Что такое жена любодеица, эта изменница Богу, любодействующая с царями земными? Оберлен очень убедительно доказывает, что это не что иное, как павшая церковь … Он не приурочивает этого образа ни к какой частной церкви, то есть например к Римской, как любят делать другие протестанты. По Оберлену, в истории Церкви всегда сосуществуют два элемента: 1 — чистая и светлая Невеста Христова, которая никого не любит, кроме своего Небесного Жениха и всегда верна Ему, 2 — другой элемент, любодеица, которая «обмирщилась», изменяет Христу для мира, любодействует с царями земными… Поэтому Оберлен не указывает никакого частного момента появления жены любодеицы. Мне кажется, возможно, однако, и иное толкование. В Апокалипсисе, 17я глава, явление жены любодеицы скорее происходит как бы в некоторый определенный момент, и уже во всяком случае Тайнозритель увидел ее  в пустыне , то есть в то время, когда Церковь укрылась в среду язычников, значит не в первую эпоху. Да, вдумываясь во все первые четыре эпохи — трудно предположить момент ее появления в одну из них. Даже аналогии с Иезавелью четвертой эпохи жена любодеица не представляет. Та просто развратница и играет роль пророчицы. Жена любодеица — во-первых, изменница, во-вторых, представляет какое-то спокойное, животное падение, из-за низших благ земных. Но явление ее очень возможно предположить в пятую эпоху, если только жена любодеица есть действительно павшая церковь . Однако — я не уверен, что это была церковь . Древнейшие толкователи Апокалипсиса, компилируемые Андреем Кесарийским , считают жену любодеицу некоторым царством. В самом Апокалипсисе она называется «городом, царствующим над царями земными». Но если это царство, то, очевидно, такое, которое было раньше очень тесно связано с Богом, со Христом, наподобие Церкви. Иначе предание себя не Богу, а благам земным — во всяком случае не было бы изменою, не было бы прелюбодейством. Прелюбодеянием обозначается в Библии — поведение израильского народа, но никак не персидского или какого иного царства, никогда и не вступавшего с Господом в обручение Завета. Прелюбодеицей является у пророков «дева Израиля», но не «дщерь Вавилонская».

http://azbyka.ru/apokalipsis/lev-tikhomi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОМИД (Никомед) (не позднее кон. X в.), визант. экзегет. Биографические сведения о нем отсутствуют. Верхняя граница жизни Н. условно определяется благодаря датировке рукописи Vat. gr. 2210, содержащей 2 кратких фрагмента его толкования на Иоанна Богослова Откровение . В 1-м фрагменте Н. комментирует слова о двух свидетелях, которые будут пророчествовать народам в течение 1260 дней, а затем будут убиты зверем, выходящим из бездны (ср.: Откр 11. 3-7), т. е. антихристом . Рассматривая вопрос о том, предшествует ли данная проповедь времени явления антихриста или совпадает с ним, Н. приходит к выводу о корректности последней т. зр. Во-первых, 1260 дней проповеди равны периоду активной деятельности антихриста (42 месяца, или 3,5 года; ср.: Откр 11. 2; 13. 5). Во-вторых, если бы свидетели пророчествовали до пришествия антихриста, их проповедь не имела бы никакого смысла. Второй фрагмент посвящен 10 царям, принимающим «власть со зверем» (Откр 17. 12). В обоих случаях сразу за текстом Н. следуют фрагменты толкования на Апокалипсис, составленного архиеп. Андреем Кесарийским (VI-VII вв.). В той же рукописи приведено краткое сообщение о возрасте, в котором скончался свт. Василий Великий († 379), со ссылкой на Н.: 38 лет вместо верных 48. Соч.: Diekamp F. Nikomedes, ein unbekannter Erklärer des Apokalypse//Biblica. 1933. Vol. 14. N 4. P. 448-451. Лит.: Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 596. Е. А. Заболотный Рубрики: Ключевые слова: ЕВСЕВИЙ [Евсевий Памфил] (258-265 - † 339/40), еп. Кесарии Палестинской, церковный историк и писатель, богослов, апологет, толкователь Свящ. Писания ЕВФИМИЙ ЗИГАБЕН [правильнее - Зигавин, вариант - Зигадин] (ок. 1050 - ок. 1122), визант. мон., богослов, экзегет и полемист ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая)

http://pravenc.ru/text/2566220.html

