Душа, оставь ветхую жизнь и ветхого человека! Гряди, погрузись в баню пакибытия, начни снова свое бытие! Только начав уже сейчас это новое бытие в Боге, ты сможешь приобщиться пакибытия нового неба и новой земли. И, как пакибытия сподобятся и небо, и земля, так и ты сейчас и душой, и телом должен возродиться и вести новую жизнь, быть новой тварью. «Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор. 6:20 ). Сказав, что прежнее небо и прежняя земля миновали, Иоанн еще добавляет: и моря уже нет. Вода была основанием, первичной стихией прежнего мира. «Вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою» ( 2Пет. 3:5 ). «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною и Дух Божий носился над водою» ( Быт. 1:2 ). Новое небо и новая земля выйдут из стихии огня, в котором кончится первый мир. А потому и основанием нового мира будет не вода, моря уже нет , а огонь света ( Откр. 21:23–24; 22:5 ). Иные отцы разумели здесь и море житейской суеты и волнений. Андрей Кесарийский пишет: «Также если море означает бурную и волнующуюся жизнь, то его не будет уже. Ибо во святых не останется тогда ни малейшего смущения или страха». Блаженный Августин : «Мятежный и бурный век, подразумеваемый под именем моря, не будет жизнию смертных». Это мнение подтверждает Василий Великий в толковании на Ис. 44:27 : «Который (Господь) бездне говорит: «иссохни!» и реки твои Я иссушу». Сейчас жизнь человека подобна щепке, брошенной в мятущееся, бушующее море. Потому и поет Церковь : «Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве». Это море иссохнет в огне последнего дня. И в вечности моря уже нет . Можно же здесь разуметь и буквально, что не будет моря прежнего мира, «ибо оно уже не будет нужно людям» ( Андрей Кесарийский ). Для чего и море, часто бурное и гибельное, зрелище ужасов и мятежа стихий, оно не может иметь места в жилище вечной тишины и безопасности. Тогдашний мир был не только «составлен из воды и водою», но и «погиб, быв потоплен водою» ( 2Пет. 3:6 ). Вода – стихия жизни первого мира, была и стихией гибели, ужаса и смерти. На новой земле моря уже нет .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Есть истолкование, что момент вознесения Еноха и Илии на Небо – это момент вознесения всех остальных уверовавших христиан, тех которые через проповедь Илии уверуют, через проповедь Еноха покаются, и тех, которые сохранят веру даже во дни антихриста. Они вместе с ними подымаются, когда звучит призыв: «взойдите сюда» . Казалось бы, вот, Царствие Божие наступает, всем уже всё ясно. Всё явно – воскресение пророков, их вознесение на Небеса. И смотрите, какой сатанизм, какая осатанелость будет у некоторых людей даже перед этими явными чудесами и знамениями, после такой яркой проповеди Илии и Еноха. Читаем 18 стих и ниже: «И рассвирепели язычники» ( Откр.11:18 ), – в ярость пришли бесовскую. Ну, как же – все их фантазии, бесовские галлюцинации, все эротические мечтания в этом царстве блуда, порока, все их надежды на новый Содом, на этот Египет греха – все это рушится. «И рассвирепели язычники», – и далее сказано: «и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего» ( Откр.11:18 ). Андрей Кесарийский поясняет: «Под пророками, святыми и боящимися Бога нужно разуметь три степени людей дающих плод в сто, шестьдесят и тридцать, тогда как апостолы унаследуют первое место и двенадцать престолов». «…малым и великим» ( Откр.11:18 ), – Андрей Кесарийский поясняет: «Малыми и великими, мы думаем, называются или святые меньшие и высшие, или же малые грешники, униженные в будущей жизни, а великие праведники». «И погубить губивших землю» ( Откр.11:18 ). Вот эти слова, что Господь погубит губивших землю, – это свидетельство о том, что Господь отомстит тем людям, которые способствовали экологическому кризису. Которые загрязняли землю разным мусором, ядерными отходами, которые бензиновыми парами загрязняли атмосферу, которые сознательно портили земную природу всякой химией. Потому что земля – это Божий дом. И Господь готовится к воцарению в этом мире, и Он должен погубить погубивших землю, то есть виновников экологического кризиса, потому что они осквернили Божье творение.