Закрыть itemscope itemtype="" > Благоговеть пред тайной 2. Из книги «Афон. Стояние в молитве» 29.08.2022 1179 Время на чтение 12 минут Фото: А.Китаев. Андреевский скит,1996 г. http://aquaviva.ru/ Часть 1                              Монашеская жизнь  -  тайна. Мы, люди обычной жизни,  видим монахов в церкви, на послушаниях, в трапезной. Вот, пожалуй, и все. И никому не дано проникнуть в мир монашеской души. Более того, неохотно монахи рассказывают не только о себе, но и о своей обители. Поучительна история монаха Афона Нила Мироточивого. По его молитвам происходили исцеления больных, вразумления заблудших.  Исцеленные и их знакомые создавали вокруг имени Нила легенды. Но он  всегда уходил от мирской славы. По его земной кончине его мощи стали обильно мироточить, и люди, естественно, потянулись за  лекарством для души и тела.  Мироточение было обильным,  и наплыв желающих получить миро становился все более многочисленным. Тогда ученик преподобного сказал своему учителю: " Я знаю, как ты бегал от мирской славы, но вот она тебя настигла " . И что же? Мироточение прекратилось. Это очень краткий пересказ  жития преподобного, но сказанного достаточно, чтобы увидеть, насколько монахи не дорожат, более того, настоятельно избегают, известности. Например, не хотят фотографироваться. Они ушли из мира, и не хотят возвращаться в него даже своим  изображением. Именно афонцам хочется, чтобы флагманский корабль монашества шел по морю современности необремененным мирской, отягчающей, славой.       Пишущие об Афоне сходятся во мнении, что нет точной даты заселения  полуострова. Гора упоминается даже в «Илиаде» Гомера. В первые века Новозаветного времени, после того, как сюда   ступила Божия Матерь, здесь селились монахи-одиночки, отшельники, пещеры которых обнаруживали  в последующие времена, изумляясь их многочисленности. Несомненно, тут были и палестинские, и синайские, и египетские молитвенники, ученики  великих Антония, Павла, Макария, других духоносных старцев первых веков.     Добавим, что нашествия диких язычников, самоуверенных мусульман, образованных папистов уничтожили многие документы афонской древности, и только с десятого века есть письменные источники, отчего одни говорят, что начало монашеской жизни на Афоне началось лишь со времен Константина Великого.

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/29/...

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Димитрий Дудко Мариино стояние " loading="" decoding="" srcset="" sizes="" title="" > В последний раз в этом Великом посту мы читали покаянный канон Андрея Критского , на нашу душу ложились святые слова покаяния: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Слышали и припевы: «Преподобный отче Андрее, моли Бога о нас! Преподобная мати Мария, моли Бога о нас!» Покаяние – вот то, чем мы можем спастись. Какие бы дела добрые мы ни совершали, хвалясь ими, мы превращаемся в фарисеев, смотрящих только на внешность, а внутри – как гробы, полные всякой мерзости. Ибо делами закона мы не оправдаемся, никто не в состоянии совершить таких дел, которые покрыли бы наши злые дела. Покаяние – вот то, что стоит выше всего. Через покаяние многие достигли спасения. Нашему вниманию Церковь предлагает житие преподобной Марии Египетской. Некогда великая блудница через покаяние стала великой праведницей. Покаяние требует от нас таких трудов, каких не требуют наши добрые дела. Это только некоторым кажется, что легко каяться. Покаяние – неимоверно тяжкий труд. Покаяние не заключается в том, чтобы мы сказали: «Каюсь!» – даже призывая помощь Божию. Напрасно обольщаются те, кто думает, что, сказав на исповеди свой грех, мы не должны уже ничего больше делать. Назвать грех – это только положить доброе начало, а впереди предстоит огромный труд… Если не будет этого труда, наши слова могут так и остаться только словами. Но сказать с решительностью это первое слово – много значит. На пути много будет всяких обольщений, но нам нужно помнить первое слово. Мария Египетская занималась такими блудными делами, о которых ей трудно было впоследствии рассказывать подвижнику Зосиме. Она думала, грех – это удовольствие, и он ей откроет везде дверь. Но вот она столкнулась с первым препятствием, когда хотела пройти в храм на празднование – волна людская всегда оттесняла её, и она увидела в этом указующую руку Божию. Взмолилась Пресвятой Богородице, и та помогла ей пройти в храм на поклонение Животворящему Кресту Господню. Поклонившись, она твердо решила порвать с грехом, не раздумывая, отправилась в пустыню. 17 лет она провела в блудодеянии, 47 лет провела в покаянии. Каких искушений она ни испытала, но всё преодолела с помощью Божией.

http://azbyka.ru/propovedi/mariino-stoja...

