Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЕВ Леонид Николаевич (9.08.1871, Орёл - 12.09.1919, дер. Нейвола, Финляндия), писатель антихрист. направления, драматург, публицист. Род. в семье землемера, в 1891 г. окончил орловскую гимназию. В 1891-1897 гг. учился на юридическом фак-те сначала С.-Петербургского, затем Московского ун-тов. Начинал лит. путь в газ. «Орловский вестник». С окт. 1897 г. работал помощником присяжного поверенного Московского судебного округа, выступал защитником в суде, работал судебным репортером в «Московском вестнике», сотрудничал в газ. «Курьер»: с нояб. 1897 г. печатал судебные отчеты, с 1900 г.- фельетоны, с дек. 1901 г. заведовал беллетристическим отделом. С янв. 1903 г. член ОЛРС. В февр. 1905 г. находился в тюремном заключении за поддержку революционеров, освобожден под залог. С нояб. 1905 г. жил в Германии, в Швейцарии, в Финляндии, на Капри. В мае 1907 г. вернулся в Россию. С авг. 1916 г. заведовал отделом беллетристики, критики и театра в газ. «Русская воля» и жил в Петрограде. Февральскую революцию 1917 г . встретил восторженно, Октябрьскую революцию воспринял отрицательно и в кон. окт. 1917 г. вернулся в Финляндию. В февр. 1919 г. написал ст. «S.O.S.», где призывал правительства США, Англии и Франции не сотрудничать с Советской Россией. Незадолго до смерти собирался совершить поездку по США с лекциями против большевиков. Л. Н. Андреев (ГЦММК) Л. Н. Андреев (ГЦММК) На протяжении жизни А. был тесно связан с оппозиционными политическими течениями и кругами: в молодости - с революционно настроенным студенчеством, в эпоху революции 1905 г.- с социал-демократами. Известность ему принес рассказ на пасхальную тему «Баргамот и Гараська» (1898), к-рый был замечен М. Горьким, издавшим на свои средства первый сб. А. «Рассказы» в изд-ве «Знание» (1901). До 1907 г. А. активно печатался в Сборниках товарищества «Знание», его даже причисляли к «подмаксимникам» (эпигонам М. Горького) - писателям обличительного направления, близким к социал-демократическим и большевистским кругам, к-рые видели в борьбе с религией гражданскую доблесть; о влиянии Горького на А. говорит их многолетняя переписка (Литературное наследство. М., 1965. Т. 72).

http://pravenc.ru/text/115178.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРЕНСКИЙ А. С. Аренский. Фотография с автографом Л. В. Собинову. 1902 г. (ГЦММК) А. С. Аренский. Фотография с автографом Л. В. Собинову. 1902 г. (ГЦММК) Антон Степанович (30.06.1861, Новгород - 12.02.1906, Перкярви близ Териок, Финляндия (ныне г. Зеленогорск Ленинградской обл.)), рус. композитор, дирижер, педагог. Ученик Н. А. Римского-Корсакова (композиция). С 1882 г. преподаватель Московской консерватории, с 1889 г.- профессор по классу свободного сочинения. В 1888-1895 гг. дирижер Русского хорового об-ва . В 1895-1901 гг.- управляющий Придворной певч. капеллой . Способствовал повышению художественного уровня капеллы, включая в ее репертуар хоровые сочинения П. И. Чайковского , Римского-Корсакова, С. И. Танеева . Фактура духовных песнопений А. детально разработана: развиты партии всех голосов, часто применяется divisi, большое значение имеют имитационные построения, особенно в начале строк или строф песнопения. В мелодике ощутимы ариозные и романсовые интонации. Прот. Михаил Лисицын , признавая достоинства церковных сочинений А., в т. ч. внимательное отношение к тексту, находил их стиль западноевроп., не церковным. Он считал, что А. как директор капеллы должен поддержать новое направление в рус. духовной музыке, основанное на использовании древнерус. распевов. Муз. соч.: Op. 40: Херувимская песнь (в т. ч. вариант для 3-голосного хора), «Тебе поем», «Отче наш», «Хвалите Господа с небес». 