В серии «Духовное творчество русских композиторов», начатой в 1998-1999 гг., издаются авторские сборники известных рус. композиторов, сочинения к-рых стали классикой правосл. муз. культуры. Вышло более 30 изданий сочинений Дегтярёва, Бортнянского, А. А. Алябьева , Архангельского, Ипполитова-Иванова, Кастальского, Гречанинова и др. Впервые вышли произведения П. Г. Чеснокова и Н. С. Голованова , написанные после 1917 г. Ведется работа по изданию полного собрания богослужебных песнопений диак. Сергия Трубачёва (1-й т. его произведений изд. в 2007). Многие издания этой серии снабжены подробными биографическими и музыкально-теоретическими статьями, редкими фотоматериалами, факсимильными копиями титульных листов или первых страниц произведений и подробными примечаниями со списком духовных произведений и с источниками публикаций. Этот проект осуществляется при участии сотрудников ГЦММК им. М. И. Глинки и музея-квартиры Н. С. Голованова, Государственного ин-та искусствознания, частного Музея-квартиры свящ. Павла Флоренского, а также известных регентов и любителей церковного пения, обладающих обширными нотными коллекциями. Издательство публикует духовно-музыкальные сочинения композиторов рус. зарубежья: отца и сына Н. Н. и М. Н. Кедровых, Б. М. Ледковского , А. П. Жаворонкова, М. М. Осоргина и др. С 2003 г. издается отдельная серия произведений композиторов «русского рассеяния», в к-рой уже вышли сочинения регента архиерейского хора г. Сиднея (Австралия) Н. В. Лебедева, композитора и музыканта И. С. Лямина (Париж), композитора, регента и органиста Ю. Б. Костюка (Ахен, Германия). В 2008 г. совместно с изд-вом «Русский пастырь» (Сан-Франциско, США) по благословению Первоиерарха РПЦЗ митр. Восточноамериканского и Нью-Йоркского Илариона (Капрала) выпущены духовные сочинения композитора, теоретика и исследователя церковной музыки И. А. Гарднера . В работе над изданием приняли участие специалисты и любители церковного пения из России, Великобритании, Франции, США и Германии. Готовятся публикации сочинений композиторов-регентов прошлых лет - Н. М. Данилина, А. А. Третьякова, Н. С. Данилова и композиторов-современников - тверского регента Г. Н. Лапаева, С. Б. Толстокулакова из Новокузнецка и др. Также вызывают интерес у музыкантов публикации композиторов-священнослужителей прошлых лет прот. Георгия Извекова, прот. Димитрия Баянова и свящ. Алексия Мошкова, архиеп. Гавриила (Чепура) и совр. авторов. В 2006 г. были опубликованы Всенощное бдение и Литургия еп. Венского и Австрийского (ныне архиеп. Волоколамского) Илариона (Алфеева) .

