Совр. написание – чайхана. Имеется в виду медресе Халифа Ниязкула (нач. XIX b.), также известное как «Чор-Минор» (перс. «Четыре минарета»). «Бухара-и-Шариф» – «Священная Бухара» (перс.). Исаак Абрамович Зеленский (1890–1938), с 1924 г. возглавлял Средазбюро, верховный орган ЦК ВКП(б) в Средней Азии (функционировало в 1922–1934 гг.); казнен. Так автор иронично употребляет определение Российской империи, возникшее после известного пасквиля маркиза де Кюстина «Россия в 1839 году» и вновь внедренное Лениным (статья «К вопросу о национальной политике», 1914): активно использовалось в советской риторике для обозначения якобы угнетенного состояния нерусских народов до революции. В действительности – 3й Всесоюзный съезд геологов с участием иностранных гостей, который проходил в Ташкенте с 20 по 26 сентября 1928 г. В нем принимали участие шесть немецких геологов (Кайзер, Хосмат, Кайзер, Борн и Цур-Мюллен) и один чешский (Ульрих). 5ый всемирный геологический конгресс проходил в Вашингтоне в 1891 г. Вероятно, речь идет о Викторе Александровиче Успенском (1879–1949), музыковеде, композиторе и фольклористе. С 1918 г. (и до конца жизни) Успенский жил в Ташкенте, занимался исследованием музыкальной культуры народов Средней Азии. В конце 1920х гг. он устраивал также вечера национальной музыки. Под «двухтомным трудом» автор, видимо, подразумевал труд Успенского «Туркменская музыка», первый том которой вышел как раз в 1928 г. (Сообщено А. Б. Джумаевым, Ташкент.) Дмитрий Иванович Щербаков (1893–1966) – ученый в области геологии, минералогии, геохимии и географии, с 1953 г. действительный член Академии наук СССР. Николай Васильевич Крыленко (1885–1938) – верховный главнокомандующий российской армии после октябрьского переворота 1917 г., с 1931 г. нарком юстиции; казнен. «Недочеловек»  – так называлась брошюра (не журнал), выпущенная в Германии в 1942 г. Елена Федоровна Розмирович (1886–1953) – революционерка, жена Н. В. Крыленко (позднее – дипломата А. А. Трояновского), в 1931–1933 гг. член коллегии Наркомсвязи СССР.

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

Иранские христиане (перс. ‎ [mashjn-e irn] от перс. ‎ [mash] «христианский», «христианин») составляют 0.2-0.5 % от общего числа верующих, что равняется около 169 тыс. человек. В 1975 году христиан насчитывалось около 1,5 % от общей численности населения. Относительно динамики численности христиан существуют противоречивые данные. Одни источники утверждают, что христианство в Иране переживает расцвет, другие, напротив, утверждают, что христианству в Иране грозит исчезновение. Официально христианство в Иране разрешено, однако им запрещено заниматься проповеднической деятельностью. Таким образом, большую часть христиан Ирана составляют этнорелигиозные общины армян и ассирийцев. Иранских христиан можно разделить на две категории: этнические и не этнические. К этническим можно отнести армян и ассирийцев, которые обладают своей собственной лингвистической и культурной традицией. Не этнические христиане Ирана преимущественно состоят из протестантов, которые когда-то перешли из ислама в христианство и рассматриваются властями, как вероотступники. После Исламской Революции 1979 года этническим христианам были дарованы базовые религиозные права: ведение служб, содержание религиозных школ, соблюдение праздников и т.д. Армянская община имеет два кресла в парламенте, а ассирийская одно. Тем не менее, этнические христиане подвергаются различным репрессиям со стороны властей Ирана. Христианам запрещается вести службы на персидском языке, строить новые церкви, а также они регулярно должны докладывать правительству о своей деятельности. Наряду с этим, они подвергаются более серьезным уголовным наказаниям за совершенные преступления, чем мусульмане. Что касается протестантов, то официально они признаны Тегераном. Несмотря на это, они подвергаются гораздо более суровым репрессиям и ограничениям со стороны властей, по сравнению с армянами и ассирийцами. Это объясняется тем, что они используют персидский язык, а также отличаются своим стремлением к прозелитизму. Верховный лидер Ирана Али Хаменеи и многие иранские чиновники считают новоиспеченных протестантов богоотступниками, работающими под прикрытием Запада.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Иран

