Если праздник Благовещения случится в среду или четверток 5–ой седмицы Великого поста, то служба Великого канона преп. Андрея Критского, так называемое «Андреево стояние», переносится на вторник и, следовательно, совершается не в среду вечером, как обычно, а в понедельник вечером. Июнь 24–го июня — Рождество честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. — Вспоминается рождение от неплодных и престарелых уже родителей священника Захарии и его жены Елисаветы величайшего из всех пророков св. Иоанна Крестителя, который должен был приготовить иудейский народ к пришествию Мессии Господа нашего Иисуса Христа. Это — великий праздник, который имеет и один день попразднства. Служба совершается бденная с литиею и благословением хлебов, с полиелеем и величанием, без каких-либо особенностей. 29–го июня — Святых славных и всехвальных и первоверховных апостолов Петра и Павла. — Этих двух апостолов св. Церковь особенно чтит и выделяет из ряда других — Петра, яко апостолов предначальника, то есть начавшего первым апостольское служение, Павла, яко паче инех потрудившася, более других потрудившегося для проповеди Евангелия. Оба этих великих апостола окончили свою жизнь в один день — 29 июня 67 года мученическою смертью в Риме при императоре Нероне: св. Петр был распят на кресте головою вниз, а св. Павел, как римский гражданин, был усечен мечем. По некоторым другим сказаниям, св. Павел был усечен через год после муч. конч. св. Петра, в тот же день, в 68 году. Это — великий праздник, который имеет один день попразднства. На следующий день 30 июня совершается вместе с тем и Собор 12–ти апостолов. К празднику свв. апостолов Петра и Павла верующие подготовляются особым постом, который называется Апостольским, или Петровым постом. Начинается он с понедельника после Недели всех святых. Вследствие этого, он бывает в разные годы, в зависимости от дня празднования Пасхи (от которой зависит празднование недели Всех Святых, бывающей всегда в следующий за Пятидесятницей воскресный день), то длиннее, то короче.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

