В Св. Писании это тоже выражено. Пс. 18:2 – “Небеса проповедают славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь”. 1Кор. 6:20 – “Прославите Бога в телесех ваших и в душах ваших, яже суть Божия”. Ин. 13:31 – “Ныне прославися Сын Человеческий, и Бог прославися о Нем”. Совершенство творения Совершенство творения означает, что сотворенное отвечает своему назначению, своим целям. Эта цели существуют у всего в нашем мире. Быт. 1:31 – “И виде Бог вся, елика сотвори: и се добра зело”. 1Тим. 4:4 (речь идет уже о падшем как бы мире) – “Всякое создание Божие добро”. Поймем это так, как сказано: по природе своей все является добром, в том числе и падшие ангелы. Зло получилось от извращения пути, оно появляется из-за того, что тварь не отвечает своему назначению. Наоборот, зло употребляет назначение и идет совершенно в другую сторону, по своему свободному произволению, но по природе своей – добро. Значит, для падших есть возможность восстать. Правда, Откровение говорит здесь разное. Например, для укоренившихся во зле падших духов наступает такой момент, когда невозможно обращение к добру. Но для человека, пока он жив, как бы низко он ни пал, всегда есть возможность для обращения. Это не самый лучший из миров, ибо “будет новое небо и новая земля, в нихже правда живет” ( 2Пет. 3:13 ). Порядок творения мира и главные виды творения Мы рассматриваем следующие виды творения, данные нам в опыте либо в Откровении, духовный мир, вещественный мир и человек, который стоит на границе этих двух миров. Что касается порядка творения мира, то здесь есть две гипотезы (в Откровении не сказано о порядке творения мира): регрессивный и прогрессивный порядок. Регрессивный порядок. В религиях персов, египтян, в философских учениях Востока говорится о том, что сначала сотворены наиболее высокие, наиболее близкие к Богу предметы, а потом все более грубое. Прогрессивный порядок. Здесь представлено то, что говорится в Откровении (книга Бытия). Говорится о вещественном мире, который сотворен в порядке прогрессивном: более сложные, более совершенные твари идут от начала мира до шестого дня творения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Ибо если не знает сам Павел, который был восхищен и удостоился столь многих и столь неизреченных откровений, то тем паче не можем знать мы. Что был он в раю, это знает; что был на третьем небе, и то ему не безызвестно, но как был восхищен, того не знает ясно». «Восхищена бывша таковаго до третияго небесе». Чтобы это сказать, надлежало раздельно видеть, как проходятся небеса — одни за другими — второе после первого и третье после второго. Как все видение было видение того, чего не видит телесный глаз, то и небеса сии нельзя определять по соответствию чему-либо, видимому горе для телесного глаза, простого ли или вооруженного. Небеса сии сокровенны, хотя для способного видеть различны одни от других, разные содержат предметы и разное имеют значение. Внутри, или во глубине, видимого нами мира, сокрыт другой мир, столько же действительный, как и этот, — духовный, или тонко вещественный, Бог весть; но то несомненно, что в нем витают Ангелы и святые. По степени сих последних и степени небес. Как этих степеней много, то и небес, вероятно, много. Апостол был восхищен до третьего неба; но не говорит, что оно последнее. Притом смысл его слов такой, что он миновал два неба и на третьем остановился; но возможно миновать не только два, а пропустить десятки и остановиться на двадесятом. 2Кор. 12:3.   И вем такова человека: аще в теле, или кроме тела, не вем: Бог весть. Подтверждает, что был действительно восхищен, и ясно это сознавал, и знает, что это была действительность, а не мечтание какое призрачное. Не может только сказать того, в теле ли он был восхищен или кроме тела. Это, говорит, один Бог знает. Видно, для нас знание сего не нужно; верно, оно к существу дела не относится. Нечего и пытать. Он говорит как бы: изумительно это видение не по предмету только своему, но и по самому способу видения. «О предивном и вышеестественном возвещая деле, с настойчивостию подтверждает, что не знает способа, как оно совершилось» (Экумений). 2Кор. 12:4.   Яко восхищен бысть в рай, и слыша неизреченны глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2956...

