Владыка Нектарий жил рядом с храмом, и моя мама всегда старалась позаботиться о нем и о его сестре Верочке. У владыки была гипертония и болезнь сердца, а мама любила лечить разными натуральными средствами, и она всегда заботилась о здоровье владыки, старалась его поддержать, снабжала его разными лекарствами. Владыка Нектарий (Концевич) Оптинский дух Владыка родился в 1905-м году и успел застать ту самую, старую Оптину, с ее старцами Владыка, в свою очередь, очень любил нашу семью, приходил к нам в гости, и в Сиэтле, и в Сан-Франциско, когда мы туда переехали. Когда он нас навещал, то всегда рассказывал про Оптину пустынь, про Россию. Этот дух его рассказов – настоящий православный дух – передавался нам. Владыка родился в 1905-м году и успел застать ту самую, старую Оптину, с ее старцами и преемственностью Оптинского духа. Старая Оптина Ваня, Володя и Олег Концевичи Шел 1922 год, когда будущий епископ Нектарий, а тогда 17-летний юноша по имени Олег, приехал в Оптину пустынь вместе со своей мамой, Александрой Ивановной Концевич, духовным чадом старца Нектария Оптинского. В семье Концевичей было три брата: старший, Иван, – 1893 года рождения, средний, Владимир, – 1895 года рождения, младший, Олег, – 1905 года рождения, а также сестра Вера. Всеми любимый Володя – умный, добрый, талантливый – совсем юным ушел добровольцем на фронт и погиб на полях Первой мировой войны в Австрии. Гибель его была жертвенной: требовалось перерезать проволоку заграждений под обстрелом неприятеля, и все тянули жребий – кому идти на верную смерть. Володя не вытянул жребий, но заменил собой другого воина и был убит. Потеряв Володю, Александра Ивановна и Олег в 1922-м году ничего не знали и о судьбе старшего – Вани. Ваня (Иван Михайлович Концевич) уже бывал ранее в Оптиной пустыни и окормлялся у старцев, а в Гражданскую войну воевал в рядах Добровольческой армии. Война уже закончилась, но никакой весточки от Вани у его родных не было. Преподобный Анатолий (Потапов) «А Ваня?» Позднее Олег напишет в письме к старшему брату:

http://pravoslavie.ru/140514.html

К началу 1918 года в Козельской партийной организации было 29 членов. Вокруг них – около полусотни сочувствующих установлению нового порядка. Председатель – бывший крестьянин Алексей Васильевич Медведев. В сорока верстах отсюда, в Белёве, в это время еще вовсе не было большевиков. Поэтому партийцам приходилось пока не грозить, а просить и уговаривать, лгать напропалую о грядущем народном счастье. 10/23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь – в ряду других монастырей – была официально закрыта. Монастырь, в котором пока ничего не изменилось, стал называться Сельхозартель Оптино. Оптинцы как трудились раньше, так и продолжали трудиться, только большую часть произведенного теперь надо было отдавать на «нужды рабочих и крестьян». Власти видели, что обитель полна богомольцев, но до времени помалкивали, так как в их отчетах Центру эта Сельхозартель выступала как лучшая в уезде. Так оно и было. Племенной скот, прекрасные овощи и фрукты, мед, древесина... Чем дальше, тем все более жестоко власть грабила монахов, – они уже подошли к черте голода, но терпели, так как важнее было сохранять монастырскую молитвенную жизнь. Власть была хотя и жестока, но слаба. В Калужской губернии свободно, как и почти всюду в России в это время, бродили банды. «Теперь время гонений на Церковь Божию, – пишет летописец 25 февраля 1918 года. – Кругом чувствуется, что близко, близко то время, когда верные побегут в горы по слову тайнозрителя». Продолжение записи того же дня: «В 11 часов дня в скит заявились четыре солдата из Красной гвардии, и один, очевидно, их старший. Они потребовали к себе отца игумена, и когда он вышел к ним, то они заявили, что пришли осмотреть храмы и все вообще в скиту, ибо, как они заявили, про скит ходят слухи, что здесь много лежит серебра и золота. Начальник потребовал с них удостоверения... они направились в каменный храм в сопровождении отца игумена. Все было осмотрено. Церковная утварь, святые сосуды, иконы в ризах переписаны, но золота, конечно, не было найдено... Была осмотрена и колокольня, там думали найти пулемет... После сего все отправились в храм святого Иоанна Предтечи. ...