   На следующий день после Благовещения 26 марта, празднуется Собор Архистратига Гавриила. Это вместе с тем и день отдания Благовещения. Если отдание Благовещения случится в Субботу Лазареву, или в Неделю Ваий, или в один из дней Страстной или же Светлой седмицы, то отдания Благовещения совсем не бывает, а канон и стихиры этого дня поются на повечерии «в мимошедших днех шестыя недели».    Если праздник Благовещения случится в среду или четверток 5-ой седмицы Великого поста, то служба Великого канона преп. Андрея Критского, так называемое «Андреево стояние», переносится на вторник и, следовательно, совершается не в среду вечером, как обычно, а в понедельник вечером. Июнь    24-го июня — Рождество честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. — Вспоминается рождение от неплодных и престарелых уже родителей священника Захарии и его жены Елисаветы величайшего из всех пророков св. Иоанна Крестителя, который должен был приготовить иудейский народ к пришествию Мессии Господа нашего Иисуса Христа. Это — великий праздник, который имеет и один день попразднства. Служба совершается бденная с литиею и благословением хлебов, с полиелеем и величанием, без какихлибо особенностей.    29-го июня — Святых славных и всехвальных и первоверховных апостолов Петра и Павла. — Этих двух апостолов св. Церковь особенно чтит и выделяет из ряда других — Петра, яко апостолов предначальника, то есть начавшего первым апостольское служение, Павла, яко паче инех потрудившася, более других потрудившегося для проповеди Евангелия. Оба этих великих апостола окончили свою жизнь в один день — 29 июня 67 года мученическою смертью в Риме при императоре Нероне: св. Петр был распят на кресте головою вниз, а св. Павел, как римский гражданин, был усечен мечем. По некоторым другим сказаниям, св. Павел был усечен через год после муч. конч. св. Петра, в тот же день, в 68 году.    Это — великий праздник, который имеет один день попразднства. На следующий день 30 июня совершается вместе с тем и Собор 12-ти апостолов. К празднику свв. апостолов Петра и Павла верующие подготовляются особым постом, который называется Апостольским, или Петровым постом. Начинается он с понедельника после Недели всех святых. Вследствие этого, он бывает в разные годы, в зависимости от дня празднования Пасхи (от которой зависит празднование недели Всех Святых, бывающей всегда в следующий за Пятидесятницей воскресный день), то длиннее, то короче. Самый краткий Петров пост продолжается 8 дней, а самый длинный 6 седмиц. Оканчивается он 28 июня, но в том лишь случае, если день свв. апостолов Петра и Павла не случится в среду или в пяток. Устав вкушения пищи в Петров пост, такой же, как в Рождественский пост (смотри выше). Рыбу разрешается вкушать в субботы и воскресные дни, а также в праздники. В понедельник, среду и пяток, если нет никакого праздника, положено сухоядение (без елея).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Совершенно неслучайно первым его князем из династии московских Рюриковичей стал Владимир Андреевич по прозвищу Храбрый — двоюродный брат Дмитрия Донского, полководец, стоявший на защите московской земли почти полстолетия, герой Куликовской битвы. Князь Дмитрий отдал Боровск брату незадолго до Мамаева побоища. Как раз в эти годы Владимир Храбрый кремлем укреплял от татарской угрозы свое давнее владение — Серпухов. Надо полагать, и в Боровске защитные сооружения были усилены либо возведены заново. По преданию, именно из Боровска князь выступил со своей ратью на сборы общерусского войска против Мамая. Боровско-Серпуховское княжество просуществовало около восьми десятков лет. Его князья чеканили свою монету и были верны московским правителям: в большом междоусобии середины XV века держали сторону московского великого князя Василия II. Тем не менее, осерчав на последнего из тамошних удельных князей, московский князь посадил его в темницу и взял его землю «за себя». Возможно, причиной тому было растущее значение юго-западного порубежья. С начала XV века до 1514 года под литовским господством находился Смоленск, так что границы Московской Руси проходили совсем недалеко от Боровска — по реке Угре. Вскоре на этом направлении предстояли большие войны. В 1480 году Иван III намеревался дать под Боровском сражение татарам, если бы те вступили в русские пределы, перейдя Угру. Но долгое «стояние на Угре» завершилось уходом ханского войска в степи и падением ордынского ига на Руси. В начале следующего столетия Василий III дважды располагал в Боровске свою ставку, воюя с Литвой. Та война принесла России отвоеванный Смоленск. Боровско-Пафнутьев монастырь. Фото Владимира Ештокина К той поре Боровск был знаменит уже не только своим оборонным значением. Еще во времена Владимира Храброго в ближнем селе родился бу­ду­щий святой — Пафнутий Боровский. По крови он был внуком крещеного татарского сборщика дани, а по духу — «внуком» Сергия Радонежского: духовным отцом Пафнутия стал ученик преподобного, Никита Серпуховской. 20 лет Пафнутий подвизался под его началом в Покровском монастыре в селе Высоком, тоже на окраине Боровска (сейчас все эти бывшие села входят в черту города). Затем 10 лет сам был настоятелем обители, а в 1444 году переселился в безлюдное место у впадения речки Истерьмы в Протву. Скончался же через 33 года, оставив после себя большой, процветающий Пафнутьев-Боровский монастырь со сложившимися традициями подвижничества, с крепким хозяйством.

http://foma.ru/borovsk.html

Андрей Критский, свт. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Андрей Критский, свт. - житие Эта страничка относится к разделу   Андрей Критский, свт. Святитель Андрей, епископ острова Крит (Память 4 июля по старому стилю) Святой Андрей был родом из Дамаска (в Сирии). Будучи немым до семилетнего возраста, он получил дар слова после приобщения Святых Тайн. Начальное образование он получил в Дамаске, познакомившись с логикой, риторикой и древней философией. На 14 году, желая служить Богу, он удалился для подвижнической жизни в Иерусалимскую обитель святого Саввы Освященного. Здесь он стал известен своей кротостью, умом и строгой жизнью. Из обители святого Саввы он был взят в Иерусалимскую патриархию на должность письмоводителя. В 679 году он путешествовал в качестве местоблюстителя патриаршего престола в Константинополь на VI Вселенский Собор. Вскоре после собора он был посвящен в диаконы при великой Софийской церкви и какое-то время руководил опекой сирот и престарелых. При императоре Юстиниане II святой Андрей был рукоположен в архиепископа Критского. Скончался святитель Андрей Критский в 712 году. Святой Андрей известен, как проповедник и церковный поэт. Он составил многие вдохновенные молитвы и песнопения и написал Великий покаянный канон, читаемый в храме Великим постом («Андреево стояние»). Написал он также канон на Рождество Христово и другие праздники, трипеснецы (каноны, состоящие из трех песней) на повечерие Вербного воскресения и на первые дни Страстной седмицы, стихиры на Сретение Господне и другие молитвы. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Андрей Критский, свт. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-1763

