Вообще говоря, к привилегированным сословиям раскол у нас не привился, и мы видели причины этого. «Привилегированные классы» – в этих словах заключается вся разгадка того обстоятельства, что раскол как земский протест замкнулся в среде преимущественно крестьянства и купечества. «Привилегия» делала выгодным положение служилых классов и что было им протестовать, когда все выгоды были на их стороне? Протест шел главным образом из закрепощенной и граждански подавленной среды. Протест был из среды земства, выгоды которого крепостным правом были всецело принесены в пользу служилого сословия. Тем не менее земское сознание пробуждается иногда и в рядах высших сословий, и там понимается порою что служилые выгоды не исчерпывают всего, что есть общественные и общегражданские стороны дела и что раскол не есть одно тупое стояние за старину, а что за ним скрываются подспудные силы государства, оттолкнувшиеся от общего движения потому, что их оттолкнули и стеснили. В своем зародыше – в первое время – раскол был борьба мысли и умственного развития против застоя, видевшего в умственном развитии грех, потому что невежество масс обеспечивало материальные выгоды тех, кто постановлял что грешно и что не грешно. Ученому еврею Схарие, распространявшему учение сходное с молоканским при Иване III, ставится в вину в особенности то, что он занимался чернокнижием и астрологией – а кто же не знает, что под чернокнижием и астрологией в средние века разумелись вообще занятия высшими науками. Сами иерархи, преследовавшие ересь жидовствующих, сознавались, что «жидовство» проповедовалось лишь простейшими из еретиков и что под жидовствующими разумелись вообще сторонники самых разнообразных учений 243 , все «умствовавшие». Принадлежал ли, например митр. Зосима к поборникам моисейства? Нет, он только отрицал существование царства небесного, второе пришествие, воскресение из мертвых и т. д. 244 . Словом, это был лишь неверующий, атеист. Софийский протопоп Григорий, сын знатного боярина Тучин и другие последователи Схарии – были ли и они только жидовствующие? Нет, мы находим прямое указание, что еретики учились астрологии и чернокнижию 245 и в этом-то чуть ли не была их главная вина в глазах тех, кто карал их.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-i...

Далее события развивались трагически. Оставив монашеское смирение, имябожники не вняли увещаниям, к ним обращенным, проявили непокорность и осуждение высших церковных властей, злобу и нетерпимость по отношению к монастырскому начальству и остальной братии. Благодать Божия отступила, силы адовы помрачили разум. Они тоже сделались бунтарями... В январе 1913 года монах Андреевского скита Климент стал очевидцем «беспримерного зрелища» в своей обители – мятежа, изгнания игумена, кровавой расправы с братиями, оставшимися верными уставу. И не только очевидцем. Отец Климент сам оказался в числе пострадавших и изгнанных из скита. В ответ на некоторые предвзятые журнальные материалы, в которых искажалась действительность, бунтующие монахи изображались как «безвинные страдальцы за веру», порочились достойные имена, монах Климент написал статью, восстанавливая точный ход событий. Автор, используя евангельский критерий различения истинного и ложного по плодам, которые они приносят (см. Мф. 7:16 ), предоставляет читателю возможность рассудить, кто стоял в правде Божией, а кто попал под влияние врага рода человеческого. С приложением свидетельств других участников и очевидцев событий статья была выпущена отдельной брошюрой в 1916 году. Ее переиздание мы предлагаем читателям. Надеемся, что эта публикация так же, как и в то неспокойное время, послужит к выявлению исторической правды, станет предостережением об опасностях и приведет к осознанию, что подобные несчастья попускаются нам за наши грехи, нетвердое стояние в евангельской истине и предании церковном. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас! От автора Появлению в свете настоящей брошюры, предлагаемой вниманию правдолюбивых читателей, предшествовали следующие обстоятельства. Вскоре после учиненного имябожниками на Афоне кровопролитного бунта стали появляться в периодической печати тенденциозные статьи, оправдывающие имябожников в их бунтовщических деяниях, даже в основе отрицающие названный бунт. Появлению статей способствовал преимущественно сам глава имябожнического бунта иеромонах Антоний (Булатович). Таковые статьи по удалении имябожников с Афона сильно умножились, продолжали печататься долгое время и много наделали шуму. Под некоторыми из них красовались подписи лиц, не только не ознакомившихся с афонской смутой хотя бы от беспристрастных очевидцев или из документов, относящихся к смуте, но даже не желавших как должно ознакомиться с ней и писавших статьи под диктовку имябожников, голословно оправдывающихся в своих бунтовщических деяниях, и сторонников их.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjabo...

