Откр.12:9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. «И вложен бысть змий великий... на землю». И правильно! Ибо небо не стерпело земных мудровании, так как свет не имеет общего с тьмою. Хотя слово «сатана» и стоит с членом (в греческом языке), как бы в отличие от диавола, но оба эти слова – «диавол» (клеветник – Ред.) и «сатана» (противник – Ред.) – названия одного и того же. Он называется диаволом потому, что клевещет и лжет на любящих добродетели и на Самого Бога людям, когда, например, Адаму изобразил Бога завистливым ( Быт. 3:4, 5 ). Ниспадение диавола от Креста Христова было не таково, как первое падение прародителей по немощи, потому что он сам сказал великому Антонию, что после него «у врага совсем не стало оружия» ( Пс. 9:7 ). Поэтому падение его состоит в разрушении его лукавых замыслов и начинаний и лишении его прежнего владычества по свержении с неба. Блаженный Иустин, мученик и философ, говорит, что диавол после пришествия Христова и своего осуждения в геенну стал еще большим хулителем; раньше он тоже хулил Бога, но не так бесстыдно. Поэтому истинно говорится о нем, что «сердце его упорством во зле ожесте аки камень» ( Иов. 41:15 ). Если только ожидание наказания побудило его на безмерное лукавство, то каким образом сам он или его делатели, претерпевая мучения, способны очиститься от скверн греховных посредством огненного испытания? А без того как они могут ожидать конца своим мукам, как думают об этом суемудрые еретики? Откр.12:10 . И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и Царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клевещущий на них пред Богом нашим день и ночь. «Яко низложен бысть клеветник братии нашея». Ложь диавола и клевета его на людей и служит, как сказано, причиною его имени. Низвержению его радуются Ангелы, ибо «кая часть верну с неверным?» ( 2Кор. 6:15 ). Откр.12:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Откр.15:5 . И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе. Откр.15:6 .  И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами. Здесь говорится о небесной скинии, по образу которой повелел Бог Моисею устроить и земную скинию. Из этого храма вышли Ангелы, которые в знак своей чистоты, близости к краеугольному камню – Христу и светлости добродетелей одеты в льняную одежду или в чистый камень, как говорится в некоторых списках. Они «опоясаны по персям золотым поясам» в знак могущества своего, чистоты, честности и полномочия в служении. Откр.15:7 . И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков. Семь Ангелов приняли от четырех животных семь золотых чаш, преисполненных гнева Божия, как говорится и у Иезекииля ( Иез. 5:13 ), и это означает, что ведение о делании, как учит великий Дионисий, получается вторыми от первых. Откр.15:8 . И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его. Дым указывает на страшный, ужасный и мучительный гнев Божий, который, наполнив храм, постигает достойных его в день Суда, и прежде всего, покорившихся антихристу и творивших богоотступные дела. Это подтверждается и дальнейшим, ибо говорит: и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов. По сему предполагаем, что, пока Божественный гнев на нечестивых не разлучит праведников от неправедных, до тех пор Святые никоим образом не получат жребия в небесном Иерусалиме, священнодействия и успокоения в храме Божием. Ибо сперва надлежит окончиться язвам, которыми воздается за грех сие заслужившим, а потом уже и святым предоставлено будет обитание в вышнем граде. Не погрешит, думаю, и тот, кто каждую из язв отнесет к находящимся на земле при кончине ее. И Бог, как человеколюбец, чтобы уменьшить бесконечные муки в будущем, попускает и в настоящей жизни наводить карательные язвы на заслуживших или чрез Пророков Еноха и Илию или чрез происходящие страдания от войн. – Но мы будем молить Господа, чтобы Он наказал нас отечески, а не мучительно бичевал во гневе Своем, ибо говорится: «Нет целого места в плоти нашей от гнева Его» ( Пс. 37:4 ), чтобы, омывши слезами покаяния наши оскверненные грехами ризы, и облекшись в брачную одежду, войти нам в вечный чертог веселья Христа Бога нашего, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Откр.22:14 . Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. Соблюдающие заповеди Божии воистину блаженны, потому что они будут иметь власть во блаженной жизни упокоиться «на древе жизни» – Христе, Боге нашем, насыщаться и услаждаться созерцанием Его, и этому тогда не в силах будет воспрепятствовать ничто лукавое. «Вратами» апостольскими, то есть чрез их учение, они войдут в вышний град дверью истинною ( Ин. 10:9 ), не «прелазя инуде» ( Ин. 10:1 ), подобно наемникам-пастырям, а будут введены Привратником жизни. Откр.22:15 . А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду. Псами называются здесь бесстыдные, неверные и вообще злые делатели, оплакиваемые апостолом, а вместе с тем и возвратившиеся после крещения на «свою блевотину» ( 2Пет. 2:22 ). За это они будут отчуждены от вышнего города наравне с убийцами, прелюбодеями и идолопоклонниками. Статья семьдесят вторая О том, что Церковь и Дух, обитающий в ней, ожидают славного пришествия Христова, и о проклятии, которому подвергнутся повреждающие сию книгу Откр.22:16 . Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Здесь свидетельствуется о достоинстве Владыки, посылающего Ангела. Слово «свидетельствовать» употреблено вместо «засвидетельствовать». Я есмь корень и потомок Давида, Христос – «корень» Давида, как Бог, как происшедший от него, есть «род» его. звезда светлая и утренняя. «Звезда утренняя и денница». Христос же, воссиявший нам заутра Тридневен и имеющий явиться святым, после настоящей жизни в утро всеобщего воскресения установит нескончаемый день. Откр.22:17 . И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! «Невеста» – Церковь и обитающий в ней Дух говорят в сердцах наших: «Авва, Отче!» ( Гал. 4:6 ), и призывают пришествие Единородного Сына Божия. Также и всякий верующий, слушающий учение, молится Богу Отцу: «да приидет Царствие Твое» ( Мф. 6:10 ). Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Откр.22:5 . И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков. Праведники, по слову Христа, будут сиять подобно солнцу ( Мф. 13:43 ), и для них, имеющих своим просвещением и Царем Господа славы, Которым они, воцарившись с Ним, будут управляться вечно, не нужен будет свет светильников или солнца. Статья шестьдесят девятая О том, что Христос есть Бог пророков и Владыка Ангелов Откр.22:6 . И сказал мне: сии слова верны и истинны; «Верны и истинны» потому, что их произносит Сама Истина. Указав все виденное и изъясненное как бы через Ангела, теперь Он говорит от Своего лица. и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре. Если Бог пророков есть Христос, пославший Ангела Своего показать рабам Своим будущее чрез блаженного Иоанна, созерцавшего это видение, то очевидно лишь применительно к домостроительству апостол говорит впереди, что Откровение дано Сыну ради плоти. Так как неужели Бог пророков, Который посылает Ангелов в качестве служебных духов для открытия рабам Своим будущего, не знает ни дня, ни часа кончины и только теперь узнает от Отца, Он, имеющий, как Бог, сокровища тайные премудрости и разума? От лица Его евангелист дальше говорит: Откр.22:7 . Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей. Предлагать Божественные повеления как бы от своего лица имеют обыкновение и другие пророки. Слова «гряду скоро» указывают или на краткость этой жизни в сравнении с будущей, или же на внезапность и быстроту смерти, которая, как преставление отсюда, является концом для каждого. И так как неизвестно, в кий час приходит тать ( Мф. 24:35, 43 ), то и заповедано нам бодрствовать и иметь чресла препоясанными и светильники горящими ( Лк. 12:35 ) жизнью по Боге и светить ближним. Будем поэтому непрестанно с сокрушенным сердцем умолять Бога избавить нас от гонителей, чтобы, когда они покорят нас, Ангелы, принимающие души наши, не взяли их неготовыми, «не сущу избавляющу, ниже спасающу» ( Пс. 7:3 ), чтобы душа каждого, опутанная узами земных дел и не выносящая разлучения с ними, не возвратилась к ним напрасно, и, принужденная Ангелами по Божию повелению оставить их, не оплакивала бы бесполезно время, которым она пренебрегала. Но, воспевая непрестанно песнь Давида: «Уготовихся и не смутихся сохранити заповеди Твоя» ( Пс. 118:60 ), услышим в награду за их исполнение слова Божии: «добре, рабе благий и верный: о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего» ( Мф. 25:21 ). С Ним подобает слава Отцу со Святым Духом, честь и держава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Откр.3:12 . Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон. Говорит, сделаю победителя столпом в храме Бога Моего, ибо побеждающий сопротивные силы считается «столпом и утверждением» Церкви ( 1Тим. 3:15 ), имеющим, по апостолу, в ней основание недвижное ( 1Кор. 3:11 ; Еф. 2:20 ; 1Пет. 2:6 ). и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое. «И напишу на нем имя Бога Моего». Напишу в сердце такового столпа ведение имени Божия и небесного Иерусалима, чтобы он мог созерцать красоты его духовными очами, и Мое новое имя, которое познают в будущем веке святые. В словах «Бога Моего» говорит об Отце, как приявший плоть от Него нас ради человек. Иерусалим нисходит с небес, так как ведение Божественное, начинаясь от ангелов, получается нами лишь по соединении с ними чрез общую главу нашу – Христа Иисуса. Откр.3:13 . Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. Будем молиться о получении и нами такового духа. Статья девятая Открытое Ангелу Лаодикийской церкви Откр.3:14 . И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: Верностью означается истина Христова, а еще точнее – Он Сам, как Истина самосущная. «Начаток создания» сказано вместо «Царство и начало всего», господствующее над тварями. Ибо начало или начальство создания означает изначальную и несозданную, предначинающую причину. Откр.3:15 . знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Откр.3:16 .  Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, Григорий Богослов также говорит: «Подобает гореть в определенной мере, а также и быть холодным. И на деле холодный, то есть не имеющий горячей веры, всегда может надеяться получить ее; согретый же ею чрез крещение и охладившийся потом леностию, отказываясь от прежней веры, теряет надежду на спасение. В делах нельзя отвергать средины, и брак поэтому принимается как нечто среднее между девством и блудодеянием, в вере же средина не имеет никакой ценности».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

«Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого» ( Откр.19:12 ). Владыка Аверкий говорит так: «Он появляется, как Царь, со множеством диадем на голове, чем означается, что Ему предоставлена вся власть на небе и на земле ( Мф.28:18 ) и над всеми царствами мира». «Мнози венцы указывают или на власть Его над всем земным и небесным, как ни много на небе чинов ангельских и на земле соборов и престолов святых, или на победу Его над грешниками и по долготерпению Своего домостроительства», – так поясняет святой Андрей Кесарийский . «Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого» . Андрей Кесарийский говорит: «Неизвестность имени означает непостижимость существа Его, ибо Он имеет много имен по Своему домостроительству нашего спасения, а именно… – И вот здесь святой Андрей перечисляет имена, которые можно относить к Сыну Божию: – Благий, Пастырь, Свет, Солнце, Жизнь, Правда, Искупление, Святыня…» Далее он говорит: «как и отрицательные (то есть те, которые исключают что-либо плохое, – О.С.), Нетленный (то есть чуждый тлению, – О.С.), Бессмертный (чуждый смерти, – О.С.), Неизменный (чуждый изменению, – О.С.), Невидимый». Это будет Царь царей, Господь господствующих. Вот тогда люди не будут задавать вопросы – кто Господь? Потому что все будут знать Господа. И смотрите, мы читаем 13 стих, очень важный для нас, особенно первая его часть: «Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: “Слово Божие”» ( Откр.19:13 ). Вот многие христиане думают так: когда Иисус Христос первый раз приходил, Он такой добрый был! Он и ноги омывал ученикам, Он всех прощал, Он всех исцелял. Но вот второй раз Он будет Себя вести совсем иначе, Он будет такой суровый, Он будет в такой ярости, Он так набросится на всех этих грешных!.. И получается, что есть как бы два Христа. Один Христос, Который из Назарета, плотник, – такой смиренный, добрый такой. А в День Суда Какой-то является, прямо как антихрист. Нападает на всех, уничтожает всех. Вот это уродливое, неправильное представление о Христе – его надо изгнать из своего сердца. Потому что оно богохульное. Святые Отцы говорят: «Тот же Самый Христос, Который умер за нас, Он же будет и судить нас». Смотрите, Он является судить мир в одежде, которая обагрена Его Кровью. Это значит, что служение его жертвенной Крови не прекратится даже в день Судный, то есть даже там люди будут иметь возможность добиться неких перемен в решении своей участи от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Первый период «последних времен», сейчас описанный нами, обозначен в Евангелии словами: «это еще не конец»; «все это начало болезней» ( Мф. 24:6, 8 ). Возможно, что именно этот же начальный период последних времен изображается в Апокалипсисе символически под образом открытия Агнцем третьей печати и явления вороного коня 1 . Когда Он (Агнец) снял третью печать, я слышал третье животное, говорящие: иди и смотри. Я взглянул и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. С слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс 2 , пшеницы за динарий 3 , и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай ( Апок. 6: 5, 6 ). Андрей Кесарийский следующим образом толкует это