Какие у души зубы? Отношения между Богом как Отцом и человеком как его чадом, основаны не на кодексах, а на Любви 6 декабря, 2017 Отношения между Богом как Отцом и человеком как его чадом, основаны не на кодексах, а на Любви Настоятель Калачёвского Свято-Никольского собора отец Димитрий рассказывает про учение о загробной жизни в современном богословии — Во времена средневековых богословов и Данте верующие знали, что если будут вести себя правильно, то после кончины попадут в рай, где ангелы и вечное блаженство, а если наоборот – в ад, со сковородками, котлами со смолой и чертями. Изменилось ли что-либо с тех пор?  Современное богословие рассматривает загробную жизнь как нечто объективно существующее, или всё же как некую аллегорию?  — Богословие бывает разное. Либеральные течения протестантизма, могут рассматривать вечную жизнь и как аллегорию, но в традиционных православных взглядах на этот счёт не поменялось ничего. Только сколько я ни читал святых отцов, нигде там о сковородках речи не идёт. Может, в схоластическом католическом средневековом богословии такие образы и приводились, для упрощения. Но схоластическое богословие специально упрощало всё до примитивизма, чтобы стало понятно даже самому необразованному человеку. Святоотеческое богословие изначально формировалось для людей определённой культуры, но в средневековье общий уровень образования значительно понизился, и говорить с людьми, опираясь на философские и традиционно богословские термины смысла не было. И может, для того, чтобы донести до простых, невежественных людей, каковых тогда было большинство, основополагающие религиозные идеи о посмертном воздаянии и справедливости, и использовались такие примитивные термины и образы, которых, конечно, в писаниях Отцов Церкви нет. Напротив, в них есть очень тонкое понимание человеческой природы. То, о чём больше чем через тысячу лет писал в своих произведениях Достоевский, про тьму человеческой души, или, наоборот, её счастье, можно встретить уже в «Добротолюбии». И посмертные состояния души у них напрямую увязывались с её состоянием во время земной жизни.

http://pravmir.ru/kakie-u-dushi-zubyi/

Воздушные мытарства. Мытарство первое – празднословия (+ВИДЕО) Цикл «Путь всей земли». Беседа 3-я Протоиерей Олег Стеняев О первом из мытарств, которое проходит душа по смерти человека, о том, какими должны быть слова и речи православного христианина, каких грехов, связанных со словом, он должен избегать, рассказывает протоиерей Олег Стеняев . «Когда мы восходили от земли на высоту небесную, сначала нас встретили воздушные духи первого мытарства , на котором испытываются грехи празднословия. Здесь мы остановились. Нам вынесли множество свитков, где были записаны все слова, какие я только говорила от юности моей, все, что было сказано мною необдуманного и тем более срамного», – так описывает блаженная Феодора первое мытарство. Обычному человеку порой кажется, что его жизнь, поступки, тем более слова могут касаться лишь его самого и не более. Но реальность несколько иная – нас окружают духи: Ангелы и бесы. За каждого из нас, бодрствуем ли мы или нет, ведется духовная брань, недоступная нашему взору. Самые духовно одаренные из нас могли себе позволить сказать следующее: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» ( 1 Кор. 13, 12 ). Существует и рукописание ( Кол. 2, 14 ), и книга ( Откр. 5, 1; 20, 12 ), в которую записываются все наши дела и деяния. Из описания мытарств мы видим свитки, составленные, скорее всего, в разное время и разными бесами, – некая диавольская канцелярия. Не надо приписывать бесам и их князю диаволу божественные свойства, им не присуще всезнание и всеведение, и тем более они не вездесущи. Скорее всего, у них действительно ведется некая «бухгалтерия» на наши дела и деяния. Я глубоко сомневаюсь, что многие из нас хотя бы один раз встречались с самим диаволом. Чаще мы можем привлекать к себе внимание каких-нибудь мелких бесят, в зависимости от наших погрешностей. Для самого диавола наши грехи и прегрешения – это как некая пища, которая подпитывает его и оправдывает существование рядовых бесов в глазах князя бесовского. Который, в свою очередь, предстает с отчетом перед Самим Богом. Сказано: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее» ( Иов 1, 6–7 ). То есть, являясь тварью, сатана имеет свое место во времени и в пространстве, и, чтобы ему что-либо увидеть или познать, ему надо там оказаться. Между собой бесы постоянно дерутся и вредят друг другу, ибо злы весьма. В «Житии святого Нифонта Кипрского» (память 23 декабря) говорится следующее:

http://pravoslavie.ru/95810.html

Преподобный Финиан Клонардский Преподобному Финиану (другие формы имени: Финниан, Финден, Винниан, Венниан; память 12/25 декабря), уроженцу королевства Ленстер, предстояло стать одним из величайших отцов ирландского монашества. Существует как минимум четыре жития святого Финиана, составленных в разное время на ирландском языке и латыни, самое раннее из которых написано в X веке. Он родился, вероятнее всего, во второй половине V столетия в местечке Мишалл нынешнего ирландского графства Карлоу, в благородной семье. Его имя является уменьшительной формой ирландского слова «finn», что значит «светлый», «белый». Когда мать Финиана, именем Телах, носила его во чреве, ей приснился сон, будто в рот ей влетело яркое пламя, а вылетело в виде дивной птицы, которая полетела между северной и южной частями Ирландии и увлекла за собой огромнейшую стаю других птиц со всей страны. Она рассказала мужу, Рудрайгу, о видении, и он понял, что их ребенок станет великим учителем и наставником. Будущего святого крестил святой по имени Аббан — один из ранних миссионеров в Ирландии и основатель монастыря Кил-Аббан в Ленстере. Начальное образование святой Финиан получил недалеко от родины — в Айдроне. Его первым наставником был святой Фортчерн Тримский, ученик святителя Патрика, просветителя Ирландии. В скором времени молодой Финиан основал три своих первых монастыря: Россакурра, Драмфея и Килмаглуш. Ангелы помогали юному Финиану исполнять тяжелое послушание Возможно, подвижник недолго обучался в Галлии, в монастыре святого Мартина в Туре. После этого он перебрался в Уэльс, где обучался азам монашества у великих отцов валлийской Церкви — святых Давида Меневийского, Гильды Премудрого и Кадока Лланкарванского, подвизавшихся в традиции египетских пустынников. Финиан набрался в Уэльсе духовного опыта, который ему пригодился в дальнейшем. По преданию, ангелы неоднократно помогали юному Финиану исполнять тяжелое послушание в одной из обителей Уэльса. В этой стране угодник, возможно, построил три церкви. Из Уэльса преподобный думал перебраться в Рим, но ангел явился и повелел возвращаться на родину, так как там его ждала великая миссия.   

http://pravoslavie.ru/100309.html

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Нормально ли то, что я не хочу быть святой? Здравствуйте, Батюшка! У меня такой вопрос: нормально ли то, что я не хочу быть святой? Объясню! С мужем часто разговариваем на тему веры, читаем, слушаем православную литературу и лекции разных священников. Но в жизни не всегда получается соблюдать заповеди, иногда ругаемся, он расстраивается, что ему не удаётся соответствовать облику идеального православного верующего. С его слов, православному человеку надо стремиться к святости. А я его не понимаю. Во мне нет такого стремления, я не хочу быть святой. Я хочу быть хорошей женой и матерью. Я верую, бываю на службах, исповедь, причастие, ребёнка вожу в воскресную школу. Наша семья постоянно живёт с мыслью о Боге, с молитвой. Святые, как мне кажется, это изначально Богом избранные люди, у них несравнимо больший духовный и душевный потенциал, чем у обычного человека. А перед простыми людьми Господь ставит посильные ИМ задачи. Тут бы каждый день справиться с обычной ленью, завистью, раздражительностью, не обижаться по пустякам и прощать слабости и недостатки друг друга. Я так понимаю жизнь простого верующего человека. Может быть я не права, и надо ставить более высокие духовные цели? А может быть у женщины немного другое предназначение, чем у мужчины? Марина. Отвечает священник Филипп Парфенов: Здравствуйте, Марина! Смотря что понимать под святостью и какие представления о ней иметь. Думается, что у Вас, как и у многих других верующих, о святости не вполне правильные представления. Они проникли в церковную среду очень давно, как минимум в средневековье, укоренились очень сильно и считаются вполне привычными, принимаются как должное. Согласно такой концепции, святые –  это какие-то сверхлюди, «небожители», «небесные ангелы», обладающие разными сверхъестественными способностями и фактически ставшие даже своеобразными «посредниками» между единым Богом и нами, грешными людьми. В общем, из многочисленных святых, особенно популярных в народе, сделали целый языческий пантеон! Но на самом деле в древней церкви было другое понимание: все уверовавшие во Христа и в Него крестившиеся назывались святыми. В смысле – освященными и посвященными Богу. Как пишет апостол Павел в конце 2-го послания Коринфянам: «Приветствуют вас все святые» (13: 12) – то есть, все верующие, христиане. А в другом послании, к Фессалоникийцам, он пишет: «Воля Божия есть освящение ваше…» (1 Фес. 4: 3). В общем, святость – скорее стремление исполнять заповеди Бога, быть в единстве с Ним, быть Его орудиями и инструментами мира и любви! Можно сказать, что это просто цель христианской жизни! Без которой все наши молитвы и прочие дела обесцениваются и становятся бессмысленными. А предназначение в этой жизни у нас в любом случае разное у всех, это верно. И женщина чем-то, конечно, отличается от мужчины в этом отношении, это данность, тут и предмета спора нет.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/normalno-...

