Закрыть itemscope itemtype="" > «Отстаивая о.Илиодора, преосв. Гермоген отстаивал независимость Церкви…» 24.12.2019 1016 Время на чтение 82 минут Другие публикации астраханской исследовательницы Яны Анатольевны Седовой о скандально известном церковном и общественном деятеле предреволюционной поры иеромонахе-расстриге Илиодоре (Сергее Михайловиче Труфанове): « Непонятая фигура »; « Детство и юность Илиодора (Труфанова) »; « Преподавательская и проповедническая деятельность иеромонаха Илиодора (Труфанова) »; « Царицынское стояние» иеромонаха Илиодора (Труфанова) ; « Вклад иеромонаха Илиодора (Труфанова) в создание Почаевского отдела Союза русского народа» ; « Незадачливый «серый кардинал» II Государственной думы »; « Иеромонах Илиодор на IV Всероссийском съезде Объединенного русского народа »; «Изгнание иеромонаха Илиодора из Почаева» , « К онфликт полицмейстера Бочарова и иеромонаха Илиодора »; « Конфликт епископа Гермогена (Долганева) и губернатора гр.С.С.Татищева »; « О скорейшем переводе названного иеромонаха из Саратовской епархии.. .» Сигнал к новому этапу биографии о.Илиодора дал, сам того не подозревая, член Государственного совета В.М.Андреевский. Еще в феврале 1909 года он внес в верхнюю палату законопроект о сокращении неприсутственных дней, предлагая уменьшить их число более чем втрое – с 43-х до 12-ти. По мнению Андреевского, исключению подлежали, во-первых, почти все царские дни, а во-вторых многие церковные праздники, как великие, так и двунадесятые, и сопутствующие им дни . В благочестивой Российской Империи такое предложение было форменным скандалом. Епископ Саратовский Гермоген воспринял проект Андреевского близко к сердцу. 3 мая в кафедральном соборе владыка «с большим энтузиазмом» и даже «со слезами» произнес проповедь на эту тему: «Скорее мы все пойдем в Сибирь, в каторгу, но ни одного праздника не отдадим». Многие слушатели плакали . Позже преосвященный официально ходатайствовал об отклонении этого, попахивавшего кощунством, проекта. Вскоре призывы к соблюдению праздников, как эхо, раздались со всех амвонов Саратовской епархии.

http://ruskline.ru/analitika/2019/12/24/...

