2006 г. Январь О любви к Богу (на Рождество Христово 25 дек./7 янв.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дева днесь Пресущественнаго рождает и весь мир подвластный Рождаемому ныне обличается ( Ин. 16:8 ), выставляя наружу свое внутреннее состояние. Одни воспевают славословную песнь ( Лук. 5:13 ), другие идут посмотреть на Него движимые чудесными видениями ( Лук. 5:16 ), третьи благоговейно поклоняются Ему и предлагают свои дары ( Мф. 2:11 ), четвертые тревожатся ( Мф. 2:3 ), пятые ярятся и пытаются воевать с Ним ( Мф. 2:13 ). Большая же часть совсем не проявляет к этому событию никакого интереса. Сия картина изобразилась более 2000 лет назад, но в существенных чертах своих она осталась неизменной и по сей день. Чем же определяется такое разное и такое одинаковое отношение людей к Родившемуся в мир Богомладенцу? Ничем иным как степенью любви или нелюбви к Нему. Нетрудно определить, кто из перечисленного нами окружения Христова испытывает любовь к Нему, а кто не любит Его вовсе. Любящему свойственно радоваться появлению любимого, устремляться к нему и делать ему приятное, тогда как нелюбящий испытывает неприятность от одного представления нелюбимого, старается избавиться от него или просто не обращает на него никакого внимания. Любящие Бога Ангелы выражают свою любовь к Нему через славословие ( Лук. 2:13 ), являя нам такой вид духовной любви, который считается совершенным среди тварей и присущим только тем, кто, возбуждаясь памятью о Боге и о всем, что Он для нас благоволил совершить и еще совершит по обетованию Своему, непрестанно хвалит Его во всех помышлениях своих. 130 Такой род любви среди земнородных имеют только ангелы во плоти. Пастухи, сподобившиеся сверхъестественных откровений и видения Бога в мире вещества, являют вид еще не совершенной любви, но все же достаточной к тому, чтобы часто славить и хвалить Бога за все то, что слышат и видят имеющие ее в промыслительных действиях о них ( Лук. 2:20 ). Такую любовь имеют те, кто добре пасет свои бессловесные движения и живет вдали от мира и славы его. Волхвы-язычники предлагающие от себя дары Богу, символизируют собой вид любви к Богу несовершенной и недуховной, считающей, что совершеннейший Дух может иметь нужду в вещественных дарах. И хотя последний вид любви, по свидетельству Писания, присущ многим из чтущих Бога ( 2Пар. 32:23 ), но все же не всем. Находятся среди верующих в Бога и такие, которые даже этого вида любви к Богу не имеют. Признаком того, что нет в них любви к Богу, являются или смущение при напоминании о бытии Божием или прямая ненависть ко всем проявлениям Божественной силы в мире, или полное равнодушие при кажущемся благочестии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Преподобный Финиан Клонардский Преподобному Финиану (другие формы имени: Финниан, Финден, Винниан, Венниан; память 12/25 декабря), уроженцу королевства Ленстер, предстояло стать одним из величайших отцов ирландского монашества. Существует как минимум четыре жития святого Финиана, составленных в разное время на ирландском языке и латыни, самое раннее из которых написано в X веке. Он родился, вероятнее всего, во второй половине V столетия в местечке Мишалл нынешнего ирландского графства Карлоу, в благородной семье. Его имя является уменьшительной формой ирландского слова «finn», что значит «светлый», «белый». Когда мать Финиана, именем Телах, носила его во чреве, ей приснился сон, будто в рот ей влетело яркое пламя, а вылетело в виде дивной птицы, которая полетела между северной и южной частями Ирландии и увлекла за собой огромнейшую стаю других птиц со всей страны. Она рассказала мужу, Рудрайгу, о видении, и он понял, что их ребенок станет великим учителем и наставником. Будущего святого крестил святой по имени Аббан — один из ранних миссионеров в Ирландии и основатель монастыря Кил-Аббан в Ленстере. Начальное образование святой Финиан получил недалеко от родины — в Айдроне. Его первым наставником был святой Фортчерн Тримский, ученик святителя Патрика, просветителя Ирландии. В скором времени молодой Финиан основал три своих первых монастыря: Россакурра, Драмфея и Килмаглуш. Ангелы помогали юному Финиану исполнять тяжелое послушание Возможно, подвижник недолго обучался в Галлии, в монастыре святого Мартина в Туре. После этого он перебрался в Уэльс, где обучался азам монашества у великих отцов валлийской Церкви — святых Давида Меневийского, Гильды Премудрого и Кадока Лланкарванского, подвизавшихся в традиции египетских пустынников. Финиан набрался в Уэльсе духовного опыта, который ему пригодился в дальнейшем. По преданию, ангелы неоднократно помогали юному Финиану исполнять тяжелое послушание в одной из обителей Уэльса. В этой стране угодник, возможно, построил три церкви. Из Уэльса преподобный думал перебраться в Рим, но ангел явился и повелел возвращаться на родину, так как там его ждала великая миссия.   

