Далее, что говорить Моисей Иисусу сыну Навину, которому он дал как пророку, такое имя (Чис. 13:17) для того только, чтобы весь народ понимал, что Отец о Сыне Своем Иисусе все открывает сыну Навину? Давши ему такое имя, когда посылал его соглядатаем земли Ханаанской, он сказал ему: «возьми книгу в руки свои, и напиши то, что говорить Господь, то есть, что Сын Божий в последние дни истребит с корнем весь дом Амалика» (Исх. 17:14). Вот опять Иисус, не сын человеческий, но Сын Божий, Который явился в прообразе и во плоти. Но так как могут сказать, что Христос есть Сын Давида, то опасаясь этого и зная заблуждение грешников, сам Давид говорит: «Господь сказал Господу моему: сиди одесную Меня, доколе Я положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109:1; Мф. 22:43–45). И Исаия равным образом говорит: «сказал Господь Христу (=помазаннику) моему Господу (Kuriw вм. Kurw по LXX), Которого я удержал за десницу Его, чтобы повиновались Ему народы, и крепость царей разрушу» (Ис. 65:1). Видишь, как Давид [лат.: пророки] называет Иисуса Господом и Сыном Божиим. Глава 13 Но посмотрим, этот ли народ или первый есть наследник, и к нам ли относится завет Божий, или к ним? Послушайте, что Писание говорить о народе. «Молился Исаак о Ревекке жене своей, потому что она была неплодна, и она после того зачала. И вышла Ревекка вопросить Господа, и сказал Господь к ней: два языка в чреве твоем и два народа в утробе твоей; и один народ превзойдет другой, и старший будет служить меньшему» (Быт. 25:21–23). Вы должны понимать, кто Исаак, кто Ревекка, и о каких народах Бог объявил, что один будет более другого. В другом пророчестве Иаков еще яснее говорить Иосифу сыну своему так: «вот не лишил меня Господь лица твоего; приведи мне сынов твоих, чтобы я благословил их». Иосиф привел Ефрема и Манассию, желая, чтобы был благословен Манассия, потому что он был старший: и подвел его Иосиф к правой руке отца своего Иакова. Но Иаков духом провидел образ народа будущего. И что говорит Писание? «Иаков переменил руки свои и возложил правую руку на голову Ефрема, второго и меньшого сына Иосифова и благословил его. И сказал Иосиф Иакову: «переложи правую свою руку на голову Манассии, потому что он первородный мой сын». А Иаков отвечал Иосифу: «знаю, сын мой, знаю; но старший будет служить меньшему, — впрочем, и тот получит благословение» (Быт. 48:9–19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Не меньше, чем категории (2) и (3), смущает интерпретаторов категория (4). Почему эти двое, поименованные так же, как и категория (3) – «ученики Господни», отделены от остальных? Многие ученые полагают, что различие между категориями (3) и (4) тесно связано с разными формами глагола «говорить», применяемыми к ним – аористом expert («сказали») и формой настоящего совершенного legousin («говорили»). В то время, о котором рассказывает Папий, люди из категории (3) уже умерли, так что он может узнать со слов старцев лишь то, что они говорили когда-то в прошлом; но Аристион и Иоанн Старший еще живы – хоть и не в Иераполе – и Папий узнает от их учеников то, что они говорят сейчас. Эти двое, непосредственные ученики Иисуса, в то время, о котором говорит Папий, были видными христианскими учителями в провинции Азия. Второго из них он называет «Иоанном Старшим», чтобы отличить его от другого Иоанна, упомянутого в категории (З) 44 . Оба Иоанна были «учениками Господними», но только «Иоанн Старший» стал видным учителем азиатских церквей 45 . Многие ученые не могут поверить, что Аристион и Иоанн Старший лично знали Иисуса: либо потому, что, по их мнению, Папий говорит о времени после смерти «старцев» и, следовательно, намного позднее жизни учеников Иисуса, либо потому, что не проводят четкого различия между временем, о котором пишет Папий, и временем, когда он пишет. Однако если мы признаем, что в то время, о котором пишет Папий, большинство учеников Иисуса уже умерли, однако двое были еще живы и учили в провинции Азия, то увидим, что Папий говорит о конце I столетия. В этом, по меньшей мере, нет ничего невероятного. Сам Папий, без сомнения, был в то время молод. Он принадлежит к следующему поколению; однако вполне вероятно, что его молодость совпала по времени с окончанием жизни некоторых долго проживших учеников – тех, что были молоды во времена Иисуса. Даже если мы принимаем общепринятую дату завершения работы Папия над книгой (130 год н.э.), которая мне кажется слишком поздней – в этом нет ничего невероятного. Предположим, Папию было 20 лет в 90 году, когда еще жили престарелые Аристион и Иоанн – тогда в 130 году, когда он закончил свою книгу (как можно понять, дело всей его жизни), ему исполнилось 60. (Современник Папия Поликарп, епископ Смирнский, погиб мученической смертью в восемьдесят шесть лет – в период от 156 до 167 годов н.э 46 . Значит, в 90 году н.э. ему было от одиннадцати до двадцати лет 47 .) Кроме того, Папий, по-видимому, непосредственно общался с дочерьми Филиппа благовестника (см. Деян 21:9 ), жившими в Иераполе 48 . Если принять, что в 90 году н.э. Папию было двадцать лет, то это также вполне заслуживает доверия. Однако, поскольку датировка его книги 130 годом, как мы уже заметили, сомнительна, то вполне может быть, что Папий родился лет на двадцать раньше 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

