Пророчество святого Николая сбылось. Мануил вскоре получил здравие и, будучи взыскан милостью императора, до глубокой старости исправлял важные государственные должности: был неусыпен, человеколюбив и правосуден. Наконец, когда приспела его блаженная кончина, преподобным Николаем был пострижен и в мире отошёл к Господу. О том, сколь ужасно оскорблять родителей Однажды к преподобному Парфению, епископу Лампсакийскому 304 , приведён был юноша, жестоко мучимый нечистым духом. Человеколюбивый Парфений при первом взгляде на страждущих, даже без их просьбы всегда помогал им своими молитвами; но, посмотрев на юношу, обнаружил неудовольствие. Родители, припадая к стопам человека Божьего, слёзно умоляли его, дабы умилосердился над их сыном и избавил от лютого недуга. Но человек Божий отвечал им: «Ваш сын недостоин исцеления; дух-мучитель дан ему в наказание за то, что он – почти отцеубийца». Родители ужаснулись. Парфений спросил у них: «Сын ваш часто оскорблял вас?» – «Так!» – отвечал отец. «Вы молились в горести души вашей, – продолжал Парфений, – чтобы Господь наказал его?» – «Согрешили пред Господом», – отвечали со вздохом отец и мать. Тогда человек Божий сказал: «Пусть же он страждет, как заслуживший это наказание». Но чадолюбивые родители, болезнуя сердцем своим о сыне, не переставали проливать слёзы и умоляли святителя Христова, да испросит ему у Бога прощение. Только их просьбой преклонённый, Парфений благословил юношу и, помолившись Господу, исцелил его. Дети! Ужасайтесь оскорблять своих родителей: их клятва низводит на вас клятву небесную. Помощь ближнему Господь принимает как истинное богослужение Преподобный Досифей 305 , будучи одержим тяжкой болезнью, сказал одному великому старцу Варсонофию: «Владыка мой! Уже не могу в живых быть». На это Варсонофий отвечал: «Чадо! Иди с миром предстать Святой Троице и молись о нас». Братия, услышав этот ответ великого старца, начала негодовать и говорить между собой: «Что великое сделал этот юный монах, что удостоился принять такой ответ от святого отца? Мы не видели, чтобы он удручал себя постом или бдением более других; напротив того, часто на всенощную службу он приходил после всех нас, а иногда оставался и дома».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

36 Святитель Филарет, архиепископ Черниговский «Жития святых, чтимых Православной Церковью. Издание Сретенского монастыря. 2000, январь, с. 305.» 37 «Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянини слова подвижнические». Перевод с греческого С.Соболевского. Сегиев Посад, 1911, Слово 65 (493). 39 «Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника, бывшего Епископа Христолюбивого града Ниневии, Слова подвижнические», М. в типогр. Готье. 1854 г. Слова I (14). 42 Некоторое времени он был еще содержателем Лаврского книжного магазина, но поскольку это послушание было вовсе не по его дуку и требовало отвлечения ума от духовного делания, то отец Пафнутий вскоре был освобожден от этого, неподходящего для него, занятия. 43 Последние схимники – иеросхимонах Михаил, скончавшийся 22 декабря 1815 года на 93 году жизни и иеросхимонах Вассиан (Балашевич), принявший схиму в 57 лет, в 1802 году. Старец Вассиан скончался на 82 году жизни, в схиме был в течение 25 лет. 44 Святой Парфений, епископ Лампсакийский, родом из Мелитополя, провинции Геллеспонтской, был сыном диакона тамошней церкви. Будучи ребенком, он ходил на ближнее озеро, ловить рыбу, продавал ее и из этих денег подавал милостыню нищим. Не наученный грамоте, любил слушать чтение Божественного Писания и много знал из него. Епископ Мелитопольский, узнав о благочестии отрока, приказал научить его грамоте, и по достижении им зрелого возраста, он как достойный был посвящен во пресвитера. За благочестивую жизнь Господь удостоил его дара прозорливости и чудотворений. Митрополит Ахилий поставил его епископом города Лампака, в котором большинство жителей были язычниками. Это было в царствование Константина Великого , около 325 года. Учительною жизнью своею, молитвами и чудесами благодати Божей он привел граждан к познанию Бога и на места храмов идольских, с соизволения царского и с царским пособием, создал храмы Божии. Святой Парфений скончался мирно около 350 года. («Жития святых, чтимых Православной Церковью. Составлены святителем Филаретом, архиепископом Черниговским». Издание Сретенского монастыря. 2000, февраля, с. 256–257).

