Сщ­мч. Алек­сандр (Пет­ров­ский), ар­хи­еп. Харь­ков­ский († 1940, па­мять 11 мая, 30 ок­тяб­ря) Прп. Си­ме­он (Жел­нин), иерос­хим. († 1960, па­мять 5 ян­ва­ря) Публикуем слово ар­хи­манд­ри­та Иоанна (Крестьянкина) на освящение храма во имя Собора Псково-Печерских святых. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Днесь обитель Псково-Печерская светло празднует, преподобных своих собор почитающи... И почитание их ныне совсем особое, и праздник велий в обители святой. Ангел Церкви Российской стоит ныне у нового престола Божия, и небесный огнь в руке его, и полный силы и славы Божией, он готов освятить новое место селения Божия. А рядом с Ангелом Церкви вокруг нового престола стоят сейчас и отныне будут стоять всегда те, чьи молитвы низвели на нас милость Божию с небес - новый храм Божий. Преподобные Псково-Печерские - некогда земные человецы, а ныне небесные Ангелы - рать святая - дар Богу от обители, возросший в ней за пятьсот двадцать лет ее бытия. Нам они - свои и Богу они - родные. И теперь за каждой службой, совершаемой в новом храме, они будут первостоятелями у Престола Божия в Царстве Небесном и предстоятелями у престола в храме на Святой горке родной Псково-Печерской Свято-Успенской обители. И сегодняшний день - это не просто день памяти богоносных отцов, как это праздновали со времени их прославления иже во святых. Ныне день их очевидной славы, день очевидной силы их молитвы, день уверения их живого покровительства над обителью, в которой они совершили свой жизненный подвиг, увенчавшийся небесной славой. " Праведницы во веки живут... " (Прем. 5, 15). Уже пять столетий стоит на страже духовных рубежей Православной Руси святая обитель. Она видела горе и радости ее народа, времена духовного подъема и времена оскудения духа. Много иноков прошло школу жизни в обители, насыщаясь духовной мудростью и силой и, подобно трудолюбивым пчелам, собирая в сокровищницу ее неистощимое духовное богатство, возрастившее собой райские цветы на нашей родной Русской земле. И воню благоухания этих цветов ощущаем мы с вами сегодня, дорогие мои, собравшись в храме, воздвигнутом в их честь и в их память. Преподобные отцы Марк, Иона, преподобная мати Васса, преподобномученик Корнилий, преподобные Вассиан и Дорофей, Лазарь прозорливый, жившие в разное время,- неразрывные звенья в цепи благодатного преемства духовной силы обители.

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/23/...

Такова натура Македонян (Славян)! Полюбили святую веру и благовестника ее, и были готовы всем жертвовать для него, забывая себя. Хотя и сами не богаты были, но зная, что у Апостола ничего нет, не могли терпеть, чтобы не делиться с ним чем могли, и даже больше, чем могли, и не с ним только, но и со всеми нуждающимися верующими. Это не рассуждающая и о себе не думающая простота!.. О сем писал Апостол и к самим Македонянам, говоря: «яко и единою и дващи в требование мое посласте ми» ( Флп. 4:15,16 ). Стр. 363 662. Апостол Павел 7 раз в темнице 11:23. «В темницах излиха». Климент Римский (к Кор. 1:15) говорит, что святой Павел семь раз был заключаем в темницу. Стр. 383 663. В глубине видимого мира есть другой – духовный или эфирный – это небеса Ангелов и святых 12:3. «Восхищена бывша таковаго до третияго небесе». Чтобы это сказать, надлежало раздельно видеть, как проходятся небеса – одни за другими – 2-е после 1-го и 3-е после 2-го. Как все видение было видение того, чего не видит телесный глаз, то и небеса сии нельзя определять по соответствию чему-либо, видимому горе для телесного глаза, простого ли, или вооруженного. Небеса сии сокровенны, хотя для способного видеть различны одни от других, разные содержат предметы и разное имеют значение. Внутри, или во глубине видимого нами мира, сокрыт другой мир, столько же действительный, как и этот, – духовный или тонко вещественный, Бог весть; но то несомненно, что в нем витают ангелы и святые. По степени сих последних и степени небес. Как этих степеней много, то и небес, вероятно, много. Апостол был восхищен до 3-го неба, но не говорит, что оно последнее. Стр. 383 664. Неизреченные глаголы апостола Павла не относились к нашему спасению 12:4. «И слыша неизреченны глаголы, их же не леть есть человеку глаголати» ... Жалеть ли, что не сказал, что слышал? поскольку апостолы посланы были сказать людям всю волю Божию, все, что необходимо для их спасения, – а эти глаголы нельзя было сказать; то надо полагать, что они не относятся к предметам, необходимым для спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