С общего согласия они порешили, чтобы отправился младший брат. Спустя немного времени после его отъезда, оставшийся в Константинополе видит сон: благолепный старец говорит ему: «Знаешь ли, что твой брат впал в блуд с женою харчевника?» – Проснувшись, он был очень огорчен и говорил сам себе: это я виноват: зачем отпустил его одного? Спустя несколько времени снова видит во сне того же мужа, который говорит те же слова: «Знаешь ли, что твой брат впал с женою харчевника?» – И снова – великая печаль... Но вот в третий раз явившийся говорит ему: «Знаешь ли, что брат твой покинул законную жену и связался с женою харчевника?» И немедленно пишет он из Константинополя в Сирию брату: «Тотчас же бросай все и возвращайся в Византию». Получив письмо, тот, оставив все, явился к брату. Старший, увидав младшего брата, ведет его в соборную церковь и начинает горько укорять: – Хорошо ли это, что ты впал в блуд с женою харчевника? Тот, выслушав брата, начал клясться именем Бога Вседержителя: – Я не понимаю, что ты говоришь: я не предавался распутству, не вступал ни с кем в незаконную связь и ни кого не знал, кроме законной жены. Старший брат, выслушав это, – спрашивает: – Не сотворил ли ты еще чего-либо, более тяжкого? Тот отрекался. – Ничего не сделал я незаконного... Правда, я нашел в нашем селении монахов из секты Севера, и, не зная, что это худо, имел с ними общение. Но другого ничего за собой не знаю. Тогда старший сообразил, что блуд и означает измену святой кафолической Церкви... Брат впал в ересь акефала Севера, поистине корчемника, опозорил себя и унизил высоту православия. 189. Жена, сохранившая верность мужу – и неожиданная помощь. В странноприимном доме отцов, в Аскалоне, пресвитер авва Евсевий рассказал нам: один купец из нашего города, во время плавания, потерял все свое и чужое имущество, – только сам остался цел. Вернувшись домой, он был схвачен заимодавцами и брошен в тюрьму, а дом и все имущество в доме были расхищены. У него ничего не осталось, кроме одежды, которая была на нем и у его жены.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mosh/lug...