Святая Гора Афон (традиционным является употребление в тексте только двух слов названия - Святая Гора, Гора Афон, Святой Афон). Благочиния и представительства за рубежом: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, Представительство Русской Православной Церкви при Патриархе Антиохийском и всего Востока, Представительство Патриарха Московского и всея Руси в Нью-Йорке, Венгерское православное благочиние, Патриаршие приходы в Финляндии, Патриаршие приходы в США и Канаде, Западноевропейский Экзархат, Среднеевропейский Экзархат. Названия частей и принадлежностей храма Названия всех частей храма пишутся со строчной буквы: притвор, трапеза, алтарь, апсида и т.д. Названия всех принадлежностей храма пишутся со строчной буквы, кроме именования " Царские врата " : престол, жертвенник, солея, горнее место, иконостас и т.д. Названия священных сосудов и предметов пишутся со строчной буквы: дискос, звездица, лжица, кроме: Святая Чаша, Потир - как вмещающий Святые Дары, но: дарохранительница, Святая Плащаница. Названия всех священных одежд пишутся со строчной буквы. Деисис, не Деисус, - с прописной буквы. Названия книг Священного Писания и богослужебных книг пишутся с прописной буквы: Святая Библия, Бытие, Исход, Книга Иова, но: Песнь песней, Вторая книга Царств, Книга пророка Исаии, Евангелие, Четвероевангелие, Первое Послание апостола Петра. Служебник, Требник, Минея Месячная. Цветная Триодь, но Триодь цветная. Постная Триодь, но Триодь постная. Литургическая терминология Устав Церковный, Церковный Устав. Название служб суточного круга пишутся с прописной буквы: вечерня, повечерие, утреня, часы Великой Пятницы, великая вечерня, рождественские часы, царские часы, крещенские часы, но: Андреево стояние, Мариино стояние. Божественная литургия, Литургия Преждеосвященных даров, Тело и Кровь Христовы. Названия чтений и песнопений пишутся со строчных букв, кроме Блаженны (без кавычек), Богородичен (с Богородичном), Трисвятое: тропарь, кондак, ектения великая и т.д., стихира на " Хвалите " , или на " Хвалитех " (тоже устоявший в литургике термин, и даже более часто употребляемый), евангельская стихира, антифоны, степенны, аллилуиарий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/125/...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Службы Великого поста в 2024 году 4 мин., 01.02.2024 Великий пост — время покаяния и подготовки к встрече главного христианского праздника — Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Особенности великопостного времени в Церкви выражаются в первую очередь в богослужебной традиции. Великопостные службы помогают нам сосредоточится на нашем покаянии, напоминают о событиях, предшествовавших Воскресению Иисуса Христа. В материале «Фомы» мы собрали те богослужения, которые совершаются только Великим постом, или связаны с праздниками, приходящимися на Великий пост. Мы рекомендуем этот материал для уроков ОПК и в качестве информационного приходского листа. Вечерня с чином прощения 17 марта Вечером Прощеного воскресенья , накануне первого дня Великого поста, служится богослужение, во время которого священнослужители и миряне просят друг у друга прощения. Великий покаянный канон святителя Андрея Критского: 18  — 21 марта Самый древний и длинный канон, написанный святителем Андреем Критским в VII веке. В первую неделю поста канон читается по частям с понедельника по четверг на великом повечерии. Полностью канон прочитывается на 5-й неделе Великого поста в среду ( Стояние Марии Египетской ). Стояние Марии Египетской, 17 апреля 5-я неделя Великого поста. Накануне Четвертка Великого канона (в среду вечером) читается житие Марии Египетской и Великий покаянный канон Андрея Критского целиком. Литургия Преждеосвященных Даров Богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде на полной литургии ( Преждеосвященные ). Совершается во время Великого поста: В марте: 20, 22, 27, 29 В апреле: 3, 5, 10, 12, 17, 18, 19, 24, 26, 29, 30 В мае: 1 Литургия св. Василия Великого Чинопоследование литургии , составленное святителем Василием Великим. Служится 10 раз в году, 7 из которых — в Великий пост: с 1 по 5-е воскресенья Великого поста, а также в Великий Четверг и в Великую Субботу.

http://foma.ru/sluzhbyi-velikogo-posta-v...