— Не отсюда ли булгаковский Воланд-консультант? — У Булгакова это игра (как и весь роман «Мастер и Маргарита»), у Гоголя — применение «теории» дьявола на деле. Его теория основывается на том, что надо «всё спутать» и «всех запутать». Гоголь, сам того не думая, заглянул здесь в XXI век. Нынешний финансовый кризис базируется на той же «методологии» — всё спутывается и запутывается бумагой, главным орудием бедствия. — Иногда православные люди осуждают Гоголя за повышенный интерес к демоническим сферам — ставят ему в упрек и «Вия», и «Вечера на хуторе близ Диканьки». Говорят, что он тем самым переступает некую грань и невольно разжигает нездоровый мистицизм. Что бы Вы ответили таким людям? — Что бы ответил этим людям? В «Вие» нет заигрывания со злом. Смерть Хомы Брута наступает из-за соблазна, искуса: страх заставляет его взглянуть в лицо Вию. Будь он твёрже в вере, он бы этого не сделал. Тут слабость, заслуживающая сочувствия. У Гоголя нет ни сострадания, ни влечения ко злу. — Насколько сложна и противоречива была духовная жизнь Гоголя? Как формировалась его вера? — Давайте отвлечёмся от Гоголя и обратимся к Достоевскому. Достоевский — весь сомнение. Может, поэтому неверие его героев сильнее их веры. Провокаторы и нигилисты Достоевского чересчур умны; умны, как сам автор, и с ними нельзя не считаться. Это уже не характеры, не персонажи, а переодетые в разное платье сомнения Достоевского. Гоголь с детства рос в атмосфере веры в Бога и рассказов матери о Страшном суде, помня рассказы бабушки о лестнице, которую сбрасывают Ангелы, чтоб поднять душу праведника на небо, а душу грешника опустить в ад. Для Гоголя это был не фольклор, а образы его сознания, которые прошли с ним через всю его жизнь. Этот взгляд на мир ощущается во всех его творениях, включая «Ревизора», который считается исключительно детищем сатиры и отрицания. «Смотри весь мир, всё христианство, как одурачен городничий!» — восклицает Сквозник-Дмухановский в конце пьесы, и это его предстояние перед Высшим судом. И в качестве ревизора, прибывшего в город N, по мысли Гоголя, является не жандармский офицер, не посланец государя, а посланец юстиции Неба.

http://pravoslavie.ru/37386.html

Но если бы такой справедливости придерживался Бог, Он должен был бы окончательно осудить все человечество и даже ангелов, ибо по свидетельству ап. Павла «все под грехом» (см., всю III гл. Поел, к Римлянам), а по книге Иова даже ангелы имеют недостатки и все нечисто перед Богом. Главное же, Бог не может судить, как земной судия, по букве закона, не принимая во внимание всего существа и всей жизни подсудимого, ни всех обстоятельств его жизни и преступления. В земном суде трудно установить даже внешние факты, но Бог, обладая всеведением, знает все. За этим стоит еще более глубокий вопрос: что лучше — отбросить и осудить все, что не подходит под какую–либо идеальную мерку или общий закон, или стремиться дать даже ничтожному, больному и виновному все положительное, что только можно ему дать? Первое решение было бы утверждением, что только совершенное имеет право на существование: остальное ненужно и вредно; такое решение было бы противно любви. Второе решение соответствует прямому требованию совершенной любви, которая благодетельствует всех, кого может, и спасает всех, хотящих спастись. Однако, справедливость все же не поглощается любовью, потому что делать добро можно каждому только в зависимости от его природы и состояния и спасти можно не каждого и не всегда. Добро, которое можно сделать растению, животному или человеку, очевидно различно, и человек в разном состоянии нуждается и способен воспринимать разное. Спасти можно только того, кто хочет быть спасен… Таким образом мы приходим к другому виду справедливости: относится ко всему соответственно его природе и качествам («каждому свое»). Такая справедливость достойна Бога и святых, и без нее добро обратилось бы в бессмыслицу или бесплодные попытки делать невозможное (например, проповедовать истину людям, которые, зная ее, ненавидят ее или неспособны ее понять). «Бог прославляется, как Правда, — говорит Дионисий Ареопагит, — потому что Он распределяет между всеми, по их заслугам, — соразмерность, красоту, порядок, гармонию и доброе расположение; потому что Он определяет для каждого порядок, соответствующий самому справедливому определению о нем, потому что Он причина всех способностей действия каждого существа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Иногда, впрочем, слушая, как другие клеветали на ближних, осуждали их или смеялись над ними, я мысленно отчасти соглашалась с ними и даже, по неосторожности, к их речам присовокупляла и от себя какое-нибудь слово, но, спохватившись, тотчас же удерживала язык своей от греха. Однако и это поставлено было мне на вид, как грех осуждения и клеветы, и