Настоятель – протопресвитер. Капитул – клирошане, диаконы. Старший викарий протопресвитера, протонотарий. Декан протонотариев в сане архипресвитера исполняет обязанности пароха и декана. Второй викарий, протоиерей, исполняет обязанности вице-пароха и вице-декана. Десять священников чередных. 1 протодиакон, 6 диаконов, 7 иподиаконов, 20 клириков. При соборе приходский совет, правление, распоряжающееся суммами (председатель великий эконом), попечительство (председатель архидиакон) и все богоугодные и благотворительные заведения, какие только можно устроить. В храме Христа Спасителя, настоятель великий экзарх. Его обязанности несет старший викарий протоиерей. Второй викарий нотарий. 12 штатных священников, 1 протодиакон, 6 диаконов, 7 иподиаконов, 20 клириков. Совет, правление, попечительство и разнообразные богоугодные заведения. Возьмем любой хороший московский приход: в нем будет парох, его старший викарий (в деканатах вице-декан носит звание нотария, так как ведет нотариальные записи сорока, в которых отдает отчет протонотарию) и от одного до трех викариев. От одного до 4 диаконов, от одного до шести иподиаконов. От 2 до 10 причетников. По возможности всех родов благодетельные учреждения под ведением попечительства. Совет прихожан под председательством пароха. Патриарх лично посещает приходские церкви Москвы, то во время служения, то для совершения в них служения. То же и делают его викарий и протосинкел, на которых лежит обязанность визитаций. Патриарх иногда посещает при случае и загородные церкви и монастыри. Он удаляется для отдыха и говения в Троицкую Лавру. Для передвижения по железной дороге Патриарху и его свите дается вагон, какой обыкновенно дается лицам 1-го класса. Для передвижения по воде в катерах и пароходах, предоставляется адмиральская каюта, а над судном поднимают Патриарший вымпел с златотканным восьмиконечным крестом и херувимами на белом фоне. Для передвижения по улицам (кроме торжественных выездов и выходов), Патриарх поступает по примеру особ своего ранга, не стесняясь этикетом: хочет идет пешком в черной рясе и широкополой шляпе (или меховой зимою), хочет, едет в экипаже или автомобиле, хочет – едет верхом или в открытых санях, в одну лошадь или с пристяжной, хочет – садится в трамвай или берет извозчика. Во избежание недоразумений, Патриарха сопровождает офицер-телохранитель, в военной форме.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

Закрыть itemscope itemtype="" > «…Я понял, что это меня уже никогда не отпустит. " Романовы: убийство, поиск, обретение " » В Нижнем Новгороде состоялась презентация книги архимандрита Тихона (Затёкина) 15.12.2022 919 Время на чтение 6 минут Фото: Предоставлены организаторами 10 декабря 2022 года по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, в рамках 40-й международной православной выставки-ярмарки «Нижегородский край — земля Серафима Саровского» в Гербовом зале Нижегородской ярмарки состоялись презентация книги настоятеля Вознесенского Печерского монастыря Нижнего Новгорода архимандрита Тихона (Затёкина) «…Я понял, что это меня уже никогда не отпустит. " Романовы: убийство, поиск, обретение " » и круглый стол «Правда об открытии останков царской семьи и ее значение для возрождения России». Участниками мероприятия стали депутат Государственной Думы Артем Кавинов; генеральный директор выставочной компании «Узорочье» Дарья Буланова; член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, профессор, научный руководитель Государственного архива Российской Федерации Сергей Мироненко;, главный специалист, эксперт высшей квалификационной категории Бюро судебно-медицинской экспертизы города Москвы Сергей Никитин; кандидат биологических наук, старший научный сотрудник НИИ и Музея антропологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, заместитель директора по науке Центра палеоэтнологических исследований Денис Пежемский; старший научный сотрудник, заведующий отделом истории династии Романовых Свердловского областного краеведческого музея имени О.Е. Клера Николай Неуймин; заведующая судебно-биологическим отделением Свердловского областного Бюро судебной медицины Тамара Цитович; старший следователь-криминалист Следственного комитета России в отставке Владимир Соловьев; вдова инициатора и руководителя поисков останков царской семьи в 1979 году Гелия Рябова Ольга Рябова; архимандрит Тихон (Затёкин), который был модератором встречи. На презентации и круглом столе также присутствовали представители областной прокуратуры, преподаватели и студенты Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского, представители Нижегородской академии МВД России, духовенство и сотрудники благочиний Нижнего Новгорода, представители отдела образования и катехизации Нижегородской епархии, епархиального отдела по делам молодежи, сотрудники библиотек города, представители общественных организаций и православная молодежь Нижегородской епархии.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/15/ya...