В разное время он занимал должности Великого Архидиакона Престола, ризничего, благочинного Патриархии, главного редактора журнала «Новый Сион», председателя Высшего церковного суда. С 1979 г. до избрания Патриархом был Патриаршим экзархом в Афинах и ответственным за ежегодное распространение в Греции Благодатного огня в Великую субботу. В марте 1981 г. был рукоположен во архиепископа Иерапольского, в 1994 г. возведен в митрополиты. На протяжении этого периода владыка Ириней был близким сотрудником Патриархов Венедикта и Диодора. Говорит на арабском, английском, русском языках и на иврите. Одной из первоочередных планов деятельности Патриарха после его избрания является попытка сближения и достижения мира между Константинопольским Патриархатом и Элладской Церковью. 4.2.2. Святыни Иерусалимского Патриархата Святыни Иерусалимского Патриархата уникальны тем, что они связаны с земной жизнью Спасителя и хорошо известны христианам по Евангелию — Вифлеем, Храм Воскресения Господня, Гефсимания, Назарет, Елеонская гора. Вифлеем уже в первые века христианства развивался благодаря путешествиям благочестивых паломников. В 330 г. Константин Великий построил там великолепную базилику, а впоследствии Юстиниан сделал в ней перестройки. Позже здесь были построены монастыри и храмы. В XII b. при приближении крестоносцев арабы почти совершенно уничтожили Вифлеем, который был восстановлен крестоносцами. В 1244 г. Вифлеем был опустошен харезмийцами, а в 1489 г. почти совершенно уничтожен. Восстановлен он был только в последние столетия и стал почти исключительно христианским городом. Главная святыня города — храм и пещера Рождества Христова. Популярным местом для паломничества является гора Синай — место, где Господь даровал пророку Моисею скрижали Завета. На Синае спасался от гнева царицы Иезавель пророк Илия. С первых веков христианства на Синае был основан христианский монастырь, освященный во имя Богородицы — Купины Неопалимой. В нем подвизался св. Иоанн Лествичник, в конце жизни ставший игуменом Синайской обители. Во время крестовых походов западноевропейские паломники дали монастырю новое имя — св. великомученицы Екатерины. По преданию, на вершину самой высокой горы Синая ангелы перенесли ее тело после казни. В Синайском монастыре находится древняя библиотека. По количеству собранных древних рукописей она считается второй после Ватиканской библиотеки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Одна из древних иллюминированных рукописей хранится в Венской национальной библиотеке: это кодекс VI века (ок. 540), содержащий греческий текст книги Бытия (Codex Vindob. theol. gr. 31). Сохранилось 24 из оригинальных 96 листов рукописи, текст которой написан унциальным шрифтом. Миниатюры располагаются в нижней части листа, под текстом. Многие из них представляют собой развернутые многофигурные композиции. На одной из миниатюр представлен всемирный потоп: в верхней части композиции при помощи прямых вертикальных линий голубого цвета изображен дождь; в нижней части горизонтальные линии символизируют воду. В воде – утопающие и уже утонувшие люди: их позы разнообразны и экспрессивны. Другой известный иллюминированный манускрипт – Евангелие Раввулы – датируется 586 годом. Он содержит сирийский перевод четырех Евангелий (Пешитта), написанный восточно-сирийским шрифтом эстрангела на пергаменте высшего качества. Основной текст Евангелий написан в две колонки черными или темно-коричневыми чернилами; многочисленные подстрочные примечания выделены красным шрифтом. На 28 миниатюрах рукописи представлены отдельные действующие лица библейской истории, четыре евангелиста и сцены из Евангелия. Наиболее интересны сцены «Распятия», «Вознесения» и «Пятидесятницы». Сцена «Вознесения» условно делится на два ряда. В верхнем ряду в центре – Христос в белой одежде: его фигура вписана в синий овал, поддерживаемый огненно-красными крыльями Херувимов. Справа и слева от овала – Ангелы в белых ризах. В нижнем ряду – Божия Матерь в окружении апостолов; два Ангела обращены к апостолам; один из них указывает рукой на возносящегося Спасителя, рука другого обращена к апостолам. Распятие Христа и Его воскресение в Евангелии Раввулы представляют единую композицию, состоящую из двух рядов. В верхнем ряду три креста – Иисуса и двух разбойников. Иисус на кресте изображен в длинном темном хитоне без рукавов; разбойники – в набедренных повязках. Возле креста Иисуса два воина – один подносит Ему губку с уксусом на трости, другой пронзает Его бок копьем. На некотором отдалении стоят Божия Матерь и другие женщины, рядом с Божией Матерью – Иоанн Богослов. Под крестом Иисуса расположились три воина, которые бросают жребий о Его одежде. Нижний ряд композиции представляет воскресение Христово: в центре – миниатюрный домик, изображающий гроб; возле него два воина, поверженные в страхе; слева от гроба – Ангел, возвещающий воскресение двум женщинам, одна из которых Божия Матерь; справа – сцена явления Христа Марии Магдалине. В композиции, таким образом, объединено несколько евангельских событий, происходивших в разное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Икону батюшка потом поставил в общежитии на разножке, т. к. потолок в спальне был сводчатый и нельзя было повесить ее на стену. И было нам послушание: по часу в ночь каждая сестра читала псалтирь перед этой иконой. Получилось так, что разножка стояла против моей кровати. Конечно, нужно было вставать ночью в разное время. Зато потом, в течение дня, бывало очень светлое и радостное настроение. Иногда приходящие сестры ночевали у нас, чтобы почитать ночью псалтирь, так как говорили, что у них тоже после чтения днем бывает благодатное настроение. У нас на колокольне была хорошая библиотека. Батюшке предложил один еврей купить за 5000 руб. книги из Оптиной, которые должны были пойти на обертки. Батюшка был ему очень благодарен. Были богослужебные книги, Минеи и творения св. Отцов: Иоанна Златоуста , Василия Великого , Григория Богослова . Даже слова, речи, поучения, например, Иннокентия Херсонского (Борисова). Мне пришлось их разбирать и укладывать на стеллажи. Иногда читала, трудно было оторваться. Запомнилось мне слово на Великую Пятницу Иннокентия Херсонского перед плащаницей — очень короткое, но емкое. Точно не помню, но смысл такой: «Что я могу говорить, когда Само Слово во гробе молчит…» Там были маленькие Евангелия на славянском языке. Батюшка их многим раздавал со своей подписью и сноскою из Евангелия. Мне он написал: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитеся, яко кроток есмь и смирен сердцем. Иго бо Мое благо, бремя легко есть. И обрящете покой душам вашим», — с подписью духовный отец А. Андреев. Конечно, каждый такой стих соответствовал состоянию человека, которому он предназначался. Потом некоторые видели в этом как бы предсказание. После ареста батюшки церковь вскоре закрыли; куда пошла библиотека, не знаю. Там обосновался «Союз безбожников». Церковь маленькая, с лепными украшениями, мраморный белый иконостас, очень красивая. Построенная купцом Харитоненко в память исцеления его дочери от болезни ног. Туда сестры собирались в 12 часов дня, пели канон Божией Матери, а маленькая иконка была с правой стороны, которую держали ангелы во весь рост на своих руках. Она пропала потом, когда церковь закрыли, а некоторые иконы удалось перенести в церковь Ризоположения.

