Между тем, обвинение христиан в плагиате (или аргумент Фрэзера), легко оборачивается против самих обвинителей. Если один геометр доказал теорему позже другого, это не значит, что он украл у того доказательство. Истина одна и она может открыться всякому человеку, будь он еврей, грек или перс. Почему бы не предположить, что мудрецы разных народов прозревали главное событие человеческой истории задолго до того, как оно свершилось в Палестине? Апологет первого века Иустин Философ не со смущением, а наоборот, с радостным удивлением замечал, что многие древние языческие философы, жившие задолго до Рождества Христова, самостоятельно приходили к христианским истинам в самых разных вопросах. Вот только трое из них – Гераклит, Сократ и Платон. Коренной житель Эфеса, Гераклит был базилевсом (царем) и обладал жреческим саном при храме Артемиды Эфесской. Основным предметом его сочинений были «Огонь» (то есть Нетварный Свет) и «Логос» (Слово). Кстати, именно Гераклит впервые ввел этот термин для обозначения Божественного Начала мира. Много позже, проповедуя Евангелие среди жителей Эфеса, апостол и евангелист Иоанн Богослов воспользовался именно этим гераклитовым учением: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин.1:1 ). А вот как это шестьсот лет назад звучало у Гераклита: «Логос существует вечно. На веки оно царь всего сущего. Век – дитя играющее, кости бросающее, дитя на престоле». Снова Евангелие от Иоанна: «Был Свет Истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин.1:9 ). Словно в антифонном пении, когда два хора в церкви поют попеременно, откликается из глубины веков Гераклит: «Видел я в людях разные души. И более всех прочих меня пленила сухая, сияющая, огненная душа – душа мудрейшая и наилучшая. Этот огонь, зажигающий прекрасные души, есть начало мира, он был, есть и будет». Апостол Иоанн: «В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал» ( Ин.1:10 ). Гераклит: «Этот вот Логос, сущий вечно, люди не понимают и прежде, чем выслушать, и выслушав однажды. Они не осознают того, что делают наяву, подобно тому, как этого не помнит спящий».

http://azbyka.ru/semya/muzhskaja-filosof...

Ниневеяне даже в Евангелии выступают символом смирения и покаяния. В 11 главе Евангелия от Луки встречаем слова Спасителя: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы» (Лк. 11:32). Но что же пророк Иона? Оказывается, он был разочарован, что город не погиб. В ответ на его сомнения Господь послал чудо. Иона поселился недалеко от Ниневеи в шалаше и жил там до самой смерти. Однажды, буквально за ночь над шалашом выросло растение (дерево), в листве которого можно было спасаться от изнурительного зноя. Но в следующий же день растение засохло, потому что черви подточили его корень. Иона негодовал. Ведь теперь солнце палило нещадно,  и укрыться от него было негде. И тогда он услышал от Господа: «ты сожалеешь о растении, которое ты не растил, за которым не ухаживал, не удобрял, которое выросло за одну ночь. И как же мне не пожалеть великий город, в котором живет более 120 тысяч человек?!» Как минимум двести лет после описываемых событий город жил. Он был разрушен лишь в ходе войны в 610 г.до н.э. Исследователи спорят о времени жизни пророка Ионы. Некоторые из них утверждают, что он жил в начале IX в до н.э. и был учеником пророка Елисея, кто-то находит доказательства тому, что он был преемником и Илии и Елисея. День памяти пророка Ионы Церковь чтит 5 октября. Мученик Иона перс Другим святым Ионой был один из одиннадцати персидских мучеников. Неизвестен год его рождения и возраст, когда он принял мученический венец, но в его житии сказано, что он был селянином. Вместе с другом Варахисием его взяли с поличным, когда он навещал христиан, заключенных в тюрьме. Дальше последовали чудовищные пытки святого Ионы, которым за несколько дней до этого подвергались уже девять христиан. С Ионы заживо сдирали кожу, отрезали язык, отрубили пальцы, пытались варить в горячей смоле. Но, как говорит житие, он чудесным образом оставался невредим. Последней пыткой стало распиливание. Он стойко принял мучения и не отрекся от Христа. День памяти мученика Ионы церковь вспоминает 10 апреля.