Л.Карфикова Жизнь и труды Григория Григорий Нисский родился в богатой и знатной семье; его мать Эмилия, христианка из патрициев, славилась своим благочестием; отец, Василий старший, был ритором в понтийской Неокесарии. Бабушка Григория Макрина была ученицей Григория Чудотворца , ученика Оригена . Большое влияние на братьев и сестер оказала старшая сестра из девяти (по иным источникам – десяти 95 ) детей – Макрина младшая; в этом ей немногим уступал и старший брат Григория Василий, позже ставший епископом Кесарии. Гарольд Чернисс так описывает семью Григория: Его мать была набожна вплоть до суеверия. Отец, тоже горячо верующий, получил хорошее образование – главным образом в области языческой литературы и был ритором местного училища. Старший брат Григория Василий был послан в Афины, чтобы завершить там образование, сам же Григорий, по-видимому, получил в провинциальной Каппадокии лишь начальную подготовку. Причиной такой семейной стратегии, возможно, была ранняя смерть отца Григория. Домашнее хозяйство, в котором рос Григорий, вели глубоко верующая бабушка, суеверно набожная мать и сестра, самая старшая из детей, которую уже современники считали святой. Эта девушка, Макрина, своей преданностью православию превышала и мать, и бабушку. Под ее влиянием мать продала свои поместья и основала монастырскую общину, один из братьев стал отшельником, а трое других стали церковными деятелями, епископами, и в конечном итоге были канонизированы. Таков был огромный успех Макрины, – в отношении Григория, однако, достигнутый не без боя 96 . Чернисс намекает здесь на некий факт – когда Григорий не пожелал принять участие во всенощном бдении, посвященном памяти «сорока мучеников» (возможно, потому, что не хотел тратить драгоценное время учебы, в чем он позже раскаивался 97 ), а также на изначальное решение Григория стать ритором, за что молодого «дезертира» отчитывал и его друг Григорий Назианзин 98 . Возможно, в этих решениях Григория действительно отражается некое противление ревностно-набожной атмосфере в его семье 99 . Во всяком случае, как считает Чернисс, влияние Макрины, «которому не мог противиться даже упрямый Василий», вернуло Григория на церковную стезю 100 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