И здесь тоже все описали» 549 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Старший, Ваня, и средний, Володя, были близки по возрасту – разница всего в 2 года. Несмотря на эти 2 года, Володя был выше Вани ростом и, по семейным воспоминаниям, имел из всех братьев самую привлекательную внешность и самые блестящие способности. И если младший, Олег, будучи моложе Вани на целых 12 лет, не мог быть его товарищем по играм, то двух старших братьев связывала тесная и неразрывная дружба. Алтарник протоиерея Николая Загоровского После окончания гимназии юный Ваня Концевич поступил на Математический факультет Киевского университета. Началась Первая мировая, Киевский университет эвакуировался в Поволжье, и тогда Ваня перевелся в Харьковский университет. В этом виден был Промысл Божий, потому что в Харькове юноша снял комнату в доме известного в городе священника, молитвенника и подвижника, отца Николая Загоровского (1872–1943) – духовного чада Оптинского старца Анатолия (Потапова). Многочисленная паства отца Николая знала Ивана Концевича как помощника их любимого батюшки Позднее отец Николай был гоним за веру. В лагере на Соловках, уже вдовцом, он принял монашеский постриг с именем Серафим, в честь преподобного Серафима Саровского, и был позднее канонизирован РПЦЗ как преподобноисповедник Серафим (Загоровский), Харьковский чудотворец, а также прославлен РПЦ в Соборе новомучеников Слободского края. Ваня не только жил в доме батюшки, но и постоянно прислуживал ему в церкви как алтарник. Он также сопровождал батюшку, когда тот служил молебны в частных домах, ограждая отца Николая от стекавшегося и теснившего его народа. Как-то Ваня даже участвовал в одном из паломничеств, которые время от времени организовывал пастырь-подвижник. Таким образом, вся многочисленная паства отца Николая знала студента Ивана Концевича как помощника их любимого батюшки. Это обстоятельство дважды помогало Ване в дальнейшей жизни. Преподобноисповедник Серафим (Загоровский) Фото: pravoslavie.ru Оптина пустынь В начале Первой мировой войны любимый брат и близкий друг Ивана, Володя Концевич, ушел добровольцем на фронт и погиб. Ваня очень тяжело переживал эту скорбь. В этот момент он прочитал книгу будущего священника Владимира Павловича Быкова. Она называлась «Тихие приюты для отдыха страдающей души», и там был рассказ про Оптину пустынь. После прочтения этой книги, во время летних каникул 1916 года, Иван оставил все дела и поехал в Оптину.

http://ruskline.ru/opp/2021/07/08/hranim...

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) По образу древних. Иоанно-Предтеченский Скит Оптиной Пустыни (рассказ с прологом и эпилогом в 15 главах) Пролог Трепет объемлет, когда подумаешь, сколь священна эта земля, – вот этот малый участок русских пространств, на котором расположен Иоанно-Предтеченский Скит Свято-Введенской Оптиной Пустыни! Не оградой из камня или дерева он обнесен, сохраняя в себе, несмотря на все катастрофические повороты истории, благодатный мир Христов, – не оградой, – а живой, неумолкающей молитвой, достигающей небес: молитвами великих преподобных старцев Оптинских, многих поколений живших здесь иноков, богомольцев, собиравшихся сюда со всей Святой Руси, ибо здесь, как они полагали, к небу всего ближе, хотя и не на горах стоит знаменитый среди православных Оптинский Скит. Где-то людские толпы удивляются великолепным дворцам, построенным знаменитыми архитекторами, расписанным великими художниками, наполненным диковинными и драгоценными изделиями, но нет большего благоговения и сердечного умиления для православного человека, чем при взгляде на небольшие домики Скита, где жили преподобные старцы: это и домик скитоначальников, где жили святые отцы наши Макарий, Анатолий (старший), Варсонофий, Феодосий, и «хибарка» старца Амвросия, приютившая после него преподобного Иосифа, затем преподобного Нектария. Сколько здесь, на