Елена Алексеева Ирина Зарон родилась во Владикавказе в семье заслуженного художника РСФСР Павла Зарона. С 1972 г. участник всероссийских, всесоюзных художественных выставок. В 1980 г. окончила отделение монументальной живописи МВХПУ (бывшее Строгановское). Член Союза художников России. Работы находятся в Государственном Русском музее, а также в частных собраниях США, Франции, Германии, Италии и других стран. Награждена медалью «Достойному» Российской академии художеств. Вместе с мужем, скульптором Сергеем Антоновым, выполнила иконостасы в храме святителя Николая в Голутвине (Москва), храме Покрова на Варварке (Москва), Серафимо-Знаменском скиту (Московская обл.), иконостасы и росписи в надвратном храме Андреевского монастыря (Москва), иконы и росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе, роспись алтаря храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (Москва), иконы для иконостаса храма преподобной Марии Египетской в Домодедове (Московская обл.), росписи и иконы в храме Вифлеемских младенцев (Барнаул), ряд икон для православных храмов Франции и Кипра, Музея современной иконы на о. Валаам. «Церковный вестник» / Патриархия.ru Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются.

http://patriarchia.ru/db/text/6013384.ht...

Сначала память землетрясения «блуждала» по Триоди, выпадая на ее разные дни. Впоследствии по причине неудобства такой ситуации было принято решение закрепить службу Великого канона за определенным днем Триоди. Этим днем был выбран четверг 5й седмицы и произошло это во 2й половине IX века (впрочем, стабилизация дня Великого канона произошла позже, в IX – XI вв. канон еще читали в разные дни поста). Почему? Одной из причин, вероятно, стало то обстоятельство, что на вечерне четверга в качестве паремии читается фрагмент о гибели Содома; в связи с этим на этот день была определена память о другом бедствии, ниспосланном Богом – землетрясении. Начиная с XI века в службу четверга 5й седмицы стали добавлять житие и тропари в честь преподобной Марии. Интересно, что в Студийско-Алексиевском Типиконе (1030е гг.) отсутствует и житие, и тропари канона преп. Марии; однако в Евергетидском Типиконе (конец XI – начало XII в.) уже указано и то, и другое. Считается, что первичным было добавление жития, которое связано с каноном идейно: преподобная Мария в своей жизни явила тот идеал подлинного и глубокого покаяния, который предначертан святым Андреем в его каноне. Вслед за житием стали присоединять и тропари канона. Интересно, что эти тропари — особый комплекс молитвословий; они имеют свой акростих и отличаются от тропарей других двух дней, когда совершается память преподобной Марии: минейного канона 1 апреля и канона Недели 5й Великого поста. При этом свое нынешнее место тропари преподобной Марии заняли далеко не сразу: Типикон Евергетидского монастыря предписывает читать канон Марии не вместе с Великим каноном, а на паннихис 1 (причем назначается даже другой канон — 6го гласа, составленный преподобным Симеоном Метафрастом ). Более того, даже в некоторых рукописях XIV века эти тропари отсутствуют, а в старопечатных Триодях тропарей преподобной нет во 2й песни канона. Чтение жития преподобной Марии Египетской – запоминающаяся особенность этого богослужения; более того, это – единственное уставное чтение из всей совокупности положенных в Уставе различных житий и толковых чтений, которое сохранилось в нашей приходской практике. Учитывая продолжительность службы, то обстоятельство, что Великий канон слушается стоя; служба названа «стоянием»; а по причине чтения жития преподобной Марии – «Марииным стоянием». Это название не употребляется в богослужебных книгах, оно – исключительно обиходное, разговорное. Впрочем, в XXI веке оно стало столь популярным, что проникло даже в литургическую литературу. Богослужебные особенности службы Великого канона («Мариина стояния»)

