50:10 «Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем». 494 Вопрос первой части стиха подразумевает, что далеко не все из народа Израильского боятся Господа. При этом констатируется непосредственная связь между страхом Ягве и вниманием голосу Его Слуги – Второисаия хочет подчеркнуть, что те немногие, кто боятся Господа, непременно должны слушаться гласа Его Раба. 495 50:11 » Вот (МТ: ; IQISª – , 496 иная форма), все вы (МТ: , «все вы»; lQIsª – , 497 " все они»), которые возжигаете огонь ( ), вооруженные зажигательными стрелами, – идите в пламен огня ( ) вашего и стрел, раскаленных вами! Это будет вам от руки Моей; в мучении умрете». Здесь Второисаия рисует нападки противников Слуги Ягве в образе зажигательных стрел, раскалённых в огне ( , «эш»). По мнению И. Ф. Григорьева, под образом огня ( , «эш») здесь представлен «пламень нечестия и богохульства» (как в Ис. 9:17 ). 498 После прославления Мессия обратит огонь Своих врагов против них же, и нечестивые умрут «в мучении». Но это возможно только в том случае, если после прославления Мессии Господь передаст Ему суд над всеми народами. Через представленные образы Второисаия развивает идеи первой части книги Исаии о Мессии как праведном Судье. Христианские толкователи (св. Иустин Философ , св. Ириней Лионский , Тертуллиан , блаж. Иероним, св. Киприан Карфагенский , Евсевий Кесарийский , блаж. Феодорит Кирский , Прокопий Кесарийский и другие) видели в третьей песни Слуги пророческое предсказание о страданиях Иисуса Христа. 499 6.11. Четвертая песнь Слуги Господня (Ис.52:13–53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исаии Четвёртая песнь Слуги Ягве – самая известная из всех. Она исключительно важна, поскольку нарисованная в ней картина страданий Мессии за грехи человеческие и Его дальнейшего прославления исполнилась на Господе Иисусе Христе с точностью до малейшей детали. Поэтому в христианской Церкви данная перикопа книги Исаии считалась ветхозаветным Евангелием и ценилась очень высоко.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Беседа 29. Дракон связан, не надо наговаривать на него. Тысяча лет со Христом. Два воскресения. Созидаем храм веры. Что брать с собой при конце света? Самый легкий способ разорить монастырь. Суд. Обидное слово «козел». Сегодня мы с вами будем читать 20 главу с 1 стиха и ниже. Очень важно для нас, что мы изучаем слово Божие. Когда мы изучаем слово Божие, созидается храм нашей веры. Если мы не будем заботиться о храме нашей веры, то наши каменные храмы не устоят, они будут разрушены. Но если мы будем заботиться о храме нашей веры и осознавать самих себя как лиц, отвечающих за ту благодать Божью, которая пребывает в наших сердцах, когда мы ответственно будем принимать призыв Серафима Саровского – стяжать благодать Духа Святаго в своем сердце, – тогда наша жизнь будет меняться в лучшую сторону. Итак, мы читаем 20 главу Книги Откровения с 1 по 3 стих: «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время» ( Откр.20:1–3 ). Прежде чем мы прочитаем истолкование Андрея Кесарийского на этот текст, надо сделать оговорку, что православная эсхатология – православное учение о кончине мира – принципиально отличается от того, как о кончине мира учат представители других христианских направлений. Поэтому надо очень внимательно отнестись именно к церковному прочтению этого текста. Андрей Кесарийский поясняет: «Здесь говорится о бывшем во время страданий Господа низвержении диавола, когда его, почитавшего себя сильным, всемогущий Бог наш Иисус Христос связал и избавил нас от его власти и осудил его на ввержение в геенну». Итак, Ангел, сходящий с неба, «который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей» , по истолкованию святых Отцов, – это Иисус Христос. Он сходит с неба, Он имеет ключ от бездны, Он имеет большую цепь в руке Своей. И, как Андрей Кесарийский поясняет, на Голгофском Кресте Сын Божий сковал силы зла. А сойдя во ад, Он, имеющий ключ от бездны, вывел из ада все те души, которые там находились, облистав ад сиянием Своего Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа 30. Чем заняться в Раю? Какая прописка лучше московской. Логика рождающегося младенца. Жизнь с перерезанной пуповиной. Совершилось! Боязливых – в горящее озеро. Небесный град из драгоценных камней. Сегодня мы будем изучать 21 главу Книги Откровение Иоанна Богослова. И мы читаем 1 стих: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» ( Откр.21:1 ). Андрей Кесарийский поясняет: «Здесь тоже говорится не об уничтожении твари, а о перемене