Здоровье нации прямым образом связано с благочестием. Если просто заниматься спортом и не беспокоиться о нравственности, о своем духовном состоянии, не бороться с грехом и со страстями, то здоровье не будет иметь ценности. «Молись, чтобы в здоровом теле был здоровый дух!». Спорт в жизни христианина. Часть 1. Читайте также: К победе с молитвой Победа нас ждет, Россия вперед! Силач-богослов Протоиерей Владимир Силовьев: «То, что наша команда дошла до полуфинала – настоящая радость « Спортивному воспитанию с самого раннего детства уделяют много внимания. С возрастом у одних физкультуре и спорту в жизни остается все меньше времени, другие же связывают со спортом всю жизнь. Нередко, приходя к православной вере, человек отказывается от занятий всеми видами спорта, считая, что все, не связанное с молитвой и богослужением не составляет пользы для души. Напротив, во многих семинариях и православных учебных заведениях сегодня открываются фитнес-залы, немало времени отводится для физической подготовки будущих пастырей, ведь многочасовое стояние на службах можно вынести только имея крепкие сильные ноги. О месте спорта в жизни православного человека мы беседуем с клириком храма Христа Спасителя города Москвы, тренером по водному поло, священником Андреем Овчинниковым. Тренировка тела и тренировка духа — Многие тренеры, особенно те, которые занимаются с молодёжью, говорят, что одним из главных психологических компонентов в росте спортсмена является гордость: не дать победить сопернику, поражение – это позор. Что Вы, как православный священник, думаете о подобной позиции учителя, ведь тренер – это еще и учитель, и воспитатель? — Говоря о некоем мировоззрении спортсмена, нужно понять, что главная борьба у человека идет за свою душу. Поэтому, если элементы единоборства или физических состязаний будут переходить на духовную жизнь – это будет неплохо. Например, часто в забеге, заплыве или велозаезде участвует множество спортсменов, но получают награду или медали только победители. И, говоря о победах в спорте, можно провести некие аналогии с духовной жизнью — побеждает тот, кто подвизается законно, кто использует необходимый опыт духовной жизни, кто обогащает себя различными знаниями. Православный христианин тоже именуется борцом, подвижником, воином, который сражается с невидимыми врагами ради своего спасения. Иным словом,   элементы того подготовительного или учебно-воспитательного процесса, который в спорте составляется перед каждым учебным годом на каждого воспитанника, можно в некотором смысле использовать именно для духовной жизни человека. И каждый должен так же серьезно заниматься своим спасением, как профессиональный спортсмен делает все для достижения серьезных успехов, ведь он за это получает немалые деньги.

http://pravmir.ru/molis-chtoby-v-zdorovo...