http://pravenc.ru/text/293876.html

Вышла книга: Чесноков П.Г. Шесть песнопений из ранее не изданных рукописей. — М.: «Живоносный Источник», 2008. — 52 с. 29 мая 2009 г. 15:01 Настоящее издание является первой публикацией сочинений известного композитора и хорового дирижера П. Г. Чеснокова, написанных им в период с 1916-го по 1928 г. При работе над сборником использованы автографы, авторизованные копии, литографированные издания и рукописные списки, находящиеся в фондах ГЦММК им. М.И. Глинки, семейном архиве Чесноковых-Новожиловых и частных собраниях. Издание включает вступительную статью исследователя музыкального наследия П.Г. Чеснокова, научного сотрудника ГЦММК им. М.И. Глинки А. Наумова, фотографию из частного собрания. В приложение включены материалы к трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» — «Молебное пение». В конце сборника дан перечень духовно-музыкальных сочинений П.Г. Чеснокова, написанных им в период с 1897-го по 1928 г. Предназначено для хоровых коллективов, хормейстеров, регентов и всех интересующихся русской духовной музыкой. Книга издана в серии П. Чесноков. Духовные произведения для смешанного хора a cappella (вып. 5). Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/660458.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Р. А. Атаян. Фотография. 1968 г. (ГЦММК) [арм. ] Роберт Аршакович (7.11.1915, Тегеран - 5.03.1994, Лос-Анджелес, США), арм. музыковед, фольклорист, композитор, педагог, заслуженный деятель искусств Армении (1961). С 1923 г. жил в Ереване. Учился композиции в Ереванской консерватории им. Комитаса у В. Г. Тальяна. С 1944 г. вел курсы общей и специальной гармонии в Ереванской консерватории (с 1962 профессор и с перерывами по 1991 зав. кафедрой теории музыки). С 1951 г. участвовал в фольклорных экспедициях по Армении. В 1955 г. защитил в Ереване дис. на тему «Армянская хазовая нотопись» (см. Хазы ), к-рая была издана в 1959 г. там же. С 1956 г. сотрудник Ин-та искусств АН Армении. Участник международных и всесоюзных симпозиумов в Армении, России, Ср. Азии, Закавказье, Польше, Германии, Англии, Франции, США. Составитель и научный редактор полного академического издания произведений и трудов архим. Комитаса (Согомоняна) (Ереван, 1960-1998. 8 т.). Среди учеников А.- Д. Дероян, Л. Еринджакян, С. Саркисян. Похоронен в Ереване. Разносторонние интересы А. концентрировались в области арм. крестьянского и городского фольклора (систематизация типологических, жанровых, модальных и диалектных признаков), средневек. монодии и музыки архим. Комитаса (исследование структурных закономерностей и стилевой эволюции творчества). Исходя из понимания единства вопросов теории, истории и этнологии арм. культуры, А. изучал наследие М. Г. Екмаляна и А. Т. Тиграняна. Под рук. А. в Ереване и Москве было издано неск. коллективных музыковедческих работ. Как композитор А. предпочитал вокальный жанр - сольные и хоровые песни, основанные на национальном тематизме и ритме, а также аранжировки средневек. монодий. Соч.: монографии: Пособие по изучению новой армянской нотописи. Ереван, 1950 (на арм. яз.); Атаян Р. , Тер-Мартиросян Т. Учебник элементарной теории музыки. Ереван, 1949, 19804 (на арм. яз.); Атаян Р.

http://pravenc.ru/text/76756.html

– В.П.)» 125 . Как видим, если учение Даниила Андреева воцарится в мире, наступит время жесточайшей диктатуры, которую когда-либо знало человечество. Заключение Подытожим наши рассуждения. «Роза Мира» – это мистическое учение, созданное человеком, который не обладал христианским духовным опытом. Судя по всему, Даниил Андреев не очень хорошо знал Священное Писание. Откровения Даниил Андреев получал, находясь в тюрьме и, как можно предположить, пребывая не в лучшем психологическом состоянии. По своему содержанию учение «Розы Мира» противоречиво, использованная в книге богословская терминология применяется неверно. «Роза Мира» возрождает древние ереси, в частности модализм. Заявляет, что Иисус Христос не выполнил Свою миссию на земле, фактически превращая Его в неудачника. Автор утверждает, что цель написания его книги заключается в том, чтобы задержать приход антихриста, но если выделить признаки пришествия антихриста, опираясь на Священное Писание, то можно увидеть, что поставленной перед собой задачи автор не выполняет. Напротив, он искажает Евангелие, ставит материальное благополучие выше духовного, полностью изменяет учение об Иисусе Христе, призывает сконцентрировать всю политическую и духовную власть в руках последователей «Розы Мира», то есть как раз делает все то, что, согласно Священному Писанию , является признаками власти самого антихриста. Наконец, он отвергает Боговоплощение, что, согласно Священному Писанию, так же есть проявление духа антихриста: «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста (выделено нами. – В.П.), о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» ( 1Ин.4:2–3 ). Тайна «Розы Мира» заключается в том, что Даниил Андреев, будучи марионеткой тех сил, с которыми стремился бороться, став автором «Розы Мира», явился одним из предтеч антихриста, готовящих его приход.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajna-ro...

