Скачать epub pdf «Андреево стояние»: на утрени четверга пятой седмицы Великого поста – у нас обычно в среду вечером этой недели – слушаем чтение канона преподобного Андрея Критского . Почти весь канон Андрея Критского есть беседа с собственной душой, беседа с собственным сердцем, призыв к самому себе подняться из грязи жизни, проснуться, встряхнуться, начать жить бодрственно, чисто и свято. «Душе моя, душе моя, востани, что спиши!» Не нужно думать, что святой подвижник имеет в виду не себя, а только нас, грешных, что он его написал для других, для нас, и что лишь условно, ради силы увещания, он придал канону форму личной исповеди. Нет, святой муж говорит о себе. Глубина покаяния, умение видеть нечистоту на дне души и мужественно выявлять ее на свет – есть признак высоты духа, и это уменье увеличивается с духовным ростом человека. Великие святые оставили нам наиболее сильные покаянные молитвы, в чем мы убеждаемся, слушая молитвы пред причащением святителей Василия Великого и Иоанна Златоустог о. 129-е правило поместного Карфагенского собора поучает: «Если кто говорит, что святые в молитве Господней «остави нам долги наши» не о себе говорят, так как им не нужно это прошение, а о других грешниках, находящихся в их народе, и что каждый из святых потому и не говорит особо о себе – остави мне долги мои, но – остави нам долги наши, чтобы это прошение праведника разумелось больше о других, нежели о нем самом, таковым – да будет анафема». Пусть этот пример праведников поможет нам победить малодушный стыд в раскрытии низких наших поступков и грязи нашей души и даст мужество сказать их на исповеди! Андреево стояние, как это слышится в самом выражении, продолжительно. Таково и все православное богослужение, оно обычно соединяется с длительными «стояниями». Но скажут, – ведь, мы научены Господом, молясь не говорить лишнего, потому что Отец прежде нашей просьбы знает наши нужды? Да, это так, и это отражается в богослужении. Канон Андрея Критского один из показателей того, какое скромное место отведено в богослужении просьбам нашим, особенно – просьбам о земных нуждах. В церковной молитве больше слышим благодарения за сознанные и несознанные благодеяния Божии, славословия Богу и похвалы святым Его, но наиболее – покаяние, размышление, призыв к работе над собственной душой каждого из нас. Стояние в храме есть труд для души. В этом смысле и апостол наставляет нас: «непрестанно молитеся». И когда человек войдет в эту сферу покаянной работы над душой и, войдя, почувствует благотворное, целительное ее действие, как действие чистого воздуха, когда полной грудью дышит душа, – тогда богослужение не утомляет, оно влечеть мысль и чувство к себе и за собой, умиляет, возвышает. И Андреево стояние есть канон, обращенный к душе, «канон душе».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Закрыть itemscope itemtype="" > Благоговеть пред тайной 2. Из книги «Афон. Стояние в молитве» 29.08.2022 1179 Время на чтение 12 минут Фото: А.Китаев. Андреевский скит,1996 г. http://aquaviva.ru/ Часть 1                              Монашеская жизнь  -  тайна. Мы, люди обычной жизни,  видим монахов в церкви, на послушаниях, в трапезной. Вот, пожалуй, и все. И никому не дано проникнуть в мир монашеской души. Более того, неохотно монахи рассказывают не только о себе, но и о своей обители. Поучительна история монаха Афона Нила Мироточивого. По его молитвам происходили исцеления больных, вразумления заблудших.  Исцеленные и их знакомые создавали вокруг имени Нила легенды. Но он  всегда уходил от мирской славы. По его земной кончине его мощи стали обильно мироточить, и люди, естественно, потянулись за  лекарством для души и тела.  Мироточение было обильным,  и наплыв желающих получить миро становился все более многочисленным. Тогда ученик преподобного сказал своему учителю: " Я знаю, как ты бегал от мирской славы, но вот она тебя настигла " . И что же? Мироточение прекратилось. Это очень краткий пересказ  жития преподобного, но сказанного достаточно, чтобы увидеть, насколько монахи не дорожат, более того, настоятельно избегают, известности. Например, не хотят фотографироваться. Они ушли из мира, и не хотят возвращаться в него даже своим  изображением. Именно афонцам хочется, чтобы флагманский корабль монашества шел по морю современности необремененным мирской, отягчающей, славой.       Пишущие об Афоне сходятся во мнении, что нет точной даты заселения  полуострова. Гора упоминается даже в «Илиаде» Гомера. В первые века Новозаветного времени, после того, как сюда   ступила Божия Матерь, здесь селились монахи-одиночки, отшельники, пещеры которых обнаруживали  в последующие времена, изумляясь их многочисленности. Несомненно, тут были и палестинские, и синайские, и египетские молитвенники, ученики  великих Антония, Павла, Макария, других духоносных старцев первых веков.     Добавим, что нашествия диких язычников, самоуверенных мусульман, образованных папистов уничтожили многие документы афонской древности, и только с десятого века есть письменные источники, отчего одни говорят, что начало монашеской жизни на Афоне началось лишь со времен Константина Великого.