1897; «Христос воскресе». М., 1897; Херувимская песнь 2. М., 1897; Херувимская песнь 3. М., 1903. Лит.: Лисицын М. А. , прот. А. Аренский как духовный композитор//РМГ. 1898. 5/6. С. 455-459; он же. Обзор. С. 23-25; А. С. Аренский - С. И. Танееву [переписка], 1891-1905//П. И. Чайковский. С. И. Танеев. Письма. М., 1951. С. 448-477; Государственная академическая капелла им. М. И. Глинки. Л., 1957. С. 68-69. Н. Ю. Плотникова Рубрики: Ключевые слова: [наст. фам. Куюмжи] Василий Андреевич (1872/73 - 1964), композитор, дирижер, педагог, общественный деятель АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/75894.html

Арх.: ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 97. 41: ркп.; стеклогр. Муз. соч.: «Блажен муж» (бас соло); «Ныне отпущаеши» (баритон соло); «Величания» (альт соло), 16 номеров: На Рождество Пресв. Богородицы, На Воздвижение Честнаго Креста, На Введение Пресв. Богородицы, На Рождество Христово, На Богоявление Господне, На Сретение Господне, В Неделю ваий, На Вознесение Господне, На Св. Троицу, На Преображение Господне, На Успение Пресв. Богородицы, На Рождество Иоанна Предтечи, Свт. Николаю Чудотворцу и др. святителем, Преподобному Сергию Радонежскому, чудотворцу и др. преподобным, Св. блгв. кн. Александру Невскому, Сорока севастийским мученикам; «От юности моея» 1//Сборник духовно-музыкальных сочинений разных авторов. Пг.: Киреев, 1916. 15; «Благослови, душе моя, Господа»//«Тебе поем»: (Песнопения Божественной литургии): Сб. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1997. С. 7-9; «Во царствии Твоем»; «Милость мира» и «Тебе поем» (сопрано соло); «Тебе поем»; «Отче наш» (сопрано соло); «Помилуй мя, Боже» (концерт, тенор соло; 12 янв. 1926); «Разбойника благоразумнаго» 1 (альт соло); «Разбойника благоразумнаго» 2//Сб. СПб.: изд. Киреева, гг.]. Стеклогр.; Поэма для солистов, хора, оркестра и органа «Христос Воскресе» (1921, местонахожд. неизв.). Лит.: А. В. Александров: Нотобиблиогр. справочник/Сост. Ю. А. Александров. М., 1980; Поляновский Г. А. А. В. Александров. М., 19832. Н. Ю. Плотникова Рубрики: Ключевые слова: ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич (1878 - 1963, Тбилиси), хоровой дирижер, регент, преподаватель, муз. критик, композитор, общественный деятель ДРАГОМИРОВ [Драгомиров-Толстяков, настоящая фамилия Толстяков] Павел Нилович (1880 - 1938), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог ИВАНОВ Федор Алексеевич (сер. 50-х гг. XIX в. - 1920), регент, хоровой дирижер, содержатель духовно-певч. капеллы, композитор, преподаватель пения АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/64472.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНЦЕВ Михаил Васильевич (30.09.1865, Смоленск - 21.07.1945, Москва), композитор, педагог, муз. критик. В 1894 г. окончил С.-Петербургскую консерваторию по классам Ю. И. Иогансена (гармония, контрапункт) и Н. А. Римского-Корсакова (композиция). В 1894-1896 гг. преподавал пение в Елизаветинском ин-те в С.