Возвратившись из Афин (приблизительно в 358 году), Григорий принял Крещение, после чего предался аскетической жизни: проводил жизнь в постах, молитве, богомыслии и созерцании. В этот период он посещал Понт, ища встреч и совместных подвигов со своим другом и единомышленником Василием. Одним из плодов их творческого сотрудничества стало произведение «Филокалия», включавшее мысли и выдержки из сочинений знаменитого церковного учителя Ориген а. Около 360 года Григорий старший, отец Григория Богослова, не вполне понимая тонкости распространившегося к тому времени арианского лжеучения, подписал арианский символ, чем вызвал негодование православных, представителей его паствы. Многие готовы были отойти от своего епископа. В тот момент Григорий младший сумел разъяснить отцу его ошибку и показать несоответствие подписанного Символа Никейскому. В результате Григорий старший признал заблуждение публично и порядок среди его паствы был восстановлен. Священническое и епископское служение К Пасхе 362 года отец Григорий возвратился в Назианз и приступил к деятельному исполнению пастырского долга. С того времени он находился при вверенной ему пастве и по мере возможностей помогал родному отцу, Григорию старшему, в его архиерейском служении. Когда в 370 году Василия Великого возвели в архиепископа Кесарийского, тот в целях лучшего управления своей паствой и борьбы с арианством стал открывать новые кафедры. В этот период он нуждался в ревностных, религиозно-образованных пастырях. Следуя своему замыслу, святитель Василий поставил своего друга, Григория, епископом в Сасим. Шел 372 год. Григорий Богослов хотя и понимал, в чем состояла важность этого шага с позиции Василия Великого , и согласился, однако, как и в случае с рукоположением во священника, подчинился этому выбору с неохотой, а затем удалился в безлюдное, пустынное место, где предался созерцательной молитве. Через какое-то время Григорий старший уговорил своего сына прибыть в Назианз. Тот вернулся, но с условием, что не будет преемником по кафедре отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Зато Макс был назначен советскими властями мэром Артштеттена, оказавшегося в зоне, освобожденной советской армией. Кажется, это единственный случай в мировой истории, когда коммунисты назначили мэром города герцога. Герцог Максимилиан фон Гогенберг Герцог Максимилиан умер в 1962 году в Вене и был похоронен рядом с родителями и младшим братом в родовой усыпальнице в Артштеттене. Его похороны превратились в многолюдную процессию как и полвека назад во время похорон его родителей. Церковь в Артштеттене не смогла вместить всех желающих. Старший сын Максимилиана герцог Франц Фердинанд (внук эрцгерцога Фердинанда) женился на Принцессе Елизавете Люксембургской (сестре Великого Герцога Иоанна). Их старшая дочь княгиня Анита (внучка Максимилиана и правнучка Фердинанда) по-прежнему владеет замком Артштеттен, где похоронены эрцгерцог Франц Фердинанд и герцогиня София. Поскольку у Франца Фердинанда были только две дочки Анита и София, то титул герцога перешел ко второму сыну Максимилиана Георгу ( Georg Hohenberg; 25.04.1929 – 25.07.2019). На сегодняшний день старший в роду Гогенбергов – старший сын Георга герцог Николас фон Гогенберг (род. 3 июля 1961). Вместе с Анитой фон Гогенберг в Артштеттене проживает ее племянник князь Лео Иоганнес фон Гогенберг (28.09.1964), сын князя Альбрехта (04.02.1931, третий сын герцога Максимилиана) с женой Розалиндой (Розалинда Роке Аллкофорадо) и детьми Женевьевой (08.03.1998) и Адриеном (29.10.2003). Учитывая наследственные симпатии к России семьи Гогенберг, не вызовет удивления факт, что с 9 по 11 мая 2014 года, по приглашению правнуков эрцгерцога Франца Фердинанда княгини Аниты фон Гогенберг и князя Лео фон Гогенберг, и австрийских монархических кругов, состоялся визит в Австрию советника Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей, начальника Войсковой Православной Миссии Игоря Евгеньевича Смыкова. В рамках отмечаемого в том году столетия трагической гибели эрцгерцога Фердинанда и начала Великой войны, в столицу Австрии начальником ВПМ был доставлен из Москвы Чудотворный образ Царя Николая Второго. Визит этот достаточно широко освещался в средствах массовой информации.

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/14/...

Воздвиженская школа колыбель Трудового братства Посвящается Михаилу Николаевичу Островскому во знак благодарности и глубокого уважения. Содержание Предисловие I. Хутор Воздвиженск II. Исторический очерк III. Попечитель IV. Преподаватели V. Воспитанники VI. Младший Братский Кружок VII. Старший Братский Кружок VIII. Старшины IX. Физическое воспитание и материальная обстановка школы Х. Умственное воспитание и классные занятия XI. Описание хозяйства и практические занятия учеников XII. Будний день зимою XIII. Будний день летом XIV. Суббота XV. Воскресный день XVI. Храм и богослужения XVII. От 1-го по 4-е августа 1-е августа 2-е августа 3-е августа 4-е августа XVIII. 11 сентября 1893 г. (Из школьного дневника) XIX. Праздник Воздвижения Креста Господня 14 сентября 1893 года (Из школьного дневника) ХХ. Рождество и Новый год XXI. Великий пост и Праздник Пасхи XXII. Прием в Младший Братский Кружок (Воспоминания) XXIII. Как меня допустили в Старший Братский Дружок XXIV. Прием в Старший Братский Кружок XXV. Общие выводы Приложения Преображенская сельскохозяйственная женская школа Приложения, касающиеся мужской Воздвиженской школы Речь Попечителя при открытии Воздвиженской школы 4 августа 1885 г. Речь Попечителя о значении школьного значка Выписка из школьного дневника о субботнем товарищеском совещании после исключения пяти воспитанников Письмо Младшего Братского Кружка больному брату Письмо членов Младшего Братского Кружка графу Зигфриду Люттихау Адрес Преосвященнейшему Сергию, Епископу Черниговскому и Нежинскому Адрес Иеромонаху Антонию (Храповицкому) ныне Архимандриту, ректору Московской Духовной Академии Адрес Господину Товарищу Обер-Прокурора Святейшего Синода В. К. Саблеру Письмо графу Максимилиану Люттихау Письмо С. А. Рачинскому Адрес Герцогине Ангальт-Бернбург (Сестре Его Величества Короля Датского Христиана IX) Письмо в младший Братский Кружок воспитанника первого подготовительного класса Трофима Ш. Сочувствие, прочитанное депутацией от Старшего Братского Кружка А. И.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

