Новости 4 октября, 2013 Отошла ко Господу Марина Журинская Просим молитв о новопреставленной Анне (имя Марины Андреевны в крещении). Редакция портала " Правмир " выражает соболезнования супругу почившей Якову Георгиевичу Тестелецу. 4 октября, 2013 Скончалась Марина Андреевна Журинская Известный публицист, писатель, переводчик, главный редактор богословского альманаха " Альфа и Омега " Марина Андреевна Журинская скончалась 4 октября в 11.00. 4 октября, 2013 В Москве пройдет панихида по погибшим мотоциклистам Профессиональные мотоциклисты проведут беседы по технике безопасности с православными следопытами и учащимися воскресных школ. 4 октября, 2013 Фонд Артема Боровика поможет построить храм в парке имени известного журналиста На Юго-Востоке Москвы, в парке имени Артема Боровика, будет возведен православный храм. Освящен он будет в честь святого покровителя известного журналиста – праведного отрока Артемия Веркольского. 4 октября, 2013 Патриарх Кирилл примет участие в торжествах по случаю 1700-летия Миланского эдикта в Сербии 5 октября в кафедральном соборе Архангела Михаила участники торжеств в честь 1700-й годовщины Миланского эдикта, принятие которого ознаменовало начало эпохи христианской Европы, вознесут славословие Богу. После этого в здании Сербской Патриархии пройдет прием от имени Святейшего Патриарха Сербского Иринея. 3 октября, 2013 На Ходынском поле пройдет молитвенное стояние в поддержку восстановления храма преподобного Сергия Радонежского Храм был войсковым собором Московского гарнизона, который стал первым в череде святынь, взорванных большевиками после революции. Решения о выделении участка община ждет 12 лет. 3 октября, 2013 Владимир Легойда: Синод продолжил работу по укреплению внутрицерковного свидетельства " Все эти документы имеют общую цель: обеспечить присутствие Церкви в обществе словом и делом, что невозможно без привлечения к этой работе образованных специалистов, клириков и мирян " , — объяснил В.Р. Легойда. 3 октября, 2013 Патриарх Кирилл: Православные врачи должны свидетельствовать о недопустимости противных Богу методов лечения

http://pravmir.ru/category/news/page/428...

Получив в июне 2007 года приглашение от отца Геннадия принять участие в Девятом Леушинском стоянии и критически оценив состояние своего здоровья и загрузку по основной работе, ехать отказалась. Но недели через две приглашение повторилось. Стало ясно, что есть воля Божия на данное паломничество. Собиралась наскоро, не имея возможности ознакомиться с необходимой для паломничества информацией, поверхностно представляя себе маршрут и события, с которыми связан Крестный ход вокруг Рыбинского моря. Но о традиции Леушинских стояний – брать с собой наиболее чтимую икону Божией Матери – мне стало известно, слава Богу, еще до отъезда. Решаюсь взять с собой икону Царицы Небесной «В скорбех и печалех Утешение» – святыню Русского на Афоне Свято-Андреевского скита. Этот образ Богородицы прославился особенными чудотворениями в России во второй половине XIX – начале XX веков, что довольно широко освещалось в печатных публикациях того времени. В моей жизни образ Пресвятой Богородицы «В скорбех и печалех Утешение» особенно значим по нескольким причинам. Сообщу лишь об одной: эта икона, находившаяся в Благовещенском соборе Санкт-Петербургского подворья Русского на Афоне Свято-Андреевского скита до разорения подворья, благоговейно почиталась схимонахом Иннокентием (Сибиряковым) (1860 – 1901) – известным миллионером-благотворителем, в расцвете лет оставившим мир и подвизавшимся на Святой Афонской Горе. Во время работы над книгой «Благотворитель Иннокентий Сибиряков» (СПб., 2005) мне посчастливилось узнать, что духовный отец будущего схимника архимандрит Давид (Мухранов) именно от этой иконы получил откровение об избрании свыше капиталиста-золотопромышленника И.М. Сибирякова для иноческого подвига. С этой иконой Божией Матери связано и одно очень важное событие в моей творческой жизни. Икона Пресвятой Богородицы «В скорбех и печалех Утешение» в настоящее время хранится в Николо-Богоявленском соборе Санкт-Петербурга и выносится на поклонение верующим только раз в году, в день празднования, вечером 1 декабря и утром 2го (по гражданскому календарю), и потому знакома далеко не всем петербуржцам. Может быть, желание напомнить об этом чудотворном образе повлияло на мое решение взять его маленькую копию на Леушинское стояние. И забегая вперед, скажу, что не раз и не два Царица Небесная «В скорбех и печалех Утешение» обрадовала меня во время паломничества.

