Василий Великий . Творения. Т. 2. С. 145, 352, 167; Преп. авва Дорофей Газский. Душеполезные поучения 6, 77; Преп. Иоанн Кассиан . Установления египетских подвижников 1, 2; 2, 5; 4, 5; 7, 13, где Кассиан использует выражение «тело братства» (corpus fraternitatis); в «Правиле преп. Венедикта», 61 используется выражение «тело монастыря» (corpus monasterii) (см.: TSGC. Р. 145; Leroy, 20–21). – Ред. 19 Понуждение себя на подвиг и труд для угождения Богу через исполнение заповедей – частое указание у преп. Феодора (см.: Преп. Феодор Студит . Великое оглашение I, 8; 11; 14; 43; 48; 56; 84) (см.: TSGC. Р. 150). – Ред. 22 Греч. о! – πρτοι (первые) были «средним руководящим составом» монастыря, заведующими отдельными группами работающих монахов, например пашущими землю – старшие пахари ( πρωτοζευγν, πρωτοαροτριν) (см.: Преп. Феодор Студит . Великое оглашение I, 11; 47); упоминаются также старший над рыбаками (см.: Он же. Великое оглашение II, 50. £. 365), старший заведующий монастырской одеждой (см.: Он же. Великое оглашение II, 16. £. 109; 36. £. 267), старший больничник (см.: Он же. Великое оглашение II, 7. £. 44), старший огородник, старший сапожник, старший каллиграф и т. д. (см.: Он же. Великое оглашение II, 36. Σ. 267) (см.: TSGC. Р. 151). – Ред. 23 Очевидно, преп. Феодор прислал это оглашение в виде письма в монастырь, и оно было зачитано монахам кем-то другим. – Ред. 25 Царский путь ( βασιλικ οδς)  – одно из излюбленных святоотеческих выражений относительно прохождения аскетической и в целом духовной жизни. Заключающееся в данном понятии учение содержит в себе важные идеи соразмерности, гармонии, невпадения в крайности и долгого ровного шествования ко спасению по пути стяжания добродетелей. При этом сама добродетель святыми отцами нередко понималась как золотая середина между крайностями, представлявшими собой порок, как дисгармонию и уклонение от добродетели (ср.: Свт. Василий Великий . Беседы на псалмы 7, 7; Подвижнические уставы 4, 2//Свт. Василий Великий . Творения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Когда мы грешим и о нас говорят, что Николай или Петр поступают плохо, разве это не режет слух? Ведь произносятся имена наших святых! Надо сохранять честь своего имени. И не ради собственного достоинства, а ради святого, имя которого ты носишь. И вот Каин говорит Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его ( Быт.4:13–15 ). По поводу знамения, данного Каину, существуют разные истолкования: 1) он заболел проказой, и каждый, кто видел его в таком состоянии, считал Каина уже наказанным Богом; 2) на лбу у Каина вырос рог; 3) на его лбу Господь сделал надпись, которая нагоняла священный ужас на читающих ее. (Блаженный Феодорит: Само определение Божие было знамением, воспрещавшим умертвить его); 4) ему был дан пес для охраны его жизни, с которым Каин не расставался и в своем жилище (следовательно, обычай вводить в свои дома собак восходит к Каину и может быть назван каинитским). Как поздно к Каину пришло осознание содеянного! Бог приходил к нему, когда он был только на пути к греху, когда еще можно было изменить свою участь. И вот теперь, когда уже все свершилось и поздно что-то изменить, он начинает понимать, какое непосильное бремя легло ему на плечи. Не опоздай! Если человек опоздал на работу – это одно согрешение, если человек опоздал на встречу со своим знакомым – это другое согрешение. Но опоздать примириться с Богом – это страшный грех! Расскажу вам историю, слышанную мною от одного пожилого верующего, моего знакомого. У него был брат значительно