-Петербурге. С 1896 г. жил в Витебске, где преподавал хоровое пение в различных учебных заведениях, был редактором газет «Витебские губернские ведомости» и «Народный листок» (1905-1912), членом Витебской архивной комиссии. В 1918 г. организовал Народную консерваторию (где читал лекции по истории и теории музыки), а также Гос. хор и кружок белорус. песни. В 1936-1938 гг. член Аттестационно-экспертной комиссии при Управлении по делам искусств в Москве. В стиле духовных сочинений А. преобладает гармоническое изложение, но в экспозиционных разделах иногда используются имитационные формы, в т. ч. каноны. Литургию А. трактует как единый муз. цикл, объединяя песнопения в группы по тематическому или тональному признаку (ектении, песнопения евхаристического канона). Муз. соч.: «Литургия св. Иоанна Златоуста». Соч. 15. М., 1903 (Херувимские песни 8 и 9 опубл. также в сб.: Песнопения рус. литургии: Партитура/Сост. Б. Тевлин. [М.], 1990. Вып. 2); «Милость мира». СПб., 1909 (прил. к журн. «Баян»); Херувимская песнь. М., 1911; «Достойно есть». М., 1911; ГЦММК. Ф. 290. 14 «Символ веры» (2 февр. 1917. Ркп.). Соч.: Приготовительный курс элементарной теории музыки в связи с преподаванием хорового пения: Руководство для учеб. заведений, приспособленных к обучению детей и взрослых лиц, желающих петь в хоре. М.; СПб., 1897; Краткие сведения для певцов-хористов: Пособие для сельских нар. и церковноприходских школ, а также городских и духовных училищ. М., [б. г.]; Методическая хрестоматия классного хорового пения для всех учебных заведений. Курс 1 (младший). Курс 2 (старший). Витебск, 1903; Нотная терминология: Справ. словарь для регентов, учителей и всех музыкантов. Витебск, 1904. Лит.: А. Б. Анцев М. Херувимская песнь. Достойно есть: [Рец.]//Хоровое и регентское дело. 1912. 5/6. С. 121; Н. Ф. Б[укреев]. «Литургия св. Иоанна Златоустого» ... муз. М. Анцева: [Рец.]//Изв. С.-Петербургского об-ва муз. собраний. 1903. Окт.-нояб. С. 1. Н. Ю. Плотникова Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/75554.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОЛПЕНСКИЙ рус. композитор, автор многохорных (12-голосных) сочинений в стиле партесного пения . Биографические данные о К. не найдены. Судя по обнаруженным рукописям, его творчество предположительно относится к 40-70-м гг. XVIII в. В 40-х гг. был создан 12-голосный комплект партий (ГИМ. Син. певч. 355), принадлежавший Новгородскому архиерейскому хору и включающий 250 произведений, в т. ч. сочинения В. Титова , И. Игнатьева, архим. Герасима (Завадовского) , Н. Калачникова , В. К. Тредиаковского и др. авторов кон. XVII - 2-й пол. XVIII в. В этом сборнике помещены 4 концерта К.: «Доколе, Господи» 90), «Возведох очи мои», «От скорби призвах Господа» 136), «Вскую прискорбна еси душе моя» 138). Фамилия композитора указана рядом с названиями концертов в реестре в партии 1-го баса 355-к. Л. 3-3 об.). Ко времени правления имп. Елизаветы Петровны относятся также певческий сборник ГЦММК. Ф. 283. 614 (партия 1-го тенора), содержащий Службу Божию («Слава… Единородный Сыне», «Иже херувимы», «Достойно есть») на 12 голосов с пометкой «Творение Колпенскаго» в оглавлении и перед нотным текстом, список этой Службы с такой же пометкой из рукописи ГЦММК. Ф. 283. 993/1-3 (партии 3-го дисканта, 1-го и 2-го альтов), а также херувимская «Колпенская», не входящая в состав Служб, в рукописи ГЦММК. Ф. 283. 992/1-2 (партии 1-го тенора и 2-го баса) и ее список без указания имени автора в сборнике ГИМ. Син. певч. 1316 (в комплекте 11 партий; отсутствует партия 1-го баса; песнопение не имеет номера и названия, в партии 1-го дисканта помещено на л. 17-17 об.). В более поздний по происхождению 12-голосный комплект (ГИМ. Син. певч. 90, 1774 г.) вошел вариант названной выше Службы, отличающийся только 1-м песнопением («Слава… Единородный Сыне»); он имеет пометку «Колпен» в реестрах 2-го тенора и 1-го баса (Л. II). В рукопись ГИМ. Син. певч. 90 включены также 13 задостойников двунадесятым праздникам и Пасхе с пометкой «положение Колпенского» 11-23).

