Самая поздняя рукопись, содержащая «Службу Божию ТНК [ТПК, т. е. творение Николая Калачникова]», имеет вкладную запись: «в александрову слободу в монастырь», датированную 1777 г. (ГИМ. Син. певч. 112 (8 книг, партии 3-го хора утрачены)). Самое полное собрание концертов К. сохранилось в рукописи ГИМ. Син. певч. 355 (в 12-голосном комплекте отсутствует партия 2-го баса), всего содержащей ок. 250 произведений крупнейших мастеров партесного письма 1-й пол. XVIII в., в т. ч. В. Титова , В. К. Тредиаковского , архим. Герасима (Завадовского) и др. Реестр в партии 1-го баса дает указания на авторство К. 3 херувимских: 16, 17 - «Калачниковы» на л. 1 об., 19 «Калачникова» на л. 2. Названия концертов, принадлежащих К., встречаются в реестре 4 раза, группы названий объединены фигурной скобкой, в скобках дано пояснение, какому празднику посвящен концерт: 64-78: «Дверем заключенным» (в Неделю Фомину), «Мироносицы жены» (в Неделю мироносиц), «При овчей купели» (в Неделю о расслабленном), «Да радуется днесь светло» (в Неделю о самаряныне), «Господи, мимоходя путем» (в Неделю о слепом), «Тайныя днесь Духа трубы» (в Неделю св. отец), «Еже от века таинство» (Благовещению), «Днесь Христос прииде на Иордан» (Богоявлению), «Приидите вси духовно возвеселимся» (в Неделю всех святых), «Небеса убо достойно да веселятся» (Пасхи), «Ныне вся исполнишася света» (Пасхи), «Преподобне отче, измлада воздержанию» (Сергию чудотворцу), «Восхвалите согласно» (в Неделю ваий), «Приидите подражаим» (Богоявлению), «Приидем и мы» (Сретению); 98 «Восприемлему Тебе» (Вознесению); 176-184: «Приидите вси концы земнии» (Сергию), «Восплещем здесь песненно» (Кресту), «Гора яже иногда» (Преображению), «О, дивное чудо» (Успению), «Что хвалишися во злобе силне», «Озлоблен бых и смирихся», «На Тя, Господи, уповах», «Не подобаше ти, о Ироде» (Предтечи), «Искапайте горы сладость» (Предтечи); 248 «Просветившееся Духом» (общий пророкам). К этим 26 концертам следует добавить «концент на 12 голосов» «Спаси мя, Господи» с киноварной пометкой «КПК», к-рую можно расшифровать как «концерт Николая Калачникова» (ГЦММК. Ф. 283. 267-272, партии 1-го баса, 2-го тенора, 1-го дисканта, 1-го тенора, 2-го дисканта, 1-го альта).

http://pravenc.ru/text/1319931.html

И еще я помню такое. У Егора был звонок-колокол. Он шел по коридору и звонил, что означало конец урокам. Конечно, в такие минуты мы дядьку особенно любили. Однажды он зашел в класс и говорит: «Звонить не могу, колокол у меня разбился». Вскоре после этого он и ушел. Замечательные были люди». 326 На Александра Чеснокова в училище возлагались еще большие надежды, чем на его старшего брата Павла. Так, в письме Смоленского к С. С. Волковой от 29 июля 1902 года читаем: «Посланная Вам изящнейшая Херувимская (е moll) есть крещение не московского Паши Чеснокова, а его брата Саши, моего же птенца. Я считаю, что Саша много даровитее брата, да и удалось пришпилить его к Капелле» (РГАЛИ, ф. 723, on. 1, 64, л. 63). Александр Чесноков оправдал возлагавшиеся на него надежды: в 1906-м он, оставаясь на службе в Капелле, окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции Римского-Корсакова и до 1925-го преподавал там (в Капелле он исполнял обязанности учителя пения до 1921-го). Как духовный композитор он опубликовал у Юргенсона Литургию св. Иоанна Златоуста (ор. 8:1911) и семь номеров отдельных песнопений (шесть у Юргенсона, 1908 и одно, «Да исправится», в приложении к «Хоровому и регентскому делу» за 1911-й). В светских жанрах Чесноковым созданы две «взрослые» и две детские оперы, несколько оркестровых сочинений, довольно много сочинений фортепианных и камерных жанров, романсов и т. д. Он эмигрировал в 1925-м, сначала в Берлин, потом в Прагу, где дирижировал Общестуденческим русским хором имени Архангельского, и, наконец, в Париж, где служил аранжировщиком в небольшом нотном издательстве. Есть сведения, что за рубежом Александр Чесноков работал также в Русской консерватории и продолжал сочинять духовную музыку (в частности, он упоминается как один из авторов, сотрудничавших с парижским Сергиевским подворьем), однако публикаций или рукописей пока не обнаружено. Дата его кончины относится к 1941 году (см.: Grezinl. In ven ta ire nominatif des sepultures Russes du cimetidre de St.