моложе его и неверующий. Он уважал определенные традиции, соблюдал правила поведения в обществе – в общем, был тем человеком, который в миру считается хорошим. Но в Бога не верил и в церковь не ходил. Старший брат, которого звали Серафимом, говорил неоднократно младшему: «Тебе надо ходить в церковь , тебе надо молиться». На что тот беспечно отвечал: «Вот когда буду пожилым, как папа и мама, тогда буду ходить. А сейчас у меня другие дела». И однажды старший брат произнес слова, ставшие поистине знаменательными: «Смотри, не опоздай!» – и дважды повторил их. После этого прошло всего несколько дней, и раздался телефонный звонок старшему брату: «У вас есть такой-то брат? Приезжайте скорее, он попал в аварию, состояние критическое». Старший брат немедленно помчался в больницу, но… Врач, вышедший к нему, сказал: «Он умер». Через некоторое время тело умершего привезли домой. После хлопот по погребению уставший за день старший брат заснул, сидя в кресле рядом с гробом, и ему видится, как в комнату входит младший брат и восклицает: «Сима, я опоздал! Опоздал!» Старший просыпается и видит младшего во гробе.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Сухонький мужичок налил уж чай и стал резать толстыми ломтями круглый хлеб, еще теплый и оттого особенно ароматный. - Николай Константинович Трофимов? – строго спросил старший офицер, доставая из кожаной сумки бумаги. Его усталые глаза зорко следили за хозяином дома, видно, ожидая, что тот выкинет какую-нибудь безумную штуку. Но хозяин был спокоен. Его седые волосы до плеч словно озаряли худое лицо, глаза не прятались, смотрели прямо и добро, высокий лоб был спокоен. - Да, это я. – ответил мужичок. – А Вы попейте-попейте чайку-то. Он вам силы даст. Долго поди ехали-то сюда, устали. Яблочки сушеные изведайте. Сладкие. Прошлый год урожайный был. Молоденький офицер вытер усики рукой, и взглянув на старшего, потянулся к кружке. - Ай, забыл! - Николушка подошел к полке, и достал оттуда тряпицу, в которую было завернуто нечто большое и по виду тяжелое. Старший офицер побледнел и быстро нащупал в кармане револьвер. А мужичок уже развернул холщовую тряпку, и поставил на стол сахарную голову, да рядом с ней положил щипчики. - Я не очень привычен к сладкому. – сказал мягко. – Но для гостей берегу. Офицеры переглянулись. И страший облегченно убрал руку с револьвера. - А себе что ж, чайку? – спросил. - А то! – улыбнулся мужичок, и пододвинув к столу табурет, сел между офицерами. Налил себе в медную кружку душистой заварки. Широко перекрестил лоб, это вышло у него так просто и естественно, что молодой офицер еще больше покраснел, а старший отвернулся. И стал пить мелкими глотками чай, все так же ласково и мягко, глядя поверх кружки на своих гостей. - Вкусно! – проговорил молодой офицер, отпивая глоток. Мужичок закивал. - Это все травы: мята, ромашка, рябиновый лист… Решился испить и старший. Горячий напиток разошелся по телу, отогревая скованные от долгой езды конечности. Мужичок тихо улыбался, горела лампадка, белая печь обнимала своим теплом. Старший офицер снял кепку и вытянул утомленные ноги. Откуда-то из глубины всплыло воспоминание, как его, маленького мальчонку, бабушка в праздничном ситцевом платке поила отваром из мяты и ромашки, а в углу также покачивался красный огонек у иконы святого Николая. Захотелось тут же лечь, на длинные полаты возле печи, как в детстве подоткнуть под себя ноги, голову положить на ладони и заснуть радостным цветным сном, каким он уже разучился спать, видя по ночам лишь серые тревожные обрывки действительности.