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

   О великий Архистратиже Божий Михаиле — победитель демонов! Победи и сокруши всех врагов наших, видимых и невидимых, и умоли Господа Вседержителя, да спасет и сохранит нас Господь от всех скорбей и от всякия болезни, от смертоносныя язвы и от напрасныя смерти, ныне и присно и во веки веков. Аминь.    Во имя Отца и Сына и Святого Духа!    Сегодня, возлюбленные други мои, праздник и прославление Архистратига Божия Михаила и неисчислимого сонма Ангелов. Это великий праздник для всей Православной Церкви, а для нас он сугубый: храм, в котором мы с вами сейчас находимся, освящен в честь Архистратига Михаила — вождя и предводителя всего небесного ангельского воинства, верных и ревностных служителей Вседержителя и Творца Бога.    День этот (8 ноября по церковному календарю) — главный из всех праздников в честь святых Ангелов.    В просторечии он именуется Михайловым днем и очень чтим верующими людьми. А Церковь именует его «Собором Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных».    Собор, то есть соединение, совокупность всех святых Ангелов во главе с Архистратигом Михаилом, ибо они все совокупно и единогласно славят Святую Троицу, единодушно служат Богу.    Этот день, дорогие мои, Церковь посвятила Архистратигу Михаилу — вождю Небесных Сил, и на иконах изображают его в грозном и воинственном виде. На голове его шлем, в руке меч или копие. Под ногами пораженный им дракон.    С кем и против кого воюет этот отважный предводитель?!    Мы знаем с вами, други мои, что весь ангельский мир, который был создан еще до создания человека и всего видимого мира, был наделен при творении великими совершенствами и благодатными дарами. И велико, и славно было его предназначение. Среди этого ангельского мира один из верховных ангелов — Денница — открыл в самом себе источник зла и гордости и восстал против своего Творца. Ангелы, подобно людям, сотворены со свободной волей. И вначале они могли злоупотребить этой свободой и впасть в грех. Что и произошло с Денницей. Он пожелал быть самостоятельным, не зависящим от Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Иконопись В Пскове открылась детская иконописная школа В качестве программы была выбрана стандартная, по которой занимаются учащиеся колледжей, обучающих реставраторов. В Якутске будут готовить иконописцев Епископ Якутский и Ленский Роман благословил создание новой учебной площадки, которая в будущем станет самостоятельной школой иконописи, поможет возрождению духовных традиций Якутской земли. Ангелы в Иерусалиме В представлении обывателя «иконописец» — непременно суровый брадатый инок с бледным от аскезы ликом… Китайская иконопись: инкультурация или искажение Образа? Как благовествовать о Христе в богатом собственной традицией и культурой мире? Должны ли лики Христа, Богоматери и святых быть похожими на лица народа, к которому пришли миссионеры? Иконное мастерство и каноничность На пороге стоит компьютерная механистичность и все большая обезличенность образов при массовом тиражировании икон… Миру, вместо свободного принятия Слова Божия и Образа Божия в полноте сокровищ Церковного предания, все настойчивее навязывается по видимости разное, а по сути одинаковое без-образие. «Газпром» построит иконописную школу в Пскове Иконопись будут изучать мальчики 12–16 лет, имеющие навыки рисования. Занятия планируется проводить бесплатно. Насельники Мирожского монастыря обучат ребят процессу создания иконы — от древней техники изготовления доски до золочения. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. 12

http://pravmir.ru/tag/ikonopis/page/11/

Церковь представляет небо земное: тут престол Царя славы, тут Архангелы, Ангелы, святые небожители. Замечательно расположение святых икон во храме. Театр – всё земное, от дьявола. Господи! За помощь Твою чудную, благостную, скорую в храме и в школе благодарю усердно, а от недугов душевных, молю Тебя, – освободи меня, исцели меня и, прежде даже до конца не погибну, спаси мя. Благодарю Тебя, Господи, яко молитву мою услышал еси и беса холодности и расслабления, во мне гнездившегося, прогнал еси державою Твоею. Благодарю Тебя, яко чрез изгнание его исцелил мя еси, умиротворил, облегчил, усладил мя еси, яко лице мое просветил еси светом благодати Твоей. О, как много может молитва к Богу! Что за охота тебе наливаться