http://azbyka.ru/stoyanie-mariino

«Июня 3-го, вторник. Очевидно — чем слишком занят, то и во сне снится. Уже послал через дьячка свое облачение, вот покушаю и еду. Прощай, жена! Прощайте, детки! Еду в путь хоть недалекий, но, впрочем, несколько опасный». «Не удивляйтесь, братия мои возлюбленные, что я, отправляясь навстречу владыке, поставил в своем журнале три звезды. Страху я боюся. Я легко мог воображать, что, может быть, случится и долгое отсутствие мое от моего прихода и от журнала, но, слава богу, — возвратился домой вечером — цел, жив, здоров, невредим и даже весел». «По предписанию о. протоиерея, нас собралось подведомственных семь иереев и почти что столько же в стихарях дьячков, для встречи высокопреосвященного. Все возлежали на муравке подле церкви. Некоторые, подобно Ионе, уже и храпляху …Вдруг раздается тревога и производится колокольный звон, мы стремглав летим к облачениям, выстраиваемся в должном порядке и продолжаем Андреево стояние с добрые полчаса. Наконец узнаем, что это передовой отряд диаконов и певчих. Звон умолк, облачение снято, и мы опять принялись за рассказы, которые продолжались часа два. Но в три часа пополудни опять суматоха прежняя — и не по-пустому, желанная минута настала: святитель встречен громогласным «Достойно есть» и «Многие лета». Преподав нам мир и благословение, он порознь расспрашивал: из каковых кто?» (После некоторых обычных действий.) «Расспрашивал об урожае, говорим ли проповеди? Я отвечал, что, со времени получения указа, говорю по одной в месяц. Советовал составлять и по четыре. Из дома шествовал в сопровождении всех нас к мельницам: пил чай у откупщика Александра Якимовича Барского и, преподав нам в десятый раз свое пастырское благословение, уехал в Мотыжин». В этой первой выписке, кажется, не видим ничего, кроме «страха» да легкого подшучивания исподтишка, — ничего, возвышающего дух и сознание, нет. За этим следует другая встреча. На сей раз отец Фока встречает опять того же митрополита Филарета, но уже довольно много лет спустя, именно в 1845 году, — а отец Фока теперь уже не простой молодой священник, а благочинный.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Некоторые, подобно Ионе, уже и храпляху…— В библейской Книге пророка Ионы рассказывается, как он во время жестокой бури крепко спал «во внутренности корабля» (гл. 1, ст. 5). 464 Андреево стояние — православное богослужение четвертой седмицы великого поста: на нем читается канон, составленный Андреем Критским (конец VII b.). 465 Фриштык (от нем. Fruhstück) — завтрак. 466 Викарий—в духовном ведомстве: заместитель. 467 Аполлинарий (Вигидянский) — епископ Чигиринский в 1845–1858 годах. 468 Дижде (укр.) — дождется. 469 …чтобы лядвия наша не наполнилась поругания…— Лядвия — верхняя половина ноги от таза до колена, бедро; здесь в значении: «чтобы тело наше не подверглось избиению». 470 …антиминс и св. дары…— напрестольный платок с зашитой в него частицей мощей и хлеб и вино, освящаемые на литургии и служащие для причащения верующих. 471 Подлясье — старинное название части Польши, составлявшей в царской России Седлецкую губернию и частично Люблинскую и Ломжинскую. 472 Соломонов суд — по имени израильского царя Соломона Мудрого (Х в. до н. э.); здесь употреблено в ироническом смысле. 473 Запрещен — церковный термин: запрещено отправлять духовную службу. 474 Во II томе сборника г. Любавского…— Лесков имеет в виду издание юриста А. Д. Любавского «Русские уголовные процессы», т. II, СПб., 1867. Упоминаемое им дело о рядовом Карле Орлове, стрелявшем (в припадке помешательства) в церкви из ружья, изложено на стр. 150–154 назв. издания. 475 …напоминаю историю о некрещеном попе. — См. в наст. томе рассказ Лескова «Некрещеный поп». 476 «Не слышат, — видят и не знают» — цитата из стихотворения Державина «Властителям и судиям» — переложение 81-го псалма. 477 …в духе «человеческих трагикомедий» Шерра — по имени немецкого писателя, критика и публициста Иоганна Шерра (1817–1886), автора книги «Menschliche Tragikomoedie» («Человеческая трагикомедия»), русский перевод, М., 1877. 478 …усматривали манну небесную…— По библейскому преданию, пища израильтян во время их странствования по пустыне из Египта в Палестину состояла из падавшей с неба манны. 479