http://pravoslavie.ru/101569.html

Словарь терминов для журналистов Духовенство, церковная иерархия Алтарник – см. пономарь. Апстол (греч. «посланник») - ученик Иисуса Христа, избранный и посланный Им на проповедь. В узком смысле термин апостол относится к двенадцати непосредственным ученикам Христа; в более широком - также и к 70 ближайшим сподвижникам Его Церкви, называемым также апостолами от семидесяти. Архидиáкон - старший диакон в монашествующем духовенстве, то есть старший иеродиакон. Звание архидиакона дается в качестве награждения. В Русской православной церкви архидиакон, служащий при патриархе, именуется Патриаршим архидиаконом, он единственный из архидиаконов принадлежит к белому духовенству. В крупных монастырях старший диакон также имеет сан архидиакона. Архиепископ (греч. «старший среди епископов») - первоначально архиерей, глава крупной церковной области, объединяющей несколько епархии. Епископы, управляющие епархиями, были подчинены архиепископу. Впоследствии архиепископами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской православной церкви титул " архиепископ " является почетным, предшествует титулу " митрополит " . Архиерéй (греч. старший священник, начальник священников) - священнослужитель, относящийся к третьей, высшей степени священства. Имеет благодать совершать все таинства и руководить церковной жизнью. Каждый архиерей (кроме викариев) управляет епархией. Согласно учению Церкви, апостольская благодать, принятая от Иисуса Христа, передается через рукоположение архиереям от самых апостольских времен, таким образом, в Церкви осуществляется благодатная преемственность. Согласно 12 правилу VI Вселенского собора (680-681 гг.), архиерей должен быть безбрачен; в настоящей церковной практике принято поставлять в архиереи из монашествующего духовенства. Архимандрúт - монашеский чин. В настоящее время дается как высшая награда монашествующему духовенству, соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве. Благочúние  -  часть епархии, объединяющая группу приходов и церквей, находящихся в непосредственной территориальной близости друг от друга. Возглавляется благочúнным - священником, назначенным епархиальным архиереем для наблюдения за церковноприходской жизнью храмов благочиния.            

http://old.sinfo-mp.ru/123.html

Панкратия Тавроменийского ( Станчев. 1991; см. ст. Иоанн , болг. пресв.). После 1824 г., когда Калайдович опубликовал «Слово на Вознесение» по рус. списку XVI в. (51 список, древнейший - в Успенском сборнике XII-XIII вв.), И. Э. были атрибутированы также следующие Слова: «Похвала Иоанну Богослову» (6 списков, старший - в Германовом сборнике 1358-1359 гг.), «Первое слово на Рождество Христово» (92 списка, старший - в Ягичевом Златоусте XIII-XIV вв.; см.: Николова. 2007. С. 3), «2-е слово на Рождество Христово», «Слово на Богоявление» (10 списков, старший - в Ягичевом Златоусте XIII-XIV вв.), «Слово на Сретение» (10 списков, старший - там же), «Слово на Пасху» (8 списков, ранние 3 южнослав. списка XIV в.; см.: Велковска, Иванова. 2010), «Слово на Вознесение», «Слово на Преображение» (67 списков, старший - в Михановича гомилиарии XIII-XIV вв.). Предположительно И. Э. приписывается «Похвала Кресту» ( Иванова-Мирчева. 1971. С. 11-26; Она же. 1993. С. 79-82; Станчев. 1991; Икономова. 1995. С. 182-185; Трендафилов. 2001. С. 84-85; Славова. 2008. С. 246-247). Согласно исследованиям М. Капальдо, 75-95% содержания Слов, приписываемых И. Э., являются компиляциями произведений свт. Иоанна Златоуста, свт. Климента Александрийского, прп. Ефрема Сирина, свт. Прокла К-польского, др. авторов и его рассуждений ( Capaldo. 1980. P. 69-89; Idem. 1984. P. 3-29). «Первое слово на Рождество Христово» построено на основе Слова свт. Григория Богослова на этот праздник и включает цитаты из сочинений свт. Иоанна Златоуста и более поздних авторов, а «Слово на Преображение» - на основе аналогичного Слова Ефрема Сирина с использованием проповедей, приписываемых свт. Иоанну Златоусту ( Николова. 2007; Славова. 2008. С. 247). Т. к. большинство Слов посвящено Господским праздникам, можно предположить, что И. Э. стремился создать цикл Слов в честь важнейших христ. праздников ( Велковска, Иванова. 2010). Широкая эрудиция и пастырские обязанности И. Э. предопределили сложность и особенности его ораторской прозы: переплетение переводов различных текстов и авторских рассуждений, сочетание похвалы с поучением и разъяснения с полемикой, склонность к догматическим рассуждениям и интерес к душевным переживаниям героев, свободную структуру текстов с частыми отступлениями от главной темы ( Петканова Д.