-Genevidve-des-Bois. Paris, 1995). В течение 1920-х годов он работал над партитурой оратории «Реквием – Таинство смерти» на тексты Иоанна Дамаскина в вольном стихотворном переложении для солистов, хора и оркестра. Сочинение не было ни исполнено, ни опубликовано при жизни автора. Полный клавир и отдельные инструментованные части оратории хранятся ныне в ГЦММК.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

345 Действительно, в составе Синодального хора был певчий Сперанский – по имени-отчеству Михаил Александрович, прослуживший в хоре 25 лет, с 1864 по 1890 год, за что ему была назначена пенсия. В 1887 году Синодальное училище (по старому образцу, то есть четыре класса) окончил Константин Сперанский, возможно, сын певчего. 347 Никитский девичий монастырь не соприкасался со двором Синодального училища; сразу за монастырем начинался Большой Кисловский переулок, соединявший Большую Никитскую с Воздвиженкой. 348 К. Саврасенков содержал гостиницу на Тверском бульваре, в которой, вероятно, и помещался трактир. 349 Московский беллетрист А. М. Пазухин печатал свои повести и романы в различных периодических изданиях; в это время был сотрудником газеты «Московский листок» и журнала «Развлечение». 351 «Кружка» существовала для накопления «чайных» денег, получаемых взрослыми певчими во время частных служб. Эти деньги делились периодически между всеми участниками хора. 352 Столь суровая кара митрополита не могла распространяться на Вигилева как на лицо светское. Достоверно известно, что Д. Г. Вигилев, оставив службу в Синодальном хоре (то есть в духовном ведомстве), перешел с 1 апреля 1886 года на службу в Виленский учебный округ (ведомство Министерства народного просвещения); за месяц до ухода он брал отпуск в Петербург и другие города – возможно, для приискания места. Есть также сведения, что Вигилева взял в Вильно бывший прокурор Московской Синодальной конторы А. Н. Потемкин. 363 Программа курса церковного пения, разработанного Никольским для студентов Московской консерватории на 1942/43 учебный год, хранится в ГЦММК (ф. 294, 277). 364 В данных письмах композитора упоминаются его дочери Людмила Никольская (Люся) и Татьяна Фаворская, внуки Галина и Роман, а также погибший на войне зять Глеб Фаворский. 366 Речь идет о поступившем в один год с Никольским в Синодальный хор учителе церковного пения Полтавского духовного училища Александре Орловском. 367 В 1894/95 учебном году в Синодальное училище поступили на службу: профессор Московской консерватории М. М. Ипполитов-Иванов (музыкальные формы, контрапункт свободного стиля), преподаватель Московской консерватории Н. Н. Соколовский (скрипка) и профессор Филармонического училища С. Н. Кругликов (гармония).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

92 Если первый год после окончания училища Орлов жил на деньги, остававшиеся на счетах его и брата Александра в Синодальной конторе, то в августе 1875 года он вынужден был поступить на службу. Официально на педагогическое поприще Орлов вступил в сентябре 1879 года, заняв место учителя пения в Московском реальном училище на Б. Никитской улице, напротив консерватории. Жил он в это время в номерах Руднева на Тверской. 