только благодаря заслугам преподобного Василия я освобождена была от духов этого мытарства, и святые Ангелы повели меня выше. Источник. Подымаясь выше, достигли мы четвертого мытарства, которое именуется мытарством чревоугодия. И выбежали к нам навстречу скверные духи этого мытарства, радуясь, что найдут во мне новую для себя добычу. Вид этих духов был отвратителен, они изображали собою разного рода сластолюбивых и чревоугодников, омерзительных пьяниц; одни из них носили чаши и блюда с яствами, другие – чаши и корчаги с разными напитками. Но яства те и напитки возбуждали отвращение, ибо они были похожи на смердящий гной и на блевотину. Духи этого мытарства изображали собою пресыщенных и пьяных, они плясали под музыку и творили все те бесчинства и безобразия, какие обыкновенно творят пирующие в кабаках и трактирах, а также издевались и надругались над приводимыми к их мытарству душами грешников. Эти мерзкие духи остановили и окружили нас. как псы, стараясь обличить меня в грехе чревоугодия. Перечисляли они случаи, когда я тайно ела что-нибудь, или ела через силу без надобности, или с утра, не помолившись и даже не осенив себя крестным знамением, как свинья, начинала есть; указывали они также и на то, сколько раз в святые посты я ела, не дождавшись времени, показанного в церковном уставе, или когда по невоздержанию съедала что-нибудь раньше обеда, или когда за обедом пресыщалась не в меру. Подробно и обстоятельно излагали они все случаи моего пьянства, причем показывали даже все чаши и сосуды, из которых я напивалась; определяли также с точностью и количество чаш, выпитых мною в разное время, говоря: «столько то чаш выпила ты в такое-то время, на таком-то пиру, с такими-то людьми; а в такое-то время, в таком-то месте ты выпила столько то чаш и напилась до рвоты и беспамятства; а вот тогда-то ты выпила столько-то стаканов вина или такого-то напитка и так долго и неистово пировала, плясала под музыку, хлопая в ладоши, пела песни и прыгала, что, когда приводили тебя домой, ты изнемогала от безмерного пьянства».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Каждая притча была одновременно загадкой и задачей для учеников: загадкой, которую надо было отгадать; задачей, которую надо было решить. Таковыми притчи остаются по сей день для всех, кто пытается понять их смысл. Результат этого процесса во многом зависит от того герменевтического ключа 40 , который используется для объяснения притч. Таких ключей в истории толкования притч было изобретено немало. И тем не менее к каждой притче приходится искать свой ключ, свой подход. Об этом мы подробнее скажем ниже, в разделе, посвященном толкованию притч. 3. Притчи Иисуса: классификация Притчи Иисуса, содержащиеся в синоптических Евангелиях, могут быть классифицированы по целому ряду признаков, в частности: 1) по длине; 2) по присутствию в одном, двух или трех Евангелиях; 3) по наличию или отсутствию толкования; 4) по месту и времени произнесения; 5) по содержанию. Классификация по длине Некоторые притчи представляют собой развернутое повествование, в котором несколько действующих лиц участвуют в событиях, развивающихся на протяжении определенного времени. К числу таких развернутых повествований относится, например, притча о блудном сыне ( Лк. 15:11–32 ): в ней участвуют несколько персонажей (отец, младший сын, старший сын), действие разворачивается на протяжении длительного времени (описывается молодость младшего сына, его уход в далекую страну, его пребывание там, его возвращение и встреча с отцом). В притче о богаче и Лазаре ( Лк. 16:19–31 ) два главных действующих лица (богач и Лазарь) и несколько побочных персонажей (псы на земле, ангелы на небесах, пять братьев богача, оставшихся на земле); действие начинается на земле, а заканчивается в загробном мире. Эти притчи подобны многофигурным композициям, в которых запечатлены действия, совершавшиеся в разное время, – такие композиции можно часто встретить на иконах. На противоположном конце спектра стоят притчи, умещающиеся в одно предложение и содержащие лишь один главный образ: женщины, положившей закваску в тесто ( Мф. 13:33 ); купца, нашедшего жемчужину ( Мф. 13:45–46 ); невода, закинутого в море ( Мф. 13: 47–48 ). Но и в этих кратких притчах наряду с главным образом присутствуют побочные (например, имущество, которое купец должен продать, чтобы купить жемчужину; рыба, пойманная неводом и сортируемая в соответствии с качеством). Такие притчи напоминают картину с одним сюжетом, в центре которой изображен один главный персонаж, занимающийся тем или иным делом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Часто говорят: «Небеса — лишь состояние души», и это верно для нынешней, земной веры. Но если небо вообще — только состояние души (вернее — состояние духа), отсюда следует, что все, кроме