http://pravenc.ru/text/471567.html

В Православии есть подобное: священника могут поставить на должность настоятеля храма, благочинного или даже секретаря патриарха, но при этом он остаётся в чине священника, и не рукополагается ещё раз. Для епископства же в Православной Церкви из древности было и есть особое – третье рукоположение. Во-вторых , баптистский старший пресвитер не имеет епископской самоличной и исключительной власти рукополагать пресвитеров и диаконов, какую всегда имел и имеет епископ в Церкви. Другие пресвитеры так же как и старший пресвитер имеют у баптистов власть рукополагать. Таким образом, старший пресвитер баптистов не отличается от прочих пресвитеров властью рукоположения , в чём заключается и всегда заключалось существеннейшее различие между вторым и третьим священным чином, то есть между пресвитером и епископом. Поэтому, старший пресвитер баптистов ни по имени , ни по сути не является епископом. А то, что он имеет больше власти и чести по сравнению с другими пасторами, отнюдь не делает его епископом. В Православии священники административно часто не равны между собою. Настоятель храма, и тем более благочинный, управляющей целым районом, имеют больше власти и чести, чем второй священник на приходе, но при этом все они находятся в чине священника, и равны в духовной власти, в совершении священнодействий. Так и старший пресвитер баптистов: имея больше административной власти, он имеет у баптистов ту же духовную власть, что и все остальные пресвитеры. И заметим ещё раз, что практики пресвитерской хиротонии Церковь никогда не знала: это новшество ввели протестанты по своему произволу, как ввели они и то новшество, что пресвитера рукополагает не один епископ, как всегда было в Церкви (см. абз. 88, 92, 101), а несколько пресвитеров . Итак, как Новый Завет, так и, с ещё большей ясностью, творения древних отцов и писателей Церкви указуют на трёх, а не двухчинную церковную иерархию священства, определяя только епископам рукополагать пресвитеров, диаконов и других епископов, отнюдь не предоставляя пресвитерам власти рукоположения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Словарь терминов для журналистов Духовенство, церковная иерархия Алтарник (чтец, пономарь) — мужчина-мирянин, помогающий священнослужителям в алтаре во время богослужения. Термин возник в середине XX века; прежде прислуживавших в алтаре называли пономарями. В обязанности алтарника может входить: замена иконы праздника в храме; возжигание лампад в алтаре и на иконостасе; при необходимости — чтение на богослужении;  принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана; подготовка кадила; подготовка облачения священников и диаконов; подавание плата для отирания уст во время причащения; помощь священнику при совершении таинств и треб; функции звонаря; уборка в алтаре. Служение алтарником обязательно проходят в качестве послушания все те, кто решил посвятить себя священству. Апостол (греч. «посланник») — ученик Иисуса Христа, избранный и посланный Им на проповедь. В узком смысле термин апостол относится к двенадцати непосредственным ученикам Христа; в более широком — также и к 70 ближайшим сподвижникам Его Церкви, называемым также апостолами от семидесяти. Архидиакон — старший диакон в монашествующем духовенстве, то есть старший иеродиакон. Звание архидиакона дается в качестве награждения. В Русской Православной Церкви архидиакон, служащий при Патриархе, именуется Патриаршим архидиаконом, он единственный из архидиаконов принадлежит к белому духовенству. В крупных монастырях старший диакон также имеет сан архидиакона. Архиепископ (греч. «старший среди епископов») — первоначально архиерей, глава крупной церковной области, объединяющей несколько епархий. Епископы, управляющие епархиями, были подчинены архиепископу. Впоследствии архиепископами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской Православной Церкви титул «архиепископ» является почетным, предшествует титулу «митрополит». Архиерей (греч. старший священник, начальник священников) — священнослужитель, относящийся к третьей, высшей степени священства. Имеет благодать совершать все таинства и руководить церковной жизнью. Каждый архиерей (кроме викариев) управляет епархией. Согласно учению Церкви, апостольская благодать, принятая от Иисуса Христа, передается через рукоположение архиереям от самых апостольских времен, таким образом, в Церкви осуществляется благодатная преемственность. Согласно 12 правилу VI Вселенского собора (680–681 гг.), архиерей должен быть безбрачен; в настоящей церковной практике принято поставлять в архиереи из монашествующего духовенства.

http://sinfo-mp.ru/slovar-cerkovnih-term...

