Словами: «паче, еже» — означает Апостол не противное только, но и разное несогласное с духом Евангелия, вообще не то, что им предано от лица Божия. «Не сказал: ежели противное будут благовествовать или всё превратят; но, если и маловажное что будут благовествовать несогласно с тем, что мы благовествовали, или хотя несколько изменят что-либо в проповеди, анафема да будет» (святой Златоуст).    В какой силе говорит так святой Павел об Апостолах и Ангелах? Говорит так предположительно. Мы веруем, что Апостолы благодатию Духа Святаго были ограждены от уклонения от истины и что Ангелы столько утверждены в истине и добре, что для них ложь и грех стали нравственною невозможностию. Не по природе своей они такими признаются, а по благодати Божией. По естеству один Бог неизменен; но сие свойство сообщается и тем, кои глубже входят в общение с Ним. Мысль Апостола та, что, если б даже невозможное стало возможным, Евангелие все должно пребывать и пребудет неизменно. Блаженный Феодорит говорит относительно Ангелов: «об Ангелах упомянул (Апостол), нимало не предполагая, чтобы кто-либо из святых Ангелов стал учить тому, что противно Божественной проповеди (ибо знал, что сие невозможно), но отвергая сим всякое человеческое нововведение».    Блаженный Иероним предпочитает ту же мысль, но приводит и другую. «Можно, — говорит,— принять, что это сказано предположительно (иные читают: гиперболично), не потому, чтобы Апостолы и Ангелы могли иначе проповедывать, нежели как однажды преподано; но, если б и могло быть, чтобы Апостолы и Ангелы изменились, все от того, что однажды принято, отступать не должно. Сам Апостол твердость своей веры в другом месте выставляет несокрушимою, говоря: «известихся, яко ни смерть, ни живот, ни Ангелы, ни Начала, ниже Силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем» (Рим. 8:38 — 39). И еще: «истину глаголю о Христе, не лгу, послушествующей ми совести моей Духом Святым» (Рим. 9:1). Это не суть слова такого человека, который мог бы когда-либо отступить от веры и любви Христовой. Те же, которые не хотят принять, что это сказано предположительно, но думают, что сказано в прямом смысле, то есть что и Апостолы, и Ангелы могут измениться на худшее, противопоставляют сему то, что и сам Павел сознавал, что может пасть, если вознерадит, говоря: «умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам неключим буду» (1 Кор. 9:27); и Ангелы изменчивы, так как некоторые из них не сохранили своего начальства (Иуд. 1:6). Един Бог по естеству неизменен, как пишется: «Ты же тойжде еси» (Пс. 101:28), и как Он Сам о Себе говорит: «Аз Господь Бог ваш и не изменяюся» (Мал. 3:6)».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Добрые Ангелы живут вместе с Богом и всегда Его хвалят. Один святой человек видел Бога и слышал, как хвалили Его Ангелы. Ангелы пели такую молитву: Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Они пели три раза слово «свят», а потом прибавляли, что Бога прославляет и небо и земля. Запомним и мы эту ангельскую песнь; ее вы слышите в церкви во время обедни. Следует заучивание ангельского славословия. Будем прославлять всегда Бога и словами, и нашими делами. Делами прославляет Бога тот, кто Его слушается во всем. Будем и мы слушаться Бога, потому что добрым быть лучше, чем злым. Бог Сам очень добрый и добрых людей любит, а злые постоянно злобствуют и тем мучают сами себя. Урок 10. Понятие о грехе. Падение ангелов. Душа. Мздовоздаяние за гробом Методические указания и конспекты уроков по Закону Божию План . Первоначальная святость Ангелов; понятие о грехе; грех есть нарушение закона. Падение диавола и других ангелов; невозможность их общения со светлыми духами; изгнание с неба как следствие падения; жизнь злых духов по низвержении с неба; их злоба, зависть и соблазн людей. Временное принятие Ангелами человеческого вида. Временная жизнь души в теле человека; смертность тела и бессмертие души; разное состояние душ по смерти. Страшный Суд; будущая жизнь. Приложение. З. Люди, которые всегда слушаются Бога, делают только добрые, хорошие дела, потому что Бог