Разделы портала «Азбука веры» Андрей Зайцев 09.12.2017 18.04.2023 ( 14  голосов:  4.6 из  5) Во времена, когда общины, относящие себя к христианским, венчают однополые пары, вопрос – как Церковь относится к гомосексуализму, однополой любви, требует уточнений. У Церкви есть ее классический первоисточник: Священное Писание и церковное Предание. Обратившись к нему, можно исследовать этот вопрос, а также увидеть, что здесь пытается добавить «от себя» лукавый человеческий ум во имя «церковного прогресса». Уничтожение Содома и Гоморры. Джон Мартин (John Martin), 1852 Ветхий Завет Прежде чем цитировать тексты из книги Левит, содержащей осуждение однополой любви и карающей за нее смертью, нужно объяснить, что библейские тексты составлялись в разное время и написанное в них отражает нравы, обычаи и представления той эпохи и того народа, которому было дано Откровение. Поэтому формы наказания за грех, использовавшиеся в иудейском обществе до Рождества Христова, не могут быть механически распространены на другое время.  В 18 главе книги Левит среди прочих запретов говорится о невозможности спать с мужчиной как с женщиной: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость». ( Лев.18:22 ). Чуть ниже этот запрет повторяется с указанием на то, что его нарушители будут преданы смерти: «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них». ( Лев.20:13 ). Отметим, что в той же главе книги Левит запрещаются близкородственные связи, супружеская измена и другие грехи, относящиеся к сексуальной сфере человека. Все они наказываются либо смертью, либо изгнанием из общины. В древности это был традиционный способ защиты племени, который позволял ему не сойти с исторической сцены. Система табу была распространена во многих культурах, и столь суровые меры к их нарушителям можно найти не только в Ветхом Завете. Самая же известная ветхозаветная история о гомосексуализме, которая ввела в наш язык выражение «содомский грех», описывается в 18 и 19 главе книги Бытия. В городе Содоме был крайне распространен гомосексуализм, и развратные и распущенные жители захотели изнасиловать ангелов, пришедших в дом праведного Лота. Праведник пытался защитить своих гостей, но обезумевшие от похоти жители попытались выломать дверь, чтобы совершить желанный грех. После этого ангелы поразили жителей города слепотой, а наутро уничтожили Содом, забрав с собой семейство Лота: 

http://azbyka.ru/zdorovie/chto-svyashhen...

