Должна также сказать,  что объективно не доказаны ни духовный вред, ни духовная польза от перевода из монастыря в монастырь (вот излишне прилепляться к чему-либо или к  кому-либо точно неполезно). Посмотрим, например, на старцев Оптинских: - пятеро из них сменяли монастыри, шестеро   жили только в Оптиной, трое попали в тюрьмы, лагеря и ссылку -  и все святы: прп. Л е в (Леонид) - Оптина пустынь, Белобережская пустынь, Чолнский монастырь, Валаам, Александро-Свирский монастырь, Площанская пустынь, Оптина пустынь; прп. Макари й - Площанская пустынь, Оптина; прп. Моисе й — Саров ский монастырь, Свенский Успенский монастырь,. Оптина; прп. Антоний — Оптина пустынь, назначен ие игумен ом Малоярославецкого Черноостровского Николаевского монастыря, вывел его из упадка, Оптина; прп. Иларион — Оптина пустынь; прп. Амвросий — Оптина пустынь; прп. Анатолий (Старший)Оптина, назначение настоятелем Спасо-Орловского монастыря (отказался), прп. Исаакий — Оптина; прп. Иосиф — Оптина, прп. Варсонофий — Оптина, на правлен ие на фронт священник ом, назначен ие настоятел ем Голутвина монастыря, вывел его из упадка, скончался в Оптиной; прп. Анатолий (Младший) — Оптина, прп. Нектарий - Оптина пустынь, арест, тюрьма, жизнь и кончина в селе Холмищи Калужской обл. прп.. Никон — Оптина, Козельск, арест, тюрьма, лагерь в Кеми, ссылка под Архангельск и на Пинегу, « Истинное послушание, приносящее душе великую пользу, это когда за послушание исполняешь то, что несогласно с твоим желанием, наперекор себе. Тогда Сам Господь берет тебя на Свои руки...» , прп. Исаакий Второй — Оптина, Козельск, арест, тюрьма, ссылка в Белев, арест, расстрел 08.01 1938 монахиня Николая (Краснова), Москва 29 сентября 2012г. 16:12 Уважаемая Tavifa, благодарю за ответ. Видно в Вас человека, любящего Церковь. Но не могу с Вами согласиться. Не думаю, что у нас слабое монашество, есть отдельные слабые монахи, это да, а когда и где их не было? У нас сильное монашество На этом форуме неоднократно повторяли слова Святейшего, что монашество сейчас в упадке. Я сама знаю многие монастыри, и лишь несколько из них можно назвать сильными. Конечно, если подразумевать под сильным монастырем такой, где есть понятие о молитвенном делании, о монашеском единстве. Я очень люблю монашество. Но я не могу не видеть, как оно слабо и неустроено у нас!

http://bogoslov.ru/article/2841198

( < < back) < >< back) > В подлиннике трактата «О трех образах внимания и молитвы» для характеристики дыхания используется многозначное слово αγξον (буквально — души, сжимай), в славянском переводе — «въстягни». При переводе на русский язык контекст требует использовать выражение «удержи дыхание», но отнюдь не «задержи дыхание», что встречается в некоторых изданиях и существенно искажает смысл. Путь к священному безмолвию. Изд-во Братства свт. Филарета Московского, М., 1999 — с. 23. ( < < back) Это изречение известно также в переводе свт. Игнатия: «Всякая молитва, при которой не трудится тело, а сердце не придет в сокрушение, признается недозревшим плодом — потому что такая молитва без души». Отечник свт. Игнатия. «Правило веры», М., 1996 — с. 230. ( < < back) < >< back) > Преподобный Анатолий Onmuhckuй I, Старший (Зерцалов; 1824–1894) — великий Оптинский старец. Руководился прп. Макарием Оптинским, затем стал учеником и сподвижником прп. Амвросия, который сам свидетельствовал о великой молитвенной силе о. Анатолия: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысяч дается». Старец имел необыкновенно милостивый, сострадательный характер. Если узнавал о чьем-то горе, то так волновался, что у него начиналась ужасная головная боль, а потом начинало болеть и сердце. С особой любовью относился к молитве Иисусовой и был опытным ее делателем. С 1874 г. — скитоначальник. Двадцать один год окормлял Шамординскую обитель. Находился в духовном общении с прав. Иоанном, ездил к нему в Кронштадт. Прп. Анатолий обладал всей полнотой даров Святого Духа: даром прозорливости, духовного рассуждения, исцеления душевных и телесных недугов. Старец так глубоко и тяжело переживал кончину своего любимого наставника — прп. Амвросия, что им овладел смертельный недуг; постепенно угасая в болезни, он тихо почил (25.01./7.02.1894), не намного пережив своего учителя. Житие прп. Анатолия.//Прославление в лике святых… Оптина пуст., 1996. ( < < back) Преподобный Зосима Пустынник (Верховский; 1767–1833) — схимонах, выдающийся подвижник и старец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