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Еще одна икона – икона Богородицы «Милующая». Икона находится в монастырском соборе в левом киоте. Богородица изображена сидящей на троне, на Ее левом колене изображен сидящий Богомладенец, благословляющий правой рукой, в левой руке Он держит свиток. Вокруг трона Богородицу окружают Херувимы с Серафимами. На иконе есть подпись: «написана сия икона Иоанном Максимом в 1673 году», серебряный оклад ее был изготовлен в России в 1853 году. Также в Эсфигмене есть частицы Животворящего Креста Господня, часть губки, с помощью которой поили Спасителя на Кресте, часть одежды Пресвятой Богородицы. В монастыре хранится множество частиц святых мощей: Иоанна Предтечи, апостола Иакова, брата Господня, священномучеников Агафангела и Парфения Лампсакийского (имеющего благодать исцелять болезнь рака), равноапостольной Марии Магдалины, великомучеников Георгия Победоносца и Пантелеимона, великомученицы Анастасии Узорешительницы, мученицы Варвары, святителей Григория Паламы, Григория Нисского и Афанасия Великого, преподобного Антония Нового из Верии, новомученика Димитрия Пелопонесского, преподобного Анастасия Персиянина, святителя Афанасия, Патриарха Константинопольского, священномучеников Модеста и Харалампия, святителя Иоанна Златоуста, святой Марины, великомученика Меркурия, великомученицы Евфимии, мученика Трифона, первомученика архидиакона Стефана, священномученика Ермолая, преподобномученика Агафангела Нового. Библиотека содержит 372 рукописи и 8000 печатных книг. Число насельников монастыря достигает ста двадцати человек. Свято-Пантелеимонов монастырь Свято-Пантелеимонов монастырь занимает девятнадцатое место в святогорской иерархии. Другое его название – Русик – по составу насельников. Это один из трех традиционно славянских монастырей. Большую часть его насельников составляют выходцы из России. Монастырь святого великомученика Пантелеймона расположен на юго-западном побережье полуострова Афон, между монастырями Ксенофонт и Ксиропотам. Первоначально монастырь святого Пантелеймона находился в другом месте, дальше от побережья – теперь там расположен так называемый «старый», нагорный, Русик, или монастырь Фессалоникийца, основанный в начале XI века. Его построил некий богатый христианин из Фессалии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Преподобный Парфений, епископ Лампсакийский (7 февраля) «Когда однажды, во время ловли рыбы, святой Парфений сидел у Катаптелийской пристани, – в сети к рыбакам попала одна большая рыба, называемая финнос (тунец). Выскочив из сети, она упала к ногам Святого . Осенив ее крестным знамением, он повелел ее разрезать и раздать братиям для снедения во славу Божию» с. 130]. Преподобный Годрик Финхейльский «Стол был накрыт, на нем стояли овсяные лепешки, которые обычно ел Святой, и кружки с молоком. Но Святой взглянул на стол, и он показался ему бедным, тогда он позвал послушника и попросил подать еще и рыбу. – Господин мой, – в изумлении ответил тот, – где мы достанем рыбу в такое время, когда жара и засуха столь велики, что видно даже дно реки? Мы переходим посуху там, где раньше закидывали рыболовные сети. Но Святой сказал: – Не медли, пойди и закинь невод в этом сухом месте. Юноша исполнил приказание, хотя и не надеялся на улов. Вернувшись, он рассказал, что река высохла почти совсем и песчаное дно