. В 2017 году его назначили клириком храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове. Сегодня семья живет при храме в двух комнатах: одна — детская, вторая — гостиная.  — Я-то что? Уйду служить, и до вечера меня нет, а матушка целый день с детьми. Ей памятник надо, да некому поставить, — отец Георгий ласково смотрит на жену. Теперь впереди школа — стихийное бедствие для большой семьи. Двое старших детей живут уже отдельно, а пятеро еще школьники. — Мы с матушкой все время вспоминаем, как раньше люди тяжело жили, и не жалуемся. А молодым, конечно, хочется все новое и красивое. Устарели мы, последние из могикан. В семье Хозяшевых пойти на линейку 1 сентября с новыми рюкзаками мечтают четверо детей: Матрона 13 лет, Василиса 10 лет, Андрей 9 лет, Арсений 7 лет. «Давай посмотрим на папу» Семья Чудиновых уже получила помощь от фонда в прошлом году: трое из четверых детей пошли в школу с новенькими рюкзаками.  — Вы знаете, — рассказывает мне Ирина, мама Вани, Ани, Мирона и Елисея, — это была такая ощутимая помощь! А главное — качество. У Ани вообще оказался какой-то новомодный девчачий рюкзак, розовый, с мешком для сменки, красивый. Очень приятно, что когда фонд помогает, это не какая-то сомнительная благотворительность — берите, что попало, — а настоящие, качественные вещи. Будто сам для себя пошел, выбрал и купил. Семья Чудиновых Семье Чудиновых фонд «Правмир» начал помогать больше трех лет назад, когда заболел отец семейства Алексей. У мужчины была четвертая стадия рака. Сначала врачи поставили диагноз «рак слюнной железы». Алексей лечился и как будто бы выздоровел. Но через три года болезнь вернулась — теперь с метастазами в легких и опухолью в мозжечке. Ни курсы химиотерапии, ни радиохирургия с использованием системы «Кибернож» не смогли остановить болезнь. Алексею было 43 года. — Когда Леша ушел, наши дети возвращались с отдыха на море. Я была дома, с мужем, не смогла его оставить, — вспоминает Ирина. 

http://pravmir.ru/u-ani-k-shkole-novyj-m...

«Знайте, – сказал он малочисленной братии, отправлявшейся вместе с утварью, – что где бы вы ни были, на море или на суше, когда придет пяток, мы все здесь в обители, каждый по своей силе, молимся и постимся; вы то же делайте, и вас Господь помилует и сохранит достояние угодников, с вами отправляемое, неприкосновенным, и если вы сохраните сию мою заповедь, то возвратитесь опять в свою обитель, в целом здравии, при спасении всего, что с вами было». Однако, с приближением опасности, смущенная братия начала упадать духом, как будто оставлена была на жертву врагам, которые уже плавали по Белому морю: страх сей доходил до слуха настоятеля. За десять дней до нашествия англичан, отслужив соборно воскресную литургию, он произнес опять краткое слово для одушевления братии, внушая ей: не скорбеть о том, что мала видимая защита к предстоявшей обороне от сильного врага, но твердо уповать на Господа и пречистую Его Матерь и преподобных основателей Зосиму и Савватия; ибо сам Господь заступлением их покажет такое чудо над обителью, какого дотоле там не видали». Умилившаяся братия несколько успокоилась, возвергла печаль свою на Господа и на предстательство его угодников, и Господь не посрамил их упования. Между тем, так как уже не было никакого сомнения о намерении англичан подступить с вооруженными судами к обители Соловецкой, настоятель при слабых своих вещественных средствах приготовлялся, как только мог, встретить его с мужеством, подобающим православному и русскому. Чтобы поддержать дух в народе, он велел продолжать начатые работы монастырские и смолить все крыши; с его благословения ежедневно производились обычные послушания, как будто не предстояло никакой опасности, так что многие его осуждали за такое мнимое равнодушие; но когда впоследствии увидели, что не могли легко загораться от неприятельских бомб еще не просохшие крыши, оправдали предусмотрительность его распоряжений. На случай пожара расположил он по стене достаточно воды и мокрых войлоков, и приготовил в погребах сколько мог воинских снарядов (не более однако считалось 500 ядер и 20 пудов