Согласно одобренному Собором чину, по окончании Трисвятого два митрополита вели патриарха к горнему месту Успенского собора. Все трое поворачивались к западу, и один из митрополитов возглашал «Вонмем», а другой читал формулу: «Божественная благодать, немощная врачующи, оскудевающая восполняющи и промышление всегда творящи о святых своих Православных Церквах, посаждает на престоле святых первосвятителей Российских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Отца нашего Тихона, Святейшаго Патриарха великаго града Москвы и всея России, во имя Отца. Аминь» — в этот момент митрополиты усаживали патриарха на его место в первый раз — «и Сына. Аминь» — патриарха усаживали вторично — «и Святаго Духа. Аминь» — и патриарха усаживали в третий и последний раз. Старший митрополит возглашал: «Аксиос!», и то же трижды пели в алтаре и в храме. Таким образом, в чине была использована александрийская традиция возглашать при патриаршей интронизации имя Пресвятой Троицы — «как при Крещении», — а «Аксиос» петь в конце (тогда как в константинопольском чине «Аксиос!», без каких-либо других слов, возглашалось на каждое из усаживаний). Сразу после этого один из архиереев возглашал, стоя в царских вратах, ектению с особыми прошениями, а старший митрополит читал в алтаре молитву «Владыко Вседержителю и Господи всяческих, Отче щедрот и Боже всякия утехи...» (эта молитва в александрийском чине положена при интронизации всякого вообще епископа). Во время ектении патриарха переоблачали в другие саккос, омофор, митру (в этом следует видеть воспроизведение того обряда интронизации, который совершался в Москве в последних десятилетиях XVII века; впрочем, там переоблачение происходило до литургии, а не во время нее) и возлагали на него две панагии и наперсный крест. Перед Царскими вратами вставал иподиакон с патриаршим предносным крестом, а другой иподиакон вместо обычного примикирия (предносной свечи) вставал с «двуплетеной» свечой. По окончании ектении старший митрополит произносил возглас молитвы и пелась великая похвала — многолетия Предстоятелям Православных Церквей и Российскому государству. Далее литургия совершалась обычным порядком. По окончании литургии патриарх, стоя перед святым престолом, облачался в патриаршую мантию и клобук (особой формы, согласно древнерусской традиции) и брал в руки монашеские четки. Все архиереи вставали на солее, и Киевский митрополит подавал патриарху жезл свт. Петра, митрополита Московского, произнося при этом слово. Патриарх отвечал ответным словом и затем шествовал на патриаршее место у столпа Успенского собора, под пение хора: «На гору Сион взыди, благовествуяй». Здесь его облачали в епитрахиль и малый омофор, и совершался молебен и крестный ход, заменявший собой древний обычай шествия на осляти. По этому чину, с небольшими изменениями в формулах поминовений, и была совершена интронизация Святейшего патриарха Тихона.

http://e-vestnik.ru/church/intronizatsiy...

Церкви. На это и направлен законопроект, который мы просим Вас поддержать. Аникин Михаил Александрович, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения, Санкт-Петербург Виноградов Юрий Алексеевич, доктор исторических наук, ИИМК РАН (институт истории материальной культуры Российской академии наук), Санкт-Петербург Горончаровский Владимир Анатольевич, доктор исторических наук, ИИМК РАН, Санкт-Петербург Чернышев Владимир Александрович, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, кандидат исторических наук, Санкт-Петербург Люлин Александр Сергеевич, лауреат литературной премии им. Адександра Прокофьева, поэт, Санкт-Петербург Савина Светлана Гурьевна, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург Марсодолов Леонид Сергеевич, доктор культурологии, ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург Коняев Николай Михайлович, член СП России, писатель и публицист, Санкт-Петербург Пастер Максим Анатольевич,солист Большого театра России, Москва Морозов Пётр Петрович,солист театра " Геликон-опера " , Москва Москальков Сергей Борисович, художественный директор театра " Русская опера " , Москва Нивинская Надежда Владимировна, генеральный директор театра " Русская опера " , Москва Гарбуз Юлия Викторовна, солистка областной филармонии, Орел Бунакова Лариса Вячеславовна, лауреат всероссийских и международных конкурсов,студентка музыкального колледжа, Орел Смирнов Владимир Сергеевич, артист губернаторского хора " Лик " , Орел Захаров Сергей Ильич, солист областной филармонии, Белгород Знаменская Галина Николаевна, Заслуженный работник культуры РФ, преподаватель музыкального колледжа, Орел Ибрагимов Георгий Михайлович, преподаватель музыкального колледжа, Орел Семенихина Лариса Егоровна, преподаватель музыкального колледжа, Орел Полякова Татьяна Григорьевна, солистка областной филармонии, Орел Митин Александр Андрианович, солист областной филармонии, Орел Зенкина Светлана Семёновна, артистка областной филармонии, Орел