обнажилось. Старец попросил его наполнить котел водой и подвесить его над разведенным огнем. Через некоторое время он вновь отправил послушника к реке за уловом; во второй раз ученик проверил сети, тоже ничего не нашел и вернулся с пустыми руками. Больше послушник не хотел идти. Какое-то время святой Годрик молчал, а потом сказал ему: – Сейчас же иди к реке, ибо только что попала в сети рыба, которую обещал мне Иоанн Креститель, а он никогда не нарушает своего обещания, хотя и не заслуживает этого наша слабая вера. Ты увидишь, что попавший в сети лосось очень хорош. Послушник опять вернулся к реке, вынул из сети большую рыбину и принес своему господину в часовню, положив ее к его ногам. Потом, по указанию отшельника, юноша разрезал ее на куски и положил в кипящую в котле воду, а когда она сварилась, подал ее братьям. Монахи поужинали ею и насытились, поражаясь такому чуду» [VIII, с. 101–102]. Преподобный Косма Афонский «Однажды афонский подвижник, преподобный Косма, тяжело заболел. По немощи ему захотелось подкрепиться рыбой. Выполняя его желание, с небесных высот спустился большой орел и положил у его ног свежую серебристую рыбину. Преподобный подивился великой милости Божией и потихоньку стал готовить кушанье.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Причащение апостолов. Роспись юж. стены верхнего храма Костницы. Между кон. XI — кон. XII в. Фото: И. А. Орецкая Причащение апостолов. Роспись юж. стены верхнего храма Костницы. Между кон. XI — кон. XII в. Фото: И. А. Орецкая В нартексе верхнего этажа на восточной стене представлено «Видение Иезекииля», а под ним - Богоматерь с Младенцем, архангелы и апостолы Петр и Павел. Первоначально 4 арки в боковых стенах и одна в зап. стене нартекса не были заложены и он был открытым и хорошо освещенным. На приставленных к боковым стенам столбах изображены в полный рост великомученики Арефа и Артемий, над вост. аркой юж. стены - мученики Авив, Гурий и Самон в медальонах, над зап. аркой - мученики Флор и Лавр; соответствующие изображения в медальонах на сев. стене сохранились хуже: возможно, там представлены воины Орест, Евгений, Мардарий, Авксентий и Евстратий. На зап. стене - полуфигурные изображения воинов великомучеников Георгия и Феодора Тирона в прямоугольных обрамлениях; там же - образы Сампсона и, по-видимому, Маманта и между ними - медальоны с изображениями неизвестных св. воинов по сторонам Мандилиона. В верхнем ярусе зап. стены 4 медальона расположены в 2 ряда: сверху - пророки, снизу - апостолы, один из к-рых - Иаков (сохр. надпись рядом с его изображением). Деисус. Святители Церкви. Роспись алтарной апсиды нижнего храма Костницы. Между кон. XI — 2-й пол. XII в. Фото: И. А. Орецкая Деисус. Святители Церкви. Роспись алтарной апсиды нижнего храма Костницы. Между кон. XI — 2-й пол. XII в. Фото: И. А. Орецкая В апсиде нижнего этажа представлен Деисус с восседающим на престоле Христом в центре. Под Деисусом - ряд погрудных изображений епископов, заключенных в круглые и прямоугольные обрамления. Пятерых из них можно идентифицировать по надписям - Григория, просветителя Армении, Парфения Лампсакийского, Петра Александрийского, Павла Исповедника, Афиногена Пидахфойского. Трое из них связаны с Арменией, но их памяти отмечались и в грузинском календаре. В наосе есть еще 10 полуфигурных изображений святых в прямоугольных обрамлениях.

