расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЗИРИАН И ЕПИМАХ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 1 , С. 337 опубликовано: 16 апреля 2008г. АЗИРИАН И ЕПИМАХ [Ираклий], мученики Египетские (пам. копт. 31 окт.). Время жизни неизвестно; возможно, их следует отождествлять со святыми Епимахом Новым Александрийским и Гордианом Римским , память к-рых по Римскому мартирологу совершается 10 мая. Рубрики: Святые Коптской Церкви Ключевые слова: Мученики Коптской Церкви Святые Коптской Церкви Азириан и Елимах, мученики Египетские (пам. копт. 31 окт.) См.также: АВСАНИЙ, ФИЛИМОН и ЛУКИЯ мч. (пам. копт. 19 февр.) АГАФОН мч. Александрийский (пам. зап. 7 дек.; копт. 17 дек.) АНАТОЛИЙ ПЕРС († ок. 303), мч. (пам. копт. 5 или 4 янв.) АНУВИЙ (III в.), мч. Александрийский (пам. копт. 18 июля) АПАТЕР (нач. IV в.), коптский мученик (пам. копт. 25 сент.) АСКАЛОН († ок. 304), мч. Антинойский (пам. 20 мая, копт. 20 янв., зап. 23 янв.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/63694.html

Если и быть новой религии, то только со своими праздниками и традициями. Поэтому Мухаммед поступает так же, как поступил в свое время израильский царь Иеровоам, который испугался, что «если народ будет ходить в Иерусалим для жертвоприношения в доме Господнем, то сердце народа сего обратится к государю своему, к Ровоаму, царю Иудейскому... И посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал [народу]: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане» (ЗЦар.12:27 – 29). Когда к Мухаммеду пришли его единоверцы и спросили, можно ли им участвовать в празднествах, которые устраивают мединские евреи, он «однозначно запретил им это, сказав, что Аллах определит для мусульман праздники лучше, и именно они будут угодны Богу. Так мусульманам были даны два великих праздника: ид уль – адха (курбан байрам) и ид уль – фитр (рамадан байрам)» 191 . Таким образом, общепринятыми в классическом исламе считаются, собственно, только два праздника – ид аль- адха (ид – аль – курбан, ид аль – кабир, эйде – курбан – перс., курбан – байрам – тюрк.) – праздник жертвоприношения и ид аль – фитра или ид ас – сагир (эйде – фетр – перс., ураза – байрам, кучук – байрам, шекер – байрам – тюрк.) – праздник разговения. Праздник жертвоприношения – ид аль – адха или курбан – байрам тесно связан с мусульманским паломничеством (хадж). Как уже было сказано в главе «Хадж», он совершается на 10 день паломничества в 12 месяце лунного календаря зуль – хиджа и своими корнями восходит к жертвоприношению Авраама (Ибрагима), который по повелению Божию приносил в жертву своего сына. Несмотря на то, что Бог обещал с Исааком «поставить Свой завет» ( Быт.17:21 ), и, назвав его единственным и любимым сыном Авраама, именно его повелел принести в жертву ( Быт.22:2 ), мусульмане считают, что по праву первородства это был Исмаил. Примечательно, но в самом Коране в эпизоде с жертвоприношением (К.37:102 – 111) имя заколаемого сына так и не указывается. Однако мусульманское предание дополняет недостающий текст Корана. Считается, что после того, как Исмаил был уложен на землю и Ибрагим уже занес над ним меч, Аллах воззвал к нему и сказал, что он уже оправдал свое видение (по Корану, Ибрагим во сне увидел, как он приносит Исмаила в жертву – К.37:102). «Пророк Ибраим поднял голову и увидел прекрасного барана в руках ангела. Ангел сказал ему, что Аллах пожелал оставить Исмаила в живых, а в жертву вместо него принести барана. Ибраим перевел дух и развязал сына. Затем, зарезав барана, стал горячо молиться, благодаря Аллаха за великую милость. С этого времени верующие отмечают праздник жертвоприношения и приносят в жертву Всевышнему животное» 192 . Именно эту историю мусульмане называют «исламской окраской», когда говорят, что «обряд этот еще до возникновения ислама выполняли арабские племена, ислам же сохранил этот обычай и традицию древних арабов и дал ему исламскую окраску» 193 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