мужских и женских половинах (вход для женщин был вне Скита, для мужчин изнутри), перебывало жаждущих вечного спасения людей всех сословий, но более всего из простого народа! Сколько здесь было пролито слез, сколько прозвучало чистосердечных исповедных признаний, сколько разорвано было бесовских пут, сколько надежд возродилось! По вечерам шли к старцам из своих келлий иноки для откровения помыслов. Зимой, среди синеющих в сгущающихся сумерках сугробов, мимо молчаливого храма Иоанна Предтечи, осыпанного поблескивающим от света луны или звезд снегом, мимо могучих кедров и приземистых яблонь, по дорожкам, поскрипывающим под ногой от мороза… Весной, когда весь Скит безмолвно радуется, благоухая белым цветом яблонь, множеством всюду пестреющих цветов, когда в окнах храма и на крестах начинает плавиться золотом мирный закат… Летом, когда стрекочут кузнечики в траве, наливаются яблоки, созревают вишни, а в траве и на листьях деревьев сверкают искры дождевых капель… Осенью, когда Скит особенно тих и задумчив, подобно человеку, подошедшему к зрелой поре своей души, когда всюду светится золотое увядание, – в траве, среди цветов, в окружающем Скит лесу… Так ходили будущий старец Амвросий к старцу Макарию и старец Варсонофий, седовласый послушник, к старцу Анатолию, а потом рясофорный инок Николай, будущий преподобный Никон, к старцу Варсонофию.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Старец Амвросий, как мы уже сказали, руководил и оптинским книгоизданием. При нем вышли подготовленные в Скиту жизнеописание старца Макария (составленное архимандритом Леонидом), шеститомное собрание писем старца Макария (с помощью вдовы И. В. Киреевского Наталии Петровны), новое издание книги аввы Дорофея (подготовленное отцами Климентом и Анатолием), Слова преподобного Симеона Нового Богослова (их же труд по переводу), жизнеописание св. Антония (составленное о. Климентом), «Огласительные поучения» Феодора Студита (перевод отцов Климента, Анатолия и Ювеналия), жизнеописание старца Леонида (позднее значительно дополненное), переработанное архимандритом Леонидом его «Описания Козельской Оптиной Пустыни», жизнеописание архимандрита Моисея , составленное о. Ювеналием, и другие книги, не считая двух десятков брошюр духовного содержания и труда епископа Петра (Екатериновского) «Указание пути ко спасению (опыт аскетики)». 10 октября 1891 года старец Амвросий скончался во время своего пребывания в Шамордине. После отпевания и панихид гроб несли на руках 12 верст до Оптиной Пустыни. Был дождливый день, ветер, – однако свечи в руках идущих не гасли. Сквозь непогоду слышался печальный звон большого колокола с оптинской колокольни. Насельники монастыря с иконами и хоругвями стояли на берегу Жиздры, через которую был наведен временный мост. Похоронен был старец Амвросий рядом с могилой его учителя, старца Макария. Еще при жизни старца Амвросия значительную часть своего иноческого пути прошел будущий старец, скитоначальник о. Анатолий (старший), бывший поначалу духовным чадом старца Макария, а потом по его благословению перешедший к о. Амвросию. С должностью скитоначальника о. Анатолий принял и обязанности духовника. Не было ни одного дела, о котором он не советовался бы со старцем. Когда устроилась под руководством старца Амвросия женская Шамординская обитель, он назначил его духовником сестер, – о. Анатолий стал постоянно ездить туда, исполняя все указания о. Амвросия по Шамордину, где строился Казанский собор и вообще было множество духовных и хозяйственных забот. Старец Анатолий пережил своего учителя лишь на три года – скончался иеросхимонахом 25 января 1894 года на семидесятом году жизни. Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

