Лекция выстроена в достаточно сложной диспозиции. Папа цитирует по академическому изданию Мануила II Палеолога, который беседовал с " ученым персом " , но записал беседу, " вероятно " , позднее. При этом не только личность Мануила оставляет некоторый простор для измышлений, но можно также предположить, как уже делают историки, что никакого Перса не было, то есть с самого начала мы имеем дело с литературным произведением, в котором фигура " Перса " так же абстрактна, как, к примеру, фигура " Философии " у Боэция. Иными словами, мусульманам можно было бы обидеться уже потому, что в качестве оппонента христианского эрудита используется не какой-либо известный мусульманский теолог, а некий безвестный перс, причем, скорее всего, литературная фикция. Фикция, которая, кстати говоря, в речи папы, остается безмолвной, – он цитирует гневную реплику Палеолога, но не цитирует никакого ответа (потому что воображаемый перс ничего не ответил, потому что Палеолог не записал ответ или потому что ответ записан, но опущен папой за ненадобностью?). Эта расстановка действующих лиц цитаты, ее внутренняя " сценография " , сама по себе носит достаточно взрывоопасный характер. Естественно, невозможно не понимать: эффект цитаты нельзя нейтрализовать тем, что это цитата. Создается впечатление, что папа использует технику " непристойной истины " , намекая: " Все мы знаем, кто такие мусульмане, но давайте скажем так, чтобы за нас это сказал кто-то другой " . То есть папа не может не понимать, что, например, использование нецензурного выражения в качестве цитаты не делает его " нормативным " . Более того, в такой игре скрывается определенная схема получения удовольствия, прикрытая алиби научного " употребления разума " . Вся аранжировка цитаты показывает, что ее использование подтверждается " практическими действиями " . " Перс " остается безмолвным, но мнение Палеолога подтвердилось фактами, Византия была захвачена. Если даже конкретные исторические причины падения Византии были намного сложнее, папская речь использует этот факт как элемент истории Палеолога, то есть как литературный прием. Он склоняет к выводу – " Дело не в моих интенциях или извинениях, дело в том, что случилось с Византией " . Истина цитаты дана исторически – и " Вы либо соглашаетесь с этой истиной, либо нет " .

http://religare.ru/2_32912.html

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Дарий Дарий (перс. «обладатель богатства»): 1) Д. Мидянин ( Дан. 5:31 ; Дан. 9:1 ), сын Ассуира (Ксеркса; Дан. 9:1 ), после смерти Валтасара и взятия Вавилона войском ⇒ Кира принял власть над царством халдеев. Он назначил в своем царстве 120 сатрапов (наместников), подчиненных трем князьям, одним из которых был Даниил ( Дан 6 и след.). По настоянию своих сановников Д. велел бросить Даниила в львиный ров ( Дан. 6 ). В первый год правления Д. (539 г. до Р.Х.) Даниилу было откровение о семидесяти седьминах и судьбе его народа ( Дан. 9:20–27 ). Согл. Иосифу Флавию (Иуд древн., 1,249), Даниил был переведен Д. в Мидию. То, что Д. Мидянин нигде, кроме Книги пр. Даниила, не упоминается, а клинописные источники того времени не упоминают никакого вавил. царя между Набонидом (и Валтасаром) и Киром, ставит под сомнение его историчность и заставляет считать ветхозаветные сведения о его царствовании результатом смешения традиций. С другой стороны, живое описание в Книге пр. Даниила обладает всеми характерными признаками историч. достоверности. Скудость дошедших до нас историч. сведений – не основание для того, чтобы их отвергать. Д. неоднократно пытались отождествить с упоминаемыми в вавил. текстах лицами, в частн. с Киром, который был связан с мидянами родств. узами и назывался «царем мидийцев». Известно, что ему было прибл. 62 года, когда он стал царем Вавилона. Согл. надписям, он назначил многих чиновников. Все док-ты датировались годами его правления. В таком случае, текст Дан. 6 следует переводить: «...