Согласие будет возможно только в том случае, если каждый участник будет совершенствоваться, внимательно и смиренно вслушиваться в общую мелодию, следовать гармонии и слушаться дирижера. Настрой души значительно влияет на межличностные отношения. У каждого найдется немало примеров того, как легко ему бывает общаться с определенным человеком, хотя другие могут называть его “трудным” и “сложным”. Напротив, с добрым, замечательным во всех отношениях человеком нам может быть скучно. Во многом такое разное восприятие обусловливается родственностью душ. Стоит такой душе воспроизвести звук, как наше сердце мгновенно отвечает на этот зов, как откликается струна арфы при нажатии определенной клавиши пианино. Именно так очень часто возникает дружба или даже любовь. “Хорошо мне сейчас с вами, — сказал однажды прп. Варсонофий Оптинский своему ученику, — ибо души у нас звучат в один тон “. “На взаимном чувстве или понимании наших душ друг друга основывается действие или бездействие проповеднических слов; если проповедник говорит не от сердца, лицемерно, слушатели внутренним чутьем понимают несоответствие слов проповедника с его сердцем, с его жизнью, и слово не имеет той силы, которое оно могло бы принести в том случае, когда проповедник произнес бы его сердечно, особенно когда он сам исполнял бы слово свое на деле. Между душами человеческими находится слишком тесная внутренняя связь и сообщение”, — говорил великий пастырь св. Иоанн Кронштадтский. Мы можем только догадываться, насколько соотносится музыка мира сего с жизнью будущего века. Нам известно наверняка, что существует пение Ангелов. Как пишет свт. Григорий Богослов, “есть некие ангелы, архангелы… умные силы или умы, природы чистые…, всегда ликующие (Вариант перевода: “составляющие хор, танцующие в хороводе”.) вокруг Первопричины… Они все ведут к Единому… воспевая Божие величие, созерцая вечную славу”.О Небесном Царстве святой говорит как о царстве, “где жилище всех веселящихся и поющих непрерывную песнь”. У Святых Отцов встречается мысль о том, что задача человека в его земной жизни — не совершение некоей суммы хороших поступков, а скорее настроить свою душу на любовь, посеять в ней семена добра. Поэтому вряд ли будет ошибкой сказать, что научиться небесной музыке, то есть истинной жизни души, возможно (и необходимо!) уже здесь, на земле. И тогда душа человеческая, чуткая к Божиим лучам, зазвучит, “как верно натянутая струна”. Послесловие

http://azbyka.ru/zdorovie/ocherki-sovrem...

Мир духовный поколебался, и часть Ангелов последовала за ним. И вот в этот момент из той же ангельской среды выступает поборник славы Божией и защитник чести ангельского мира — Архистратиг Михаил. Он властно произносит: «Никто как Бог!» — обращаясь этим призывом ко всем Ангелам. Этими дерзновенными словами он показал, что он знает Бога, признает только Его одного — Единого Бога, Творца и Властителя всей Вселенной. «Никто как Бог!» — смело и решительно заявляет он, свидетельствуя о величии Божием. В этом его поступке проявились его личные качества: твердая вера, смелость и решительность в действиях, способность не только верить, но и свидетельствовать о Боге; излучая, распространять воспринятый им Божественный свет на весь мир. Борьба была трудной, ибо Денница был наделен великими совершенствами. Но силы добра превозмогли над силами зла... Денница свергнут с неба со всеми своими последователями. А Архангел Михаил утвердился как вождь всего ангельского мира, верного Богу. С тех пор в руках Архистратига Михаила меч, ибо сатана, свергнутый с неба, не перестает воевать против небожителей. Падшим ангелам пресечена возможность проникать в высшие области мироздания. И потому они всю злобу свою устремили на людей, и в первую очередь на всех верующих в Бога. Может ли меч Архангела Михаила при таких обстоятельствах оставаться в бездействии? Конечно, нет! Архистратиг не перестает воевать с ангелами зла и тьмы, ограждая верных чад Божиих от их коварных происков. И борьба сия в высшей степени ожесточится перед концом мира. Теперь всем нам должно быть понятно, почему Архистратиг Михаил изображается в таком воинственном виде. Он защитник Церкви Божией. И вид его должен приводить в страх врагов Божиих. Мы же должны радоваться, что имеем такого отважного защитника — победоносного вождя Небесных Сил. Мы должны помнить, что охранительный меч его будет всегда за нас, если только мы не вступим в союз с тем врагом, против которого борется Архистратиг Михаил. Ангелы, оставшиеся верными своему Творцу и составившие воинство Архистратига Михаила, с течением времени настолько утвердились в добре, что грех для них сделался невозможным. Не потому, что они, имея свободную волю, не могут преступить воли Божией, а просто потому, что они не захотят этого делать, не захотят грешить.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3259...