Ведь ни для кого из вас не тайна, что Матвей Андреев записался в общество трезвости, дал обет пред Божией Мате­рью не пить вина и этого обета не сдержал, данную им клятву нарушил и в грехе этом не покаялся, так и умер. Ложная ли стыдливость, обычное ли рус­ское " еще успею " не позволили покойному своевременно раскаяться в своем грехе . Мне хочется предупредить вас всех, живых, чтобы вы не вступали на тот скользкий путь, на котором погиб умерший. Однажды, говорится в Евангелии, пришли к Иисусу некоторые и рассказали Ему о галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти галилеяне были греш­нее всех галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на кото­рых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете (Лк. 13: 1-5). Да, и я скажу вам: если вы, православные, не покаетесь, не перестанете пьянствовать, не будете бороться с этими шинками – и вы скоро можете по­гибнуть, погибнуть так же нежданно, так же глупо и позорно, как глупо и позорно погиб и покойный со­брат наш, Матвей Андреев. Имеющие уши слышать, да слышат». В 1894 году, когда отец Николай поселился во Власьеве, здесь было два кабака, две пивных, ме­лочная лавка и ни одной школы; дети оставались неграмотными, так как, попросту говоря, негде было учиться. Народ костенел в невежестве, предавался пьянству, а вместе с этим крестьянские хозяйства нищали, росла бедность и преступность. Бедняцкая часть населения была в кабале у местного кулака от­ставного унтер-офицера Федора Алексеевича Бас­какова, который в деревне Пасынково имел кабак и мелочную лавку и под большие проценты ссужал бедняков семенами, овсом, товарами из своей лавки и в своем кабаке иногда в долг спаивал народ. К нему приносили под заклад сбруи, одежду и крестьянскую утварь. От такого порядка вещей в особенности страдали женщины, мужья которых систематически пьянствовали, разорялись семьи, и в домах появлял­ся неотвратимый признак нищеты.

http://fond.ru/kalendar/700/nikolay/

(Пример: обличение Царя Иоанна Грозного митрополитом Филиппом.) Проф. И. М. Андреев ПРИЛОЖЕНИЕ Проф. И. М. Андреев. Брак и семья (В православно-русском понимании) Проблема брака – стара как мир. Библейское сказание о сотворении мира полно сверхчеловеческой мудрости. Только оно одно может выдержать самую строгую, самую придирчивую критику. Вот почему большинство величайших ученых верит в Бога и в Богооткровенные книги, т.е. в Библию . Библейские образы, помимо своей глубины и сложности, являются еще и художественными образами, почему они и привлекали и будут привлекать к себе внимание величайших представителей всех искусств: поэзии, музыки, живописи и скульптуры. Чтобы уяснить себе всю глубину проблемы брака, следует начать рассмотрение этой проблемы с религиозной точки зрения. Первый брак был брак Адама и Евы в раю. Они были сотворены Богом и брак их был благословлен, как была благословлена и вся земля и все, что на ней совершалось в то время. Первым, по библейскому сказанию, был сотворен Адам, т.е. мужчина, затем из ребра его была сотворена Ева , ибо Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». И сказал человек: «Вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женой, ибо взята от мужа». Дальше в книге Бытия говорится: «И оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут одна плоть». Апостол Павел прибавлял к этим словам: «Тайна сия велика есть!» Воистину брак есть великая тайна! Христианство не только подтвердило ветхозаветную истину о браке как таинстве двуединства (двое будут одна плоть), но дало еще новый глубокий прообраз браку: единение Христа и Церкви. О взаимоотношениях мужа и жены апостол Павел говорит: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. Потому что муж есть глава жены, как Христос – глава Церкви... Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... Так и мужья должны любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь... Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя, а жена да боится своего мужа» ( Ефес.5 ). Конечно, «боится» надо понимать не в обывательском житейском смысле рабского страха, а в религиозном: «бояться» обидеть, «бояться» оскорбить, «бояться» сделать неприятное любимому, «бояться» потерять его любовь и расположение, и, наконец, «бояться» получить справедливое и заслуженное наказание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

«Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.» ( Евр.11:6 ). «Кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). Нужно хранить веру, как драгоценное сокровище; нужно возбуждать и укреплять ее и в других. Один верующий своей религиозной убежденностью и доброй жизнью может обратить многих неверующих, а тогда он «спасет душу» неверующего «от смерти и покроет» его «множество грехов» ( Иак.5:20 ). Особенно нужно быть внимательным к подрастающему юношеству, – этой нашей надежде,– и всячески воспитывать в ней религиозные чувства и охранять его от вредных антирелигиозных влияний. 2 Неверие – факт слишком сложный и трудно указать все его причины. Восполняя сказанное, мы не можем не обратить внимание на следующее. Распространение неверия страшно, но оно еще не так губительно, если проводником его является положительная наука с ее эволюционными теориями, ибо наука составляет, во всяком случае, достояние сравнительно немногих. Но ныне грубое надругательство веры совершается чрез посредство искусства, часто художественной литературы, которая получает широкое распространение в массах и отравляет духовную жизнь. Разумеем, напр., наделавшую в последнее время столько шума, трагедию Андреева „Анафема“. Ничего, кажется, безобразнее этой пьесы нельзя представить. Андреев – это хулитель Бога, он проповедует возмущение Земли против Неба. Земля страдает, полна горя и слез, она жаждет жизни... Но Небо ко всему этому равнодушно. На земле торжествует Анафема, т.е. диавол, и вся жизнь человека есть одна какая-то сатанинская игра. Небо, по-видимому, должно наградить Давида (главное действующее лицо пьесы) за его любовь ко всем, за его благотворительность, его сочувствие ко всем страдающим и изнемогающим в борьбе. Но Давид обманут, над его любовью посмеялось Неизвестное... Оно слишком гордо, совершенно безучастно к страданиям человека; оно обещает бессмертие, но это один пустой звук. На земле празднует свой пир Анафема. В своем безумствовании Андреев хулит Бога и защищает Анафему, который желает облегчить свою судьбу и печальную участь человечества, но не может этого сделать.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Что Гитлер и другие палачи, По существу, посланцы были божьи. Смири свою гордыню и молчи: Они посланцы все, и Сталин тоже. Был взор его, как у младенца, чист. Он верил свято в Божью справедливость. Его я молча слушал терпеливо, И утешался тем, что атеист. Казармы Освенцима. Современное фото Вопрос в трактовке Из богословия мы, конечно, многое знаем о Боге, но куда сложнее понимать, что именно Он хочет сказать нам тем или иным обстоятельством жизни. Да и хочет ли вообще? Или же это наше мышление и фантазия, которые способны увести нас в страну далече? Вспоминается непростая и трагичная повесть Леонида Андреева «Жизнь Василия Фивейского». В ней показан путь священника, сталкивающегося с чередой трагедий и воспринимающего эту череду как результат забвения у Бога. И когда в его семье родился долгожданный ребенок, которого мы сейчас назвали бы просто «с особенностями развития», он воспринимает это как издевательство Творца, как свое проклятье. Леонид Андреев (1871–1919) – писатель, представитель Серебряного века Когда читаешь это произведение, невольно возникает вопрос: почему он именно так смотрит на обстоятельства жизни? Почему не видит в этом повод, например, проявить свою любовь и заботу? Увы, окружающее общество, чураясь его, само задает эту антихристианскую по сути, хотя и «благочестивую» по форме, систему координат. Оно считает священника чуть ли не одержимым и провоцирует отвергающее отношение отца к своему ребенку. Ну а заканчивает герой повести и вовсе трагично… Бытовая теодицея Иногда я наблюдаю по каналу NatGeoWild, как живет дикая природа. Да, там много эстетики и даже подвигов! Но, глядя на это, мне часто вспоминаются слова Апостола Павла: «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим 8:22). Увы, законы хищничества, жестокой внутривидовой борьбы и естественного отбора необходимы для выживания плоти. А страдания неизбежны в этом мире даже для ни в чём не повинных животных. Но ведь христиане знают, что «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих» (Прем 1:13). И из Книги пророка Исайи мы помним о том, что «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис 11:6).

http://blog.predanie.ru/article/bogoslov...