Воистину так. Воистину справедливо архипастыри российские, рассуждавшие о раскольничьих измышлениях, приписывали многое из их самооправданий их же собственным сонным мечтаниям. Например, одно сонное мечтание какого-то пономаря Герасима и старца Варлаама было даже предметом особого суждения на соборе при царе Феодоре Алексеевиче в 1677 г. и послужило поводом к тому, что почти более чем на триста лет было приостановлено почитание мощей благоверной княгини Анны Кашинской. Упомянутые Герасим с Варлаамом да еще поп Василий, сын того же Варлаама, а равно и андреевский архимандрит Сильвестр позволили себе утверждать, что мощи св. княгини Анны были обретены с рукою благословляющей двуперстием. Однако эта их выдумка не подтвердилась при осмотре мощей и Собор патриарха Иоакима тогда справедливо написал в своем приговоре, что св. княгиня, как женщина, не пользовалась и при жизни правом благословлять, а потому и по кончине ее не могло оказаться у ней перстосложения благословляющего. Тогда Собор нашел 13 несогласий обращавшегося в народе жития св. Анны с теми сведениями о ней, которые имеются в истории и в обычаях церковных, и поэтому выдумки народных грамотников вызвали приостановление ее почитания к крайнему прискорбию всего православного мира. Это было сделано „для уврачевания временем распространенных раскольниками кривотолков». Наконец памятен еще случай, обнаруженный и засвидетельствованный в 1743 г. митрополитом Арсением Мацеевичем : – на требование Святейшего Синода о высылке снимка с перстосложения почивающего в Киеве преп. Марка-гробокопателя, жившего в XII веке, Арсений донес, что от мощей, бывших целыми еще в 1729 г., похищена раскольничьими кознями десная рука преподобного, да не обличаемы будут в своих изветах о перстосложении. Вот до каких дерзостей простирали раскольники свое пресловутое стояние за истовую веру. Глава 8-я. Измышления темноты Раскольники не имеют права жаловаться, что Св. Церковь оставляла их без вразумительных разъяснений. Писания архипастырей согласно требованиям Стоглава, а потом Соборы 1592, 1654 и 1655 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Великого князя между простыми воинами сбили с коня; он сел на другого коня; но бросились на него четыре татарина, сбили с коня; он сел на другого; погнались за ним; снова сбили его с коня, нанесли несколько ударов по доспехам. Князь новосильский оборонял его. Димитрий едва ушёл в лес, скрылся под ветвями срубленного дерева и лежал как мёртвый. 1 Было полное поражение Русских сил, полное торжество Мамая. Князь Владимир Андреевич и Боброк смотрели из-за леса. Князь порывался выскочить; Боброк его удерживал. Когда же увидели они, что татары одолевают, Владимир терял терпение. «Димитрий – кричал он Боброку, – что это такое? Кому ж пользует наше тут стояние? Кому мы помогать будем? Беда приходит!» «Да, беда великая – отвечал Боброк, – да нам ещё не пришла година. Кто не в пору начинает, тот беду себе принимает. Потерпим ещё немного, пока придёт наш час воздать противнику. Молись Богу, да дожидай восьмого часа – будет вам благодать и Христова помощь». Ещё хуже стало русским: ещё горше они расстроились, и свирепее, нещаднее побивали их татары. Рвались русские из засады, плакали над гибелью своих, а Боброк всё их удерживал и велел ожидать восьмого часа. Они сопротивлялись. Боброк даже бранил их: «Подождите, глупые вы дети русские – говорил он: – ещё есть вам с кем утешаться, пить и веселиться!» Русские роптали, сердились, а не смели поступить против Боброка, потому что считали его знахарем. Наконец, когда уже татары считали себя окончательно победителями, именно тогда-то приблизился обетованный восьмой час.... Боброк сказал: «Княже Владимире и вы, сыны русские, братья и друзья! Час приспел, и пора пришла: идём, и поможет нам благодать Святого Духа». Ветер южный дул им сзади. Выскочили они стремительно из засады словно соколы на журавлиное стадо, говорит сказание, с криком и шумом прямо в тыл татарам и начали поражать их. Нежданное появление свежего войска оттуда, где никак его не предполагали, навело на татар страх. Потеряв уже свой строй, они не могли стать в боевой порядок. «Беда нам! – кричали они, – Русь перехитрила нас: худых мы побили, а лучшие теперь на нас обрушились».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Архив Пн В Андреевском ставропигиальном монастыре г. Москвы начинает работу регулярный семинар по древнегреческому языку 16 января 2023 г. 17:11 Во втором семестре 2022/23 учебного года на базе Андреевского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы начинает работу регулярный семинар по чтению древнегреческих авторов. Организаторы мероприятия —  Учебный комитет Русской Православной Церкви, Андреевский монастырь, Московская духовная академия , Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина. На семинаре будет осуществляться чтение древнегреческого текста, его перевод, анализ, обсуждение контекста написания. Семинар открыт для студентов духовных школ, которые освоили базовый грамматический курс древнегреческого языка и хотят совершенствовать свои исследовательские навыки. Первое заседание намечено на 9 февраля. Начало в 19.00. Продолжительность занятий — 1 час 30 мин. Дальнейшие встречи будут проходить один раз в две недели. Предусмотрено как очное, так и дистанционное участие. Место проведения семинара для очных участников — Андреевский монастырь (Андреевская наб., д. 2). Встречи будут вести профессор, доктор философских наук, специалист по античной философии и платонической традиции Ю.А. Шичалин, профессор, кандидат богословия, специалист по византийской литературе игумен Дионисий (Шленов), научный редактор Греко-латинского кабинета, преподаватель МДА и  Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Р.С. Соловьев, приглашенные преподаватели и специалисты. По вопросам участия и регистрации: +7 (999) 881-48-23, mihailzakroets@yandex.ru (Михаил Николаевич Закроец). Учебный комитет /Патриархия.ru Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются. 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5996397.ht...