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/29/...

«Прагматик, твердо стоящий на земле, с сердцем, устремленным к Богу» Памяти Саввы Ямщикова 27 июля 2009 года девять дней с кончины Саввы Васильевича Ямщикова – патриота, борца за сохранение нашей исторической памяти, народных традиций, бессмертного искусства. Публикуемое ниже интервью (2005 года), одно из немногих (Савва Васильевич не любил давать интервью), – дань нашего к нему уважения и памяти. Становление – Савва Васильевич, уже само ваше редчайшее имя предполагает мой первый вопрос: каковы ваши корни? – Мои предки по материнской линии – из крестьян Калужской и Брянской губерний. Дед, Василий Андреевич, как и многие тогда, был раскулачен, хотя никогда не прибегал к услугам наемных рабочих, и сослан на 15 лет в то самое Шушенское. Здесь он и умер, так и не свидевшись с женой и шестерыми детьми. Пережить те страшные времена, помноженные на военное лихолетье, нашей семье помогла только вера в Бога. Бабушка, Екатерина Ивановна, строго соблюдала традиции и каноны старообрядчества. С малых лет запомнил я праздничные службы в храме на Преображенской заставе, чин и порядок в котором помогали поддерживать чудом избежавшие страшной участи многочисленных сталинских жертв наши близкие и дальние родственники. – Ваше детство пришлось на военные годы. Что запомнилось? – Что запомнилось? Немало. Жили мы с мамой, Александрой Васильевной (мой отец, Василий Андреевич Ямщиков, умер в 1944 году), в железнодорожных бараках на Павелецкой набережной, напротив Новоспасского монастыря. Мама работала на транспорте, а я, пятилетний пацан, вставал чуть свет, чтобы на маневровой станции украсть ведро угля: надо было топить барак, где мы жили, – дров-то тогда не было. Запомнилось бесконечное стояние в километровых очередях за хлебом… Номерки, написанные химическим карандашом на моей ладошке… Радость от найденных картофелин, утерянных при разгрузке вагона… Но вот что удивляет до сих пор: таких «оборзелых» людей, как сейчас, тогда не было. Даже и в этих нескончаемых очередях взрослые старались пропустить детишек без очереди! Такой черствости, равнодушия и хамства не было ни в военное, ни в послевоенное время. Те суровые годы воспитывали и меня, и моих сверстников, научили серьезному и честному отношению к окружающим.