По сторонам Царской Иконы помещены Св. Иконы 135 : Св. Благ. Князя Александра Невского» и Св. Равноапостольной Марии Магдалины, – а над ними малого размера 136 иконы святых, имена которых носят Августейшие дочери Их Императорских Величеств: 1) Благ. Кн Ольги; 2) муч. Татианы; 3) Равноапост. Марии и 4) муч. Анастасии. На правой боковой стороне помещены иконы 137 : 1) св. Равноапост. Кн. Владимира; 2) Прор. Илии и 3) Василия Великого . А вверху их малого размера поясные иконы: 1) Преп. Василия, еп. Парийского; 2) пр. муч. Евгении; 3) Архистр. Михаила; 4) Василия Вел. и 5) муч. Клавдии; кроме того, с правой их стороны пом. икона (11 х 6 верш.) св. муч. Исидора (пам. 14 мая – день свящ.коронования Их И. В.) с левой (того же размера) икона св. Иова многострадального и св. Иредт. Иоанна (6 и 25 мая – дни рождения Их И, В.). На левой боковой стороне иконостаса: в середине древняя Тихвинская икона Божией Матери, (12х10 верш.) в сребропозлащ. ризе с разноцветн. камнями и жемчугом, пожертвованная прихож. Андреем Михаиловичем Постниковым 138 , в роде которого сохранялась эта икона более 200 лет и особо почитаема была, как чудотворная. Вверху и внизу этой иконы по золотому фону надписаны тропарь и кондак (правд. 26 июня) 139 . Посторон. этой иконы пом. иконы 140 : преп. Сергия Радонежского и св. прав. Елизаветы. А вверху их 5 малого размера 141 икон. свят. соименных Августейшему Братьям и Сестрам Его И. В. 1) Великом. Георгия, 2) Благ. кн. Михаила " Тверского, 3) преп. Ксении, 4) Благ. княг. Ольги и 5) Благ. кн. Александра Невского. Кроме того, с правой стороны их 2 иконы (11 х 6 верш.): 1) св. Ап. Филиппа (14 ноября, день бракосочетания Их И. В.) и 2) преп. Иллариона Вел. (21 окт.– д. восш. на престол Госуд. Импер.) Все стены часовни художественно росписаны разными фигурами и гербами в древнем стиле и чад иконостасом на их бок. стороне помещены 142 след. слова (из псалм, 19 и 20): 1) „Господи спаси Царя и услыши ны, в он же аще день призовем Тя»; 2) Господи, силою Твоею возвеселится Царь и о спасении Твоем возрадуется зело“; 3) „Положил еси на главах их венцы от камене честна“ и 4) „Яко Царь уповает на Господа и милостию Вышнего не подвижится“. Выше этих слов 143 : „Иисус Христос Ника“ 144 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Андрей Кесарийский пишет: «Еще апостолам были даны престолы учительские, с которых они просветили народы, и в будущем веке они будут даны им по обетованию для суда над отвергшими проповедь Евангелия». Далее мы читаем: «Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это – первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» ( Откр.20:5–6 ). Царствуют со Христом христиане уже в этой жизни, над христианами смерть вторая не имеет власти. Что такое смерть вторая? Чтобы это понять, сначала скажем о смерти первой. Смерть первая – это когда в этой жизни человек умирает для Бога. Что это значит – «умирает для Бога»? Перестает верить в Бога. Он умирает для жизни в Боге и с Богом. Это происходит с очень многими молодыми людьми, которые сначала ходят в церковь , причащаются, исповедуются, потом мир начинает на них влиять, и они умирают для Бога. Но они могут и воскреснуть, и мы молимся за наших внуков, правнуков, за наших детей, ожидая, когда они вернутся назад, как блудные дети из страны далече. Но некоторые люди из этой духовной смерти так и не выходят. А смерть вторая, которая не имеет власти над верующими, это смерть физического тела. Она ничего не решает: умирают и верующие и неверующие. Но вот смерть первая решает всё. Если человек умрет в этой жизни для Бога, перестанет быть верующим, он погибнет. Итак, над нами, верующими, смерть первая не имеет никакой власти, мы воскресли для жизни в Боге и с Богом, смерть вторая для нас ничего не решает, даже напротив. Смерть физического тела является ценным приобретением. Как апостол Павел говорит: «для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» ( Флп.1:21 ). Андрей Кесарийский пишет: « Есть две смерти и столько же воскресений. Первая смерть телесная, посланная за преслушание человека. Вторая есть мука вечная». Здесь Андрей Кесарийский предлагает еще одно истолкование смерти. Он говорит об окончательной смерти в аду. Это еще одно истолкование.