— Подойдите, — сказал преподобный, — и вкусим хлеба. И ели, благодаря Господа. Затем младший принес воды, и они напились. Когда же наступил вечер, иноки спросили преподобного: — Отче! уйдешь ли ты отсюда? Но он сказал им: — Нет! я ночую здесь. Тогда они постелили преподобному в одном углу келью рогожу, а в другом легли сами также на рогоже. Наступила ночь. Преподобный Макарий встал и стал молиться Богу, чтобы Он открыл ему добродетель юношей. В полночь внезапно раскрылась крыша кельи, и воссиял сильный свет. Но два брата те не видали света; думая, что преподобный спит, старший толкнул младшего, и, встав, оба они препоясались и, воздевая руки к небу, тайно молились. Преподобный увидал множество демонов, которые как мухи, окружили младшего брата, и одни из демонов хотели сесть на устах его, другие на глазах. Но, явился ангел Господень с огненным мечем в руках, которым и защищал его, отгоняя от него демонов. К старшему же брату демоны не осмеливались даже и приблизиться. К утру оба брата снова легли и уснули. На утро преподобный Макарий сделал вид, будто он только что проснулся. И все они встали. Старший брат спросил преподобного: — Отче! желаешь ли, чтобы мы стали читать двенадцать псалмов? — Желаю, — отвечал преподобный. Сначала начал петь младший брат, и после каждого стиха из уст его выходила как бы огненная свеча и поднималась на небо. Потом начал петь старший; из его уст выходил огонь, как бы, какая длинная веревка и достигал до неба. После окончания утреннего правила, преподобный пожелал удалиться в свое жилище. Когда он уходил, то сказал братиям: — Молитесь обо мне, братия. В ответ на его слова, они поклонились ему до земли, молча; и преподобный ушел от них. Так преподобный Макарий узнал, что старший брат уже достиг полного совершенства в добродетелях, а с младшим еще борется враг-диавол. Спустя немного времени после посещения братьев преподобным Макарием, преставился к Господу старший брат, а чрез три дня после его кончины почил и младший. Когда впоследствии приходили к преподобному кто-нибудь из честных отцов, он приводил их в келью тех двух братьев и говорил:

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Наконец, наступил долгожданный светлый праздник - день нашей Победы! Всеобщая радость и ликование, вперемешку со слезами от потерь близких людей и боевых друзей, праздничные салюты, поздравления, ожидания будущей мирной жизни - все это пережили герои-летчики! Однако, даже после Победы, в отличие от истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков, для них задания командования не прекратились. Как и не прекратился скорбный счет потерь боевых друзей-товарищей. 16 мая 1945 года скончался от ран старший техник-лейтенант, уроженец Серпуховского района Сергей Матвеевич Гераськин. Его имя увековечено в Книге Памяти Московской области. Спустя месяц после Победы, 9 июня 1945 года при катастрофе самолета погибли: командир корабля 98 транспортного авиаполка 73-ей вспомогательной авиадивизии ВВС, гвардии капитан Павел Иосифович Жук, уроженец Днепропетровской области. А также, командир авиаэскадрильи 89 ТАП майор Алексей Захарович Панков, уроженец Ворошиловграда и бортовой техник, старший техник-лейтенант Пуртов Иван Иосифович, уроженец Омской области. От заболевания сердца скоропостижно скончался 25 июня 1945 года исполняющий должность командира авиаэскадрильи 105 ВАП, уроженец Венева Тульской области, капитан, орденоносец Алексей Дмитриевич Взнуздаев. 6 июля 1945 года в результате авиакатастрофы погиб уроженец Коми АССР авиационный механик 102-ой отдельной учебно-тренировочной авиационной эскадрильи 73-ей вспомогательной авиадивизии ВВС техник-лейтенант Иевлев Василий Степанович. Через три дня, в результате авиакатастрофы трагически погиб техник авиационный бортовой той же 102-ой отдельной учебно-тренировочной авиационной эскадрильи техник-лейтенант Венидикт Григорьевич Ильин, уроженец Кировской области. 10 ноября, после праздника, посвященного Великой Октябрьской революции, трагически погиб старший техник-лейтенант 73-ей вспомогательной авиадивизии Николай Васильевич Муратов, уроженец Горьковской области. Последней трагедией уходящего победоносного года стала гибель 16 ноября 1945 года в авиакатастрофе самолета 89 транспортного авиационного полка под командованием командира отряда, старшего лейтенанта Георгия Никитовича Кожина, уроженца д. Марьинка Кораблинского района Московской области. В катастрофе погибли и члены экипажа: второй летчик, старший сержант Владимир Нефедович Ануфриев, уроженец Минской области, бортовой авиационный техник 89 транспортного авиаполка техник-лейтенант Иконников Степан Григорьевич, уроженец Мордовии и старшина Павел Степанович Верюгин, 1923 г.р., уроженец Молотовской области. Так на Остафьевском кладбище появилась еще одно братское воинское захоронение.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