Лестница является символом, говорящим о необходимости самосовершенствования и восхождения к Богу. Также она указывает на постепенность этого восхождения. Часто такой образ можно встретить в Библии. Наиболее ярким примером является видение лестницы Иаковом (Быт 28:12). В «Лествице» расположены в естественном порядке добродетели: от низшей к высшей. А их венцом является любовь. Пример преподобного Иоанна Лествичника говорит нам о том, что приближение к Богу возможно посредством аскетического и духовного делания: Церковнославянский текст:   Дом Божий яко воистинну, самаго себе соделал еси отче, Божественными твоими добродетельми: яве украсив яко злато светлое, веру, надежду, и любовь истинную: Божественныя законы излагая, воздержанием обучився яко безплотный: разум, мужество, целомудрие стяжав, смирение, имже вознеслся еси. Темже и просветился еси молитвами непрестанными, и небесная приял еси селения, наставниче Иоанне отче наш. Русский текст:   Домом Божиим воистину ты самого себя соделал, отче, божественными твоими добродетелями: верой, надеждой, и любовью истинной явно украсившись, как золотом сияющим. Ты Божественные законы изложил; подобно бесплотному воздержанием обучился рассудительности, мужеству, целомудрию; стяжал смирение, которым и  возвысился. Потому и просветился непрестанными молитвами и достиг обителей небесных, наставник и  отец наш Иоанн. Богослужебные особенности Воскресное богослужение 4-й Недели Великого поста не имеет значимых особенностей. А вот следующая за воскресеньем седмица отличается сразу несколькими богослужениями, которые бывают только раз в году. Во-первых, в среду вечером совершается так называемое «Мариино стояние» . Это богослужение (Утреня), на котором полностью читают Великий канон преподобного Андрея Критского (в четырех частях он читался на первой седмице Великого поста). В связи с чтением канона в четверг положено совершать Литургию Преждеосвященных Даров. Кроме того, мы услышим житие преподобной Марии Египетской. Оно разделено на две части. На Вечерне единственный раз в богослужебном году положено петь 24 стихиры (по числу букв в греческом алфавите) на «Господи, воззвах». Стихиры имеют покаянный характер и были написаны все тем же святителем Андреем Критским. Каждая из них имеет одно и то же окончание: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».

http://blog.predanie.ru/article/kompas-n...

Сразу после этого бывшая блудница удалилась в заиорданскую пустыню, где прожила в молитве и покаянии несколько десятков лет, перенося все лишения и страдания такой жизни. Днем она изнывала от жары, ночью замерзала. Ее терзали голод, внутренние страсти и воспоминания о прежней жизни. После семнадцати лет такой борьбы она почувствовала внутреннюю свободу от страстей и греха. Последующие долгие годы своей подвижнической жизни Мария вкушала небесную радость совершенной молитвы, радость близости Бога. В таком состоянии ее встретил старец Зосима, ушедший для молитвы в пустыню на время Великого Поста. Ему и поведала она повесть своей жизни – историю великого греха и великого покаяния. Когда Зосима попросил святую помолиться, он с изумлением увидел, что во время молитвы она поднялась от земли и молилась стоя на воздухе. Кто-нибудь, прочитав историю ее жизни скажет: «ну вот, столько лет грешила, а потом покаялась… можно и нам еще погрешить, потом тоже покаемся…». Нет. У нас так не выйдет. Мария не знала Истину. Ее жизнь представлялась ей правильной. Когда же Истина открылась ей, она без колебания отвергла грех. Мы знаем истину. Как бы мы не пеняли на «совковое» воспитание, но нам с детства объясняли, что такое хорошо, а что такое плохо. Совершая грех, мы поступаем против совести. Тот, кто сознательно грешит, в надежде на последующее покаяние – лукавит перед Богом. Бога обмануть нельзя. Не дастся покаяние такому человеку. Что же общего между св. Андреем Критским и св. Марией Египетской? Почему Церковь соединила их в одной длинной службе? Один – праведник от юности, другая – покаявшаяся грешница. Оба они – великие учителя покаяния, и пример обоих говорит о том, что покаяние необходимо всем. Нет никого, кто бы в нем не нуждался. Прожил ли ты всю жизнь в монастыре, или провел ее в непрестанном грехе? Все равно ты нуждаешься в покаянии. Ибо грех не только в поступках человека. Он гораздо глубже. Он в сердце, и может как червь яблоко, изъесть все сердце изнутри, даже вез видимых внешних проявлений.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-na-m...