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И вот, мы видим, как облеченная «в виссон чистый, светлый» Невеста идет. Андрей Кесарийский пишет: «Виссон указывает на светлость добродетелей, в которую одета Церковь , на тонкость в ведении и высоту размышления и созерцания Божественных оправданий». Вот здесь Андрей Кесарийский подсказывает нам, что такое виссон, «виссон же есть праведность святых» . Праведность святых не есть достояние их индивидуальной деятельности. По истолкованию Андрея Кесарийского , это следствие того оправдания, которое совершается Кровью Иисуса Христа. А я вам напомню, что юридическое понятие самого термина оправдание означает «оправдан», значит, «никогда не был виновен». Вот что нам принес Христос! То есть Он всецело Своей Кровью омыл наши души, смыл с нас скверну греха так, что мы в глазах Бога оказываемся людьми, которые невиновны. Оправданы, то есть никогда не были виновны. Но мы знаем о себе, что мы были виновны. Но Господь так радикально нас изменил, что мы оборачиваемся назад, на свое прошлое, на греховную жизнь, и понимаем, что это совсем какой-то другой человек был. Нам некоторые напоминают о нашей греховной жизни, говорят: – Да ты вспомни, что ты делал-то? А нам так немножко, конечно, неудобно, но мы в то же время удивляемся. Мы не узнаем, не находим в себе прежнего состояния. Потому что те удивительные перемены, которые от Бога, они настолько радикальны, что в Библии они сравниваются с новым рождением. Новое рождение… А новое рождение – это новое существо происходит в человеке. Всецелое обновление. И некоторые люди даже не обижаются, когда им напоминают их прежние грехи, они так думают: «Ну, это ко мне уже не имеет, по-моему, отношения. Это на какой-то другой планете все происходило и не со мной». И вы правы, – вот это ощущение, оно вас не подводит на самом деле. Это правильное ощущение. Это осознание того, что Христос совершил над каждым из нас. Как в Писании сказано: «забывая заднее и простираясь вперед» ( Флп.3:13 ). То есть надо забывать прошлое. Также в Писании сказано: «возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» ( Лк.9:62 ). Ну, пошел ты, взявшись за плуг, – всё, иди, не надо головой крутить. Что там было, там, в прошлом, сегодня этого уже нет. Надо жить новой жизнью. Господь говорил: «довольно для каждого дня своей заботы» ( Мф.6:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И вот эта скиния, это особое место, вот эта небесная скиния, о которой мы читаем: «И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе. И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду…» ( Откр.15:5–6 ). Андрей Кесарийский поясняет: «Здесь говорится о небесной скинии, по образу которой повелел Бог Моисею устроить земную скинию. Из этого храма вышли Ангелы, которые в знак своей чистоты, близости ко Христу, краеугольному камню и светлости добродетелей, одеты в льняную одежду, или в чистый камень, как говорится в некоторых списках». Дальше сказано про этих Ангелов: «…и опоясанные по персям золотыми поясами» ( Откр.15:6 ). Андрей Кесарийский поясняет: «Они опоясаны по персям золотым поясом в знак могущества своего, чистоты, честности и полномочия служения». И далее мы читаем 7 стих: «И одно из четырех животных…» ( Откр.15:7 ). Архиепископ Аверкий поясняет: «Эти животные херувимы или серафимы, верховные ревнители славы Божией, исполнены глубочайшего ведения судеб Божиих». Итак: «И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков» ( Откр.15:7 ). Золото в Библии очень часто символизирует божественную благодать. Вот и сам новый Иерусалим описывается как золотой город, где улицы золотые, стены золотые, причем, сказано, специально подчеркивается, – из чистого золота, это образ духовной благодати. Потому что золото – это очень теплый металл, он излучает как бы солнечный свет. Некоторые древние народы о золоте говорят, что это слезы солнца. Но, смотрите, в этих чашах, которые будто чаши благодати, мы видим гнев Божий. Скорее всего, речь идет о том же самом огне, который для одних благодатный огонь (как люди радуются в Иерусалиме, когда огонь сходит на них!), а для кого-то он совсем даже не благодатный, а даже, наоборот, обжигает их. Один человек рассказывал: – Благодатный огонь сходит, христиане все радуются, а там еврейская полиция стоит, они толкают всех, пихают туда, сюда, и вот часто бывает – раз! – у полицейского шапка загорится, его тушить начинают, их благодатный огонь обжигает.