Старший священник берёт на себя «защиту» своих сослуживцев и докладывает владыке следующее: «Таких-то, Ваше Высокопреосвященство, и в обыкновенное время редко в приходе видно, всё на уроках сидят, а теперь – каникулы». В такой форме иногда делается архиерею доклад о занятии уроками священников, когда старший из них благополучно получает выслуженную уже пенсию. II Среди всяких традиций есть и приходские. В одном городском приходе принято, наприм., служить всенощное бдение; в другом – утреню; в одном в будние дни начинают литургию в девять часов, в другом в восемь. Традиции такие вырабатываются известными условиями, складываются годами и отступать от них – большой риск, можно вызвать в приходе ропот и, пожалуй, лишиться доходов. Допустим, по местным условиям выработана практика начинать службы по будним дням в восемь часов утра. Поступивший в приход о. N. никак не может примириться с таким порядком, он начинает службу около девяти часов и оканчивает её поздно. Прихожане, привыкшие к ранней службе, видя, что таковая в урочный час не начинается, спешат в соседнюю церковь , а свою лишают доходов. Нельзя не войти в положение прихожан: они желали, дорожа временем, отслужить панихиду или молебен в десятом часу, а их без всяких оснований заставляют это делать часом позже. Но о. N. «держит свою линию», и нет средств заставить его придерживаться приходской традиции. Эта неупорядоченность во времени совершения службы не имела бы места, если бы, скажем, старший священник обладал полномочиями заставить всех членов причта строго держаться раз установленного порядка. А сколько огорчений приносят так называемые соборные службы в приходе. Достаточно кому-либо опоздать на всенощное бдение или не явиться на панихиду, это уже считается уклонением от исполнения обязанностей; бывали даже случаи, что из-за этого старший священник лишал своего сослуживца следуемой ему части доходов. Этот незаконный материальный ущерб – пустяки в сравнении с нравственной пыткой, какая иногда выпадает на долю священника при соборном служении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

А.В.Медведев О священнослужителях: Из книги В.М. Бесовой «Мы живем в глубине России», Черемисского краеведа: «Иоанн Петрович Карамышев окончил с отличием Пермскую духовную семинарию в 1870 году. Эту же семинарию, тоже с отличием, закончил его старший брат Константин в 1862 году. «Отец Иван», как его уважительно называли и взрослые, и дети Карамышева И.П., прослужил в Черемисском Богоявленском храме с 1870 по 1919 год и был попечителем земского училища, открытого в селе в 1871г. В 1908г. награжден наперсным крестом. Он умер в 1919г. и похоронен на церковной площади у стены церкви». «Целые династии воспитала Черемисская церковь. На протяжении 100 с лишним лет прослеживаются фамилии Карамышевых, Пономаревых, Чернавиных» Чернавин Митрофан Иванович – защитный священник, Чернавин Никандр Митрофанович - священник, Чернавин Финеес Никандрович - диакон, старший сын его, тоже вел богослужение в приходе села Мурзинского, другой сын, диакон Петр Финеесович Чернавин – начал службу в храме села Черемисского в 1886 году, старший сын Петра Финеесовича, Александр то же был священником. Петр Финеесович Чернавин и Платонида Горгоньевна в 1893 г открыли в своем доме церковно - приходское училище и 10 лет бесплатно учили детей. В 1909г было построено новое деревянное здание для этого училища. У В.В.Токарева есть сведения, что в 1919 г бежали с белыми – Сельверстов Н.Е. (Николай Евгеньевич), Чернавин А.П. (Александр Петрович), а затем вернулись, приняв на себя мученический крест. Сын священника, «отца Петра», Чернавин Сергей Петрович оставил воспоминания о днях «безвластия» в Черемисске. Эти записи приводит в своей книге В.М.Бесова. «13-15 июня 1919г. – дни, когда белые ушли, а красные не пришли. Вместе с белыми уехали священники Шайтанского прихода Старцев Дмитрий Аннектович, Васильев Аркадий Михайлович, псаломщик Богоявленской церкви Коровин Василий Стефанович и мой старший брат Александр…» В архиве встретилась запись о бракосочетании учителя Д.Е. Сельверстова, возможно брата псаломщика Н.Е. Сельверстова. Их отец Евгений Федорович Сильверстов – псаломщик Богоявленской церкви 1890г.