1848] адамиане, сампсеи, елкесаиты, феодотиане, мелхиседекиане, вардесаниане, ноэтиане, валесии, кафары и анавиты, ангелики, апостолики и апотактики, савеллиане, оригениане и бесстыдные, и другие оригениане, адмантиане, Павел Самосатский, манихеи, иеракиты, мелетиане, ариане и ареоманиты, андиане, фотиниане, маркеллиане, полуариане, духоборы, аериане, аэциане и аномеи, евномиане, евдоксиане, димиириты и аполлинаристы, антидико-марианиты, которые во имя самой Марии хлебцы делают, мессалиане, они же и евхиты. Все это [вышеперечисленное] до сих пор Епифаний изложил. После них были Евагрий и Дидим, по-оригеновски мудрствующие о [пред]существовании и восстановлении; Феодор Мопсуестийский, Диодор и Несторий, одним мудрованием о двух Сынах говорящие. С ними был согласен и Марий Перс и так называемое «Послание Ивы». После них Евтихий, мудрствующий о мечтании, кажимости и слиянии, которому последовали Диоскор, Гаиан, Тимофей Элур, Петр, измысливший [прибавку] «распятый» к Трисвятому, Петр Монг, Севир Акефал, Сотирих из Самарии Каппадокийской, Филоксен из Иераполя, Амфилохий Писидийский, Иаков Сирийский и Юлиан и всякий подобный им. Это я послал тебе, честный отче Евстафие, показывая, что каждая ересь, именуясь по имени некоторого человека, учит отступлению от Христа. Ведь они не выносят именоваться христианами, но — несторианами, севирианами, яковитами или каким-нибудь другим именем из вышеперечисленных. Но да протрезвимся наконец от бурного треволнения морского и от нечистых духов глубины ересей [и придем] к спокойной гавани Царства Небесного веяниями Святого Духа. Впрочем, возобновим речь там, где мы оставили ее, посему скажем, что нужны многий подвиг и труд, чтобы достичь Царства Небесного, ибо речь идет не о временном и преходящем дне, но ведь борьба — за вечную жизнь и за наследие    Царства. Потому что говорит и Даниил: Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их, доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

28. – И прежде мы слышали это от тебя, – сказал Трифон, и обратили внимание; это, сказать по правде, стоит внимания. И я не скажу, как другие, что так было угодно Богу: это всегда уловка тех, кто не в состоянии отвечать на вопрос. – Так как я предлагаю свои доказательства и увещания из Писания и из сущности самого дела, – сказал я, – то не медлите и не колеблитесь поверить мне, хотя я необрезанный. Короткое время остается вам для вашего обращения, и если Христос предварит вас Своим пришествием, то напрасно будете каяться, напрасно плакать, ибо Он не услышит вас. «Распашите себе новые нивы, – Иеремия говорит народу, – и не сейте на тернии. Обрежьтесь Господу и отнимите необрезание сердца вашего» 284 . Итак, не сейте на тернии и на земле не вспаханной; он нее вам не будет плода. Познайте Христа, – вот новая земля, прекрасная и тучная для сердец ваших. «Вот приходят дни, – говорит Господь, – и Я посещу всех, обрезавших крайнюю плоть свою, Египет и Иуду, Едом и сынов Моава, потому что все эти народы не обрезаны, и весь дом Израилев не обрезан сердцами своими» 285 . Видите ли, Бог не хочет того обрезания, которое дано как знамение: оно бесполезно и египтянам и сыновьям Моава и Едома 286 . Но скиф ли кто или перс, однако если имеет познание о Боге и Христе Его и соблюдает Его вечные заповеди, – тот обрезан прекрасным и полезным обрезанием и есть друг Богу, Который с радостью принимает его дары и приношения. Теперь скажу вам, друзья, слова Самого Бога, сказанные к народу через Малахию, одного из двенадцати пророков. Вот они: «… нет расположения Моего к вам, – говорит Господь, – и не буду принимать ваших жертв из рук ваших: потому что от востока солнечного до запада имя Мое прославлено между народами и на всяком месте имени Моему приносится жертва и жертва чистая; потому что имя Мое прославляется народами, – говорит Господь, – а вы его оскверняете» 287 . И через Давида сказал: «… народ, которого Я не знал, начал служить Мне, слухом уха повиновался Мне» 288 . 29. Соединимся все народы и вместе прославим Бога за то, что Он и на нас призрел; прославим Его через царя славы, через Господа сил.