на лучшее. По свидетельству апостола сама тварь освободится от работы истления в свободу славы чад Божиих. И Божественный псалмопевец говорит: “Яко одежду свиеши я, и изменятся” ( Пс.101:27 ). Обновление строго значит не уничтожение, но только устранение устарелости и морщин». То новое небо, и ту новую землю, что увидел Иоанн Богослов, не надо разуметь, как что-то совершенно новое, ибо произошло изменение прежнего мира, прежней земли, прежнего неба, изменение произошло через огонь, через уничтожение прежней системы вещей, и мир становится иным, он видоизменяется. То есть как мы с вами изменимся в День Воскресения, точно так же и мир, в котором мы с вами живем, претерпит очень серьезные, кардинальные изменения, «ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» . Вот эти слова, «моря уже нет» , Андрей Кесарийский поясняет так: «Потому что море будет не нужно, когда людям не нужно будет плавать по нему, ни перевозить и доставлять произведения земли в отдаленные страны, и тогда не нужно его, если оно означает бурную и полную волнения жизнь, ибо у святых не останется тогда ни малейшего страха или смущения». То есть, с одной стороны, прекратится море тех чувств, что постоянно нас травмируют, а с другой стороны, сами моря, которые сейчас служат связующими артериями между странами и людьми, станут ненужными. Мы с вами беседовали о том, что люди, которые будут жить в новом Божьем мире, смогут перемещать свое тело движением мысли. Ипполит Римский говорит, что люди смогут перешагивать море. И расстояние между землей и небом уже не будет непроходимым; движением мысли, наподобие ангельского стремительного перемещения, человек может оказаться в любой точке Вселенной. Мы будем постигать смысл многих миров: для чего Господь их создал, какая тайна заложена во всем Божьем мироздании.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

– Вот, Мария Египетская, она сорок лет каялась… Вот как здорово получилось, очень хорошо получилось. А что разбойник, который был распят на кресте справа от Господа? Он мог что-то доброе сделать своими руками? Нет, они были прибиты за его грехи к древу. Он мог своими ногами пойти куда-то в святое место? Нет, ноги были тоже прибиты за его грехи и ужасные преступления к древу. Но этот разбойник покаялся, и Господь сказал: «ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ). Он ничего хорошего не успел сделать, и даже если захотел бы, то не смог – он был в состоянии смертной агонии. Но он оказался первым человеком, который вошел в Рай . Я вам об этом рассказывал, что когда он в Рай вошел, в Раю никого не было, все были в аду. А Господь сошел во ад и оттуда всех вывел: Давида, патриархов, праведников – и всех ввел в Рай. Они заходят в Рай – а там один разбойник ходит, благоразумный. Итак, проявим благоразумие веры, будем бодрствовать, и тогда Господь, несмотря на наши немощи, поможет нам. Откр.3:4 . «Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны». Святой Андрей Кесарийский поясняет: «То доброе приобрела ты, что иные из твоих членов не осквернились греховными делами в своей душевной чистоте. Они, сохранив одежду нетления неоскверненной, облекутся со Мною в пакибытии в светлые брачные ризы». Андрей Кесарийский обращается как бы от лица Христа-жениха к Церкви-невесте. Здесь говорится о том, что Христос хочет видеть свою Церковь -невесту чистой и незапятнанной. Вы знаете, как в старину серьезно относились к этому вопросу, – чтобы невеста была девицей, с хорошей репутацией, чтобы она известна была как трудолюбивая, добрая, не капризная, и даже был институт сватов, были свахи, в основном женщины занимались сватовством. Так вот, служение свах на Руси – это было Божье дело. Заниматься сватовством – это дело очень важное в христианской жизни. Вы знаете, кто устраивает браки в христианских общинах? Ангелы. В Писании сказано, что жены должны иметь на голове платок, и сказано: «Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» ( 1Кор.11:10 ). Почему ради Ангелов? Ангелы, которые прилетают в наши собрания, – мы их не видим, – они смотрят: вот эта в платочке, у нее муж есть, эта без платочка – значит, она девица. И Ангелы помогают решать вопросы со сватовством. В Библии есть книга – Книга Товита. Вся эта Книга – рассказ о том, как Ангел помогал устраивать брачные отношения, Божий посланник с Небес.