http://foma.ru/znachenie-imeni-iona.html

Он совершит «над ними великое мщение наказаниями яростными», чтобы они не радовались горю Израиля (Иез 25. 15-17). За презрение Тира к Иерусалиму его также ожидает опустошение. Господь ополчится на него и поднимет против него «многие народы, как море поднимает волны свои». Они разобьют стены города, разрушат крепостные башни и сделают его «голою скалою» (Иез 26. 1-6). Вавилонский царь Навуходоносор придет «с конями и с колесницами» и устроит осаду по всем правилам воинского искусства. Разрушив стены и башни стенобитными машинами, он войдет в город, где его конница «копытами коней своих» истопчет улицы, а воины разрушат «красивые домы», уничтожат деревья и даже оставшийся прах (  ; в синодальном переводе - «землю») бросят в воду (Иез 26. 7-12). Унижение Тира будет столь великим, что ему ужаснутся «все князья моря» и содрогнутся острова. Его будут искать, «но уже не найдут... вовеки», потому что Бог низведет его в могилу и поместит «в преисподних земли, в пустынях вечных» за то, что он превозносился над Иерусалимом и радовался его несчастью (Иез 26. 15-20). Видение прор. Иезекииля. Миниатюра из Гомилий Григория Назианзина. 880-883 гг. (Paris. gr. 510. Fol. 438v) Видение прор. Иезекииля. Миниатюра из Гомилий Григория Назианзина. 880-883 гг. (Paris. gr. 510. Fol. 438v) По «слову Господню» Иезекииль «поднимает» «плач о Тире», в к-ром он обличает гордость этого богатейшего города и возвещает ему печальную участь. Он описывает роскошь города, ведущего торговлю со мн. народами и говорящего о себе: «Я совершенство красоты!» (Иез 27. 1-3). Пророк сравнивает его с кораблем, борта к-рого (  ; в синодальном переводе - «помосты») отстроены из «Сенирских кипарисов», ливанских кедров и «дубов Васанских», в качестве флагов используются «узорчатые полотна из Египта», а гребцами работают «жители Сидона и Арвада». В войске Тира множество иноплеменников: «Перс и Лидиянин и Ливиец...» - они дают ему ощущение непобедимости (Иез 27. 5-10). Бесчисленные народы вели с ним торговлю, в т. ч. жители «Иудеи и земли Израилевой», и эта торговля стала основой его богатства. Однако этому благополучию настает конец за грехи Тира, к-рый злорадствовал по поводу судьбы Иерусалима: «Гребцы твои завели тебя в большие воды; восточный ветер разбил тебя среди морей». Иезекииль изображает масштабность грядущей катастрофы Тира: «От вопля кормчих твоих содрогнутся окрестности... зарыдают о тебе громким голосом, и горько застенают...» Тир навсегда станет «ужасом» для всех народов, а его былое могущество уже никогда не возродится (Иез 27. 17-35).

http://pravenc.ru/text/293579.html

Рейтинг: 9.9 Голосов: 1041 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Михаил 13 июня 2019, 18:37 Спаси Господи за статью, владыко Григорий))) Вспомнилось мне о том как Господь красиво говорит: " Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. " (Евангелие от Луки 6-35,36) рБ Марина 12 июня 2019, 23:16 СПАСИ ГОСПОДИ ВЛАДЫКА ГРИГОРИЙ ЗА СТАТЬЮ!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В СЛУЖЕНИИ И В ТРУДАХ!!!ПРОСТИ нас ГОСПОДИ и ПОМИЛУЙ!!! евгений 12 июня 2019, 23:10 Как красиво!!! Господи,благослови возлюбить Тебя и просветиться Светом Твоим++++++++++++++ Алексей 12 июня 2019, 17:45 Благодарю вас! Максим М. 11 июня 2019, 13:36 Спаси Господи! Страшен для врагов воин, который идет в бой без ненависти и вражды, а просто потому что должен защитить слабых и безоружных. Такой воин имеет уважение даже у заклятых врагов. Помню историю времен ВОВ, когда один солдат в течение двух дней останавливал танки. Немцы с почестями его похоронили, как героя, хотя он большой урон им принес. Р.Б. МАРИНА 11 июня 2019, 11:39 ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ ! ПОМИЛУЙ НАС ГРЕШНЫХ ! Мария 11 июня 2019, 09:30 А если бы тот перс не в равном бою убивал противников, а подло, из за спины втыкал бы им нож в печень? Или действовал бы против одного в стае из восьмерых человек? Храбрость, мужество, благородство всегда ценились, в истории есть и другие примеры. Но теперь это так редко встречается. И как показывает реальность - храбрые и благородные гибнут быстро. И тут не забыть нашего святого- «кто к нам с мечем придёт - тот от меча и погибнет!» р.Б. Сергий 11 июня 2019, 08:44 Тяжело и трудно преодолеть свою " самость " ,тем более,зачастую мы путаем смирение с самоуничижением,а это-совершенно разные понятия. Но дай Бог,хотя бы к концу жизненного пути приобрести мужество смиренного сердца. Давид Пономарь 11 июня 2019, 08:42 Господь дал нам оружие, единственно полезное и нужное нам на нашем поле брани. Но мы зарыли его в землю и выходим на это поле с голыми руками, надеясь в этой битве победить. Оружие это - любовь. Лишь единицы не выпускают его из рук и остаются победителями и в этом мире, и в горнем. " Страшную " силу этого оружия знает враг человеческий и делает всё, чтобы нас обезоружить. Дай Бог нам мудрости и стойкости во владении этим удивительным и универсальным средством - любви друг к другу, тотальный дефицит в котором и есть начало всех наших бед...