http://pravoslavie.ru/31310.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Отстаивая о.Илиодора, преосв. Гермоген отстаивал независимость Церкви…» 24.12.2019 1016 Время на чтение 82 минут Другие публикации астраханской исследовательницы Яны Анатольевны Седовой о скандально известном церковном и общественном деятеле предреволюционной поры иеромонахе-расстриге Илиодоре (Сергее Михайловиче Труфанове): « Непонятая фигура »; « Детство и юность Илиодора (Труфанова) »; « Преподавательская и проповедническая деятельность иеромонаха Илиодора (Труфанова) »; « Царицынское стояние» иеромонаха Илиодора (Труфанова) ; « Вклад иеромонаха Илиодора (Труфанова) в создание Почаевского отдела Союза русского народа» ; « Незадачливый «серый кардинал» II Государственной думы »; « Иеромонах Илиодор на IV Всероссийском съезде Объединенного русского народа »; «Изгнание иеромонаха Илиодора из Почаева» , « К онфликт полицмейстера Бочарова и иеромонаха Илиодора »; « Конфликт епископа Гермогена (Долганева) и губернатора гр.С.С.Татищева »; « О скорейшем переводе названного иеромонаха из Саратовской епархии.. .» Сигнал к новому этапу биографии о.Илиодора дал, сам того не подозревая, член Государственного совета В.М.Андреевский. Еще в феврале 1909 года он внес в верхнюю палату законопроект о сокращении неприсутственных дней, предлагая уменьшить их число более чем втрое – с 43-х до 12-ти. По мнению Андреевского, исключению подлежали, во-первых, почти все царские дни, а во-вторых многие церковные праздники, как великие, так и двунадесятые, и сопутствующие им дни . В благочестивой Российской Империи такое предложение было форменным скандалом. Епископ Саратовский Гермоген воспринял проект Андреевского близко к сердцу. 3 мая в кафедральном соборе владыка «с большим энтузиазмом» и даже «со слезами» произнес проповедь на эту тему: «Скорее мы все пойдем в Сибирь, в каторгу, но ни одного праздника не отдадим». Многие слушатели плакали . Позже преосвященный официально ходатайствовал об отклонении этого, попахивавшего кощунством, проекта. Вскоре призывы к соблюдению праздников, как эхо, раздались со всех амвонов Саратовской епархии.

http://ruskline.ru/analitika/2019/12/24/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Восстание греков и новые страдания Афона 8. Из книги «Афон. Стояние в молитве» 28.09.2022 1039 Время на чтение 15 минут Фото: А.Китаев. Андреевский скит,1996 г. http://aquaviva.ru/   Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7         Число скитов при монастырях увеличивалось. Увеличивалось, соответственно, и число монахов. Все монастыри переживали период расцвета, особенно Великая Лавра, Ватопед и Иверский. Органом управления Святой Горой стал Священный Кинот. Должность прота была упразднена.      Афон вернулся к  общежительному уставу. Это  привело и к нравственному и к духовному  возрождению.         Война России  против турок оживила и подбодрила греков к восстанию. Но греческое восстание против турецкого ига принесло Афону не только освобождение от мусульман, но и  непредвиденные страдания. Монахи  до этого времени дальновидно не вмешивались в политику, не желая накликать на себя гнев поработителей. С Афона бежал в Россию сосланный туда турками Патриарх Серафим Второй. Этого турки не простили Афону и возникла угроза оккупации Святой Горы. Оккупации удалось избежать благодаря Патриарху Феодосию в обмен на увеличение и без того тяжких  налогов.      Некоторые монахи, особенно молодые, примыкали  к восставшим грекам. В отместку за это турки хватали и пытали афонских монахов.       На Святую Гору бежали   отовсюду. Беженцев на ней в двадцатые годы девятнадцатого век  было свыше пяти тысяч. И всех надо было хоть как-то разместить и накормить.  Предводитель повстанцев Эммануил Паппас тоже укрылся на Афоне. Некоторые монахи встали под его знамена. Это усилило злобу турок.  Трехтысячная их армия во главе с пашой  в декабре 1821 года   оккупировала Афон.  Турки хватали, пытали, убивали  святогорцев, живущих даже за пределами Афона. Паша Фессалоники Абдул Абут предложил монахам мир в обмен на  Паппаса.  Паппас, спасая монахов, бежал и в пути скончался.       Турецкие отряды оставались на Афоне до 1830-го года.  Это было настоящим бедствием – захватчики убивали и пытали монахов, жгли библиотеки, грабили монастыри, храмы,  скиты.  Более того - они сожгли  типографию Великой Лавры.   Подобные дикарям, они пускали редчайшие рукописи и свитки на растопку.  Кормить турецкие гарнизоны, которые были размещены по всем монастырям, было непосильно. Монастыри пустели. Оккупанты наложили на монахов огромную контрибуцию. Численность монахов на Афоне сократилась до двух с половиной тысяч.