видение: «Третье животное, как думаю, есть человек, показывающий падение людей, и по причине сего наказания, ради склонности ко греху по власти произволения. Вороным (черным) конем, думаю, означается плачь об отпавших от веры Христовой, по причине тяжести наказаний. Мерило есть различие тех, которые отпали от веры или по нетвердости разумения, или по тщеславию, или по слабости тела. Мера пшеницы за динар. Может быть, и чувственный голод будет тогда, как сказано будет далее. Мера пшеницы, стоящая динарий, в переносном смысле указывает на подвизавшихся законно и тщательно сохранивших дарованный им Божественный образ. Три меры ячменя – означают тех, кои по недостатку мужества, скотоподобно покорились мучителям, впоследствии же покаялись и слезами омыли оскверненный образ. А что повелевается не вредить вина и елея, значит то, чтобы не было отлагаемо врачевание Христово по причине смущения, чтобы врачевать им впадших в разбойники и уязвленных, и не допускать смерти похищать тех, кои по долготерпению Божию имеют одержать победу». 4 Хотя некоторые снятие всех семи печатей относили к домостроительству воплощения Бога Слова, но мы, говорит Андрей Кесарийский , «последуем Мефодию, который буквально так сказал: нет нужды думать тут о Самом Христе родившемся, ибо задолго прежде Апокалипсиса исполнилось таинство воплощения Бога Слова; Иоанн же говорит о настоящем будущем. Здесь излагает он, как совершенно было покорение огненного дракона». 5

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Помните историю о прекрасном Иосифе? Прекрасный, премудрый Иосиф был продан братьями в Египет за сребреники, и Бог открыл ему, что после плодородных лет наступят годы страшной засухи и страшного голода. И мудрый Иосиф по поручению фараона стал копить хлеб. Для чего? Чтобы народ мог выжить, когда наступят страшные времена засухи и голода. Мы сейчас должны копить духовный хлеб, потому что те времена, которые приближаются, – это будут времена духовного голода. Как сказано у пророка Амоса: «И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» ( Ам.8:12 ). Что значит «не найдут слова Господня»? Я думаю, что Библия будет находиться в библиотеках, но правильного истолкования этого слова не будет. Будут арестованы и убиты священники, которые будут держаться правильного смысла Писания. Может быть, сейчас здесь присутствуют христианки и христиане, которые станут мучениками, один Бог знает. Может быть, не дай Бог, здесь присутствуют те, которые не выдержат мучений и отрекутся от Христа. Когда Книга Откровений говорит нам: «иди и виждь», «иди и смотри» , как снимается вторая печать, как говорит второе животное, – это напоминание о временах мучеников. Итак, белый конь – это символ первоначальной Церкви. Снятие второй печати, второе животное, телец, символизирует Церковь в период гонения. И мы читаем далее: «И вышел другой конь, рыжий» ( Откр.6:4 ). Кто такой «рыжий конь»? Может быть, это Чубайс? Давайте все-таки посмотрим Андрея Кесарийского , он пишет: «Рыжий конь означает или пролитую кровь или же сердечную ревность мучеников за имя Христово». Вы знаете, сейчас многие используют Книгу Откровение для того, чтобы найти объяснение любому событию. Кто-то рассматривает эту книгу и находит там Ельцина, кто-то находит там Горбачева, но мы с вами изучаем эту книгу по истолкованию святых Отцов, сообразуя тексты Книги Откровения с другими текстами Священного Писания. Так принято у православных. Итак, «…другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» ( Откр.6:4 ). Итак, Андрей Кесарийский говорит, что рыжий конь означает или пролитую кровь, или же сердечную ревность мучеников. «“И сидящему на нем дано взять мир с земли” – эти слова указывают на волю Божию, в напастях посылающую испытания для верных», – так пишет Андрей Кесарийский . Итак, Господь иногда специально посылает нам испытания, забирает мир из нашей среды и рассматривает нас, как мы поведем себя в условиях войны, войны духовной, войны социальной, войны религиозной. Бог испытывает нас не потому, что Он не знает нас, Он это делает для того, чтобы показать нам самим наше действительное состояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Почему говорится «звезд»? Писание всегда связывает Ангелов Божиих и звезды: например, воинством небесным называются и звезды, и Ангелы; звезды находятся под охраной Ангелов. Это их вотчина. Небо и все небесное отдано Господу, а земное Он дал сынам человеческим. «Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца» ( Откр. 12:4 ). В греческом подлиннике сказано не «стал», а «стоит перед женой». Диавол продолжает и сейчас стоять перед