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«И жаждай да приидет». Жажда к питью жизни нужна для прочного обладания приобретенным. А особенно потому, что дар подается не тем, которые недостойны его величия, хотя несколько и трудятся, а приносящим благий разум, разжженный более серебра и золота, а также и телесный труд. Откр.22:18 . И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; Откр.22:19 .  и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей. Страшное проклятие на извратителей Божественного Писания; дерзкое безрассудство их, злонравие и самолюбие лишат их благ будущего века. И он предостерегает нас, чтобы мы не претерпели того же и для этого не прибавляли и не убавляли, но слова Писания почитали достовернейшими и славнейшими аттических сочинений и диалектических силлогизмов. Потому что и в них, если находится что-либо несообразное с истиною, то обыкновенно прибегают к свидетельству автора этих сочинений. Но разницу величия знаменитых у нас и у них трудно даже представить в уме. Я думаю, что она более, чем между светом и тьмою. Откр.22:20 . Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! Откр.22:21 .  Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. Апостол говорит: «И я, свидетельствующий о сем, взываю: к Тебе, Жизни нашей, иду, и Сам Ты прииди, Господи!» Но, может быть, слова «свидетельствуяй сия» сказаны и от лица Христа, то есть Он говорит: «Я, Свидетельствуемый, приду скоро», а апостол отвечает: «гряди Господи Иисусе». Пришествие Христа желательно для святых, как приносящее за собою множество наград. Поэтому и книга эта, приводящая к блаженной кончине и покою читающих ее, есть святая, боговдохновенная. Теперь же мы вкратце изложим ее назначение. Сказанное о семи церквах научает нас терпению в бедах, любви к доброделанию и другим добродетелям. Отсюда ясно, что на земле должно предпочитать всему созерцание чистым духовным оком на небесах славы Божией, не существа Божия, но явления Его, воспринимаемого или в виде многоразличных камней, или разноцветной радуги, или в других образах Божия домостроительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

И мы опять читаем 7 стих, и далее: «Но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам. И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною, и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле. И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед» ( Откр.10:7–9 ). Подобные призывы к пророкам – съесть книжку – встречаются и в Ветхом Завете. И указание, что она в устах будет сладкой, как мед, а во чреве будет горькой. Андрей Кесарийский поясняет: «Сладко для тебя, – говорит Ангел, – познание будущего», – действительно, нам же интересно узнать, что будет в будущем. Андрей Кесарийский дальше рассуждает: «но вместе и горька для чрева, то есть сердца, где вмещается словесная пища, из-за сострадания к тем, которым должно претерпеть наказание, ниспосланное по Божественному определению. Это можно принять и иначе, так как евангелист не знал худых дел книги, заключающей в себе деяния нечестивых, ему и показывается, что грех при начале услаждает, а при совершении приносит за собой горечь, от мщения воздаяния». Что означает эта книга? Мы действительно стремимся к познанию, человек проявляет такую слабость, как любопытство, но когда человек начинает получать познание, не всегда это познание его радует. «…во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» ( Еккл.1:18 ), – говорил премудрый Соломон. Это действительно так. Может быть, на занятие нашей школы ходить вас подвигло любопытство, но сейчас мы узнали, что те вопросы, которые мы с вами изучаем, – очень серьезные вопросы. И мы говорим о вещах не только приятных для нас, но и об очень печальных вещах. Об очень серьезных вещах. И то, что звучит, может быть, красноречиво, приносит внутренние душевные страдания. Я думаю, не только мне, но и вам. Потому что скорбь последних дней будет столь велика, что лишь немногое количество людей спасется. Это те, которые до конца всё перетерпят. Именно обращаясь к таковым, Господь говорил: «…претерпевший же до конца спасется» ( Мф.24:13 ). Они будут именно терпеть, они не смогут победить эту боль, они не смогут победить это страдание последних времен, они проявят терпение.