А тут подошел старшина с автоматом и как-то просительно сказал: «Товарищ старший лейтенант! Ему бы спиртишку, у меня во фляге есть». Старший лейтенант дал команду колонне идти вперед, а сам со старшиной остался. Старик опять просит помочь мне, а где тут помогать, когда я совсем замерз, охрана возиться со мной не будет, холодно, хлопотно, да и ни к чему ей, проще пристрелить. Одним меньше, одним больше. Что из этого? Старик просит, не боится. Я хоть мерзлый упал, а он порядок нарушил, из колонны вышел. Пристрелят его непременно. Старший лейтенант посмотрел на старшину, и вижу – тот автомат снимает. Ну думаю, конец, поехали мы со стариком в могилевскую губернию. Старшина автомат старшему лейтенанту отдал, подошел ко мне и говорит старику: «Давай, дед, поднимем его». Подняли. Старшина фляжку со спиртом достал и мне в рот сунул. Полился спирт в глотку. Сжег все внутри, а я судорожно глотаю. Выпил изрядно. Стали старшина со стариком меня от одного к другому перебрасывать. Задвигался я, а спирт изнутри согревает. Минут 5-10 меня бросали, роняли нарочно, подниматься заставляли с земли. Разогрелся, руки, ноги чувствую, иголками колоть их стало, и больно. Значит, отошли, и сам-то я бодрей стал. Говорю охранным: «Спасибо», – а они в ответ: «Не нам спасибо говори, а старику. Поразил он нас тем, что с тобой остался». И к нему обратились: «Как же это ты отстать не побоялся? Приказ знаешь? Два шага в сторону – стреляем без предупреждения!» Старик поклонился им в ответ и сказал: «Чего же бояться вас, душа человеческая у всех людей есть, да и видел, что поможете. Человека в беде Бог не оставит». Догнали колонну. Ребята потом удивлялись, как это нас не пристукнули. Я ничего не рассказывал, как жив остался. Вот так и познакомился с Петром Андреевичем, старик-то – это он был. Сперва знал как Петра Андреевича, потом как иерея Арсения. Вошел Петр Андреевич – о. Арсений в мою жизнь как что-то огромное, светлое, радостное, так что не только помню, а постоянно живу им. Вспоминая многое, думаю: «Прав был о. Арсений, у многих людей живет в душе доброта, человечность, но где-то скрыта она, и только надо суметь найти ее, так было со старшиной и старшим лейтенантом».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

- В любой семье, когда живет несколько поколений, всё равно кто-то за старшего во всей семье, ему подчиняются остальные… - Нет, подчиняются – это неправильно, каждая семья автономна. - Но почему в Средней Азии так почитают старших, причем все? - Это очень правильно, и у нас так было, когда была бедность. Тогда все жили в одном доме, главой хозяйства был самый старший мужик, и он всем управлял, всё хозяйство в его руках – земля его, дом его. Но если ты выделяешься, строишь, отец даже в этом помогал, тебе давали какой-то надел, то ты начинал свою жизнь, никто не вмешивался, все это понимали. Да и никто бы не вмешивался, потому что когда старший сын женился, у папы с мамой только-только родился последний – 12-й или 16-й ребенок, какое там вмешиваться! Старший женился – и слава Богу, а сейчас носятся с ним как с писаной торбой, потому что он единственный. И лезут-лезут-лезут со своими советами. Крещаются ли кровью убиенные в абортах невинные младенцы, принявшие мученическую смерть? - В учении Церкви такого тезиса нет, мы не знаем. Ни один из святых отцов об этом не пишет, в силу того, что в святоотеческую эпоху такой мерзости не было, это были частные случаи, которые наказывались Церковью по церковным правилам как обычные убийства топором, ножом, позже – из ружья. Такого слова «аборт» не знали. Убил? – Убил. Церковь не различает аборт и убийство. Во время причастия сначала причащают детей, потом мужчин, потом женщин, в одних храмах это соблюдается, в других нет. Вообще, какое это имеет значение? - Вообще-то никакого, просто для удобства вначале причащают детей, потому что они менее терпеливы. А в идеале было бы так: сначала старики причащаются, потом старухи, потом мужчины, потом женщины, потом подростки, а потом младенцы. Так было бы идеально, каждый бы человек знал – придет время, я буду большой, тогда перейду в следующую категорию, это был бы такой воспитательный момент, а сейчас всё перемешалось, мужчин не так много в церкви, слава Богу, их стало намного больше, около 10% паствы.

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-ot-...