http://azbyka.ru/fiction/uzelki-na-pamya...

Как Православная церковь , так и Армянская молятся о создателях храмов. Упоминая о сём, я имею в виду передать Вам, Милостивый Владыко, что в Пермском Лазаревском имении жены моей находятся 20 православных церквей, из которых 11-ть каменных, построенных покойным отцом и дядей моей жены, которые были армянского исповедания. Из сих 11-ти Лазаревских церквей, 4 заводские, которые, по благолепию своему, не хуже столичных, содержатся, равно как и причты при них, на иждивении жены моей. Кроме того, в имениях у нас Князей Абамелек, в губерниях Подольской, Тульской и Владимирской, тоже есть церкви; одна, построенная дядей, а прочие, возобновлённые, можно сказать, с основания болящим моим братом и мною. Неужели производить каждый раз исследование о том, кем построены церкви? православными или иноверными? и в сём последнем случае воспретить молиться за строителей и ревнителей, потому только, что они не принадлежат к церкви Православной. Неужели ей подражать старообрядцам-единоверцам, которые, в грубом своём заблуждении, не дозволяют даже в Петербурге и Москве своим же единоверцам православным переходить за притвор церковный и воспрещают им творить крестное знамение и молиться в церквах своих, допуская лишь одно благочестное их стояние в притворе. Но есть однако ж, к счастью и ради мира Церквей, и такие православные священники, которые не дозволяют себе сказать иноверцам: „я Павлов, вы Аполлосовы“. Напротив, как мне случилось самому видеть, таковые священники приемлют просьбы иноверцев и в случае крайней необходимости не отказывают им в религиозных утешениях по обряду Православной церкви. Русский священник при одной из заграничных Православных церквей не только дозволил поставить в склеп церковный тело внезапно умершей женщины Армянского испове- —142— 1880 г. дания, но даже совершал по ней ежедневно в самой церкви панихиды до отправки тела в Россию. Покорнейше прошу Ваше Преосвященство извинить меня, что я дозволил себе привести пред Вами примеры веротерпимости Православной церкви по отношению только к Высшим.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кончив рассказ, святая просила Зосиму будущим годом, в Великий четверг, принести ей на берег Иордана, к краю пустыни, в святом сосуде Животворящих Тайн – причастия. Все эти долгие годы в пустыне она далека была от мира и от храма. Минул год, наступил день Тайной Вечери. Поздно вечером пришла преподобная, и стала на той стороне Иордана. В Зосиме шевельнулось сомнение, как сможет она, без лодки и переправы, переплыть реку. Вдруг видит, как она крестным знамением осенила реку,– ночь тогда, говорили старцы, была светлая, лунная – и тотчас сошла на воды и быстро прошла по ним. Причастившись Святых Тайн, Мария простерла к небу благодарные руки и возгласила, чуть изменяя, молитву Симеона Богоприимца: Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко,по глаголу Твоему с миром… И ушла, как прежде, осенив Иордан, и растворилась в пустыне. Только взяла со старца Зосимы обещание – прийти на следующее лето к тому пересохшему ручью, где они встретились в первый раз. Но когда через год старец вновь пришел на сказанное место, он нашел лишь тело святой подвижницы. И надпись у изголовья: „Погреби, авва, на сем месте тело убогой Марии. Воздай землю земле“. Она умерла на другой день по приобщении Святых Даров, в страстную пятницу 1 апреля 522 года. Так она хотела – умереть в один день с Христом. Вот и вся история… Старец рассказал ее, возвратившись, игумену и монахам Предтечева монастыря. Они хранили ее многие годы, передавая благоговейно от наставников к ученикам. „Я же, – говорит Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский, – что приял в свой черед неписанным от святых отцов, все дерзнул, с благословления их, предать письменному изложению в назидание всякой христианской душе“. Авва Зосима еще долго жил в монастыре, он умер почти в столетнем возрасте, что-нибудь в 560-х годах. А Святитель Софроний обходил палестинские обители со своим учителем Иоанном Мосхом (они писали тогда знаменитый „Лимонарь“ – „Луг духовный“) уже в 570 −580-е годы, то есть слышал о Марии от старцев, еще лично знавших Зосиму. Что касается святого Андрея, епископа Критского, он жил чуть позже (умер в 712 году), а пострижение принял в Иерусалиме (поэтому называется иногда в церковных службах Иерусалимским), где и узнал удивительную историю Марии. Много было в ней общего с его собственной жизнью. „Повесть об Андрее Критском “, широко известная в русской церковной книжности с „грозновского“, шестнадцатого столетия, так же представляет собой „житие великого грешника“ – с грехом кровосмешения, с почти точно повторенной судьбой древнего Эдипа. И слагая Великий Канон („школой покаяния“ называют его монахи), Андрей навеки запечатлел в нем и свой мучительный опыт, и ее, Марии, высокий и светлый