См. Письмо Римский государственный деятель и философ VI века. См. также Письмо Примечания 1 и 3. «…Не оставляйте книг: там наш разум, там наше спасение!» – Прп. Анатолий Оптинский Старший. Генри Форд, создатель автомобильной индустрии в США, в интервью 1916 года. «В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас – уничтожением; но они пребывают в мире». – Прем.Сол.3:2–3. «Присутствие в нас, существах конечных, бесконечного – любви, ведет к желанию смерти, как входу в бесконечность». – свящ. Александр Ельчанинов. Записи. «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» – блж. Августин Иппонийский. Исповедь. Khura I. «И невозможное возможно, дорога дальняя легка, когда мелькнет в дали дорожной мгновенный взор из-под платка, когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика…» – Алексаднр Блок. Россия. «Задача… вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он до времени не превратился в ад». – Владимир Соловьев. Оправдание добра. Гл. 17,7. Иммануил. Кант. Критика чистого разума, I, 2.2.1 : «…И в высшей степени порочно ограничивать наличным опытом или выводить из него нравственные законы». Беспощадный вождь гунов, опустошавших Европу в V beke. Ростовщик, требовавший от должника-христианина фунт живого мяса. – Шекспир. Венецианский купец. Как возможно вести войну без ненависти? – «Трудно никогда не подвергнуться злому чувству в такое время, но подобное чувство почти неизбежно и в других, бесспорно благородных, и даже святых родах службы и деятельности… При всем том ни Церковь, ни русские воины не считают самого чувства такого гнева справедливым». Митр. Антоний (Храповицкий) . Христианская вера и война. «Мужество я считаю некой сохранностью [спасением]… Человек сохраняет его и в страданиях, и в удовольствиях, и в страстях, и в страхе и никогда от него не отказывается… Сохранение правильного и законного мнения о том, что опасно, а что нет, я считаю мужеством». – Платон. Государство, 429–430.

http://azbyka.ru/fiction/pisma-iz-preisp...