http://pravenc.ru/text/2580466.html

Достигнутое вероисповедное единство западных никейцев и омиусиан, которых после подписания Никейского символа мож­но было уже, казалось, считать вполне православными омоусианами, таило однако две скрытые опасности: одну каноническо­го характера, связанную с замещением Антиохийского престола и соперничеством между не признанным в Риме и Александрии Мелетием и признанным обоими папами Павлином, а другую – уже догматическую: Македоний и его сторонники, как выясни­лось, правда уже после смерти самого Македония, последовав­шей вскоре после Лампсакийского собора, и о чем в свое время предостерегал императора Иовиана святой Афанасий, отвергали Божество Святого Духа, так что впоследствии именно это заблуж­дение было анафематствовано II Вселенским Собором как македонианская ересь. Богословские споры, в которые был вовлечен христианский Восток, велись не только между епископами и клириками: они выплеснулись далеко за границы корпоративной ангажирован­ности богословов. В них включились миряне, знатные и просто­людины, богатые и нищие, honeseriores и humiliores. Святитель Григорий Нисский , бывший свидетелем этой всеобщей одержи­мости богословием, представил ее в ироническом тоне, кото­рого она и заслуживала отчасти, но лишь отчасти, потому что, хотя и в не самом благообразном виде, так проявлялась не толь­ко многовековая эллинская страсть к спорам на умозрительные темы, но и сближающая их с евангельской Марией забота о еди­ном на потребу. Правда, в отличие от сестры Марфы современни­ки святого Григория предпочитали не столько слушать, сколько говорить, и при этом нечто еретическое: «Иные... оторвавшись от трудных занятий, стали какими-то внезапными преподавате­лями богословия; иные, может быть, слуги, не раз бичеванные, бежавшие от рабского служения, с важностью любомудрствуют у нас о непостижимом... Все в городе наполнено такими людьми: улицы, рынки, площади, перекрестки. Это торгующие платьем, денежные менялы, продавцы съестного. Ты спросишь об оволах, а он любомудрствует о Рожденном и Нерожденном. Хочешь узнать о цене хлеба, а он отвечает тебе, что Отец больше, а Сын у него под рукою; если скажешь, что пригодна баня, решитель­но говорит, что Сын из ничего. Не знаю, как надлежит назвать это зло – бредом или сумасшествием» 380 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Февраля 3 дня 7063 (1555) года Царь и митрополит приказали написать имена всех избранных мужей, каждое особо, на одинаковой цветом и мерою бумаге, одинаково свернуть, перемешать и положить, как водилось, на св. престол Большого Успенского Собора. Написали и положили. Митрополит Макарий со всем освященным собором совершал молебен Богу Спасителю и Божией Матери, с прошением о благоволении указать из мужей, избранных на Казанскую паству, угоднейшего Себе и достойнейшего. По совершении молебствия, взяты были два из четырех, положенных на св. престол, жеребьев. Эти два жеребья, по уничтожении двух других, снова положены были на тот же святой престол. После нового, непосредственно за сим совершенного теми же освященными лицами и с тем же прошением молебствия, взят из двух положенных на престол жеребьев один, решающий дело. Этот жребий оказался с именем Гурия. Тогда Царь, митрополит, весь освященный собор и все люди, единодушно сознавая, что «в пастыря граду Казани Господь Бог избрал мужа праведна и свята», с особенным благоговением и радостью воздали славу Богу благодарственным молебствием 48 .   