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И мы читаем далее: «Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть» ( Откр.17:9–10 ). Андрей Кесарийский пишет: «Блаженный Ипполит разумеет под именем пяти царей, павших из числа семи, века, из которых пять прошло, шестой, в который и было это видение Апостолу, продолжается теперь, а седьмой еще не наступил и когда наступит, то будет краток. А если, согласно блаженному Иринею, создано семь дней, семь небес, и семь чинов ангельских, имеющих власть над другими, то, принявши это мнение, нужно согласиться и с нашим толкованием, что семь царств – это бывшие от создания мира доныне; пять из них уже погибли, шестое, в которое было это откровение, было в древнем Риме, а седьмое, еще не наступившее, будет в Риме новом». Для древних христиан все было связано с их временем. Андрей Кесарийский намекает на то, что всемирный Вавилон переместится из старого Рима в новый Рим. Новый Рим – это Константинополь, Царьград. Хотя Царьград был православной столицей, но там был такой развращенный образ жизни, что он выглядел хуже, чем Рим старый. И, как я уже сказал, для каждого поколения христиан есть свой всемирный Вавилон, есть своя Вавилонская блудница. Поэтому мы не можем говорить, что Ипполит Римский ошибался, мы не можем говорить, что Андрей Кесарийский ошибался. Они говорили правильно. Может быть, пройдет время, и всемирным Вавилоном станет Китай. Но для христиан нашего поколения всемирный Вавилон – это Америка. И предтечи антихриста наших времен – это люди, которые являются сторонниками глобализации, глобализационных процессов. Их идеология есть испытание для нашего поколения. И то, как мы выдержим этот удар, скажется на поколении христиан, которые придут после нас, которые после нас будут сопротивляться силам зла. Действительно, как сказано – довольно для каждого дня своей заботы. Можно сказать, довольно для каждой эпохи христианской истории своих проблем. А люди потом столкнутся с новым витком каких то духовных испытаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«ноги у него – как у медведя» . Святой Андрей Кесарийский поясняет: «Медведем называется персидское царство». Персы известны своим сладострастием, это значит, что во дни антихриста сладострастие распространится по всему миру. И люди будут чрезмерно похотливы и очень склонны к всевозможным извращениям. «а пасть у него – как пасть у льва» . Святой Андрей Кесарийский поясняет: «Львом называется вавилонское царство». Вавилонское царство – это было оккультное царство. Антихрист будет оккультный мессия. Во дни антихриста оккультизм станет господствующей религией. Эта религия будет вытеснять все остальные. Адольф Гитлер был тоже оккультный человек. Он уничтожал христианство, отстранял его от общественной жизни, и на место христианства насаждал оккультные мировоззрения. Гитлер, Ленин, Нерон, Мао Цзэдун, Авраам Линкольн – все эти люди были предтечи. Предтечи антихриста, потому что те идеологии, которые они формировали, в корне враждебны христианскому миропониманию. Поэтому наши с вами деды и прадеды не ошибались, когда говорили, что Ленин – антихрист, они были правы. И апостолы писали: «придет антихрист, и теперь появилось много антихристов» ( 1Ин.2:18 ). И апостолы писали: «всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» ( 1Ин.4:3  ). И Ленин был антихристом, и Нерон был антихристом, и Наполеон был антихристом. И не случайно, что число 666 совпадает и с именем «Нерон», и с именем «Наполеон», и со многими другими именами в числовом значении букв. И мы переходим к 3 стиху: «И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела» ( Откр.13:3 ). «Слова “видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена” указывают на то, что кто-нибудь из его князей, умерщвленный посредством чарования антихриста и ослепления людей, будет им ложно показан воскрешенным, как делал это Симон-волхв, обличенный апостолом Петром. Или же это римское царство, как бы погибавшее от разделения под единой властью антихриста, как кесаря Августа, восстанет снова сильным», – это толкование Андрея Кесарийского . Оно было произнесено тогда, когда Римское царство было все разрушено, рассеяно, это сделали варвары. И никто не мог ожидать, что Римское царство, в границах Евросоюза, вновь восстановится. Здесь Андрей Кесарийский прямо говорит, что антихрист воцарится как новый Август. Как новый Римский император в этом пространстве, в Евросоюзе.