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

213 Толковая Библия, XII, 544. Однако лучше в этом случае согласиться со св. Андреем, указывающим здесь печать Креста. 219 При этом попутно св. Андрей приводит мнение некоторых святых, что они видимы в свойственных им телах или, по мнению других, как не подлежащие троякому измерению – в длину, ширину и высоту, что свойственно вообще телам, являются не в своем естестве, но принимают вид и образ по произволению Божию. 245 Место это является наименее удачным в объяснении символа. Не страсти олицетворяются здесь в человеческом лике, а лик сам получает вид страсти. 249 Но вполне возможно, что уклон торжественных слов ангела направлялся в другую сторону; что не будет уже времени (а с ним и возможности) для покаяния и для исправления грешников. 264 То обстоятельство, что Иоанн умалчивает об этом третьем свидетеле, нас не должно смущать, ибо не мог же он видеть самого себя. 274 Ибо, как известно, при окружении Иерусалима Титом все христиане из иудеев ушли в нагорный городок Пеллу, где и спаслись. 281 Житие св. Алипия (26 ноября). При таком понимании приобретает особенный смысл вообще подвиг столпничества, как и 1000-суточное коленопреклоненное стояние преп. Серафима на камне. 293 По представлению св. Иоанна Златоуста , «действия антихриста будут насильственными... Антихрист придет на человеческую погибель, чтобы наносить людям обиды. В самом деле, чего он не сделает в это время. Все приведет в смятение и замешательство, как посредством своих повелений, так и посредством страха. Он будет страшен во всех отношениях – и своею властью, и жестокостью и беззаконными повелениями; он насильственно будет похищать все ему не принадлежащее» (Оксиюк, 613). 295 Однако в словах о ведении в плен и об убиении мечом, помимо ближайшего и наиболее полного применения их к деятельности антихриста, нельзя не видеть и общего уклона их и оттенка – в смысле, так сказать, принципиального осуждения всякой вообще политики, зиждущейся на мече и цепях насилия как именно на коренном принципе. Ибо ведь так и сказано: кто ведет в плен... кто мечом убивает... (параллельное последнему евангельское выражение еще более известно: Возврати (ап. Петр) меч твой в место его, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут ( Мф.26:52 ). Так явно запрещено всякое самоинициативное, от себя в исторический обиход вводимое убийство и насилие, самовольное пленение личности другого... Даже и в государственном обиходе христианство допускает и попускает это как внешнюю принадлежность не по-евангельски сложившегося данного исторического уклада, но – горе тому, кто от себя вносит и закрепляет это начало, в корне противное духу христианства, эгоистического в своей природе насилия и кровавой расправы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

23. Вторник 5-й седмицы. Прмч. Никона еп. и 199-ти учеников его. Прп. Никона, игумена Киево-Печерского. Мч. Василия Мангазейского (богослужебные тексты зри 22 марта). Литургия Преждеосвященных Даров . По Уставу (см. Типикон, 26 марта, 7-я Маркова глава), при совпадении праздника Благовещения Пресвятой Богородицы с четвергом 5-й седмицы Великого поста пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской») переносится на утреню вторника 5-й седмицы Великого поста. Служба совершается по Триоди. Примечание. Служба прмч. Никона еп. и 199-ти учеников его переносится на повечерие в Неделю 4-ю поста вечером (см. 22 марта). Накануне в понедельник вечером совершается малое повечерие без канонов и поклонов. Кондак Триоди (Великого канона), глас 6-й: «Душе моя, душе моя…». Примечание. «Повечерие же глаголем малое в келлиях без поклонов. По Трисвятом кондак Андреева канона. Такожде и полунощницу» (Типикон, гл. 49, «В среду пятыя седмицы вечера»). Полунощница без поклонов. Утреня. Примечание. «Клеплет в 4-й час нощи, и собравшимся нам в церковь, бывает начало от иерея, по обычаю, и глаголем: Царю Небесный: Трисвятое, и Отче наш: Господи, помилуй, 12. Слава, и ныне, Приидите, поклонимся, и прочия два псалма...» (Типикон, гл. 49-я, «В четверток пятыя недели святых постов»). Иерей возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец : «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш…» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся…» (трижды) и обычное двупсалмие. (Совершается обычное каждение.) Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы.) Великая ектения. «Аллилуия» и Троичны гласа (в данном случае – 8-го). Припев к окончанию первого Троичного тропаря: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами Предтечи Твоего помилуй нас». Стихословится 12-я кафизма . Малой ектении нет. Седальны Октоиха (из приложения Триоди), глас 8-й: «Яко блудница припадаю Ти...»; стих: «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене» – «День он страшный помышляющи...»; стих: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» – мученичен: «Светом Небесным сияет днесь...». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Недвижимое утверждение...». И читается первая половина Жития прп. Марии Египетской .

