Категория : Иран Материал из Азбука паломники Исламская Республика Иран (перс. ‎ — Джомхури-йе Эслми-йе Ирн), сокращенно — Иран (перс. ‎ [in]), до 1935 также Персия  — государство в Передней Азии. Столица — город Тегеран. На западе граничит с Ираком, на северо-западе — с Азербайджаном, Арменией, Турцией и непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой, на севере — с Туркменистаном, на востоке — с Афганистаном и Пакистаном. С севера Иран омывается Каспийским морем, с юга — Персидским и Оманским заливами Индийского океана. История Ирана по письменным источникам охватывает почти пять тысяч лет. Первое государство на его территории — Элам — возникло в Хузестане в III тысячелетии до н. э. Персидская империя при Дарии I Ахемениде простиралась уже от Греции и Киренаики до реки Инд. На протяжении многих веков господствующей религией был зороастризм. К XVI веку государственной религией Ирана становится ислам. В 1979 году в Иране произошла Исламская революция под предводительством аятоллы Хомейни, в ходе которой была свергнута монархия и провозглашена исламская республика. Иран обладает четвёртой по размеру ВВП (по ППС) экономикой в исламском мире и второй по размеру в Западной Азии (после Турции). Иран является одним из наиболее технологически развитых государств региона. Иран располагается в стратегически важном регионе Евразии и располагает крупными запасами нефти и природного газа. В 2012 году Иран становится лидером Движения неприсоединения, став в августе на 3 года страной-председателем этого движения, являющегося второй по величине после ООН международной структурой. Содержание Крупнейшие города [ править править код ] Православие в Иране [ править править код ] Подавляющее большинство иранцев исповедуют ислам. 90 % населения — шииты, 8 % — сунниты. В числе оставшихся — религиозные меньшинства бахаи, христиан, иудеев, зороастрийцев, мандеев, сикхов, индусов и других. Христиане , иудеи и зороастрийцы официально признаются меньшинствами и пользуются такими привилегиями, как зарезервированные места в Меджлисе. Имеет место ограничение прав бахаи.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Иран

Тогда Хосров отправился в приморский город Селевкию, отстоящую от Антиохии на 130 стадий. Там он не встретил ни одного римлянина и не причинил вреда никому. Он один омылся в морской воде, принес жертву, солнцу и другим богам, которым хотел, много им молился, заклиная их 301 , затем вернулся назад. (2) Вернувшись в лагерь, он сказал, что у него есть желание увидеть соседний город Апамею 302 не по какой другой причине, но лишь из-за интереса к этому месту. (3) Послы, хотя и неохотно, согласились на это с тем, однако, чтобы он, осмотрев город и получив с него тысячу либр серебра, ушел назад, не причинив никакого другого вреда. (4) И послам, и всем другим было ясно, что Хосров только потому хотел отправиться в Апамею, чтобы, ухватившись за какой-нибудь ничтожный предлог, разграбить ее и прилегающую к ней область. Тогда же он отправился в предместье Антиохии Дафну. (5) Там огромное восхищение у него вызвали роща и источники. И та, и другие, конечно, заслуживают удивления. (6) Принеся жертву нимфам 303 , он удалился, не причинив никакого другого вреда, кроме того, что сжег храм архангела Михаила и некоторые другие дома по следующей причине. (7) Некий перс, пользующийся почетом в персидском войске и хорошо известный Хосрову, прибыл верхом вместе с некоторыми другими на крутизну возле так называемого Тритона, где находится храм архангела Михаила, творение Эварида 304 . (8) Этот человек, увидев здесь одного антиохийского юношу, пешего и скрывающегося здесь в одиночестве, погнался за ним, отделившись от своих товарищей. Этот юноша был мясник, по имени Аимах. (9) Когда перс уже было его настиг, он, обернувшись, неожиданно бросил камень в своего