http://pravoslavie.ru/121730.html

Тогда подошел один евнух, перс по происхождению и по вере, и начал рассказывать начальнику евнухов об их добродетели, выставляя ее как бы некое злодеяние и сопровождая свой рассказ клеветами и оскорблениями. Он говорил о кроткой и чистой жизни Домны и Индиса, о воздержании от пищи и о том, что они раздают приносимую им пищу убогим христианам, противникам царя. — Если хочешь узнать истину, — сказал он в заключение, — то открой их хранилища, и ты увидишь, что мои слова неложны. Тогда начальник евнухов, бывший в то же время и управляющим царским дворцом, взяв ключи, пошел осматривать их жилища и хранилища; открыв их, он ничего не нашел, кроме честного креста, книги Нового Завета, двух тростниковых подстилок лежавших на земле, глиняной кадильницы, свечи и небольшого деревянного сосуда с Пречистыми Тайнами — Но где же золото, — спросил он их тогда, — где драгоценные одежды и прочие дорогие вещи и украшения? Не получив ответа, он снова подверг Домну и Индиса мучениям, но безуспешно. Тогда он велел отвести их в другое место и держать в заточении, пока он не скажет о них царю. Когда святую деву выводили из ее жилища для заключения, она тайно взяла книгу Новозаветных Писаний и скрыла ее в своей одежде: книга была мала и ее легко было спрятать; а Индис взял таким же образом небольшой сосудец с Божественными Тайнами. Их обоих заперли и долгое время морили голодом и жаждой: так решил их неправедный мучитель, чтобы питавшие голодных сами умерли голодной смертью. От долгого пребывания без пищи юная дева впала в телесную болезнь; но Пекущийся о птицах и о зверях, Отверзающий руку Свою и Насыщающий всякое животное по благоволению (Пс.144:16), Бог-Промыслитель не презрел Своих рабов, ослабевших от долгого голода: в одну ночь Он послал им Ангелов Своих, которые осияли их во тьме небесным светом, предложили им чудную трапезу — небесную пищу и необычайное питие, и удалились. Домна же и Индис укрепились, вкусив предложенного им, и забыли пережитые злострадания. Утешенные явлением Ангелов и насыщенные ангельской пищей, они просветились лицами и, как бы сидя в чертогах радости, запели «Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои… Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной» (Псал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Что же мы обещаем здесь? Отпущение грехов и очищение " банею возрождения " (Тит.3:5). Но и крещение доставляет больше благ в будущем; и Павел говорит: " ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе " (Кол.3:3). Если же оно и здесь доставляет блага, как и действительно доставляет, то это особенно и чудно, что людей, совершивших бесчисленное множество грехов, каких никто другой не совершал, апостолы могли убедить, что все их нечистоты омоются, и они уже не будут давать никакого отчета в грехах своих. Подлинно, это особенно и удивительно, что люди грубые убедились принять такую веру, питать благие надежды в будущем, свергнуть прежнее бремя грехов с великим усердием и немедленно приступить к подвигам добродетели, не прилепляться ни к чему чувственному, сделаться выше всего плотского и принять дары духовные, – что перс и сармат, мавр и индиец познали чистоту души, силу и неизреченное человеколюбие Божие, любомудрие веры, наитие Святого Духа, учение о воскресении тел и жизни вечной. О всем этом и многом другом подобном рыбари научили любомудрствовать племена варварские, просветив их таинством крещения. Будем же тщательно сохранять все это и говорить им (язычиикам), а вместе доказывать им это и собственной жизнью, чтобы нам и самим спастись и их обратить к прославлению Бога, Которому слава во веки. Аминь. Эта фраза отмечена как цитата, но откуда она взята, – неясно – и.И. Гр. " προσεθηκεν "="" – и.И. В рус.пер. " проницает " – и.И. Гр . " εγω εδωκα αυτοις προσταγματα " . В синод.пер. " попустил им учреждения... " (т.е. ошибочно понимая под этим языческие обычаи) – и.И. 8. БЕСЕДА ВОСЬМАЯ   Может быть плотским и тот, кто совершает знамения. – Никогда не нужно отчаиваться в спасении.   " И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не [твердою] пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские " (1Кор.3:1-3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1097...