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Слова об исцелении народов от листьев древа жизни Андрей Кесарийский объясняет, как «тончайшее, превысшее и пресветлое разумение Божественных судеб... Эти листья будут во исцеление неведения тех народов, которые стоят низшими в делании добродетелей». То есть здесь, в этой земной жизни, народы болеют неведением, различными грехами и слабостями, а также и буквально телесными болезнями и недугами. От всего этого в будущем веке народы исцеляются через листья древа жизни. Если питание от плодов древа жизни будет всегдашним (двенадцать раз в год новые плоды), то исцеление листьями древа жизни будет одноразовым событием. Однажды совершится это, чтобы навечно исцелить народы от всех их телесных и душевных болезней. С другой стороны, в этой земной жизни под исцеляющими листьями древа жизни можно разуметь листья книги Священного Писания, от которых бывает великое исцеление читающим. Андрей Кесарийский дает еще другое значение древа жизни, плодов и листьев. Он пишет: «Река напояет насажденных при ней святых, названных древом жизни по образу Древа Жизни – Христа». Этому особенно будет соответствовать мысль о том, что дерев было много, но все они одного рода. О таком блаженном муже пел святой Давид: «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет» ( Пс. 1:3 ). Святой Давид говорит здесь о тех же признаках святого человека: древо при потоке воды, плоды, листья. Андрей Кесарийский пишет так: « Древо жизни – двенадцать апостолов по причине их причастия истинного древа жизни. Плоды их– суть принесшие 100-кратный плод, листья – 6-кратный, народы – 30-кратный. По разным плодам и слава будет разная. То, что древо в единственном числе, говорит о единстве святых в сопребывании и разумении». Так последней страницей Писания завершается учение его первых страниц: о реке, древе, плодах и листьях рая. Изгнанный из рая возвращается в него. Потерянное возмещается сторицей. Слава Богу! Аллилуйя! Откр.22:3 И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Те люди, у которых нет проблем, у них одна серьезная проблема – духовная безотцовщина, они беспризорники духа. Они уже умерли, они имеют вид, как бы живы, но не знают, что духовная смерть уже коснулась каждого из них. И мы снова читаем текст: «И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри , – и ниже сказано: Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей» ( Откр.6:5 ). Андрей Кесарийский толкует так: «Черный конь, я думаю, означает плач об отпадших от веры во Христа по причине тяжести мучений». Отцы поясняют, что многие под вороным конем понимают бедствия голода, черный цвет коня означает скорби и печали. Вы видите, вся история Церкви показана в принципе: белый конь – это первоначальная христианская Церковь , потом была Церковь мучеников, потом показаны времена тьмы, отступления от веры. Вы знаете, как называется отступление от веры по-гречески? Апостасия – есть такое слово. Святые Отцы учат, что перед пришествием антихриста будет страшная апостасия, люди будут отходить от веры, люди будут даже терять веру. Те, которые имели веру, они будут ее терять. Это будут очень тяжелые времена! Поэтому никто не может быть уверен за себя. Андрей Кесарийский говорит, что этот черный цвет – это цвет траура, что надо оплакивать этих людей, которые были с нами и ушли от нас… И далее мы читаем: Откр.6:5 . «Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей». Что это за мера? Андрей Кесарийский поясняет: «Мера есть сравнение отпавших от веры или по наклонности и непостоянству ума, или по тщеславию, или же по немощи тела». Вот сейчас мы и рассмотрим, как происходит падение, выпадание из духовной жизни. Иногда это происходит по наклонности. Что такое наклонность? Когда человек приходит на Исповедь, он называет свой грех, священник читает разрешительную молитву, ответственность за этот грех снимается. Но священник накладывает епитимию, для чего? Грех-то уже снят. Грех снят как ответственность за содеянный поступок, а наклонность к этому греху осталась. Бороться надо с причиной, которая порождает этот грех. Епитимия дается не для того, чтобы искупить содеянный поступок. Кровью Иисуса Христа с нас снимаются все грехи, и в Таинстве исповеди человек получает полное разрешение от греха как от содеянного поступка, и в День Суда он не будет за этот грех отвечать ни перед демоном, ни перед Ангелом, но наклонность-то сохраняется, и многие люди приходят и говорят:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