«Бе мертв и оживе» — грешник, отчуждившийся от Бога, это то же, что мертвый, ибо истинная жизнь человека зависит только от источника жизни — Бога: обращение грешника к Богу представляется поэтому, как воскресение из мертвых. Старший брат, гневающийся на отца за милосердие к младшему брату, это живой образ книжников и фарисеев, гордых своим по виду точным и строгим исполнением закона, но в душе холодных и бессердечных в отношении к своим братиям, хвалящихся исполнением воли Божией, но не хотящих иметь общения с кающимися мытарями и грешниками. Как старший брат «разгневался и не хотяще внити», так и мнимые точные исполнители закона фарисеи гневались на Господа Иисуса Христа за то, что Он вступает в близкое общение с кающимися грешниками. Вместо сочувствия брату и отцу, старший брат начинает выставлять свои заслуги, брата не желает даже называть «братом», а презрительно говорит: «этот сын твой». «Ты всегда со мною и все мое — твое» — этим указывается на то, что фарисеи, в руках которых закон, всегда могут иметь доступ к Богу и духовным благам, но не могут заслужить благоволения Отца Небесного при таком извращенном и жестоком духовно-нравственном настроении. Архиепископ Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания. История праздника Установление недели о блудном сыне относится к древним временам христианства. Кроме церковного устава, о ее древности свидетельствуют отцы и писатели Церкви IV и V века, говорившие беседы в эту неделю, как то св. Златоуст, Августин, Астерий, епископ Амасийский, и другие. В VIII веке Иосиф Студит написал канон на неделю о блудном сыне, ныне поемый Церковью в эту неделю. Толкования и изречения святых отцов: Особенности богослужения недели (седмицы) о блудном сыне 1) На утрени в Неделю о блудном сыне и затем в Недели мясопустную и сырную, после пения полиелейных псалмов (134 и 135-го) «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви», поется еще псалом 136-й: «На реках Вавилон­ских…» «с Аллилуиею красною». Этот псалом возбуждает грешников, находящихся в плену греха и диавола, осознать свое несчастное, греховное состояние, подобно иудеям, которые осознали свое горькое положение в плену Вавилонском и впоследствии раскаялись. Затем поются воскресные тропари — «Ангельский собор…».

http://pravmir.ru/pritcha-o-bludnom-syne...