образ:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Андреевский собор был полон, то есть было от 4 до 5 тысяч человек. За проскомидией приготовлено было три Агнца, в три потира вылито было 7 бутылок вина. Началась литургия. Отец Иоанн весь уходит в молитву. «Единородный Сыне...» – запели на клиросе, отец Иоанн порывисто берет с престола крест, умиленно-восторженно шепчет молитву и при словах: «Распныйся за ны...» – несколько раз лобызает крест. Он молится настойчиво, порывисто, не просит, а требует, иногда склоняет свое чело на престол, как бы в оцепенении. После Великого входа, во время коего, исходя из алтаря, отец Иоанн произносит: «Его же изведоша вон из града и распяша», – он следует по стопам Спасителя в Гефсиманию, на Голгофу и в Сионскую горницу, следует и припадает к Его ногам своею любовью, скорбит с Ним и молит за всю немощную братию. Чувствуется, что пастырь всем существом своим осязательно ощущает присутствие Его Самого, Агнца – Господа. Покаянная скорбь за грехи человека сменяется после освящения Святых Даров любовью и радостью о Жертве. Скорбные слезы пастыря борются и побеждаются радостным восторгом о победе над грехом и смертью . И лицо его просветляется любовью, миром и спокойствием. Некоторые выражения он вполголоса повторяет. «Днесь Владыка твари и Господь славы на кресте пригвождается...» – слышится, читает он для усиления религиозного чувства. «Вся терпит мене ради, мене ради осужденного...» Сказав возглас, он в тот же почти тон продолжает песнопение клироса... «Победную песнь... глаголюще: Свят, Свят, Свят Господь»... И молящиеся в великие моменты литургии охватываются ужасом, их душа касается страшной Жертвы, душою своею они чувствуют всю важность происходящего и переживаемого пастырем и ими. Ведь их сердце влагается в эту молитву, объединяемую Главою – Предлежащим Агнцем. «Во время «Тебе поем», – пишет отец Иоанн, – вся церковь , все предстоящие в храме должны молиться со священнодействующими, чтобы Отец Небесный ниспослал Духа Своего Святаго на нас и на предлежащие Дары, и читать про себя молитву: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа. В это время ни одна душа не должна оставаться хладною, но всякая душа должна быть воспламенена любовью к Богу... ибо в эту минуту совершается страшное Животворящее Таинство – претворение Духом Божиим хлеба и вина в Пречистое Тело и Кровь Христовы, и на престоле является Бог во плоти» (т. 6, с. 84). «Семя свято – стояние мира ( Ис.6:13 ). Вот это святое семя, которым стоит мир грешный, – думаю я во время литургии, взирая на Пречистое Тело и Животворящую Кровь Христовы. – Вот кем я, грешный, еще стою и не пал окончательно».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Храм Христа Спасителя Василий Поддевалин оставил пост директора Фонда Храма Христа Спасителя Исполняющим обязанности директора Фонда Храма Христа Спасителя назначен Семененко Сергей Григорьевич. Артист Александр Песков не будет выступать в Храме Христа Спасителя Выступление данного исполнителя не было согласовано с церковными ведомствами, уполномоченными предварительно оценивать программы культурных и общественных мероприятий в Зале церковных Соборов. За чем стоим? У креста апостола Андрея Большинство стояли в очереди по совершенно христианским мотивам: кто-то хотел прикоснуться к священной истории, кто-то желал подольше помолиться и подумать о Господе и Его Пречистой Матери, для кого-то это многочасовое стояние было символом готовности потрудиться ради Христа и Богородицы, кто-то таким образом начинал свой путь в Церковь… Крест апостола Андрея Первозванного в Храме Христа Спасителя (Фото) Сегодня последний день пребывания в Храме Христа Спасителя великой святыни — Креста апостола Андрея Первозванного. О людях, приходящих к ней — в фоторепортаже Анны Гальпериной. 24 июля доступ паломников к Кресту апостола Андрея будет открыт во второй половине дня В связи с праздничными богослужениями, которые совершит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении Предстоятелей Поместных Православных Церквей, 24 июля доступ паломников к Кресту начнется с 13:30. Информация для желающих поклониться Кресту апостола Андрея Первозванного На 8:00 21 июля 2013 года количество паломников, находящихся в очереди, составляет порядка 1 200 человек. Средняя продолжительность нахождения в очереди составляет 1 час. Поклонение Андреевскому кресту будет организовано с заботой о слабых Возможность поклониться кресту святого апостола Андрея в Москве будет организована с учетом большого количества верующих любого возраста и физического состояния. Префектура поможет в благоустройстве территории Храма Христа Спасителя Общая площадь благоустройства составит 16,5 тыс. кв. метров. На этой территории разместят новый рулонный газон. Также в районе храма Христа Спасителя увеличат количество цветников. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/xram-xrista-spasit...