http://pravoslavie.ru/100309.html

Оказывается, все главное собрано в тропаре. Кондак повторяет только и оттеняет лишь Ее пред стател ьство: – В молитвах неусыпающую… и в предстательствах непреложное упование… приснодевственную, Которую воскресил Сам вселивыйся во утробу Ее. III. Разное Полезный считаю описать икону или, лучше сказать, изображение успения Божией Матери в храме святых Иоакима и Анны. Там написана вся жизнь Богородицы. Но я остановлюсь на успении Ее. Иконопись дополняет иногда и богослужение: она – живое предание. Вверху полукружие изображает Небо. Два ангела «отворяют врата» туда; так иоет и Церковь : «Ангелы возьмите (откройте) врата небесныя». Там, за раскрытыми вратами, виднеются сонмы ангелов. По небу отовсюду несутся на облаках святые апостолы по одному. Вдали город Сион, или Иерусалим. В окнах дома видны печально склоненные фигуры: плачут об умирающей Богородице. На левой стороне изображения группы мирян: мужчины, женщины, молодые, старцы… Стоят обособленно, не смея приступить к одру Пречистой. Они дивятся смерти Ее, то есть тому, как Она может умереть, Матерь Бога Сына? Когда я все это рассматривал, вошел профессор археолог и добавил мне еще многое, что пишут на иконах Успения. Именно: – Явление Божией Матери архангела Гавриила с райской ветвью, извещающего Ее о «премирном Ее отшествии». – Следующая часть: Богородица, получив это желаемое откровение, молится. – Далее: Она собирает знакомых вдов и делит им Свои одежды. – Апостолы явились к Ней раньше кончины. Она, собравшись с силами, садится на одре, – а они стоят, – и ведет с ними последнюю беседу и дает завещание похоронить Ее в Гефсимании, где Сын Ее страдал до кровавого пота. – В это время является Сам Христос; и Она, уже снова лежа на одре, просит Его, как Сына и Бога, принять дух Ее. И безболезненно кончается. – Господь держит в руках Своих спеленутую душу Ее: знак рождения в новую жизнь. Ангелы держат пелену большого размера, чтобы на ней, как на престоле, вознести Ее в Царство Божие, в рай. – Потом, при возношении Ее на Небо, является апостол Фома, опоздавший на погребение; и Она снимает с Себя пояс во уверение его и вручает его Фоме.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   Ангелы, оставшиеся верными своему Творцу и составившие воинство Архистратига Михаила, с течением времени настолько утвердились в добре, что грех для них сделался невозможным. Не потому, что они, имея свободную волю, не могут преступить воли Божией, а просто потому, что они не захотят этого делать, не захотят грешить.    Обратите внимание, други мои, на эти слова. Не захотят грешить! Как это для нас с вами назидательно.    Не захотеть грешить — значит получить возможность приблизиться к Богу и видеть Его, как видят Его Ангелы. Служить Ему и только Ему, исполняя Его повеления.    Слово «ангел» означает «вестник». Такое наименование имеют бесплотные духи потому, что они возвещают людям волю Божию. Ангел — это тот, кого Господь может послать с поручением и который в точности исполнит то поручение.    Ангелы обитают везде. Но преимущественно на небе, вокруг Престола Божия. Там, где Бог наиболее открывает им Свою славу, а через них и Свою волю в отношении людей.    