Библейския личности это зеркало души в ее естественном, необлагодатствованном состоянии, так часто доброй в намерениях, но бессильной в действиях. Но если человек так бессилен, то где же выход? В каноне выход показан на примерах из Нового Завета. «Мытарь спасашеся, и блудница целомудрствоваше, а фарисей хваляся осуждашеся»; «Закхей мытарь бе, но обаче спасашеся, и фарисей Симон соблажняшеся, и блудница приимаще оставительная разрешения». Поэтому душа, и ты сознай свою немощность и припади ко Христу, и изменишься к лучшему благодатию Его, и спасешься. Ветхий завет – не только зеркало души. Под другим углом зрения он зеркало Нового завета, ибо он полон прообразов. Многие из нас знают главные пророчества и прообразы для Нового завета в ветхозаветных книгах. Но Новый Завет отражается в Ветхом не только в его отдельных местах, но и во всем его целом, как солнце отражается в массе стекла. Как мир прообразов, учит нас понимать ветхозаветную историю св. Андрей, показывая, как мир благодати, новый, находит свой отблеск в мире «сени», то есть тени, древнем, в его событиях не только первостепенных, но и второстепенных. Но это поймет и усвоит себе только тот, кто знает библейскую историю, знает содержание называемых в каноне событий. Преп. Андрей зовет нас читать священные книги и учит нас, как их читать. Слушаем великопостный канон, углубляясь в себя; раскрывается перед каждым из нас нагота души и страстей низость и безобразие, но умиленные примером св. Андрея в смирении падаем перед Спасом: «Достойных покаяния плодов не истяжи – не требуй – от мене», их нет, «ибо крепость моя во мне оскуде: сердце мне даруй присно сокрушенное, нищету же духовную, да сия Ти принесу, яко приятную жертву, Едине Спасе»; «Яко разбойнику, мне рцы: аминь глаголю тебе, со Мною будеши в раи, егда прииду в славе Моей». «Помилуй мя, Боже, помилуй мя»! Читать далее Источник: Прот. Михаил Помазанский. О жизни, о вере, о Церкви. Сборник статей (1946–1976). Выпуск первый: Жизнь в Церкви. — Jordanville: Типография преп. Иова Почаевского. Holy Trinity Monastery, 1976. — С. 279-280:288-289. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

20 . Названия служб и её частей : 1) христианская служба: русск .: Акафист Божией Матери пред Казанской Её иконою, акафист, Великий канон, вечерня, всенощная, Евхаристический канон, крестный ход, литургия, мша, панихида, Последование ко Святому Причащению, последование, Служба Святителю Николаю, служба, утреня, чин; укр .: biдnpaba, лimypricamu, набоженство, правити, служба, служити; польск .: droga krzyzowa, gyrskie zale, liturgia godzin, pasterka, suma; 2) названия православных служб суточного круга: русск .: вечерня, повечерие, утреня, часы Великой Пятницы, великая вечерня, рождественские часы, царские часы, крещенские часы, Андреево стояние, Мариино стояние; укр .: всеношна, beчiphя, повечери’я, полуношниця, утреня, перший час, mpemiй час, шостий час, дев’ятий час, Лimypriя, Служба Бож); польск .: jutrznia, Wielki Piatek, Wielka sobota; 3) названия литургий: русск .: Божественная литургия, Литургия Преждеосвященных даров, Златоустова, Литургия святого Василия Великого , Римская месса, Литургия Апистольских постановлений, Литургия святого апостола Якова брата Господня, евхаристия; 4) названия приватных богослужений: русск .: акафист, молебен, панихида, похороны; укр .: акафист, дев’ятини, молебень, панахида, парастас, похорон, сороковини; польск .: akamysm, uslugi pogrzebowe, pogrzeb; 21 . Названия молитв, проповедей, песнопений : русск .: антифон, икос, Трисвятая (молитва), Херувимская песнь; укр .: Kamabaciя, Кондак, Канон, biдnycm, богородичен, воскресний, молебень – параклис, отпустительний, cmuxobhi, польск .: ektenia, antyfona. 22 . Названия религиозных действий и жестов : русск .: прикладываться ко кресту, к мощам; укр .: благословення, roлobonpekлohihhя, koлihonpekлohihhя, niдhecehhя рук, nokлih; польск .: czynienie znaku krzyza dwoma palcami, dwupalcowy znak krzyza, возблагословить. 23 . Названия подаяний, денежных приношений : русск .: милостынька, приклад, подаянье, свечные деньги, сороковина; 24 . Покупка церковных должностей : русск .: симония, святокупный, святокупство; укр .: cuмohiя, святокупний, святокупство; польск .: swie’tokupstwo;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Долго они стояли на коленях друг перед другом и повторяли: «Благослови». А потом Зосима попросил у Марии помолиться за весь мир и за него. Обратившись на восток, подняв руки к небу, Мария шептала молитву. Ее тело почти на полметра приподнялось от земли и парило. Еще больше был потрясен инок Зосима, когда Мария рассказывала ему о своей жизни. Необразованная женщина, никогда не державшая в руках книги, в одиночестве проведшая в пустыне полвека, с легкостью цитировала Священное Писание и псалмы. А главное, горько оплакивала свой грех. Спустя год, в четверг страстной Седмицы, когда церковь вспоминает Тайную Вечерю , святая пришла к Иордану. На глазах у старца перекрестила воду и перешла реку, как по суху, чтобы причаститься. Старец Зосима печалился лишь о том, что не знает имени подвижницы. Прошел год. Зосима вновь в пустыне. Он стоит у высохшего ручья, где впервые встретил отшельницу. Перед ним ее тело со сложенными крестообразно на груди руками. И в головах на песке послание: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии». Вот Зосима и узнал имя святой. Он похоронил подвижницу, лев, пришедший из пустыни, помог выкопать могилу. Это произошло в 522 году. «Золотая легенда», или Как Мария Магдалина превратилась в Марию Египетскую Хосе де Рибера. Мария Египетская. 1651 Житие святой Марии Египетской, автором которого стал Иерусалимский патриарх Софроний, нашло свое отражение в богослужении и иконописи. В церковном искусстве, благодаря существовавшей с VII века службе, Мария Египетская наравне с Андреем Критским стала почитаться как «наставница в покаянии» и изображаться на иконах вместе с ним. В художественной литературе и в фольклоре, в живописи, скульптуре образ святой также нашел свое отражение. Большую роль в этом сыграла «Золотая легенда» (1255 год) Иакова Ворагинского, уступавшая по популярности в средневековой Европе только Библии. Одно из двухсот содержащихся в книге житий посвящено Марии Магдалине. И хотя мироносица Мария Магдалина — это святая, жившая пятью веками ранее Марии Египетской, автор (не знавший ни греческого, ни иврита) заимствует для своего рассказа некоторые мотивы жития Марии Египетской.