Революция 1917 г. застала братьев К. с семьями в Коктебеле. Н. Н.- старший организовал хор, с к-рым выступал в Феодосии. Во время этих концертов поэт М. А. Волошин читал свои стихи, в роли декламатора выступал К. Н. В 1918 г. в Феодосии было написано самое раннее сохранившееся церковное сочинение Н. Н.- старшего - «Вечная память». Ок. 1919 г. Н. Н.- старший переехал в Москву, пел в Большом театре, затем вместе с супругой жил в Петрограде и преподавал в консерватории. Ок. 1921 г. в Петроград вернулся его брат К. Н., и Н. Н.- старший принял решение восстановить квартет. Умерших к тому времени Чупрынникова († 26 мая 1918, Петроград) и Сафонова († 1922, Москва) заменили солисты Гос. театра оперы и балета (Мариинского театра) И. К. Денисов (1-й тенор) и Т. Ф. Казаков (2-й тенор). В 1921 г. в Петрограде Н. Н.- старший написал хор «Отче наш», впосл. часто исполнявшийся в церквах разных христ. конфессий. Возможно, это произведение было создано для богослужения 12 февр. 1922 г., в день памяти святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В нояб. 1921 г. митр. Петроградский Вениамин (Казанский) высказал пожелание, чтобы за этой службой звучали песнопения на языках всех христианских народов Европы, и Н. Н.- старший написал произведения на греч., лат., нем. и церковнослав. тексты, музыкальный стиль к-рых отразил влияние соответствующих традиций. Были ли исполнены эти песнопения за богослужением в тот раз, не установлено. Осенью 1922 г. Н. Н.- старший с супругой приняли решение уехать из России, осознав, что их попытка противостоять введению в Петроградской консерватории чуждых искусству порядков вызывает только озлобление у большевистского руководства. Вслед за ними решили эмигрировать и др. члены квартета. В сент. 1922 г. Гладкая-Кедрова и в апр. 1923 г. Н. Н.- старший выехали в Берлин, где они стали преподавать в Западной консерватории (Conservatorium des Westens). Из-за болезни Н. Н.- старший не смог сразу приступить к работе и занялся восстановлением репертуара по памяти (его нотная б-ка была расхищена в Петрограде). По приезде в Берлин из Петрограда др. членов квартета в сент. 1923 г. в берлинском Бетховенском зале состоялся 1-й концерт ансамбля в эмиграции, имевший большой успех; певцы получили контракт на гастроли в Германии. Однако из-за финансового кризиса концерты были прерваны и квартет переехал в Париж, где впервые выступил в нояб. 1923 г. в зале «Гаво».

http://pravenc.ru/text/1684097.html

Пс.117:18 .   Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя. Почему Бог «наказывает» ? – Потому что любит, ибо сказано: «егоже бо любит Господь, наказует» ( Евр. 12, 6 ), чтобы исправить злонравный образ мыслей и действий (Дидим, Евсевий). Пс.117:19 .   Отверзите мне врата правды: вшед в ня исповемся Господеви. Пс.117:20 .   Сия врата Господня, праведнии внидут в ня. «Врата правды» – это заповеди Господни. Грехами эти " врата» закрываются, а «отверзаются» искренним сознанием грехов и смиренным покаянием. «Врата правды» называются «вратами Господними», чрез которые «праведники» восходят ко Господу так же покаянием. Святой Давид, согрешивши, каялся, исповедовался Богу и благодарил Его за то, что его, согрешившего, «смерти же не предаде» . Мы, маловерные и малодушные, не подражаем святому мужу, но, будучи «наказуеми» за грехи, ропщем на Бога и людей, обвиняя всех и все, вместо того, чтобы смириться и приносить искреннее раскаяние о своей греховной жизни. «Врата Господня» – это чистота сердца, ведущая к лицезрению Господа, ибо: «блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят» ( Мф. 5, 8 ) (Амвросий Оптинск., Афанасий). Пс.117:21 .   Исповемся Тебе, яко услышал мя еси, и был еси мне во спасение. Не только " услышал», но наперед «наказал» ; поэтому и благодарит Бога за то, что наказан – вследствие чего и был услышан. У Пророка часто высказывается такого рода благодарность, и она – есть лучшая жертва и приношение (Златоуст). Пс.117:22 .   Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: Пс.117:23 .   От Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших. Эти слова относятся ко Христу, как и Сам Он в Евангелии приводит их: «несте ли чли: камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла» ( Мф. 21, 42 ). А что это пророчество не находится в связи с повествованием – это не удивительно; потому что ему надлежало быть прикровенным до времени, чтобы не были истреблены и самые книги иудеями, как врагами Христа. «Камень» – Христос, «зиждущии» – архиереи, книжники и учителя иудейские, как поставленные от Бога для назидания народа на основании закона. Отвергнутый и уничиженный иудеями Христос «сей бысть во главу угла», т.е. соединил с Собою два народа: уверовавших иудеев и язычников и соделался Главою Церкви, и это «воистину есть дивно во очесех наших» (Златоуст, Феодорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