http://sobory.ru/article/?object=13333

Но вернемся еще раз к притче о блудном сыне. В ней есть еще один действующий герой – старший брат, возмущенный тем, что отец, как будто закрыв глаза на позорное прошлое младшего ребенка, милостиво принял его «в сущем сане». В этой части притча прямо обращена на головы фарисеев, раздосадованных прощением мытарей и грешников. Приточный старший брат уязвлен несправедливостью отца, уравнявшего и, как ему кажется, даже возвысившего над ним блудного сына, которого старший отказывается даже называть своим братом, он называет его «этот сын твой»: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка» ( Лк. 15: 29–30 ) 203 . В словах старшего сына звучит и горделивое сознание собственной безупречности, а соответственно ожидание заслуженного вознаграждения, и чувство, которое свт. Иоанн Златоуст определил как «скорбь о чужом благе» – то есть зависть. Отец не доказывает сыну, что у любви есть право на милость, но напоминает, что старший сын все-таки не наемный рабочий, а именно сын: он и так всем обладает в доме отца, и не будь искажено сыновнее чувство верности отцу, он радовался бы возвращению едва не погибшего брата: «Говорить ли теперь о старшем сыне, который был благоразумен, когда не пожелал оставить дом отца своего, но не таким явился, когда из радости отца извлек свою досаду, когда в спасении погибшего брата нашел свою обиду? Говорить ли о людях, которые хвалятся, что никогда не уклонялись от воли Божией и от заповедей Божиих, но которые прекословят воле Божией, милующей грешника, осуждают оправдываемого Богом и, высоко ценя свое исполнение обязанностей как заслугу и право на воздаяние, обнаруживают не сыновний, а наемнический дух? Таковы были древние Фарисеи, которые и в дом отеческий – в Церковь Христову – не хотели войти, негодуя на то, что Христос приемлет грешников. Пожелаем таким людям, чтобы они вошли в себя, лучше познали себя, и уразумели, что и они только по милосердию Отца небесного могут быть Его сынами и наследниками» 204 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

5. Грюмберг Пантелеимон Николаевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ПСТГУ и Гайда Федор Александрович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедры Русской истории ПСТГУ «Некоторые современные представления о состоянии Русской Православной Церкви в 1917 г. перед открытием Поместного Собора». 6. Диакон Владимир Василик, преподаватель СПДАиС «Генезис института Патриаршества во Вселенской Церкви» 7. Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий 8. Епископ Бориспольский Антоний, ректор КДАиС   II Секция «Патриаршество в истории России» Председатель — архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан Сопредседатель — Назаренко Александр Васильевич, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, председатель Научного совета РАН «Роль религий в истории»; архимандрит Макарий (Веретенников), доктор церковной истории. Доклады: 1. Лисовой Николай Николаевич, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН «Патриарх в Царстве и Церкви» 2. Белякова Елена Владимировна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН «Тема учреждения Патриаршества в русских Кормчих» 3. Синицына Нина Васильевна, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН «Симфония Священства и Царства в период учреждения Патриаршества и идея Третьего Рима» 4. Богданов Андрей Петрович, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН «Патриаршество в России XVII века: аспекты изучения» 5. Седов Павел Владимирович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН (г. Санкт-Петербург) «Реформа церковной иерархии при царе Феодоре Алексеевиче» 6. Петрушко Владислав Игоревич, кандидат исторических наук, доктор церковной истории, доцент кафедры истории Русской Церкви ПСТГУ, сотрудник ЦНЦ «Православная энциклопедия» «О попытке создания униатского патриархата в Речи Посполитой и ее возможном влиянии на учреждение Патриаршества в Москве»

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205743...