Покаяние есть естественное дыхание православно настроенной, православно воспитанной души, вносящее в нее радость и мир. «Не уподобился я Авелевой правде, не принес Тебе, Иисусе, дара приятного когда бы то ни было – ни деяния божественного ни жертвы чистой ни жития непорочного». «Как Каин, мы с тобой, душа окаянная, принесли Содетелю всех деяния скверныя, и жертву порочную и непотребное житие: вот, и осуждены». Причина падений – сладость греха. Сладость эта призрачна, обманчива: «показуяй сладкая, и вкушаяй присно горького напоения» – грех кажется сладким, а оседает горечью в душе. Кто из нас не знает, что «жизнь не праздник, не цепь наслаждений, а работа, в которой таится подчас много скорби и много сомнений»? Но нам упорно хочется, вопреки законам жизни, сделать целью своего существования на земле наслаждение: это первородный грех человечества, принесший ему, вместо счастья, неисчислимое количество страданий. Обличение жажды сладкого греха, обнажение его, раскрытие позорящих и губительных его следствий – главная тема покаянных бесед с душой в каноне Андрея Критского . Весь Ветхий Завет под этим углом зрения проходит пред нашими душевными глазами в этом каноне. Ветхозаветная библия при самостоятельном чтении многих ставит перед недоумением: зачем в ней даются в таком количестве повествования об отрицательных, а то и безнравственных поступках многих библейских личностей? Могут ли эти личности быть для нас в таком виде нравственными примерами? не уничтожают ли эти рассказы нравственно воспитательного значения Библии ? Послушаем в каноне, как преп. Андрей извлекает из Библии и предлагает душе для размышления эти отрицательныя поступки, – и мы поймем их назначение. Св. Андрей нарочито выбирает их и показывает, как они позорят и губят людей. Такия колебания и переходы от доброго к злому присущи нам: Библия полна символов наших собственных душевных состояний. «Ветхого завета вся приведох ти, душе, к подобию: подражай праведных боголюбивая деяния, избегни же паки лукавых грехов».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

После революции Гиляровским были написаны и изданы книги: " Мои скитания " (1928) о бродячей жизни в молодые годы, " Люди театра " (1935, опубликована в 1941), " Москва газетная " (1934, опубликована в 1960) и др. Но наибольшую известность Гиляровскому принесла книга " Москва и москвичи " , над которой он работал с 1912 по 1931 годы. Гиляровский был своего рода московской достопримечательностью. А. И. Куприн писал ему в письме: " Скорее я воображу себе Москву без царя-колокола и без царя-пушки, чем без тебя. Ты - пуп Москвы! " Незаурядная внешность Гиляровского не раз вдохновляла художников и скульпторов: И. Е. Репин рисовал с него одного из казаков на картине " Запорожцы пишут письмо турецкому султану " , а скульптор Н. А. Андреев лепил Тараса Бульбу для барельефа на памятник Н. В. Гоголю. Кстати именно Гиляровскому принадлежит честь установления точной даты и места рождения Н. В. Гоголя. Многие стороны разнообразной деятельности В. А. Гиляровского сегодня полузабыты, но его книги " Москва и москвичи " и " Мои скитания " и в наше время занимают своё, значительное место в русской литературе. 4. «Сямское землячество» - стояние за родину Юрий Михайлович Кумзеров, председатель общественной организации «Сямское землячество». Он и рассказал об этой уникальном содружестве земляков... Да, уникальном. Региональная общественная организация РОО «Вологодское землячество» действует в Москве (есть, кажется, отделение этой организации и в Петербурге), существуют и другие региональные организации, «землячества» организованные по национальному признаку, а вот такой организации, объединяющей людей даже не одного района или сельсовета, а, скажем по старому, волости, как «Сямское землячество», похоже, что больше и нет... В нашей области нет точно... - Наша маленькая организация, принятая, между прочим, в качестве «коллективного члена» в Вологодское землячество, - рассказывает Ю.М. Кумзеров, - поначалу не была никак официально зарегистрирована... Начиналась эта организация, по словам Юрия Михайловича, с общения бывших одноклассников.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/17/...

