—443— лярию; также должны улыбаться, слушая красноглаголивого и растворяющего приятными анекдотами свои лекции упомянутого Куницына; также должны преимущественно заниматься немецким языком и пр. Так состояние наше во всем согласует с состоянием наших предтечей! Но может быть тоже ожидает нас и в Берлине, что и они сретили; та же имматрикуляция, требующая большого терпения и многотрудных походов; то же стояние на разных квартирах. Ибо мы узнали кое-что о предместниках наших из письма Алексея Андреевича 2676 к некоему законоучителю здешнего коммерческого училища; именно, что они приехав в Берлин, должны были immatriculiren sich lassen (так пишет Алексей Андреевич), т.е. вписаться в число студентов; для чего потребно выдержать у всех профессоров экзамен по их предметам; и здесь-то потребны, по словам А.А. ноги и терпение; что лекции их уже начались и что они стоят на различных квартирах. – Вот все, что можно было узнать из письма его! Надеемся получить подробнейшее сведение о состоянии предшественников наших из письма Василия Потаповича и его товарища к Нафанаилу 2677 ректору Александро-Невской семинарии, писанного, говорят, на латинском языке. Здесь появилось стихотворение, писанное Придворным поэтом Мирзы 2678 в честь Его Императорского Величества Николая Павловича. Какая выспренность! Какая пышность! или не знаю, не лучше ли, какая надутость! Здесь видишь победоносного Императора, повелевающим солнцем и луною, а прочих государей, исчезающих во прахе ничтожества; здесь Паскевичь является во всем величии и славе и пр. Но ах! пожалейте о судьбе сего поэта, истощившего, кажется, весь восточный запас живой и пламенной фантазии своей на возвеличение похвал российского Императора! он получил от жестокого Мирзы здесь ты- —444— сячу ударов по пятам, а в Персии должен потерять голову, сие вместилище своей поэзии. Причина сему та, что он хотел здесь из огнепоклонника сделаться христианином. Позвольте теперь сообщить вам объяснение мраморных досок паросских, о которых я спрашивал вас по случаю чтения примечаний французского перевода Превращений Овидиевых и которые составляют столь драгоценный памятник для древней Истории.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5-я седмица Великого поста. Среда. На вечерне (литургия преждеосвященных Даров) обратить внимание на замечательные стихиры на «Господи, воззвах», «алфавитные», св. Андрея Критского . Как и канон, они покаянного характера. Поются после шести триодных в числе 24 с припевом: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя». После каждой творим по три поклона. Затем «вышшим гласом» славнен, богородичен, вход, «Свете тихий», прокимен, паремии и прочее. «На трапезе разрешаем на елей» (ради предстоящего всенощного бдения), но, прибавляет Устав 347 , «внимающии спастися воздержанию прилежат». Четверток. В 4-й час нощи 348 начинаем так называемое «Мариино» или «Андреево стояние», ибо вся служба им посвящена. На утрене шестопсалмие, «аллилуиа», троичны гласа, кафизма (8-я), седальны и чтение первой части жития преподобной. Затем псалом 50-й, и непосредственно начинаем канон св. Андрея Критского (с каноном преподобной и трипеснцем еще) «косно, и с сокрушенный сердцем и гласом». На каждом «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» полагается по три поклона (отсюда следует, как должно медленно петь это). После 3-й песни дочитывается остальная половина жития. По 6-й песни блаженны с поклонами. Суббота (Похвала Пресвятой Богородице). На утрене торжественное последование Акафиста Пресвятой Богородицы в воспоминание избавления Царьграда в 626 году от персов и аваров и в память вообще заступничества Богоматери от врагов наших. Акафист делится на четыре статии. Великое славословие поется. Пятая педеля Великого поста (память преп. Марии Египетской). По мере естественного упадка физических сил и ослабления энергии к концу поста у немощных христиан Церковь повышает свою попечительность о них и преподает все новые и новые и все более разительные примеры, способные воодушевить кающихся грешников и возбудить у них приток новых сил. Посему в настоящий день Церковь воспоминает память преп. Марии, из самой нищей, грошевой, [обще]«народной», как она сама себя называет 349 , твари сделавшейся через пост и покаяние «равноангельной» и чистейшей «невестой Христовой» 350 . После этого никто не может унывать, или отчаиваться, или обвинять Бога в немилосердии и лицеприятии.