В своем труде Псевдо-Дионисий Ареопагит выработал четкую структуру небесной иерархии, он разделили 9 чинов ангельских на три триады. Это не нововведение Дионисия или того, кто за этим именем скрывается, на самом деле, разделение на триады в Божественном мире присутствовало еще у философа Ямвлиха, ученика философа Плотина. Соответственно, здесь прослеживается влияние неоплатонизма. Учение Дионисия об ангелах косвенно было принято уже на 5 Вселенском соборе, и повлияло на последующее развитие иконографии ангелов. Наиболее известным изображением ангельских чинов в западном искусстве является мозаика в Сан-Марко в Венеции, здесь изображены все чины ангельские. Обратите внимание на их облачение, мы к ним еще вернемся. Согласно ареопагитикам, 9 ангельских чинов разделяются на три триады по нисходящей. Высшая ступень, так называемая епархия, в нее входят серафимы, херувимы, престолы. Метархия, средняя, – это господства, силы и власти. Нижняя осталась без названия – это начала, архангелы и ангелы. Неизвестно, исчерпываются ли все ангельские существа вот этими девятью чинами, возможно, и нет, но это область богословских мнений. Сам Дионисий писал: «Сколько порядков наднебесных сущностей, каковы они и каким образом их иерархии осуществляются, точно знает, я утверждаю, только их Божественное Священноначалие, кроме того, и сами они знают собственные силы и озарения и свое священное и надмирное благочиние». Святой Иоанн Златоуст высказывал уверенность у том, что те 9 чинов, о которых нам говорит Священное Писание, не исчерпывают собой все чины ангельского мира. В нашей традиции самое полное изображение небесной иерархии – это капелла Святого Креста в Вавельском соборе в Кракове, расписана она была псковскими мастерами в конце XV века, около 1470 года. Это характерный пример того, что псковские мастера были ведущими мастерами, иконописцами, фрескистами – их приглашали на Запад, расписывать соборы. По приглашению короля Казимира IV они прибывают в Краков и расписывают изумительный собор. Это греческая икона XVIII века, другой вариант изображения ангельской иерархи (их по-разному будут изображать в разное время). Показываю вам поздний вариант, потому что он больше нам привычен, так как мы чаще сталкиваемся с такими изображениями ангелов на современных иконах. Хотя количество сюжетов с Ангелами в иконописи чрезвычайно велико (в качестве второстепенных персонажей они присутствуют в половине изображений праздников), формирование самостоятельного образа Ангела изначально сдерживалось мнениями богословов. Как правило, изображение Ангелов отдельно не существовало, это вырванные из контекста Священного Писания образы.

http://pravmir.ru/lektsiya-olgi-lisitsyi...