229. Смотря на содержание писем Ваших, нахожу нужным Вам заметить, что Вы имеете обычай объяснять свое душевное устроение и внешнее положение в общих выражениях. Такое объяснение может служить препятствием к таким ответам, коих требовало бы Ваше духовное настроение. Если подвигнется гнев или страсть плоти, или что другое подобное, нужно указать прямо на такое движение и случай к нему, если человек желает получить духовный ответ. Впрочем, простите, может быть, мое замечание неуместно. Вып. III. С. 214. 619. Благоразумная уступчивость, с сохранением благодушия и внутреннего мира, всего более подходит к Евангелию 19 20 / x 36 (внесены боковины) 233. Благоразумная и благонамеренная уступчивость, где нет явного нарушения заповеди Божией и явного греха, всего ближе подходит к заповеди Господней: «иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет» ( Мк. 8:34 ). Не говорю Вам, чтобы Вы уступали людям, если бы некоторые из них стали принуждать Вас к презорливому нарушению постановлений Православной Церкви, но объясню только, что среди столкновений между людьми следует стараться сохранить благодушие и мир внутренний, прежде, по крайней мере, стараясь сохранить псаломское слово: «смутихся и не глаголах» ( Пс. 76:5 ), потом уже сказанное к предуспевшим: «уготовихся и не смутихся» ( Пс. 118:60 ). Не вотще сказано в Евангелии: «будите мудри, яко змия, и цели, яко голубие» (ср. Мф. 10:16 ). Змея, когда ранят ее тело, всячески старается соблюсти целою главу; а христианин, в трудных обстоятельствах, да старается соблюдать веру в Промысл Всесильного и Всеблагого Бога, иже воздаст коемуждо по делом терпения, чтобы чрез сию веру удержать себя в пределах незлобия голубиного. Вып. III. С. 217. 19 2 / IX 35 (внесены тексты) АНАТОЛИЙ иеросхимонах ОПТИНСКИЙ (Старший) (Кончина (день памяти): 25 января/7 февраля 1894) Собрание писем к монахиням. Сергиева Лавра, 1910 9 620. Мир духовный не связан с телесным здоровьем 3. Мир духови твоему! Мир болящему телу твоему! Не думай, что мир обитает в здоровом теле: там жабы и пиявицы. Нет, мир обитает лишь в мертвенней плоти нашей. И этот-то есть истинный мир, мир Иисусов, мир, всяк ум превосходящий. И потому не дивись, если я, любящий тебя, не печалуюсь, слыша, что ты недугуешь и страдаешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Но однажды старец вдруг проговорил вслух, “Кто это опять там просится в монастырь?” В келье никого из посторонних не было, и старца пытались успокоить, что никто не просится. Через несколько минут болящий опять, но уже с гневом произнес: “Да что же мне не скажут, кто это еще просится в монастырь?” 198 После этих слов келейник вышел на крыльцо, недоумевая, как ему узнать, кто из многочисленной толпы желает поступить в обитель. Когда келейник появился на крыльце, к нему обратился молодой человек, желавший спросить у о. Амвросия, в какой монастырь благословит он его поступить. Вопрошавший был некогда послушником в Оптиной пустыни, затем ушел на Афон, но и там не смог ужиться; но душа его тосковала в мире, и он решил с благословения о. Амвросия опять поступить в какую-либо обитель. Келейник передал просьбу вопрошавшего. Батюшка пригласил его к себе, благословил и велел поступить в известную по высоте и строгости духовной жизни Глинскую пустынь. Восьмого числа усилился жар, который временами сменялся ознобом, временами больной бредил и впадал в забытье. Из скита были вызваны о. Анатолий (скитоначальник) и о. Иосиф (старший келейник о. Амвросия). Весь день батюшка был без сознания. Жар доходил до сорока градусов. К вечеру было решено совершить над болящим таинство Елеосвящения, но он был настолько слаб, что окружающие думали, что он умирает, и о. Иосиф прочитал отходную; а затем было совершено елеосвящение. Все время совершения таинства о. Амвросий был без сознания. После 12-ти часов жар стал постепенно спадать, и больной пришел в сознание. 9-го в шесть часов утра старец-страдалец с большим трудом причастился Св. Таин. В этот день он не терял сознания, но был очень слаб. Когда к нему подошла матушка Евфросиния, он ласково посмотрел на нее и тихо произнес: “Плохо мать” 199 . В этот день к умирающему приезжал проститься настоятель Оптиной пустыни о. Исаакий. Войдя к нему, он был поражен его изможденным видом и заплакал от жалости. В это время старец уже не мог говорить, но он узнал о.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/o...