http://pravenc.ru/text/1841800.html

14) Письмо А. Д. Кастальского к Н. Л. Кастальской от 30 (17) мая 1911 года. ГЦММК, ф. 12, 15) Письмо А. Д. Кастальского к Н. Л. Кастальской от 1 июня (19 мая) 1911 года. ГЦММК, ф. 12, 640. Из писем 1917–1918 годов А. Д. Кастальский – X. Н. Гроздову Москва, 14 марта 1917 Вот-те и вековые устои! Фюйть! И нет ничего... Остались одни лишь отстои Да название: «Царское село»! Дорогой мой, ждал я, ждал от тебя весточки, да так и не дождался. Конечно, первые дни переворота вы все себя чувствовали тревожно и даже много более того. Как ваши дела теперь? Определенного, конечно, ничего, но за будущее вы должны быть покойны, пока у власти такие люди с твердой определенной программой. Фу ты, черт! До сих пор себя чувствую живущим точно в сказке! Особенно сказочно-невероятно поведение Москвы, где накануне переворота везде в «надежных» местах были приготовлены команды с пулеметами – расстреливать бунтовщиков. И вдруг, о чудо, – расстреливальщики выкидывали красные флаги и братались с бунтовщиками и сейчас же шли вместе с пением «Вставай, подымайся». И так везде. Впрочем, к сожалению, кой-где были и столкновения (недоразумения), в общем убито человек 5–6. Огромную популярность приобрел Грузинов (бывший председатель уездной земской управы) в качестве главнокомандующего Московским округом – удивительно симпатичный образ патриота-демагога. Порядок, без полиции, образцовый. На тротуарах, впрочем, сейчас скверновато-скользко. 4-го марта устроили грандиозное молебствие и парад войскам на Красной площади. (Только дураки хоругвеносцы отсутствовали; вероятно, еще не успели вытряхнуть из себя монархические устои 257 . Духовенства было очень много; во время молебна над Красной площадью низко летал аэроплан и сбрасывал красные флаги и красные же букеты цветов. У Минина в руке тоже был красный флаг, у солдат и офицеров сплошь красные банты, цветы. Все заливало яркое солнце... 12-го опять праздник – уже чисто народный. Кажется, и у вас в этот день справляли революцию (хочется заменить «переворотом»). Мирная жизнь здесь уже налажена давно; идут собрания для объединения по специальностям. Мы, «синодалы», присоединились уже к союзу духовно-учебных заведений и вчера к союзу духовенства, где идет горячая чистка старой конюшни и «вонючего клоповника», то есть разных «восторговских» благочиний, консисторий, до иерархов включительно 258 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Данная публикация статьи воспроизводит текст автографа, хранящегося в ГЦММК в фонде Б. В. Асафьева (Ф. 171, 90). Однако было сочтено уместным сделать купюру пространного фрагмента, посвященного событиям, связанным с постановкой оперы Кастальского «Клара Милич». Отрывок авторской черновой рукописи статьи также хранится в ГЦММК (Ф. 12, 191). Церковное пение и Московское Синодальное училище Доклад, прочитанный на Всероссийском съезде духовенства и мирян в Москве 2 июня 1917 года Русское церковное пение по своему служебному положению в церковном обряде занимает в мнении общества обособленное, как будто одинокое место в русской музыке. Однако эта обособленность лишь относительна и зависит от особой сосредоточенности самих религиозных настроений. Но многие формы церковного пения – запевы, припевы, строфные формы строения напевов, звукоряды, антифонные формы (то есть противопоставление одного хора другому), – наконец, сходство многих попевок церковных и мирских песенных значительно уменьшают эту обособленность церковных напевов и даже скорее сближают их с народной музыкой вообще. Синодальное училище церковного пения призвано обслуживать специальные интересы именно этого искусства, которое питает не менее 60% населения России (69% с единоверцами и старообрядцами), то есть около 100 миллионов жителей. Подавляющее большинство из