Посвящение Св. Гурия в архиепископа   Для рукоположения св. Гурия в святительский сан назначен был седьмой день Февраля 49 7063 (1555) года – день памяти Парфения, епископа Лампсакийского, что особенно должно было расположить его действовать в Казанской пастве так же ревностно, как действовал св. Парфений в пастве Лампсакийской, которая также почти вся состояла из идолопоклонников, но приведена им в познание Бога истинного 50 . Весьма торжественно было рукоположение св. Гурия. Митрополит Макарий совершил его в Большом Успенском соборе с двумя архиепископами и с седьмью разных епархий епископами. Собрание в то время почти необычайное. Сослуживших им было 7 архимандритов, 6 игуменов и 10 протоиереев; а всех вообще – 76 освященных лиц, кроме иподиаконов и других нижних чинов 51 . При рукоположении присутствовали: сам Царь, его брат Юрий Васильевич, Князь Владимир Андреевич, Казанский царь Бек-Булатович, весь высочайший двор, литовский и волынский послы, множество бояр и старцы Хиландаря монастыря святой Афонской горы 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

15. По этому поводу имеется такое соображение: «В 3-е число февраля, вероятно, было не рукоположение, а только наречение святителя Гурия: ибо иначе причина, по которой многие очень важные древние акты, полагающие рукоположение святителя Гурия в седьмой день февраля, осталась бы неизъяснимою». – Житие святых святителей и чудотворцев Гурия архиепископа Казанского и Варсонофия епископа Тверскаго. СПб., 1853, с. 44. И далее говорится: «Для рукоположения святого Гурия в святительский сан назначен был седьмой день февраля 7063 (1555) года – день памяти Парфения, епископа Лампсакийского, весьма вероятно, с тою целью, чтобы обратить внимание святителя Гурия на сего святого, и расположить его действовать в Казанской епархии так же ревностно, как действовал святитель Парфений в епархии Лампсакийской, которая также почти вся состояла из идолопоклонников, но вся приведена им в познание Бога истинного». – Там же с. 44–45. Если это так, то в таком случае было отдано предпочтение четвергу, а не воскресению, каковое, как показывают расчеты, было 3 февраля. 685 Служба святителю Гурию, первому архиепископу Казанскому, 2-й тропарь 4-й песни канона на утрени. М., 1872, л. 9 об. Об этом же говорится и в каноне службы на обретение честных мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверскаго: «Благословением крайняго Святителя поставляешися пастырь и учитель новопросвещенному граду Казани " - Минея, месяц октябрь. М., 1980, с. 109. 687 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи. Т. 1. СПб., 1836, с. 257–261. В свите архиепископа Гурия был архимандрит Герман (Полев), ставший затем вторым Казанским святителем (†1567; пам. 23 июня). Он участвовал в заседаниях Собора при Митрополите Макарии (1553 г.), когда была осуждена ересь Матвея Башкина. Ему было поручено отвезти еретика в Иосифов монастырь для увещания; см. Архиепископ Черниговский Филарет. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. Изд. 2. Месяцы сентябрь-декабрь. Чернигов, 1865, с. 337. Несомненно, это было сделано с ведома и благословения Митрополита Макария.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

24 . Преподобныя Ксении Римляныни. 25. Иже во святых отца нашего Григория Богослова , архиепископа Константиняграда . Празднование иконе Божия Матере, именуемой Утоли моя печали. 26 . Преподобнаго Ксенофонта и супруги его Марии. 27. Пренесение честных мощей иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаг о. 28 . Преподобнаго Ефрема Сирина . Преподобнаго Ефрема Печерскаго, епископа Переяславскаго. Преподобнаго Феодосия Тотемскаго, новоявленнаго чудотворца. Преподобнаго Ефрема Новоторжскаго. 29. Пренесение мощей святаго священномученика Игнатия Богоносца . Преподобнаго Лаврентия Печерскаго, подвизавшагося в затворе. 30 . Святаго священномученика Ипполита, папы Римскаго. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великаго , Григория Богослова и Иоанна Златоустаг о . 31 . Святых чудотворцев и бсзсрсбреников Кира и Иоанна. Иже во святых отца нашего Никиты, епископа Новгородскаго, затворника Печерскаго, чудотворца . Февруарий 1 . Предпразднство Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Святаго мученика Трифона. 2. Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 3 . Святаго праведнаго Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Святаго равноапостольнаго Николая, архиепископа Японскаго . 