1178  В связи с политикой греческих властей по эллинизации Афона и вытеснению оттуда Русских монахов (с 1912 г. Афон вошёл в состав Греции после длительного пребывания под властью мусульманской Турции). 1179  В 1875 году выборные иноки Русского Афонского Пантелеимоновского монастыря прибыли на Кавказ, в место, расположенное в 25 вёрстах от города Сухума, и избрали для построения новой обители развалины древнего храма Симона Кананита (подробнее см.: Православные Русские Обители. СПб., «Воскресение», 1994, стр. 667). 1181  «Беседы схиархим. Оптинского скита старца Варсонофия с духовными детьми». СПб., 1991, стр. 58. 1184  Преп Варсонофий, архимандрит Старо-Голутвинский, память 1(14) апреля. О его положительном отношении к книге «На горах Кавказа» и её совместном чтении и беседах о ней с учениками см. также «Дневник последнего старца Оптиной пустыни иеромонаха Никона (Беляева) ». СПб., 1994, стр. 132, 138, 144, 147, 160, 163, 165, 166. 1186  В 1938 г. митрополит Вениамин (Федченков) , находясь в Балтиморе и занимая пост главы Патриаршей Церкви в Америке, написал Доклад о имяславии, по просьбе митрополита Сергия (Страгородского) , который тем самым хотел выяснить позицию по этому вопросу Митроп. Вениамина. В этом докладе есть такие слова: «В 1907 г. «На горах Кавказа» появилась в печати. А напечатана была эта книга после просмотра её и, следовательно, одобрения старцами Зосимовой пустыни (о. Германом, а это был человек высокодуховный, делатель молитвы Иисусовой, бывший в общении с Епископом Феофаном Затворником ) (...) Епископ Феофан (Быстров) (тогда ещё архимандрит) прочитал её, разумеется, основательно. И тоже не нашёл ничего соблазнительного». (Копию этого письма Митроп. Вениамина предоставил редакции П.Н. Роговой.) Старец Герман был заочно знаком с о. Иларионом, так как тот послал ему в 1911 г. письмо с просьбой о помощи и защите Кавказских пустынножителей (это письмо приводится ниже в приложении). 1187  «Беседы схиархим. Оптинск. скита старца Варсонофия с духовными детьми». СПб., 1991, стр. 27.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

34. Чему нас учат в отношении молитвы: Священное Писание, творения Отцов Церкви, наставления подвижников и жития святых? Эти святые источники говорят нам: а) о цели молитвы, б) о ея видах, в) о способах творения молитвы, г) о ея достоинстве и качествах, д) об искушениях во время молитвы, е) о взаимной связанности молитвы и добродетели, ж) о том, почему молитвенныя прошения не всегда исполняются, з) о молитве, указанной Господом, и) о предстателях за нас пред Богом, и) о действии Божией благодати. 35. Достаточно ли прочтения душеполезных книг для научения молитве, возможно ли усвоить науку о молитве разсудочным знанием? «Нельзя словом научиться зрению, ибо это есть природная способность, так и благолепие молитвы нельзя познать от одного учения» (Леств. сл. 28, п. 64). Разсудочное ознакомление с наукой о молитве может не совпадать с жизненным опытом. Будучи центром христианской жизни, молитва усваивается постепенным молитвенным подвигом, познается – духовно возрастающим разумом и раскрывающимся сердцем . Но «доколе мы еще не имеем истинной молитвы, дотоле мы подобны обучающим младенцев ходить» (пр. Иоанн Леств., Лествица, Сл. 28, п. 16). «Дело молитвы – есть целая наука, есть искусство из искусств, как говорят об этом святые отцы» (Сборн. о Иисусовой молитве игум. Харитона, Валаам, обители). 36. Допустимо ли христианину отказаться от познания науки о молитве по причине ея трудности? Если находим в себе волю одолевать трудности в жизни временной, – возможно ли оставить путь к жизни вечной? «Долго пребывая на молитве, и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение» (Леств., сл. 28, 29). Молитва «в самой себе имеет учителя – Бога..» (Леств., сл. 28, 64). «Источник молитвы у всякого есть; но отверзается он или постепенным углублением в себя, по учению св. Отцев, или мгновенно – Божиим сверлом» (Жизнеопис. Оптинск. старца Леонида, изд. 1890 г., стр. 178); «...не допущу греха, чтобы перестать молиться ...» ( 1Цap. XII, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