угодников Божиих; на одной из них написано: «преподобный Нестор Летописец ». Этот угодник Божий завещал нам, русским, горячо любить свое дорогое отечество и ревностно изучать родную историю. IV. Уделы После смерти Владимира, который единодержавно управлял русским государством, это последнее разделилось на несколько отдельных самостоятельных частей – княжеств. Этими отдельными княжествами управляли сыновья св. Владимира, который сам пред кончиною своею указал каждому из них особые уделы. Один из сыновей Владимира, Ярослав Мудрый, снова объединил всю русскую землю. Подобно своему отцу, он был, по выражению нашего летописца, «самовластцем в русской земле». Но Ярослав Мудрый перед смертию, в 1054 году поделил всю русскую землю, которою владел один, между пятью своими сыновьями. Ярослав завещал своим сыновьям жить в мире и согласии. Но недолго Ярославичи исполняли этот отцовский завет. Между ними начались распри, несогласия, вражда и войны. С того времени русская земля надолго поделилась на многие уделы, и настал особый период в жизни русского государства, продолжающийся до конца XVI в. и называющийся обыкновенно удельным. Главную отличительную особенность удельного периода составляет то, что русская земля в это время разделяется па несколько отдельных частей между князьями – Рюриковичами. Потомки Рюрика владели русской землей сообща, поделив ее на уделы. Сколько было князей в доме Рюрика, столько образовалось и уделов. Между князьями один был старший и назывался великим князем. Он княжил обыкновенно в стольном городе земли русской, напр. в Киеве, а с упадком его, во Владимире на Клязьме и затем в Москве. Когда великий князь умирал, то на его место садился не старший его сын, а старший в роде между всеми князьями. Прежняя волость нового великого князя доставалась опять таки не сыну его, а старшему в роде княжеском по великом князе. Никто не владел одною и тою же волостью постоянно, с детьми и внуками, но все двигались и переходили с одного княжества на другое. Князья женились, по тогдашнему обычаю, рано, детей у них бывало по многу.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Для обозначения звания старца в древней христианской литературе употребляется очень много терминов, которые поэтому будут синонимическими нашему. Изучение их составляет задачу специалиста-историка по вопросу q древнем монастырском старчестве 22 . Мы же приведем термины, употребляемые только теми авторами, которые называют старца и словами πνευματικν πατρ или spirituales patir. Термины эти отмечают как признак духовного отца его старшинство: senior (египетские подвижники) 23 , μηζτερος (больший, старший), πρεσβτεροι ν Κυρω (старшие (старцы) о Господе) (преп. Ефрем Сирин ) 24 , γρων (старец) (преп. Ефрем, преп. Иоанн Лествичник , преп. Варсануфий и др.) 25 » πνευματικς γρων (духовный старец) 26 их власть над учениками – πατρ (pater, abbas – ββα, очень многие), προεστος (настоятель, предстоятель, старший в монастыре) (св. Василий Великий , преп. Иоанн Лествичник ) 27 , προσττης (настоятель) (св. Василий Великий ), πισττης (наставник) (преп. Иоанн Лествичник ) 28 , φεστς (воспитатель, наставник) 29 ; его руководительство – magister, magister spiritualis (египетские подвижники) 30 , διορθτης (буквально исправитель, наставник) (преп. Ефрем Сирин ) 31 , Αφηγομενος (авва, игумен), καθηγομενος (руководитель, старший в монастыре, учитель), παιδευτς (воспитатель, учитель), λειπτης (буквально умащивающий маслом – так называли тренеров атлетов, отсюда – наставник, учитель) (св. Василий Великий , преп. Нил Синайский ) 32 , διδσκαλος (учитель) (св. Василий Великий , преподобные Нил Синайский , Иоанн Лествичник и др.) 33 , ποιμν (пастырь) (преп. Иоанн Лествичник ) 34 , наконец, его посредничество между Богом и иноком, а также искусство очищать совесть последнего – μεστης (посредник), δικαστς (судья), " ιατρς (врач), νδοχος (восприемник) (преп. Иоанн Лествичник ) 35 . Приведенные термины, параллельные и синонимичные нашему, описывают довольно полно и многосторонне то явление, которое обозначалось в аскетической литературе периода Вселенских Соборов словами «духовный отец», – монастырское старчество, но они не разъясняют смысла самого термина, который мы изучаем, оставляют нерешенным вопрос, в каком смысле старца называли отцом и что значит духовность как свойство такого отца. Слово духовный – πνευματικς – в Новом Завете употребляется в трех значениях: озаренный Святым Духом (см.: 1Кор. 14:37 ), проникающий в тайны боговедения (см.: 1Кор. 2:15 ) и просветленный нравственно (см.: Гал. 6:1 ). Положение отца предполагает рождение дитяти, его воспитание и введение его в права наследования. Сообразно с этим толкуется и выражение духовный отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