Порядок чтения пасхального Евангелия на нескольких языках следующий. После того, как старший диакон испросит благословение " Благослови, владыко, благовестителя " и предстоятель даст это благословение словами " Бог молитвами " , предстоятель возглашает " Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия " . Эти же слова вслед за предстоятелем повторяют все иереи и диаконы, кончая старшим диаконом, - каждый, по возможности, на том языке, на котором он будет читать Евангелие. Потом предстоятель произносит " Мир всем " . Этот возглас никто из священнослужителей не повторяет. Певцы отвечают " И духови твоему " . Предстоятель возглашает " От Иоанна святаго Евангелия чтение " . За ним повторяют эти слова все иереи и даконы, также, по возможности, на том языке, на котором будет прочтено Евангелие. После того, как все священнослужители, кончая старшим диаконом, скажут эти слова, певцы поют " Слава Тебе, Господи, слава Тебе " . Предстоятель - " Вонмем " . То же все священнослужители, кончая старшим диаконом, каждый также на языке, на котором будет читать Евангелие. Предстоятель начинает 1-ю статию, за ним повторяют ее иереи и диаконы и последним - старший диакон. В таком же порядке читаются 2-я и 3-я статии. Во время чтения Евангелия на колокольне производится так называемый " перебор " , т. е. ударяют по одному разу во все колокола, начиная от маленьких. По окончании Евангелия краткий трезвон. Когда старший диакон закончит 3-ю статию, певцы поют " Слава Тебе, Господи, слава Тебе " . Старший диакон отдает Евангелие предстоятелю. Прочие диаконы за ним входят в алтарь с Евангелиями и относят их на свои места. Далее литургия св. Иоанна Златоустого совершается по обычному чину. В тех случаях, когда священнослужители обмениваются приветствиями " Христос посреде нас " , " И есть и будет " , эти приветствия на Пасхальной седмице заменяются пасхальными " Христос воскресе " - " Воистину воскресе " . За " Достойно " - " Ангел вопияше " и " Светися, светися " . Так до Отдания Святой Пасхи, кроме Преполовения и его Отдания.

http://zavet.ru/pasha04.htm

Дело в том, что законным первосвященником был Садок, первосвященство Авиафара не имело твердых канонических оснований, как впрочем и первосвященство Илия, известного деятеля времен пророка Самуила. Авиафар был прямым потомком Илии. У первого первосвященника, у брата Моисеева Аарона было четыре сына. Двое из них – Надав и Авиуд за преступление, за принесение огня чуждого пред Господом были умерщвлены Богом. Осталось двое: старший – Елеазар и младший – Ифамар. Первосвященником, согласно закону Моисееву является старший в роду Аарона. Т.е. после смерти Аарона – старший сын, после смерти старшего сына – старший сын старшего сына и т.д. В силу каких-то не вполне ясных для нас причин, о которых Св. Писание не говорит, на какой-то период времени первосвященство оказалось не в линии Елеазара, а в линии Ифамара. И вот Илий, равно как и Авиафар, были потомками Ифамара, а не Елеазара. Садок же был потомком Елеазара. Узнав о помазании Соломона на царство, Адония бежал, пытался найти убежище у жертвенника Господня и вышел оттуда только когда Соломон поклялся пощадить его жизнь. Затем Давид передает Соломону все чертежи будущего храма, еще раз называет перед своими старейшинами своим наследником и преемником и в подтверждение воли царя приносятся жертвы. Именно тогда Садок получает помазание в первосвященника. Давид позаботился не только о внешнем устроении храма, но и о внутреннем содержании богослужения в будущем храме, он сделал распоряжения о порядке служения священников и левитов в храме. Перед своей кончиной Давид еще раз призывает наследника и преподает ему последнее благословение и завещание исполнять волю Божию, исполнять заповеди и предания Моисея. Он дает несколько конкретных советов относительно приближенных лиц: одних Соломон должен был удалить, а других приблизить и возвысить. Давид завещает Соломону изгнать Иоава вследствие того, что Иоав изменнически убил двух почитаемых в народе вождей – Амиссая и Авенира. Давид не стал мстить за это, по всей видимости, из опасения какой-то новой смуты и ради единства народа. Потому что многие поддерживали Иоава и расправа над Иоавом могла в тот момент привести к новому расколу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Отошел ко Господу наш дорогой отец» На 83-м году жизни от осложнений, вызванных коронавирусом, скончался протоиерей Николай Беляев, старший священник Иоанновского монастыря 12.01.2021 2230 Этой ночью 12 января отошел ко Господу протоиерей Николай Беляев , старший священник Иоанновского ставропигиального женского монастыря на Карповке в Санкт-Петербурге, сообщает сайт обители. Священник умер от осложнений, вызванных коронавирусом. Дмитрий Павлович Беляев, многодетный отец, внук протоиерея Николая Беляева, по этому поводу написал на странице в социальной сети: «Сегодня, 12 января 2021 года (вт), отошел ко Господу наш дорогой отец, протоиерей Николай Беляев, старший священник Иоанновского ставропигиального женского монастыря. Упокой, Господи, его светлую и любящую душу». Старший брат покойного священника, кандидат исторических наук, с.н.с. Института истории РАН Сергей Алексеевич Беляев (также недавно скончавшийся) так отзывался о своём брате: «Мой брат — отец Николай, который служит в монастыре на Карповке, насколько я знаю по отзывам людей, которые у него окормляются и которые приходят к нему за советом, пользуется и большим уважением, и большой любовью. Все всегда о нем говорят только одни добрые слова. Для меня это, прежде всего, свидетельство того, что брат не просто хорошо несет свое пастырское послушание, а что это приносит людям радость и указывает на то, как строить свою жизнь и как выходить из всяких жизненных коллизий, которые встречаются на пути каждого человека». Биографическая справка: Протоиерей Николай Беляев родился 4 марта 1938 года в Костроме. В 1956 году окончил среднюю школу с золотой медалью в Скопине Рязанской области. Выпускник математико-механический факультета Ленинг радского государственного университета (специальность «Астрономия и небесная механика»), 30 лет посвятил работе в Институте теоретической астрономии АН СССР , где прошел путь от старшего лаборанта до ведущего научного сотрудника. Последние 15 лет работы в Институте Николай Алексеевич Беляев был ученым секретарем Рабочей группы Астросовета АН СССР «Динамика малых тел Солнечной системы», участвуя в организации и проведении Всесоюзных и международных конференций по динамике малых планет и комет, в частности по комете Галлея. За период работы в институте им было опубликовано более 40 научных статей в отечественных и зарубежных журналах, написаны пособия и созданы фильмы по комете Галлея, книга «Комета Галлея и ее наблюдение», монография «Короткопериодические кометы» и др.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/12/ot...