пороха); из оружейной палаты явилось опять оружие давно минувших дней на случай рукопашного боя, потому что все хотели скорее умереть, нежели сдаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Отрадно одно – епископ Порфирий вовремя опомнился и решил уклониться от сомнительной чести стать «духовным лидером православных ковид-диссидентов», предпринимающих в последнее время усилия по расколу Русской Православной Церкви и по превращению православных в авангард борьбы против государства Российского. Редакция «Русской народной линии» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 40. " КовиВак " и " ЭпиВакКорона " в этом отношении чисты. Андрей, а вам кто сказал? Вы проверяли? Возможно вы проверяли, что в интернете или на коробочке написано, но это же не Библия и не церковное предание - это не одно и тоже что проверить как надо 39. Живая рыба Уважаемая редакция, сколько можно мусолить термин ковид-диссиденты? Это просто смешно и повод усомниться в ментальной адекватности пишущих. Можно ведь и антоним придумать: ковидо-психоз-апологеты. А владыке Порфирию большая благодарность, хочется надеяться, что он не " один в поле " воин Христов. А если и так, то на то есть еще поговорка: " живая рыба плывет против течения " . 38. ПРОЦЕСС ОПЯТЬ Спасибо владыке Порфирию и РНЛ. Теперь, благодаря комментариям, в которых прозвучало мнение генетиков, мы узнали, что только массовая вакцинация ответит на вопрос, насколько она опасна или безопасна для человечества. Эксперимент с вакциной Cnymhuk-V закончится 31.12.2022. Предполагается, что «дополнительные подстраховки» предотвратят проникновение вируса в геном человека. Остаётся надеяться, что в большинстве случаев так оно и будет. Поэтому не стоит паниковать раньше времени, тем более, что Президент гарантирует добровольность. И в международных документах прописан тот же принцип. Смертность от ковида по официальным данным составляет всего 2,5% от общей смертности. Коллективный иммунитет весьма проблематичен, поскольку чем больше переболевших и привитых, тем больше мутаций. Однако механизм борьбы с этой химерой уже запущен. Он поглощает грандиозные суммы. Как в своё время сказал один политик: «Процесс пошёл». И только владыка Порфирий на Соловецких островах пожалел простых ни в чём не повинных людей, которым угрожают потерей работы. Альтернатива опасной урбанизации, чреватой сгущением масс людей, по мнению академика РАЕН М.Я. Лемешева, заключается в создании экологически чистых сёл и деревень, поскольку в городах человечеству не выжить. К этому великий учёный призывал до последних дней своей жизни. И не был услышан, поскольку нашу страну на данном этапе пытаются вмонтировать в Западный мир, где не ставится цель сбережения русского и других народов, населяющих Россию.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/20/ep...

И.А. Ермолаев. «Власть Советам!..»: о событиях в Кронштадте 1–18 марта 1921 г. 68 В числе 19 арестованных моряков был и я. Вот имена товарищей, арестованных вместе со мной: Андрейченко Павел, Богданов Андрей, Брусникин, Гурьев Михаил, Ершов, Куркин, Кулышев Степан, Мартынов Владимир, Рассказов Матвей, Тюкин Степан, Терентьев Степан, Лобанов, Белов Леонид, Захаров Александр, Федоров Яков, Федотов Василий, Юдин Владимир, Эвелькис Иван. Больше года сидели мы в тюрьме на Шпалерной в Петрограде, ожидая решения нашей участи. За все это время нам не предъявили никакого обвинения, не вызывали на допросы. В конце концов, мы объявили голодовку. Нас разместили в подвале тюрьмы по одиночным камерам. Осматривая свое новое «жилье», я обнаружил на стенке камеры нацарапанную чем-то твердым надпись: «Здесь сидел в ожидании расстрела член ревкома мятежного Кронштадта матрос с «Севастополя» Перепелкин. Нас выводили на пятнадцатиминутные прогулки, и во время одной из них я встретился с Васей Яковенко – так звала его на корабле братва. В знак солидарности с нами он тоже объявил голодовку. Яковенко рассказал, что вернулся в Россию осенью 1922 года и ему предъявлено обвинение по 58 статье, как государственному преступнику. Через пять дней мы прекратили