После такого приговора святой был уведен на место казни и шествовал туда с несказанною радостью, желая «разрешиться и со Христом быть»  [ 27 ]. Придя же на место, где должна была совершиться над ним казнь, он испросил себе время для молитвы и, обратившись к востоку, трижды преклонил колена и долго молился. После сего он услышал с неба голос, который говорил: — Войди со святыми принять уготованную тебе награду. И тотчас блаженный преклонил голову свою и был усечен одним воином, в двадцатый день октября месяца; день же, в который он совершил мученический подвиг, была пятница. Честное и святое тело его одна женщина, по имени Ариста, диаконисса Антиохийской церкви, выпросила у мучителя и, помазавши его драгоценными ароматами, вложила в ковчег и послала в Константинополь, где оно и было с почестями предано погребению. От мощей его совершались многие дивные чудеса и болящим подавались различные исцеления, которые и ныне подает святой Артемий всем, с верою к нему притекающим. После же кончины Артемия вскоре сбылось то пророчество, которое он высказал Юлиану прямо в глаза относительно его смерти: «тебе предстоит скорая погибель и недолго уже до того времени, когда память о тебе погибнет с шумом». Ибо Юлиан, умертвив святого Артемия, тронулся с своими войсками из Антиохии и пошел на Персов. Когда дошел он до города Ктезифона [ 28 ], ему встретился один перс, человек старый, уважаемый и очень рассудительный. Он обещал Юлиану предать Персидское царство и вызвался быть проводником в Персию беззаконному царю и всему его войску. Но это не послужило на пользу злому кровопийце, ибо тот перс обманул его и, показывая вид, что ведет его прямою настоящею дорогою, ввел злодея в Карманитскую пустыню [ 29 ], в места непроходимые, где постоянно встречались пропасти, где не было вовсе воды и никакой пищи, так что все воины истомились от голода и жажды, а кони и верблюды все пали. После сего проводник признался, что он с намерением завел римлян в такие пустые и страшные места, чтобы ослабить их силу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

1225 Р. Фрай (R. Frye. Remarks on some new islamic sources of the Rus. – «Byzantion», XVIII. Bruxelles, 1948, p. 124) отмечал, что в Кабуле есть экземпляр труда ал-Джайхани. Подробности о нем, однако, неизвестны. В 1928 г. было объявлено в печати, что рукопись книги ал-Джайхани найдена в г. Мешхеде. Потом оказалось, что произошла ошибка. Есть вероятность, что изложение книги ал-Джайхани можно найти в многочисленных персидских переводах разных «Книг путей и стран». Но просмотр мной двух подобных рукописей, хранящихся в Институте народов Азии, этого не подтверждает. 1228 Д. А. Хвольсон. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах Абу-Али Ахмеда бен Омара Ибн-Даста. СПб., 1869. Хвольсон неверно прочел имя автора как Ибн Даста. Позднее было установлено правильное чтение имени Ибн Русте, и весь текст сохранившегося сочинения этого автора был опубликован в т. VII BGA(1892 r.). 1231 «Le Livre de la Creation et de lhistoire dAbou-Zeid Ahmed ben Sahl el Balkhi... par Cl. Huart», t. I – VI. Paris, 1899 – 1919. 1232 «Le Livre de la Creation et de lhistoire dAbou-Zeid Ahmed ben Sahl el Balkhi... par Cl. Huart», t. VI, стр. 66 – 67 (арабск. текст). 1234 Йакут ар-Руми. Муджам ал-булдан, т. III. Бейрут, 1955, стр. 79; И. Ю. Крачковский. Указ. соч., стр. 229. 1237 Ср. «дарьа-йе лазик» («море Лазики») – «Моджмал ат-таварих». Тегеран, 1939, стр. 473 – 474 (перс. яз.). Источники «Худуд» и «Моджмал» (составлен в 1126 г.) во многом общие. 1240 Ibidem. См. также: Ибн ал-Саведжи. Китаб тарджума-йе ал-масалик ва-л-мамалик (рук. Института народов Азии, С – 610, лл. 6б – 7а; ал-Масалик ва-л-мамалик (рук. Института народов Азии, А – 672, л. 64а); Бидаа ат-таварих (рук. Института народов Азии, В – 2304, л. 199а); Али эфенди. Кунт ал-ахбар (рук. ГПБ, Т. н. с. 51, л. 63а) и др. 1243 Там же, л. 10б; англ. пер. – стр. 76. Ср. у Птолемея: М. С. Боднарский. Античные географы. М., 1953, стр. 319; можно сравнить и с рекой Родой у Плиния Старшего (там же, стр. 247). 1252 В. В. Бартольд. Отчет о поездке в Среднюю Азию с научной целью. 1893 – 1894, стр. 80 – 103 (перс. текст).