Иногда это – слово научения, порой – вразумления, нередко – утешения. Но всегда – нужное, живительное и отрадное, облегчающее и увеселяющее душу, разгоняющее мрак скорбей и просвещающее очи сердца. Образец такого слова – в проповедях о. Рафаила. Все они произнесены в разное время и по разным случаям, однако, есть в них нечто общее, их объединяющее: любую возможность использует автор, чтобы направить путь своих слушателей к Горнему Иерусалиму. Он словно ведет за собою и раскрывает внимающему ему новый, духовный мир. В проповедях этих можно найти, пожалуй, все – от обличения и указания средств к врачеванию пороков современного мира до практических уроков борьбы с врагами-демонами и собственными нашими страстями. Перед нами последовательно открываются и богослужебная, литургическая жизнь Церкви, и сокровенная жизнь человеческого сердца, пути, которыми человек идет к Богу или удаляется от Него. От объяснения смысла и значения церковных таинств о. Рафаил переходит к раскрытию таинства приближения к Богу непрестанной молитвой. Он постоянно напоминает нам: мы, христиане, не только призваны к вечной, небесной жизни, но мы уже – люди, взятые в удел (1 Пет. 2, 9) и оттого не свои (1 Кор. 6, 19). И самый дом наш, где живем мы, хоть и пребываем телом на земле, – это Церковь. «Дом, в котором Отец, – как повторяет о. Рафаил, – Сам Бог. Мать – Пресвятая Богородица. Ангелы и Святые – наши старшие братья. А мы сами – братья и сестры друг другу». Здесь мы безопасны, защищены от всякого врага. Похитить, исторгнуть нас из церковной ограды не в силах никто, только бы мы сами не оставили ее. А те, кто вне, услышав голос пастыря, да поспешили бы в нее войти. К сожалению, мы не имеем возможности ничего сообщить о самом о. Рафаиле, о его жизни – у нас нет благословения автора на публикацию каких-либо биографических материалов о нем. Можем лишь сказать, что живет и служит Богу архимандрит Рафаил в Грузии, там пишет, там произносит свои проповеди. Путь христианина Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братия и сестры, в Евангелии, читаемом перед праздником Воздвижения Креста, кратком по своему размеру, но бесконечно глубоком по содержанию, по своему внутреннему мистическому смыслу, Господь говорит: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2176...

Разделы портала «Азбука веры» Андрей Зайцев 09.12.2017 18.04.2023 ( 14  голосов:  4.6 из  5) Во времена, когда общины, относящие себя к христианским, венчают однополые пары, вопрос – как Церковь относится к гомосексуализму, однополой любви, требует уточнений. У Церкви есть ее классический первоисточник: Священное Писание и церковное Предание. Обратившись к нему, можно исследовать этот вопрос, а также увидеть, что здесь пытается добавить «от себя» лукавый человеческий ум во имя «церковного прогресса». Уничтожение Содома и Гоморры. Джон Мартин (John Martin), 1852 Ветхий Завет Прежде чем цитировать тексты из книги Левит, содержащей осуждение однополой любви и карающей за нее смертью, нужно объяснить, что библейские тексты составлялись в разное время и написанное в них отражает нравы, обычаи и представления той эпохи и того народа, которому было дано Откровение. Поэтому формы наказания за грех, использовавшиеся в иудейском обществе до Рождества Христова, не могут быть механически распространены на другое время.  В 18 главе книги Левит среди прочих запретов говорится о невозможности спать с мужчиной как с женщиной: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость». ( Лев.18:22 ). Чуть ниже этот запрет повторяется с указанием на то, что его нарушители будут преданы смерти: «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них». ( Лев.20:13 ). Отметим, что в той же главе книги Левит запрещаются близкородственные связи, супружеская измена и другие грехи, относящиеся к сексуальной сфере человека. Все они наказываются либо смертью, либо изгнанием из общины. В древности это был традиционный способ защиты племени, который позволял ему не сойти с исторической сцены. Система табу была распространена во многих культурах, и столь суровые меры к их нарушителям можно найти не только в Ветхом Завете. Самая же известная ветхозаветная история о гомосексуализме, которая ввела в наш язык выражение «содомский грех», описывается в 18 и 19 главе книги Бытия. В городе Содоме был крайне распространен гомосексуализм, и развратные и распущенные жители захотели изнасиловать ангелов, пришедших в дом праведного Лота. Праведник пытался защитить своих гостей, но обезумевшие от похоти жители попытались выломать дверь, чтобы совершить желанный грех. После этого ангелы поразили жителей города слепотой, а наутро уничтожили Содом, забрав с собой семейство Лота: 

http://azbyka.ru/zdorovie/chto-svyashhen...