1 Жизнеописание оптинск. старца иер. Леонида… С. 132.   Другие особенности имел характер о. Макария. Это был человек замечательно мягкий, кроткий и нежной глубоко поэтической души. Он был совершенно лишен некоторой резкости характера о. Леонида. Его любвеобильность простиралась не только на людей, но даже на животных и неодушевленную природу. Он любил кормить зимой маленьких птичек, выставляя за окно им корм, любил растения, особенно цветы, и благодаря его заботам скит украсился цветником. В отношении своих многочисленных учеников он был полон любви и снисхождения, поэтому они, хотя бы по обстоятельствам жизни своей разлучались с ним, продолжали питать к нему безграничное благоговение и любовь. «Душа грешника, — пишет к нему один из его учеников, — утружденная палящими страстями и житейскими тревогами, с отрадой внимала старческому Вашему голосу и готова была ответствовать Вам не словами, а монашескими подвигами и совершенным послушанием во всем, если бы Вы даже посоветовали собираться не только на Афон, но даже и в глубочайшую пустыню». «О. Макарий, — писал тот же ученик тотчас после смерти старца, — мог говорить от избытка своего горячего сердца, опираясь на свою опытность и добросовест-   ность. Это был человек, воистину на благо рожденный. Он был нелицемерным и постоянным послушником о. настоятеля и всей братии и всякому просящему у него помощи, соучастия и содействия. И болезнь его, конечно, была следствием его неусыпных трудов для ближних, а пылкая душа его, кажется, стремилась вон из тела на всякий призыв его детей, ко всякому скорбящему. Духовный слух его сторожил каждое слово, касавшееся Святой Церкви и Отечества, горячо им любимого. Его радовало все, что прославляло Господа и с детским веселием он спешил возвещать всем о чудесах милости Божией. Он готов был передать всем свою теплую веру, что Господь жив, что не престал действовать к нашему спасению, и всякое сомнение в Промысл Божий и в слова Св. Писания вызывало его на битву, на защиту православия» 1 . «Где найду слов, — говорит его жизнеописатель, — изобразить влияние старца на каждую отдельную личность, его умение вести каждого к одной цели разными путями, смотря по различию характеров, способностей и духовному

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

  В том особенно и состоит жизнь, чтобы хвалить Его и всем возвещать чудеса и дела Его. Праведный Судия или наказывает нас здесь за прежние грехи наши, или предохраняет нас на будущее время от тех грехов, в которые бы мы имели впасть (Златоуст, Максим Грек).   Почему Бог ? — Потому что любит, ибо сказано: (Евр. 12:6), чтобы исправить злонравный образ мыслей и действий (Дидим, Евсевий).     — это заповеди Господни. Грехами эти закрываются, а искренним сознанием грехов и смиренным покаянием. называются , чрез которые восходят ко Господу так же покаянием. Святой Давид, согрешивши, каялся, исповедовался Богу и благодарил Его за то, что его, согрешившего, . Мы, маловерные и малодушные, не подражаем святому мужу, но, будучи за грехи, ропщем на Бога и людей, обвиняя всех и все, вместо того, чтобы смириться и приносить искреннее раскаяние о своей греховной жизни. — это чистота сердца, ведущая к лицезрению Господа, ибо: (Мф. 5:8) (Амвросий Оптинск., Афанасий).   Не только , но наперед ; поэтому и благодарит Бога за то, что наказан — вследствие чего и был услышан. У Пророка часто высказывается такого рода благодарность, и она — есть лучшая жертва и приношение (Златоуст).     Эти слова относятся ко Христу, как и Сам Он в Евангелии приводит их: (Мф. 21:42). А что это пророчество не находится в связи с повествованием — это не удивительно; потому что ему надлежало быть прикровенным до времени, чтобы не были истреблены и самые книги иудеями, как врагами Христа. — Христос, — архиереи, книжники и учителя иудейские, как поставленные от Бога для назидания народа на основании закона. Отвергнутый и уничиженный иудеями Христос , т.е. соединил с Собою два народа: уверовавших иудеев и язычников и соделался Главою Церкви, и это (Златоуст, Феодорит).   Какой же это день, как не спасительный для всех народов, в который отвергнутый сделался ? — т.е. день воскресения Спасителя. Хотя и всякий день есть Господень, но — преимущественно сотворен благим Богом: и вначале сотворил Бог свет и он же, будучи почтен воскресением нашего Спасителя, озарился лучами Солнца Правды — Иисуса Христа. Притом и Создатель света назвал его , не сотворив ничего другого в этот (Афанасий, Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