Что же мы обещаем здесь? Отпущение грехов и очищение « банею возрождения » (Тит. 3:5). Но и крещение доставляет больше благ в будущем; и Павел говорит: « ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе » (Кол. 3:3). Если же оно и здесь доставляет блага, как и действительно доставляет, то это особенно и чудно, что людей, совершивших бесчисленное множество грехов, каких никто другой не совершал, апостолы могли убедить, что все их нечистоты омоются, и они уже не будут давать никакого отчета в грехах своих. Подлинно, это особенно и удивительно, что люди грубые убедились принять такую веру, питать благие надежды в будущем, свергнуть прежнее бремя грехов с великим усердием и немедленно приступить к подвигам добродетели, не прилепляться ни к чему чувственному, сделаться выше всего плотского и принять дары духовные, — что перс и сармат, мавр и индиец познали чистоту души, силу и неизреченное человеколюбие Божие, любомудрие веры, наитие Святого Духа, учение о воскресении тел и жизни вечной. О всем этом и многом другом подобном рыбари научили любомудрствовать племена варварские, просветив их таинством крещения. Будем же тщательно сохранять все это и говорить им (язычникам), а вместе доказывать им это и собственной жизнью, чтобы нам и самим спастись и их обратить к прославлению Бога, Которому слава во веки. Аминь. БЕСЕДА 8 «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не [твердою] пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские » (1 Кор. 3:1–3).   Может быть плотским и тот, кто совершает знамения. — Никогда не нужно отчаиваться в спасении.   1. Обличив внешнюю (языческую) мудрость и низложив всю происходящую от нее гордость, апостол переходит к другому предмету. Они (коринфяне) могли сказать: если бы мы проповедовали учение Платона, или Пифагора, или другого какого–либо философа, то ты справедливо мог бы так много говорить против нас; если же мы проповедуем о предметах духовных, то для чего ты опровергаешь внешнюю мудрость? Как он на это отвечает — послушай: « И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Я сам в качестве рядового всадника, как один из вас, буду воевать вместе с вами». Ибо его знатные постоянно спорили с ним, говоря: «Будем ли мы жить, умрем ли, дурную славу получит из-за нас Персия. Ни один из персидских царей никогда не делал того, что сделал ты, – завел нас, чтобы мы умерли в этих горах». От одного из них узнали ромеи, что говорилось между ними. Вновь повернули персы, направились в другую сторону, чтобы бежать в какой-нибудь город. Они направились против Мелитены, где, если бы не зависть и ссоры ромейских глав друг с другом, они уничтожили бы его и все его войско, примирившись друг с другом, сговорившись друг с другом, разделившись и окружив его. Персы стали наступать на Юстиниана патрикия, сына Германа. Юстиниан же испугался и бежал от них, а товарищи не пришли помочь ему. Когда это увидали сам [царь] и его войско, они уверились и укрепились, пошли к Мелитене и подожгли ее. Глава 9. О сожжении Мелитены и о прочем, что случилось после того Когда перс вошел в город Мелитену, он тотчас приказал, чтобы всю ее сожгли огнем. Затем он вышел, чтобы перейти Евфрат, и направился в свою землю. Ромейские же полководцы послали ему [сказать] следующее: «То, что ты сделал, пришел и сжег город, не царское это дело, как и произвести опустошение и повернуть. И для нас, которые только рабы царя, было бы весьма мерзким, если бы мы сделали то, что ты сделал; тем паче тебе, потому что ты не только царь, но мнишь себя и царем царей. Ибо не пристало царю подобным образом приходить шайками, чтобы грабить и обращаться в бегство, разводить огонь и сжигать. Царю подобает мощно, уверенно, царственно стать открыто в бою, и если победит, то как царю и прославиться, а не как вору прийти, причинить вред, обворовать и бежать. Теперь приготовься, чтобы нам стать в бою друг против друга публично, чтобы и другим было явно и известно, чья победа и чье поражение». Когда он это услыхал, он приказал быть бою на следующий день, на Кампо, 35 с восточной стороны города, в отдалении от него.