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПРОКОПИЙ, ВЕЛИКОМУЧЕНИК Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Великомученик Прокопий Кесарийский Прокопий Кесарийский (+ 303 ), великомученик . Память 8 июля . Святой великомученик Прокопий, в миру Неаний, родом из Иерусалима , жил и пострадал в царствование императора Диоклетиана (284-305). Отец его, знатный римлянин, по имени Христофор, был христианином, но мать святого, Феодосия, оставалась язычницей. Рано лишившись отца, юный отрок был воспитан матерью. Получив прекрасное светское образование, он был представлен Диоклетиану в первый год его вступления на престол и быстро продвинулся по службе. К 303 году, когда было воздвигнуто открытое гонение на христиан, Неаний был послан проконсулом в Александрию с повелением беспощадно преследовать Церковь Божию. Но на пути в Египет , близ Сирийского города Апамеи , Неанию было явление Господа Иисуса Христа, как некогда Савлу на пути в Дамаск. Божественный голос возвестил: " Неаний, и ты идешь на Меня? " Неаний спросил: " Кто Ты, Господи? " - " Я - распятый Иисус, Сын Божий " . В то же время в воздухе появился сияющий крест. После видения Неаний ощутил в своем сердце неизреченную радость и духовное веселие и превратился из гонителя в ревностного последователя Христа. С тех пор Неаний возлюбил христиан и победоносно сражался только против варваров-язычников. Но на святом угоднике сбылось слово Спасителя, что " враги человеку - домашние его " (Мф. 10, З6). Мать, язычница, сама пришла к императору с жалобой на сына, непочитающего отечественных богов. Неаний был вызван к прокуратору Иудеи Иусту, где ему торжественно было вручено послание Диоклетиана . Прочитав полное богохульств послание, Неаний молча на глазах у всех изорвал его. Это было уже преступление, которое римляне обозначили как " оскорбление величества " . Неаний был взят под стражу и в узах отправлен в Кесарию Палестинскую , где томился когда-то апостол Павел . После страшных мучений Святого бросили в сырую темницу. Ночью в тюремной комнате воссиял свет, и Сам Господь Иисус Христос , придя со светлыми Ангелами, совершил Крещение страдальца-исповедника, дав ему имя Прокопий.

http://drevo-info.ru/articles/4415.html

Второе применение этого выражения в Писании говорит о пожизненном или, в других местах, очень продолжительном сроке. Например: и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно ( Исх. 21, 6 ). И еще: всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть [ею] вечно ( Исх. 32, 13 ). Поэтому само по себе выражение вовеки (ες τν ανα) не может служить доказательством бесконечности мучений грешников. 4 . Еще одно широко применяемое в греческом тексте Священного Писания выражение, обозначающее вечность, переводится на русский язык как во веки веков (ες τος ανας τν ανων). Во всех местах Священного Писания, где оно используется, оно означает бесконечность 34 . И нет ни одного случая применения его в смысле продолжительного, но не бесконечного времени 35 . Здесь для примера можно привести толкования святых отцов на одно из таких мест: и дым мучения их будет восходить во веки веков ( Откр. 14, 11 ). Святитель Андрей Кесарийский пишет: «Дым мучения означает или поднимающееся снизу с плачем дыхание мучимых, или же дым от огня, в котором горят отпадшие. Дым восходит во веки веков – отсюда видно, что мучения грешников бесконечны, как и блаженство праведных» 36 . Архиепископ Аверкий (Таушев) : «…такова будет вечная участь диавола и его слуг, антихриста и лжепророка: они будут обречены на нескончаемые адские муки» 37 . 5 . В Священном Писании для обозначения непрерывности и непрекращаемости мучений грешников еще применяется выражение день и ночь. Например: будут мучиться день и ночь во веки веков ( Откр. 21, 10 ). Но Откровение говорит: Времени уже не будет ( Откр. 10, 6 ). А еще: ночи там не будет ( Откр. 21, 25 ). Что же тогда означают слова день и ночь? Святитель Андрей Кесарийский , толкуя это место, пишет, что в будущем веке времени уже не будет, но будет жизнь вечная, недоступная временному исчислению, и говорит: «Там будет только день, а не ночь, ибо ночь будет лишь для грешников» 38 . И еще: «День и ночь упоминаются… или сообразно настоящему обычаю измерять время днями и ночами, или потому, что день означает вечную жизнь святых, а ночь – мучения грешных» 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