Надежда 17 июня 2015, 19:52 Согласна с критикой профессиональных клиросов. Пение, в основном, концертное, не молитвенное, особенно у женщин (они по природе эмоциональнее и часто вместо молитвы выпевают своею страстью - свою страсть). Кривляются, хихикают на клиросах - это не кощунство? Есть даже странное выражение: " воцерковление через клиросное послушание " . Что, для пения в храме не обязательно быть верующим? До революции на клироса брали самых достойных, нынешние же словно делают одолжение нам, что пришли тут спеть. Что и как петь, они знают, а зачем петь - понимают ли? У народа же молитва на уста просится - а им рта раскрыть не дают, одергивают. Дайте людям петь. Не всю службу, а общеизвестные молитвы, песнопения, молебны. Чтобы угодить Богу, не обязательно знать ноты (ангелы их не знают). Тем более, что богослужебный звук и музыкальный звук - не одно и то же, об этом хорошо знают специалисты по знаменному пению. Надо молиться, чтобы Бог даровал угодное Ему пение. Наталья Богоявленская 17 июня 2015, 18:55 Так я не поняла по поводу 15-го Правила (см. комментарии Краснянского Максима и Алексея): можно петь во время богослужения или нет? Я, например, пою только то, что положено петь всем приходом, хору никогда не подпеваю. Когда-то, много лет назад, мне сказали знающие люди, что подпевать хору -- грех. Но в одной из книг по церковному пению (к сожалению, не помню её автора) я прочитала, что в храмах Древней Руси все службы были рассчитаны на то, чтобы петь всем вместе. Эта практика исчезла после того, как в Россию, в том числе и в Церковь, проникло итальянское пение и петь стало сложно. А вот, например, В Покровском храме Марфо-Мариинской обители перед службой раздают листочки с текстами, и литургия оглашенных там поётся всем храмом. Хотя я согласна с теми, кто считает, что пение отвлекает от молитвы: нужно делать что-то одно -- либо петь, либо молиться. Раиса Николаевна 17 июня 2015, 16:53 Тема наболевшая. Спасибо Димитрию, что поднял её, не боясь, что коллеги не поддержат. Я видела разное отношение людей из церковных хоров. Они порой не соотносят себя с остальной частью участников Литургии. Они - выше!Некоторые хористы откровенно говорят, что их задача - " запеть " (забить) даже коллег... Что тут скажешь!

http://pravoslavie.ru/79933.html

«Для того-то Бог и называет ее (жену.- М. И.) помощницей,- замечает свт. Иоанн Златоуст,- чтобы показать, что они - одно» ( Ioan. Chrysost. In Col. 12. 5). Продолжая мысль свт. Григория Нисского о тайне Св. Троицы, нашедшей отражение в человеческой семье, можно отметить, что Адам как носитель Божественного образа нуждался в общении; человеку действительно «не хорошо быть… одному» (Быт 2. 18). Сотворенный Богом Любви (1 Ин 4. 16), он должен был проявлять эту любовь в окружающем мире и к «близким», среди к-рых на 1-м месте стоит семья, и к «дальним» (Евр 2. 17). 1-я семья есть Троический образ: с одной стороны, в единстве их природы, а с другой - в ипостасях этой семьи. Слова, лежащие в основании брака: «...оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт 2. 24) - находят разное объяснение. Свт. Филарет предполагал, что они могли быть сказаны Адамом, к-рый осознал «естественное следствие сотворения жены, или от лица Моисея, показывающего начало супружества». Однако «Иисус Христос приписывает оные Богу»,- замечал святитель, имея в виду точно такие же слова, сказанные Христом искушавшим Его фарисеям (Мф 19. 5) ( Филарет (Дроздов), свт. Толкование на кн. Бытия. С. 96). Свт. Иоанн Златоуст толкование Быт 2. 24 предварял рядом вопросов: «Откуда… пришло ему (Адаму.- М. И.) на ум сказать это? Откуда узнал он будущее, то, что род человеческий размножится? Откуда известно ему стало, что будет совокупление между мужем и женою?» Эти и подобные им вопросы возникли у свт. Иоанна потому, что изменения, о к-рых идет речь, появятся после грехопадения. Так что до совершения греха Адам не мог ничего знать о них. До греха, замечал свт. Иоанн, «люди жили в раю, как ангелы... не разжигались похотью (и)… не обременялись нуждами телесными». Разрешение своих недоумений свт. Иоанн Златоуст усматривал в том, что Адам до совершения преступления был «причастен пророческой благодати», поэтому «видел все это духовными очами» ( Ioan. Chrysost. In Gen.