в царствование Дария, то есть в царствование Кира Персидского» и понимать это как пояснение переписчика (сделанное для ясности текста), что одно и то же лицо носило два имени; 2) Д. I Великий (Гистасп) (522–486 гг. до Р.Х.) сменил на перс. престоле Камбиса, сына ⇒ Кира и восстановил мощь государства, предварит. одолев другого сына Кира (самозванца). Д. происходил из перс. цар. рода и был женат на одной из дочерей Кира. Их сын Ксеркс I (Ахашверош) стал его преемником.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Получив известие о вторжении персов, св. Юстиниан направил на Восток своего племянника Германа, отрядив ему вследствие недостатка сил (всё остальные войска были на Западе) только 300 кавалеристов, пообещав, правда, вскоре передать под его командование войско. Но дать обещание оказалось гораздо легче, чем его исполнить. Томимый вынужденным бездействием, не имея должного числа солдат, Герман терпеливо ждал помощи, не в силах противостоять персидскому войску, а Хосров тем временем подошёл уже к Антиохии. По пути он овладел городом Верои и, не получив ответа от антиохийцев о том, сколько они готовы заплатить ему за то, чтобы персы не штурмовали город, решил осадить столицу Сирии 275 . Осада Антиохии была очень тяжёлой для персов и стоила многих жизней, но всё же город был взят. Видимо, силы персидской армии были подорваны этими боями, поскольку Хосров внезапно сменил своё настроение, принял римских послов, долго препирался с ними, доказывая, что виновником этой войны является св. Юстиниан, однако, в конце концов, согласился заключить мир на определённых условиях. Но пока послы сносились с Константинополем и определяли суммы ежегодных выплат, не отличающийся щепетильностью в вопросах чести Хосров разграбил Селевкии, Апамеи и Халкиду. Когда перс был уже неподалеку от Эдессы, прибыли римские послы с предложением св. Юстиниана заключить мир на условиях выплаты тех сумм, которые установил Хосров; тот согласился. Готовясь к возвращению на родину, перс решил продать всех пленных антиохийцев, и тогда жители Эдессы проявили удивительную ревность по вере и собрали деньги на выкуп своих сограждан 276 . Но на обратном пути коварный Хосров решился-таки захватить столь ненавистную для него римскую крепость Дару, доставлявшую персам множество неприятностей, однако прямой штурм ничего не дал. Возмущённый тем, что во время перемирия Хосров продолжает боевые действия, св. Юстиниан заявил, что расторгает договор и не считает себя связанным его условиями. Встревоженный положением дел на сирийской границе, император поначалу вообще хотел прекратить Итальянскую кампанию. Как только пала Равенна, он немедленно отозвал Велизария с Запада и направил против персов 277 . Весной 541 г. император назначил его военачальником Востока; вместе с ним римские войска возглавил Валериан, боевой товарищ Велизария. Очевидно, византийцы сделали выводы из предыдущей кампании, поэтому готовились к войне тщательно и собирались начать первыми, чтобы вести войну на территории врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16 .1. Один македонец, имевший чрезмерно высокую прическу, роскошную шевелюру, а также густую бороду, устремился на перса; перс же, несмотря на страх, смекнул бросить дротик и щит, недостаточно защищавшие его от македонца 100 , и прежде чем тот успел пустить в ход свое оружие, бросился на него и, схватив за волосы и бороду, опрокинул солдата, который уже не мог сражаться, поволок его за волосы, как рыбу, и убил акинаком 101 , когда тот лежал уже на земле. 2. Это увидел другой перс, и другой, и еще другой; и вот все они посбрасывали свои щиты, все они хватают за волосы македонских солдат и преследуют их по равнине – словно некий сигнал был дан персидскому войску, хватая за волосы, побеждать македонян. Таким вот образом, в фалангах Александра остались только лысые. 