(Местность Армагеддон принято идентифицировать как область, расположенную на территории Обетованной земли, в районе горы Мегиддо (во времена Ветхого Завета эта земля не раз орошалась кровью участников боевых столкновений: в период судей «у вод Мегиддонских» сыны Израиля одолели войско Сисары ( Суд.5:19–20 ); в период царей в долине Мегиддонской царь евреев Иосия потерпел поражение от войск фараона Нехао ( 4Цар.23:29 )). Комментируя этот (второй) фрагмент Апокалипсиса ( Откр.16:12–16 ), святой Андрей Кесарийский нашёлся сказать: «По Божественному попущению река Евфрат может оскудеть водами, чтобы дать проход языческим царям для истребления друг друга и прочих людей, которые, думаем, двинутся из скифских пределов – места Гога и Магога, как об этом говорится далее в Откровении. А может и антихрист, происходящий от корня еврейского, из восточных стран персидской земли, где колено Даново, вместе с другими царями и вельможами, наследовавшими царское имя, перейдёт Евфрат и наведёт на людей телесную и душевную смерть: на одних за веру и терпение, а на других – за недостаток мужества и слабость» с. 144–145]. Примечательно, что даже и гибель третьей части людей не образумит оставшихся в живых, не заставит остановиться, погасить безрассудную, братоубийственную вражду, не подвигнет раскаяться в делах рук своих. Подавляющее большинство людей того времени продолжат утопать в грехах и пороках, вязнуть в мерзости, поклоняться бесам и идолам, «которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить» ( Откр.9:20–21 ). Очевидно, Андрей Кесарийский допускал считать Армагеддонскую битву за одну с той, что произойдёт при участии полчищ Гога и Магога. Сам Тайнозритель даёт основание полагать, что это сражение станет последним в истории войн: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» ( Откр.20:7–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Можно предположить визуальный «памятник» духовной пандемии людей: Земля в маске робота с гаджетом. 6. ОБЕЗБОЖЕННОСТЬ. Пора вновь и вновь обратиться к Откровению Иоанна Богослова. Когда рванула чернобыльская АЭС, первым из писателей, кто воспринял её как знамение, предначертанное в Апокалипсисе, был Алесь Адамович. Тогда во всеуслышание он цитировал текст из Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис). «И вострубил третий Ангел, и упала с неба большая звезда, горящая, подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде " полынь " , и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки». «Чернобыль» в переводе – «Полынь». Возникает дерзновенный вопрос: в какой фазе Апокалипсиса находится сейчас планета Земля. Не беру на себя смелость «толкователя», а обращаюсь к двум источникам. Один из них – Толкование архиепископа Андрея Кесарийского, жившего и писавшего через шестьсот лет после того, как Иоанну Богослову было явлено Откровение, между 81-м и 96-м годами Первого века от Рождества Христова. Второй источник – комментарии священника Александра Меня к Апокалипсису в цикле его бесед. «Весь Апокалипсис, – пишет о. Александр Мень, – посвящён брани (борению), трагедии противостояния мipa и Бога, восстания против Бога, противления Ему». Зло наказуемо Свыше. «И произошли голоса и громы, и молнии, и землетрясения». «И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить». Андрей Кесарийский видит в этом тексте «ужасы, которые будут перед кончиною…». В Ангелах прозревает он «сострадательных врачей», исцеляющих «греховные недуги болящих, или, вернее, облегчающие будущее наказание прижиганиями и сечениями в виде бедствий, если только они (грешники) перенесут их С БЛАГОДАРНОСТЬЮ». «Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зелёная сгорела». Андрей Кесарийский считал, что «град» знак того, что «наказания будут посланы с неба, по праведному суду». «Огонь с кровью» – это картины злодеяний человека на земле. Перечисляется: «разорение городов, происходящее от рук воюющих, пожары и междоусобия, во время которых, видимо, будет избито не менее третьей части всех живущих на земле тварей; в войнах гибнут не только люди, но и зелёные произведения (деревья и трава)».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/02/pl...