преследователя и угодил ему в лоб, в мозговую оболочку около уха. Тот упал наземь, и Аимах, выхватив у него кинжал, убил его. (10) Беспрепятственно сняв с него оружие и забрав его золото и все остальное, что было возможно, он вскочил на коня и поскакал прочь. (11) То ли благодаря случаю, то ли потому, что он хорошо знал местность, ему удалось скрыться от врагов и убежать. (12) Узнав об этом, Хосров сильно огорчился из-за того, что произошло, и приказал людям из своей свиты сжечь храм Архангела, о котором я упомянул выше. (13) Они же, думая, что это и есть тот самый храм, сожгли [другой храм] вместе с прилегающими к нему постройками, считая, что таким образом они выполнили приказ Хосрова. Так обстояли здесь дела.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

древневерхненемецкий сабин. сабинский др.-гр. древнегреческий сибирск. сибирский др.-евр. древнееврейский славянский др.-и.-е. древнеиндоевропейский словац. словацкий др.-инд. древнеиндийский словен. словенский др.-иран. древнеиранский ср.-ирл. среднеирландский др.-ирл. древнеирландский ср.-н.-н. средненижненемецкий др.-исл. древнеисландский ср.-перс. среднеперсидский др.-корн. древнекорнский ст.-блр. старобелорусский др.-монг. древнемонгольский ст.-исп. староиспанский др.-перс. древнеперсидский ст.-пол. старопольский др.-прус. древнепрусский ст.-сл. старославянский др.-рус. древнерусский ст.-укр. староукраинский др.-тюрк. древнетюркский ст.-франц. старофранцузский др.-чеш. древнечешский суздальский жемайт. жемайтский с.-хрв. сербохорватский индоевропейский татарский икавск. икавский тверской иллир. иллирийский тувинский иранский тульск. тульский ирландский турец. турецкий исландский тюркский испанский тюрк.-тат. тюрко-татарский итальянский узбекский италийск. италийский уйгурский казах. казахский украинский калмыцкий финский кашуб. кашубский фракийский кетский франц. французский кимрский фригийский киргизский халдейский курск. курский ханты (мансийский) латинский хет-(лув). хетто(-лувийский) литовский церк.-слав. церковнославянский латышский чагат. чагатайский м.-аз. малоазийский чувашский макед. македонский чешский мансийский шумер. шумерский марийский эстонский монгольский якутский монг.-тат. монголо-татарский 3. Периодические издания, публикации надписей и текстов ВДИ Вестник древней истории Вопросы славянского языкознания Вопросы языкознания Журнал Министерства народного просвещения Изв. ОРЯС Известия Отделения русского языка и словесности Имп. Академии наук/Рос. АН/АН СССР Корпус Боспорских надписей КСИИМК Краткие сообщения Института истории материальной культуры Краткие сообщения Института славяноведения Лексикографический сборник см. Изв. ОРЯС Русский филологический вестник Русский язык в национальной школе Русский язык в школе Полное собрание русских летописей

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Но стремление к чистоте нравственной у иранцев не соединялось с требованием особых подвигов и воздержания, как это было у индийцев, и не переходило в то, что называется аскетизмом. Перс не знал ни постов и лишений, ни, тем более, самоистязаний, в противоположность окружающим его соседним народам. Все это не согласно было и с его общим религиозным воззрением. Он был и по душе, и по телу, создание Ормузда; все его силы и стремления требовали развития и расширения в своих обнаружениях. Он находил в себе зло, но полагал его одинаково и в чувственной, телесной природе, и в душе. В первой – это была видимая нечистота, а в душе – неискренность, недоброжелательство и ложь. Уничтожение того и другого, по его воззрению, не требовало никаких особых внешних подвигов. Вообще – он не имел представлений о борьбе чувственности с духовными стремлениями. Чувственные наслаждения, когда они естественны, считались законными. Благо жизни состоит в материальном довольстве и земном счастье! 