е. в каком-то мечтании. Оно не существует. Тут мы даем ему некое бытие, какового у него нет. Скажем, переживаем печаль, и снова ее живем, снова ее переживаем. То же самое происходит и с Завтра. Когда мы полны смыслами и бытием Божиим Сегодня, нас не интересует Завтра, поскольку оно – Его. Он говорит тебе: «Не заботьтесь о завтрашнем дне». Мы будем приготавливать Сегодня, согласно заповедям Его, любви Его, нашей любви, и продвигаться. И Он даст Завтра, которое есть Его. Конечно, мы не можем совсем не заботиться. Будем осуществлять некую программу. Но не будем отчаиваться, если наша программа не сбудется, ибо не была согласна с волей Божией. Но чтобы сбылась наша программа, не нужно сегодня хотеть одно, завтра нечто другое, послезавтра – третье. Знать, что мы хотим прежде всего, и это положить к ногам Его, и Он, если будет на то воля Его, благословит. День и ночь молитва наша должна быть: «Яви волю Твою в жизни моей». Во всяком случае, Вечность – есть вечное Настоящее Божие, в котором живут Святые. Поэтому Церковь наша говорит: «Сегодня рождается Господь, сегодня воскрес Господь, сегодня – день спасения нашего...» 12. О неподвижности Знаю одного, кто так привык к «неподвижности», что сделал ее правилом жизни, и Ангелы подарили ему за это душевные крылья, невидимые. Так он летает по земле и по Небу и в невидимом космосе. И остальные, кто не знает этого, поскольку не видят, стараются передвигать его своею любовью... 13. Об аудитории слушателей – Сестра, я искренне благодарю Бога, что Он дал вам эту силу и вы сидите и слушаете людей часами... Я не видела подобного! – Вы правы, когда говорите, что Бог дает эту силу. Поскольку я не замечала этого в себе прежде. В свои детские годы я настолько проявляла себя, что, когда приходили гости в наш дом, говорила маме: «Не спускайтесь, пока я пойду их встречу». И шла и рассказывала разное. Мне необходимо было проявить себя. Проходили годы, и я продолжала быть такой, и все вокруг меня слушали мои истории. Так же и в школе. Помню, в час рукоделия весь народ вышивал, но я закончила свое вышивание через пять лет, потому что в тот час рассказывала им, что было в воскресенье, что было с лодкой...

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriiliya/pod...

Упоминания о единоличных образах М. М. встречаются неоднократно в документах, отражающих работы иконописцев Оружейной палаты, а также в составе икон, в разное время и из разных мест поступивших в Образную палату при Московском дворце. В ряде случаев известны даты создания и места пребывания таких икон. Напр., в окт. 1627 г. по приказанию патриарха Филарета Назарий Истомин писал «в церковь Пречистыя Богородицы Ризположения» местные иконы и «два образа малые - пядницы, по одному святому на цке - преподобный отец Михайло Малеин, а на другой цке - преподобная Евдокия - на золоте» (Дела Патриаршего Казенного приказа - МАМЮ. Кн. 1. Л. 95 об., 114 об.; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 571); 10 авг. 1631 г. Назарий Истомин получил из Патриаршего Казенного приказа жалованье за написание 6 пядниц, среди к-рых образы соименного святого патриарха Филарета - «страстотерпца Христова Федора, иж в Пергии» и М. М., «а быти теми образом в церкви благовернаго князя Олександра Невскаго над царскими дверьми по тяблу» (Там же. Кн. 3. Л. 727 об.; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 572). Всего патриарх Филарет пожертвовал в придел св. Александра Невского Благовещенского собора 25 икон, среди к-рых 2 были с изображением М. М. (РИБ. (31); Извеков. 1911. С. 93; Клевцова. 2006. С. 79). В описи Образной палаты 1669 г. указаны 2 иконы с единоличным изображением М. М., обе в окладах, еще одна, без оклада, приведена в числе «подносных» икон, происходящих из монастырей ( Успенский. 1902. С. 13, 18, 36). По упоминаниям известен и ряд икон в Знаменском мон-ре (до основания обители - наследственный двор бояр Романовых с ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение»). По описи 1631 г., в «древней» Знаменской ц. в ряду местных икон (все в «богатоукрашенных серебряных окладах») справа от царских врат находился «образ Вседержителя и Михаила Малеина в одном киоте», а на киоте стоявшей там же родовой святыни, иконе Божией Матери «Знамение», были «в приписи» образы свт. Алексия, митр. Московского, и преподобных М. М., Сергия и Никона Радонежских ( Мартынов. 1866. С. 55). В построенной ок. 1632 г. в Знаменском мон-ре ц. во имя прп. Афанасия Афонского в местный ряд слева за образом «Знамение» были поставлены иконы мч. Феодора Пергийского и М. М. «в одном киоте… на золоте» (Там же. С. 57; Сергий (Спасский). 1896. Примеч. 7 на с. 4). В Знаменском же соборе (1679-1684) в левой части иконостаса находилась икона «Преподобнаго Михаила Малеина со ангелы» (с изображениями святых покровителей царской семьи?) ( Сергий (Спасский). 1866. С. 60). По сведениям кон. XIX в., образ святого, созданный в XVII в., был в алтаре Ризоположенской соборной ц. (в ней имелся придел во имя М. М.) Анастасиина монастыря в Костроме ( Покровский. 1909. C. 53).