духа, несущественно. Так и учит нас любая религия за исключением христианства. Христианство же учит, что Бог создал мир и признал его хорошим, то есть что природа не может быть просто помехой для духа, как бы далеко ни разошлись они за долгие века ее рабства. Проповедуя воскресение плоти, христианство учит нас, что небо — не только состояние духа, но и состояние тела и, тем самым, состояние природы. Правда, Сам Христос сказал, что Царство Божие внутри (или «среди») нас. Но слушавшие Его не были в одном лишь «состоянии духа». Они стояли на созданной Им земле, под созданным Им солнцем; кровь, легкие, сердце работали в созданных Им телах, фотоны и звуковые волны доносили до них Его облик и голос. Мы никогда не бываем в одном лишь «состоянии духа». Молитва и медитация меняются от того, стары мы или молоды, здоровы или больны, холодно нам или тепло, вечер сейчас или утро; так огонь сожжет и дрова и уголь, но пламя при этом разное. Христианство совсем не хочет освободить нас от этой сложности. Мы должны не разоблачаться, а переоблачаться; найти не бесформенную Нигдению, но страну обетованную, обещанную нам страну, где природа полностью подчинится слитому с Христом духу. Ну и что, спросите вы. Ведь эти мысли только уводят нас от нынешних, насущных дел — любви к Богу, любви к ближним, несения креста. Если уводят, выбросьте их из головы. Я твердо верю, что и вам и мне гораздо важнее удержаться от одной презрительной улыбки или враждебной мысли, чем узнать то, что знают архангелы или ангелы о новом творении. И пишу я об этом не потому, что это важнее прочего, а потому, что книга моя — о чудесах. Вы по заглавию могли предвидеть, что речь пойдет не об аскетике и не о нравственности. Однако некоторая важность для христианской жизни в этом есть. Мне кажется, что чисто христианская добродетель надежды потому и выцвела так в наше время, что небо для нас — только состояние души. Мы видим лишь белый холодный сумрак там, где нашим предкам сияло червонное золото.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Часть 12. Гордыня Восемь смертных грехов и борьба с ними М.Врубель. Демон поверженный «Грех Люцифера» Нам, людям, воспитанным в советское время, с детства внушалось, что гордость – чуть ли не главная добродетель советского человека. Помните: «Человек – это звучит гордо»; «У советских собственная гордость: на буржуев смотрят свысока». И действительно, ведь в основе любого бунта лежит гордость. Гордость – грех сатаны, первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей. И первым революционером был сатана. Когда был создан мир ангельский, небесное воинство, один самый высший и могущественный ангел, Денница, не захотел находиться в послушании и любви к Богу. Возгордился своим могуществом и силой и возжелал сам стать как Бог. Денница увлек за собой многих ангелов, и произошла на небе война. Архангел Михаил и ангелы его сражались с сатаной и победили злое воинство. Сатана-Люцифер пал как молния с небес в преисподнюю. И с тех пор преисподняя, ад – это место, где обитают темные духи, место, лишенное света и благодати Божией. Бунтарь-революционер не может не быть гордым, он продолжатель дела Люцифера на земле. Коммунизм – это квазирелигия, и, как любое вероучение, он имеет свой «символ веры» и свои заповеди. Свои «мощи», «иконы», хоругви – транспаранты и крестные ходы – демонстрации. Только рай большевики предполагали построить на земле, без Бога, и, конечно, всякая мысль о смирении считалась смешной и нелепой. Какое еще смирение, когда «мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем». Однако Бог поругаем не бывает, и сама история вынесла над большевиками свой суд. Рай без Бога построить не удалось, гордые замыслы были посрамлены. Но хотя коммунизм пал, гордости не стало меньше, просто она приняла другие формы. Говорить с современным человеком о смирении тоже очень непросто. Ведь рыночное капиталистическое общество, нацеленное на успех и карьерный рост, также основано на гордыне. Хотя часто приходится слышать на исповеди, когда задаешь вопрос о грехе гордости, и такой ответ: «Чего-чего, а гордости у меня нет». Святителю Феофану Затворнику одна женщина пишет: «Говорила с духовным своим отцом и сказывала ему о себе разное. Он прямо мне сказал, что я горда и тщеславна. Я ему ответила, что я совсем не горда, но терпеть не могу приниженности и угодничества». И вот что ответил ей святитель: «Отпели прекрасно. Вы не давайте себя им в обиду, чтоб знали, что за вас голою рукою нельзя хватать. Вишь, выдумал называть как, да еще в глаза? Теперь и я вам приговорю: на что же лучшее доказательство, что вы горды, как отповедь ваша? Она не плод смирения. И зачем вам поперечить такому приговору?.. Лучше вам, не переча, положить вникать в себя хорошенько, нет ли, в самом деле, в вас сего зелья, крайне недоброго».