Так, во Второй книге Видения Гермеса говорится об «Ангеле зверей по имени Фегри». Ориген называет Ангела «следящим за рождением зверей». В средневековой апокрифической литературе рассказано, как св. Варфоломей просил Бога показать ему «Ангела коров» и получил ответ: «Имя ему Тутель, напиши его имя на доске и повесь для защиты зверей в стойло». Архангелу Михаилу в греческих и славянских легендах приписывается пленение черной силы, вредящей скоту, с запретом ей проникать в стойла. В русских деревнях служился благодарственный молебен 2 сент. Архангелу Михаилу за то, что он дал «оградительную молитву» пастуху, св. Мамасу Каппадокийскому против падежа скота и, главное, лошадей. Русский земледелец особенно ценил в хозяйстве свою лошадь и для ее предохранения от падежа прибегал с верой к чудодейственной силе Архангела Михаила. Икона свв. Флора и Лавра была широко распространена среди земледельцев. Первая икона этой чисто русской композиции появилась в Новгороде в XIV в. На древней иконе надпись стерта от времени, но более поздние иконы ее повторяют: «Архангел Михаил вручает табун свв. Флору и Лавру», и на иконе Архангел Михаил, держа за поводья лошадей, передает их под защиту святых целителей. Н. Ш. Андреево стояние Название всенощного бдения в храме на 5-й неделе Великого поста в среду вечером, когда читается канон Андрея Критского . Др. название – стояние Марии Египетской. Девушки считали необходимым выстоять это богослужение, надеясь, что святой поможет им найти хорошего жениха. Андрей Налива Народное название дня свв. Андрея Критского , блгв. кн. Андрея Боголюбского и прп. Андрея Рублева, великого русского иконописца, празднуется 4/17 июля. Св. Андрей Боголюбский был известен в народе как «умученный от жидов». Его дела рассматривались простыми людьми как подвиг во имя Русского государства. В русских преданиях он представлен как образец мудрости в государственных делах и смелый, мужественный воин. За любовь к Богу и Божьей Матери летописи называют его Боголюбивым. В день св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Фото Владимира Ештокина Если была в начале поста на чтении Канона, обязательно ли быть и в среду пятой седмицы? 1 мин., 17.04.2024 Поделиться Вопрос читателя: Нужно ли стоять на коленях всё время чтения Покаянного канона Андрея Критского? Если была в начале поста на чтении Канона, то обязательно ли в среду присутствовать на чтении? Спасибо. Любовь Ответ священника: Андрей ЕФАНОВ протоиерей Дорогая Любовь, на  Великом покаянном каноне по уставу положено стоять на коленях только во время пения кондака, остальное время положено делать по 3 поясных поклона на каждый тропарь канона. Впрочем, мне кажется, что такое «упражнение» не позволяет внимательно слушать канон и понимать текст молитвы, поэтому логичнее было бы вместо трёх поклонов совершать один (см. Как понять Великий покаянный канон Андрея Критского? ). Понятие обязательности не стоит применять к богослужению, иначе последствием этого может стать отвращение от богослужения вообще. Лучше постепенно входить в круг храмового богослужения и привыкать к молитве. Смотрите также: Мариино стояние: прямая трансляция и текст службы Если у Вас возник вопрос, обязательно ли посещать чтение Великого покаянного канона, то лучше для себя решить, а хочется ли Вам молиться в храме в этот день? Если желания нет, тогда надо задуматься, а почему это так? Выяснив для себя причину, следует принять решение. Если это лень или нежелание молиться, тогда это надо в себе перебороть. Если нет сил по здоровью, то лучше остаться дома и прочитать канон самостоятельно. Совсем же опускать чтение канона я бы не советовал, ведь глубина покаянного чувства, выраженная преподобным Андреем Критским, является для нас примером покаянной молитвы. Возможно, лучше понять смысл богослужения среды Вам поможет текст Мариино стояние , ведь в этот день читается не только Великий канон, но и житие удивительной святой — преподобной Марии Египетской. Помоги Вам Господь! Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Как праздновать Пасху с месячными? 26.04.2024 25.04.2024 25.04.2024 23.04.2024 23.04.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/esli-byla-v-nachale-posta...