велит делать только добро. А те, которые делают только добро, называются какими? У. Святыми. З. Все Ангелы слушались Бога, значит, все они были какими? У. Святыми. З. Теперь запомните: кто не слушается Бога, тот делает зло или, по-другому, грешит. А кто грешит, тот называется грешным. Кто называется грешным? Кто грешит? Припомните, как называется учение о том, как велит жить Бог? У. Законом Божиим. З. Значит, грехом называется непослушание чему? У. Закону Божию. З. Диавол и те ангелы, которых он смутил, не стали слушаться Бога и из святых сделались какими? У. Грешными. З. Они стали грешными, злыми, и им стало нельзя жить вместе с добрыми, святыми Ангелами на небе. Если бы пришел нехороший человек в избу и стал бы браниться или драться, что бы с ним сделали хозяева?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Если бы не Ангелы, мы никогда даже в малой, доступной человеку степени не могли бы ощущать и воспринимать Божественный свет.    Сами мы не способны видеть и ощущать славу Божию — нам нужны посредники, которые так преобразуют ее, что она становится доступной и нам.    И вот Ангелы являются для нас этими посредниками.    Други мои! А отражают ли люди этот воспринятый ими Божественный свет? Способны ли люди на это?!    Да! Люди безупречной жизни и пламенной любви к Богу зримо для окружающих в определенные моменты жизни светятся этим Божественным светом. Читая жития святых, мы найдем много примеров тому. Про таких людей богослужебные тексты говорят нам: «Ангельски пожив на земли... — или — житие твое равноангельно бысть».    Назову вам как пример два имени наших соотечественников, живших в очень близкие к нам времена. Это всем нам хорошо известный преподобный Серафим Саровский и менее известный Харьковский святитель Мелетий. Оба они носили в своих сердцах горящий пламень любви к Богу.    Вспомните также повествование из Деяний апостольских. Когда судили первомученика архидиакона Стефана, он сказал, что видит небо отверстым и славу Божию — и все, сидящие в синедрионе, видели лицо его, как лицо Ангела.    Это свидетельствует о возможности и доступности для нас еще в этой земной жизни уподобляться Ангелам. Было бы только стремление к этому с нашей стороны.    Святые Ангелы не только восхвалением служат Богу. Они еще стремятся подражать Ему и в действиях. Ангельскому миру усваивается истинный дух разума, действительное участие в человеческой истории.    Как говорится в Святом Евангелии, Сын Божий пришел на землю, чтобы послужить людям, спасти их. И Ангелы посылаются на землю с той же целью — служения людям.    Первые христиане по откровению и опыту знали предстательство о себе честных бесплотных Сил.    Чтобы и мы с вами реально ощущали бытие Ангелов и их постоянное присутствие, очистим свое сердце и душу от греховных помыслов, желаний и тем более дел. Стой постоянно на страже твоей души, пекись о ее чистоте — и увидишь и Ангелов, и с их помощью приблизишься и к Богу, и увидишь Его, ибо сказано: «чистые сердцем Бога узрят» (Мф.5:8).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

притчи о работниках, нанимающихся в разное время дня на работы в винограднике, о злых виноградарях, о добром пастыре – Мф. 20:1–16; 21:33–34 ; Иоан. 10 гл.), и ангелов, которые, будучи членами церкви небесной, имеют самое близкое участие к судьбе членов устрояемой И. Христом церкви на земле ( Мф. 18:10 ; Лук. 15:10 ). Такое понятие о церкви в обширном смысле не редко давали и отцы церкви. « Церковь , говорит Златоуст, есть место ангелов (τπος – место по отношению к ангелам, конечно, в духовном смысле), место архангелов, царство Божие, само небо“ 469 ). По мысли бл. Августина, «храм Божий, т. е. всей высочайшей Троицы, есть св. церковь , разумеется, вся на небе и земле» 470 ). И в церковных песнях поется: «едино стадо бысть ангел и человек» 471 ). «Тя, неизреченно соединившего с небесным, Христе, земная, и едину церковь совершивша ангелов и человеков, непрестанно величаем» 472 ). Принадлежность ангелов к церкви понятна. Ибо если церковь составляют «все истинно верующие», то ангелы являются верующими