http://pravenc.ru/text/180848.html

В иконописи существуют свои особые каноны изображения Священной истории. Иконописец не ставит себе задачу нарисовать иллюстрацию к рождественскому повествованию Евангелия от Матфея и Евангелия от Луки. Рождество Христово рассматривается с точки зрения вечности, где все другое, не такое как на земле. Поэтому, например, нет ничего удивительного в том, что в иконе Рождества изображены несколько событий, происшедших в разное время – явление звезды, само Рождество, явление ангелов пастухам, шествие волхвов. Если бы все это изображал светский художник, он, несомненно, предложил бы зрителям серию картин на тему Рождества, где последовательно все бы изобразил. Так, кстати, и произошло в эпоху Возрождения (XV-XVI века). А иконописец соединяет все в одной иконе, потому что в вечности нет «когда» и «потом», а есть только «днесь»  то есть «сейчас и навсегда». В человеческой истории, во времени  Рождество Христово совершилось лишь однажды. Но для Церкви, которая каждый год снова и снова входит в пространство Рождества, это событие не является просто историческим фактом, разделяющим время на «до Рождества Христова» и «после». Это событие встречи Бога и человека, времени и Вечности.  Это не «однажды», а «навсегда». В пространстве иконы «радость велия» о рождении Спасителя мира, которую ангелы возвестили пастухам, тоже выглядит совсем иначе, чем радость в обычном, житейском смысле. Икона как бы  предлагает другое понимание праздника – не богатый стол, не яркие одежды, не песни и пляски, а тишина, покой и благодарность. Тишина и  покой фигур Матери и спеленутого  Младенца, смирные овечки у ног пастухов, глядящих на небо. Это та радость, которая переживается внутри, сердцем. Классическое византийское  иконописное изображение Рождества Христова включает в себя три зрительных плана (яруса)  – верх, «небо», центр, «соединение неба и земли», и низ, «землю». Древнерусские иконы практически всегда следуют византийской традиции. Только в XVII веке появляются иконы, композиция которых очень напоминает западноевропейскую живопись. В иконах этого времени, кроме собственно сюжета Рождества, появляется и сюжет бегства в Египет, и избиение младенцев по приказу царя Ирода.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-v-xristians...

Холодный карьерист видит организацию, которая получает и распределяет государственное финансирование. Журналист бульварного издания больше всего заинтересован скандалами и (предполагаемыми) отношениями между почтенными учеными мужами и юными аспирантками. Разведчик (и контрразведчик) видит государственные секреты. Водопроводчик видит протекающие трубы в здании, где собираются академики. Адепт каких-нибудь «тайных знаний» или смелых теорий видит презренную «официальную науку», которая «ничего не понимает». Иначе говоря, при том, что сама Академия вполне доступна наблюдению, люди видят в ней разное – в зависимости от их личных устремлений и представлений о мире. Вероятно, человек, который интересуется деньгами или скандалами, не увидит того, для чего, собственно, Академия существует – науки. Просто потому, что она его не интересует. Для того, чтобы понять школу, или Церковь , или биржу, или Академию наук, важно понять прежде всего, для чего она существует. Перед тем как решать, хорошо ли члены данного сообщества исполняют свою миссию, надо понять, в чем она состоит. Тем более это стоит выяснить перед тем, как присоединяться к этому сообществу. А понять это невозможно, не определившись с картиной мира. Бытие Церкви имеет смысл, только если вера в триединого Бога истинна, и Церковь – важнейшая часть Его замысла о спасении мира. Церковь есть нечто гораздо большее, чем «земное сообщество православных людей». Главою Церкви является Господь, к ней, помимо верующих, совершающих свой земной путь, принадлежат ангелы, Святая Владычица Богородица, души христиан, которые уже отошли к Господу. В Церкви особым невидимым образом действует Божественная благодать. Даже то, что в Церкви является видимым, можно видеть по-разному. Зачем это всё? Мы неизбежно оцениваем всё, с чем мы сталкиваемся, с точки зрения нашего взгляда на мир и наших ценностей. Чаще всего этот взгляд складывается стихийно – мы подхватываем представления окружающих, обрывки из книг и фильмов. Но мировоззрение, которое определяет наши решения, – это важно, и нам не стоит пускать его формирование на самотек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