Райския доброты сматряя,/земныя доброты возгнушался еси,/блаженне княже Андрее,/возжелав жития Небеснаго,/еже и получил еси:/моли спастися душам нашим. Разумом Богомудрым отечество твое оставил еси,/странствуя телом на земли,/Небесная духом взирал еси,/ ихже и достигл еси,/моли спастися душам нашим. Земнаго чертога лишен был еси,/получив житие Чертога Небеснаго,/с Вышними лики Троице предстоиши,/Юже о нас моли, княже Андрее Богоблаженне,/Твою святую память почитающих. В дому чуднаго Николая странно водворився,/Божественному престолу непорочно послужил еси,/и Небеснаго Престола стояние получив,/невечерним Светом обогатился еси,/просвети убо нас, творящих святую память твою. Ины стихиры, глас 8. Самоподобен: Преподобен и праведен,/честен же и Божествен светильник явился в Российстей стране:/сияя бо в Богоспасаемом граде Переяславле чудесы,/многия страсти и недуги отгоняя,/всех верных исцеляет Богомудрый Андрей/и молится Господеви/помиловатися душам нашим. Иго Господне от юности взем/и крест терпения на себе возложив,/Евангельски Христу последовал еси/и, в мире жительствуя,/Божественная во сто трудов уплодоносил еси./И был еси светильник, сияя граду твоему чудесы,/егоже от враг видимых и невидимых невредим сохраняй/и молися Господеви/помиловатися душам нашим. Богомудренно прешел еси телесную тесноту/с кротостию духа и смиренным терпением,/ныне же сияеши многими чудесы,/преславная всем верным подая исцеления, предстоиши бо Престолу Владычню,/блаженне княже Андрее,/и молишися помиловатися душам нашим. Страннолюбив и уветлив,/якоже древле Авраам Вышняго дойде светлаго селения,/в немже, блаженне княже Андрее,/предстоя, сияеши, яко солнце./Темже и нас просвети,/ныне чтущих пресветлое твое торжество. Слава, глас 8: Приидите, вси вернии христиане,/согласно ублажим и достойно почтим/блаженнаго Андрея, Богомудраго князя Смоленскаго,/еже бо измлада подвизався,/добродетели прилежа, явился сосуд Пресвятаго Духа,/и ныне точит нам непрестанно многая исцеления:/темже с верою вси приходяще к нему/и похвальная вопиюще, сице глаголем:/радуйся, земный Ангеле и Небесный человече;/радуйся, светильниче пресветлый, осияваяй град Переяславль чудесы твоими./Темже молим тя:/не престай молити Христа Бога/о совершающих и чтущих верою и любовию/приснорадостную и всепразднественную память твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня НТВ. Прямая трансляция с Афона, " Русский ответ " с Андреем Афанасьевым. Афонский выпуск.   Царьград " Русский ответ " с Андреем Афанасьевым   Ведущий программы Андрей Афанасьев на Святой Горе Афон берет интервью у иеромонаха Серафима (Захарова). Прямая трансляция с Афона. Эфир от 28 мая 2016 года. Комментарии Всего комментариев: 8 2016/06/08, 21:25:41 А я с нетерпением жду будущего царя Российского из рода Романовых, которого благословит и помажет на царство сам Бог! Путин же попущен Господом на правление в наши времена, но думаю, что " гордиться " ( " я горжусь им, тобой... " - американский лозунг, у нас, в России, так не говорят) особо нечем. Открытое прелюбодеяние- то бишь предательство жены , прожившей с ним в самые трудные времена и детей, стояние в еврейской кепи (не помню, как там она у них называется) у стены плача, и со свечой в православном храме (то есть ему абсолютно все равно - какая вера и что по вере делает). По делам! По делам! распознается человек. Но, думаю, для нынешней России, такой президент очень даже сойдет. Молим, Господи, когда же ты пошлешь последнего царя Земли Российской? Чаем, Господи, возлюбленного избранника твоего! Аминь! 2016/06/05, 21:45:16 Я горжусь Президентом России. Путина благословили Императором МИРА на Афоне НАДЕЖДА ВОЛЧЕНКО 2016/06/05, 12:28:09 Спасибо огромное! Очень полезное интервью. Иеромонах Серафим говорил о сребролюбие. Это искушение жалит сердца наших российских губернатором и мэров поэтому наш город Гуково и другие города России имеют не качественные дороги, асфальтовое покрытие разрушено, водопровод и канализация требуют новых технологий. Духовная чистота чиновникам нашего города закрыта сребролюбием. Желаю, чтобы вышел закон, кто стоит у власти, в чьих руках находится благосостояние народа, каждый год посещали Афон в Греции и духовно обогощались, тогда Россия будет духовно богатой страной. В настоящее время Россия порождает людей-миллиардеров, которые вывозят денежный капитал в Швейцарию, Англию.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2306