После богослужения в Храме Христа Спасителя Святейший Владыка встретился с молодежной делегацией Русской Зарубежной Церкви во главе с заместителем председателя Синодального молодежного отдела РПЦЗ протоиереем Андреем Соммером. 27 декабря. В рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Кирилл встретился с членами Комитета по делам молодежи Государственной Думы РФ. Затем в Храме Христа Спасителя состоялась встреча Предстоятеля с генеральными директорами и главными редакторами ряда российских средств массовой информации. 28 декабря. Состоялась встреча Предстоятеля Русской Церкви с губернатором Волгоградской области А.Г. Бровко. В завершение уходящего года Святейший Патриарх Кирилл встретился в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке с сотрудниками Московской Патриархии, отметившими в 2010 году юбилейные и памятные даты. 29 декабря. Святейший Патриарх Кирилл принял участие в заседании Коллегии министерства иностранных дел Российской Федерации. 30 декабря.В рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Кирилл принял членов правления ОАО «РусГидро». 31 декабря. В Храме Христа Спасителя Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебное пение на новолетие. Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются.

http://patriarchia.ru/db/text/3555929.ht...

Самих жен-мироносиц, в честь которых создан этот канон, преподобный Андрей поминает кратко только в конце 1-й и 3-й песней; дух его отдан воспеванию подвига Христова и Его Воскресения. Наиболее замечательной с точки зрения проводимого нами анализа произведений святого Андрея Критского представляется 4-я песнь канона мироносицам, в которой наряду с изложением тех же евангельских событий страданий и Воскресения Христовых прорывается молитва живой человеческой души с призывом о помиловании, о даровании чуда. На Кресте пригвоздивый мою древнюю клятву, – вопиет преподобный Андрей, – и источивый мне, Спасе, благословение от ребр Твоих, разреши узы многих моих согрешений: можеши бо, елика хощеши, творити 289 . Последнее свидетельство: можеши бо, елика хощеши, творити, – опять дается в славянском переводе (который является точной калькой греческого текста) после двоеточия. Этому заключительному прошению преподобный Андрей усвояет воистину очень большое значение, так как в тропарях 4-й песни оно повторяется пять раз, только однажды с небольшим изменением: может бо, елика хощет, творити. Это утверждение преподобным Андреем чуда Христова, возможности этого чуда, мольба о нем и почти полная уверенность, что оно совершится, выражены им на все времена. Промыслительно и таинственно хранит Церковь Христова слова своих избранников, чтобы донести их до скорби наших дней. Может быть, теперь, как никогда раньше, человек имеет потребность, нужду молить Бога о разрешении своих согрешений, уз, оков этих согрешений. И, может быть, сейчас, сокрушенный прогрессом и его разрушающими темпами, он просит, молит о чуде: можеши бо, елика хощеши, творити. Человеку наших дней нужно твердое стояние, необходимо утверждение. Оно, это утверждение, – в признании своих согрешений, уз этих согрешений, оно – в молитве к Богу – Христу Спасителю, Который может все, сколько и как хочет, сотворить с душой человека. Разреши узы многих моих согрешений: можеши бо, елика хощеши, творити. И оказывается, этот живой зов, живой вопль о помощи был у человека всегда. Он приходит к нам из глубины VII века, его учуяло, подметило сердце преподобного Андрея, и этот его зов сохранила нам Святая Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