Их слезы потопляют грех, очищают мир; их воздеяние рук угашает пламень, укрощает зверей; притупляет мечи, обращает в бегство полки (8,127). Разумея, что Христос есть освящение ( 1Кор. 1, 30 ), мы должны исповедать силу освящения не словами, но жизнью, свободою от всякого скверного и нечистого дела и мысли (20,236). Божественные законы требуют, чтобы мы были образами для других людей и неукоризностью жизни указывали всем непреткновенный путь (45,147)… Если Бог сделал тебя солью духовною, то поддерживай и укрепляй гниющие члены, т. е. беспечных и нерадивых братии, и избавь их от беспечности, как бы некоторой гнилости, соедини с прочим телом Церкви (34,167). Богу угодно, чтобы христианин не о себе только заботился, но и назидал других не только учением, но и жизнью и обхождением (35,64). Ничто другое не может быть признаком и отличием верующего во Христа и любящего Его, кроме забот о наших братиях и попечение об их спасении, потому что и Христос угождал не Себе, но многим (43,799). Великая нужна сила для того, чтоб носить имя Христово. Тот, кто говорит или делает, или в мысли имеет недостойное, – не носит Его имя и не имеет в себе Христа. Между тем, кто носит это имя, торжественно шествует не через торжище, но через небеса, при виде Его всех объемлет трепет, Ангелы сопутствуют и удивляются ему (43,638). Стой, имея стопы евангельские, богобоязненные помыслы, щедрые руки, колена непоколебимые, бедра, непричастные удовольствиям, чресла, свободные от вожделений, бедра и чрево здравые, исполненные закона Божия, груди и сердце чистые, шею и нрав покорные, душу и ум благоговейные, уста скромные, зрение не уклоняющееся, слух совершенно здоровый и уста, произносящие слова, приятные Христу (40,908). Авва Макарий поведал: «Постясь неделю, я просил Бога открыть мне образ жизни двух братьев. Постучавшись к ним, я был встречен ими молча. Я помолился и сел. Старший подал знак младшему, и он вышел, а старший стал плести корзины. В девятом часу вошел младший и сготовил немного кашицы. Мы встали и поели. Настал вечер, они спросили, пойду ли я от них. Я сказал, что заночую. Они постлали для меня рогожу, сняли с себя пояса и верхние одежды и легли. Вдруг отверзлась крыша и стало светло, как днем; они света не видели. Думая, что я сплю, старший поднимает младшего, оба встают, препоясываются и воздевают руки к небу. Тут я увидел, что демоны, как мухи, кружились около младшего, но Ангел Господень отгонял их. К старшему демоны не приближались. Утром они легли. Я сделал вид, что просыпаюсь, они сделали то же. Старший сказал: «Хочешь, мы пропоем двенадцать псалмов?» «Хорошо», – ответил я. Тогда младший пропел пять псалмов и огненный луч исходил из уст его. Когда пел старший – огненная вервь достигла неба. Уходя, я просил их молитв, они молча поклонились мне» (74,151).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