в Богочеловека по преимуществу; совершеннейшие нас во всем, они совершеннее нас и по вере. Все ангелы, соединенные в церковь святую о Господе, славословили Его уже при создании мира ( Иов. 38:7 ) и славословят до ныне в небесном Иерусалиме ( Ис. 6:1–3 ; Ап. 7:11; Евр. 12:22 ). Ангелы принимают участие в великой таинственной борьбе Агнца Божия с древним змием. Тайна их участия в этой борьбе не открыта нам вполне, но на участие их в ней указывается в слове Божием ясно, именно, что по образу Смирившего Себя до смерти, смерти же крестныя, они призваны служить церкви земной, и не только в качестве ангелов хранителей царств и народов, но и ангелов хранителей частных церквей и частных лиц. В молитвах литургии ангелы представляются «сослужащими» священнодействующим и вместе с членами церкви земной «славословящими» благость Божию (молитва малого входа), равно и последние – прославляющими Бога вместе «с сими блаженными силами» (евхаристическая молитва 473 ). Против мысли о принадлежности ангелов возможны два возражения, именно, что 1) они не имеют нужды в искуплении, которое легло в основу церкви и 2) что они не получили крещения, которое только одно отверзает дверь в церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

    2 (15) января 1991 года. Слово на освящение храма во имя Собора Псково-Печерских святых    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!    Днесь обитель Псково-Печерская светло празднует, преподобных своих собор почитающи...    И почитание их ныне совсем особое, и праздник велий в обители святой. Ангел Церкви Российской стоит ныне у нового престола Божия, и небесный огнь в руке его, и полный силы и славы Божией, он готов освятить новое место селения Божия. А рядом с Ангелом Церкви вокруг нового престола стоят сейчас и отныне будут стоять всегда те, чьи молитвы низвели на нас милость Божию с небес — новый храм Божий.    Преподобные Псково-Печерские — некогда земные человецы, а ныне небесные Ангелы — рать святая — дар Богу от обители, возросший в ней за пятьсот двадцать лет ее бытия. Нам они — свои и Богу они — родные.    И теперь за каждой службой, совершаемой в новом храме, они будут первостоятелями у Престола Божия в Царстве Небесном и предстоятелями у престола в храме на Святой горке родной Псково-Печерской Свято-Успенской обители.    И сегодняшний день — это не просто день памяти богоносных отцов, как это праздновали со времени их прославления иже во святых. Ныне день их очевидной славы, день очевидной силы их молитвы, день уверения их живого покровительства над обителью, в которой они совершили свой жизненный подвиг, увенчавшийся небесной славой.     «Праведницы... во веки живут» (Прем.5:15).    Уже пять столетий стоит на страже духовных рубежей Православной Руси святая обитель. Она видела горе и радости ее народа, времена духовного подъема и времена оскудения духа.    Много иноков прошло школу жизни в обители, насыщаясь духовной мудростью и силой и, подобно трудолюбивым пчелам, собирая в сокровищницу ее неистощимое духовное богатство, возрастившее собой райские цветы на нашей родной Русской земле.    И воню благоухания этих цветов ощущаем мы с вами сегодня, дорогие мои, собравшись в храме, воздвигнутом в их честь и в их память. Преподобные отцы Марк, Иона, преподобная мати Васса, преподобномученик Корнилий, преподобные Вассиан и Дорофей, Лазарь прозорливый, жившие в разное время, — неразрывные звенья в цепи благодатного преемства духовной силы обители.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