94 Где и когда состоялось это исполнение, до сих пор остается не выясненным. Еще при жизни Орлова в биографическом очерке о нем, опубликованном в РМГ (1903, 52) за подписью «Л.» (И. Липаев), говорилось об исполнении Литургии в церкви Комиссаровского технического училища (в Благовещенском переулке). В некрологе, появившемся в «Московских церковных ведомостях» (1907, 46–47), указана церковь Б. Вознесения (на Б. Никитской). В сборнике «Памяти В. С. Орлова» данное событие перенесено в церковь Николы в Хлынове (Хлыновский тупик). Думается, последняя версия вызывает наибольшее доверие: типография Мамонтова находилась в Леонтьевском переулке неподалеку от храма Николы в Хлынове, где, по-видимому, и пели любители из типографии под управлением Орлова. Еще труднее определить дату исполнения. Ясно, что она относится к периоду между первым исполнением Литургии, состоявшимся в Киеве 8 апреля 1879 года в университетской церкви (хор университета под управлением Станиславского), и московской премьерой сочинения в экстренном концерте ИРМО 18 декабря 1880 года (хор П. Сахарова под его управлением). Источники говорят, что во время исполнения Литургии Орловым в церкви присутствовал автор и что Орлов в это время еще учился в консерватории. Учитывая сроки всех приездов Чайковского в Москву в 1879 и 1880 годах, представляется, что наиболее удобным во всех отношениях моментом для исполнения Литургии было пребывание композитора в Москве со 2 по 11 апреля 1880 года; воскресенье приходилось на 6 апреля, когда и могло состояться интересующее нас событие. В одном из документов Орлов отмечал: «...Я занимался изучением игры на скрипке всего три года, а между тем знаний, приобретенных в столь, по-видимому, короткий срок, оказалось вполне достаточно для руководства хором фабричных служащих в типографии Мамонтова и для достижения очень хорошего успеха, если судить об успехе по тому сочувственному отзыву, которого удостоился хор от многих преподавателей консерватории» (ГЦММК, ф. 36, 97).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1850 году Димитрий Иванович женился на дочери священника, воспитаннице Александровского института Ольге Семеновне Грузовой и в 1852 году принял священный сан. Рукоположение совершил духовный наставник Кастальского митрополит Московский Филарет. С 1853 года началась служба Димитрия Ивановича в Ремесленном учебном заведении (ныне – Московский государственный технический университет им. Баумана), где он являлся законоучителем и священником Мариинской церкви. Следующей вехой его биографии стало назначение к церкви Петра и Павла на Басманной улице, а в 1877 году – возведение в протоиереи и назначение настоятелем Казанского собора. В зрелые годы Димитрий Иванович приобрел известность как духовный наставник, проповедник, преподаватель и автор богословских работ, как основатель Филаретовского женского училища. Много сил было отдано Кастальским приведению в порядок архива бывшего настоятеля Казанского собора А. И. Невоструева. 158 Из формулярного списка о службе и должностях лиц, служивших в ведомстве Московской Синодальной конторы, следует, что происходивший из потомственных дворян А. Д. Кастальский действительно обучался во Второй московской гимназии, однако курса не закончил и по прошении отца был уволен из восьмого класса (РГАДА, ф. 1183, оп. 9, ч. 2, 71,1905 год) 159 В упомянутом формулярном списке датой поступления Кастальского в консерваторию назван 1876 год. Кстати, консерваторского курса Кастальский также не завершил: 16 ноября 1878 года он оставил учебу по домашним обстоятельствам. 160 Впервые Литургия Чайковского прозвучала под управлением П. И. Сахарова в ноябре 1880 года в закрытом концерте Московской консерватории, а 18 декабря этого же года – в экстренном собрании Русского музыкального общества. 161 Кастальский проживал в Козлове (ныне город Мичуринск) в 1882–1884 годах. Известно, что в организации местного оркестра ему помогал инспектор Московской консерватории К. К. Альбрехт. (См. письмо А. Д. Кастальского к К. К. Альбрехту от 5 марта 1884 года. ГЦММК, ф. 37, 1911.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Т. 3. С. 62) и (уже на исходе эпохи) Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908), констатировавший, что «знаменный роспев создан для унисона» (Полн. собр. соч.: Лит. произведения и переписка. М., 1981. Т. 8А. С. 130). С. И. Танеев. Фотография. 1878 г. С. И. Танеев. Фотография. 