Второй отрывок, в котором говорится о рае, приводится апостолом Павлом и связан с тем опытом, который был у него: И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать ( 2Кор. 12, 3–4 ). Толкуя это место, преподобный Никодим Святогорец говорит, что «рай – это персидское слово, означающее сад, насажденный различными деревьями…». В то же время он говорит, что восхищение апостола Павла в рай, согласно некоторым толкователям, означает, что «он был посвящен в таинственные и неизреченные словеса о рае, которые до сего дня сокрыты от нас». Тогда, во время созерцания, апостол Павел поднялся до третьего неба, то есть прошел три неба: деятельное любомудрие, естественное созерцание и достиг мистического богословия, которое является третьим небом, и оттуда был восхищен в рай, как говорит преподобный Максим Исповедник . Так он был посвящен в тайну того, чем было древо жизни посреди рая, чем являлось древо познания, кто были Херувимы и огненный меч, охранявший вход в Эдем, чем были два древа: жизни и познания добра и зла, и все остальные великие истины, представленные Ветхим Заветом 242 . Третье место находится в Откровении Иоанна. Епископу Ефеса между прочим говорится: Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия ( Откр. 2, 7 ). Согласно преподобному Андрею Кесарийскому , под древом жизни иносказательно говорится о вечной жизни. Бог заповедует «приобщиться благ будущего века» 243 . Также по Арефе Кесарийскому «рай – это блаженная и вечная жизнь» 244 . Следовательно, рай, вечная жизнь и Царство Небесное – это одно и то же. Здесь мы не будем производить большего анализа того, что есть рай в соотношении с терминами «Царство Божие» и «Царство Небесное». Очевидно, что рай – это вечная жизнь в общении и единстве с Троичным Богом. Слово «ад» (« κολασπ» – «мука») происходит от глагола « κολαζω», который имеет два значения. Первое значение- «обрезать ветви дерева», а второе – «наказывать». Слово это в Священном Писании употребляется в основном во втором значении, в том смысле, что наказывает не Бог, но человек наказывает себя сам, потому что не принимает дара Божия. Во всяком случае, необщение человека с Богом является наказанием, особенно если мы подумаем о том, что человек сотворен по образу и подобию Божию, и это является глубочайшим смыслом его существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

– Да когда же ты перестанешь выступать! Я уже пишу везде: в милицию, в ФСБ пишу, когда же прекратится это безобразие?! Он какой-то коммунист, я с ним стал разговаривать. Я ему говорю: – Ну, для меня это просто Божье благословение, ваши слова, ваша ярость на мои проповеди. Такая хорошая оценка! Он: – Да какая же это хорошая оценка?! Я даже не могу слышать это! И в то же время не могу не включать, я должен все фиксировать, все, что Вы там говорите. Я ему говорю: – Вы самый внимательный мой слушатель, наверное. И вот, конечно, к их проповеди будет повышенное внимание всех этих бесовских спецслужб, служб безопасности, дьявольской безопасности. И все будут поздравлять друг друга: наконец-то убили их! И мы читаем 11 стих: «Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них» ( Откр.11:11 ). Вот опять это слово – «смотрели», то есть будет непрерывная трансляция, и вдруг все увидят, что они встали. Те, в смерти которых все были уверены, так как была трансляция, чтобы видели все, все народы и племена. Все посылали друг другу правительственные поздравления, поздравляли друг друга, радовались. И вдруг они встали, потому что Дух Божий, дух от Бога сошел в них, и они воскресли, эти удивительные люди. Архиепископ Аверкий пишет: «Злорадство нечестивых не будет продолжительным, через три с половиной дня святые пророки будут оживлены Богом и восхищены на небо». И все увидят их вознесение. И вот эта трансляция, которая имела целью разоблачить служение пророков, показать, что они обычные люди, что они не воскреснут, обернется как раз полным разоблачением власти антихриста, и все увидят, что они ожили, встали и вознеслись. И мы читаем далее, 12 стих: «И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их» ( Откр.11:12 ). Это событие будет в глазах всего рода человеческого. «И в тот же час произошло великое землетрясение» ( Откр.11:13 ). Они увидели, слуги антихриста, все эти обольщенные люди, проштампованные бесовской печатью, они увидели воскресение пророков, восшествие их на Небеса. И вдруг все телеящики попадали, началось землетрясение. Все, все поняли, что они не правы. «И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих» ( Откр.11:13 ). Андрей Кесарийский поясняет: «Семь тысяч погибших указывают на тех, кто привязаны ко времени настоящей жизни, измеряющейся числом семи дней, и не ожидают восьмого, Воскресения, они будут убиты в геенне огненной, вечной муке второй смерти. Но может быть, это и семь тысяч иудеев, которые покорятся и уверуют в антихриста». Здесь вот Андрей Кесарийский допускает мысль, что некоторые из иудеев настолько ожесточатся, что даже проповедь Илии не примут.