Скачать epub pdf «Андреево стояние»: на утрени четверга пятой седмицы Великого поста – у нас обычно в среду вечером этой недели – слушаем чтение канона преподобного Андрея Критского . Почти весь канон Андрея Критского есть беседа с собственной душой, беседа с собственным сердцем, призыв к самому себе подняться из грязи жизни, проснуться, встряхнуться, начать жить бодрственно, чисто и свято. «Душе моя, душе моя, востани, что спиши!» Не нужно думать, что святой подвижник имеет в виду не себя, а только нас, грешных, что он его написал для других, для нас, и что лишь условно, ради силы увещания, он придал канону форму личной исповеди. Нет, святой муж говорит о себе. Глубина покаяния, умение видеть нечистоту на дне души и мужественно выявлять ее на свет – есть признак высоты духа, и это уменье увеличивается с духовным ростом человека. Великие святые оставили нам наиболее сильные покаянные молитвы, в чем мы убеждаемся, слушая молитвы пред причащением святителей Василия Великого и Иоанна Златоустог о. 129-е правило поместного Карфагенского собора поучает: «Если кто говорит, что святые в молитве Господней «остави нам долги наши» не о себе говорят, так как им не нужно это прошение, а о других грешниках, находящихся в их народе, и что каждый из святых потому и не говорит особо о себе – остави мне долги мои, но – остави нам долги наши, чтобы это прошение праведника разумелось больше о других, нежели о нем самом, таковым – да будет анафема». Пусть этот пример праведников поможет нам победить малодушный стыд в раскрытии низких наших поступков и грязи нашей души и даст мужество сказать их на исповеди! Андреево стояние, как это слышится в самом выражении, продолжительно. Таково и все православное богослужение, оно обычно соединяется с длительными «стояниями». Но скажут, – ведь, мы научены Господом, молясь не говорить лишнего, потому что Отец прежде нашей просьбы знает наши нужды? Да, это так, и это отражается в богослужении. Канон Андрея Критского один из показателей того, какое скромное место отведено в богослужении просьбам нашим, особенно – просьбам о земных нуждах. В церковной молитве больше слышим благодарения за сознанные и несознанные благодеяния Божии, славословия Богу и похвалы святым Его, но наиболее – покаяние, размышление, призыв к работе над собственной душой каждого из нас. Стояние в храме есть труд для души. В этом смысле и апостол наставляет нас: «непрестанно молитеся». И когда человек войдет в эту сферу покаянной работы над душой и, войдя, почувствует благотворное, целительное ее действие, как действие чистого воздуха, когда полной грудью дышит душа, – тогда богослужение не утомляет, оно влечеть мысль и чувство к себе и за собой, умиляет, возвышает. И Андреево стояние есть канон, обращенный к душе, «канон душе».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Мариино стояние Помощь Божия — это не то, что Бог за нас будет делать, как утверждает народная молва. Бог помогает тем, кто сам делает 9 апреля, 2019 Помощь Божия — это не то, что Бог за нас будет делать, как утверждает народная молва. Бог помогает тем, кто сам делает Мариино стояние — народное название утрени, совершаемой в четверг пятой седмицы Великого поста (чаще всего в среду вечером), на которой читается Великий канон св. Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской. Протоиерей Димитрий Дудко. Из виноградника Божия Протоиерей Димитрий Дудко В последний раз в этом Великом посту мы читали покаянный канон Андрея Критского , на нашу душу ложились святые слова покаяния: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Слышали и припевы: «Преподобный отче Андрее, моли Бога о нас! Преподобная мати Мария, моли Бога о нас!» Покаяние — вот то, чем мы можем спастись. Какие бы дела добрые мы ни совершали, хвалясь ими, мы превращаемся в фарисеев, смотрящих только на внешность, а внутри — как гробы, полные всякой мерзости. Ибо делами закона мы не оправдаемся, никто не в состоянии совершить таких дел, которые покрыли бы наши злые дела. Покаяние — вот то, что стоит выше всего. Через покаяние многие достигли спасения. Нашему вниманию Церковь предлагает житие преподобной Марии Египетской . Некогда великая блудница через покаяние стала великой праведницей. Покаяние требует от нас таких трудов, каких не требуют наши добрые дела. Читайте также — По пути Марии Египетской (Фото) Это только некоторым кажется, что легко каяться. Покаяние — неимоверно тяжкий труд. Покаяние не заключается в том, чтобы мы сказали: «Каюсь!» — даже призывая помощь Божию. Напрасно обольщаются те, кто думает, что, сказав на исповеди свой грех, мы не должны уже ничего больше делать. Назвать грех — это только положить доброе начало, а впереди предстоит огромный труд… Если не будет этого труда, наши слова могут так и остаться только словами. Но сказать с решительностью это первое слово – много значит. На пути много будет всяких обольщений, но нам нужно помнить первое слово.