Можно сказать, что каждый получит то благо, к которому подлинно стремился всю жизнь, – к Богу или от Бога. Поэтому и говорит апостол Павел: Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия ( Рим.9:22-23 ). Напротив, праведникам уготована жизнь, описать которую ограниченным человеческим языком невозможно. Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор.2:9 ). Таково в целом учение Священного Писания о последних судьбах мира и человека. Конечно, картина будущего вышла далеко не полная и не вполне ясная. Далеко не все открыто нам Писанием и истолковано богомудрыми отцами Церкви. Впрочем, при изложении учения Священного Писания о последних судьбах мира мы не имели в виду Откровение ап. Иоанна Богослова, книгу, которая в таинственных видениях подробно изображает всю духовную историю земных перипетий новозаветной Церкви и преимущественно последние судьбы ее на земле. Это мы сделали потому, что Откровение – книга слишком таинственная и недоступная для обыкновенного понимания и потому требует особого подхода. Толковать Откровение не должно всем и каждому; для этого нужно обладать тем глубоким пониманием Священного Писания, каким обладали святые отцы Церкви, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собой ( 2Пет.1:19,20 ). Посему и мы предлагаем в назидание верующим толкование Откровения, основанное не на своем ограниченном понимании, а преимущественно на учении тех, кто стяжал дар быть отцами и учителями Церкви, в особенности св. Андрея Кесарийского , св. Иоанна Златоустого , св. Кирилла Иерусалимского , преп. Ефрема Сирина , бл. Иринея Лионского и других, осуществлявших Священное Писание своей жизнью. Ибо жизнь от Бога изливается в сердце, исповедующее Его, а ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми ( Притч.15:31 ). Последовав мудрому совету св. Андрея Кесарийского , будем молиться, чтобы и нам получить таковое ухо. Глава 1

http://azbyka.ru/apokalipsis/apokalipsis...

Напротив того, другие полагали, что после шести тысяч лет будут воскрешены одни умершие святые, чтобы они наслаждались тысячу лет удовольствиями и славою на той земле, где им приходилось терпеть мучения, а уже после этого наступит общее воскресение и праведных, и грешников. Церковь не принимает этих толкований, а потому излишне и говорить о них. И мы, на основании слов Господа саддукеям о праведниках, что они «яко ангели Божии на небеси суть» ( Мф. 22:30 ), и слов апостола, что «несть Царство Божие брашно и питие» ( Рим. 14:17 ), тысячу лет считаем за время проповеди Евангелия. Потому что нет необходимости, как мы говорили об этом ранее, считать эту тысячу лет за точно определенное число, но, как сказано в Песни Песней: «муж принесет в плоде его тысящу сребреник. Виноград мой предо мною: тысяща Соломону и двести стрегущим плод его» ( Песн. 8:11, 12 ), где обозначается не число, а обилие и избыток урожая, так и здесь – совершенный плод веры. И после этого придет «человек беззакония, сын погибели» ( 2Сол. 2:3 ), да, по апостолу, «суд приимут вси не веровавшии истине, но благоволившие в неправде» ( 2Сол. 2:12 ), и по слову Господа, сказавшего: «Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене: аще ин приидет во имя свое, того приемлете» ( Ин. 5:43 ). сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. Тогда сатана, освобожденный из своего заключения, как сказано, обольстит все народы и поднимет на брань Гога и Магога для опустошения вселенной. Некоторые полагают, что Гог и Магог суть полунощные, отдаленные скифские народы, называемые нами гуннами, самые многочисленные и воинственные из всех земных народов. Лишь Божественная десница удерживает их от овладения вселенной до освобождения диавола. Иные же говорят, что Гог по переводу с еврейского означает собрание или собирающего, а Магог – возвышение или возвышенного, и что этими именами означается собрание народов или их превозношение.