3. Царь же Александр оказался в затруднительном положении, ведь он отступил перед безоружными персами, хотя до того низлагал вооруженных. С позором отступил тогда Александр в Киликию, где подвергся насмешкам со стороны эллинов, как побежденный в троеборье 102 .4. Но поскольку Ахеменидам было определено судьбой уступить трон Гераклидам 103 , то Александр, быстро осознав опасность, сам приказал трубачам дать сигнал к отступлению. Отступив как можно дальше и поставив войско на сильной позиции, он бросает на него цирюльников. Убежденные подарками царя, они бреют и стригут всех македонцев. Для Дария и персов дела после этого пошли не так, как они надеялись. Так как хватать македонцев было уже не за что, то им пришлось взяться за свое оружие в борьбе с куда более красивым противником. 17 .1. Таким образом, волосы не делают солдата ни страшным, ни пугающим, если только речь не идет о жутких масках и маленьких детях 104 , ибо мы видим, что солдаты – дабы навести на врагов ужас – надевают на себя шлемы ( κρνη), которые и по названию, и по делу есть не что иное, как медный череп ( κρανον). Если же скажут, что на шлемах крепят конские гривы, то те, кто носил шлем, разумеется, знают, как он выглядит, и значит – должны бы поучить тех, кто не знает: конский волос крепится рядами сзади – между войлочным подшлемником и самим шлемом. Поскольку выгнутая поверхность шлема гладка, то поистине сам Гефест не смог бы приделать волос к ней, так что поверхность шлема являет собой наиточнейший образ лысины и потому именно и представляется наиболее жутким из предметов, которыми себя окружает солдат. 2. В самом деле, и Ахиллес говорит, что троянцы воспряли духом не потому, что не видели его развевающейся гривы, но как он сам говорит 105 :

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Т Тарч. См. Щит. Татаур Татаур – ременной пояс с металлическими наконечниками, в роде употребляемых монахами и послушниками, иногда вышитый золотом и серебром. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской завещал (1389 г.) сыну своему «князю Ивану пояс золот татаур» 843 . У Монголов татуур означает вообще затяжку, пояс. Может быть это название имеет отношение и к Перс. татуре путы для лошадей, как заметил П. И. Лерх. Как Лат. compedes означало не только путы, но и украшение, которое женщины носили на ногах: так и могло. кроме первого значения, иметь и другое, относившееся к одежде. Тафта Тафта – известная шелковая ткань. По названию, образовавшемуся из Перс. тафтэ, можно заключать, что первоначальный вывоз ее к нам был из Персии. По описям известны тафты: Бурская, Вавилонская («ферези тафта Вавилонская»), Виницейская, Шамохейская, Китайская, Немецкая, гунгулинная (у кафтана «подпушка тафта гунгулинная») клеенка, такатцская («подкладка тафта зеленая такатцская»). В торговой книге означены «имена тафтам: Шамская тафта не леняет, широта ей вершков, тонконита, без покромок; (купят по) ; а черчатая ино дороже . Бурская толстонита, как узор на ней, ширина вершков, покромок нет; длина тем тафтам (Диз: не одна; Зап: длина тем тафтам, каков косяк мерою выдет) косяк всяко, меря купят аршин (Зап: купят аршин по 3 алтына с деньгою, по 4 и по 5 алтын). Тафта Виницейская (Зап: Виницейская, Диз: виницейка), широта ее полтора аршина, леняет, а иная не леняет; купят по ; а длина всякой тафте аршин, и боле и мене бывает; а добрая знати по краске, коя не леняет, покромки хороши (Диз: широки) у тое тафты. Тафта китайка хуже всех, широта поларшина с покромью; купят аршин . Тафта клеенка (Диз: клеянка), одна сторона клеена (Зап: а другая нет), ширина поларшина; купят аршин » 844 . По описям – из тафты шились опашни, ферези, телогреи, роспашницы, кортли, шубы, шапки, чулки, бумажники, зголовья, одеяла, завесы у постелей, каймы у телогрей и одеял; на тафте вышивались кружива; тафту употребляли на подкладку, подпушку и подбивку платен, кафтанов, терликов, зипунов, чюг, подлатников, штанов, роспашниц, телогрей, шубок, одеял, на подольники и подкладку летников 845 ; из тафты делались знамена 846 . Тафья