http://pravmir.ru/mariino-stoyanie-3/

Стояние Марии Египетской (Мариино стояние) – см. Андреево стояние. Страстная седмица ( слав, страсть – страдание) – последняя неделя Великого поста, предшествующая Пасхе и посвященная воспоминаниям о последней неделе земной жизни Спасителя по входе Господнем в Иерусалим, куда входят Его пророчества и притчи, Тайная вечеря, предание на суд, страдания, смерть и погребение. Все дни С. с. носят название Великих – Великий Понедельник, Великий Вторник и т. д.; в первые три дня совершается Литургия Преждеосвященных Даров, в Великий Четверток и Великую Субботу – Литургия Василия Великого , в Великий Пяток Литургия не совершается. Страстотерпцы – наименование христианских мучеников, принявших мученическую кончину не за имя Христово, а в силу злобы и коварства людей; главное в подвиге С. – беззлобие и непротивление врагам. С. являются благоверные князья Борис и Глеб (XI в.), св. царевич Димитрий Угличский (1591 г.), последний император Российский Николай II и члены его семьи (1918 г.). Схима ( греч. σχμα – образ, схема) – совокупность одежд монаха, монашеское облачение; соответственно степеням монашества бывает С. малая и великая. Схимонах, или схимник, – монах, принявший великую схиму, иначе – великий ангельский образ. Пострижение инока в великую схиму совершается торжественней и дольше, чем в малую; монах даёт обет отречения от мира и всего мирского. К именованию монахов, имеющих сан, при их пострижении в великую схиму добавляется приставка «схи-». С.-священник (схииеромонах или иеросхимонах) сохраняет право священнодействовать, схиигумен и схиархимандрит должны устраниться от монастырской власти, схиепископ должен устраниться от епископской власти. Дополнительно к обычному монашескому одеянию С. носит куколь и аналав. Сыропустная Неделя (сыропуст) – последнее воскресенье перед Великим постом, когда можно употреблять в пищу скоромные продукты (за исключением мяса), в частности сыр. В это воскресенье воспоминается изгнание Адама из рая ( Быт. 3, 24 ). С. Н. называется также «Прощеным воскресеньем», т. к. в этот день бывает чин общего прощения в храме и принято, приступая к подвигу святой Четыредесятницы, примиряться со всеми.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Повесть о стоянии на Угре Весной 1480 года хан Большой Орды Ахмат решил наказать Русь, отказавшуюся в 1476 году платить дань татарам, и отправился в набег на Москву. Он дошел до устья реки Угры, левого притока Оки, где был остановлен русской ратью. Если бы ордынская конница форсировала реку, то через три-четыре перехода войско Ахмата могло подойти к столице. Русские военачальники перекрыли татарам броды и переходы через реку. Несколько дней шли бои за переправу через Угру, и, когда все атаки были отбиты, началось «стояние на Угре». Стояние это, по словам летописца, было мирным и тихим. Но в это время вся Русь возносила молитвы о заступничестве к Пресвятой Богородице, особо уповая на Ее Владимирскую икону, которая уже не раз спасала страну от погибели. И вот, когда в ноябре князь Иван III приказал отвести русские силы от Угры к Боровску, хан Ахмат, решив, что ему уступают берег для решающей битвы, испугался и начал быстрое отступление. В погоню за отступающими ордынцами были отправлены небольшие русские силы, окончательно изгнавшие неприятеля с родной земли. Это значительное событие русской истории, отраженное в летописной «Повести о стоянии на Угре», ознаменовало окончательное падение татаро-монгольского ига. Русское государство стало суверенным не только фактически, но и формально. Стояние на Угре. 1480. Миниатюра летописного свода XVI в. Пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идет в полном сборе, со своей ордой и царевичами, с уланами и князьями, да еще в соглашении с королем Казимиром – ибо король и направил его против великого князя, желая сокрушить христианство. Князь великий пошел на Коломну и стал у Коломны, а сына своего великого князя Ивана поставил у Серпухова, а князя Андрея Васильевича Меньшого в Тарусе, а прочих князей и воевод в иных местах, а других – по берегу. Царь Ахмат, услышав, что князь великий стоит у Оки на берегу со всеми силами, пошел к Литовской земле, обходя реку Оку и ожидая на помощь себе короля или его силы, и опытные проводники вели его к реке Угре на броды. Князь же великий сына своего, и брата, и воевод послал на Угру со всеми силами, и, придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы. А сам князь великий поехал из Коломны на Москву к церквам Спаса и Пречистой Богородицы и к святым чудотворцам, прося помощи и защиты православному христианству, желая обсудить и обдумать это с отцом своим митрополитом Геронтием, и со своей матерью великой княгиней Марфой, и своим дядей Михаилом Андреевичем, и со своим духовным отцом архиепископом Ростовским Вассианом, и со своими боярами – ибо все они тогда пребывали в осаде в Москве. И молили его великим молением, чтобы он крепко стоял за православное христианство против басурман.