Церковью, рядом с Ней, у церковного порога, и ждет, когда она родит младенца, чтобы его съесть. Как говорит Бог в Книге Иова, левиафан лежит в реках и мечтает, когда весь Иордан попадет в рот его: «Вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его» ( Иов. 40:18 ). Это предсказание стало для нас очевидным. Левиафан мечтает пожрать всех, кто родится от воды Святого Крещения. Ему нужны крещеные, потому что они принадлежат Богу. Он мечтает пожрать детей Божиих, родившихся в воде Крещения, чтобы никто Богу не достался. Так что его страшная злоба и ненависть обрушатся, в первую очередь, на христиан. Поэтому тому, кто хочет спокойной, безмятежной жизни, в Церкви делать нечего. Церковь Божия – это отряд контрреволюционеров, сражающихся на стороне Бога, восстающих против диавола. Безмятежной жизни никто такому человеку гарантировать не может, и именно по этой причине Церковь на протяжении всех тысячелетий своего существования подвергалась и будет подвергаться гонениям, как об этом прямо говорит Писание. «И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его» ( Откр. 12:5 ). Вопреки воле диавола рождение состоялось, и апостол Иоанн видел, что Церковь родила Христа в душах людей. Почему младенец мужского пола? Потому что христиане мужественны. Младенца же – потому что им предлежит еще время великого роста после конца мира, когда для нас начнется настоящая жизнь. Церковь надеется и ждет конца вселенной, она рождает младенца мужского пола, «которому надлежит пасти все народы жезлом железным». Здесь – отсылка ко второму псалму: «Ты поразишь их (народы – авт.) жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» ( Пс. 2:9 ), то есть палкой сокрушишь все восстающие против Церкви народы. Святитель Андрей Кесарийский поясняет, что «Христос Бог чрез них (верных чад Церкви) пасет народ крепкими, как железо, руками сильных римлян». Когда христианским народам Бог отдал весь мир, то это было первым проявлением власти Христа. Христиане верили Богу, поэтому им принадлежал весь мир, вся планета была в их власти. А когда люди отказались от Христа, отреклись от Бога (атеизм, дарвинизм и др. 80 ), то все рухнуло. И это неизбежно, это прямой результат отречения от Бога. Однако это только начало: святой Андрей Кесарийский говорил, что во всей полноте народы будут пастись жезлом железным в день Суда, когда христиане будут судить ангелов и выступят свидетелями против убийц.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

412 Прокопий Кесарийский. Война с готами. II, 29., III, 1 Последнее издание – М., 1996 г. с.203–210. 416 Прокопий Кесарийский. Война с персами. II, 14, 8. Последнее издание – М., 1993 г. с.124. Велизарий прибыл на войну весной 541 г. 417 Евфрат – препозит священной спальни. Прокопий называет его «главой придворных евнухов». (Прокопий Кесарийский. Тайная история. 29, 13 Последнее издание – М., 1993 г. с. 412) 418 Прокопий Кесарийский. Война с готами. IV, 3. Последнее издание – М., 1996 г. с.19–20. Этому рассказу противоречит его собственный рассказ В «Войне с персами»: «Тут живет много различных племен, в том числе аланы и авазги, являющиеся христианами и издревле находящиеся в дружбе с римлянами ...». Прокопий Кесарийский. Война с персами. II, 29, 15. Последнее издание – М., 1993 г. с.168. 419 Прокопий Кесарийский. Война с готами. IV, 4. Последнее издание – М., 1996 г. с.20–21. Прокопий называет их готами-тетракситами. 420 Не совсем понятно, о каком набеге идет речь. Прокопий упоминает о задержке Нарзеса во Фракии в 551552 г. в связи с набегом гуннов. (Прокопий Кесарийский. Война с готами. IV, 21. Последнее издание – М., 1996 г. с.87.) Возможно, что к этому же набегу относится другое упоминание набега гуннов, где так же указывается как место их жительства Меотидское озеро (Война с готами. IV, 19.), а возможно, что Прокопий имеет в виду два разных набега. Смущает здесь то обстоятельство, что как Прокопий, так и Евагрий вполне могли перепутать готов и славян, но готов и гуннов оба автора прекрасно различают. У Прокопия есть и другое упоминание, уже о вторжении славян (Война с готами. IV, 25.), где, правда, не упоминается Меотида, но по сравнению с предыдущем отрывком он гораздо более полон, поэтому к нему гораздо более подходит выражение «красноречиво повествует», чем к простому упоминанию о набеге. Кроме того, в той же главе, как и у Евагрия, находится описание землетрясения, что также свидетельствует в пользу этого отрывка. Так что скорее всего, Евагрий упоминает об этом набеге, и только ошибочно помещает в свое сообщение упоминание о Меотиде.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010