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скорее всего намеки на рознь в среде русов говорят о существовании среди них социального неравенства, когда более зажиточная и выделившаяся из остальной массы часть русов, а ее-то лучше всех и должны были знать арабы и булгары, имеет основания остерегаться своих прочих сородичей. Источник и более конкретно говорит о знатных русах (арабск. – ал-джалил, перс. – мард-е бозорг), которым оказываются особые почести даже после смерти. Интересен отрывок об отношении русов к чужеземцам. В свое время А. Я. Гаркави с помощью этого отрывка у Ибн Русте пытался доказать противоречивость источника и обвинить Ибн Русте в «неразборчивом компиляторстве» 1339 . Однако дело не в этом. Данный отрывок ни в коей мере не противоречит упоминанию о плохом отношении русов друг к другу. Чужеземцами в стране русов были, конечно, прежде всего купцы, и интересы торговли заставляли русов (вернее их верхушку) покровительствовать приезжим купцам (восточным и западным). Заслуживают внимательного изучения данные о взаимоотношениях русов и славян. Последние служат объектом нападения русов и источником рабов, продаваемых затем в Булгаре и Хазарии. Очевидно, под этими славянами следует понимать соседние русам славянские племена, им еще не подчиненные. Одновременно какая-то часть славян уже была подвластна русам. Именно о них писал Гардизи: «Всегда 100 – 200 из лих ходят к славянам и насильно берут с них на свое содержание, пока там находятся». Не напоминает ли это известие более поздние рассказы Повести временных лет о полюдье, сборе дани с полупокоренных земель в первой половине Х в.? Эта система взаимоотношений между знатью формирующегося государства и территориями и племенами, включаемыми в его состав, характерна для периода складывания государства и изживается c процессом создания и укрепления феодальной собственности на землю. У русов есть царь (малик – арабск. или падшах – перс.), который называется хакан-е рус. Это очень примечательное и заслуживающее внимания место источника 1341 . Сравним его с предшествовавшим рассказом о славянах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Атом выставил вперед прекрасноликого сына своего, по молодости лет не ведавшего о часе смерти. И он с готовностью вышел вперед, дальше других, умер в добром исповедании Христу и [сподобился] венца. Св. Атом со своими святыми соратниками пели псалмы и говорили: «Мы возлюбили тебя, Господи, ибо ты услышал глас наших молитв. Прими нашу добровольную жертву и причисли всех к святому воинству твоему». И весь отряд принял смерть от меча, в добром исповедании Христу отдали [они] души свои на том же месте. Святая алая кровь их оросила землю. Какой-то перс из того же отряда, исполненный благодати, уподобился им и воскликнул: «И я христианин». И тут же был убит, окрещенный своею же кровью и причисленный по Божьему попечительству к сонму святых. А один из [воинов] отряда армянского, не вы держав, бежал и попал к некоему пастуху. Взяв у него пастушью сумку, принял облик пастуха, обменяв свое светозарное одеяние и вечную жизнь на безобразную одежду и мимолетную жизнь. Перс же по своей доброй воле пошел на казнь, сам принял приговор мученичества и был вместо него препровожден со святым отрядом на небесную свадьбу. Он, как некогда тот банщик, заступил место и взял себе жребий того, кто отделился от святой сороковицы, укрывшись в бане, ибо слабые и колеблющиеся погибают ежечасно. Затем через два дня святому отшельнику явилось видение, будто над всеми воссиял чудесный, дивный свет, и он в великом изумлении поспешил известить [об этом] епископа и священников, азатов и весь народ, которые вскоре стали стекаться к тому месту. И, положив святые мощи в чистые саваны, они понесли их на место погребения с горящими лампадами и кадилами, псалмопением и духовными песнопениями и литургией. Память их празднуется с великой радостью 9-го числа месяца навасард. Вот имена тех, которые приняли там смерть. Главный святой Атом из рода Гнуни со своим сыном, св. Варс из рода Востан, св. Нерсес из рода Аруандуни, св. Вардзавор и многие другие из святых их соратников, которые приняли вместе с ними мученическую смерть и удостоились нетленного венца.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

IV, 119. Когда скифы объявили это, цари, прибывшие от племен, стали советоваться, и мнения их разошлись. Гелон, Будин и Савромат, будучи заодно, согласились помочь скифам; но Агафирс, Невр, Андрофаг и [цари] меланхленов и тавров отвечали скифам следующее: (2) «Если бы вы, не причинив персам зла и не начав войну первыми, просили о том, о чем теперь просите, то нам было бы ясно, что вы говорите справедливо, и мы, послушавшись вас, действовали бы заодно с вами. (3)      Но вы, вторгнувшись в их страну без нашего участия, господствовали над персами столько времени, сколько вам позволило божество, и так как их теперь побуждает то же самое божество, они платят вам тем же. (4) Мы же и тогда не причинили никакого зла этим мужам, и теперь не будем пытаться первыми причинить зло. Если, однако, он