«Как все» У нас очень мало данных о том, как заключали свой брак ранние христиане. Из Нового Завета мы видим, что Христос принимает участие в обычном иудейском свадебном пире (Ин. 2, 1-11), а апостол Павел указывает, что брак должен быть «только в Господе» (1 Кор. 7, 39). При чтении христианских авторов первых трех веков возникает ощущение, что они, за немногими исключениями, практически не интересовались этим вопросом. Так, св. Игнатий Антиохийский в своем послании к Поликарпу (нач. II в.) пишет: «Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия (то есть с ведома, одобрения) епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти». Более ясное свидетельство мы находим в Северной Африке у Тертуллиана (ок. 160 - после 220), который в своем труде «К жене» говорит о заключении христианского брака, что его «устраивает Церковь, подтверждает приношение (то есть Евхаристия), запечатлевает благословение, ангелы возвещают и Отец одобряет». Однако в другом месте он указывает, что «Бог не запрещает празднования свадьбы», то есть совершения ее согласно обычаям той эпохи, за исключением элементов, очевидно связанных с идолослужением (принесение жертвы, возложение венцов и так далее). Мы не знаем, каково было соотношение «домашнего» праздника и собственно христианского чинопоследования заключение брака, которое, вероятно, уже существовало к тому времени в некоторых церковных областях. Однако можно полностью принять утверждение автора «Послания к Диогнету» (ок. 200), говорящего, что христиане «женятся и выходят замуж как все», т. е. следуют обычаям и государственным законам того времени (очевидно не противоречащим христианскому взгляду на брак). Никому и в голову не могло прийти утверждать, что супруги, не заключившие церковный брак, живут «в блуде». Тот же Тертуллиан, говоря о заключении брака с язычником, нигде не упоминает, что это будет не брак, а «сожительство» в сегодняшнем смысле слова, он лишь подчеркивает ряд объективных трудностей, которые такой союз ставит перед христианкой, его заключающей.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

Нам доводилось видеть подобные кресты и в частных собраниях. На крестах русских и позднегреческих Иисус Христос обычно является с перевязкой по чреслам, с надписью: «IC. XC.», с Голгофой и Адамовой главой; подножие наподобие ромба, предстоящие по большей части в виде двух или четырех бюстов на поперечной – большой балке креста. Кресты эти имели разное назначение: напрестольные, выносные, наперсные и тельники, киотные и поклонные, хотя это разграничение и не выдерживалось строго и не имело иконографической важности. Из бесчисленного множества таких крестов укажем лишь наиболее известные и доступные для изучения. Напрестольный крест св. Авраамия Ростовского (XI в.) в ростовском Авраамовом монастыре 2099 : сделан из спруды, шестиконечный, с изображенным на нем крестом восьмиконечным, на котором распят Иисус Христос; глава Иисуса Христа украшена крестчатым нимбом с буквами: « . О. Н .»; на доске вверху нацурован четырехконечный крест; а над верхним концом надпись «Ic. Xc.»; вверху три архангела, в числе которых Михаил и Гавриил; в концах поперечной большой балки креста медальонные бюсты Богоматери и Иоанна Богослова; под крестом Адамова глава. Крест, приписываемый препод. Варлааму в новгородском Хутынском монастыре XII в., сходен с предыдущим; глава Адамова имеет надпись: «лоб. " 2100 . От XVI-XVII вв. до нас дошло немало греческих крестов с искусно вырезанными изображениями праздников и святых, а также и распятия, таковы: крест, изданный в «Древностях российского государства» 2101 ; крест в Троицком монастыре на о-ве Халки, крест Оружейной палаты 2102 , в московской синодальной ризнице 2103 , в новгородском Знаменском соборе (ангелы собирают в чаши кровь из язв Иисуса Христа 2104 ), два креста в церкви коммерческого училища в С.-Петербурге, несколько крестов резных в Академии художеств 147, 151). Русские напрестольные кресты XVI-XVIII вв. в Хутынском монастыре (1534 г.), в Вяжицком (1553 г., теперь в моск. Благовещ. соборе 2105 ), в московском Архангельском соборе (1560 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Святый Архангеле Божий Михаиле, отжени от нас молниеносным мечом твоим духа лукавого, искушающего нас. О великий Архистратиже Божий Михаиле — победитель демонов! Победи и сокруши всех врагов наших, видимых и невидимых, и умоли Господа Вседержителя, да спасет и сохранит нас Господь от всех скорбей и от всякия болезни, от смертоносныя язвы и от напрасныя смерти, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, возлюбленные други мои, праздник и прославление Архистратига Божия Михаила и неисчислимого сонма Ангелов. Это великий праздник для всей Православной Церкви, а для нас он сугубый: храм, в котором мы с вами сейчас находимся, освящен в честь Архистратига Михаила — вождя и предводителя всего небесного ангельского воинства, верных и ревностных служителей Вседержителя и Творца Бога. День этот (8 ноября по церковному календарю) — главный из всех праздников в честь святых Ангелов. В просторечии он именуется Михайловым днем и очень чтим верующими людьми. А Церковь именует его «Собором Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных». Собор, то есть соединение, совокупность всех святых Ангелов во главе с Архистратигом Михаилом, ибо они все совокупно и единогласно славят Святую Троицу, единодушно служат Богу. Этот день, дорогие мои, Церковь посвятила Архистратигу Михаилу — вождю Небесных Сил, и на иконах изображают его в грозном и воинственном виде. На голове его шлем, в руке меч или копие. Под ногами пораженный им дракон. С кем и против кого воюет этот отважный предводитель?! Мы знаем с вами, други мои, что весь ангельский мир, который был создан еще до создания человека и всего видимого мира, был наделен при творении великими совершенствами и благодатными дарами. И велико, и славно было его предназначение. Среди этого ангельского мира один из верховных ангелов — Денница — открыл в самом себе источник зла и гордости и восстал против своего Творца. Ангелы, подобно людям, сотворены со свободной волей. И вначале они могли злоупотребить этой свободой и впасть в грех. Что и произошло с Денницей. Он пожелал быть самостоятельным, не зависящим от Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3259...