http://pravoslavie.ru/29970.html

2 . У этих бесплотных ангельских сил, бессмертных воинств, служителей и соработников Божиих – различные положения, разные наименования, неодинаковое достоинство, но одна природа, имеющая многообразные проявления: есть чины песнословящие и охраняющие небеса, непосредственные служители Божии; есть чины внутренние и чины внешние, которые называются и вратами небесными; есть чины высшие и чины низшие, которые некогда говорили высшим: «возмите врата князи ваша» ( Пс.23:7 ); есть чины посылающие и посылаемые, чины тайноводствующие и тайноводствуемые. У разных ангелов и служение разное. Есть ангелы, которые по воздуху летают и спасают души святых от воздушных духов. Обозначая это, патриарх Иаков сказал умирая: «ангел, иже мя избавляет от всех зол» ( Быт.48:16 ). Равным образом и управление земного мира вверено ангелам, которые по повелению Божию осуществляют планы Провидения. Каждой верующей душе также дается от Бога ангел для охранения ее и покровительства ей. Ибо говорит Писание: «не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя» ( Пс.120:3 ). И опять: «блюдите, да не презрите единаго от малых сих: глаголю бо вам: яко ангели их выну видят лице Отца Моего небеснаго» ( Мф.18:10 ). И не только каждой благочестивой душе дается ангел от Бога, но и каждому отдельному верующему народу дается ангел хранитель. Ибо говорит Писание: «постави пределы языков по числу ангел Божиих» ( Втор.32:8 ). Через небесных ангелов совершается на земле откровение таин Божиих; через ангелов – охранение вод и источников и бываемыя от них исцеления; через ангелов избавление достойных от искушений. Ибо говорит Писание: «ополчится ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их» ( Пс.33:8 ). Через ангелов – сохранение останков мучеников: «хранит Господь вся кости их» ( Пс.33:21 ), хотя и таинственна здесь речь о костях. Через ангелов охраняются жертвенники Божии и храмы верных; через ангелов молитвы и моления возносятся от земли на небо к Богу, равно как и приносятся оттуда людям божественные дарования, – и вообще всякое таинство Божие на земле совершается через ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

    (Берешит Рабба 48:14; Теодор-Альбек 19652, 491) На небесах нет еды; Моисей взошел, и явился он как они [ангелы], [как сказано]: и я жил на горе сорок дней и т.д. (Втор. 9:9). Но внизу есть [еда], [как написано]: и он стоял около них под деревом, и они ели (Быт. 18:8). Действительно ли они ели? Они только выглядели так, будто ели, устраняя одно [блюдо] за другим. В Берешит Рабба 48:14 описывается предание, согласно которому ангелы только притворялись, что едят в Быт 18:8. Подчеркивается, что они не едят на небесах, подобно тому, как Моисей вел себя как ангелы и не ел, и не пил на горе во Втор. 9:9. Однако поскольку обряды гостеприимства имеют важное значение на земле, ангелы притворялись, что едят перед Авраамом, чтобы соблюсти обычай. Таким образом, из всех рассмотренных раввинистических источников ясно, что раввины­ подчеркивают, что Бог, за которым следуют три ангела, посетил Авраама, и Он же явился Аврааму в Быт. 18:1, а затем ему явились три ангела в Быт. 18:2. Такое согласие экзегетов в ряде раввинистических источников, написанных в различных местах и в разное время, вызывает удивление. Обычно можно ожидать наличие многообразных точек зрения раввинов на интерпретацию тех или иных текстов . Установив, что гостями Авраама были ангелы, раввины затем расширяют свое толкование, конкретизируя имена и роли этих фигур. Опять же, существует широкий консенсус в отношении того, что ангелами были Михаил, Гавриил и Рафаил, однако таргумистская традиция обходит этот вопрос молчанием, возможно, отражая ранний этап развития экзегетического процесса в Таргуме Неофити. Когда дело доходит до объяснения ролей трех ангелов, мы видим разделение между палестинскими источниками, которые утверждают, что роль Михаила заключалась в том, чтобы донести известие о предстоящем рождении Сары, миссия Гавриила заключалась в уничтожении Содома, а задачей Рафаила было спасение Лота; и вавилонскими источниками, в которых Михаил объявляет рождение Исаака, Гавриил уничтожает Содом, а Рафаил исцеляет Авраама после обрезания. Наконец, существует широкий консенсус в отношении того, что ангелы не ели и либо отказались от угощений Авраама, либо притворились, что едят.

http://bogoslov.ru/article/6028809

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010