На литургии всегда говорится отпуст великий; на нем воспоминаются и храмовые святые, и св. Иоанн Златоуст , или св. Василий Великий , т. е. тот, чья совершается литургия, и святой дневной. Но в великие праздники на литургии особые отпусты (См. их в Служебн. или Чинов. и выше). После отпуста читаются молитвы по причащении, после чего священник и архиерей разоблачаются. При разоблачении их читается: «Ныне отпущаеши»; «Трисвятое»; «Отче наш»; тропарь: «Уст Твоих»; на «Слава» – кондак: «От небес приял еси божественную благодать»; на «И ныне» – Богородичен: «Предстательство христиан непостыдное»; «Господи, помилуй» 12-ть раз; «Честнейшую»; «Слава и ныне» и отпуст 736 (Служебник, Чиновник). О совершении литургии двумя или тремя иереями Обыкновенно при совершении литургии двумя или тремя иереями с диаконом – старший иерей говорит после первой ектении возглас: «Яко подобает», второй иерей возглас: «Яко Твоя держава», третий иерей возглас: «Яко благ». – Если два иерея – оба возгласа произносит второй иерей. После слов старшого иерея: «Бог молитвами», второй иерей говорит: «Премудрость, прости», а после слов старшого иерея: «Мир всем», третий иерей говорит: «Вонмем». Если два иерея, то второй говорит: «Премудрость, прости» и «Вонмем». При пении: «Святый Боже» первенствующий иерей, по целовании престола, отходит к ему месту, а старшие затем иереи обеих сторон становятся ближе к первенствующему иерею, к ему месту, а младшие к Царским дверям. Пред чтением Евангелия второй иерей подает Евангелие диакону, и он подносит его для целования предстоятелю и затем идет с ним на солею. Со старшим иереем участвуют при развертывании аптиминса и другие иереи. По чтении Евангелия после 1-й ектении возглас: «Яко милостив и человеколюбец» произносит старший иерей, после второй ектении возглас: «Да и тии» – второй иерей, а крест губою над антиминсом делает старший; после 3-й ектении возглас: «Яко подобает» произносит третий иерей, а после 4-й ектении возглас: «Яко да под державою Твоею» произносит старший иерей. При служении двух иереев, старший иерей произносит возгласы 1-й и 4-й, а второй – 2-й и 3-й. На Великом Входе, при служении двух диаконов, на младшего из них полагается воздух, а старшему на главу поставляется дискос. Старший иерей произносит имя императрицы, второй иерей – имя наследника, а третий иерей – весь царствующий дом. Затем все молитвословия вслух произносит старший иерей. По взятии с престола старшим иереем Потира и произнесении: «Всегда, ныне», второй складывает антиминс. Делает крест Евангелием над сложенным антиминсом старший иерей. Он же возглашает: «С миром изыдем», а самый младший иерей читает заамвонную молитву. О совершении литургии двумя или тремя иереями без диакона

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010