Святые отцы Церкви называют их вторыми светами, как бы отблеском Божественного света.    Они — светы вторые! Как это нам понять?! С чем сравнить, чтобы было доступно нашему уму?..    Находясь в непосредственной близи к Богу, Ангелы наполняются восхищением, Божиим величием, Его святостью, мудростью и величайшей любовию Творца вселенной к своей твари.    Некий Божественный свет широкой рекой свободно льется через них. Но не просто протекает через них, как по свободному желобу, и, не задерживаясь, истекает и пропадает. А льется так, как льется, искрясь и сияя, свет, когда он попадает на драгоценный камень. Дойдет свет до его середины и оттуда отразится ответным сиянием, и распространяется, и, множась, бьет во все стороны, преломляясь на гранях, окрашивается в изумительные цвета, озаряя, а порой и ослепляя своей красотой.    В этом образ подлинной святости. Небесные Силы восприняли в себя свет Божий. Преломили его в себе и, отразив и раздробив на множество прекрасных лучей, распространили вокруг себя, отдав людям, способным к его восприятию. И вот в этом отраженном сиянии Божественного света, сиянии неуменьшенном, непотемненном, но сиянии приумноженном и радостнотворном, приносящем жизнь, мы познаем Бога!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Каким увидели эти острова в Х веке Преподобные Сергий и Герман — основатели Валаамской обители и ее духовные покровители? Что почувствовали они, оказавшись здесь, в месте, которое не подвластно земным законам и правилам? Даже времена года на Валааме сменяются особым образом, на месяц отставая от материковых соседей. Монастырь постепенно показывается из остатков утреннего тумана. С борта катера видны скиты, поклонные кресты, храмы и монастырские постройки. Всё это необычайно органично расположено на скалах среди сосен. И ступая на эту островную землю рядом с центральной усадьбой монастыря, невозможно надышаться благодатью и спокойствием. На протяжении столетий монастырь видел разное. Пожары, разгромы, набеги, гонения, смены власти, войны. Они ломали, но не сломили, разрушали, но не погубили веры в то, что незыблемо. Валаам — это не просто гряда островов, это труд, вера, любовь веками живущих на этой земле монахов. Невозможно это не чувствовать, нереально не верить. Вне зависимости от положения и социального статуса того, кто ступал на эту землю, она переворачивала его жизнь и душу. Так было много веков назад с первыми насельниками, потом с членами императорской фамилии и совсем вроде бы недавно с теми, кто прошел Отечественную войну и остался инвалидом без рук и ног. Их в советское время свезли сюда, принудительно собрав по крупным городам, чтобы не портили «общество победителей». Но когда смотришь на их портреты, понимаешь, что это ангелы. Да, ангелы. А кто сказал, что они другие? И это не власть Советов свезла их сюда, а Господь призвал. И, поднимая головы к монастырским куполам, чувствуешь благодать Святого Духа. Просто в этот день, впрочем, как и в любой другой, на Валааме Троица. Мария Маркина Фото Ольги КРИВОШЕЙ Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/troica-vsegda-puteshes...