1878 г. Многочисленная лит-ра «переложений» древних распевов - в строгом смысле этого термина, т. е. с полным сохранением одноголосного первоисточника,- развивается до наст. времени и нек-рыми своими ответвлениями тоже входит в понятие «Д. м.», напр. неприменимые за службой, но возможные в концертах исторического характера переложения Н. М. Потулова (1810-1873); образцы переложений подлинного распева в строгом контрапунктическом стиле С. И. Танеева (1856-1915) и проч. Что касается «переложений» ХХ в., то высокими достижениями являются, например, работы архим. Матфея (Мормыля) и диак. Сергия Трубачёва . Такие обработки звучали и будут звучать за богослужением. П. Г. Чесноков. Фотография. 1906 г. (ГЦММК) С кон. XIX в. по 1917 г. было создано значительное число произведений духовных жанров. Чайковский написал полные циклы Литургии и Всенощного бдения (соч. 41 и соч. 52), а также отдельные песнопения; Римский-Корсаков - песнопения Литургии, 6 обработок песнопений Великого поста и еще 23 хора разных жанров (сочинения и переложения); С. В. Рахманинов - духовный концерт и полные циклы Литургии и Всенощного бдения; Н. Н. Черепнин - 2 Литургии, хоры из Всенощного бдения (вечерня) и ряд отдельных песнопений; А. Т. Гречанинов - 4 Литургии, Всенощное бдение, цикл «Страстная седмица», неск. опусов, объединяющих разные хоры (позднее, в зарубежный период,- также правосл. и «экуменические» хоровые произведения). В. С. Калинников оставил более 20 хоров (полная Литургия и сокращенная Всенощная); М. М. Ипполитов-Иванов - автор Литургии, Всенощной и ряда отдельных песнопений. А. Д. Кастальский создал ок. 100 «номеров» (опусов) духовно-муз. композиций (в каждом опусе может быть представлен ряд песнопений, обычно одного жанра), а также «Братское поминовение» (неск.

http://pravenc.ru/text/180654.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМОВ Петр Онисимович (1850, Рязань - 31.01.1916, Москва), свящ., регент, автор песнопений. Из духовного сословия, обучался в Рязанском ДУ. В годы учебы пел в Рязанском архиерейском хоре, регентом к-рого был известный церковный композитор прот. Михаил Виноградов . К. был его любимым певчим. По словам К., занятия в архиерейском хоре приводили к тому, что он часто не успевал усвоить учебный материал в ДУ, за что подвергался наказаниям, вплоть до сечения розгами. Не выдержав сурового режима дореформенной духовной школы, он оставил ДУ. По ходатайству прот. М. Виноградова К. в сент. 1864 г., после 4-го класса Рязанского ДУ, был определен архиеп. Иринархом (Поповым) в псаломщика к соборной церкви г. Раненбурга Рязанской губ. (ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 90. Т. 1. Св. 187а. Л. 233 об.). К. поддерживал отношения с прот. М. Виноградовым до смерти последнего в 1888 г. По свидетельству К., в 1887 г. Виноградов, предчувствуя близкую кончину, вызвал К. и вручил ему свои неизданные духовно-муз. сочинения (сб. «Концерты и богородичны», сохр.: ГЦММК. Ф. 283. 787). Эти произведения К. передал в б-ку московского Синодального училища церковного пения . К. благоговел перед своим учителем; в годовщины преставления прот. Михаила архиерейский хор под упр. К. на заупокойных литургиях и панихидах неизменно исполнял композиции прот. М. Виноградова; К. также постоянно посещал могилу композитора на Лазаревском кладбище Рязани. В 1888 г. К. был назначен учителем церковного пения (исполнял эту должность до 15 авг. 1896 - ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 90. Т. 1. Св. 187а. Л. 233 об.) и регентом церковного хора Раненбургского ДУ. Приобретший практические навыки пения К., однако, не знал теории пения и музыки и начал упорно трудиться в этом направлении. 15 авг. 1896 г. еп. Рязанский и Зарайский Иустин (Полянский) переместил К. на внештатную должность регента Рязанского архиерейского хора, рукоположил во диакона и определил на штатную псаломщическую вакансию в рязанский кафедральный собор. Через год К. дополнительно получил внештатную должность учителя пения в Рязанском ДУ (Там же). С 1899 г. он бесплатно учил пению детей в приюте для бедных, состоявшем под покровительством имп. Марии Феодоровны (Там же. Л. 234 об.).

