Инок внутренне съежился и мысленно подосадовал: «Этого еще не хватало! Так и знал, что обязательно засвечусь здесь», — при этом он постарался изобразить на лице беспечное благодушие. Музыкант запел: А весной обезумело что-то, приземляются ангелы в клевер, и протяжно кричат самолёты, возвращаясь с востока на север. В сентябре средь цветов ароматных белокрылых искать мы будем. Но со временем станет понятно, что не ангелы это, а люди. По окончании песни Синильга энергично зашептала Лазарю: — Первый раз слышу! Здорово, правда? А почему он тебе посвятил? — Не знаю, — немного рассеянно ответил Лазарь, а сам подумал: «Мистика какая-то! Ведь монашество — ангельский чин, но Музыкант не мог знать, что я — инок. Тем более, он не знает, что я служил в разведбате десантных войск. А песня получилась вроде как про десантуру. Странно, мне никогда не приходила мысль, что ангелы и десантники в чем-то схожи: и те, и другие спускаются с небес…». — Хорошая песня, — добавил Лазарь. Музыкант вновь взял слово: — Теперь послушайте, пожалуйста, песню, навеянную Америкой. Она называется «Рочестер» и написана в стиле кантри. Я вообще много езжу по стране на своем верном старом «Линкольне». Люблю эти просторы, этот сильный, добрый и немного наивный простой народ. В путешествиях видишь и слышишь разное. Помню вечность, день — за вечер, тихий сумрак длинных комнат. Трудно засыпал Рочестер, грог в бокалах был не тронут. Ты мне пела о надземном, ночь шептала мне о тленном. Всё прошло, исчезла пена. Вечность вспыхнула молебном. Это было. Это было? Дали пали, отступали. Где Рочестер? А скрижали вековечно в вечность встали. Судя по аплодисментам, эта песня особенно понравилась публике, хотя на Лазаря она не произвела впечатления, да и стиль кантри его не согрел. Но Синильге песня понравилась. Лазарь даже подумал, что ей нравится все, что поет Музыкант. — Спасибо за поддержку, — поблагодарил слушателей Музыкант. — Я спою вам еще одну песню, рожденную странствиями. По большому счету все мы странники на этой земле. Песня называется «Мой новый дом».

http://azbyka.ru/fiction/angely-prixodya...

При всей доброте этого государя, и при нем христианам не было спокойного житья даже в самом Риме. В числе придворных и тогда были такие, которые втихомолку проливали кровь христианскую, как воду. Привлечена была к суду как христианка и диаконисса Татиана . Когда она отказалась от поклонения идолу в храме Аполлона, ее подвергли пыткам. Святая нисколько не колебалась от испытываемых ей страданий. Вокруг нее незримо для других стояли четыре ангела и ободряли ее. Мучители удивлялись стойкости святой. Заключили потом святую в темницу, и здесь явились к ней светоносные ангелы для ее утешения. Святую опять подвергли мучениям, и опять бросили в темницу, и опять светоносные ангелы Божии явились к ней, уврачевали ее от ран и облегчили ее страдания. Заключили наконец страдалицу в храме Меркурия, остригли ее волосы, воображая, что в них заключается врачующая сила волшебства. И снова светоносные ангелы явились к ней, утешая ее в страданиях и возвестили скорое отрешение от смертного тела. Святая была усечена мечом вместе со своим родным отцом, которого также судили за принятие христианской веры. И святая душа Татианы водворилась в мире светоносных ангелов. Татиана . Борис Зайцев Московско-русская На углу Большой Никитской и Моховой, в старинном невысоком здании, прямо на улицу глядел, под стеклом, с неугасимой лампадой, образ св. Татианы . Все очень скромное и старомодное. Отчасти и странно: почему облик молодой диакониссы, замученной в первохристианские времена в Риме, так вот явился в Россию XVШ века, освятил просвещение ее? Да, будто бы случайно: мать графа Шувалова звали Татьяной. 12 января 1755 года императрица Елизавета подписала указ Сената об основании Московского университета – покровительницей его и оказалась св. Татиана , день ее в темной Скифии праздновали как раз 12-го. Разные бывают случаи, и не нам разгадать, просто ли случай или не просто. Можно только сказать, что Скифия приняла римскую деву как свою. Университет университетом (разное он давал), но сама дева, таинственно отмеченная, вселилась в Россию как в родное свое – подумать: Рим и Россия! И ничего в Татиане от Рима истории – все от смирения, тишины.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-pr...