Хитростью занимает Фессалонику. Силою берет ее акрополь. После того, как Димитрий и другие вожди постыдно рассеялись, берет на капитуляцию Серры. Овладевает прочими городами Македонии, также детьми, женами и имуществом своих противников (4). Андроник старший боится войны; вошедши в союз с правителем болгар, ободряется. Его дочь королева, доверяя басням чревовещателей, ободряет его пустой надеждой. Логофет слишком озабочен. Встревожен сном. Распоряжается своим имуществом. Переходит во дворец. Правители македонских городов, будучи схвачены, заключены Андроником младшим в тюрьму. Бегство Димитрия Деспота. Несчастный конец Протовестиария. Асан занимает Просиак. Уходит к королю. Василик Никифор укрепляет и защищает замок Меленика; сдается Андронику младшему, лишь после смерти старшего. Андроник младший ценит его верность. Изречение Филиппа Македонского. Сражение при Мавропотаме. Войска Андроника старшего разбиты. Андроник младший спешит опередить болгар и войти в Византию. Городу – три опасности. Венецианский флот, оскорбленный галатскими генуэзцами, запирает пролив. Захватывает многие суда с грузом. Отсюда голод в Византии. Справедливость и благородство венецианцев. Они отказываются помогать Андронику младшему. Войско болгарское вторая опасность для города. Андроник младший тщетно пытается ворваться в город. Старший неумолим. Вождь болгар, поладив с Андроником младшим, ведет свое войско домой (5). Два стража городских условливаются с Андроником младшим о сдаче города. Напоив других сторожей, впускают его. Андроник старший получает дважды предостережение и находит нужным принять меры. Но логофет отклоняет от этого. Император крайне тревожится. Узнав о вступлении внука в город, прибегает к иконе Божьей Матери. Внук запрещает чем бы то ни было оскорблять деда. Увещевает своих не злоупотреблять победой. Жалобная просьба деда. Доброта внука. Патриарх с торжеством возвращается на свое место. Нескромность торжественного поезда. Богатейшие домы расхищаются, особенно дом логофета.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аминь», и митрополиты усаживали Патриарха на его место в 1-й раз. Далее возглашалось: «...и Сына. Аминь!» - и Патриарха усаживали вторично. После слов: «...и Святаго Духа. Аминь!» Патриарха усаживали в 3-й раз. Старший митрополит возглашал: «Аксиос!» - и то же по трижды пели в алтаре и в храме. Т. о., в чине была использована александрийская традиция возглашать имя Пресв. Троицы - «как при Крещении», «Аксиос!» петь в конце (в к-польском чине «Аксиос!» без к.-л. др. слов возглашалось на каждое усаживание). Сразу после этого один из архиереев читал, стоя в царских вратах, ектению с особыми прошениями, а старший митрополит - в алтаре молитву «Владыко Вседержителю и Господи всяческих, Отче щедрот и Боже всякия утехи...». Это та же молитва σποτα Παντοκρτωρ κα Κριε τν λων, к-рая в александрийском чине положена при И. любого епископа. Во время ектении Патриарха переоблачали в иные саккос, омофор, митру (в этом следует видеть воспроизведение того обряда И., к-рый совершался в Москве в последние десятилетия XVII в.,- впрочем, там переоблачение происходило до литургии, а не во время ее) и возлагали на него 2 панагии и наперсный крест. Перед царскими вратами вставал иподиакон с патриаршим предносным крестом, а др. иподиакон вместо обычного примикирия (предносной свечи) вставал с «двуплетеной» свечой. По окончании ектении старший митрополит произносил возглас молитвы и пелась великая похвала - многолетия Предстоятелям правосл. Церквей и Российскому гос-ву. Далее литургия совершалась обычным порядком. Во время великого входа составители чина указали нести не только дискос и потир, но и сионы ( дарохранительницы ) - изнесение на великом входе пустых сионов практиковалось на Руси до XVII в. включительно во время торжественных богослужений в кафедральных соборах (и являлось следом древней визант. практики совершения литургии не на одном, а на неск. агнцах с использованием мн. священных сосудов). По окончании литургии Патриарх, стоя перед св. престолом, облачался в патриаршую мантию и клобук (особой формы, согласно древнерус.

http://pravenc.ru/text/интронизация.html

– Это ее желание – пригласить священника из собора. – Понятно. И тут один из сидящих сзади братьев сказал: – Батюшка, я думаю, надо вам сказать… э-э… если это имеет значение, конечно. Мама у нас лютеранка. – Как – лютеранка ? – опешил отец Дионисий. – Да так. Мы ведь из немцев будем. Предки по маминой линии еще с петровских времен в России жили, а отец из пленных в последнюю войну… Они были, по словам матери, немецкой веры, а нас всех четверых да еще сестру крестили в русской церкви. – Та-ак. Немцы , между прочим, не все лютеране, есть и католики. – Мы в этом плохо разбираемся, – ответил за всех старший. Отец Дионисий не знал, то ли попросить повернуть машину назад, то ли остановить, чтобы подумать о создавшейся ситуации, то ли ехать дальше и разбираться на месте. В конце концов выбрал последнее. Было только непонятно, как же это – лютеранка по вероисповеданию ходила в православный храм? Почему? В городе, между прочим, есть лютеранская община. И католическая – тоже. Сейчас, как известно, свобода совести, никаких запретов на религиозные убеждения нет. Хочешь в церковь, хочешь в секту иди, куда душе угодно. А может, она и не лютеранка вовсе? Да… Лучше всего, подумал отец Дионисий, спросить у нее самой. Тем временем они приехали. – Надо было все-таки сразу объяснить мне, что к чему, – сказал он братьям, когда все пятеро поднимались по лестнице на пятый этаж покрашенной в желтый цвет «сталинки». – Вы извините, конечно, но я даже не подумал об этом, – ответил старший. – И в голову не пришло. Христиане и христиане. – А немцы, значит, не могут в русской церкви причащаться? – спросил один из братьев, шедший последним. Отец Дионисий оглянулся. – Дело не в том, немцы или не немцы. Лютеране не могут. Католикам в крайнем случае дозволено, и то через исповедь с отречением от католических заблуждений, а протестантам – нет. Существует специальный чин присоединения их к Православию. Через миропомазание. Может, ваша мама все-таки католичка? – Теперь уж и не знаю. Не ошибиться бы, – сказал старший. – Кажется, все-таки лютеранка. Сейчас спросим.

http://pravmir.ru/per-crucem-ad-lucem-ch...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010