http://foma.ru/stoyanie-marii-egipetskoj...

Государевым заказом была и церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. А через несколько лет после ее освящения Алевиз Фрязин по велению Василия III перестроил после пожара и кремлевскую церковь Рождества Богородицы. Со временем она стала приходской для разных кремлевских поселенцев, и именно в ней венчались Лев Толстой и Софья Андреевна Берс, дочь кремлевского врача. Дальнейшая история монастырской церкви Рождества Богородицы была напрямую связана с историей Симоновой обители, которая стала и местом государева богомолья, и градостроительным символом Москвы, и центром подготовки высших церковных иерархов – митрополитов, архиепископов, патриархов, некоторые из которых прославлены в лике святых. В обители, по преданию, хранилась и древняя святыня – та самая икона, которой Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву и которая прежде находилась в церкви Рождества Богородицы. Теперь она стояла в иконостасе соборного Успенского храма, и богомольцы, видевшие этот образ в XIX веке, говорили, что его древность оправдывает предание. Симонов монастырь по-своему продолжил патриотическую традицию церкви Рождества Богородицы и завершил освобождение Руси от татаро-монгольского ига. Когда в 1480 году великий князь Иван III растоптал ханскую басму, отказавшись платить дань, и русское войско вышло на «великое стояние» на реке Угре, митрополит Геронтий, бывший настоятель Симонова монастыря, послал великому князю благословение и призвал его не отступать до победы. Простояв две недели на Угре, хан Ахмет все же не решился вступить в бой с русскими и повернул обратно. Так в ноябре 1480 года пало татаро-монгольское иго, 240 лет терзавшее Русь. А в 1552 году Иван Грозный перед штурмом Казани, согласно легенде, вдруг ясно услышал звон далеких симоновских колоколов и почувствовал в этом предзнаменование победы. После взятия Казани он не забыл о том чуде и первым взял себе в опричнину Симонов монастырь, тем более, что его настоятель архимандрит Филофей был в числе посланников, отправившихся в печальном январе 1565 года в Александровскую слободу уговаривать Ивана Грозного вернуться на царство в Москву. Вернувшись, царь и объявил о создании опричнины. Это был, несомненно, любимый монастырь Ивана Грозного. Именно сюда он назначил настоятелем Иова, будущего первого русского патриарха, на которого обратил внимание еще в Старице. В монастырском соборе был похоронен и несчастный Симеон Бекбулатович, крещеный татарский царевич, которого Грозный в минуту безумства в 1574 году назначил на царство вместо себя, а себя объявил его поданным, но через два года все возвратил на свои места. Царевич прожил долгую жизнь и кончил ее схимником Симонова монастыря в Смутное время. Первые же Романовы не только чтили Симонов монастырь, но и избрали его местом особого богомолья – жили и молились в его кельях во время Великого поста.

http://pravoslavie.ru/587.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010