383 . А св. Игнатий Брянчанинов , явно противореча этому, говорит: «Отцы не признавали духов облеченными в тело, но самое существо их признавали тонким телом». 384 Это именно утверждение и возмутило святого Феофана, который писал об этом следующее: «Новое учение (имеется в виду учение св. Игнатия) утверждает, что ангелы суть тела тонкие, что сами ангелы суть тела, так что кроме тела у них ничего нет... Если бы новое учение говорило только, что ангелы имеют тела, можно было и не спорить с ним; ибо при этом главной господственной стороной у ангелов поставляется все-таки разумно-свободность и сознание; ибо эти не могут принадлежать телу, какое ни придумай. Допустив это и не имея возможности не видеть в ангелах разумности и свободы, для объяснения этого остается сказать, что Бог в них действует, и таким образом прийти прямой дорогой к пантеизму». 385 Известно, что св. Игнатий, называл существо души и ангелов вещественным, основываясь на словах Василия Великого , Григория Богослова , Афанасия Александрийского , ясно учивших о воздухообразном или газообразном существе ангелов и души. По всей вероятности, здесь спор о словах, ибо слова одинаковые, но мысли в них совершенно различные. Непонимание святителей возникло из-за неточности их терминологии. История христианской Церкви показывает, что эпоха христологических споров была обусловлена именно неточностью терминологии, и решение догматических вопросов в этих спорах было связано с определением точного смысла основных богословских терминов, таких как φυσις (природа), ουσια (сущность), υποστασιςu (ипостась), προσωπον (лицо). Примечательно, что слова φυσις и ουσια являются синонимами и в употреблении Отцов обозначают равные понятия, хотя и имеют некое тонкое различие. Но нас интересует сейчас не это, а то, что при внимательном изучении творений святителей замечается, что под словом «сущность» св. Игнатий и св. Феофан понимали разное. В это слово они вкладывали разные понятия. Мы же, следуя примеру св. Григория Паламы , одной из главных забот которого при написании знаменитых «Триад» было стремление согласовать многие противоречивые высказывания святых Отцов, постараемся установить смысл тех или иных выражений великих святителей-богословов, прося помощи и вразумления у Того, Кто дает даяния благие чадам своим ( Мф. 7:11 ) и просвещает всякого человека, приходящего в мир ( Ин. 1:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Ангелы в представлении мусульман — это некие духи, созданные из света, которые всегда исполняют волю Аллаха. Согласно исламу, ангелы не могут пасть. Единственный случай, когда ангел пал, это случай Иблиса, сатаны по-нашему, который стал Шайтаном, сатаной. Но является Иблис ангелом или величайшим из джиннов — это спорный вопрос. Дело в том, что ряд авторитетов говорит, что Иблис — это ангел мятежный, а ряд авторитетов говорит, что это джинн. Ангелы обладают разным количеством крыльев, про них разное рассказывают. Например, рассказывают, что у архангела Джабраила 600 крыльев, причем он каждый день купается в источнике, и когда он купается, у него падают капли с его крыльев, они становятся жемчужинами. Ну, такие арабские сказки, которые, конечно же, к реальности мало отношения имеют, но показывают идеалистическое представление об ангелах. Кроме ангелов есть еще другие духовные существа, которых называют джиннами 28 . Джинны — это существа неангельской природы, они созданы из бездымного огня и разделены на два типа существ: есть джинны-мусульмане и джинны-язычники. Каким образом возникло представление, что есть джинны-мусульмане? Однажды Мухаммед пошел проповедовать, когда он еще был в самом начале своего посланничества, в один из городов Аравии. Когда у него не было еще армии, он пытался свое Слово донести при помощи проповеди. И его прогнали. И он очень расстроенный возвращается обратно, и тут ему пришло откровение, что на самом деле он не зря ходил, потому что собрались джинны со всей Аравии, чтобы послушать его проповедь, и они приняли ислам. Таким образом, он свою миссию таки выполнил. Так вот был утешен Мухаммед. Так появилось представление о джиннах-мусульманах. Джинны, в отличие от ангелов, являются существами, разделенными на два пола — мужской и женский. Они могут вступать между собой в браки, они могут вступать в браки с людьми. Например, в 2004 году была большая полемика в исламских газетах Татарстана по вопросу, допустимо ли по шариату официально заключать браки с джиннами! Почему? Не знаю, почему в Татарстане в 2004 году это была очень острая тема, но тем не менее это факт. Я сам своими глазами видел татарские газеты, которые этот вопрос подробно разбирают.