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Восходи, Елам, осаждай, Мидянин: всякому стенанию его Я положил конец. Не бойся, говорит, Перс и Мидянин, многолюдства Вавилона и не страшись его прежнего могущества: всякому стенанию его и игу, каким он прежде обыкновенно угнетал тебя, Я положил конец, – или что никто уже он не будет стенать и скорбеть под гнетом Вавилонского могущества, или что сам Вавилон будет поражен такими бедствиями, что даже и стенать не будет свободно. Ст. 3–4. От этого исполнились чресла мои печалию, мука охватила меня, как мука рождающей; я пал услышавши, смутился увидевши. Изныло сердце мое, ужасная тьма объяла меня. Вавилон, возлюбленный мой, стал для меня дивом. Пророки темны от того, что у них сменяются очень многие лица. Потому и теперь вводятся слова Исаии, в духе пророческом оплакивающего Вавилон, так как придут на него столь великие бедствия, что сам повествующий о них, подавленный ужасом, не может говорить; видя пролитие крови такого множества людей и движимый состраданием (ибо он человек и говорит о людях), он скорбит не менее женщины, обыкновенно издающей крики во время родов, и в смущении и трепете, упавши на землю и с помрачившимися глазами не знает что сказать. А вместо того, что мы перевели: Вавилон, возлюбленный мой в еврейском читается neseph esci, – то самое слово, которое в начале бремени на Вавилон мы перевели: на горе мрачной, ибо вместо мрачной или темной стоит neseph. И собственно этот город называется так вследствие высокого мнения о себе и крайнего, поднявшегося до неба, превозношения. Ст. 6–10. Ибо так сказал мне Господь: пойди, и поставь сторожа, и что он увидит пусть возвещает. И он увидел колесницу с двумя всадниками, сидящего на осле и сидящего на верблюде. И смотрел он прилежно, с большим вниманием, и закричал как лев: на подзорной башне Господа я стою весь день, и на страже моей я стою целые ночи. Вот он идет, кучер сидящий на колеснице с двумя всадниками, и он отвечал и сказал: пал, пал Вавилон, и все изваяния богов его повержены на земле. Молотьба моя и сын гумна моего! Что слышал от Господа воинств Бога Израилева, то и возвестил вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

За то, чтобы был заключен мир, мы не дадим и одного кентенария. И если не будет мира, достойного [нашего] государства, то я вовсе никогда не заключу с вами мира». Это немало испугало персидского царя, он собрал своих магов и сказал им: «Теперь мы узнали, что кесарь ромейских пределов человек молодой и воинственный, а я, как вы видите, стар и не смогу переносить тягостей войны. Заключим мир с ромеями, так как мы не можем их победить». Так они совещались и послали сказать: «Не думайте, что я взираю только на золото и предпочитаю золото миру. Заключим мир, достойный обоих государств, прекратим уничтожение, и я ни о чем более не прошу». После того как это было им отослано, немного спустя послал ему победоносный кесарь Тиверий сказать: «Не думай, что из того золота, которое ты до сих пор получал из ромейских пределов, ты получишь еще хоть одну мину, ибо не так слабо ромейское государство, чтобы платить дань персам». На это персы послали сказать: «Золото, которое мы получали, посылалось прежними императорами, и не ты это установил. Но да будет тебе известно, что мир мне милее чего бы то ни было, я оставляю и эти кентенарии и заключу мир». Когда кесарь увидал, что перс так подчинился и идет на это, он послал ему сказать: «Если ты не отдашь нам Дару, мы не заключим с тобою мира». На это персы разгневались, разорвали мир и удалились от границ в ссоре, даже вооружившись друг против друга. Тотчас начались опустошения в обоих государствах. В это же время царь Хосров умер, в год 890, 46 и воцарился его сын. Как полагают, Хосров царствовал 48 лет. Глава 22. О сыне Хосрова, царе персидском, по имени Хормизд, который воцарился после него Когда умер царь Хосров, после него воцарился один из его сыновей, по имени Хормизд, который был юноша страстный, грубый, малосообразительный, как об этом говорят его бесстыдные выходки 47 и поясняют самые его дела. Когда он воцарился, он был так горд и неумен, так высокомерен и нахален, что даже не послал ромейскому императору, по царскому обычаю, символа царствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заслуживает особой оценки тот весьма примечательный для библейской философии права, но редко цитируемый факт, что именно государственная и, естественно, языческая власть персидского царя Артаксеркса Лонгимана санкционирует Закон Моисеев. Оказав финансовую поддержку, перс поручает священнику Ездре принудить иудеев к выполнению Закона, а затем ставит его во