В отличие от того, что мы встречаем у Григория, дихотомии более поздних христианских авторов (ср. Иоанн Дамаскин ) уже мало отличаются от Порфириевых. 3.1.3. Деление на мужское и женское Как сказано, деление человека на мужское и женское, играет важную роль в Трудности XLI. Этот вид деления не относится к логосу человеческой природы, но привнесен грехопадением. Бог создал его в предведении грехопадения для того, чтобы изгнанные из рая прародители смогли продолжить свой род, размножаясь уже не как ангелы (этот модус размножения был бы доступен им в раю), но подобно скотам. При этом, хотя деление на мужское и женское присуще подавляющему числу живых организмов 293 , для богословия Максима Исповедника оно является исключительно антропологическим. Истоки этой неортодоксальной теории уходят в далекое прошлое. Если говорить о философии, то в античной антропологии, было развито учение о совершенном человеке, как существе, свободном от разделения полов. В диалоге Пир миф об андрогине рассказывает Платон 294 . Аристотель в Метафизике обсуждает вопрос о разделении полов в рамках логической науки: «Почему женщина и мужчина не различаются между собой по виду, хотя женское и мужское противоположны друг другу, а различие по виду есть противоположение?... Поскольку мы имеем, с одной стороны, определение ( λ γος), а с другой – материю, то противоположения, относящиеся к определению, создают различие по виду, а противоположения, связанные с материей, такого различия не создают... Материя не создает видового отличия; поэтому [отдельные] люди не виды человека, хотя плоть и кости, из которых состоит вот этот человек и вот этот, разные. Правда, составное целое здесь разное, однако по виду оно не разное, так как в определении здесь нет противоположения... Мужское и женское... не относятся к сущности, а заключаются в материи и теле, поэтому из одного и того же семени возникает женское или мужское в зависимости от того, какое изменение оно претерпевает» 295 . Пишет на эту тему и Прокл 296 . Важно, что авторитетный для христианских авторов Филон Александрийский полагал, что человек, созданный по образу Божию, отличался от нынешнего чувственного: он был умопостигаем, бестелесен и еще не делился на мужское и женское 297 . В александрийское богословие проникло и получило дальнейшее развитие гностическое учение о тождестве библейских «кожаных риз» с земным (различным у мужчин и женщин) телом, добавленным к тонкому телу души после грехопадения 298 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Марксисты все ругаются с идеалистами и гностиками, все стараются доказать: что-то все-таки есть и материального в мире, и между ощущением и предметом есть сходство, хотя «это еще не значит, что оно (ощущение) абсолютно тождественно с ними прямо» 101 . Но тогда в чем же дело? Зачем ломиться в открытую дверь? К чему говорить о «зеркальном» отражении? Сходство разное бывает, например, как у пьяного: «вилка на бутылку похожа». Это ведь недалеко от Плеханова (теория «иероглифов») 102 , да и от самого Ленина 103 . К чему, повторяю, ломиться в открытую дверь объективной реальности – того, что и так ясно и не требует доказательств? Вопрос не в этом, а в том, какая цена, с гносеологической точки зрения (как святого, так и плотского человека), всем подобным рассуждениям, проецированным на границу «вещества», недоступную материальным приборам? Даже и с логической, – можно ли подпереть ими достоверность науки и «абсолютной истины»? Итак, что там, на «границе»? Одни скажут – еще более разреженная материя. Но она должна, даже и в известной теории, качественно измениться в свою противоположность, то есть в дух? Другие скажут – энергия, третьи назовут эту переходную ступень к