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И мы читаем с вами: «Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море» ( Откр.16:3 ). Вот такое объяснение у святого Андрея Кесарийского : «Неудивительно, что Божественная сила, для обличения немощи антихриста и легкомыслия обольщенных, претворит, через пророков Еноха и Илию, море как бы в кровь убитого». А владыка Аверкий толкует так: «Здесь понимаются кровопролитные международные и гражданские войны». По истолкованию святого Андрея Кесарийского , Ангелами, которые выливают чашу гнева, являются два Божьих пророка – Енох и Илия, которые живыми были взяты на Небо и о которых мы часто вспоминаем. Они явятся в этот мир, чтобы обличить антихриста. Как некогда Моисей вылил воду в Нил, и вся вода в Египте стала кровью, так и эти Божьи пророки, Енох и Илия, возьмут сосуд гнева Божия, выльют в море, и все воды сделаются кровью. Это будет символическое действие, а фактически это означает начало страшной междоусобицы – военных конфликтов, гражданских войн, непрекращающихся террористических актов, столкновений одних народов с другими. Я однажды беседовал с одним духовным человеком, и я сказал ему: – Наверное, демоны очень дисциплинированные, потому что только одну страсть победишь, сразу другая подходит. У них, наверное, все очень хорошо продумано. Этот человек мне сказал: – Да, у них все очень хорошо продумано, но они не очень дисциплинированные, они постоянно дерутся друг с другом, постоянно клевещут, наговаривают друг на друга дьяволу. То есть мир зла – это мир дисгармонии, это не мир порядка. Как некоторые говорят: – Нам нужна сильная власть. И многие пойдут за антихристом, потому что они увидят в нем носителя будто бы сильной власти. Устанавливается мировой порядок, контроль над всеми ресурсами, чтобы разделять равномерно, взять всё и поровну поделить. Ну, вы помните, как в 17 году многие русские люди соблазнились, когда им сказали: – Всё возьмем и поровну поделим. Моя бабушка, Журавлева Матрена Федоровна, мне говорила:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Илий, священник иудейский, когда ему Самуил сказал о том, какую казнь Бог определил дому Илиину и его детям, смиренно сказал: Он – Господь; что Ему угодно, то да сотворит (1 Цар. 3, 18); как бы выразился так: «Неприятно для меня твое объявление суда Божия, о Самуил, но так как мне известно, что это – воля Божия, то охотно принимаю твои слова и познаю в них волю Божию: я и мои сыновья получаем наказание по делам нашим, по приговору суда Божия, которому никто противиться не имеет права; да сотворит Господь все то, что всесвятейшей Его воле угодно: мы – рабы, Он – Господь; мы преступны во многом; Его дело – исправлять наши грехопадения праведным наказанием». Когда апостол Павел шел в Иерусалим через Кесарию и кесарийские христиане, зная по предсказаниям, что у него в Иерусалиме будет много неприятностей и скорби от иудеев, пожелали отклонить его от намерения продолжать свой путь туда, то на слезное их прошение Павел отвечал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса. Когда же мы (кесарийские христиане) не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня! (Деян. 21, 13–14). Это единственное, верное успокоение души, если не будет услышана наша молитва, наши прошения, молиться об одном: «Воля Господня да будет». Заповедь седьмая Никто из находящихся в живых не может вернее узнать волю Божию относительно предпринимаемых им поступков, как только тот, кто искренно, сердечно желает во всем поступать согласно воле Божией. Такое желание его будет истинно служить ему руководящей нитью в лабиринте к устранению встречающихся ему на пути неудобств и заблуждений в уразумении воли Божией в предстоящем деле. Объятый таким усердным желанием действовать по воле Божией или избирать угодное Богу из двух каких-либо дел, сомневающийся, какое начинание согласно с волей Божией, пусть молитвенно обращается к Богу, говоря от всей души, от всего сердца: «Господи! Если бы я точно знал, что Тебе благоугодно, да совершу то самое непременно и совершил бы я и потому верю, что Ты невидимо вложишь в сердце мое мысль, угодную Тебе».