http://azbyka.ru/islam-pravoslavnyj-vzgl...

И вот Ангелы являются для нас этими посредниками. Други мои! А отражают ли люди этот воспринятый ими Божественный свет? Способны ли люди на это?! Да! Люди безупречной жизни и пламенной любви к Богу зримо для окружающих в определенные моменты жизни светятся этим Божественным светом. Читая жития святых, мы найдем много примеров тому. Про таких людей богослужебные тексты говорят нам: «Ангельски пожив на земли... — или — житие твое равноангельно бысть». Назову вам как пример два имени наших соотечественников, живших в очень близкие к нам времена. Это всем нам хорошо известный преподобный Серафим Саровский и менее известный Харьковский святитель Мелетий. Оба они носили в своих сердцах горящий пламень любви к Богу. Вспомните также повествование из Деяний апостольских. Когда судили первомученика архидиакона Стефана, он сказал, что видит небо отверстым и славу Божию — и все, сидящие в синедрионе, видели лицо его, как лицо Ангела. Это свидетельствует о возможности и доступности для нас еще в этой земной жизни уподобляться Ангелам. Было бы только стремление к этому с нашей стороны. Святые Ангелы не только восхвалением служат Богу. Они еще стремятся подражать Ему и в действиях. Ангельскому миру усваивается истинный дух разума, действительное участие в человеческой истории. Как говорится в Святом Евангелии, Сын Божий пришел на землю, чтобы послужить людям, спасти их. И Ангелы посылаются на землю с той же целью — служения людям. Первые христиане по откровению и опыту знали предстательство о себе честных бесплотных Сил. Чтобы и мы с вами реально ощущали бытие Ангелов и их постоянное присутствие, очистим свое сердце и душу от греховных помыслов, желаний и тем более дел. Стой постоянно на страже твоей души, пекись о ее чистоте — и увидишь и Ангелов, и с их помощью приблизишься и к Богу, и увидишь Его, ибо сказано: «чистые сердцем Бога узрят» (Мф.5:8). Очисти свое сердце и удостоишься тогда высокой радости, как некогда праотец Авраам, принять под сенью своей Ангелов. Старайся избегать общения с грешниками и сам не твори греховных дел — и тогда, как праведного Лота, изведет и тебя за руку твой Ангел из погибельного окружения мирской суеты.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3259...

Мир Христов    Святитель Григорий Богослов, в своих вдохновенных творениях, говорил о том, что наши великие праздники являются таинствами Божией благодати, ибо каждый великий праздник Господь дает верующей душе тот или иной благодатный дар. В частности, все вы знаете, какой дар особой светлой радости дает Господь христианину в Светлую пасхальную ночь, ибо пасхальная радость есть нечто особое, несравнимое ни с чем другим. А вот на праздник Рождества Христова, говорил святитель, — Господь дает верующей и смиренной душе особый мир. И это вполне согласуется с тем, что и святые Ангелы, в благословенную рождественскую ночь, над полями Вифлеемскими пели: «слава в вышних Богу, и на земли мир» (Лк. 2:14)!    Но только нужно помнить, возлюбленные, что мир может быть разный. Господь Иисус Христос, когда на Тайной вечере, прощаясь со Своими учениками, сказал им: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27)! Но тут же добавил: «не так, как дает мир — Я даю вам» . Ибо Его мир это тот мир, о котором пели Ангелы, это мир духовный, это мир человека с Богом, мир человека со своей совестью, которая упрекала его за грехи. Это именно, духовный, светлый мир. А бывает мир другой. Тот мир, о котором в Ветхом Завете Господь через пророков говорил: «Они легкомысленно говорят: «мир, мир!», а мира нет» (Иер. 6:14, 8:11)! А в другом месте прямо сказано, что нечестивым не будет мира. «Нет мира — говорил Господь» (Ис. 57:21). Теперь о мире кричат много, говорят много красивых слов и пишут, но о том мире, о котором они говорят, это совсем не мир Христов! Об этом мире, о котором идет теперь столько шума, Господь раз и навсегда сказал: Не думайте, что Я мир принес на землю; не мир Я принес, а разделение (Лк. 12:51). А в другом Евангелии: «не мир Я принес на землю, но меч...» (Мф. 10:34)! Ибо Он принес свет истины, а истина людей разделяет: один ее признает и ей поклоняется, ее защищает и исповедует, а другой или к ней глух и слеп, или даже ее отвергает и становится врагом ее.    