(49) Но как же вам достигнуть всего этого? Да не иначе, если будете исполнять свое похвальное дело, не отпадая, не изнемогая, не рассеиваясь и не заключаясь в бездне греха. Посему привет мой сначала всем вам, особенно же привет тем, кто больше других труждается, привет тем, кто особенно оказывается полезным, привет тем, кто особенно светит [своими добродетелями], – привет вам, экономы, привет вам, благочинные, привет тем, кто самые первые на работе и кто трудится вне монастыря, особенно кто пашет и возделывает землю, а также кто мучается на послушаниях. Привет мой вам, старший заведующий одеждой, келарь, сапожник, кожевник. Привет мой вам, пекарь, повар, пергаментщик, трапезарь, огородник, кузнец. Привет мой вам, больничник с твоими помощниками, старший рыбак с товарищами, привратники, сторожа, живописцы. Привет мой и вам, первые между нами (потому-то я и обращаюсь к вам после других) – иеромонахи, диаконы, переписчики, если работаете с послушанием и смирением; певчие, те, кто стихословят [псалмы], а особенно канонарх, если вы разумеваете, что поете и возглашаете это для Господа. Привет мой также различным прислужникам и помощникам, портным, будильщикам и наблюдателям. Привет мой вам, заведующие архивом, секретари и писцы, казначеи, ризничие, корзинщики, кандиловозжигатели, заведующий церковной утварью, огородный и полевой сторожа, заведующий вином, старший переписчик, библиотекарь и наблюдающий за порядком в церкви. И всем другим, малым и великим, всем мой привет! Все радуйтесь, (50) все спешите, все очищайте себя, все восходите вверх. Какое дивное зрелище, когда человеку пред лицом всего братства заявляют о его добродетели! Как сладко видеть, когда в присутствии такого множества его приветствуют за его богобоязненность, смирение и послушание! Каким вожделенным примером становится тот, кто ко всем спешит, всех обходит, освещает словом и побуждает ободрением, ибо таким лицам принадлежит высшая участь в день воздаяния. Кийждо, говорит апостол, свою мзду приимет по своему труду ( 1Кор. 3:8 ), поэтому выгодно потрудиться и посредством небольших подвигов наследовать, яже уготова Бог всем любящим Его ( 1Кор. 2:9 ), ибо Ему подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 17