главе народа: «Ты же, Ездра, по премудрости Бога твоего, которая в руке твоей, поставь правителей и судей, чтоб они судили весь народ за рекою – всех знающих законы Бога твоего, а кто не знает, тех учите. Кто же не будет исполнять закон Бога твоего и закон царя, над тем немедленно пусть производят суд, на смерть ли, или на изгнание, или на денежную пеню, или на заключение в темницу» (Езд. 7: 25–26). Итак, мы видим, как государство, пускай и языческое, выполняет свою Богом установленную функцию – удерживать человека от зла. Материально бедное, духовно искалеченное пленом, но – главное – забывшее веру отцов, закон Моисеев, ставшее полуязыческим еврейское население Иерусалима и его окрестностей особо в этом нуждалось. После тщательного расследования Ездрой было обнаружено, что даже многие священники и левиты взяли себе в жены язычниц. Придя в ужас от увиденного в Иерусалиме, «плача и повергаясь пред домом Божиим» (Езд. 10: 1), властью языческого персидского царя он предпринял даже по ветхозаветным понятиям жестокие меры: был издан указ, согласно которому не отпустившие чужеземных жен в три дня лишались имущества и гражданства . Разумеется, божественный идеал государства был осознан евреями далеко не сразу, постепенно и промыслительно раскрываясь через поворотные исторические события сменяющих друг друга эпох. Однако Творец истории Господь открывал этот идеал и иным образом: через Своих харизматических вестников. Будучи «устами Божиими», пророки сформировали богословие Израиля , охватывающее все сферы личного и общественного человеческого бытия. По этой причине для познания образа идеального государства для нас особо важны писания пророков – ведь именно они, активно обращаясь к социуму и власти, по сути, становились общественными деятелями. В последних главах своей книги пророк Божий Иезекииль описывает Новый Иерусалим, который может считаться пророческим идеалом государства. Принципиальным в изображении пророка Иезекииля является то, что это будет по-прежнему монархия, однако в то же время царю указывается его место в теократическом полисе вне святой Сионской горы, в центре которой расположен храм. Это легко объяснимо: «В прежние времена Иерусалимский храм был, по сути дела, частью дворцовых построек; храм же Иезекииля расположен в сердце города и отделен от всего мирского. В этом прямое указание на центральную роль веры в жизни общества. Удаляя царский дом со святой горы, пророк тем самым обуздывает стремление кесаря завладеть Божиим. Даже усыпальницам монархов не место у стен святилища» .

http://pravoslavie.ru/71506.html

«И взяли филистимляне ковчег Божий и внесли его в храм Дагона, и поставили его подле Дагона»; а когда увидели поражение своего бога, то говорили: «да не останется ковчег Бога израилева у нас; ибо тяжка рука Его и для нас, и для Дагона, бога нашего... и отправили ковчег Бога израилева в Геф» ( 1Цар.5:2, 7–8, 6 ). Сыном своего времени и воззрений был, без сомнения, и Кир; характеристическая черта язычества в том и состоит, что в его религиозных системах боги каждой страны дружественно уживаются один подле другого. Можно сказать, заключает свои рассуждения названный исследователь, что наша надпись, по крайней мере в общем, подтверждает библейское повествование о Кире и о его поступке относительно иудеев: она прямо говорит, что богов побежденных им народов он позволял снова уносить на места их почитания, а этим народам и их странам предоставлял их прежнее благосостояние. Противники священных книг недоумевают, каким образом последователь Зороастра, каким был Кир, мог приписывать свои победы Богу чужого народа? Каким образом поклонник Ормузда мог признать божество Иеговы и приказать возобновить Ему храм? Ответить на эти вопросы после сказанного не трудно. Признавал же он божество Бела, Небо, Мардука и др. богов Сумира и Аккада, тем более мог признать он божество Иеговы, которому Агурамазда, которого он признавал, как перс, во многих отношениях был подобен. Если он в вавилонских надписях утверждает, что получил приказание от Мардука, то совершенно также в своем указе иудеям он мог сказать, что имеет повеление от Иеговы. Этот поступок станет для нас еще более понятным, если мы примем во внимание иудейскую традицию о том, что Киру были показаны относящиеся к нему пророчества. Наконец, если Кир возобновил храм Саггата и Цидда, если он украсил храмы Вавилона и Халдеи, то что же удивительного в том, что он повелел возобновить и храм иерусалимский? 