http://pravenc.ru/text/2563750.html

Библейские сюжеты и образы встречаются в домовой резьбе, обрядовой атрибутике, керамических изразцах, расписной утвари, тканых и вышитых полотенцах, декоративных изделиях из кости, украшениях русских, украинцев, белорусов и финно-угорских народов (карелы, коми, марийцы, мордва, сету, удмурты). Наибольшее отражение в предметном мире православных народов получили сюжеты Нового Завета, но и ряд ветхозаветных сюжетов нашел отражение - например, Сотворение мира, Ноев ковчег, суд царя Соломона. Из популярных образов - древо жизни, ангелы, херувимы (серафимы), а также связанные со Священным Писанием животные: лев, рыба - символ Христа, Крест Христов, корабль и виноград - символы Церкви Христовой. Изображения виноградной лозы есть на священнических облачениях, богослужебных сосудах, а также как символы плодородия - в вышивке свадебных нарядов. Большинство церковных праздников в народном сознании сопрягалось с земледелием: в частности, считалось, что первый день после Благовещения особенно благоприятен для посевных работ. Интересны приведенные отрывки из апокрифических текстов, имевших хождение в разное время и в разных местностях. Например, в апокрифе XII века " Как сотворил Бог Адама " причудливо соединены ветхозаветные и новозаветные сюжеты: " И послал Господь Своего ангела, и оживил душу в человеке, и дал ему имя Адам, а костей Бог создал в Адаме триста сорок пять, и стал Адам царем над всеми землями, и птицами небесными, и зверями земными, и рыбами морскими, и дал ему Бог власть надо всем, и сказал Бог Адаму: " Тебе служат солнце, луна и звезды, и птицы небесные, и рыбы морские, и птицы, и животные, и гады " . Господь Бог на востоке насадил рай и велел Адаму там жить, а жена Адаму еще не была создана. И наслал Бог на Адама сон, и Адам уснул, и Бог взял его левое ребро, а из ребра выпростал руки, и ноги, и голову, и создал жену в шестой день. И предсказал Господь Адаму Свою смерть, и Распятие, и Воскресение, и предвидел Он Вознесение за пять тысяч пятьсот лет. И увидел Адам Господа распятого, Петра в Риме, а Павла в Дамаске, обучающих народ и проповедующих его " .