http://pravoslavie.ru/3430.html

Крестный ход по случаю Леушинских стояний – самый протяженный в России. Он в этом году проходит по территории четырех областей – Ленинградской, Вологодской, Ярославской и Тверской и, разумеется, города Санкт-Петербурга. Как-то непривычно воспринимать Санкт-Петербург в отрыве от земель, его окружающих, но что поделать? – новая эпоха, новый веник, новый ветер… Продлится Крестный ход до 8 июля. Главное его событие – Леушинское стояние – осуществится на территории двух областей: в Мяксе на Вологодчине и в Брейтово на Ярославщине. Городок Брейтово, в который мы должны попасть 6 июля, и является главной целью нашего паломничества: на его береговом крае и будет вершиться Девятое Леушинское стояние. На противоположном берегу – в Мяксе, куда пребудет второй автобус с паломниками из Петербурга, – тоже будут возноситься молитвы у глади Рыбинского водохранилища. И как греет душу, что это духовное событие происходит по почину народа Божия, по зову сердца почитателей и батюшки Иоанна Кронштадтского , и матушки Таисии Леушинской, и всех, кто потрудился Богу в этих местах. А пока – вечернее правило. Слова молитвы, звучащие через микрофон, объединяют всех единым духом сопредстояния пред Господом, хотя мы и сидим в автобусных креслах. Соборная молитва в условиях паломничества несколько иная, чем келейная или храмовая. Она на первый взгляд менее напряженная, но с нею как-то ближе к Богу. После моста через Волхов на Мурманском шоссе, автобус у селения Иссад плавно отвернул в сторону от живописно окрашенных облаков закатного неба и, устремляясь в ночь, въехал на дорогу, ведущую к Тихвину, Вологде. Позади, в Иссаде, известного с XI века, остался Троицкий Златынский монастырь, связанный с творчеством архитектора Константина Андреевича Тона – создателя проекта храма Христа-Спасителя в Москве. Технический надзор в Иссаде за строительством осуществлял архитектор Ефимов, покоящийся на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. И хотя здесь пятишатровый храм разрушен, все же оставшиеся его строения законсервированы, зарегистрирована и православная община, что дает надежду на восстановление в этом придорожном и речном селении церковной жизни.

http://azbyka.ru/fiction/uzelki-na-pamya...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010