вторгнется и в нашу страну и положит начало несправедливости, тогда и мы не подчинимся; а пока мы этого не увидим, мы останемся у себя дома. Ведь мы думаем, что персы идут не на нас, а на тех, кто были виновниками несправедливости». IV, 120. Когда скифы узнали о таком ответе, они решили ни в коем случае не давать открытого сражения, поскольку эти союзники к ним не присоединились, но, постепенно отходя и угоняя скот, засыпать колодцы и источники, мимо которых они будут проходить, истреблять растительность на земле, разделившись при этом надвое. (2) И к одной из частей скифского населения, той, над которой царствовал Скопасис, присоединить савроматов. Им следовало, отступая вдоль озера Меотиды, заманивать [врага] к реке Танаис, если Перс повернет в этом направлении; если же Перс отступит, преследовать, нападая. Такова была у них одна часть [населения] царства; ей был предписан тот путь, о котором как раз и говорилось. (3) Две другие части [населения] царства – вторая большая, которой управлял Идантирс, и третья, над которой царствовал Таксакис, слились воедино, и к ним присоединились гелоны и будины. Держась впереди персов на расстоянии одного дня пути, они должны были уводить их, отходя и делая то, что было решено. (4) И прежде всего они должны были заманивать их к областям тех племен, которые отказались от союза с ними, чтобы втянуть их в войну: если они добровольно не вступили в войну против персов, то следовало втянуть их в войну против воли. После этого они должны были повернуть обратно в свою страну и напасть на врага, если такое решение будет принято на совещании.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После такого приговора святой был уведен на место казни и шествовал туда с несказанною радостью, желая «разрешиться и со Христом быть» 6832 . Придя же на место, где должна была совершиться над ним казнь, он испросил себе время для молитвы и, обратившись к востоку, трижды преклонил колена и долго молился. После сего он услышал с неба голос, который говорил: – Войди со святыми принять уготованную тебе награду. И тотчас блаженный преклонил голову свою и был усечен одним воином, в двадцатый день октября месяца; день же, в который он совершил мученический подвиг, была пятница. Честное и святое тело его одна женщина, по имени Ариста, диаконисса Антиохийской церкви, выпросила у мучителя и, помазавши его драгоценными ароматами, вложила в ковчег и послала в Константинополь, где оно и было с почестями предано погребению. От мощей его совершались многие дивные чудеса и болящим подавались различные исцеления, которые и ныне подает святой Артемий всем, с верою к нему притекающим. После же кончины Артемия вскоре сбылось то пророчество, которое он высказал Юлиану прямо в глаза относительно его смерти: «тебе предстоит скорая погибель и недолго уже до того времени, когда память о тебе погибнет с шумом». Ибо Юлиан, умертвив святого Артемия, тронулся со своими войсками из Антиохии и пошел на Персов. Когда дошел он до города Ктезифона 6833 , ему встретился один перс, человек старый, уважаемый и очень рассудительный. Он обещал Юлиану предать Персидское царство и вызвался быть проводником в Персию беззаконному царю и всему его войску. Но это не послужило на пользу злому кровопийце, ибо тот перс обманул его и, показывая вид, что ведет его прямою настоящею дорогою, ввел злодея в Карманитскую пустыню 6834 , в места непроходимые, где постоянно встречались пропасти, где не было вовсе воды и никакой пищи, так что все воины истомились от голода и жажды, а кони и верблюды все пали. После сего проводник признался, что он с намерением завел римлян в такие пустые и страшные места, чтобы ослабить их силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Такая известность не могла содействовать нашей безопасности, и Рамазан спешно послал мальчика за старостой, говоря: — Пусть кедхода (староста) решит, как для вас лучше. Никто не посмеет причинить вам вред, если того не захочет Бог… «Кедхода» не заставил себя долго ждать. Это был довольно старый, но хорошо выбритый перс, с породистым носом, большими черными глазами на выкате, и мясистыми ушами, обросшими волосами, как шерстью. На нем была жилетка с шестью карманами, полосатые сподние штаны, и стоптанные веревочные туфли «гиве» с курносым носком, которые прикрывали только пальцы ног, отчего он всегда сверкал своими голыми пятками. Поговорив с нами о здоровьи, на что хорошо воспитанный перс тратит по меньшей мере пол часа, «кедхода» поинтересовался нашим имущественным