Часть 12. Гордыня Восемь смертных грехов и борьба с ними М.Врубель. Демон поверженный «Грех Люцифера» Нам, людям, воспитанным в советское время, с детства внушалось, что гордость – чуть ли не главная добродетель советского человека. Помните: «Человек – это звучит гордо»; «У советских собственная гордость: на буржуев смотрят свысока». И действительно, ведь в основе любого бунта лежит гордость. Гордость – грех сатаны, первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей. И первым революционером был сатана. Когда был создан мир ангельский, небесное воинство, один самый высший и могущественный ангел, Денница, не захотел находиться в послушании и любви к Богу. Возгордился своим могуществом и силой и возжелал сам стать как Бог. Денница увлек за собой многих ангелов, и произошла на небе война. Архангел Михаил и ангелы его сражались с сатаной и победили злое воинство. Сатана-Люцифер пал как молния с небес в преисподнюю. И с тех пор преисподняя, ад – это место, где обитают темные духи, место, лишенное света и благодати Божией. Бунтарь-революционер не может не быть гордым, он продолжатель дела Люцифера на земле. Коммунизм – это квазирелигия, и, как любое вероучение, он имеет свой «символ веры» и свои заповеди. Свои «мощи», «иконы», хоругви – транспаранты и крестные ходы – демонстрации. Только рай большевики предполагали построить на земле, без Бога, и, конечно, всякая мысль о смирении считалась смешной и нелепой. Какое еще смирение, когда «мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем». Однако Бог поругаем не бывает, и сама история вынесла над большевиками свой суд. Рай без Бога построить не удалось, гордые замыслы были посрамлены. Но хотя коммунизм пал, гордости не стало меньше, просто она приняла другие формы. Говорить с современным человеком о смирении тоже очень непросто. Ведь рыночное капиталистическое общество, нацеленное на успех и карьерный рост, также основано на гордыне. Хотя часто приходится слышать на исповеди, когда задаешь вопрос о грехе гордости, и такой ответ: «Чего-чего, а гордости у меня нет». Святителю Феофану Затворнику одна женщина пишет: «Говорила с духовным своим отцом и сказывала ему о себе разное. Он прямо мне сказал, что я горда и тщеславна. Я ему ответила, что я совсем не горда, но терпеть не могу приниженности и угодничества». И вот что ответил ей святитель: «Отпели прекрасно. Вы не давайте себя им в обиду, чтоб знали, что за вас голою рукою нельзя хватать. Вишь, выдумал называть как, да еще в глаза? Теперь и я вам приговорю: на что же лучшее доказательство, что вы горды, как отповедь ваша? Она не плод смирения. И зачем вам поперечить такому приговору?.. Лучше вам, не переча, положить вникать в себя хорошенько, нет ли, в самом деле, в вас сего зелья, крайне недоброго».

http://pravoslavie.ru/29970.html

В полном соответствии с планами мондиалистов руководство единой Европы последовательно разрушает последние оплоты традиционного общества, такие как религия и нормальная семья. Особенно энергично эти процессы стали продвигаться в Германии при правительстве Ангелы Меркель. Недавно руководство этой страны поддержало процедуру упрощения разводов в ЕС. На встрече министров юстиции Евросоюза глава Минюста ФРГ Сабина Лойтхойсер-Шнарренбергер заявила о своем согласии с соответствующей инициативой, выдвинутой представителями 13 государств ЕС. Предложенный план, в частности, предусматривает облегчение юридических формальностей при разводе супругов, имеющих разное гражданство или живущих разных странах ЕС. «Мы выступаем за упрощение разводов, поскольку в этом случае люди смогут сами убедиться в позитивном значении единой Европы», – отметила Лойтхойсер-Шнарренбергер. Комиссар ЕС по вопросам юстиции Вивиана Рединг в интервью на радио Deutschlandradio выразила уверенность, что новые изменения вступят в силу уже в следующем году. Для этого, однако, необходимо заручится согласием всех членов ЕС и получить одобрение депутатов Европарламента. Между тем, по данным властей Евросоюза, ежегодно в ЕС регистрируется около миллиона разводов, но, похоже, эта цифра кажется им недостаточной. И они стараются максимально увеличить ее. Это притом, что в той же Германии каждый третий ребенок в рожден вне брака, как свидетельствует об этом доклад Федерального статистического ведомства. По данным этого документа, в 2008 году доля немецких детей, рожденных вне брака, составила 32 процента, а еще десять лет назад она была вдвое меньше – 15 процентов. Между различными землями наблюдаемся существенная разница в показателях. Так, на севере и востоке число внебрачных детей значительно выше, чем на западе и на юге. В 2009 году институт Лейбница провел аналогичное исследование, согласно которому в восточных немецких землях – бывшая ГДР – вне брака был рожден каждый второй ребенок. Разрыв между отдельными землями также оказался значительным: 70 процентов рожденных вне брака для Мекленбурга-Передней Померании и лишь 15 для Баден-Вюртмеберга. Однако социологи из института Лейбница подчеркнули, что у большинства женщин, которые рожают, не будучи замужем, как правило, есть партнер или сожитель, но отношения официально не оформлены. Поскольку они не желают «ограничивать свою свободу, и связывать себя серьезными обязательствами». Отмечается, что это зависит о целой совокупности факторов – политических, экономических и конфессиональных. К примеру, в районе Айхсфельд (Eichsfeld) в Тюрингии, где все еще сильно влияние католической церкви, меньше всего рожденных вне брака по отношению ко всей восточной Германии. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/38377.html