них, конечно, крестьяне. Да и ценителями и искренними любителями этого искусства является по большей части деревенский трудовой люд, а не та публика, что наполняет театры и концерты. Искусство это народное и притом даровое для слушателей, как и его сестра – народная песня. Я думаю, что от этого оба они не обесцениваются и достоинства их и надобность в них этим не умаляются. Мы не знаем, во что выльется отношение Учредительного собрания к церкви и духовенству, но не может быть отрицательным отношение молящегося люда к искусству, созданному самим же народом и сохраняемому на протяжении веков. Речь идет не о тех слащавых, бездарных и по большей части пошлых в музыкальном отношении песнопениях, какими угощают богомольцев преимущественно в городских храмах, а о напевах церковных, выработанных столетиями и многими поколениями простых русских певцов. Так же столетиями и поколениями создавалась и вырабатывалась мирская песня.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

СПб., 1804. С. 17). Д. С. Бортянский. Литография с рис. Г. Гиппиуса. 1822 г. (ГЦММК) Д. С. Бортянский. Литография с рис. Г. Гиппиуса. 1822 г. (ГЦММК) Определение «консертантная» применено здесь не случайно. Важное значение для отделения Д. м. в самостоятельное явление имела именно практика «духовных концертов», в 2 смыслах этого термина. Описываемая эпоха, с посл. трети XVIII по сер. XIX в., была прежде всего эпохой духовного концерта как жанра: будучи исполняем за богослужением вместо причастна , он становился кульминацией службы; в повседневной жизни он выполнял роль приветственной кантаты на торжествах, мог сопровождать разного рода «приемы» и мог звучать в «духовных концертах». Более половины концертных вечеров в С.-Петербурге и Москве в это время проходило при участии хоров, исполнялись как крупные сочинения зап. духовных жанров (кантаты, оратории, «Страсти», мессы), так и смешанные программы из сочинений зарубежных и рус. авторов; встречалось объединение светской музыки и духовной, зап. духовных сочинений с композициями на правосл. тексты, а также сочинений для хора без сопровождения с сочинениями на те же правосл. тексты, но с инструментами. «Лидировала» в этом отношении Придворная певческая капелла , и ее пример оказывал сильное влияние на все существовавшие в России церковные хоры, включая семинарские и монастырские, а также на частные крепостные хоры, где, как и в Придворной капелле, певчие принимали участие и в церковных службах, и в оперных спектаклях, и в проч. театральных представлениях. Появление в рус. искусстве Д. С. Бортнянского (1751-1825) укрепило позиции Д. м., по-видимому, именно с его творчества по-настоящему начинается история рус. Д. м. как таковой. Основное духовно-муз. наследие Бортнянского относится к 80-90-м гг. XVIII в. На протяжении XIX в. история Д. м. развивалась противоречиво. С одной стороны, предназначенных для церкви песнопений сочинялось довольно много, но издавалось вплоть до 80-х гг. XIX в. очень мало (практически только произведения директоров и сотрудников Придворной капеллы); они бытовали преимущественно в рукописных копиях, в разных городах и областях (иногда в мон-рях и храмах) образовался круг излюбленных авторов и композиций.

http://pravenc.ru/text/180654.html