положением и деньгами, что видно не доставило ему удовольствия: пожиться было ему нечем. Он подозвал грамотного мальчика, сидевшего без дела у двери, и сказал: — Пиши! Обмакнув камышевое перо в черные и липкие чернила, мальчуган стал рисовать на бумаге слова персидской скорописи, напоминавшей живопись. В этом тонком и легком рисунке заключался рассказ о пойманных на границе русских, у которых не обнаружено ни денег, ни хлеба, ни носильных вещей, а только личные документы на русском языке, и фотографии близких родственников. Вынув не спеша из жилетного кармана печатку, размером с арбузное зерно, староста послюнил бумагу и приложил печатку к мокрому месту. С этим донесением он отправил мальчугана на ближайший пограничный пост. IV Этот пограничный городок, вылепленный из глины, с улицами без мостовой, с водосточными канавами без воды, с худыми деревьями без листьев, был защищен с севера хребтами Белой и Черной горы, которые в дальнейшем принимают название Гиндукуша. Не многие знают о существовании этого городка, едва заметного на земле, но, тем не менее, он населен людьми, как везде пристрастными к своим привычкам, понятиям и заблуждениям. Среди немногочисленного населения города заметно выделяются солдаты пограничной стражи, полицейские и жандармы, всегда враждующие между собой, когда дело касается захваченной контрабанды. Реже встречаются на улицах люди в гражданском платье, одетые почти всегда не по росту, в чрезмерно длинные, или в чрезмерно короткие пиджаки, и в смятые от сна сподние штаны. На видном месте, в небольшой тени, сидят уличные брадобреи; они при помощи куска стали, которым легче убить, чем зарезать, превращают отсталых персов в цивилизованных людей. Со времени воцарения династии Пехлеви, когда небритых стали таскать в полицейский участок, значение уличных брадобреев здесь сильно возросло.

http://azbyka.ru/fiction/carstvo-tmy/

(17) Однажды, вот, один из здешних 690 торговцев по имени Сопатр (он, знаем мы, умер тридцать пять лет тому назад) прибыл по торговым делам на остров Тапробану, и как раз в это же время причалило и судно из Персиды. Сошли, значит, люди из Адулы, с которыми был Сопатр, сошли и люди из Персиды, с которыми был и посол персов. Затем, по обычаю, власти и сборщики пошлин, приняв их, отводят к царю. Царь принял их и, после того как они пали ниц пред ним, велит им сесть, затем спрашивает: «Как ваши страны и как дела?» Они сказали: «Хорошо». Затем, как бы, между прочим, царь спросил: «Кто из ваших царей более велик и более могуществен?» (18) Перс, восхитив слово, сказал: «Наш – и более могущественный, и более великий, и более богатый, и царь царей. И если он чего-то хочет, то может». А Сопатр молчал. Затем царь говорит: «Ты, ромей, ничего не говоришь?» А Сопатр: «Что я могу сказать, коли он это сказал? Если ты хочешь узнать правду, у тебя оба царя здесь: внимательно посмотри на каждого и увидишь, кто блистательнее и могущественнее». Тот, услышав, удивился и говорит: «Как это у меня оба царя здесь?». А он сказал: «У тебя монеты обоих, одного – номисма 691 , а другого – драхма, то есть милиарисий 692 . Внимательно посмотри на изображение каждого, и ты увидишь правду». (19) Тот, похвалив и кивнув, повелел представить обе монеты. Номисма была из чистого золота, блестящая, красивая (такие ведь отменные ходят там). А милиарисий был, разом сказать, серебром, и этого достаточно, чтобы не сравнивать его с золотой монетой. Царь, повернув и перевернув и внимательно рассмотрев обе монеты, весьма похвалив номисму, сказал: «Действительно, ромеи и блистательны, и могущественны, и разумны». И вот он повелел торжественно почтить Сопатра и, посадив его на слона, провез по городу под звуки тимпанов с великой почестью. Это Сопатр нам рассказал и бывшие с ним, отправившиеся из Адулы на тот остров. Этим, как они сказали, перс был весьма посрамлен. (20) Между вышеназванными блистательными эмпориями есть много и других эмпориев, и приморских и внутренних, и обширная земля. А выше, то есть севернее, Индийской земли находятся белые гунны, так называемый Голла, бросающий на войну, как говорят, не менее двух тысяч слонов и большую конницу. Он захватил и Индийскую землю, угнетая ее и требуя дани. Однажды, как говорят, желая захватить приступом, внутренний город индов, – а город был защищен кругом водой, – он, осаждая достаточно много дней, держась начеку и изведя воду посредством слонов, коней и войска, потом пройдя посуху, захватил город.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010