9. Столова Галина Романовна, искусствовед Новгородский Софийский собор и его роль в русской истории и культуре 10.Турилов Анатолий Аркадьевич, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук Проблемы изучения западнорусской книжности XV - начала XVI веков 11.Василик Владимир Владимирович, сотрудник издательства Валаамского монастыря Древнейшая палестинская гимнография и проблема творчества Косьмы Майумского 12.Мамиев Михаил Эрнестович, научный сотрудник Института истории и археологии Северной Осетии,  Владикавказ Памятники церковной архитектуры Северной Осетии (особенности “народного” христианства) 13.Симиненко Виктор Иванович, архитектор-реставратор высшей квалификации, кандидат архитектуры, Винницкий Максим Валерьевич, аспирант Уральской государственной архитектурно-художественной академии, Екатеринбург Фаянсовые иконостасы православных храмов конца XIX - начала XX веков 27 января, 10.00-14.00 14.Заболотная Наталья Викторовна, старший научный сотрудник РАМ им.Гнесиных, кандидат искусствоведения Древнерусские певческие рукописи эпохи Студийского устава как источник сведений о богослужебном пении 15.Печенкин Глеб Борисович, преподаватель Академии хорового искусства им.Свешникова Обучение знаменному распеву 16.Пожидаева Галина Андреевна, доцент Высшего театрального училища им.Щукина, кандидат искусствоведения О традициях монастырского пения XVI-XVII веков 17.Гурьева (Городецкая) Наталья Валерьевна, научный сотрудник Центра русской церковной музыки им.прот.Димитрия Разумовского Московской консерватории Восемь гласовых многоголосных циклов Литургии Стефана Беляева и Петра Норицына в рукописи ГИМ (XVIIbeka) 18.Денисов Николай Григорьевич, старший научный сотрудник Музея древнерусской культуры и искусства им.Андрея Рублева, старший научный сотрудник центра церковной музыки Московской государственной консерватории, кандидат искусствоведения Тема будет объявлена дополнительно 19.Коновалов Игорь Васильевич, председатель Общества церковных звонарей, старший звонарь Московского Кремля и Храма Христа Спасителя

http://pravoslavie.ru/archiv/2.htm

На Руси самостоятельный болг. перевод стишного Пролога получил известность не позднее рубежа XIV и XV вв. (этим временем датируется старший список - ГИМ. Чуд. 17) преимущественно в монастырском, а не в соборно-приходском обиходе; служебные Минеи с проложными житиями не имели здесь (в отличие от Болгарии, Сербии, Валахии и Молдавии) распространения. Не позднее 2-й пол. XIV в. на слав. язык был переведен (в Болгарии или на Афоне) стихотворный месяцеслов Христофора Митилинского со стихами в честь К. и Елены под 21 мая. В слав. традиции этот памятник (в большинстве случаев анонимный) именуется обычно «Канон и стихиры святым всего лета». Старший южнослав. (болг.) список (Ath. Zogr. 115) датируется 1392 г. (авторство в рукописи приписано свт. Мефодию, еп. Патарскому, «сказаемо Митилено»), один из древнейших рус. списков сохранился среди дополнительных статей к Толковой Псалтири 1-й четв. XV в. (ЯИАМЗ. Инв. 15231), переписанной в Спасо-Прилуцком мон-ре под Вологдой (РФА. Вып. 3. С. 556-560). В кон. XIV в. (не позднее 1393) в Болгарии свт. Евфимием, патриархом Тырновским, было написано Похвальное слово равноапостольным К. и Елене. Повествовательную канву составляет греч. метафрастовское Житие К. и Елены, старший список (серб. ресавского извода) сохранился в составе Сборника житий и похвальных слов нач. XV в. (РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. 60. Л. 94-121 об.). Текст получил широкое распространение в славяно-румын. (прежде всего в молдавской), серб. и рус. рукописной традиции XV-XVII вв.; старший русский список содержится в составе Сборника житий и слов 2-й четв. XV в. (РГБ. Троиц. 754), но в Четьи-Минеи (включая ВМЧ) это произведение не вошло. Служба равноапостольным К. и Елене впервые была переведена в X в., вероятно в Болгарии, в составе служебных Миней; старший список (только окончание, с 9-й песни канона) находится в древнерус. Путятиной Минее XI в. (РНБ. Соф. 202), хорошо передающей языковые и орфографические особенности древнеболг. оригинала. Старшие полные древнерусские (новгородские) списки службы в составе служебных Миней на май (ГИМ.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010