http://pravenc.ru/text/1841425.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГАТЕНКО [Богатéнков] Яков Алексеевич (1875, Казань - 10.10.1941, Саратов), старообрядческий реставратор-иконописец, уставщик и регент, исследователь знаменного пения, публицист. Семья Б. происходила из казанского старообрядчества; его отец, Алексей Порфирьевич (буд. старообрядческий еп. Рязанский и Егорьевский Александр), с благодарностью упоминается в предисловии к изданию С. В. Смоленского «Азбука знаменного пения (Извещения о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца» (Каз., 1888) за предоставление для работы «превосходной» знаменной рукописи «иосифовского текста». Б. окончил в 1898 г. Строгановское уч-ще по классу живописи, в 1912 г. Археологический ин-т, под рук. прот. В. Металлова написал работу «Русские духовные стихи, канты и псальмы по устному преданию, рукописным источникам и крюковым книгам» (фрагмент опубл. в Сб. работ Этнографической секции Гос. ин-та музыкальной науки (М., 1926. Вып. 1. С. 91-103), местонахождение полного текста неизвестно). В 1900-1910-х гг. Б. содержал в Москве иконописную и реставрационную мастерскую (на Таганке, в Дурном пер.), к-рая была удостоена большой серебряной медали на 1-й Всероссийской выставке икон в С.-Петербурге в апр. 1904 г. Иконы, написанные в мастерской, находились в старообрядческих храмах по всей России; под рук. Б. были выполнены стенные росписи в московских старообрядческих церквах в Покровско-Успенской общине, в Гавриковом пер., и в Покровской, на Новокузнецкой ул. (росписи частично сохр.). В ГЦММК им. Глинки хранится икона св. Иоанна Дамаскина, держащего в руках свиток с рус. певческими знаменами, написанная Б. в дар Смоленскому от московских старообрядцев; известны также живописные и графические работы Б. В дореволюционный период Б. служил уставщиком в московских старообрядческих храмах, в т. ч. в Покровском соборе на Рогожском кладбище. В 10-х гг. XX в. являлся руководителем хора при старообрядческом Честного и Животворящего Креста Господня братстве и устраивал публичные просветительские концерты со специальными историческими программами в Москве (в т. ч. в аудитории Политехнического музея, в зале Синодального уч-ща) и в провинции. Как правило, эти концерты сопровождались пояснениями Б. Писал статьи по общественным и церковнопевч. проблемам для старообрядческих изданий, чаще всего для журналов «Церковь» и «Старообрядческая мысль», публиковал рассказы из жизни старообрядцев. В 1915 г. написал отзыв на первое исполнение «Всенощной» С. В. Рахманинова. Б. был одним из организаторов Старообрядческого культурно-просветительского об-ва (1915), в программе к-рого говорилось о встрече «новой русской философии и старообрядческой мысли». Преподавал в Старообрядческом ин-те при Рогожской общине (основан в 1911) и был руководителем хора ин-та.