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Некоторые ученые считают, что смещение коры земного шара можно делать и искусственным путем. Делается направленный взрыв под водой в тех местах, где эти огромные пласты соединяются, и, где надо, искусственно организуются ужасные цунами и землетрясения. Может происходить все что угодно. Сейчас против нашей страны идет бактериологическая война. Импортные продукты, которые приходят в нашу страну, содержат в себе всевозможные добавки. Это – настоящая бактериологическая война. Люди вкушают эти продукты, результат наступает не сразу, но постепенно образуются раковые клетки, другие заболевания. То есть, мы все находимся в фазе третьей мировой войны. И это уже некая такая апокалипсическая реальность, которую невозможно не замечать. Сейчас в этом мире никто не чувствует себя защищенным. В Таиланд на Новый год съехались очень богатые люди, туда путевка очень дорого стоит, но они оказались совершенно не защищенными, эти обеспеченные люди. Никто сейчас не может сказать, что он полностью защищен и у него есть гарантия от всевозможных трудностей. Отверзшиеся небеса, открытое небо – вот для нас залог духовного спокойствия. «После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда…» Андрей Кесарийский поясняет: «Словами “взойди сюда” повелевается слушателю отрешится совершенно от земных помыслов и обратиться к небесному». Давайте и мы сейчас по возможности отрешимся от земных помыслов для того, чтобы обратиться к небесному, потому что Господь хочет показать через Книгу Откровения то, чему надлежит быть вскоре. И мы читаем 2 стих 4 главы: «И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий» ( Откр.4:2 ). Андрей Кесарийский поясняет: «Услышав голос, исполненный духа, я увидел престол, которым обозначается Божье успокоение во святых, и Он почивает на них как на престоле». Когда Господь восседает на престоле – это значит, что Господь совершил некое действие. Вот если мы с вами откроем Книгу Бытие, 2 главу, во втором стихе здесь сказано следующее: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» ( Быт.2:2 ). Вот это слово «почил» можно воспринять как «воссел на престоле», то есть когда Господь совершает некий этап в судьбах мира, в судьбах вселенной, в судьбах всего духовного космоса, Он почиет, Он восседает на троне славы, на престоле славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Нет ни одного смешанного, или доброго, или худого состояния, на которые бы эти послания не содержали образца или приличного к тому спасительного учения» 36 . Иными словами, послания семи церквам раскрывают типичные духовные состояния, для которых предлагаются соответствующие пути исправления и улучшения. В свою очередь, св. Андрей Кесарийский толкует 2–3 главы книги Откровения как семь посланий конкретным историческим церквям 37 . Итак, мы видим, что диспенсационализм в своих экзегетических методах внутренне противоречив, и нередко православные более буквально толкуют Писание, чем диспенсационалисты. Словом, если даже в посланиях ап. Павла было нечто неудобовразумительное, что можно толковать извращенно ( 2Пет. 3:16 ), то что же можно сказать о пророческой книге? Ап. Петр предупреждает нас, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собой ( 2Пет. 1:20 ). Буквальное толкование в известном смысле – это рабское следование тексту, нежелание отходить от буквы. Для христиан настойчивое стремление только к буквализму нехарактерно, потому что Бог дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит ( 2Кор. 3:6 ). Мы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» ( Рим. 8:15 ). Поэтому церковное правило и требует при экзегезе творчески следовать святым отцам, которые толковали Писание Тем же Духом, Который создал Библию . Руководящим принципом на этом пути должно быть неизменное церковное учение, которое свидетельствует о евхаристии как о жертве; противопоставляет храм Тела Христова Иерусалимскому храму; обещает в вечности не прообразы и тени субботы и жертв подзаконного храма, но полноту истины в живом присутствии Самого Бога 38 . Наконец, это учение уже сейчас предлагает нам путь к полноте богообщения, внутренне удостоверяющий верных в истинности веры Церкви. Список источников 1 . Библия . М., 1988. 2 . Андрей Кесарийский , св. Толкование на Апокалипсис.