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-05/

В свою очередь у монахов взгляд на борьбу теперь переменился. До сих пор они считали своими врагами исключительно представителей церкви греческих и русских иерархов, отменивших старые церковные порядки. С этими только врагами они и вели борьбу, имея оружием против них челобитные к царю, которого только отчасти подозревали в склонности к новым порядкам. Но в настоящее время в глазах их и царь Алексей Михайлович стал отступником от отеческих преданий. «И с ним» думали монахи, «вступить в борьбу за веру не только не будет особенного греха, напротив может вмениться от Бога в добродетель». И вот, как только появились на Соловецких островах московские стрельцы, монахи, затворяются в крепких монастырских стенах и начинают борьбу с новыми, по их понятию, врагами церкви, и ведут борьбу уже не на бумаге, а с оружием в руках. Так простое Соловецкое стояние за веру превращается в вооруженное восстание монахов против царской власти. Осаждали Соловецкий монастырь попеременно три московских полководца: стряпчий Игнатий Андреевич Волохов, стрелецкий голова Клементий Алексеевич Иевлев и наконец стольник и воевода Иван Алексеевич Мещеринов. Полководцы эти имели неодинаковое число стрельцов, не одинаковые инструкции от царя и не одинаковую энергию; поэтому и вели осаду монастыря различно. От этого прежде всего зависела продолжительность осады. Дело в том, что и царь Алексей Михайлович колебался в выборе мер против непокорных монахов и менее всего желал прибегать к военным средствам, рассчитывая покорить их одной угрозой и стеснением. В этом убеждении он первым двум полководцам давал менее строгие инструкции и меньшее число стрельцов, чем последнему. Только Мещеринову он повелевал уже «искоренить мятеж вскоре», посредством именно военных сил, отрядив под команду его больше 1000 человек стрельцов. Сообразно сему и в обороне монахов проглядывает некоторая постепенность. Монахи не вдруг берутся за оружие для сопротивления и, взявшись, сначала больше сидят, затворившись в монастыре, чем отстреливаются, и молятся за царя, отчасти сознавая еще долг христианский по отношению к предержащим властям, отчасти же – по привычке.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozmushh...

Мансурова от Министра Иностранных Дел. Этот просвещенный и благочестивый господин достоин доверия, но тут не в доверии дело ... В «Колоколе» напечатана Ваша корреспонденция об изгнании о. Иеронима из обители, а послезавтра отпечатают перевод греческого письма из Ватопеда, а затем и дальнейшие Ваши сообщения о падении О. М. к Патриарху вскоре писать не будут из Синода: ожидают его приветственной грамоты. Конечно Булатовичей всех погонят и лишат монашества, их победа на две недели, но печально то, что последствием их хлыстовского бунта может оказаться требование греков изгнать с Афона всех русских, что им будет не так трудно при греческом правительстве. Господь да укрепит Вас терпением. Поминайте св. Василия Великого , который за одну йоту православия был готов на смерть. Ваш доброжелатель Арх. Антоний. 2-е Письмо Арх. Антония Волынского о. Иерониму 7 марта 1913 г. Всечестный батюшка о. Архимандрит Иероним. Отвечаю на Ваше письмо и на три письма о. Денасия от 18 и 27 февраля, сегодня – полученные. Его адреса не знаю. Итак, день избавления Вашего близок. Булатовича запрещено пускать в Петербург, и начальнику Андреевского подворья, о. Антонину, приказано от митрополита и Синода поминать Вас на ектениях, а если не послушает Антонин, то будет изгнан. Свят. Синод просит нового Патриарха подтвердить решение о сем деле покойного Иоакима III и разрешить прислать на Афон русского Архиерея для вразумления смущенных глупою ересью. Булатович без паспорта где-то скрывается, как говорят, по Петербургу у своих знакомых и прячется. О. Мисаил раскаивается в своем безволии, выразившемся в подписании нелепой бумаги озорников. Слезы и молитвы Ваши и стояние за веру Христову православную дошли до Бога и стяжевают Вам венец правды, его же уготова Бог любящим Его. Прошу и за меня Ваших и о. Денасия св. молитв и призываю на Вас Божие благословение. Остаюсь Ваш почитатель, Архиеп. Антоний. 3-е 14 Мая 1913 г. Досточтимый Батюшка, Всечестивый о. Архимандрит. Вам, вероятно, известно, что Св. Синод на днях отпечатает послание против Булатовичевской ереси и три доклада о ней: Архиеп.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ist...