Чистому Духу духом простым, элементарным. С богословской точки зрения это трудновыразимо. Конечно, ангел или душа наша – дух, но в отношении к Богу – кто? Ведь между тварью (мысленной или плотяной) и Богом (Творцом) – непроходимая пропасть. Значит, Дух Божий и дух человеческий или даже ангельский (все равно тварный) уж никак не могут быть сравнимы. Общее у них только название. Дух Божий проходит не только мимо, но и чрез все вокруг себя, чрез все духи ангельские и человеческие. Впрочем, не только серьезными рассуждениями до этого можно дойти, но и Откровение само об этом говорит: «Везде (παντακο) сый и вся исполняяй (κα τ πντα πληρν)» 104 . Потом, ангелы вперед, к Богу, ни через что не проходят, а назад проходят через тело. Бесы, бывшие ангелы, вселяются в человека, входят в него, в его тело, оттесняя душу бесноватого. Сознание во время его припадков затемняется, он говорит от другого лица. Психиатры-психологи называют это «раздвоением личности, сознания» 105 , а мы, верующие, различаем здесь самого человека, то есть его душу, и другую личность – беса. Доказать им логически, что это не так, тоже нельзя, потому что они даже психологически душу отрицают и не чувствуют ее. Про экспериментальный метод и говорить уж не приходится. Он бессилен. Это все равно что антилогичное утверждение, которое, между прочим, считается очень остроумным (!), астронома, кажется Лапперана: «Я в телескоп обыскал все небо и не нашел Бога…» 106 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Божественное видение есть сверхчувственное 1082 откровение ума. Божественное откровение есть приведение ума в движение духовными прозрениями о Божестве. Даже естество ангельское не приводится в движение само по себе 1083 , без откровения, которое от благодати. Иное есть приведение в движение откровениями о делах Божиих, и иное – откровениями о естестве сущности Его. Первое по естеству подобно 1084 чувственным [предметам], последнее же не имеет никакого подобия разуму или чему-либо [из чувственного]. Это чистота, тройственная по своим частям и своей основе 1085 , как говорится. И даже один из тысячи праведников не может удостоиться этого возвышенного ощущения. Ведь также и созерцание, касающееся вочеловечения Господа нашего и Его откровения во плоти, [происходит], говорят, от божественного созерцания. Подлинное видение ангелов есть приведение в движение духовными помышлениями о том, что относится к ним. Естество же сил духовных без [помощи] ума нам видеть невозможно. Когда кто-либо удостаивается видеть их в их собственном естестве и их месте такими, как они есть в своей духовной тварности, он приводится благодатью в движение в уме своем к откровению духовных помышлений о них. Когда же душа очищается и удостаивается видеть себе подобных, она приемлет видение их, посредством очей сих 1086 . [Духовные силы] не суть тела, чтобы им, одним и тем же, являться [в разное время] по-разному [и] помимо душевного видения (которое есть истинное созерцание), в то время как они не изменились, то есть в видениях не сделались ниже естества своего. Зрение же это [то есть видение ангелов такими, какие они есть] невозможно стяжать без второго очищения, [то есть очищения] ума 1087 . А что в образах видятся [ангелы] некоторым людям, то не истинное видение, но чин домостроительства они совершают в служении своем 1088 , или они являют себя [доступными] чувственному зрению для утешения и подкрепления простецов. Даже тем, кто не чисты, бывают такие видения. Первый же чин [видений доступен] людям просветленным и стяжавшим знание 1089 – тем, кто, благодаря достославному подвижничеству в безмолвии, возведены в чин чистоты. Слово двадцать первое. О том, что случается в молитве с живущими в безмолвии