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/28/...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней НТВ. Прямая трансляция с Афона, " Русский ответ " с Андреем Афанасьевым. Афонский выпуск.   Царьград " Русский ответ " с Андреем Афанасьевым   Ведущий программы Андрей Афанасьев на Святой Горе Афон берет интервью у иеромонаха Серафима (Захарова). Прямая трансляция с Афона. Эфир от 28 мая 2016 года. Комментарии Всего комментариев: 8 2016/06/08, 21:25:41 А я с нетерпением жду будущего царя Российского из рода Романовых, которого благословит и помажет на царство сам Бог! Путин же попущен Господом на правление в наши времена, но думаю, что " гордиться " ( " я горжусь им, тобой... " - американский лозунг, у нас, в России, так не говорят) особо нечем. Открытое прелюбодеяние- то бишь предательство жены , прожившей с ним в самые трудные времена и детей, стояние в еврейской кепи (не помню, как там она у них называется) у стены плача, и со свечой в православном храме (то есть ему абсолютно все равно - какая вера и что по вере делает). По делам! По делам! распознается человек. Но, думаю, для нынешней России, такой президент очень даже сойдет. Молим, Господи, когда же ты пошлешь последнего царя Земли Российской? Чаем, Господи, возлюбленного избранника твоего! Аминь! 2016/06/05, 21:45:16 Я горжусь Президентом России. Путина благословили Императором МИРА на Афоне НАДЕЖДА ВОЛЧЕНКО 2016/06/05, 12:28:09 Спасибо огромное! Очень полезное интервью. Иеромонах Серафим говорил о сребролюбие. Это искушение жалит сердца наших российских губернатором и мэров поэтому наш город Гуково и другие города России имеют не качественные дороги, асфальтовое покрытие разрушено, водопровод и канализация требуют новых технологий. Духовная чистота чиновникам нашего города закрыта сребролюбием. Желаю, чтобы вышел закон, кто стоит у власти, в чьих руках находится благосостояние народа, каждый год посещали Афон в Греции и духовно обогощались, тогда Россия будет духовно богатой страной. В настоящее время Россия порождает людей-миллиардеров, которые вывозят денежный капитал в Швейцарию, Англию.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2306

Новости 4 октября, 2013 Отошла ко Господу Марина Журинская Просим молитв о новопреставленной Анне (имя Марины Андреевны в крещении). Редакция портала " Правмир " выражает соболезнования супругу почившей Якову Георгиевичу Тестелецу. 4 октября, 2013 Скончалась Марина Андреевна Журинская Известный публицист, писатель, переводчик, главный редактор богословского альманаха " Альфа и Омега " Марина Андреевна Журинская скончалась 4 октября в 11.00. 4 октября, 2013 В Москве пройдет панихида по погибшим мотоциклистам Профессиональные мотоциклисты проведут беседы по технике безопасности с православными следопытами и учащимися воскресных школ. 4 октября, 2013 Фонд Артема Боровика поможет построить храм в парке имени известного журналиста На Юго-Востоке Москвы, в парке имени Артема Боровика, будет возведен православный храм. Освящен он будет в честь святого покровителя известного журналиста – праведного отрока Артемия Веркольского. 4 октября, 2013 Патриарх Кирилл примет участие в торжествах по случаю 1700-летия Миланского эдикта в Сербии 5 октября в кафедральном соборе Архангела Михаила участники торжеств в честь 1700-й годовщины Миланского эдикта, принятие которого ознаменовало начало эпохи христианской Европы, вознесут славословие Богу. После этого в здании Сербской Патриархии пройдет прием от имени Святейшего Патриарха Сербского Иринея. 3 октября, 2013 На Ходынском поле пройдет молитвенное стояние в поддержку восстановления храма преподобного Сергия Радонежского Храм был войсковым собором Московского гарнизона, который стал первым в череде святынь, взорванных большевиками после революции. Решения о выделении участка община ждет 12 лет. 3 октября, 2013 Владимир Легойда: Синод продолжил работу по укреплению внутрицерковного свидетельства 'Все эти документы имеют общую цель: обеспечить присутствие Церкви в обществе словом и делом, что невозможно без привлечения к этой работе образованных специалистов, клириков и мирян', — объяснил В.Р. Легойда. 3 октября, 2013 Патриарх Кирилл: Православные врачи должны свидетельствовать о недопустимости противных Богу методов лечения