Таких высоких гостей, как члены Царской Семьи, в монастырях принято было встречать с большой торжественностью. Но К. Р. попросил настоятеля Оптиной Пустыни игумена Ксенофонта не делать им такой встречи, чтобы не смущать детей, которые желают здесь быть как простые паломники. Когда их встречали, был только колокольный звон. Конечно, отец настоятель проявил всю возможную внимательность к ним и сам многое показывал и объяснял. Повел он их и в Скит – по дорожке в лесу, где юные Князья восхищались мачтовыми соснами… В Скиту осмотрели храм Иоанна Предтечи, потом посетили старца Иосифа в его келлии. Он встретил их ласково, с готовностью ответил на несколько вопросов и благословил. Старший сын К. Р. Великий Князь Иоанн, оканчивавший учение в Пажеском корпусе, был очень благоговейным молитвенником. И в корпусе, и дома – в Мраморном дворце – он устраивал хоры для исполнения церковных песнопений, где пели и его младшие братья. Он так хорошо постиг регентское дело, что ему иногда поручали руководить певчими на службах в церкви Зимнего дворца. И потом, будучи уже офицером, он регентовал, и его способности очень ценил святой страстотерпец Император Николай Александрович, звавший его Иоаннчиком. Однажды К. Р. представил Иоанна старцу Иосифу как «будущего священнослужителя», и это совсем не было шуткой. Великий Князь Иоанн впоследствии действительно был рукоположен в сан диакона. Он к тому времени был женат на сербской принцессе Елене Павловне. Старец Иосиф с любовью благословил будущего святого мученика, а пока пятнадцатилетнего пажа, и, узнав, что семья К. Р. живет возле Оптиной, просил посещать его. В храме Скита Великий Князь Иоанн увидел икону Усекновения Главы св. Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня, точно такую же, какая находилась у него дома, в Петербурге. К. Р. обратил его внимание на лампаду, горевшую перед этим образом. «Вот огонек, – сказал он, – не угасающий никогда, соединяющий нас, русских богомольцев, с молитвенниками этого сурового и благодатного Скита… Тебе был всего год возраста, когда я прислал эту лампаду старцам Амвросию и Анатолию, а они благословили тебя иконой Усекновения Главы святого Предтечи».

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Год с преподобными Оптинскими старцами.  11 января  «Христос раждается, славите!» А славить повелевается кто чем может: иной трудом, иной пением, а мы с тобой терпением. Христос приемлет и это тоже, как ангельское хваление, которое они воздавали Рождшемуся, когда Он, Царь царей и Господь господей, лежал слабенький, только что рожденный в яслях на стуже в поле... А что еще ожидало Его впереди? Скорби, голод, жажда, поношения, язвы, биения, бичевания и наконец пригвождение ко кресту и смерть поносная. Все это видел Господь, как человек-младенец лежа в яслях, повиваемый пеленами. Потерпим и мы малое время ради умершего за нас Господа, да с Ним и спрославимся. Преподобный Анатолий Оптинский, Старший Радость духовная Будем стремиться всем сердцем к небесному отечеству. Там все скорбное наше превратится в радость, поношение и уничижение — в славу, печали, слезы, воздыхания — в утешение, болезни и труды — в вечный безболезненный покой. Преподобный Иларион Оптинский Если обымут тя скорби — радуйся; ибо ты тогда идешь истинные путем. А кто не отбегает от скорбей и несет оные по силе, тот и получит Царствие Небесное. Будем принимать все от руки Божией. Утешит — поблагодарим. И не утешит — поблагодарим. Преподобный Анатолий Оптинский, Старший 11 января 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/43927.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Сегодня, 24 октября, Церковь вспоминает Собор Оптинских старцев 1 мин., 24.10.2023 Собор преподобных Оптинских старцев , являющихся целым сонмом русских подвижников XIX-XX веков, празднует Православная Церковь 24 октября. Преподобные старцы подвизались в Оптиной пустыни  – одном из центров церковной жизни России, расположенном недалеко от города Козельск Калужской области. Наследие Оптинских старцев является одним из духовных кладезей русского православия. Одной из тем, которой уделяли внимание в своих поучениях преподобные отцы, стала молитва. Важность молитвы для человека и, в частности, для его спасения, условия, при которых она совершается наиболее благоприятно, а также духовные уровни молитвенного пути – все эти темы, так или иначе, оказались отражены в их наследии. Из общего сонма святых старцев Оптиной пустыни наиболее известны своими поучениями преподобные: Макарий (1788-1860), Антоний (1795-1865), Амвросий (1812-1891) и Анатолий Старший (Зерцалов) (1824-1894). Помимо этих отцов, Оптина явила и других подвижников веры: преподобных Льва (1768-1841) (его память как раз отмечается 24 октября), Моисея (1782-1862), Илариона (1805-1873), Исаакия (1810-1894), Иосифа (1837-1911), Варсонофия (1845-1913), Анатолия Младшего (Потапова) (1855-1922), Нектария (1856-1928), а также исповедника Никона (1888-1931). Читайте также: Та самая Оптина 14 цитат Оптинских старцев Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/tserkov-vspominaet-sobor-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010