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Урок — здесь: «срочная задача рабочим» (В. И. Даль). И только сжать, а не скосить, кошение тогда не допускалось И только сжать, а не скосить, кошение тогда не допускалось Перед крестьянином, державшим наказываемого, была поставлена садовая лестница, за которую он мог держаться руками. Перед крестьянином, державшим наказываемого, была поставлена садовая лестница, за которую он мог держаться руками. О сыне этом, по фамилии Кичигин, Кабештов подробнее пишет дальше. О сыне этом, по фамилии Кичигин, Кабештов подробнее пишет дальше. Аршин — мера длины, равная 0,71 метра. Аршин — мера длины, равная 0,71 метра. Варистая печь — печь для варки (русская), в отличие от голландской, используемой для обогрева. Варистая печь — печь для варки (русская), в отличие от голландской, используемой для обогрева. Перовский Василий Алексеевич (1795–1857), граф — генерал-лейтенант; генерал-губернатор Оренбургской губернии (1833–1842; 1851–1856). Перовский Василий Алексеевич (1795–1857), граф — генерал-лейтенант; генерал-губернатор Оренбургской губернии (1833–1842; 1851–1856). Грифельная доска из аспида — горной породы. Грифельная доска из аспида — горной породы. «Житие Алексея, человека Божьего» — переведенный с греческого агиографический памятник, получивший распространение в древнерусской книжности с XII b. Житие посвящено христианскому подвижнику Алексею, жившему в конце IV — начале V b. В XIX — начале ХХ в. многократно издавались популярные обработки и пересказы жития. «Житие Алексея, человека Божьего» — переведенный с греческого агиографический памятник, получивший распространение в древнерусской книжности с XII b. Житие посвящено христианскому подвижнику Алексею, жившему в конце IV — начале V b. В XIX — начале ХХ в. многократно издавались популярные обработки и пересказы жития. Выявить издание этой книги на церковнославянском языке нам не удалось-Возможно, речь идет о следующем издании: История Иосифа: Для детей/Перс фр. С. Селивановского. М., 1832. Выявить издание этой книги на церковнославянском языке нам не удалось-Возможно, речь идет о следующем издании: История Иосифа: Для детей/Перс фр. С. Селивановского. М., 1832.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Александра. 4 Из-за этого со всех сторон возникли длительные и частые войны, ужасающее уничтожение и потоки множества крови. Так, маг 5 в хитрости своей поднялся вновь и напал на ромейские войска в Армении, полагая уничтожить и погубить их. Когда он не смог этого сделать, он повернул и отправился в ромейскую Армению, надеясь осадить и захватить Кесарию Каппадокийскую. Но войска окружили его, удержали и перед Каппадокией напали на него, совершенно лишили его славы, и он повернулся посрамленный. Если бы военачальники были согласны друг с другом, он не вернулся бы и живым. Император ромейский вновь обогатил Армению подарками, дарами и войском, так что опять вся Персидская Армения отдалась, была осаждена и взята ромеями. Много раз они торжествовали, побеждали и попирали другие народы, которые они присоединяли. Но затем дурным управлением начальников или потому, что они многократно прогневляли Бога, когда их было числом не менее 100 000, все это ромейское войско испугалось и бежало посрамленное, теряя оружие и коней от одного презренного марзбана, с которым было едва 30 000 [войска]. После этого выдвинулся и усилился перс, взял и захватил всю Армению. Но вся страна потребовала, чтобы он дал слово, и он дал его им. 6 Возвратились и подчинились ему все [жители] области, за исключением тех, что находились в Константинополе за 7 лет до этого, восстали против него и боролись с ним. После этого вновь были посланы знатные послы от обоих государств, чтобы выяснить события, происшедшие между обоими государствами, а также договориться относительно мира. Так это и было. Больше года они заседали, 7 говорили, рассуждали, рядили друг с другом и ничего не решили. Сначала перс требовал, чтобы ему было дано золото, и тогда он заключит мир. Против этого император ромейский мужественно восстал, говоря: «Он требует от нас золота, как будто от тех, кто боится и подчинился ему. Но пусть он знает, что до сих пор он не получил ни одной драхмы от нас и, пока мы живы, не получит. Если он не будет действовать с честью, достойной обоих государств, мы не заключим с ним мира».