водою чайною? Довольно двух стаканов. Кормление голубей: охотно кормим голубей – отчего же людей неохотно? А сколько человек лучше голубя? Множество ящичков и множество запахов по различию содержащихся в них вещей: одна вещь имеет такой, другая другой запах, иная легкий, другая – тяжелый. Так и человеческие души имеют различную воню 75 : одни такую, другие другую, и один человек в разное время имеет разную воню, смотря по тому, кто в нем, в его сердце, Бог или дьявол, добродетель или грех, воздержание или пресыщение, та или другая пища. Господи! Благодарю Тя, яко по молитве моей толикую 76 бурю страстей от души моей отъял еси и миром оградил еси мя. Славлю Твою силу, Твою благость, Твое благопослушество и скоропослушество. Господи! Благодарю Тебя, яко поставил еси меня в такие, а не другие семейные обстоятельства, ибо я в противном случае был бы хуже. Господи! Благодарю Тебя, яко сподобил еси мя при крайнем моем недостоинстве благодатию Твоею достойне совершити Божественную литургию и причаститися со дерзновением Божественных Твоих Тайн и молебствие совершить непреткновенно. Сентября 11 дня 1866 года. Доселе враг обольщал меня и из-за вещества – денег, сластей, одежд, возбуждал во мне злобу на ближних, особенно на нищих, своих и приходящих гостей. Отселе да буду я разумен и ни на йоту да не слушаюсь его, скверного и омерзенного, чуждого духа, да памятую я, что человек – образ Божий и член Христов, и да ласкаю я человека, как желаю видеть к себе ласковыми других.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Все эти церковные песнопения и молитвословия были написаны первоначально на языке греческом, который имел повсеместное и общее употребление на тогдашнем христианском Востоке в Византийской империи. Начало переводу всех этих песнопений и молитвословий с греческого языка на славянский, каковой перевод у нас до сего времени употребляется в наших русских Церквах, положено просветителями славян свв. равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием. После принятия Русью христианства в 988 г. и появления на Руси своих святых угодников Божиих, им начали составляться уже на церковно–славянском языке свои хвалебные песнопения и молитвословия, которые еще более обогатили богослужение, принятое нами от греков. Составлялись на Руси и целые богослужебные чинопоследования в память чисто русских национальных празднеств, чудотворных икон, явившихся в разное время на русской земле и т. д. Значение православного богослужения Это значение чрезвычайно велико. Наше православное богослужение и учит верующих, и назидает, и духовно воспитывает, давая им богатейшую духовную пищу, как для ума, так и для сердца. Годичный круг нашего богослужения излагает нам в живых образах и поучениях почти всю библейскую историю, как ветхозаветную, так, особенно, новозаветную, а также историю Церкви, как всеобщую, так, в частности, русскую; здесь раскрывается поражающее душу благоговением перед величием Творца догматическое учение Церкви и преподаются очищающие и возвышающие сердце нравственные уроки подлинно–христианской жизни в живых образах и примерах свв. угодников Божиих, память которых прославляется святою Церковью почти ежедневно. Как сам по себе весь внутренний вид и устройство нашего православного храма, так и совершаемое в нем богослужение живо напоминают молящимся о том «горнем мipe», к которому предназначены все христиане. Богослужение наше представляет собою подлинное «училище благочестия», совершенно уносящее душу из этого греховного мира и переносящее ее в царство Духа. «Воистину храм есть земное небо», говорит величайший пастырь нашего времени святой о. Иоанн Кронштадтский, «ибо где престол Божий, где таинства страшные совершаются, где ангелы служат с человеками, где непрестанное славословие Вседержителя, там истинно небо и небо небес». Кто внимательно слушает богослужение, кто сознательно участвует в нем своим умом и сердцем, тот не может не почувствовать всю силу мощного призыва Церкви к святости, которая является, по слову Самого Господа, идеалом христианской жизни. Через свое богослужение св. Церковь всех нас силится оторвать от всяких земных привязанностей и пристрастий и сделать нас теми «земными ангелами» и «небесными человеками», которых воспевает она в своих тропарях, кондаках, стихирах и канонах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