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Древние христиане «…каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу…» ( Деян.2:46 ). Мы должны запасаться благодатью, источаемой от Евхаристической трапезы. Потому что, наступят времена, когда люди будут ходить, как сказано у пророка Амоса, от моря до моря и не смогут найти слово Божие. Тем более, они не найдут, где исповедоваться, где причащаться. Но в те времена «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Деян.2:21 ). Если человек хочет исповедоваться, но не может, конечно, Господь понимает эти обстоятельства. Следовательно, само призывание имени Божьего в те времена будет означать то, что человек освобождается от власти зверя, антихриста и избирает Владыкой над собой Бога и подчиняется теократическим принципам. Теократия – власть Бога. Андрей Кесарийский поясняет: «Десять рогов с диадимами и семь голов указывают, что дьявол и антихрист – одно и то же, ибо и выше это отнесено к нему же». Вы, наверное, помните в Евангелии, когда апостолы говорили Иисусу Христу: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас», Христос ответил: «столько времени Я с вами… Видевший Меня видел Отца» ( Ин.14:8,9 ). Так вот, видящий антихриста будет видеть дьявола, он будет постигать характер дьявола, потому что характер и манера поведения антихриста – это будет именно характер дьявола, он будет выполнять волю своего отца. И мы читаем далее: «Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть» ( Откр.13:2 ). Вы видите? Дракон, дьявол, передает своему сыну антихристу власть и престол свой, возможность самостоятельно господствовать на земле. «Зверь, которого я видел, был подобен барсу» . Святой Андрей Кесарийский поясняет: «Барсом называется царство греческое». То есть, управление антихриста будет напоминать эллинский беспорядочный мир. Эллинскую греческую культуру, языческую культуру, которая сыграла ужасную роль в судьбе Западной Церкви в период так называемого «Возрождения», европейского Возрождения, которое по сути дела являлось восстановлением языческих норм морали, а именно – безнравственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой» – это древо жизни в сотериологическом понимании, Крест Господень. Иными словами, этот стих из Апокалипсиса говорит нам о том, что все блага, которые мы можем приобрести в будущей райской жизни, дарованы нам благодаря страданиям Сына Божия на Кресте. Наше спасение куплено очень дорогой ценой, ценой Крови Сына Божия. Мы об этом никогда не должны забывать. Единственное, что мы можем предложить Богу от себя в удовлетворение Его правосудия – это то прощение, которое мы сами получаем в Иисусе Христе. Поэтому Августин Блаженный говорил: «Весь Закон исполнен только тогда, когда прощены все грехи». Какие прекрасные слова! Ведь именно исполнившие Закон будут живы. Но у нас с вами не получается самим это сделать. Зато мы оказываемся исполнителями всего Закона тогда, когда Божье милосердие омывает все наши грехи. Поэтому блаженный Августин и говорит: «Весь Закон исполнен только тогда, когда прощены все грехи». Андрей Кесарийский пишет: «Река напаяет святых, насажденных при ней, названных иносказательно “древом жизни” за причастие и подражание Древу жизни Христу». Здесь Андрей Кесарийский говорит о тайне сораспятия со Христом, и обожении когда заслугами Креста Христова, и сам верующий становится иносказательно частью «древа жизни». Древо жизни – это Крест Господень. Когда мы крестимся в христианство, то мы сочетаемся со Христом, то есть мы сораспинаемся с Ним. Не в том смысле, что мы можем сделать то же, что сделал Он, но только в том смысле, что Он, взяв на себя все наши грехи, ввел наши проблемы в Свою внутреннюю духовную жизнь, и нашел для нас их разрешение. Именно поэтому Церковь называется Телом Христовым. Мы, причащаясь Его Крови, Его Тела, как бы сродняемся с Ним. Апостол Павел однажды воскликнул: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ). Он не имел в виду то, что он подменил своим существованием Христа, но он имел в виду то, что он бы не существовал, если бы не Христос. Поэтому надо прямо сказать, что и мир до сих пор не погибает только потому, что милосердие Божие распространяется на всех. Как солнечный свет светит на праведных и на неправедных, точно так же и милость от Бога изливается на всё творение. Иногда люди говорят:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010