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Лист 251 об.–252. Ч. 2. Гл. 25. Здесь же содержится еще много примеров о силе и древности крестного знамения, кроме вышеуказанных мною. 606 Так, в силу Правила 73 VI Вселенского собора, нельзя даже выстилать в храме полы крестиками, иначе тем, кто это сделает, грозит отлучение от Церкви. Нельзя писать изображение креста на земле (как некоторые тросточками, сидя на бульварных скамейках, делают). Нельзя кресты, с которыми выходят на общественные молебны, полагать где не следует (например, поставить их около трактира или снаружи дома, а самим войти и чай пить). 610 Четьи-Минеи, 1 января (описание случая с прельщением юношей). См.: также: Пролог. М., 1642. Лист 617 об. Слово о прельщенном отроке. 626 Устав о христианском житии, сирень о постах, и о поклонах, и о праздницех великих, средних и малых. Такожде и о домашней молитве, како достоит за всю церковную службу лишившимся соборныя службы, псалтирию, или поклонами, или молитвами исправлять. Вильно, 1794. См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1894. С. 237. Примечание. 628 Хорошо клал такие поклоны преп. Симеон Столпник, про которого говорят, что во время их совершения он «лбом касался ножных пальцев» (до того был сух и легок). Цитату привожу по памяти и сейчас не могу указать, откуда она. Кому не угодно принять ее, пусть не принимает. 629 Великий поклон никак не должно смешивать с коленопреклонением (см. ниже), что, конечно, при желании, вместо молитвенного подвига и труда, можно обратить в средство отдохновения. Поэтому-то Устав в замечании о ценности и о подвижническом достоинстве великих поклонов и говорит о таких людях , что они только «свою леность сим удобряют и мнятся с право трудившимся сравнитися во святых великих поклонех» (Никольский К. Пособие к изучению Устава богослужения... С. 236). 635 Днями «стояний» назывались они не потому, что молились тогда стоя, но по продолжительности самих служб; ср. у нас теперь «Мариино», «Андреево стояние» (Великим постом).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Можно вспомнить безвременную кончину Императора Александра III Миротворца. Сегодня, после вскрытия его гробницы в 2015 году, мы точно знаем, что ядом он не был отравлен. Как известно, ему был поставлен неправильный диагноз, назначено неправильное лечение (лечили болезнь почек, а проблема была в сердце), болезнь сердца развивалась, и возможно, это неправильное лечение было назначено докторами вполне сознательно Поэтому, в случае с Царем Иоанном Васильевичем Грозным речь может идти не только о многократных попытках отравления, но и о неправильном лечении - «залечивании». Святитель Григорий Великий Двоеслов, толкуя приведенные выше слова Евангелия, говорит о том, что перечисленные дары Духа проявлялись не только среди Апостолов и во времена Апостольские, но и во все времена, но проявления этих даров могут быть иными: «Добрыми своими увещаниями уничтожая злость в сердцах других, они истребляют змиев. А когда, слушая гибельные советы, не увлекаются однако же к нечестивому делу, тогда они, хотя и пьют смертное, но оно не вредит им» (Беседа 29). В этом смысле, безусловно, дар Божий противостояния не только мышьяку и ртути, но и яду духовному проявился в жизни Царя Иоанна Васильевича и его сына сполна. Еще в юные годы Царь Иоанн смог не поддаться дурным советчикам, окружавшим его и стремившимся воспользоваться его молодостью и недостатком опыта. Позже он имел духовную силу выдерживать удары, наносимые клеветником и изменником Андреем Курбским и подобными ему и не поколебался в своём служении Богу. Свидетельством Царя Иоанна о Христе была вся его жизнь, его особое пред Богом Царское стояние, и то, что он терпел многократное отравление ядами и в конце концов принял смерть от рук тех, кто должен был быть ему верен, отнюдь не говорит о том, что Царя нельзя считать Великомучеником, Великим Свидетелем о Христе, как и считала братия Николо-Коряжемского монастыря и многие другие православные в начале XVII века И мы должны проявить духовное разумение, обнаружить в себе дар противостояния духовному яду клеветы, возводимой до наших дней на великих Государей Русской земли.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/18/...

Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился ко всем участникам памятного события: «Благодарю тех, кто создал этот крест, кто проявил инициативу, и всех, кто хранит память о святом апостоле Андрее Первозванном. Пусть Господь хранит всех вас от всякого зла, а в народе нашем укрепляет веру, которую принес на эти земли святой первозванный апостол Андрей». Поклонный крест установлен по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Фондом апостола Андрея Первозванного при содействии АО «Борисфен» в память о древнем валаамском предании, согласно которому апостол Андрей Первозванный посетил остров Валаам. Проект поклонного креста выполнен скульптором А.В. Клыковым (за основу проекта взят эскизный проект, сделанный его отцом, скульптором В.М. Клыковым в 2002 году, который по ряду причин осуществить не удалось). С лицевой стороны поклонного креста изображены распятие и образ Валаамских святых. С обратной стороны креста изображен апостол Андрей Первозванный с житийными сюжетами, отражающими предание о его посещении Валаама. Крест изготовлен из бронзы и водружен на гранитном постаменте. Высота самого креста 3 метра 60 сантиметров. Вместе с постаментом и специально подготовленной насыпью крест возвышается на 8 метров. Вокруг креста обустраивается территория для комфортного пребывания паломников. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются.

http://patriarchia.ru/db/text/5943267.ht...

Ангел Хранитель – Ангел, который, согласно Священному Преданию, приставлен к каждому человеку с момента Крещения для помощи ему в добрых делах. Господь пользуется помощью А. X. не потому, что нуждается в ней, но по Своей благости, предоставляя им часть в исполнении Своего Промышления. Каждый народ также имеет своего особого А. X. – так, А. X. иудейского народа был Архангел Михаил ( Дан. 10, 13, 21; 12, 1 ; Иуд. 9 ), который теперь является особым покровителем Церкви Вселенской ( Откр. 12, 7 ), за которую он воинствует. Можно предположить, что каждая Поместная Церковь также имеет своего А. X. – это мнение весьма распространено. Ангельская песнь – это название усвоено церковным Преданием песни, которую слышал пророк Исаия; ее немолчными устами воспевают Ангелы сидящему на Престоле Господу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф...» ( Ис. 6, 1–4 ). Так же называется славословие Ангелов, слышанное вифлеемскими пастухами в ночь Рождества Христова: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лк. 2, 14 ). Андреево стояние – народное название утрени, совершаемой в четверг 5-й седмицы Великого поста (на практике – в среду вечером), на которой читается полностью Великий покаянный канон святого Андрея Критского (VII в.). Это скорбно–величественное поэтическое повествование, в 250 тропарях живописующее состояние греховной человеческой души, покаянно молящей о прощении, вспоминая основные события Священной истории Ветхого и Нового Заветов. Канон проникнут глубокой скорбью о греховности земного бытия и восторженным упованием на милосердие Божие (припевы – «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!»). За этим богослужением читается также житие преп. Марии Египетской (V-VI вв.), путем покаяния восшедшей из бездны порока на такую высоту совершенства и святости, что она уподобилась бесплотным Ангелам. Житие разделяется при чтении на две части: одна часть читается после кафизм, вторая – по третьей песни канона. Богослужение в этот день длится 5–7 часов и называется также Марииным стоянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