http://pravenc.ru/text/149443.html

368 Упоминаемые Никольским певчие Синодального хора также были выпускниками духовных семинарий: И. Г. Крылов – Саратовской, А. Засядко – Полтавской. 369 Речь идет о великой княгине Елизавете Федоровне, тезоименитство которой отмечалось 5 сентября. 370 В ГЦММК сохранилось записанное Никольским расписание предметов, которые он посещал в 1894/95 и 1895/96 учебных годах (ф. 294, 379, л. 133–134). 371 Капитолина Ивановна увлекалась гомеопатией и лечила не только Александра Васильевича, но и крестьян села Телегино. 372 Родители А. В. Никольского – протоиерей Василий Александрович Никольский (1841–1904) и его супруга Ирина Яковлевна – жили очень бедно; их материальное положение мало отличалось от положения крестьян. При этом они пытались помогать своему многочисленному потомству (в семье протоиерея Никольского было трое сыновей и четыре дочери). Как вспоминала дочь А. В. Никольского Т. А. Фаворская, «память о своих родителях, по-видимому, не ослабевала в сердце папы до конца дней, что угадывалось в бережном хранении портрета деда в заветном ящике письменного стола, где хранились разные ценности». Однажды А. В. Никольский рассказал детям о причине, приведшей его отца – блестящего выпускника Пензенской духовной семинарии – в деревенское захолустье: «Василий Александрович Никольский после завершения в 1864 году образования сверх высших баллов за знания был аттестован блестящим проповедником, что послужило скорому его назначению дьяконом в церковь Петра и Павла города Пензы. Но успех не долго способствовал ему, столкнув с неудачей, а может быть даже с чужим подвохом. Случилось это так: однажды, готовясь вместе со священником к Евхаристии, они по неловкости плеснули на покров алтарного престола часть вина, что по уставу православия относится к великому греху. А дедушка, не совладав с собой, помянул черта, удвоив тем свою вину, о чем участник неудачи, страхуя себя, поспешил донести в Синод. Последовал перевод деда в глушь Пензенского края, в село Владыкино (за 80 верст от Пензы и в 15 верстах от уездного города Чембара)». В памяти посещавших Владыкино внуков дедушка запечатлелся как книжник и почти святой; снижала образ лишь одна, присущая многим русским людям, слабость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

278 В первой книге «Мелоса» была опубликована статья Асафьева «Впечатления и мысли», в которой несколько страниц было посвящено последним работам Кастальского – реквиему «Братское поминовение» и панихиде «Вечная память героям» (Мелос. Книги о музыке. Книга первая. Пг., 1917, с. 78–100). 279 Речь идет о современнике Кастальского, ярославском священнике В. Н. Зиновьеве, музыкальные композиции которого, выполненные в ремесленно-эклектической манере, приобрели большую популярность на клиросах. Не исключено, что выбор для исполнения сочинения Зиновьева объясняется личным знакомством с ним святителя Тихона, который в 1907–1914 годах возглавлял Ярославскую епархию. 280 Песнопения Кастальского «Из патриаршего и архиерейского облачения» («От восток солнца», «Достойно» входное, «Тон деспотии», «Вошел еси во церковь », «Исполла эти деспота») до сих пор не опубликованы. (Черновая авторская рукопись находится: ГЦММК, ф. 12, 467, 469.) Сохранился также рукописный список 20-х годов, принадлежавший московскому регенту Н. Н. Драчеву и свидетельствующий о том, что «Облачение» исполнялось в храме Спаса на Б. Спасской улице, разрушенном в 30-е годы. 281 В начале 1918 года композитор ожидал выхода из печати расширенной (семнадцатичастной) редакции реквиема «Братское поминовение». 282 Предполагавший исполнить «Братское поминовение» в Москве дирижер театра Зимина Е. Е. Плотников в 1918 году эмигрировал. 283 «Работой по музыкально-русской демократии», «демократическими песенными тетрадями», «основами», «введением» Кастальский называет в разных письмах свои исследования по русскому музыкальному фольклору. 284 Согласно документальному архиву Синодального училища, за пение в Алексеевском монастыре 21 января 1918 года Синодальный хор получил 1000 рублей. Такая же сумма была выплачена ему и за пение на венчании Ляминой. За участие во всенощной и литургии в церкви Богоявления в Елохове «синодалы» получили 3000 рублей, из которых 1627 рублей было решено передать участвовавшим в службе малолетним певчим (РГАЛИ, ф. 661, оп. 1, 102, л. 214). Следует отметить, что в начале 1918 года остатки Синодального хора, называемые в прессе «патриаршим хором», участвовали лишь в единичных службах, совершавшихся патриархом. Возможно, пение «синодалов» обходилось церковным властям слишком дорого, чтобы чаще прибегать к их услугам. Кроме того, художественная манера пения Синодального хора и его репертуар, очевидно, не находили себе приверженцев среди патриаршего окружения, обсуждавшего создание хора из дьяконов и псаломщиков и восстановление на патриарших богослужениях более древнего и строго церковного пения (Московские церковные ведомости, 1918, 11, стб. 4). В результате за патриаршими службами пели хоры тех храмов, где проходило богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010