http://pravmir.ru/category/news/page/428...

Мариино стояние Помощь Божия — это не то, что Бог за нас будет делать, как утверждает народная молва. Бог помогает тем, кто сам делает 9 апреля, 2019 Помощь Божия — это не то, что Бог за нас будет делать, как утверждает народная молва. Бог помогает тем, кто сам делает Мариино стояние — народное название утрени, совершаемой в четверг пятой седмицы Великого поста (чаще всего в среду вечером), на которой читается Великий канон св. Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской. Протоиерей Димитрий Дудко. Из виноградника Божия Протоиерей Димитрий Дудко В последний раз в этом Великом посту мы читали покаянный канон Андрея Критского , на нашу душу ложились святые слова покаяния: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Слышали и припевы: «Преподобный отче Андрее, моли Бога о нас! Преподобная мати Мария, моли Бога о нас!» Покаяние — вот то, чем мы можем спастись. Какие бы дела добрые мы ни совершали, хвалясь ими, мы превращаемся в фарисеев, смотрящих только на внешность, а внутри — как гробы, полные всякой мерзости. Ибо делами закона мы не оправдаемся, никто не в состоянии совершить таких дел, которые покрыли бы наши злые дела. Покаяние — вот то, что стоит выше всего. Через покаяние многие достигли спасения. Нашему вниманию Церковь предлагает житие преподобной Марии Египетской . Некогда великая блудница через покаяние стала великой праведницей. Покаяние требует от нас таких трудов, каких не требуют наши добрые дела. Читайте также — По пути Марии Египетской (Фото) Это только некоторым кажется, что легко каяться. Покаяние — неимоверно тяжкий труд. Покаяние не заключается в том, чтобы мы сказали: «Каюсь!» — даже призывая помощь Божию. Напрасно обольщаются те, кто думает, что, сказав на исповеди свой грех, мы не должны уже ничего больше делать. Назвать грех — это только положить доброе начало, а впереди предстоит огромный труд… Если не будет этого труда, наши слова могут так и остаться только словами. Но сказать с решительностью это первое слово – много значит. На пути много будет всяких обольщений, но нам нужно помнить первое слово.