игорь ковалев, тогда (если ближними являются буквально ВСЕ люди) термин " ближний " становится излишним - он имеет смысл только в сопоставлении с " не ближний " . Так опозоренный и растоптанный муж совершил грех, уйдя с прихода? Он должен был все терпеть и ходить к священнику-прелюбодею на исповедь? Это не было бы юродством (в смысле глупости)? По-моему не все так однозначно. Сказал же Христос: аще же и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф. 18:16). Т.е. образом Божьим, конечно, является каждый человек. Но состояние у всех разное. И отношение не должно быть одинаковым игорь ковалев 9 октября 2019, 13:25 Константин,Конкретно же сказано св.Отцом,,все имеющие одну и ту же природу суть ближние твои. " " Толкования св.Феофилакта Болгарского признаны церковью.При том,что светлые ангелы не нуждаются ни в нашей помощи,ни в любви,ни в прощении.Надо смирить свой ум и привести свои мысли о духовных предметах в согласие с мыслями св.Отцов. Константин 8 октября 2019, 21:12 игорь ковалев, " Кроме дьявола-он нам не ближний и с нами другой природы. " Да чего уж там! Ангелы нам ближние? Так у дьявола и бесов одна с ними природа Антоний 8 октября 2019, 19:51 " Заработает ли он сегодня хотя бы 1000? " Это где же цена поездки 100 рублей между районами? Разговорился как-то с таксистом, " азиатским парнем " на эту тему. Его доход около 100000 руб. в мес. с его слов. Ездит на новой (полгода назад взял) Camry. Другие на разных машинах (комфорт, комфорт+) называли цифры от 70 до 160 тыс. в месяц. Жить можно. А кто же мой ближний? Всегда на приходе можно (и нужно) найти малоимущие семьи и - почему бы не брать их на содержание, если финансы позволяют? А если не позволяют, то можно помочь не деньгами, но трудом. Для одинокой бабушки прибитая полка - порой важнее купюр! Воистину, вера без дел мертва. игорь ковалев 8 октября 2019, 14:28 Константин ,,Этот священник ближний поруганному прихожанину? А Иуда Искариот нам ближний? А дьявол? " " На ваши вопросы давно есть ответы в Евангелии и в толкованиях св.Отцов всё объяснено.,,Ибо все имеющие одну и ту же природу суть ближние твои. Итак, и ты сам будь ближним их не по месту, но по расположению к ним и заботливости о них. " " Феофилакт Болгарский.Все люди ближние нам и им надо всегда прощать(,,до седмижды семидесяти " " ,т.е всегда по толкованию).Кроме дьявола-он нам не ближний и с нами другой природы.

http://pravoslavie.ru/124355.html

Мир Христов Святитель Григорий Богослов, в своих вдохновенных творениях, говорил о том, что наши великие праздники являются таинствами Божией благодати, ибо каждый великий праздник Господь дает верующей душе тот или иной благодатный дар. В частности, все вы знаете, какой дар особой светлой радости дает Господь христианину в Светлую пасхальную ночь, ибо пасхальная радость есть нечто особое, несравнимое ни с чем другим. А вот на праздник Рождества Христова, говорил святитель, — Господь дает верующей и смиренной душе особый мир. И это вполне согласуется с тем, что и святые Ангелы, в благословенную рождественскую ночь, над полями Вифлеемскими пели: (Лк. 2:14)! Но только нужно помнить, возлюбленные, что мир может быть разный. Господь Иисус Христос, когда на Тайной вечере, прощаясь со Своими учениками, сказал им: (Ин. 14:27)! Но тут же добавил: . Ибо Его мир это тот мир, о котором пели Ангелы, это мир духовный, это мир человека с Богом, мир человека со своей совестью, которая упрекала его за грехи. Это именно, духовный, светлый мир. А бывает мир другой. Тот мир, о котором в Ветхом Завете Господь через пророков говорил: «Они (Иер. 6:14, 8:11)! А в другом месте прямо сказано, что нечестивым не будет мира. — говорил Господь» (Ис. 57:21). Теперь о мире кричат много, говорят много красивых слов и пишут, но о том мире, о котором они говорят, это совсем не мир Христов! Об этом мире, о котором идет теперь столько шума, Господь раз и навсегда сказал: Не думайте, что Я мир принес на землю; не мир Я принес, а разделение (Лк. 12:51). А в другом Евангелии: (Мф. 10:34)! Ибо Он принес свет истины, а истина людей разделяет: один ее признает и ей поклоняется, ее защищает и исповедует, а другой или к ней глух и слеп, или даже ее отвергает и становится врагом ее. Итак, истина, сама по себе светлая, радостная и светоносная, становится причиной разделения в людях. И об этом мире можно что сказать? — О тех, кто о нем кричат, хотят соединить в одно самые противоречивые учения и начала. Хотят объединить то, что непримиримо враждует между собою. Разве может быть тут внутренний мир? Это можно собрать внешним соединением, но оно будет непрочное, да и не будет его, по существу, никогда. Потому что те, кто входят в такое соединение, друг друга не признают и говорят совершенно разное. И вот такого-то мира, сколько бы о нем ни шумели, сколько бы о нем ни писали, никогда человечество не увидит. Вы сами видите, во что обращается жизнь! Какой же это мир? Говорят, повторяю, много о мире, а похоже, хоть немножко, на действительный мир?! Скоро, вероятно, земной шар будет напоминать какой-то пороховой погреб, в который достаточно бросить спичку, и он смертоносный взрыв даст. Так что не думайте, что такой мир настанет на земле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3262...