Муз. соч.: Арх.: концерты: «Величая, величаю Тя, Господи»; «Услыши, Господи, глас моления моего»; «Господи, Боже мой, на Тя уповах»; «Милосердия двери отверзи нам»; «Боже мой, вскую оставил мя еси» (g- moll)//ГЦММК. Ф. 283. Ед. хр. 918–921. 22; «Святителей удобрение»//Там же. Ед. хр. 4, 48, 51. 17; «Се ныне благословите Господа»: Автографы//Московский музей- усадьба Останкино. 5, 14, 16, 12, 17; «Услыши, Боже, глас мой»//Там же. 44; «Господи, возлюбих благолепие» B -dur//РГИА. Ф. 1119. Оп. 1. Ед. хр. 58; «Да воскреснет Бог»//Там же. 14; «Исповедайтеся Господеви в гуслех»//Там же. 11; «Крепость моя и пение»//Там же. 7; «Придите вернии, любящие Божественную славу»//Там же. Ед. хр. 59; «Приидите взыдем на гору Господню»//Там же. Ед. хр. 61; «Возлюблю Тя, Господи, крепости моя», «Господи, услыши молитву мою», «К Тебе, Господи, воззову, к Богу моему помолюся», «Днесь грядите (придите) соборы верных», «Господи, услыши молитву мою»//Сб. духовных концертов из собр. архим. Матфея (Мормыля). Серг. П., б. г. Ркп.; отд. песнопения: «Верую», Херувимская c-moll//ГЦММК. Ф. 283. Ед. хр. 126; «Достойно есть», «Отче наш»//Там же. Ед. хр. 128; «Слава Отцу и Сыну»//РГИА. Ф. 1119. Оп. 1. Ед. хр. 57.Изд.: циклы: Ирмосы Пасхи: Сб./Ред: Н. Д. Лебедев. СПб., 1913. С. 25–30. 5: Из Цветной Триоди; Литургия//Традиц. жанры рус. духовной музыки и современность/Ред. -сост.: Ю. И. Паисов. М., 2004. Вып. 2. С. 119–161; концерты: «Блажени вси», «Преславная днесь»//Ист. хрестоматия церк. пения/Ред.: М. Гольтисон. СПб.[: Изд. «Музыка и пение», 1900 е гг.] Вып. 7; «Днесь Христос в Вифлееме раждается», «Сей нареченный и святый день»//Там же. Вып. 8; «Взыде Бог», «Радуйтеся, праведнии, о Господе»//Там же. Вып. 9; «Приидите вернии, составим лик»//Там же. Вып. 10; «Богоотец убо Давид», «Се ныне время благоприятно»//Там же. Вып. 11; «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых»//Там же. Вып. 12; «На всяк день благословлю»//Историческая хрестоматия церк. пения/Ред.: Н. И. Привалов. СПб.[, 1900 е гг.] Вып. 12; «Готово сердце мое»//Собр.

http://pravenc.ru/text/171569.html

Муз. наследие Г. хорошо изучено в сфере фортепианной музыки. Им создано свыше 20 вариаций на темы народных песен, 24 прелюдии и фуга, соната, полонезы (напр., Польский с хором в честь имп. Александра I по случаю покорения Финляндии «Вся Европа трепетала, ужас царства все разил» на слова В. Колосова). Кроме 2 кантат («Песнь любезному отцу, любезными детьми петая в Отраде» (1785), «Прославим день сей вожделенный» (1794)) Г. принадлежат также Обедня на 4 голоса, духовные концерты для 1 и 2 хоров «Господи, кто обитает», «Доколе, Господи, забудеши мя», «Имже образом желает», «Радуйтеся, праведнии, о Господе», «Услыши, Боже, глас мой, вонми», «Гласом моим ко Господу воззвах», а также одночастные песнопения «Ангел вопияше», «Да исправится молитва моя», «Достойно есть», «Отче наш». Из этого списка сохранились лишь 2 последних концерта, 2 Херувимские песни и «Милость мира», остальные сочинения утеряны. Лучшее представление о таланте композитора и о его хоровом стиле дает 2-хорный концерт «На божественней страже», относящийся к сер. 90-х гг. XVIII в. (ГЦММК. Ф. 283. Оп. 1. Ед. хр. 14). Это сочинение отличается лирическим тоном, соединенным с масштабностью эпического повествования. 1-я часть представляет собой диалог 2 антифонных хоров, в основе лежит сдержанный и архаичный напев; после интермедийной средней части звучание того же самого напева возобновляется в финале и приводит к кульминации - 7-голосному канону «Яко всесилен». Арх.: ГЦММК. Ф. 283. Ед. хр. 903-906. 11 (аноним), 38; Ед. хр. 4, 48, 51. 35, 40; МГК. Х-41415. 12. Ист.: Моск. вед. 1793. 54. Л. 5; 101. Л. 5 об.; 1794. 88. Л. 6; 1804. 80; 5 окт. Приб.: Каталог Х. Б. Гене. Лит.: Орлов-Давыдов В. П. Биогр. очерк гр. В. Г. Орлова. СПб., 1878. 2 т.; Кондаков С. Отрада//Столица и усадьба. 1917. 30 авг. С. 83-88; Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России. М.; Л., 1929. Т. 2; Дроздов А., Трофимова Т. Рус. старинная фортепианная музыка. М.; Л., 1946; Натансон В. Прошлое рус. пианизма. М., 1960; История рус. музыки в нотных образцах/Под ред. С. Л. Гинзбурга. М., 1969. Т. 2. C. 281-285; Лебедева- Емелина А. В. Хоровая культура//История музыки. М., 1985. Т. 3. С. 111-131.

http://pravenc.ru/text/168394.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010