17). Поэтому Христос постоянно находится с грешниками. Он ест и пьет с ними; о Нем даже говорят, что Он «друг мытарям и грешникам» (Мф 11. 19). Он прощает грешницу, совершившую прелюбодеяние (Ин 8. 3-11), освобождает от грехов одновременно с исцелением от физических недугов (Мк 2. 3-12), первым вводит в рай разбойника (Лк 23. 40-43), даже просит Небесного Отца простить тех, кто Его распяли, ибо они «не знают, что делают» (Лк 23. 34), и призывает Своих учеников прощать другим их согрешения «до седмижды семидесяти раз» (Мф 18. 21-22). Принося Себя в жертву за человеческий род, Христос «берет на Себя грех мира» (Ин 1. 29) и дарует «во оставление грехов» (Мф 26. 28) Свое Тело и Свою Кровь, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3. 15). Он не только Сам имеет власть прощать грехи (Мф 9. 6), но и дарует ее Своим ученикам (Ин 20. 23). Однако не любой Г. может быть прощен Богом: «...всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12. 31-32). Хула на Св. Духа - это, по мнению толкователей ( Athanas. Alex. In Matth. 12. 31; Ioan. Chrysost. In Matth. 41. 3), свободное, сознательное и упорное противление грешника Богу, исключающее какое бы то ни было признание им ошибочности своего поведения и соответствующее покаяние, без чего прощение становится невозможным. Наложение на грешников печати зверя. Миниатюра из лицевого Апокалипсиса с толкованиями архиеп. Андрея Кесарийского. 3-я четв. XVIII в. (РГБ. Ф. 98. Егор. 668. Л. 143 об.) Наложение на грешников печати зверя. Миниатюра из лицевого Апокалипсиса с толкованиями архиеп. Андрея Кесарийского. 3-я четв. XVIII в. (РГБ. Ф. 98. Егор. 668. Л. 143 об.) Проблема Г. у ап. Павла решается через призму его учения о двух Адамах. «Ибо как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим 5.

http://pravenc.ru/text/166453.html

46 И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему (Деян 28:30). 47 Святитель Иоанн Златоуст в 10-й беседе на Второе послание к Тимофею говорит: “Предстал он (Павел) перед Нероном и спасся, но потом, обратив в христианство виночерпия Нерона, был обезглавлен”. — Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. Ч. 2. СПб., 1905. С. 829. 48 Буквально ‘на домашнее животное’, kmБnoj. Если на Востоке для перевозки людей использовали, в основном, осла (Лк 10:34), то на Западе, а особенно в Риме, распространены были кони, тем более что Патрокл принадлежал к свите кесаря. 51 В тексте — OЩr…wn. Вполне вероятно, что это вариант арамейского имени Урия ‘свет мой — Бог’. Урия ( OЩr…aj, согласно LXXII) Хеттеянин был мужем Вирсавии (см. 2 Цар 11:21). 52 Евсевий Кесарийский в своей Церковной истории приводит следующие слова Тертуллиана: “Нерон был первым, кто стал преследовать наше учение, когда, покорив Восток, стал особенно свирепствовать в Риме”. — Евсевий Кесарийский. Церковная история. С. 76. 54 О том, что апостол Павел непосредственно предстоял перед Нероном, свидетельствует святитель Климент Римский: “Павел был в узах семь раз и мученически засвидетельствовал истину перед правителями”. — Святитель Климент Римский. 1 Кор 5//Послания мужей апостольских. М., 2003. С. 139. 55 Выражение ™n встречается в Новом Завете только один раз в апокалиптическом смысле: За то в один день придут на нее (Вавилонскую блудницу) казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее (Откр 18:8). Именно в этом смысле употреблено здесь это выражение. 56 Апостол Павел пишет Фессалоникийцам: будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете. Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших (2 Фес 1:5–10).

http://pravmir.ru/muchenichestvo-svyatog...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010