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Блаженны (μακριοι) все творящие правду. Они не погибнут до века». 1225 В чём же спасение? – В том, чтобы войти камнем в строящуюся башню, – в реальном единстве с Церковью: это указывается не только во множестве отдельных мест нашего памятника, но является также основною темою всего содержания его. Спасение – в едино-сущии с Церковью. Но высшее над-мирное единство твари, объединенной посредством благодатной силы Духа, доступно лишь очищенному в подвиге и смиренному. Таким образом, устанавливается онтологическая существенность и объективная значимость смирения, целомудрия и простоты, как сверх-физических и сверх-нравственных сил, делающих в Духе Святом всю тварь едино-сущною Церкви. Силы эти суть откровения мира иного в мире здешнем, духовного во временно-пространственном, горнего в дольнем. Они суть ангелы-хранители твари, нисходящие с неба и восходящие от твари к небу, как было явлено праотцу Иакову. И, если продолжить сравнение, то в «лествице» нужно видеть Богородицу; впрочем, об этом – далее. Учение о Софии находим также у того подвижника IV-ro века, который мощнее всех защищал и аскетически обосновывал идею духо-носности и тваре-обожения: мне достаточно будет сказать еще, что своею «Жизнью Антония» он вызвал подъем монашеского духа и ею, быть может, решительно толкнул на аскетическое русло весь поток церковной истории, чтобы ты догадался о ком идет речь: – об Афанасии, Святом и Великом. Многократы возвращаясь к толкованию знаменитых в истории арианских споров слов из Притчей, где Премудрость говорит о Себе: «Господь создал Меня (κτισε με) —151— началом путей Своих в дела Свои» ( Притч.8:22 ), и многообразно стараясь объяснить это, соблазнительное для арианствующих, «создал, κτισε», Афанасий разумеет в различных местах своих творении под Премудростью весьма разное: а именно: то – Человеческое Естество Христа, то Тело Его, то Церковь, то – сторону тварного мира, обращенную к вечности. Но это различие – только кажущееся различие, ибо всё перечисленные способы понимания слова «Премудрость» на деле суть всё одна и та же София, как Бого-зданное единство идеальных определений твари, – одна и та же София, но под разными аспектами воспринимаемая.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Такой взгляд на небесную скрижаль (Ляух) согласуется с учением Корана о Божием предвидении и предопределении, как сказано от имени Божьего: „никакое бедствие не совершается ни на земле, ни в вас, если оно не было предопределено в книги, прежде того, как Мы (Бог) творим его, потому что это легко для Бога (57, 22). В этом, прежде всего и заключается отличие учения Корана о св. книгах от учения христианского. По учению Корана, все св. книги евреев и христиан представляются „выписками” из „небесной скрижали”, находящейся во власти Бога и тщательно охраняемой ангелами (Ляух-уль-махфуз). Бог в разное время поручал ангелу Гавриилу заимствовать из этой скрижали соответствующие времени вероучения и нравоучения для внушения тому или другому пророку, а пророк возвещал усвоенное от ангела учение своему народу, так что для каждого исторического периода была своя св. книга (Коран гл. 13, ст. 38). По мусульманскому преданию, вероучение из небесной книги было ниспослано Богом следующим посланникам: Адаму, Сифу, Еноху, Аврааму, Моисею, Давиду, Иисусу и Мохаммеду; но в самом Коране упоминаются только: Свитки Авраама, Закон Моисея, Псалтирь Давида, Евангелие Иисуса и Коран Мохаммеда. И это не значит, что перечисленный св. книги были написаны названными пророками, по внушению Божию, или их учениками, а указывает на то, что в св. книгах поименованных пророков буквально воспроизведено содержание „небесной книги”, в подлинных выражениях этой последней, переданных ангелом Гавриилом тому или другому пророку; каждый пророк должен был только повторять слышанное им и заученное со слов ангела. В Коране говорится, что Мохаммед возвещал только то, что было ему заповедано (6, 14), что Коран не мог быть выдуман никем, а только Богом (10, 38), который ниспослал его Мохаммеду (первые стихи 49–42 и 44–46 гл.), чему свидетелем сам Бог и ангелы (4, 164). Подлинный текст Корана, оригинал его, Бог изложил на арабском языке, чтобы понимали его арабы. Оригинал Корана находится в „Матери св. книг” пред Богом (Коран 43, 2–3). Ангел Гавриил по частям внушал Мохаммеду отрывки из небесной книги, соответственно обстоятельствам жизни арабского пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