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

И может быть, в этом порядке (сначала хлеб, потом пуля) отразился слышанный кем-то рассказ о последнем завтраке осужденного. Недели через две в лагерь пожаловала комиссия; они прошелестели – белые ангелы – по стационару, заглянули в бараки, побывали в столовой, проверили в кухне закладку в котел, спросили, часто ли меняют белье, хороша ли баня, и исчезли, как светлые виденья. После этого уже громко заговорили, что красномордого сняли, разжаловали и расстреляли. То, что его сняли, это было бесспорно, а вот во все остальное верили мало. Но все равно слушать о конце негодяя было приятно, и все слушали. Таково было первое несчастье, постигшее лагерь весной 1937 года. Старик рассказывал о нем сухо, жестко, четко, без всяких отклонений и объяснений. О втором несчастье он в этот день рассказать-таки не успел. Пробил отбой, а порядок в этом отношении был очень строг. За разговоры в ночное время сразу уводили в карцер.   – Так что же это все-таки было? – спросил на другое утро Зыбин. Его всю ночь мутило от этого рассказа, а тон старика так даже и раздражал. Что он, в самом деле, из себя строит? Кому нужна эта дурацкая бравада? А старик был опять в хорошем и ясном настроении. По коридору уже двигались чайники, и он хлопотал за столом, готовя завтрак. – Что было-то? – Старик вынул папиросу и слегка размочалил ее конец. – Не возражаете? Да кто же это знает, Георгий Николаевич. Разное тогда говорили на начальство, например, через бригадиров пустили слух, что это была японская диверсия. – Здравствуйте! Это как же? – А очень просто. Ехал из Магадана на океанском пароходе вновь назначенный начальник лагеря. Ну, конечно, патриот, гуманист и все такое. А к нему в каюту забрался японский диверсант; ну и дальше – как по фильму: свернул ему шею, выбросил в окно, а сам переоделся в его форму, забрал документы и приехал на место назначения. Стал выполнять заданье. Все. А разоблачили его случайно: жена приехала и увидела, что это не тот. Вот такая была версия. – И верили? – спросил Зыбин злобно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Будет день, когда Мы в каждом народе воздвигнем свидетеля о нём из среды его самого; тебя 287 Мы поставим свидетелем об этих людях (16, 91). „Будет день, в который Бог соберёт их и тех, которым покланялись они кроме Бога, и скажет: вы ли ввели в заблуждение сих рабов моих, или они сами заблудились от пути сего? Они скажут: воздаём хвалу Тебе! Нам неприлично было выступать с кем-либо, кроме Тебя в искренние отношения... Так они и выставят ложными слова ваши, которые говорили вы; и они не могут от беды отвратить, ни помощи подать. Каждого, кто из вас несправедлив, Мы заставим вкушать великую муку... Будет день, когда они увидят ангелов; но в день тот не будет радостной вести этим несчастным; им скажут ангелы: отлученье – достойным отлученья! Тогда мы доберёмся до дел, какие сделали они, и обратим их в прах развеваемый... (25, 18–25). Только те, которые на правой стороне, будут в садах райских. Разговаривая между собою, они спросят преступников: Что привело вас в адский пламень? Они скажут: „мы никогда не молились, не кормили бедных; мы только купались в водах суеты вместе с купающимися в суете, а день суда считали ложью, покуда не наступило для нас верное знание”. Теперь бесполезно для них ходатайство ходатаев. Зачем было им уходить от сего учения (Корана), подобно тому, как бегут ото льва пугливые ослы? Да, каждый из них пожелает, чтобы ему даны были развернутые свитки... Нет, этого не будет! Они не боятся будущей жизни” (Коран 74, 35–53). В этом отрывке Мохаммед произвольно ввёл в свой поэтический рассказ разговор праведников с грешниками. Может быть, впрочем, на этом рассказе отразилось косвенное влияние притчи И. Христа о богатом и Лазаре? ( Лук. 16, 19–31 ). Для правильного понимания учения Корана о последнем суде Божием над людьми христианину более всего важно знать, что перед кончиной мира на землю вторично явится Иисус Христос и будет знамением часа (43, 61), как говорится об этом в Евангелии ( Матф. 24, 30 и 39). Но в Коране нет связного описания этого космического момента, потому что сам Мохаммед только случайно получал, отрывочные сведения о кончине мира и о последнем суде Божием над людьми и говорил, о них в разное время и по разным поводам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Каждому человеку в разное время нужно использовать разные средства борьбы со страстями. Кому-то помогает пост, кому-то пение псалмов, кому-то уединение. Не всегда одному и тому же человеку помогает какое-то одно средство. Выбирать подвиги нужно с рассуждением, чтобы не взять дела выше своих сил. Бог — не виновник и не творец зла. Нет естественных страстей. Мы сами природные свойства к добру превратили в страсти. «По естеству, например, мы имеем семя для чадородия; а мы употребляем оное на беззаконное сладострастие. По естеству есть в нас и гнев на древнего оного змия; а мы употребляем оный против ближнего. Нам дана ревность для того, чтобы мы ревновали добродетелям; а мы ревнуем порокам». Есть естественные добродетели (милосердие, любовь, вера, надежда), а есть добродетели выше естества: чистота, безгневие, смиренномудрие, молитва, бдение, пост и умиление. Некоторым из них мы учимся у других людей, другим нас учат ангелы, а какие-то дает Бог. Чтобы понять, в каком духовном состоянии мы находимся, важно смотреть, как сильно действует в нас страсти и добродетели. Если нам кажется, что мы достигли чего-то, то мы должны тщательно проанализировать, есть ли это в нас на самом деле. Также важно исследовать и признаки страстей. И мы увидим, что в нас находятся страсти, которых мы и не замечаем по причине немощи или греховной привычки. Часто люди совершают одни и те же грехи, потому что либо забыли свои прежние падения, либо считают Бога слишком человеколюбивым, или отчаялись в своем спасении. Рассуждение помогает понимать, где воля Божия, где к ней присоединяется наша собственная воля, а когда действует одна наша воля, противная Божией. Исходя из этого, мы можем решить, какие из наших дел стоит исполнять безотлагательно, а какие либо вообще не делать, либо отложить. Чтобы понять волю Божию в конкретной ситуации, нужно подождать, отказаться от всех «за» и «против» и в доверии к Богу молиться о вразумлении. Однако Бог не всегда открывает Свою волю, чтобы мы, зная, не нарушили ее, и тем самым не совершили еще больший грех.

http://blog.predanie.ru/article/lestvits...