888 . Но, Ариман не есть только ложь, а и сила, враждебная жизни, уничтожающая, смертоносная; Ормузд – носитель света, наоборот, – творец жизни, сила всеоживляющая. Поэтому, поклонник Ормузда должен быть врагом всех вредных созданий Аримана и другом всех творений Ормузда. Он должен заботиться об увеличении царства Ормузда в мире и об уменьшении созданий Аримана в природе, с целью ослабления его силы и господства. Для этого, между прочим, дан и самый закон. В этом и должна состоять та война, та борьба, какую должен вести последователь Зороастра с духами тьмы и зла. «Зороастр! Ты должен через возвещение моего закона возвратить мне прежнее светоносное состояние мира. Иди и скажи стране арийской (Ариана): таково повеление Ормузда – ты, Ариана, должна возвратить себе прежний блеск, ты должна уничтожить все нечистые существа и всякое поклонение дэвам» 889 . Итак в борьбе Ормузда с Ариманом должен был принять участие и человек и помогать истреблению созданий духа злобы. Персы, действительно, считали своей обязанностью уничтожать вредных, животных и ставили это в заслугу. Хищные звери – вредные животные, как и тьма, создание Аримана. Им смерть! Наоборот, перс – обязан умножать и заботиться о всех созданиях Ормузда и к чистым животным относиться с полным сочувствием. Все домашние животные, преимущественно же вол, корова, конь, петух, собака и вообще все в природе, что способствует культуре земли и пользам общественной жизни, должно быть предметом особого внимания и заботливости 890 . Самая земля должна быть возделана наилучшим образом и земледелие – религиозная обязанность. Вообще же, развитие жизни в природе есть одна из нравственных обязанностей. Идеал нравственности и благочестия – древний Йима, как уже сказано, представляется распространителем земли и её созданий. Жрецы постоянно ходили вооруженные посохом, для поражения нечистых и вредных животных. За преступление иногда полагалось, в наказание, убить известное количество вредных животных.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

При рождении младенца Авеста предписывала простое омовение 861 , – естественное, физическое требование. Позднее, присоединены к этому более сложные операции очищения 862 . Он омывался несколько раз (4) очистительными средствами, а в уста вливалась часть сока Гомы. Через 3 года по рождении, отцом приносилась жертва за рожденное дитя, чрез 5 лет оно делалось ответственным за свои поступки, а на 15 году жизни человек становился уже членом религиозной общины. Около этого времени молодой перс опоясывался поясом (kosti) 863 , который имел и здесь то же значение союза с божеством, как и в Индии, и мог сниматься только ночью. Ко времени этой церемонии перс должен был научиться читать св. книги, а при совершении её подвергнуться, в продолжение нескольких дней, обрядам очищения. Не прошедший через эти обряды считался непринадлежащим к царству Ормузда, наравне с неверующими. Религия освящала собой и вступление в брак, хотя церемонии брачного обряда, по-видимому, довольно новы, и в самой Авесте не упоминаются. Самое замечательное явление относительно брака Зороастрова религия представляет в том обстоятельстве, что брак с родственниками, и притом близкими, не только не воспрещался, но и вменялся в заслугу. Это объясняется, конечно, фамильной гордостью и желанием сохранить чистую кровь. Заключался брак довольно рано (срок большей частью определялся 15 годами). При обручении брачущиеся соединяли руки, перед самым браком совершались омовения, а в день брака жених приходил в дом невесты, откуда, по прочтении молитв, уводил ее к себе. Религиозные обряды сопровождали и конец жизни. При последних минутах читались известные, на то положенные, молитвы. Но всего характеристичнее были церемонии, следовавшие за смертью, и самое погребение трупа. Вслед за тем, как умирал человек, по верованию персов, трупом овладевал Друкк-Насус, дух смерти. Прогнать его можно было только взглядом собаки, которая, с этой целью, и приводилась к трупу. Затем труп полагался, – до времени погребения, – на особое место, чтобы нечистотой его не осквернить чистых созданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