8. Дорогая сестра Павла Васильевна! У ног твоих лежу и благодарю тебя, моя родная, за великие милости, которые Сам Господь внушил тебе совершить. Если бы ты знала, какое благодеяние ты сделала для всей моей пустыни убогой. Дивлюсь столь великому милосердию Божию и твоей щедрости. Теперь ты приобрела целый храм молящихся за тебя. Если бы не твоя жертва, то после моей смерти, – может быть, храм стоял бы без службы. Ты и вообразить не можешь, какое ты мне сделала благодеяние, устроивши вечное поминовение для своих и моих родителей. Да будет над тобою Божие благословение отныне и до века и покров Пречистой Богородицы. Ангелы хранители да охраняют тебя на всех путях жизни твоей. – Теперь, если я умру, в пустыне не прекратится богослужение. По твоей милости, ангел мой, я вздохнула свободно: по твоей же милости вся пустынь возрадуется и молитва о тебе, моей родной, будет молитвою радости и благодарности ко Господу, внушившему тебе совершить такое благодеяние. Да возрадуется душа твоя о Господе! – Напиши имена всех, кого желаешь, Сам Господь помянет вас всех, благодетелей моих. – Эта пустынь чудесами строится, так сказать из ничего. 9. Велико благословение батюшки о. Петра Угличского; он приезжал на пустое место, благословил его и с тех пор начали отовсюду жертвовать. Он первый пожертвовал свой подризник и поручи, а в разное время и деньги; на закладку церкви дал под все четыре угла серебряные монеты и много было его заботы об этой церкви. Благодарю тебя, родная, что прислала мне его портрет; это первый мой благодетель, с его благословения точно кто возвещал всем о церковном строении. Дивен Бог во святых своих! Еще и еще благодарю тебя, мою родную, за твое пожертвование и желаю тебе в здешней и будущей жизни великих милостей от Господа. Наставление новопостриженным духовным дочерям. 10. Всегда иметь в уме память смертную и ничем не гордиться; ни званием своим, которое по смерти ничего не значит, ни талантами своими, которые по смерти все исчезнут, если мы ими гордились, ни красотою, совершенно исчезающею по смерти, ниже какими либо достоинствами своими, (если даже они были прославлены людьми): ибо по смерти незнаем, что с нами будет.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

У северной стены храма находилось Распятие Господа Иисуса Христа с изображениями предстоящих Божией Матери и святого Иоанна Богослова, «украшенными стеклянными камнями и позлащенными резными звездами, устроенное во весь рост, осеняемое рипидами, которые поддерживают по сторонам изображенные Ангелы. Над венцом Спасителя находится разное малое изображение сидения Христа одесную Отца, по сторонам, в сиянии, два резные венца, один терновый, другой царский; пространство между крестом и предстоящими занято резными изображениями зданий града Иерусалима, гор каменистых, разноцветных путей, растений и плодов Палестины. По углам находятся резные изображения четырех Евангелистов…» . Перед правым клиросом, на особом аналое располагалась серебряная рака с частицами мощей преподобной Марии Египетской и святого благоверного князя Михаила Тверского. На одной из сторон раки содержалась следующая надпись: «Сия рака устроена тщанием Московской купеческой дочери девицы Марии Дмитриевны Лухмановой, в вечное поминовение. Ноября 15 дня 1844 года» . В приделе святого Иоанна Предтечи иконостас деревянный, в один ярус, местами с резьбой, местами вызолоченный. По правую сторону от царских врат – икона Спасителя с предстоящими преподобными Сергием и Варлаамом, икона Рождества святого Иоанна Крестителя. По левую сторону – Боголюбская икона Божией Матери, на северных вратах икона архистратига Михаила . В церкви святителя Николая Чудотворца иконостас деревянный, в три яруса с резьбой. По правую сторону от царских врат – икона Спасителя, сидящего на престоле, на южной двери икона превосвященника Аарона, за ней – икона святого Николая. На южной стене – икона Сретения Господня. По левую сторону от царских врат – Владимирская икона Божией Матери, на северной двери – икона святого царя и священника Мельхиседека, затем икона святого Димитрия Солунского. На северной стене – икона Всех Святых. На южной стороне в киоте за стеклом – икона святого Иоанна Воина, на южной же стене за правым клиросом – икона святого князя Михаила Тверского и преподобной Марии Египетской.

http://pravoslavie.ru/67954.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010