андреево стояние – Maundy Thursday андреевское движение – Operation Andrew аннаты – annates анно домини – anno Domini антем – anthem антепендиум – antependium антидор – antidoron, blessed bread антиклерикализм – anticlericalism антиклерикальный – anticlerical антиминс – antimension, corporal Антиохийская православная церковь – Antiochian Orthodox Church антипапа – antipope антипасха – anti-pascha, Low Sunday; St Thomas week антитринитарий – antitrinitarian антифон – antiphon(y) антифиарий – antiphonary антихрист – antichrist антихристовый – anti-Christ апокалипсис – apocalypse; всадник   – the apocalyptic horseman апокалиптика – apocalyptics апокалиптический – apocalyptic апокалиптическое число – the apocalyptic number апокриф – apocrypha апокрифический – apocryphal апологет – apologist апологетика – apologetics апологетичекий – apologetic апостазия – apostasy апостат – apostate апостол – apostle; (книга) Books of the Apostles апостол языков – Apostle of the Gentiles апостолат мирян – lay apostolate, apostolic participation of laity апостолический викарий – apostolic vicar апостолический делегат – Apostolic Delegate апостолический протонотарий – apostolic protonotary апостольник – wimpel апостольская вера – apostolic faith Апостольская католическая ассирийская церковь – Apostolic Catholic Assyrian Church Апостольская лютеранская церковь – Apostolic Lutheran Church апостольская миссия – apostolate, apostleship апостольская преемственность – apostolic succession Апостольская столица – Apostolic Capital Апостольская христианская церковь – Apostolic Christian Church Апостольская церковь – Apostolic Church Апостольская церковь пятидесятницы – Apostolic Church of Pentecost Апостольские времена – the Apostolic Age апостольские каноны – apostolic canons апостольские мужи – apostolic fathers апостольские постановления – apostolic constitutions апостольские правила – apostolic canons апостольский – apostolic апостольский пост – St Peter’s fast апостольский символ – apostolic creed

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

      Руководитель академии ученый грек монах Евгений Булгарин  в конце жизни принял русское подданство и умер в сане епископа Херсонского. Чтобы договорить об Афониаде, скажем, что трудности, в основном, материальные, привели к ее закрытию в 1799 году. Но попытки возобновления духовного образования не прекращались и  в девятнадцатом веке. А в 1930 году Афониада  была возстановлена как Афонская священническая школа.  Через  двадцать три года в странноприимном корпусе Андреевского скита, близ Кареи, открылось Афонское церковное училище, преобразованное в 1972 году в  академию с шестилетним сроком обучения. Целью обучения являлось «всесторонне образование святогорских монахов в согласии с духом Православной церкви и древнего святогорского учения». Среди выпускников академии были и миряне.     Но вернемся к порядку повествования.          Мы уже упоминали о помощи Афону от московских правителей. Она прищла и в труднейшее время начала восемнадцатого века. В 1707 году к Петру Первому прибыл игумен Пантелеимоновой обители Варлаам. Получил  из царской казны щедрые пожертвования.  Через пять лет Варлаам вновь был в Москве и вновь уехал с дарами. Преемник Варлаама Киприан приезжал в Москву в 1720 году. Получил милостыню и деньгами, и книгами, и церковной утварью.              Это же время запечатлено паломничеством  по святым местам Востока воспитанника Киево-Могилянской академии Василия Григоровича-Барского. Он, после посещения Италийских и греческих святых мест, пришел на Афон и обошел его весь, посетив все двадцать монастырей и множество скитов. Именно обошел, свершая, как говорят монахи, молитву ногами. «И тако мне умислившу все тамо святи посетити монастыри, начах  ходити чинно первее по стране восточной». От Изографа, Хиландаря,  через Ватопед и Пантократор, Ставроникиту и Кутлумуш, Иверон и Филофей и далее, далее  раб Божий Василий, тогда еще совсем молодой, прошел весь Афон.       Многое множество страданий претерпел  паломник. Он пишет: «Аз же разумев быти оную пакость от  христоненавистного врага  диавола за посещение Святых мест, и молих Владыку и Творца моего, да мя избавит от него, в скорби же оной таково сложих  Утешение грешной и окаянной душе моей.»

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/19/...