8. Один лжет ради увеселения, другой — ради сластолюбия, иной, чтобы заставить присутствующих смеяться, а некоторый для того, чтобы ближнему поставить сеть и сделать ему зло. 9. Истязаниями властителей прогоняется ложь; множество же слез ее совершенно погубляет. 10. Сплетатель лжи извиняется благим намерением; и что в самом деле есть погибель души, то он почитает за праведное дело. За подражателя Раавы выдает себя лживый муж и думает соделывать спасение иных своею погибелью. 11. Когда мы будем совершенно чисты от лжи, тогда уже, если случай и нужда потребуют, и то не без страха, можем употребить ее. 12. Не знает младенец лжи; не знает оной и душа, очистившаяся от лукавства. 13. Развеселившийся от вина поневоле во всем говорит истину; так и упившийся умилением солгать не может.    Восхождение двенадцатое. Кто взошел на сию степень, тот стяжал корень добродетелей.     Преподобный Иоанн Лествичник.    «Лествица» Среда пятой седмицы Великого поста    В среду вечером в православных храмах совершается особая служба — «Мариино стояние». На этой службе единственный раз в году прочитывается целиком Великий канон Андрея Критского, который звучал по частям с понедельника по четверг первой седмицы Великого поста, и канон преподобной Марии Египетской.    По этой особенности утреннее богослужение четвертка называется Андреевским стоянием и стоянием Марии Египетской. В каноне собраны и изложены все побуждения к посту и покаянию, и Святая Церковь повторяет его теперь в полном составе, чтобы вдохнуть в нас новые силы к успешному окончанию поста. Для этой же цели — возбуждения и сил, и внимания кающихся — служит и чтение жития преподобной Марии Египетской. ТРОПАРИ ПРЕПОДОБНОЙ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ ИЗ ВЕЛИКОГО КАНОНА     Всем усердием и любовию притекла еси Христу, первый греха путь отвращши, и в пустынях непроходимых питающися, и Того чисте совершающи Божественныя заповеди.    И что же? После молитвы я свободно вошла в церковь, поклонилась святому Кресту и, воротившись к иконе, стала просить Богородицу наставить меня на путь спасения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

25. Архимандрит Леонид (Кавелин)//Российский календарь знаменательных дат. М., 1991. 9. С. 54-56. 26. Владимир Креститель//Наш современник. 1991. С. 170-174. 27. Звезда Вифлеема//Домострой. 1-15 января 1991. 1. С. 14. 28. «Сохрани мою речь...» (К 100-летию со дня рождения О.Э. Мандельштама)//Советская Россия. 16 января 1991. 11 (10462). С. 6. 29. Книга, глаголемая «Домострой»//Домострой. 1-15 января 1991. 1. С. 8. - Автор не указан. 30. Пути исцеления//Домострой. 29 января 1991. 3. С. 8. 31. О праведной жизни//Домострой. 5 февраля 1991. 4. С. 8. - Автор не указан. 32. Русь бережливая//Домострой. 12 февраля 1991. 5. С. 8. - Автор не указан. 33. Петр и Достоевский//Домострой. 19 февраля 1991. 6. С. 14-15. 34. «Мариино стояние»//Домострой. 19 марта 1991. 10. С. 12-13. 35. Князь Хилков: выбор веры//Домострой. 26 марта 1991 г. 11. С. 12-13. 36. Воскресение Огня и Света//Домострой. 2-9 апреля 1991. 12. С. 12-13. 37. Пасха и Кириопасха//Домострой. 2-9 апреля 1991. 12. С. 14. 38. Красная Горка//Домострой. 9-16 апреля 1991. 13. С. 8. - Автор не указан. 39. Корни уходят в небо: правда Вознесения//Домострой. 14 мая 1991. 18. С. 8-9. 40. Рожденный на Вознесение [А.С. Пушкин]//Домострой. 4 июня 1991. С. 10-11. 41. Парад Победы: 22 июня 1941 - 24 июня 1945//Домострой. 18 июня 1991. 23. С. 8-9. 42. В чрезвычайных условиях. Государственный Комитет Обороны//Домострой. 18 июня 1991. С. 12-13. - Автор не указан. 43. Из семейного альбома//Домострой. 18 июня 1991. С. 16. 44. Строитель великой России [О святом князе Андрее Боголюбском]//Домострой. 16 июля 1991. С. 8-9. 45. Красный марш гильотины//Домострой. 9 июля 1991. 26. С. 12-13. 46. Княгиня Ольга: у истоков Русской Церкви и русской державы//Домострой. 23 июля 1991. 28. С. 8-9. 47. Есть ли в бурях покой? К 150-летию со дня гибели М.Ю. Лермонтова//Домострой. 20 августа 1991. 32. С. 10-11. 48. Песнь Успенская//Домострой. 3 сентября 1991. 34. С. 8-9. 49. Русское спасение. Беседа с архимандритом Иннокентием (Просвирниным) о Патриархе Сергии и его духовном наследии//Домострой. 10 сентября 1991. 35. С. 11-12.