4 . Преподобнаго Исидора Пилусиотскаго. Святаго благовернаго великаго князя Георгия Владимирскаго. Преподобнаго Кирилла, Новоезерскаго чудотворца. 5 . Святыя мученицы Агафии. Преставление иже во святых отца нашего Феодосия, архиепископа Черниговскаго . Празднование иконе Божия Матере, именуемой Взыскание погибших. 6 . Преподобнаго Вукола, епископа Смирнскаго. 7 . Преподобнаго Парфения, епископа Лампсакийскаго. Преподобнаго Луки. 8 . Святаго великомученика Феодора Стратилата. Святаго пророка 3ахарии Серповидца. 9 . Святаго мученика Никифора. Обретение чеетных мошей иже во святых отца нашего Иннокентия, епископа Иркутскаго. Отдание праздника Сретения (Типикон, 9 февраля, 3-е «зри»). 10 . Святаго мученика Харалампия. Преподобнаго Прохора Печерскаго. 11 . Святаго священномученика Власия, епископа Севастийскаго. Преподобнаго Димитрия Прилуцкаго, Вологодскаго чудотворца . Преставление святаго благовернаго великаго князя Всеволода Псковскаго, во святом крещении Гавриила, новаго чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После того, как слава о святом Парфении стала распространяться между людьми, Филипп, епископ мелитопольский, призвал его к себе. Исследовав о святом юноше все, что он слышал, и удостоверившись во всем этом, он подивился его добродетели и Божией в нем благодати и велел научить его книжному искусству. Потом вскоре епископ Филипп назначил святого Парфения, вопреки его желания, пресвитером и поручил ему попечение над одним из храмов. В сане пресвитера святой Парфений еще более подвизался в добродетелях. Получив от Господа сугубую благодать святости и чудотворения, он исцелял всякие болезни и именем Господа нашего Иисуса Христа совершил много предивных чудес. Среди таких чудесных знамений, между прочим, было следующее. Однажды, на пути, встретил чудотворца некий человек, которому какой-то юноша выколол глаз; больной глаз висел на щеке, и человек тот, страдая и плача, поддерживал его рукою. Святой Парфений, взяв выколотый глаз в руку, вложил его в свое место и промыл водою; через три дня больной совершенно исцелел. В другой раз одна женщина, одержимая лютою и неизлечимою болезнью на теле своем, пришла к святому Парфению и просила у него исцеления; когда преподобной сотворил на челе ее крестное знамение, она тотчас же получила исцеление. Раз святой Парфений отправился посетить одного больного; когда он шел, близ дома некоего вельможи, большая собака, сорвавшись с привязи, устремилась на святого и, бросившись передними лапами на плечи, хотела укусить его в лицо. Но святитель, дунув на нее, сотворил крестное знамение, и в то же мгновение пес издох: после того святой Парфений сбросил его с плеч своих. Услышав о подобных чудесах, архиепископ кизический Ахиллий призвал к себе святого Парфения и поставил его епископом лампсакийским [ 3 ]. Прибыв во врученную ему епископию, Парфений нашел всех жителей ее преданными нечестивому еллинскому идолослужению, христиан же в то время было там весьма небольшое число. Добрый пастырь Христов весьма скорбел о том. Он прежде всего стал увещевать, обличать и умолять своих пасомых; указывая им путь истины и совершая именем Христовым чудеса, он исцелял больных и тем приводил многих к познанию истинного Бога. Увидев, наконец, что жители того города в вере преуспевают, а идолослужения отвергаются, святой Парфений задумал разорить находившиеся там скверные капища, а вместо них построить благолепные святые храмы Божии. Для сего святой Парфений отправился к великому царю Константину, дабы испросить у него на это власть. Принятый благочестивым и христолюбивым царем с честью и очень любезно, святитель Христов получил от него желаемое: святой Константин великий дал ему свою царскую грамоту на разорение идольских капищ и при этом, вручив преподобному много золота на созидание святых Божиих церквей, отпустил его с миром.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010