Мы поем: « Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим ». Откуда нам это известно? Ведь в Новом Завете таких слов нет и Ее сопоставления с ангельским, горним миром не происходит. Кто честнее, кто выше… Мне неизвестно происхождение этого песнопения, но оно пришло, полюбилось, попросту растворилось в молитвенном опыте Церкви. Ублажаем мы Ее – « Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим » как превысшую всех тварных существ. Она – Начало нетления. Рождая, будучи Девой, Она побеждает естества чин, точнее, Бог побеждает в Ней. И если человек – венец творения, то Мария – некий Венец рода человеческого. Мы помним, как однажды два ученика без ложной скромности вознамерились усесться по левую и правую сторону от Спасителя. Их мать, видя некоторое возвышение Петра, решает поспособствовать своим Иоанну и Иакову обойти его. Понравилось ли это Учителю? Нет, и Он переводит разговор на совсем другие темы и говорит о Чаше, которую надлежит испить, о Крещении, которым надо будет креститься, о Сыне Человеческом, Который идет на страдания 61 . Так кто же все-таки сядет по правую и левую руку? Петр с Андреем Первозванным или кто-то другой? Кто окажется по правую и левую сторону от Христа в Царствии Небесном? Божия Матерь как Честнейшая Херувим и Иоанн Креститель как наибольший из рожденных женами 62 . При этом, согласно вере Церкви, они будут предстоять: И предста Царица одесную Тебе . А Саломия хотела, чтобы ее сыновья сидели рядом. Но только Сыну Божиему было уготовано вознестись на небо и сесть одесную Отца. Апостолы же усядутся не перед Богом, а на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израиля ( Мф. 19:28 ). Перед Богом же не сидят. Перед Богом осуществляют стояние. Почему же именно Дева Мария и Иоанн Креститель предстоят Богу? Мария чрезвычайно близка нашему сознанию, хотя в Евангелии и упоминается не так часто. Что же касается Иоанна Крестителя, то он на фоне ярко выписанных апостолов оказывается как бы в тени. Почему это произошло? У Марии и Иоанна было особое служение уже здесь, на земле. Задумаемся: кто больше – ученик или учитель? Учитель. Апостолы были учениками. Зададим следующий вопрос: а кто больше – мать или сын? Следуя той же житейской логике, мы должны ответить: мать. Ну и наконец: кто больше – креститель или крещенный им? Креститель. Только двум людям во всей вселенной было предназначено уникальное, особое служение. Иоанн Креститель говорит, что ему самому следует креститься от Иисуса. Но Спаситель отвечает:

http://azbyka.ru/kto-ona-dlya-nas

Обстоятельства переезда о. Василия из Чернигова в Петроград неизвестны. Архимандрит Феодосий (Алмазов) вспоминал, что во время его службы полковым священником в годы Первой Мировой войны они пересекались с о. Василием Сокольским: «Мы с ним недолго вместе работали на военном поприще». И имели, вероятно, немало общих знакомых: архимандрит Феодосий сменил о. Василия Сокольского на должности преподавателя Священного Писания в Астраханской духовной семинарии. Затем их жизненные пути еще раз пересеклись в Петрограде в 1922 году во дни гонения на Церковь. В Кронштадте произошла встреча о. Василия со святителем Тихоном, патриархом Московским В Кронштадте о. Василий Сокольский прослужил четыре года, и здесь в его жизни произошли два важных события: встреча со святителем Тихоном, патриархом Московским, во время его визита в Петроград 8–16 июня (29 мая – 3 июня) 1918 года и первый арест весной 1921 года. Предстоятель Российской Церкви в сопровождении священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, и духовенства находился в Кронштадте весь день 15 (2) июня. В Андреевском соборе патриарх выступил с пламенным напутствием пастырям и мирянам: Икона сщмч. Василия Сокольского из собора Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте «Благодарю Господа Бога, сподобившаго меня посетить сей славный и знаменитый град. Кронштадт известен не только нашему Русскому государству, но известен и всему миру. Есть два главных основания его широкой известности. Первое основание – это то, что Кронштадт есть грозная крепость военная, защита столицы нашей. Второе основание, вторая причина его известности, более знакомая и более близкая всем нам, это то, что Кронштадт представлял из себя великую твердыню духа в лице молитвенника незабвенного о. Иоанна, который более 50-ти лет трудился и молился в этом городе. Теперь нет ни той, ни другой твердыни. Уже не стоит грозным станом град для внешних врагов. Пала его твердыня, пала потому, что все мы потеряли крепость духа. Слово Божие говорит: “семя свято – стояние миру”, т. е. земля наша держится праведниками. Священная история многими повествованиями указывает, что Господь терпит грехи людей, если есть праведники на земле. Не будем оплакивать падение внешней твердыни, ибо все это поправимо. Будем заботиться, чтобы нам развить твердыню духа Христова, чтобы каждый из нас являл собою крепость духовную. Тогда, при этой крепости духовной, разовьется и мощь физическая. По тому одушевлению, с каким встречали меня в столице, по вашему многолюдству, можно видеть, что начинается возврат к прежнему благочестию.