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

§ 1. Проскомидия    Священники, назначенные к служению с архиереем литургии, должны прибыть в церковь заблаговременно, осмотреть, все ли приготовлено каждому из них для облачения. Чередной (младший) священник заблаговременно до благовеста, прочитав входные молитвы, облачается и совершает проскомидию с тем, чтобы успеть совершить ее до прибытия архиерея.    На проскомидии из заздравной просфоры на верхней ее половине вынимаются только две большие частицы (за патриарха, архиерея и за весь священнический чин), а из заупокойной — одну частицу, прочие же частицы (мелкие) из обеих просфор должно вынимать из нижних половинок, оставляя верхние части просфор архиерею для изъятия из них частиц на великом входе.   § 2. Встреча архиерея и облачение    При приближении архиерея к храму производится трезвон. В это время все священники, готовящиеся служить с преосвященным, приложившись к престолу, выходят (в рясах и камилавках) из алтаря северными и южными дверями к западным дверям храма, а священник, совершавший проскомидию, выходит в облачении с напрестольным крестом, положенным на блюдо, покрытое воздухом. Все становятся по чину (старшие ближе к западным дверям), а священник с крестом справа впереди всех.    Когда архиерей войдет в храм и станет на орлеце, то он и одновременно с ним встречающее его духовенство исполняют молитвенное поклонение, после чего все кланяются архиерею на его святительское благословение. Иподиаконы облачают его в мантию, и архиерей произносит: «Премудрость». Старший диакон читает: «Достойно есть...». В это время хор поет: «От восток солнца до запад...», и затем медленно: «Достойно есть».    Архиерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас», старший диакон: «Честнейшую Херувим». Архиерей: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше...». Старший диакон: «Слава и ныне. Господи помилуй (трижды). Преосвященнейший владыко, благослови».    Архиерей, творя малый отпуст, принимает от младшего священника крест (священник, поцеловав при этом его руку, становится справа первым). Когда архиерей сам приложится ко кресту, а после него приложатся (сняв камилавки) все священники, начиная со старшего, все опять становятся на свои места, а младший священник принимает крест на блюдо. Затем все одновременно с архиереем молятся и, поклонившись ему на его святительское благословение, входят в храм в таком порядке: за диаконами идет священник, несущий крест (который проходит через амвон и северной дверью в алтарь для положения креста на престоле), за священником, несущим крест, следует архиерей, а за ним попарно встречавшие его священники. (Обычно младший священник, приняв от архиерея крест и вместе со всеми поклонившись ему, сразу же впереди всех уходит с крестом в алтарь.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

– Ах ты собака! Ты почему не ответил, когда я спрашивал, можно ли пройти вброд? Черт меня побери, если я не научу тебя, как надо обходиться с чужестранцами! С этими словами юноша подбросил палку и, перехватив ее посередине, угрожающе завертел ею в воздухе. Этот прием назывался moulinet, потому что вертящаяся палка напоминала вращение крыльев ветряной мельницы. Услышав эту угрозу, противник юноши, в свою очередь, схватился за меч: он, видно, был из тех, кто предпочитает действия разговорам. Но тут подоспел старший незнакомец; он приказал ему остановиться и, обратившись к молодому шотландцу, стал упрекать его за безрассудную поспешность, с которой тот бросился в воду, и за горячность, с какой он, не разобрав дела, накинулся на человека, спешившего ему на помощь. Выслушав это замечание от человека пожилого и по виду вполне почтенного, юноша сейчас же опустил свое оружие и ответил, что очень жалеет, если был к ним несправедлив; но и они, по его мнению, были не правы, заставив его рисковать жизнью, ни словом не предупредив об опасности. А такой поступок недостоин ни честных людей, ни добрых христиан, ни тем более уважаемых горожан, какими они кажутся. – Ну, сынок, – сказал старший незнакомец, – по твоей внешности и выговору я догадываюсь, что ты чужестранец, и, право, ты и сам мог бы сообразить, что нам не так-то легко тебя понимать, хоть ты и бойко болтаешь на чужом языке. – Ладно, отец, – ответил юноша. – Поверьте, мне это купание нипочем, и я охотно извиню вам, что вы были отчасти его причиной, если вы укажете местечко, где я мог бы обсушиться, потому что на мне единственное мое платье и мне хотелось бы сохранить его в приличном виде. – За кого же ты нас принимаешь, мой друг? – спросил старший незнакомец вместо ответа. – За зажиточных горожан, разумеется. За кого же еще? – ответил шотландец. – Или нет, постойте!.. Вы, сударь, должно быть, меняла или хлебный торговец, а ваш товарищ – барышник или мясник. – Не в бровь, а прямо в глаз, – заметил с улыбкой пожилой незнакомец. – Что правда, то правда! Я действительно по мере сил занимаюсь денежными делами; да и про моего товарища ты угадал: он по профессии и впрямь сродни мяснику. Оба мы рады тебе услужить, но только скажи нам, кто ты, куда и за каким делом идешь. Нынче ведь по дорогам рыщет много всяких бродяг, и пеших, и конных, у которых нет ни совести, ни страха господня.

http://azbyka.ru/fiction/kventin-dorvard...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010