 -У нас телефонный звонок в студию, говорите. Мы вас слушаем.  -Добрый вечер.  -Добрый вечер.  -У меня вопрос по книге Ветхого завета. В 5-ой главе книги Бытия говорится о родословии Адама, а в начале 6-ой перечисляются его дети. И в 6-ой главе в самом начале говорится о том, что когда сыны божии увидели дочерей человеческих, что они красивы и брали их в жены. Вот я никак не могу постигнуть, что такое сыны божии? Дочери человеческие -это понятно, потомки Адама и Евы. А кто тогда сыны божии?  -Надо сказать, у разных святых отцов есть разные истолкования по этому вопросу. Вы можете открыть толковую православную Библию на этом месте и вы тоже увидите, что там перечисляются имена разных святых отцов, которые имели разное толкование. Древние отцы считали- и это связано было с иудейской традицией, в ветхозаветной церкви тоже так считали- что дочери человеческие -это девушки, женщины, которые произошли от Адама и Евы. А сыны божии по еврейской трактовке -это падшие ангелы, которые приходили на землю и вступали в сексуальные отношения с дочерями человеческими, и от этих соитий рождались исполины, богатыри, великаны, чудовищно преступные существа. И поэтому Бог решил наслать потоп, чтобы уничтожить такое странное явление. Но целая группа святых отцов более близких к нам, таких как Златоуст, Августин Блаженный придерживались другой точки зрения. Они считали, что сыны божии- это вот кто. Помните, у Адама и Евы были два сына: Каин и Авель. И вот Каин убил Авеля. И вместо убитого праведного Авеля Бог дал Адаму и Еве праведного Сифа. Так вот, сынами божьими по этому истолкованию являются потомки праведного Сифа. То- есть, представители древней церкви, которая существовала от Адама до Сифа, от Сифа до Ноя, и так далее. А дочери человеческие- это потомки Каина. И Богу было очень неудобно, когда верующие мужчины, продолжатели рода праведного Сифа брали себе в жены каиниток. И тогда Бог решил наслать потоп, из-за этого неправедного смешения. Если вы сегодня слушали передачу с семи до восьми, то мы тоже говорили об этом вопросе, но немножко в другом контексте. В контексте 21 главы книги Исход.

http://radonezh.ru/text/obyasnite-mne-po...

«Принцип беговой дорожки»: почему вставать так трудно? У людей очень разное устроение, и верующими падения переживаются тоже очень по-разному. Но неизменно самым трудным бывает после этих падений вставать. В каком-то смысле эта трудность более свойственна нашему времени, чем любому другому: общая расслабленность в христианской жизни влияет на всех, делает более немощным всё сообщество христиан. Если сравнивать нас с христианами древними, мы напоминаем, наверное, каких-то мутантов, которые и духовно, и физически поражены теми ядами, что буквально пропитали окружающий нас мир. Раньше люди больше, может быть, умирали от болезней, но не жаловались в течение всей жизни то на одно, то на другое, то на третье, как большинство из нас. А у нас как самочувствие нередко отвратительно, так и духовное состояние. Примириться с жизнью в состоянии падения – это самое страшное и гибельное для христианина Конечно же, этим пользуется враг рода человеческого. Видя, что у человека почти нет сил, он влагает в его сердце такую мысль: ты сейчас опять эти силы потратишь напрасно, потому что, сколько бы ты ни вставал, ты всё равно будешь падать. И человек порой примиряется с жизнью в состоянии падения – это, на самом деле, самое страшное и гибельное, что может с христианином случиться. Безусловно, большинство христиан не живет в крайних состояниях падений – в прелюбодеянии, в алкогольной зависимости, но довольно многие в конечном итоге разрешают себе совершать те грехи, в которых регулярно приносят покаяние на исповеди: осуждать, завидовать, раздражаться, помнить зло. И очень важно бывает не упустить в себе момент, когда мы рискуем с этим примириться и сжиться. Нужно гнать от себя мысль: «Это то, что будет преследовать меня до самой моей кончины!» Сколько бы ни преследовало, мы будем бороться и барахтаться; собственно говоря, Господь, наверное, в первую очередь оценивает не то, чего мы смогли достичь, а то, насколько мы боролись. У преподобного старца Паисия есть такая мысль: допустим, ты не видишь никакого преуспеяния, но при этом ты ведь и не знаешь, кто тебе противостоит! Может быть, раньше тебе противостоял всего один какой-нибудь слабенький бес, а теперь – целое полчище демонов. То есть результат остался нулевым, но сила, с которой ты противостоишь, увеличилась, ты сам стал сильнее. Это принцип беговой дорожки: мы никуда с места не сдвигаемся, но нагрузка и скорость растет. Может быть, в нашем конкретном случае это и не так, но напоминать себе эту мысль в момент уныния бывает полезно.

http://pravoslavie.ru/101830.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010