292 Итак, Кир освободил иудеев потому, что таков был его обычай религиозный или политический – относительно побежденных им народов, при чем то, что он сделал в данном случае относительно иудеев, по свидетельству Библии, отнюдь не выходило из пределов этого усвоенного им обычая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И они не только будут пить, но и так поглотят тебя, что идумеи будут, как бы их не было, или, может быть, эти самые народы, поглотив тебя, будут поглощены мидянами, и путь наказания будет кругообразным, так что ты истребишь Израиля, тебя [истребит] вавилонянин, а вавилонянина — мидянин и перс. Последуем порядку толкования. Близок, о еретик, день Господень для всех народов, близко время суда, которым будут судимы все народы. Как ты поступал по отношению к членам церкви, так обратится боль твоя на голову твою, и неправда твоя падет на темя твое (Псал. 7:17). Ибо как ты радовался при избиении их, и устраивал пиршество и на святой горе Моей, то есть в церкви, пил чашу не Мою, но диавола, о которой и у Аввакума говорится: «горе напаяющему подруга своего развращением мутным» (Аввак. 2:15); так все народы, — или противные силы, предназначенные для наказаний, или же все враждебные могущества, — будут пить и поглощать кровь твою, и когда, наконец, все подвергнутся наказанию, то и сами они будут, как будто бы не было их. Ибо кто погибает, тот в отношении к Сущему, говорящему к Моисею: «Сый посла мя к вам» (Исх. 3:14), обыкновенно в Писаниях называется несуществующим. Поэтому и в книге Есфирь мы читаем: «не предаждь, Господи, царства «Твоего сим, иже не суть» (Есф. 4:17q). Мы можем и иначе объяснить это место: так как вы радовались падению рабов Моих, то и вас постигнет такое же преследование, и вы испытаете все то, что сами делали. И как вы вместе с прочими народами злорадствовали в отношении к Моему народу, так все народы будут злорадствовать относительно вас, будут пожирать и пить и истребят вас чрез подобного же рода преследование. Авд.1:17—18. А на горе Сионе будет спасение, и она будет святою, и будет владеть дом Иакова теми, которые владели им. И дом Иакова будет огнем и дом Иосифа пламенем, а дом Исавов соломою; зажгут его и истребят его, и не будет остатков от дома Исавова, потому что Господь сказал это. (LXX: На горе Сионе будет спасение, и будет она святынею, и овладеет дом Иакова теми, которые владели им.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

– Избранные творения, М., 2004, с. 316–17). Молитвенные прошения об оглашенных, строго говоря, относятся тем, кто уже готовиться принять святое крещение. В этом убеждает и возглас священника в конце евтении: «Да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». Но так как в настоящее время в нашей Церкви нет древнего института катихумената, то можно содержание ее расширить и, когда диакон произносить прошения за оглашенных, про себя молитвенно вздохнуть за тех близких, которые еще не родились водою и Духом для спасительной жизни в благодатном молитвенном опыте Церкви. Келейно же можно молиться за любого человека, побуждаясь к этому заповедью евангельской любви: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:44–48 ). Не являются ли чисто магическими ритуалами такие требы, как освящение машин, квартир, офисов и т. д? иеромонах Иов (Гумеров) Магия (греч. mageia; от перс. mogh – огнепоклонник) – воздействие на людей или окружающий видимый мир демонических сил с помощью определенных заклинательных действий. Освящение дома или важных для жизни человека предметов (корабля, колесницы, машины) представляет собой краткий молебен. Священник молитвенно просит Бога благословить дом, живущих и трудящихся в нем. При освящения транспорта он молится к Господу: «ниспосли благословение Твое на колесницу сию и ангела Твоего пристави к ней, да шествующии в ней им храними и наставляеми, в мире и благополучии путь свой совершивше, Тебе славу и благодарение воссылают, хвалящее Отца и Сына, и Святаго Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010