Екклезиаст говорит, как раз после нескольких печальных размышлений о состоянии умерших: Иди, ешь с веселием хлеб твой и пей в радости сердца вино твое! когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои белы, и да не оскудеет елей на голове твоей! Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, которую дал тебе (Бог) под солнцем. Зависимость между этими двумя текстами не кажется мне очевидной; я не осмелился бы даже сказать, что она очень вероятна, если бы этот пример был изолированным. Эта манера радоваться и проявлять свою радость слишком обща всем людям; единственным поразительным пунктом является тот же порядок, в котором выражены, по крайней мере, пять идей, но этот порядок, будучи довольно логическим, мог быть одним и тем же, как с той, так и с другой стороны вследствие чистого совпадения. Но так как этот пример представляется посреди множества фактов, стремящихся доказать, что Израиль в некоторой степени был под влиянием вавилонской цивилизации; с другой стороны, так как составление Екклезиаста причисляется всеми независимыми и некоторыми католическими критиками к довольно ранней эпохе; так как, наконец, автор Екклезиаста имеет, по-видимому, просвещенный ум и большую начитанность, то зависимость, о которой здесь говорится, не невероятна. С осторожностью то же рассуждение может быть приложимо к тому из подобий, упомянутых на предыдущих страницах, которое, взятое в отдельности, не доказывает многого, но, расположенное рядом с другими, выигрывает в вероятности и заслуживает быть принятым во внимание. 4. – Нужно также считаться с общностью расы. То или другое предписание Моисея вместо того, чтобы прямым путем быть связанным, несмотря на видимость, с законо- —807— дательством Гаммураби, может быть, только записывает очень древний обычай. Общее происхождение, одно и то же направление ума и родственность языков объясняют известные выражения, сравнения, метафоры и другие фигуры языка, формы поэзии, параллельность в частях стиха (примеры которой дает нам также египетская литература), мерную строфу, и по смыслу и по параллельному, или симметрическому расположению равного числа стихов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Подобные речи о хохоте Спасителя представляют собой неумную выдумку Андреева. Такую же выдумку его представляют речи о развлечениях апостолов и о частностях их домашнего обихода. Такую выдумку его представляет собой постоянное шутовство Иуды, а также мысль о предательстве Иуды как героическом поступке и как заслуге, мысль о притязаниях Иуды на равенство со Христом. Определенно выступает Иуда Искариот в Евангелиях при следующих случаях: на пиршестве у Лазаря ( Ин.12:46 ), у первосвященников при заключении предательского условия ( Мф.26:1416 ; Лк.22:36 ), на Тайной Вечери ( Мф.26:2125 ; Ин.13:2130 ), во время предательства в саду Гефсиманском ( Мф.26:4750 ; Мк.14:4345 ) и вторично у первосвященников с выражением раскаянья ( Мф.27:35 ). Во всех этих случаях нигде и тени нет ни того шутовства, ни тех притязаний, какие приписывает Иуде Андреев. О последней явке Иуды к первосвященникам так говорится: Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился ( Мф.27:35 ). Нетрудно видеть после сего, что дерзкое, с вызовом обращение Иуды ко Христу пред Иудиным самоубийством, как оно изложено у Андреева, совершенно не соответствует евангельскому сказанию именно о покаянном отчаянии Иуды в это время. Нравственное же достоинство Иуды Сам Спаситель определил в таких словах: горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться ( Мф.26:24 ). Совершает в церкви исповедь и в исповеди познает он людское горе. На исповеди «в вопросах своих он был безжалостен и бесстыден, и страха не знала его родившаяся мысль» (гл. V). Происходит в душе Фивейского тяжелый процесс, который приводит его к мысли снять с себя сан. Однако после смерти жены он укрепляется новым сознанием в себе веры. Он мыслит: «На неведомый подвиг и неведомую жертву избран он, Василий Фивейский, тот, что святотатственно и безумно жаловался на судьбу свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010