http://pravmir.ru/mariino-stoyanie-3/

Повесть о стоянии на Угре Весной 1480 года хан Большой Орды Ахмат решил наказать Русь, отказавшуюся в 1476 году платить дань татарам, и отправился в набег на Москву. Он дошел до устья реки Угры, левого притока Оки, где был остановлен русской ратью. Если бы ордынская конница форсировала реку, то через три-четыре перехода войско Ахмата могло подойти к столице. Русские военачальники перекрыли татарам броды и переходы через реку. Несколько дней шли бои за переправу через Угру, и, когда все атаки были отбиты, началось «стояние на Угре». Стояние это, по словам летописца, было мирным и тихим. Но в это время вся Русь возносила молитвы о заступничестве к Пресвятой Богородице, особо уповая на Ее Владимирскую икону, которая уже не раз спасала страну от погибели. И вот, когда в ноябре князь Иван III приказал отвести русские силы от Угры к Боровску, хан Ахмат, решив, что ему уступают берег для решающей битвы, испугался и начал быстрое отступление. В погоню за отступающими ордынцами были отправлены небольшие русские силы, окончательно изгнавшие неприятеля с родной земли. Это значительное событие русской истории, отраженное в летописной «Повести о стоянии на Угре», ознаменовало окончательное падение татаро-монгольского ига. Русское государство стало суверенным не только фактически, но и формально. Стояние на Угре. 1480. Миниатюра летописного свода XVI в. Пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идет в полном сборе, со своей ордой и царевичами, с уланами и князьями, да еще в соглашении с королем Казимиром – ибо король и направил его против великого князя, желая сокрушить христианство. Князь великий пошел на Коломну и стал у Коломны, а сына своего великого князя Ивана поставил у Серпухова, а князя Андрея Васильевича Меньшого в Тарусе, а прочих князей и воевод в иных местах, а других – по берегу. Царь Ахмат, услышав, что князь великий стоит у Оки на берегу со всеми силами, пошел к Литовской земле, обходя реку Оку и ожидая на помощь себе короля или его силы, и опытные проводники вели его к реке Угре на броды. Князь же великий сына своего, и брата, и воевод послал на Угру со всеми силами, и, придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы. А сам князь великий поехал из Коломны на Москву к церквам Спаса и Пречистой Богородицы и к святым чудотворцам, прося помощи и защиты православному христианству, желая обсудить и обдумать это с отцом своим митрополитом Геронтием, и со своей матерью великой княгиней Марфой, и своим дядей Михаилом Андреевичем, и со своим духовным отцом архиепископом Ростовским Вассианом, и со своими боярами – ибо все они тогда пребывали в осаде в Москве. И молили его великим молением, чтобы он крепко стоял за православное христианство против басурман.

http://pravoslavie.ru/3430.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Службы Великого поста в 2024 году 4 мин., 01.02.2024 Великий пост — время покаяния и подготовки к встрече главного христианского праздника — Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Особенности великопостного времени в Церкви выражаются в первую очередь в богослужебной традиции. Великопостные службы помогают нам сосредоточится на нашем покаянии, напоминают о событиях, предшествовавших Воскресению Иисуса Христа. В материале «Фомы» мы собрали те богослужения, которые совершаются только Великим постом, или связаны с праздниками, приходящимися на Великий пост. Мы рекомендуем этот материал для уроков ОПК и в качестве информационного приходского листа. Вечерня с чином прощения 17 марта Вечером Прощеного воскресенья , накануне первого дня Великого поста, служится богослужение, во время которого священнослужители и миряне просят друг у друга прощения. Великий покаянный канон святителя Андрея Критского: 18  — 21 марта Самый древний и длинный канон, написанный святителем Андреем Критским в VII веке. В первую неделю поста канон читается по частям с понедельника по четверг на великом повечерии. Полностью канон прочитывается на 5-й неделе Великого поста в среду ( Стояние Марии Египетской ). Стояние Марии Египетской, 17 апреля 5-я неделя Великого поста. Накануне Четвертка Великого канона (в среду вечером) читается житие Марии Египетской и Великий покаянный канон Андрея Критского целиком. Литургия Преждеосвященных Даров Богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде на полной литургии ( Преждеосвященные ). Совершается во время Великого поста: В марте: 20, 22, 27, 29 В апреле: 3, 5, 10, 12, 17, 18, 19, 24, 26, 29, 30 В мае: 1 Литургия св. Василия Великого Чинопоследование литургии , составленное святителем Василием Великим. Служится 10 раз в году, 7 из которых — в Великий пост: с 1 по 5-е воскресенья Великого поста, а также в Великий Четверг и в Великую Субботу.

http://foma.ru/sluzhbyi-velikogo-posta-v...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010