«Для производства торговли твоей» – букв. «для обмена предметами обмена», товарами; евр. маараб от корня «обменивать» (только здесь и в ст. 27 и 34 явно в значении «товары»; но древние переводчики колебались в значении его: LXX «к западом западов», т. е. плавали на самый крайний запад; Сим. επιμιξια, обращение; Вульг. negotiatio). Выражение ясно напоминает о том, что торговля первоначально была товарообменом. Иез.27:10 .  Перс и Лидиянин и Ливиец находились в войске твоем и были у тебя ратниками, вешали на тебе щит и шлем; они при­давали тебе величие. Начинается и идет до ст. 25 исчисление народов, имевших с Тиром сношения, главным образом торговые, исчисление, напоминающее долготою и полнотою родословие X гл. Бытия. Принцип для принятого в исчислении порядка, насколько последний можно заметить, – спираль, суживающаяся около Тира и начинающаяся от самых дальних народов северо-востока и юго-запада тогдашней еврейской вселенной. «Перс». Евр. парас, как видно из 1Ездр.9 и LXX означает именно персов, которые впервые под этим именем упоминаются Иезекиилем (ранее они выступали под родовым именем «Елам» Быт 10.22 и др.) здесь и в Иез.38.5 , где они названы первыми (как и здесь) в числе союзников Гога. Обстоятельство, что они ставятся отчасти здесь, а особенно в Иез.38.5 подле явно африканских народов заставляет некоторых толкователей разуметь под парас не персов, а какой-либо африканский народ, напр. Perorsi или Pharusil (Plin. V, 1, 8; VI, 30, 35; Ptol IV, 6, 16), которые по Страбону (17, 826) были хорошими стрелками из лука. Тогдашние отношения финикиян и персов не известны еще настолько, чтобы можно было (с нек. толк.) не допускать мысли о присутствии персов в финикийском войске на жалованье. «Лидиянин» – пер. по LXX евр. луд. Луд – народ, который по Иез.30.5 и Иер 46.9 является подле Хуша (ефиоплян) и Фута (здесь «ливиец») союзником египтян и Ис 66.19 относится (с Таршишем и Пулом) к дальним народам запада; посему это едва ли малоазийские лидяне ( Быт 10.22 ), а скорее народ от Лудима ( Быт 10.14 ), первородного сына Мицраима (Египет), народ, следовательно африканский, место жительство которого неизвестно; может быть, – Λεναθαι (Mov. о. с, 2, 377 и др.) родоначальники берберов, но они появляются c Vl в. по Р. Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

696 ... дв недли... – Очевидно, ошибка переписчика; эти слова (в Троицкой редакции их нет) повторяются далее в той же фразе. 702 ...к Бак, гд огнь горить неугасимы... – Вероятно, речь идет ο пламени в местах выхода нефти или ο храме огнепоклонников. 703 Α ту убили Шаусеня... – Β дни памяти имама Хусейна (погиб в Месопотамии в VII в.) участники процессии восклицают: «Шахсей! Вахсей!» (Шах Хусейн! Вах Хусейн!); эти дни отмечаются шиитами в начале года по мусульманскому лунному календарю (в 1469 г. ошур байрам приходился на конец июня–начало июля). Запустение округа Рея связано с войнами XIII в. 704 ...батманъ по 4 алтыны... – Батман (перс.) – мера веса, достигавшая нескольких пудов; алтын – денежная счетная единица, заключавшая в себе шесть денег. 705 ...а ежедень поимаеть его море по двожды на день. – Морские приливы в Персидском заливе имеют полусуточный характер. 706 И тут есми взял первый Великъ день... – Из дальнейшего изложения следует, что в Ормузе Никитин отметил третью Пасху за пределами Руси. Возможно, путешественник хотел сказать, что это первый праздник, который он встретил, придя к Индийскому океану. 708 ...