В апреле 1911 года, на третий день Святой Пасхи, старец Иосиф заболел и 9 мая, после все усиливающихся страданий, скончался. В келию отца Иосифа (бывшую старца Амвросия) перемещен был старец Нектарий. Стефан был оставлен при нем келейником, перешел и под его старческое руководство. В 1912 году Стефан пострижен был в рясофор. Старец юродствовал, нередко отвечал смиренно на запрос о духовном поучении: «Я в новоначалии, я учусь... Как я могу быть наследником прежних старцев? У них благодать была караваями, а у меня ломтик... Вы об этом спросите моего келейника Стефана, он лучше меня посоветует, он прозорлив» (старец видел будущее своего келейника). Отец Стефан стал старшим келейником. Младшим был отец Пётр (Швырев). Случалось так, что старец выходил к людям очень поздно, часа в 2–3 дня. Отец Стефан много раз передавал ему просьбы от ждущих – выйти. И вот, выйдя, он вдруг начинает смирять отца Стефана, говоря: «Что же ты до сих пор ни разу не сказал мне, что меня ждет столько народа?». Тот, не оправдываясь, падает в ноги старцу и просит прощения. 13 апреля 1913 года от чахотки скончался брат отца Стефана монах отец Рафаил, за день до кончины постриженный в схиму. Он нес в скиту послушание садовника, был старшим цветоводом, кроме того, пел на клиросе, иногда, при необходимости, исполняя и должность регента. В 1917 году отец Стефан был пострижен в мантию с именем Севастиан. За два месяца до закрытия Оптиной в 1923 году отец Севастиан был рукоположен в иеродиакона. После ареста старца Нектария он жил в Козельске и навещал его в изгнании, в селе Холмищи. В 1927 году отец Севастиан рукоположен был во иеромонаха. Когда 29 апреля 1928 года скончался старец Нектарий, отец Севастиан был на похоронах. Исполняя последнее благословение отца Нектария, отец Севастиан стал служить на приходах – сначала в Козельске, потом в Калуге и, наконец, в городе Козлове, куда пригласил его настоятель Ильинского храма протоиерей Владимир Андреевич Нечаев (отец будущего митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима). Здесь отец Севастиан вел борьбу с обновленцами, оказывал всемерную поддержку находившимся в рассеянии оптинцам. 19 июля 1931 года он напутствовал Святыми Таинами умиравшего иеродиакона Кирилла (Зленко) и просил его молитв у Престола Господня. После ареста протоиерея Владимира Нечаева отец Севастиан взял на свое попечение его семью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Андреево стояние. Так называется церковное богослужение (собственно утреня), обычно совершаемое под четверг 5-й седмицы св. Четыредесятницы; зовется так потому, что на этой утрени читается великий покаянный канон, составленный Св. Андреем Критским (жил в конце VII в.). Ирмосы канона: „Помощник и Покровитель“ и припевы: „Помилуй мя, Боже, помилуй мя!“ и: „Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас“, а также: „Преподобная мати Марие, моли Бога о нас“. За этим богослужением читается житие препод. Марии Египетской. Антидор (греч. вместо дара) есть часть той просфоры, из которой взята была часть для св. Агнца. Сей антидор иначе называется агиасма (см. это слово), святыня. Антидор дается главным образом тем, которые не приготовили себя к причащению св. Таин. (Нов. Скрижаль). Раздается при чтении псалма: „Благословлю Господа“ пред· отпустом литургии. Антиминс (от греч. ντ вместо и лат. mensa – стол –вместо стола, вместопрестольник). Это – освященный архиереем шелковый или льняной плат (платок) с изображением на верхней его стороне положения во гроб Христа Спасителя и с зашитою под изображением частицею св. мощей, – полагается на престоле (посреди его) предварительно завернутым в другой плат (илитон). В храме и на престоле, не имеющем антиминса, если самый храм не освящен лично самим епископом, литургия не может быть совершаема. – Антиминс означает плащаницу, которою было обвито мертвое тело Иисусово во гробе. – Антиминсы получили свое начало еще в первые века христианства, когда христиане, подвергаясь частым и внезапным нападениям сначала от язычников, а после от своих еретиков, не только не могли устраивать в своих храмах престолов твердых, постоянных, из дерева, камня и металла, но и мало имели постоянных храмов. Впоследствии же и доселе антиминсы удержались потому, что по правилам св. отец, каждый храм должен быть освящен непременно епископом, а за множеством храмов в епархии и обширностью ее один епископ не может этого сделать, – потому-то и предоставлено ему (епископу) право рассылать в новоустраиваемые храмы, предварительно освященные им антиминсы. – Св. мощи, влагаемые в антиминс, напоминают нам, что первые христиане совершали Божественную литургию на гробах св. мучеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010