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Об этом начертании пустословят противники святой церкви, говоря, что это начертание антихристово являет «тайну миропомазания». Она же (тайна миропомазания) кроме крещения никаких тайн не имеет. Поэтому нас, православных, хотят укорить и возводят 58 хулу на тайну миропомазания. Но напрасно, ибо если святое миропомазание является начертанием антихристовым, то и апостолы по их зломнению есть антихристы. Более того – сам Христос, который эту тайну с другими тайнами во спасение наше установил. Святой Андрей Кесарийский об этом начертании антихристовом в толковании на апокалипсис в слове 13 так говорит: «Начертание гибельного имени отступника и обманщика на всех постарается наложить на правых руках и этим отсечет действие благих и праведных дел; начертание же на челах научит держаться лести и обмана». Глава девятая. О коротком царствовании антихриста О коротком времени царствования антихриста извещает сам Христос Спаситель наш у Матфея в главе 24: «И если бы не прекратились дни эти, не спаслась бы, увы, всякая плоть: благодаря избранникам прекратятся эти дни». Даниил богогласный в главе 7 говорит: «И преданы будут в руку его до времени и времен и полвремени, затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца». Учителя церковные, Кирилл в катехизисе 25, Ипполит о кончине века и прочие, понимают под «до времени» – один год; «времен» – два года; «полвремени» – полгода. Значит, время царствия антихриста составит три с половиной года. То же читаем в главе 12 пророка Даниила: «Когда будет конец этих чудных происшествий? И слышал я, как муж, облаченный в багряницу, поднял правую свою руку к небу и поклялся живущим на небесах, во время и во времена и в полвремени». Когда же Даниил не понял сказанного, то этот муж сказал: «Иди, Даниил, ибо сокрыты слова эти до последнего времени, от времени же прекращения жертвы всех дней тысяча двести девяносто. Смотри, число этих дней составляет три с половиной года. То же число в апокалипсисе в главе 12, в которой жена, то есть церковь святая (так же толкуют великий Мефодий и Андрей Кесарийский ), убежала от змея, то есть от антихриста, в пустыню и там питалась «тысячу двести шестьдесят дней». Количество этих дней также составляет три с половиной года. И ниже в той же главе 12 так говорится: «И даны были жене два крыла большого орла, чтоб она летела в пустыню в свое место, где и пропиталась в продолжение времени, времен и полвремени, скрываясь от лица змея».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Огонь везде один – это Божий огонь, как пишут святители Василий Великий и Андрей Кесарийский . Но как по-разному воспринимается он, как трансформируется в людях: для одних это благость, для других – действительно, крематорий. Получается, что люди сами, через свои грехи, погружают свою душу в крематорий своей собственной совести. Ведь, когда после смерти человек узнает, что есть Бог, – не просто поверит – узнает, – когда после смерти он увидит, как живут святые в Раю, когда будет все показано, как говорится в книге 3 Ездры: «Нам уготованы жилища здоровья и покоя, а мы жили худо; уготована слава Всевышнего, чтобы покрыть тех, которые жили кротко, а мы ходили по путям злым. Показан будет рай, плод которого пребывает нетленным и в котором покой и врачевство; но мы не войдем в него, потому что обращались в местах неплодных» ( 3Ездр.7,51–54 ). И вот, когда люди окажутся в аду, который создали своей неправедной земной жизнью, у них будет страшная тоска. Святые Отцы говорят, что это будет страшное вожделение о Рае, они будут страшно ревновать святых. Я думаю, что в молодости многие из вас испытывали чувство ревности и помнят, как оно гнетет человека. А там ревность будет совсем другая, все будет намного сильней. Они поймут, что их душа могла оказаться невестой, церковью, на мессианском пиру Христа, Жениха, и вдруг они – во тьме кромешной. И там они узнают, что сами, своими делами, поступками, словами, помыслами построили для себя персональный ад. Каждый для себя свой ад. Это будет ужасно. Поэтому, когда говорят о каких-то там клещах, о сковородках, крюках – это мусульманские сказки. Это вычитали некоторые из Корана, давно уже это идет, с VI века странная такая происходила трансформация в учении об аде. А святые Отцы говорят, что главные мучения – это мучения совести. Она будет попалять человека, а огонь-то – один. Источник всей энергии только Господь. И вот мы видим, что чаша употребляется здесь вместо наказания, как говорит Андрей Кесарийский . Далее святой Андрей пишет: «Когда она была вылита Ангелом, появились гнойные раны, означающие скорбь, происходящую в сердцах отступников и мучащую их, как бы сердечное нагноение, потому что наказанные Богом посланными язвами не получат никакого облегчения от антихриста, которого они признают за Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Они победили его Кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Откр.12:12 .  Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени. «И тии победиша его Кровию Агнчею». Святые, подобно Иову обвиняемые диаволом и оклеветанные им пред людьми, верящими и покоряющимися ему, своими страданиями за Христа победили его. Вышние силы радуются о его падении и скорбят по поводу замышлений его на привязавшихся к земному, и это совершенно верно, ибо они подражают Богу. «Горе живущим на земли и на мори», то есть живущим на земле, а не на небе. Так как многие из живущих на земле побеждают и победят врага, особенно ярящегося на верующих ныне, ввиду близости наказания, то необходимо сожалеть и оплакивать тех, кто думает о земном и застигнуты бурями на море житейском. Статья тридцать пятая О том, что змий не перестает гнать Церковь Откр.12:13 . Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола. Откр.12:14 .  И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени. Когда диавол, боровшийся со Христом, был побежден после крещения и, вооружившись потом на святых апостолов, был посрамлен, увидев, что через смерть они достигли вечной жизни, и когда после этого он был осужден жить на земле, ползать по ней подобно змею и питаться ею, то есть земными помышлениями и мудростию, то он снова стал преследовать Церковь , рождавшую мужской пол – людей Божиих, и не ослабленную земными благами. Но с первых времен даны ей любовь к Богу и ближнему, охраняющее и содействующее промышление ради нас Распятого, и два Завета, или два крыла орла, чтобы, перенесясь на них в пустыню на высоту, она возрастала в жизни, чуждой всяких удовольствий. С особенною же силою это совершится в пришествие антихриста, который будет господствовать определенное время, как говорилось неоднократно и ранее, три с половиною года.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Откр.12:4 . Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Мы думаем, что это надо понимать в двояком смысле: или первое падение диавола с неба последним движением зависти (ибо первое было превозношение), увлекшее вместе с ним на землю и единомышленных ему ангелов, или же, по сокрушении его главы, движение хвоста, отвлекающее нетвердых, которые после просвещения во святом крещении образно называются звездами, от небесной мудрости и пребывания со святыми. Так и Даниил пророчествовал об Антиохе, что тот будет прообразом пришествия антихриста. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. «И змий стояше пред женою». Отступник восстает против Церкви, стараясь всеми силами сделать возрожденных своею пищею и воздвигая чрез Церковь гонение на Самого Христа, как на главу ее, как бы присвояющего Себе принадлежащее верным. Поэтому Господь и говорит: «Савле, Савле, что Мя гониши?» ( Деян. 9:4 ). Откр.12:5 . И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; «И роди сына мужеска». Церковь непрестанно рождает Христа в лице крещаемых, в них изображаемого, по апостолу, даже до «полного возраста Христова» ( Еф. 4:13 ). Мужеского пола сын – чада Церкви, не ослабленные похотями; Христос Бог чрез них пасет народ крепкими, как железо, руками сильных римлян. И по воскресении мертвых Он будет пасти их, поставляя сильных верою судиями над слабыми и немощными сосудами – язычниками, не принимавшими по неверию своему нового таинственного вина. и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. И ныне из искушений восхищаются святые, чтобы не оказались они побежденными непосильным; восхищены будут и тогда на облаках на воздух ( 1Сол. 4:17 ) и пребудут с Богом и Его престолом, то есть высшими ангельскими силами. Откр.12:6 . А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней. «А жена бежа в пустыню». Когда диавол в лице антихриста вооружается на Церковь , то избранные и достойнейшие, презрев гражданские почести, суету и удовольствия, побегут, как говорит Мефодий, в пустыню, чуждую нечестия и плодотворную для любящих добро, и там избегут нападений демонских и злых людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010