Вернуться 145 Андреево стояние – украинское название Мариина стояния – православного богослужения утрени четверга пятой недели Великого поста. Вернуться 146 Подрясник – нижнее облачение православного духовенства: длинная одежда с узкими рукавами, поверх которой надевается ряса. Вернуться 147 Великий покаянный канон преподобномученика Андрея Критского (ок. 660–740), состоящий из двухсот пятидесяти тропарей (строф), читается в храмах во время Великого поста. Вернуться 148 17 октября 1888 года царский поезд, шедший с юга, потерпел крушение у станции Борки, в пятидесяти километрах от Харькова. Были жертвы среди прислуги, но царская семья, находившаяся в вагоне-столовой, осталась цела. Вернуться 150 Золотая решетка (Золотая лестница) – средняя лестница на Верхнее крыльцо Грановитой палаты. Вернуться 152 Плащаница (греч. «Επιτφιος») – плат большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа или усопшей Богородицы. Плащаница выносится во время богослужения Великой Пятницы и Великой Субботы (с изображением Иисуса Христа), а также в богослужении Успения (с изображением Богородицы). Вернуться 154 Клир (греч. «κλρος» – жребий) – духовенство как особая общность в Церкви, отличная от мирян, а также причетники, то есть церковнослужители данного прихода. Вернуться 157 Фимиам (устар.) – благовонное вещество для курения, а также дым, поднимающийся при таком курении. Вернуться 163 Первый в России плодово-ягодный питомник, созданный в 1860-х годах под Санкт-Петербургом ботаником Э. Л. Регелем (1815–1892) и известный как «Садоводство д-ра Регеля и Кессельринга». Вернуться 165 Северо-Западная армия (СЗА) – военное формирование, действовавшее в 1918–1920 годах на Северо-Запад-ном фронте России, объединение Белого движения в период Гражданской войны в России. Вернуться 166 Михаил Васильевич Алексеев (1857–1918) – военачальник, активный участник Белого движения в годы Гражданской войны. Один из создателей и Верховный руководитель Добровольческой армии. Вернуться 167

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Д.В. Дементьев Среда пятой седмицы Великого поста В среду вечером в православных храмах совершается особая служба – «Мариино стояние». На этой службе единственный раз в году прочитывается целиком Великий канон Андрея Критского , который звучал по частям с понедельника по четверг первой седмицы Великого поста, и канон преподобной Марии Египетской. По этой особенности утреннее богослужение четвертка называется Андреевским стоянием и стоянием Марии Египетской. В каноне собраны и изложены все побуждения к посту и покаянию, и Святая Церковь повторяет его теперь в полном составе, чтобы вдохнуть в нас новые силы к успешному окончанию поста. Для этой же цели – возбуждения и сил, и внимания кающихся – служит и чтение жития преподобной Марии Египетской. ТРОПАРИ ПРЕПОДОБНОЙ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ ИЗ ВЕЛИКОГО КАНОНА Всем усердием и любовию притекла еси Христу, первый греха путь отвращши, и в пустынях непроходимых питающися, и Того чисте совершающи Божественныя заповеди. «Отвратившись от прежней греховной жизни, ты со всем усердием и любовью прибегла ко Христу, пребывая в безлюдной пустыне и в чистоте исполняя Его Божественные заповеди». Да страстей пламень угасиши, слез капли источила еси присно, Марие, душею распаляема, ихже благодать подаждь и мне, твоему рабу. «Чтобы угасить огонь страстей, ты, Мария, горя сердцем, постоянно проливала потоки слез, благодать которых даруй и мне, твоему рабу». ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОЙ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ Преподобная Мария была египетской подвижницей. Вот как сама она открыла свою жизнь святому Зосиме, который незадолго до ее смерти встретил ее в пустыне. «В 12 лет я ушла из дома родителей в Александрию, где начала вести порочную жизнь. Однажды с народною толпою отправилась я в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня. Во время плавания я соблазнила многих путешественников. Прибыв в Иерусалим, я хотела идти с народом в церковь , но какая-то невидимая сила удерживала меня. Я стала размышлять, почему я не могу войти в церковь , когда входят другие. Тогда свет Божий озарил мое сердце, и я поняла, что грехи мои не пускают меня в храм Божий. Долго я плакала и вдруг, подняв глаза кверху, увидела на стене образ Пресвятой Богородицы. Я стала умолять Пресвятую Богородицу простить меня и допустить в церковь, чтобы поклониться Кресту Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/chteni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010