— Иногда говорят, что усопшему будет лучше, если мы изменим свою жизнь и станем ближе к Богу. Что это значит? — А Бог ведь не только в молитвах, Он и в делах. Вера без дел мертва. Помогай людям, делай добро. Когда люди ко мне приходят и говорят: «Я такой раздражительный, я на всех ругаюсь», — я им советую делать земные поклоны. Ты когда в следующий раз ругнешься, падай в ноги: «Прости меня грешного». Прямо перед человеком. И на работе, на улице — где угодно. Если на машине кого-то обругал, вышел из машины и давай — сколько раз обругал, столько земных поклонов и клади. Бывает, помогает. Так же и здесь. Постарайся стать кротким аки голубь. Фото: Высоко-Петровский монастырь — С потерей мужа или жены остро чувствуется нехватка тактильного контакта, потому что исчезает все — от того, что некого погладить по голове, до отсутствия интимных отношений. Хочется, чтобы рядом был кто-то, кого можно просто обнимать и чувствовать, что рядом живой человек. Что с этим делать? — Телесный контакт необходим. Ты же клади руку человеку на шею, а не на другие части тела. Кота заведи. Чем больше котов, тем больше телесного контакта. Кот не заменит человека, но кот поможет в физиологии.  Когда человек хочет элементарной ласки, это совершенно нормально. Может, у тебя есть ребенок, близкий родственник, который тебя погладит, подержит за руку… А так — бывает разное. Бывает, что люди после утраты супруга и женятся потом, замуж выходят. Почему нет? — Часто у православного человека есть сначала желание хранить верность усопшему. Как разрешить себе жить дальше и вообще чему-то радоваться? — А вот чувства вины как раз быть не должно, и его от себя надо гнать. Если ты полюбил другого человека, это не значит, что ты предал того. Это значит, что у тебя изменилась ситуация. Помните, что ответил Христос, когда у Него спрашивали, чьей женой будет жена семи братьев? В Царстве Божием не женятся и замуж не выходят, но пребывают как ангелы на небесах. Вот сейчас Великий пост, а я сижу и пью апельсиновый чай и очень даже радуюсь. Хотя пост — время скорби и покаяния.

http://pravmir.ru/chto-ot-togo-chto-ty-b...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010