в таву с конми. – Тава (маратск. даба) – парусное судно без верхней палубы. Массовый завоз лошадей в Индию осуществлялся для пополнения конницы и нужд местной знати в течение многих веков. 709 ...краска да лекъ. – Речь идет ο синей краске индиго (ср. далее «да чинят краску нил») и приготовлении лака. 710 ...фота на голов, а другая на гузн... – Путешественник говорит ο чалме (перс. фота) и дхоти (инд.), которые, так же как и женская одежда сари, изготовлялись из несшитой ткани. 711 ...Асатхан Чюнерскыа индийскый, а холоп меликътучаровъ. – Асадхан Джуннарский, выходец из Гиляна, упоминается в индийских хрониках как лицо, близкое великому везиру, Махмуду Гавану, носившему титул мелик-аттуджар (повелитель купцов). 712 ...кафары... – Кафир (арабск.) – неверный, так сначала Никитин называл индусов, пользуясь термином, принятным среди мусульман; позднее он называл их «гундустанцы» и «индяны».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перс назвал себя Артабаном, рассказал, что он сатрап оклеветанный перед Сапором, изуродованный пыткою и бежавший к римлянам, чтобы отомстить царю. – О, владыка вселенной! говорил Артабан напыщенно и льстиво, – я отдам тебе Сапора, связанного по рукам и ногам, как жертвенную овцу. Я приведу тебя ночью к лагерю, и ты тихонько, тихонько накроешь царя рукою, возьмешь его, как маленькие дети берут птенцов в ладонь. Только слушай Артабана; Артабан может все; Артабан знает тайны царя… – Чего хочешь от меня? – спросил Юлиан. – Великого мщения. Пойдем со мною! – Куда? – На север, через пустыню – триста двадцать пять парасангов; потом через горы, на восток, прямо к Сузам и Экбатане. Перс указывал на горизонт. – Туда, туда! – повторял он, не сводя глаз с Юлиана. – Кесарь, – шептал Гормизда на ухо императору, – берегись. У этого человека дурной глаз. Он – колдун, мошенник или – не на ночь будь сказано – что-нибудь еще того похуже. Иногда в здешних краях по ночам творится недоброе… Прогони его, не слушай!.. Император не обратил внимания на слова Гормизды. Он испытывал странное обаяние молящих, пристальных глаз перса. – Ты точно знаешь путь к Экбатане? – О, да, да, да! – залепетал тот, смеясь восторженно. – Знаю, еще бы не знать! Каждую былинку в степи, каждый колодец. Артабан знает, о чем поют птицы, слышит, как растет ковыль, как подземные родники текут. Древняя Заратустрова мудрость в сердце Артабана, Он побежит, побежит перед твоим войском, нюхая след, указывая путь. Верь мне, через двадцать дней вся Персия в руках твоих до самой Индии, до знойного океана!.. Сердце императора сильно билось. «Неужели, – думал он, – это и есть то чудо, которого я ждал? Через двадцать дней Персия в моих руках!..» У него захватывало дух от радости. – Не гони меня, – шептал урод; – я буду лежать, как собака, у ног твоих. Только что увидел я лицо твое, я полюбил, полюбил тебя, владыка вселенной, больше, чем душу свою, потому что ты прекрасен! Я хочу, чтобы ты прошел по телу моему и растоптал меня ногами своими, и я буду лизать пыль ног твоих и петь: слава, слава, слава Сыну Солнца, царю Востока и Запада – Юлиану!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

390 Изменившееся настроение настолько затемнило память Алексеева, что в своем последующем дневнике по поводу июньскаго наступления он записал: «в начале апреля высшие начальники высказали мнение, что о наступательных операциях немыслимо думать». 391 Проф. Легра в свой апрельский дневник записал объяснение Милюкова, что серьезному наступлению препятствует лишь продовольственное дело. которое было неосуществимо в тогдашних условиях. 392 Выступление Милюкова было сугубо «безтактно», ибо как раз в этот момент остро стоял вопрос о «займе свободы». Интервью в газетах появилось в день похорон жертв революции. 