- Далее Димитрий пишет: «А приводится следующий аргумент в защиту этого тезиса: во – первых, что человек, когда согрешит, соединяется с демонами мучителями, второе, что правосудие, справедливость и милосердие несовместимы, как огонь и сено, по словам преподобного Исаака Сирина». Ну, я думаю, что преподобный Исаак Сирин никогда так не учил, это учил, скорее всего,  псевдоисаак Сирин. У нас вообще любят всякие апокрифы. А по поводу того, что в Боге не совмещается справедливость, правосудность и милосердие - это очень серьезная ошибка. Рассмотрим концепцию двух имен Бога. Имя Бог и имя Господь, как я часто вам объясняю, имеют разное содержание. Имя Бог означает меру именно Божественного правосудия, а имя Господь означает меру Божественного милосердия.  Это видно из контекста Священного Писания. Когда мы читаем Ветхий Завет, то там четко видно, где именно Бог -  там правосудие, там, где Господь -  там милосердие. А, когда эти имена встречаются Господь Бог, это значит божественное милосердие и божественное правосудие  уравновешены. Собственно говоря, что совершил Христос? В его лице Бог принес свое божественное милосердие в жертву своему божественному правосудию. - И брат Димитрий спрашивает: «Какое все -  таки  участие в наказании человека играют ангелы и Бог как Вседержитель?» - Ангелы будут принимать участие в Последнем Суде. Сказано, что Господь пошлет ангелов, и они отделят злых от добрых, как жнецы отделяют пшеницу от плевел, а Господь Бог будет Судия, Он будет судить живых и мертвых. - Скажите, пожалуйста, не является ли нарушением заповеди о воскресном дне, если человек работает в свечной лавке в храме в пятницу, субботу и воскресенье все время? - В Писании сказано: «Священники, которые трудятся в субботу, не нарушают субботу». Это имеется в виду, что все люди, которые связаны с храмом служением  даже в праздничные дни, в дни покоя (слово суббота,  «шабат» -  это покой).  Для нас день покоя -  это воскресный день и праздничные дни, в которые мы должны воздерживаться от труда.   Это правило не распространяется на людей, которые связаны с храмом и несут какое – то послушание при храме. И  неважно, когда: в Пасху или в воскресенье. Если у Вас такое послушание -  сидеть за ящиком, продавать свечи, и так далее, то ничего плохого и предосудительного в этом нет. Вы действуете не самочинно, это такое ваше послушание, благословение, и вы должны его исполнять, как положено.

http://radonezh.ru/text/chto-takoe-geenn...