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

107 Ходжа (перс. «господин, хозяин») — почетный титул духовных лиц в исламе и вообще влиятельных людей. Ходжами также называются представители исмаилитской секты низаритов, возникшей в XI веке; после 1256 года ходжа остались только на северо-западе Индии, в 70-е годы ХХ века их насчитывалось около 20 миллионов. Большинство ходжей являются последователями имама Агана-хана, бывшего мультимиллионером, и почитают его как бога. 108 Дервиш (перс. «нищий, бедняк») — мусульманский странствующий монах, суфий (приверженец мистического направления в исламе). Дервиши перебирают четки, занимаются размышлениями о Боге, дыхательными упражнениями, музыкой и танцами и прочими ритуальными шумными радениями. «Набожность суфиев весьма часто предполагает только любовь к Богу в ущерб остальным Его созданиям. Дружба, семья, дом, пища и даже красоты природы оставляют суфия равнодушным, ибо они вступают в противоречие с идеалом полного самоотречения ( факр , главное достоинство факира)» ( Элиаде М., Кулиано И . Словарь религий. С. 188). Исламские ортодоксы «предают анафеме суфиев за пантеизм, вольномыслие, антиномизм, пренебрежение к молитве, посту и паломничеству. При некоторых режимах их изгоняли и преследовали. Нищенствующих суфиев часто принимали за шарлатанов или еретиков. Великий суфий… ал-Халладж… прославился тем, что хвалил иблиса (имя сатаны в Коране)… Халладж известен также дерзким определением своего экстатического слияния с Богом: Ана-л-Хакк — я есмь Истина (­ Бог)» (Там же. С. 189—190). Имеются ордена весьма эксцентричных дервишей. Так, крутящиеся дервиши, последователи поэта-суфия Джалал ад-дина Руми, через ритуальные головокружительные вращения добиваются определенного состояния психики. Бывают еще вопящие дервиши. 109 Кречет — хищная птица семейства соколиных. 110 Свами — человек, способный полностью контролировать свои чувства, а также тот, кто дал обет отречения. 111 Аллах акбар (араб. «Велик Аллах» или «Аллах превыше всего») — восклицание, которое произносят мусульмане перед началом молитвы и в других житейских случаях.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3742...

Сопатр же: „Что мне сказать, когда перс говорит такие вещи? Если ты хочешь узнать правду, ты имеешь здесь обоих царей. Рассмотри каждого из них и ты увидишь, кто из них более блистателен и могущественен " . Царь, удивившись этим словам, сказал: " Как же я имею здесь обоих царей? " . Сопатр ответил: " Ты имеешь монеты обоих — от одного номисму, от другого — драхму, то есть миллиарисий. Посмотри на изображение каждого и ты узнаешь правду Царь, похвалив и одобрив (предложение), велел доставить обе монеты. Номисма была из чистого золота, блестящая и хорошей чеканки. Дело в том, что туда доставляют монеты лучшего образца. Миллиарисий же был серебряной монетой, и этого достаточно, чтобы его невозможно было бы сравнивать с золотой. Царь, покрутив обе монеты, их изучил и, похвалив номисму, сказал: " В самом деле, ромеи блистательны, могущественны и мудры. Он приказал оказать большой почет Сопатру и, посадив его на спину слона, приказал возить по городу в сопровождении барабанов, с большим почетом. Это нам рассказал Сопатр и его спутники с Адулиса, прибывшие на остров. Они также говорили, что перс от всего случившегося был очень унижен».    