«Прагматик, твердо стоящий на земле, с сердцем, устремленным к Богу» Памяти Саввы Ямщикова 27 июля 2009 года девять дней с кончины Саввы Васильевича Ямщикова – патриота, борца за сохранение нашей исторической памяти, народных традиций, бессмертного искусства. Публикуемое ниже интервью (2005 года), одно из немногих (Савва Васильевич не любил давать интервью), – дань нашего к нему уважения и памяти. Становление – Савва Васильевич, уже само ваше редчайшее имя предполагает мой первый вопрос: каковы ваши корни? – Мои предки по материнской линии – из крестьян Калужской и Брянской губерний. Дед, Василий Андреевич, как и многие тогда, был раскулачен, хотя никогда не прибегал к услугам наемных рабочих, и сослан на 15 лет в то самое Шушенское. Здесь он и умер, так и не свидевшись с женой и шестерыми детьми. Пережить те страшные времена, помноженные на военное лихолетье, нашей семье помогла только вера в Бога. Бабушка, Екатерина Ивановна, строго соблюдала традиции и каноны старообрядчества. С малых лет запомнил я праздничные службы в храме на Преображенской заставе, чин и порядок в котором помогали поддерживать чудом избежавшие страшной участи многочисленных сталинских жертв наши близкие и дальние родственники. – Ваше детство пришлось на военные годы. Что запомнилось? – Что запомнилось? Немало. Жили мы с мамой, Александрой Васильевной (мой отец, Василий Андреевич Ямщиков, умер в 1944 году), в железнодорожных бараках на Павелецкой набережной, напротив Новоспасского монастыря. Мама работала на транспорте, а я, пятилетний пацан, вставал чуть свет, чтобы на маневровой станции украсть ведро угля: надо было топить барак, где мы жили, – дров-то тогда не было. Запомнилось бесконечное стояние в километровых очередях за хлебом… Номерки, написанные химическим карандашом на моей ладошке… Радость от найденных картофелин, утерянных при разгрузке вагона… Но вот что удивляет до сих пор: таких «оборзелых» людей, как сейчас, тогда не было. Даже и в этих нескончаемых очередях взрослые старались пропустить детишек без очереди! Такой черствости, равнодушия и хамства не было ни в военное, ни в послевоенное время. Те суровые годы воспитывали и меня, и моих сверстников, научили серьезному и честному отношению к окружающим.

http://pravoslavie.ru/31310.html

И вот после этого он создает свое главное творение — Великий канон, как покаянную автобиографию, в которой каждая песнь распадается на две части, когда в 1ой кающийся песнописец в большинстве случаев беседует с своей душой, перечисляется ее грехи и указывает ей пути и средства к исправлении, а во 2ой обращается к Богу в молитве о помиловании. При этом он неоднократно повторяет, что никтоже якоже он corpeшu (VIII, 18; IV, 2) и что не бысть в житии греха, ни деяния, ни злобы, еяже он не согреши умом и словом, и произволением (4). Для удобства обзора своих грехов он обращается к обозрению всей библейской истории: грешные личности и отрицательные поступки служат для него поводом высказать укоризну своей душе за то, что и она подражала им (IX, 2), наоборот, праведников и добрые дела он рекомендует ей к подражанию (4). Ну, а так, как его канон напрямую зависит от библейских песней, то конец обзора Ветхого Завета у него совпадает с 8ой ветхозаветной песнью, а новозаветная история рассматривается лишь в тропарях 9ой песни 256 . Указанный обзор приводит песнописца к самому тяжелому выводу о себе: струпи твои, о душе, yмhoжuшacя (IX, 3). И чувствуя, что в виду близкой смерти он не успевает оказать полное исправление, песнописец смиренно молится: Достойных покаяния плодов не истяжи от мене, ибо крепость моя во мне оскуде, сердце мне даруй присно сокрушенное, нищету же дyxobhyю (IX, 24). А если к этому еще присоединить покаянные 24 стихиры Андрея Критскаго, которые единственный раз в году в таком большом количестве поются на Вечерне (когда обычное число стихир не превышает цифры 10), то не правильней ли именовать богослужение 5го четверга Четыредесятницы как «Андреево стояние»?! Впрочем, если с Марией Египетской (память которой часто совпадает с 5ой седмицей) более менее все понятно, то непонятно причем тут Андрей Критский (память которого совершается летом, 4го июля), а в виду того, что и канон первоначально не предназначался для 40-цы, вообще непонятно почему он читается именно в этот день?

http://azbyka.ru/video/122-andreevo-poka...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010