http://pravoslavie.ru/150917.html

Как, Владыко, Вы живете, бываете ли в белокаменной? К сожалению, моя поездка на Родину вряд ли повторится. Кроме моих старческих недугов тому препятствует тяжелая (отчасти психическая) болезнь моей жены. Нет никого, на кого бы я мог ее оставить, а помещать ее в больницу... Это бы было для нее слишком тяжело! Потому предоставляю все на волю Божию и благодарю Его, что Он сподобил меня в 1957 [году] посетить родные края и поклониться мощам преп. Сергия и другим святыням... Наша церковная жизнь идет очень тихо ввиду малочисленности паствы... Национальной смешанности состав, и Владыка наш митр[ополит] Иосиф 197 осторожно ведет вверенный ему корабль... Вот уж прошла половина В[еликого] поста. Я плохо подвизаюсь в посте, молитве и прочих добродетелях. Служу только в среду литург[ию] Прежд[еосвященных] даров и вечером в пятницу заупокойную утреню... конечно, и Воскресную Вас[илия] Вел[икого]. На предстоящей 5-й седмице, правда, предстоит Андреево стояние и похвала Бож[ией] Матери. Сподобил бы и помог бы Господь отслужить главнейшие службы Страстной и встретить светлое Христово Воскресение! Как Ваше здоровье, Владыко? Удается ли Вам иногда служить в Божьем храме? Помолитесь о мне, грешном, и болящей Ольге и подайте мне Ваше святое благословение. Преданный вам во Христе Протоиерей Михаил Васнецов. Д. 46. Л. 107–108 об. Подлинник. Автограф. 5. 26 апреля 1961 г. 26 (13) апреля 1961 г. Ваше Преосвященство, Дорогой Владыко! Спасибо Вам за ваше доброе письмо. Ваш проект соединения службы В[еликого] Пятка и Благовещения очень интересен и литургически, вероятно, правильнее. Но мы все же служили согласно указаниям Богосл[ужебных] у[казаний] 1950 [года] с обычными у нас сокращениями. Я на Страстной плохо себя чувствовал, потому просил других пражских священников мне помогать. Теперь уже мне лучше. Как странно: я просматривал Моск[овский] Календарь на 1961 [год], но не заметил там указаний на начало 1962 [года]... Только получив Ваше письмо, я нашел эти указания. И что же оказалось: приведенные там чтения Апост[ола] и Еван[гелия] в точности совпадают с теми, которые я поместил в своем проекте Календаря на 1962 [год]! У меня только нет чтений святым...

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Это большой ущерб. Потрудитесь встрепенуться. Хозяйственные дела могут извинять только не долгое стояние на молитве, а оскудение внутренней молитвы извинять не могут. Господу немногое угодно, но хоть немногое, но от сердца. Вознестись умом к Нему и с сокрушением сказать: «Господ и помилуй! Господи благослови! Господи помоги!» – есть молитвенный вопль. А если возродится и будет в сердце чувство к Богу, то это будет непрестанная молитва без слов и без стояния на молитве. В молитвенное своё правило вставляйте краткие молитовки св. Златоуста: «Господи, не лиши мене небесных Твоих благ!» и проч. Можете какую-либо из положенных молитв пропустить, а эти проговорить по 3, 5 и 10 раз. Как душа лежит. Можно ими иной раз и все правило заместить. Хорошо и днём прочитывать их между делом. Обдумать их надо и прочувствовать. И тогда они будут, как рычаг» 181 . Советы по ведению хозяйства У Л.Н. Шишкова было несколько заводов – сахарный и винокуренный. По вопросам технологии этих производств у него вышло несколько работ 182 . В 1874 г. Леон Николаевич обратился за советом к святителю Феофану о своих заводах. Святитель из своего вышенского затвора советует ему продать винокуренный завод как источник всякого зла и погибели для душ: «Вопрос о заводе не умею решить. На все житейские дела – одно решение, чтоб прилаживать их к единому на потребу, а не в ущерб ему вести их. Думается мне, что винокуренный завод лучше сбыть с рук. Водка много зла творит. Как бы часть ответственности не пала и на производителей её?! И бросьте! Что вместо его? Крахмальный всячески лучше будет» 183 . Рукоделие В вышенском затворе святитель в начале 1870-х гг. обустроил домовый храм, освящённый в честь Богоявления Господня, где в полном уединении затворник совершал богослужения. Анисия Андреевна, по собственному тщанию и по благословению святителя вышила воздухи для литургического комплекта и пелену, на которой на престоле лежал крест со святыми мощами, ибо, по словам святителя, у неё «золотые ручки». 184 Из писем святителя мы узнаем точные мерки для богослужебных предметов, что очень важно для воссоздания современной обстановки в кельях святителя в современной Вышенской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010