голодовку – нам, всем девятнадцати, был объявлен приговор: три года ссылки в Соловецкий концлагерь. Яковенко в этой группе не было, и дальнейшая его судьба мне неизвестна. Позже, уже на Соловках, нам рассказали, прибывшие в ссылку, что, будучи в Бутырской тюрьме, они слышали, что из Петрограда туда был доставлен под усиленным конвоем матрос, участник кронштадтского мятежа Яковенко. Скорее всего, его расстреляли. В октябре 1923 года нашу группу привезли в концлагерь Кемь, который служил, как бы, перевалочной базой по пути в Соловки, и разместили в дощатом бараке. Как-то на прогулке, возле барака, мы познакомились с двумя анархистами, как мне помнится, по фамилии Мамай и Минский. Они прибыли из Соловков и направлялись по вызову в Москву. От них мы узнали о порядках, царивших в Соловках, причем, они предупредили нас о главном: в Соловках существует два режима содержания заключенных, уголовные и политические содержатся отдельно. Политические – в скитах Муксольма и Савватеевский, уголовники – в Кремле. Политические к принудительным работам не привлекаются, а уголовники строят узкоколейку, ведут лесозаготовки и все хозяйственные работы, связанные с обслуживанием лагеря. Как правило, все прибывающие в Соловки, независимо от того, кто они, сразу направляются в лагерь уголовных преступников, а уж потом, после настойчивых требований политических направляют в «свой» лагерь. И, поскольку, мы не уголовники, нам следовало требовать, чтобы нас сразу направили в лагерь политзаключенных с соответствующим режимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Казалось бы, какая разница — освоить выделенные на восстановление того или иного памятника средства в рамках одного длительного или нескольких сезонно-годичных контрактов? В чем-то меньшие суммы, прописанные в скрепленных государственными печатями бумагах, даже оптимальнее: не так много «отпилят»! Но это только одна сторона медали. «В прошлом году строители приступили к сооружениям монастырской крепостной стены: пряслам и башням, — рассказывает ведущий специалист реставрационного отдела монастыря по технадзору Андрей Дубровский. — " Балтстрой " отчитался о проведении работ на трех башнях — Архангельской, Успенской и Никольской. Посмотрите на Архангельскую: обновлен шатер, по прилегающей части прясла полностью заменены два слоя кровельного теса, зачеканена валунная кладка. Теперь подойдем к Никольской — противоположной по набережной Святого озера. Общее впечатление самое плачевное: кровлю поменять не успели, перекрытия шатра остались старыми. Ничего, кроме штрафов, подрядчик тут не получит. А деньги-то бюджет готов был выделить серьезные, не один десяток миллионов...» Реально казна тратит на соловецкую реставрацию меньше зарезервированных госбюджетом средств. Во-первых, что-то удается сэкономить в ходе аукционных процедур по конкурсам среди подрядчиков. Во-вторых, сами подрядчики, признается Максим Пирогов, оказываются не в состоянии целиком освоить уже выделенные средства. На центральной монастырской усадьбе, где пока сосредоточены главные усилия, с 2011 года работает АО «Балтстрой», а с 2016-го — еще и ООО «Опр-Строй». При этом на субподрядах у них — множество строительных фирм. Быть может, выделять меньше денег, чтобы строители гарантированно закрывали ежегодные объемы? Пирогов не согласен: «Как священноначалием, так и утвержденным премьер-министром Дмитрием Медведевым комплексом мер по сохранению и развитию Соловецкого архипелага к 2020 году предполагается полностью отреставрировать 68 монастырских памятников архитектуры федерального и регионального значения из первоочередного списка. Уже понятно, что стопроцентно в эти сроки мы не вписываемся: сейчас (пока что на уровне обители) график работ по первоочередному списку сдаточных объектов на ближайшие четыре года корректируется. Но если финансирование снижать искусственно, из Мос­квы, темпы реставрации замедлятся еще сильнее. Ни государственного заказчика, ни нас подобный сценарий не устроит категорически».

http://e-vestnik.ru/reports/solovetskoe_...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010