ПреподОбный – так называются святые новозаветных времен, которые посвящают себя строжайшему исполнению Христовых заповедей. Преподобными называются также все угодники и угодницы Божии, совершавшие свой подвиг в удалении от мира – в пустынях, монастырях и т.п. ПресвИтер (греч. – старший) – в Новом Завете так называются священники. ПрестОл – установленный и закрепленный в алтаре напротив Царских Врат квадратный стол, на котором приносится великая Жертва Тела и Крови Христовых. ПридЕл – так называются алтари, отделенные от главного. ПрихОд – церковная община, принадлежащая одному храму. ПричащЕние – таинство, в котором верующий под видом хлеба причащается истинного Тела Христова, а под видом вина – истинной Крови Христовой и таким образом соединяется со Христом. ПрорОк – предсказатель, вестник воли Божией. Пророки были святыми людьми, просвещенными Духом Божиим. Они предсказывали будущее, готовили людей к Царству Христову, воспитывали в народе веру и благочестие, руководили гражданскими правителями, совершали чудеса, писали священные книги. ПросИтельная ектениЯ – так называется ектения, в которой вместо обычного припева “Господи, помилуй” поется “Подай, Господи!” ПроскомИдия (греч. – принесение) – так называется та часть Божественной литургии, на которой для Таинства Евхаристии священник готовит хлеб и вино. Во время литургии Господь таинственно сотворит их Своим Телом и Кровью. ПросфОра (греч. – приношение) – хлеб, который употребляется для совершения Таинства Евхаристии. Он должен состоять из двух частей, изображающих две природы Иисуса Христа: божественную и человеческую. Просфоры пекут из лучшей пшеничной муки с употреблением дрожжей, готовят тщательно и благоговейно. На верхней части просфоры специальной печатью делают оттиски изображений креста, Божией Матери или святых. ПротодиАкон – старший диакон. ПротоиерЕй – старший священник. ПротопресвИтер – старший священник в кафедральном соборе. ПсалОм – песнь, песнопение; в Церкви псалмами называются только те священные песни, которые собраны в псалтири, а другие – просто священными песнями или песнопениями. Р

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010