Кроме историко-географического и бытового значения, труд Космы имеет и крупное художественное значение благодаря многочисленным рисункам (миниатюрам), которыми был украшен его текст; может быть, некоторые рисунки были исполнены самим автором. Рукописный оригинал VI века до нас не дошел; но сохранившиеся позднейшие рукописи «Христианской топографии» содержат копии первоначальных миниатюр и поэтому являются ценным источником для раннего византийского, специально александрийского искусства. «Миниатюры рукописи Космы, — говорит Н. П. Кондаков, — характеризуют византийское искусство в эпоху Юстиниана лучше, чем всякий другой памятник этого периода, за исключением некоторых мозаик Равенны».    Сочинение Космы впоследствии было переведено на славянский язык и пользовалось большим распространением. Существует много русских списков «Христианской топографии» с приложением портрета самого Космы Индикоплова.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Ездра Ездра [евр. Эзра; арам. «(Бог есть) помощь» или кр. ф-ма от евр. имени Азария, «Яхве помог» ]: 1) израильтянин из колена Иуды ( 1Пар. 4:17 ); 2) священник, вернувшийся из вавилон. плена вместе с Зоровавелем ( Неем. 12:1 ). Его потомки, жившие во времена первосвященника ⇒ Иоакима , названы в Неем. 12 «домом Ездры». Вероятно, потомком этого Е. был и Ездра, упомянутый в Неем. 12:33 , где говорится об освящении стены; 3) священник, происходивший через Садока от Елеазара, сына Аарона ( 1Езд. 7:1–5 ), книжник, «сведущий в законе Моисея». Тот факт, что Е. был официально послан царем в Иерусалим, возможно, свидетельствует о том, что он занимал определ. пост (наподобие секретаря по делам иудеев) при перс. дворе. Как книжник, Е. должен был изучать Закон, и это позволяло ему приобретать обширные познания в области Закона Моисея. Вместе с Е. из Вавилона вернулось на родину большинство находившихся в плену израильтян. Библия говорит, что среди них были священники, левиты, певцы, привратники и нефинеи. Это произошло на седьмой год царствования перс. царя Артаксеркса (Артаксеркс I Лонгиман, 464–424 гг. до Р.Х.). Е. был направлен царем и семью его советниками в Иерусалим для оценки религ. обстановки в Иудее. До царя доходили слухи о том, что иудеи пренебрегают своими религ. обязанностями и что им грозит ассимиляция с соседними племенами, поскольку они постоянно заключают браки с дочерьми хананеев, хеттов, филистимлян, иевусеев, аммонитян и др. племен. Избранный народ был на грани исчезновения. Царю важно было привлечь иудеев на сторону Персии и укрепить таким образом власть в завоеванных им странах, в частности в Египте: несмотря на то, что Персия завоевала Египет, ее власть там была неустойчивой. Е. были выданы серебро и золото, которые царь и его советники принесли в дар Богу Израилеву – на украшение Иерусалимского храма. кроме того, Е. было дано право не только собирать приношения народа и священников, но и объявить сбор серебра и золота по всей Вавилонии. На эти средства должны были приобретаться жертв. волы, овны, агнцы, а также хлебные приношения и возлияния для них. Е. вез с собой и сосуды для храма (ср. 1Езд. 8:25 ). Все, что было необходимо для службы в храме, Е. мог востребовать из цар. сокровищницы. Особое указание было дано хранителям сокровищ «за рекой», т.е. за Евфратом. (Территория «за рекой» – это часть Персидского царства, включавшая Сирию и Палестину с Иудеей, и простиравшаяся вплоть до Египта и Кипра.) Хранители сокровищ должны были исполнять все указания Е., щедро, хотя и в определ. пределах, выдавая ему все им востребованное ( 1Езд. 7:21–23 ). Священники, левиты, певцы, привратники, нефинеи Иерусалимского храма и служащие при нем освобождались от всех податей. Е. получил от царя полномочия назначать судей и правителей над всеми иудеями в землях, лежавших «за рекой», т.е. прежде всего в самой Иудее.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010