Иконопись В Пскове открылась детская иконописная школа В качестве программы была выбрана стандартная, по которой занимаются учащиеся колледжей, обучающих реставраторов. В Якутске будут готовить иконописцев Епископ Якутский и Ленский Роман благословил создание новой учебной площадки, которая в будущем станет самостоятельной школой иконописи, поможет возрождению духовных традиций Якутской земли. Ангелы в Иерусалиме В представлении обывателя «иконописец» — непременно суровый брадатый инок с бледным от аскезы ликом… Китайская иконопись: инкультурация или искажение Образа? Как благовествовать о Христе в богатом собственной традицией и культурой мире? Должны ли лики Христа, Богоматери и святых быть похожими на лица народа, к которому пришли миссионеры? Иконное мастерство и каноничность На пороге стоит компьютерная механистичность и все большая обезличенность образов при массовом тиражировании икон… Миру, вместо свободного принятия Слова Божия и Образа Божия в полноте сокровищ Церковного предания, все настойчивее навязывается по видимости разное, а по сути одинаковое без-образие. «Газпром» построит иконописную школу в Пскове Иконопись будут изучать мальчики 12–16 лет, имеющие навыки рисования. Занятия планируется проводить бесплатно. Насельники Мирожского монастыря обучат ребят процессу создания иконы — от древней техники изготовления доски до золочения. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/ikonopis/page/11/

Паронимы Трудные места богослужения: исполним молитву Что значит " исполним молитву нашу Господеви " ? Просительная ектения - что это такое, и о чем она? Трудные места богослужения: о плодоносящих и добродеющих Продолжаем говорить о ложных и коварных друзьях переводчика – паронимах. О чем мы молимся словами сугубой ектении? Гони правду! 103 псалом рисует сотворение мира и величие Божие. «Творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный». Кого и кем творит Господь? Приидите, припадем… Что значат церковнославянские слова: «припадем», «предначинать», «возвеличитися», «исповедание»? Враг подкрался незаметно… Давайте говорить о паронимах, о межъязыковых паронимах русского и церковнославянского языка — с виду и на слух очень похожих, а иногда и полностью совпадающих словах, которые имеют разное значение. «Я крокодила пред Тобою», или «Ложные друзья переводчика» Слово Священного Писания, слово богослужебной поэзии обращено не только к сердцу, но и к разуму человека. Конечно, у священных текстов есть глубинные смыслы, понимание которых требует не только знания языка, но и подготовки другого рода. Однако первый, языковой, слой их значения должен быть доступен обязательно. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/paronimy/page/2/

«В духе неприязни порицать с удовольствием... ближнего есть признак людей злопамятных и завистливых». «Судить — есть бесстыдное похищение сана Божия». «Уныние подущает к странноприимству» (и к странничеству по обителям). «Тщеславие ко всему льнет: тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым». «Не тот показывает смиренномудрие, кто осуждает сам себя, но тот, кто, будучи укорен другим человеком, не уменьшает к нему любви». «Гордость есть предвестница падения». «Монах есть бездна смирения, в которой он потопил всякого злого духа». «Блудных могут исправлять люди, лукавых — Ангелы, а гордых исцеляет Сам Бог». Непослушание ведет к превозношению: «Кто в беседе упорно желает защищать свое мнение, — хотя бы оно было и справедливо, тот да знает, что он одержим диавольским недугом» (гордостью). Неправда ли, сколько здесь полезного и интересного? Или есть книга Варсонофия и Иоанна : вопросы и ответы. Практически книга для всякого. Вот два-три примера. «Желаешь избавиться от скорбей и не тяготиться ими? — Ожидай больших, — и успокоишься. Поминай Иова и прочих святых, мужайся, крепись и молись». «Хочу пресечь свидания: сразу ли пресечь их или мало-помалу? Если пресечешь свидания одним разом, то будешь покоен; а иначе и для себя, и для других будешь причиною многих смущений». «Сколько раз надо помолиться, чтобы помысл получил извещение (ответ) о деле (которое нас беспокоит)? — Когда не можешь попросить своего старца, то надо трижды помолиться о всяком деле, и после сего смотреть куда преклоняется сердце, хотя на волос, так и поступить; ибо извещение бывает заметно и всячески понятно сердцу». «Как должно молиться по три раза, — в разное ли время, или тотчас? Бывает, что нельзя отсрочивать». «Если имеешь свободное время, помолись три раза в течение трех дней; если же случится крайняя надобность, как во время предания Спасителя, то прими в образец, что Он отходил трижды от молитвы, и, молясь трижды, произносил одни и те же слова (Мф.

http://pravoslavie.ru/1969.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010