С какою легкостью дети перенимают у своих руководителей все хорошее, с такою же легкостью научаются и всему дурному. Я не помню, где то читал, что восемнадцатилетний юноша в крайней опасности на всю жизнь, если нравственность его дурна. Сия опасность тем очевиднее, что в это время молодые люди обыкновенно появляются в свете. Что же будет с юношею, если он из рук дядьки или учителя выйдет с дурным сердцем и душою, ложными мыслями о вере и нравственности напоенною? Может ли он исправить себя в вихрях света, если не старались сделать его лучшим в тишине домашнего учения? Руководители! Если вы не исполнили своей обязанности в отношении к благочестию; то страшитесь той участи, которой Иисус Христос признает достойными соблазнителей 152 . Ангелы Хранители детей всегда видят лице отца небесного 153 : а вы, вопреки Ангелам, похищаете их у родителей, у Отечества, у матери нашей – святой Церкви. И на сына матери твоея полагал ecu соблазн 154 : кровь его от тебя взыщу, глаголет Господь 155 . И взыщет праведный Судия от вас погибель их; ибо они скажут некогда, указывая на вас: сии лжеучители, при самом начале стези нашей, соблазны нам положили 156 . Чтобы тверже основать христианскую веру в сердце дитяти, учитель и дядька должны быть весьма благоразумны в выборе книг, как скоро начнут учить его грамоте. Я не спорю, что басни и нравоучительные повести, обыкновенно помещаемые в Азбуках, имеют в себе много хорошего: но главное дело для христианского младенца состоит в том, чтобы внушить ему, что истинная мудрость находится только в Священном Писании . Сколь ни хороши сами по себе правила индейских и китайских мудрецов; но как они ничего не напоминают нам о Иисусе Христе: то нет сомнения, что они для детского возраста вредны. Однажды десятилетний мальчик, держа в руках подобную книжку, спросил у меня: «христианин ли был этот арабский философ?» Я сколь справедливо, столь и неосторожно отвечал ему отрицательно; и ребенок не запинаясь сказал: «представьте, как божественно пишут и не-христиане! –» Ужасное чувствование! Оно со временем может завести отрока на пути погибели так далеко, что ему почти невозможно будет оттуда и возвратиться. Первые христиане в сем случае были весьма осторожны: юная Макрина, сестра Василия Великого, на восьмом году уже знала из Ветхого и Нового завета все места, как в разное время дня, в разных обстоятельствах жизни благодарить Бога и предаваться святой Его воле, и на вопросы своих родственников отвечала всегда удовлетворительно о своих обязанностях к Богу, к себе самой, к разным лицам и в разном состоянии 157 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010