http://bogoslov.ru/person/249099

Лет за десять до романа «Идиот» Достоевский уже изобразил человека, похожего на князя Мышкина своею добротою, мягкостью и деликатностью, правда, почти в шаржированной форме. Отставной полковник помещик Ростанев (в повести «Село Степанчиково и его обитатели») — слишком мягок «не от недостатка твердости, а из боязни оскорбить, поступить жестоко»; он стыдится предположить дурное в человеке, а себя самого считает эгоистом; он уступчив из «застенчивого добродушия»; попав в руки нечестного человека, он «прежде всех обвинял себя»; он старался быть вдвое деликатнее с человеком, которому оказывал одолжение, мало того, старался уверить, что ему оказано одолжение. Защитить себя от издевательств Фомы Опискина он не умеет. Уступая настояниям матери, Ростанев готовится даже жениться на слабоумной девушке, и только тогда, когда Фома Опискин оскорбил любимую им Настеньку Ежевикину, он спустил его с лестницы. История эта закончилась примирением с Фомою и свадьбою Ростанева с Настенькою. В отличие от князя Мышкина Ростанев пользуется совершенным душевным и телесным здоровьем. Ростанев — простой добрый человек, каких много в России во всех слоях общества.   2. МАКАР ИВАНОВИЧ ДОЛГОРУКИЙ Наиболее совершенные образы «положительно прекрасного человека» у Достоевского — Макар Иванович Долгорукий, старец Зосима, Алеша Карамазов и София Андреевна Долгорукая. Макар Иванович был дворовый человек помещика Версилова, садовник. Пятидесяти лет он женился на восемнадцатилетней дворовой девушке Софии Андреевне, исполняя желание отца ее, который за шесть лет до того, умирая, завещал ему жениться на ней. Через полгода после этой свадьбы помещик Версилов, молодой человек двадцати пяти лет, недавно овдовевший, приехал в свое имение, " полюбил Софию Андреевну и увез ее с собою. Макар Иванович был отпущен Версиловым на волю и с тех пор в течение двадцати лет был странником, сборщиком подаяний на построение храма. Высокие черты его характера вполне обнаружились именно в это время. Содержанием жизни Макара Ивановича были преимущественно религиозные интересы — сбор подаяний на храм, молитва, паломничество в святые места, слушание, чтение и пересказ легенд, житий подвижников, поучительных историй. Основное настроение его было, таким образом, — «стояние пред Богом», как у тех людей, которые непрерывно творят молитву Иисусову «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Он убежден, что «жить без Бога — одна лишь мука» и поясняет эту мысль глубокими соображениями. Но и светские интересы не выпали из его кругозора. По словам Версилова, он очень интересуется «событиями в России», «он великий политик», «его медом не корми, а расскажи, где кто воюет и будем ли мы воевать», «науку уважает очень, и из всех наук любит больше астрономию».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=889...

Стояние за правду было также свойственно русским людям того времени. Преподобные Антоний и Феодосий обличали современных им князей – Изяслава и Святослава Ярославичей. Митрополит Никифор поучал даже такого благочестивого князя как Владимир Мономах : «Пишу на напоминание тебе: ибо великия власти великого напоминания требуют». «Княже, мы есмы приставлены к Русской земле от Бога востягивати вас от кровопролития», говорил митрополит Hukuфop II Киевскому князю Рюрику Ростиславичу. «Стыдись, враждуя с братьями и единоверцами», взывал Феоктист, епископ Черниговский. При вел. кн. Андрее Александровиче (1294–1304) епископы Симеон Владимирский и Измаил Сарский мирили князей в Орде. Св. митрополит Максим всячески старался образумить московского князя Георгия Даниловича, враждовавшего с вел. кн. Михаилом Ярославичем. Святой Игнатий, еп. Ростовский, именуемый летописцами «великим чудотворцем», примирил князей Димитрия и Константина Борисовичей. Преподобный Кирилл Белозерский писал вел. кн. Bacuлuю I: «Чем большей удостоен ты власти, тем более строгому подлежишь ответу. Воздай Благодетелю долг твой, храня святыя Его заповеди и уклоняясь от путей, ведущих к погибели. Как на корабле, если ошибается наемный гребец, вред от того бывает неважный; если же ошибается кормчий, то губит весь корабль: так, государь, бывает и с князьями. Если согрешит боярин, наносит пакость себе, а не всем, но, если согрешит сам князь, причиняет вред всему народу. Слышал я, что у тебя, великий князь, великое несогласие с твоими сродниками, князьями Суздальскими. Ты выставляешь свою правду, а они свою; кровь христианская льется. Осмотрись, государь. Если они правы в чем-либо, уступи им смиренно, если в чем правда на твоей стороне, стой за правду. Если они будут кланяться тебе, Бога ради, государь, окажи им милость сколько можно, покажи к ним любовь и сострадание, дабы не погибли, блуждая в татарских странах. – Никакая власть, ни царская, ни княжеская, не может избавить нас от нелицемерного суда Божия; если будешь любить ближнего как себя, если утешишь души скорбныя и огорченныя – это много поможет тебе, государь, на страшном и праведном суде Христовом». Твердый и благочестивый митрополит Варлаам строго корил вел. кн. Bacuлuя III за его приемы в борьбе с удельными князьями. Отдав, наконец, свой святительский посох, он в 1522 году оставил митрополию и сослан был потом в Спасокаменный монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010