Итак, истина, сама по себе светлая, радостная и светоносная, становится причиной разделения в людях. И об этом мире можно что сказать? — О тех, кто о нем кричат, хотят соединить в одно самые противоречивые учения и начала. Хотят объединить то, что непримиримо враждует между собою. Разве может быть тут внутренний мир? Это можно собрать внешним соединением, но оно будет непрочное, да и не будет его, по существу, никогда. Потому что те, кто входят в такое соединение, друг друга не признают и говорят совершенно разное. И вот такого-то мира, сколько бы о нем ни шумели, сколько бы о нем ни писали, никогда человечество не увидит. Вы сами видите, во что обращается жизнь! Какой же это мир? Говорят, повторяю, много о мире, а похоже, хоть немножко, на действительный мир?! Скоро, вероятно, земной шар будет напоминать какой-то пороховой погреб, в который достаточно бросить спичку, и он смертоносный взрыв даст. Так что не думайте, что такой мир настанет на земле.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Сергейд Дикун 11 октября 2013, 14:01 Да, Светлана, ты очень правильно заметила! Дмитрий Панферов 11 октября 2013, 13:59 Крошка девочка смиренно попросилась на ручки с громким плачем. А с другой стороны - не унималась, громко и истошно и визгливо кричала злая тетя. Черно-бело, контрастно, живописно, пристрастно и нечестно... Напоминило недавнее - невинные девчонки, панк-молебен и злой Гундяй. Дети - увы, не ангелы, просто много чище нас, взрослых. Тут же видно любование и умиление своей дитятей, что бы оно не творило, какой уж тут воспитание? Благоговение к храму, страх Божий - как это воспитать в детях, не имея самому? Ангелы не играют и не весело резвятся перед Творцом, а не " смеют взирати " и закрывают лица. В том, что детей элементарно не учат себя вести, виноваты не Серафимы, которые есть только реакция на это прискорбное явление... р. Б. Алексей 11 октября 2013, 13:44 Светлана, в точку!!! :)) Геннадий 11 октября 2013, 13:21 Серафима, конечно же, не права. Объяснить можно по-доброму, а не орать и закатывать истерики. Но мне, кажется, когда дети по полной " отрываются " в храме - это тоже недопустимо. Благоговейное отношение к храму надо воспитывать с детства. Но всё должно быть разумно. Валентин 11 октября 2013, 13:16 За детьми родители должны присматривать и учить как и где себя вести. Разное бывает. НАДЕЖДА 11 октября 2013, 13:15 ДА,ТАКИХ ТЕТОК В КАЖДОМ ХРАМЕ ПО НЕСКОЛЬКО! ПРОСТИ ИМ ГОСПОДИ! Чистякова Елена Ивановна 11 октября 2013, 13:07 Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). " Опыт построения исповеди. " ....И еще надо напомнить об одном грехе неблагоговейного отношения к храму. Детям трудно выстаивать многочасовые монастырские службы. Они, естественно, выбегают на улицу и начинают около храма заниматься шалостями. Мало того, что они нарушают тишину обители, но они мешают молиться тем, кто по тесноте или болезни не может стоять в храме и слушает богослужение через открытые окна и двери. Дети есть дети. Им свойственна подвижность и шумливость. Но пусть дети играют и бегают вне стен обители. А к святому месту у них с ранних лет надо воспитывать благоговение. Если вы, бабушки, мамы, тетушки, взяли с собой ребенка в храм, то должны следить за его поведением, внушать еще дома, что храм – это место святое, а обитель – это не место для игр и шалостей, что даже пройти-то по ней надо с особым настроением и особой, благоговейной походкой....

http://pravoslavie.ru/64831.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010