393 Происходившая в эти дни в Москве конференция народных социалистов, которые были как бы вне советской общественности и ея «интернациональнаго миросозерцания», «оборонческие» взгляды которых сомнению не подлежали, очень определенно высказалась против каких либо «завоеваний». Формула эта была популярна, – она повторялась и в обращении к Совету Пироговскаго Съезда 8-го апреля и Учительскаго Съезда 10-го. 394 Керенский в Совещании Советов уверенно говорил, что изменение целей войны в России вызовет изменение этих целей у всех держав – это «несомненно», это «ясно, как день». 395 «Революционная демократия» несомненно возлагала большия надежды на свой проект созыва в Стокгольме, в конце июня, международной социалистической конференции, главной задачей которой представлялась, выработка «путей и средств» для «борьбы за мир». По отношению ко времени, о котором у нас идет речь, это было – будущее, ибо постановление Исп. Ком., относительно обращения к социалистическим партиям и центральным профессиональным организациям «всего мира» по поводу созыва такой конференции, было сделано лишь 20-го мая. Была ли это только «утопия»? Отметим, что представитель русскаго дипломатическаго ведомства в Лондоне, К. Д. Набоков, был уверен, что осуществление этого проекта привело бы к компромиссному миру. Идея созыва стокгольмской конференции отнюдь не принадлежала большевикам, как предполагает, напр., проф. Перс (очевидно, и Милюков). Перс, бывший в то время в России и прикомандированный к английской военной миссии, утверждает, что он сам слышал агитацию большевиков на фронте за заключение мира в Стокгольме. Очевидно, английский историк не слишком глубоко проник в отношения социалистических партий: – подлинные большевики являлись, определенными противниками стокгольмской затеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Употребляя этот характерный и любопытный компромисс между 2 текстами, Иосиф не совсем выдумывает: он следует первоначальному смыслу своего текста в общем, но считает при этом необходимым модифицировать его по своему собственному соображению и применительно к персидским воззрениям, для коих было столь обычно в титуле персидского царя выражение μγας βασιλες (отсюда – Θες μγιστος). 423 Но спрашивается еще, есть ли очевидная настоятельнейшая нужда в таком или подобном компромиссе, за который высказываются и новейшие историки, и так ли трудно на самом деле допустить подлинность хотя бы и канонического текста указа, как это старается подвергнуть сомнению, напр., Stade? «Как Перс, он (т.е. Кир) – читаем у Stade – оставался, конечно, верен религии своих отцов, и не имел каких-либо особенных поводов думать о ней иначе, чем Перс». Нам кажется, однако, это возражение, по справедливости, мало уместным. В наш век, богатый смелыми гипотезами и опрометчивыми до вздорности увлечениями «критикой» всего, что не нравится предубежденному, а не непосредственному чувству, да будет позволено допустить (без того, конечно, чтобы это кого к чему обязывало), почему «указ Киров» подобно нынешним манифестам не мог быть составлен по поручению Кира одним из Евреев-министров и подписан Киром? Для язычника не должно ли было быть почти безусловно все равно, что бы и какому бы богу ни приписывалось читаемое в указе! Причем тут во всяком случае измена религии, и велика ли в самом деле беда издать или подписать такой указ язычнику! Это совсем не то ведь, что подписаться какому-нибудь Марку Ефесскому под Флорентийскими постановлениями. Если в государстве христианского Самодержца, не без Его, конечно, прямого ведома и узаконения, возможны, например, и вполне разумны особые формы присяги для еврея, магометанина и т.д., где присягающий ставит себя пред лицом Иеговы или Аллаха, кроме которых ему позволяется не знать ничего более, – то не вижу никакого препятствия допустить нечто подобное, в умнейшем из языческих Самодержцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010