http://pravoslavie.ru/94570.html

Итак, братья и сестры, вернемся к третьей вести. «И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией» ( Откр.14:9–10 ). Архиепископ Аверкий пишет: «Под вином ярости Божией надо понимать тяжкие суды Божии, которые приводят людей в исступление и, подобно опьянелым, возмущают дух. В Палестине вино никогда не употребляется цельное, не растворенное водою, поэтому гнев Божий, по своему сильному действию, уподобляется здесь нерастворенному вину». То есть гнев Божий будет таков, что люди окажутся будто невменяемые. В народе есть пословица: кого Бог хочет наказать, того лишает разума. Люди последнего времени будут все как обезумевшие. Будут пребывать в безумном состоянии. В полной прострации, не будут понимать, что происходит. И возможно, именно поэтому многие не смогут покаяться. Поэтому о чем нам надо заботиться? В Послании к Римлянам сказано: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства» ( Рим.1:28 ). Надо заботиться иметь Бога в разуме. А кто не заботится иметь Бога в разуме, того Господь может предать даже постыдным страстям. Так говорится в начале Послания к Римлянам. Заботиться иметь Бога в разуме – это означает иметь Божье слово. И вы очень правильно делаете, что ходите на занятия воскресной библейской школы для взрослых. И мы читаем 11 стих: «и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» ( Откр.14:11 ). Андрей Кесарийский пишет: «Дым мучения означает или поднимающееся снизу с плачем дыхание мучающихся, или же дым от огня, в котором горят отпавшие». По поводу слов, что «дым мучения их будет восходить во веки веков», Андрей Кесарийский пишет: «Отсюда видно, что мучения грешников бесконечны, как и блаженство праведников». Церковь говорит о том, что мучения бесконечны. А теперь пусть каждый задаст себе вопрос:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Итак, силы зла потерпят всецелое сокрушение, когда ниспадет огонь с неба от Бога и пожрет их, «а дьявол, прельщавший людей, ввержен будет в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» . То есть, их страдания, не будут прекращены, это будут вечные муки. Поэтому для христианина актуальным остается вопрос: где мы будем находиться в ближайшие 500 лет? Где? Где мы будем находиться в ближайшие миллион лет? Вечность не прекратится! Бог, вдохнув в Адама дыхание жизни, создав его из праха, сообщил ему возможность вечного существования. И для одних людей это вечное благо, а для других – будет вечное мучение. И мы читаем: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места» ( Откр.20:11 ). Андрей Кесарийский поясняет: «“Белый престол” означает упокоение Божие, которое Он устроил во святых, украшенных добродетелями, возседая на них, как на престоле». И Андрей Кесарийский так поясняет слова – «бежало небо и земля»: «Это означает их уничтожение и обновление на мучения, так как в них не найдется места для изменения». То есть будет новое небо, старое небо пройдет, будет новая земля, эта земля пройдет. Произойдет всецелое обновление. Мир будет совсем другим, он совершенно не будет походить на тот мир, в котором живем мы с вами. Это будут удивительные перемены от Бога, которые грядут на всю вселенную. И вот об этом мы должны с вами помнить. И для того, чтобы нам с вами без серьезных потерь пережить эти изменения, мы должны заботиться иметь Бога в разуме. Мы должны созидать храм нашей веры. И если мы этого не будем делать, мы всё потеряем. Я с одним реставратором известным – Овчинников его фамилия – беседовал, он человек неверующий, но всю жизнь служит иконам. Я думаю, Господь через это его будет спасать. И я его спросил: – Вот неужели всегда, если икона старинная, она лучше поздних слоев, которые наносятся на нее? Он говорит: – Я не знаю почему, но это всегда так. Чем древнее, тем лучше. Хотя мы понимаем, что были разные мастера, сейчас есть мастера, которые не хуже пишут, но, как ни странно, – чем древнее, тем чище, лучше.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010