В 1081 г. Д. поддержали переворот Алексея I Комнина . Константин Д., сын Михаила VII, являлся в 1081-1094 гг. соправителем Алексея I и был помолвлен с Анной Комниной . Его кузина Ирина Дукена, внучатая племянница Константина X, была женой Алексея I Комнина. Старший брат Ирины протостратор Михаил († после 1108) был полководцем и одним из ближайших советников Алексея I; ее средний брат Иоанн († до 1136) носил титул вел. дуки и прославился громкими победами. Большинство Д. принадлежали к военной знати, хотя в разное время среди Д. встречаются и гражданские чиновники ( логофет , этериарх, вестиарит). Представители рода Д. обладали значительными земельными богатствами. Их вклад в культурную историю Византии несуществен. Уже в XI в. в результате разветвленных брачных связей Д. становится частью родовых имен др. визант. семей. Оно становится престижным, мн. знатные семьи нередко присваивали себе имя Д. Нек-рые из родов, напр. Палеологи или эпирские Ангелы, носили его на законных основаниях. Вместе с тем после XII в. прямые потомки «младших» Д. по муж. линии в источниках уже не встречаются. Прозвище или патроним Д. был распространен в среде не только светской знати, но и клира, средних и низших классов во мн. частях Византийской империи (Анатолия, Балканы, Юж. Италия, Сицилия и т. д.). Встречаются Д. в период османского владычества; в совр. Греции патроним Д. довольно распространен в разных областях страны. Далеко не все известные в визант. время Д. имеют родственные связи между собой и со знатными семьями. Лит.: Nicolai Calliclis. Carmina/Ed. L. Sternbach//Rozprawy Akademii Umiejtnoci: Wydzia Filologiczny. Ser. 2. Cracow, 1904. T. 21. P. 322; Michel Psellos. Chronographie ou histoire un siècle de Byzance: 976-1077/Ed. E. Renauld. P., 1926-1928. 2 vols.; Polemis D. I. The Doukai: A Contribution to Byzantine Prosopography. L., 1968; Каждан А. П. Социальный состав господствующего класса Византии XI-XII вв. М., 1974; Kazhdan A., Cutler A. Doukas//ODB. Vol. 1. P. 655-656; PLP, N 5676-5699; PMBZ, N 436; Djuri I. Dukas//LexMA. Bd. 3. Col. 1443-1444.

http://pravenc.ru/text/180560.html

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Нормально ли то, что я не хочу быть святой? Здравствуйте, Батюшка! У меня такой вопрос: нормально ли то, что я не хочу быть святой? Объясню! С мужем часто разговариваем на тему веры, читаем, слушаем православную литературу и лекции разных священников. Но в жизни не всегда получается соблюдать заповеди, иногда ругаемся, он расстраивается, что ему не удаётся соответствовать облику идеального православного верующего. С его слов, православному человеку надо стремиться к святости. А я его не понимаю. Во мне нет такого стремления, я не хочу быть святой. Я хочу быть хорошей женой и матерью. Я верую, бываю на службах, исповедь, причастие, ребёнка вожу в воскресную школу. Наша семья постоянно живёт с мыслью о Боге, с молитвой. Святые, как мне кажется, это изначально Богом избранные люди, у них несравнимо больший духовный и душевный потенциал, чем у обычного человека. А перед простыми людьми Господь ставит посильные ИМ задачи. Тут бы каждый день справиться с обычной ленью, завистью, раздражительностью, не обижаться по пустякам и прощать слабости и недостатки друг друга. Я так понимаю жизнь простого верующего человека. Может быть я не права, и надо ставить более высокие духовные цели? А может быть у женщины немного другое предназначение, чем у мужчины? Марина. Отвечает священник Филипп Парфенов: Здравствуйте, Марина! Смотря что понимать под святостью и какие представления о ней иметь. Думается, что у Вас, как и у многих других верующих, о святости не вполне правильные представления. Они проникли в церковную среду очень давно, как минимум в средневековье, укоренились очень сильно и считаются вполне привычными, принимаются как должное. Согласно такой концепции, святые –  это какие-то сверхлюди, «небожители», «небесные ангелы», обладающие разными сверхъестественными способностями и фактически ставшие даже своеобразными «посредниками» между единым Богом и нами, грешными людьми. В общем, из многочисленных святых, особенно популярных в народе, сделали целый языческий пантеон! Но на самом деле в древней церкви было другое понимание: все уверовавшие во Христа и в Него крестившиеся назывались святыми. В смысле – освященными и посвященными Богу. Как пишет апостол Павел в конце 2-го послания Коринфянам: «Приветствуют вас все святые» (13: 12) – то есть, все верующие, христиане. А в другом послании, к Фессалоникийцам, он пишет: «Воля Божия есть освящение ваше…» (1 Фес. 4: 3). В общем, святость – скорее стремление исполнять заповеди Бога, быть в единстве с Ним, быть Его орудиями и инструментами мира и любви! Можно сказать, что это просто цель христианской жизни! Без которой все наши молитвы и прочие дела обесцениваются и становятся бессмысленными. А предназначение в этой жизни у нас в любом случае разное у всех, это верно. И женщина чем-то, конечно, отличается от мужчины в этом отношении, это данность, тут и предмета спора нет.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/normalno-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010