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Язычники почитали именно за богов создания, находящиеся или на небе, или на земле. На небе, как известно, находятся солнце, месяц и звезды. И вот персы, ассириане и другие народы, населявшие Азию, признавали эти небесные тела божествами и поклонялись им. Утром, когда солнце восходило во всем своем блеске, перс обращал взор свой к нему, падал на землю и молился ему. Он считал солнце божеством в высшей степени благодетельным для себя, так как замечал, что оно освещает, согревает, оживляет все на земле. – Из творений, находящихся на земле, самое важное есть человек. И вот язычники сделали предметом богопочтения человека. Древние греки и римляне думали, что герои их по смерти делались богами, которым должно было воздавать божеские почести. Об этом идолослужении упоминается, между прочим, в книге Деяний апостольских. По свидетельству ее однажды апостол Павел и Варнава пришли в Листру и там исцелили хромого. Язычники, увидев это чудо, стали кричать: боги в образе человеческом сошли к нам. Они сочли Павла Меркурием, а Варнаву – Юпитером и вознамерились даже принести им жертву. Тогда апостол Павел стал среди народа и громко сказал: «мужи! Что вы это делаете? И мы подобные вам человеки и благовествуем вам, чтобы обратились от сих ложных к Богу живому, который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них». Но язычники, пораженные чудом исцеления хромого, так твердо верили, что Павел и Варнава были богами, что апостолы только с большим трудом могли отклонить от себя божеские почести, которыми они хотели почтить их. Царь и псалмопевец Давид в 25-м псалме взывает «скажите народам: Господь царствует; потому тверда вселенная, не поколеблется». Во время Давида все народы, за исключением евреев, были язычниками и не знали, что Господь царствует. Но с тех пор на земле изменилось многое. Перед вознесением на небо Господь повелел ученикам своим: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». Ученики исполнили это повеление Господа своего и проповедь о едином истинном Боге пронесли по всей земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Эвбулид вздрогнул, увидев, что вместо одной такой корзины с кусками руды наверх вытащили мертвое тело. У дальней штольни началось какое-то движение. Прищурившись, чтобы лучше видеть, Эвбулид различил выползшего из-под земли раба, к которому бежали надсмотрщики. Что стало дальше с несчастным, он так и не узнал. Протасий, проведя его по узкой тропинке между острых глыб, остановился у небольшого домика на самом краю обрыва. Дверь открылась. Из домика, потягиваясь со сна, вышел неприветливый перс с черной неряшливой бородой. — Еще одного привел? — зевая, спросил он. — Да, Эвдем велел мне сдать его тебе в аренду! — подтолкнул грека вперед Протасий. Перс подошел к Эвбулиду, вяло потрогал его руки, потрепал за шею и снова зевнул: — За такого дам в день полобола! — Полобола?! — возмутился евнух. — Да он же проживет у тебя не больше полумесяца. Что мне, прикажешь нести своему господину жалкую драхму?! — Полдрахмы, — возразил перс, заглядывая в рот Эвбулиду. — Он не протянет у меня и недели! — Тем более! Уж лучше бы я убил его по дороге, чем тащиться сюда!.. — Ну, хорошо! — махнул рукой перс и протянул Протасию родосскую драхму. — Больше разговоров… Деньги можешь взять вперед. Эвбулид взглянул на перса, на Протасия, потом на мелкую серебряную монету, в которую только что оценили его жизнь и вздрогнул, услышав вежливый отказ евнуха. — Оставь эту драхму себе! — предложил Протасий персу. — Пусть кузнец, который будет заковывать этого Афинея, поставит ему на лоб клеймо. — А это еще зачем? — удивился перс. — С клеймом ему подыхать под землей или без — какая разница? — Он — беглый раб, и таков приказ моего господина! — убежденно ответил Протасий. Перс недоуменно хмыкнул и повел Эвбулида к домику с дымящейся трубой. Евнух засеменил следом за ними. В кузнице знакомо гудел горн, обнаженные рабы выковывали на наковальне грубые, тяжелые оковы. Перс что-то сказал на ухо кузнецу. Тот удивленно оглянулся на Протасия, на Эвбулида. Затем взял из кучи готовых оков колодки, соединенные цепью так, что в них можно идти только шагом, и закрепил их на ногах Эвбулида. Потом сковал его руки наручниками. И наконец, приступил к тому, чего больше всего боялся грек. Кузнец, отчаянно ругаясь, достал со дна корзины с железным хламом толстую пластинку, захватил ее клещами и, сунув в огонь горна, стал дожидаться, когда она как следует раскалится.

http://azbyka.ru/fiction/kolesnica-gelio...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010