http://religare.ru/2_73670.html

Итак, изучив вышеприведенные свидетельства, мы можем сделать совершенно очевидный вывод: в Церкви из начала самими Апостолами были установлены три чина священства – епископский, пресвитерский и диаконский 452 . С такой иерархией Церковь всегда жила и поныне живёт. Протестанты же исказили изначальное устройство Церкви и отказались от епископов, передав при этом право рукоположения пресвитерам, то есть без всякой причины нагло и самовольно заменили трёхчинное священство двухчинным. Если нам действительно нужна истина, то мы должны спросить себя: кому нам верить и чья позиция правильна? Неужели, узнав такие ясные свидетельства древних святых по вопросу трёхчинности священства, мы можем верить протестантам, которые лгут, что в Церкви изначала было только два чина? Или мы должны думать, что такова была воля Христа, чтобы с I до XVI века Церковь имела трёхчинное священство, а с XVI века после М. Лютера – двухчинное? Возражая на это, баптисты, например, могут сказать, что у них есть старшие, областные пресвитеры, которые хоть и называются пресвитерами, но, по сути, являются теми же епископами, которые управляют областью и принимают непосредственное участие в поставлении пресвитеров в общинах своей области. Однако только с первого взгляда этот аргумент может показаться имеющим смысл; при рассмотрении же его мы скоро сможем убедиться, что старший пресвитер баптистов не просто не называется епископом – он кардинальным, существенным образом отличается от него, и вот почему. Во-первых , старший пресвитер не есть у баптистов третий чин, а только должность, для которой у них нет особой , третьей хиротонии (рукоположения). То есть, как в Православии, так и в протестантизме, когда поставляется диакон, то его рукополагают первый раз; когда диакон поставляется в пресвитера, то его рукополагают во второй раз. Но когда баптисты избирают старшего пресвитера, то его не рукополагают в третий раз. Это говорит о том, что старший пресвитер никоим образом не является у баптистов третьим чином, а только административной должностью.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

По заявлению игумена Вениамина, иерод. Виссариона и г. Халеби, означенные в сей описи: греческое Евангелие в серебр. переплёте, архиерейский посох и мантия, трикирий и дикирий серебр. принадлежат ризнице Троицкого собора на Русских Постройках в Иерусалиме. Иерусалим, тридцатого марта 1894 г. Драгоман Императорского Генерального Консульства Коллежский Секретарь (подп.): Алексей Львович Воеводский. Нештатный драгоман Императорского Российского Генерального Консульства в Иерусалиме (подп.): Яков Иванович Хури. Старший член Духовной Миссии (подп.): Игумен Вениамин. Член Духовной Миссии в Иерусалиме (подп.): Иеродиак Виссарион. Драгоман Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (подп.): Яков Халеби. Все означенные в сей описи предметы получил на хранение. Старший Член Духовной Миссии: (подп.): Игумен Вениамин. Означенные в сей описи шестьдесят руб. кред., двенадцать руб. двадцать копеек русским разменным серебром и семьсот двадцать шесть паричек получил на хранение. Старший Член Духовной Миссии (подп.): Игумен Вениамин. С подлинным верно. За секретаря: Ал. Воеводский Печать Императорского Российского Генерального Консульства в Иерусалиме. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/11, д. 5, л. 59–63. 25. Опись предметов, находящихся в церкви царицы-мученицы Александры при здании Русской духовной миссии в Иерусалиме и в Троицком соборе Иерусалим, 4 мая 1894 г. Копия 46 . В Алтаре: На престоле Св. Евангелие в лист, верхняя доска серебр. вызолоченная; ковчег серебр. вызолоченный в стеклянном футляре; два малых Евангелия с медными Евангелистами, одно Евангелие в пол-листа с медными Евангелистами; один потир серебр. вызолоченный, средней величины с дискосом, звездицею, лжицею, копием и блюдечками; малый потир серебр. вызолоченный со всеми принадлежностями в футляре; митра по золотому глазету шитая жемчугом; митра голубого бархата, шитая золотом и серебром; семь ковчегов с частицами святых мощей; небольшой крест с частью Животворящего Древа; Казанская Божья Матерь в серебр. вызолоченной ризе; икона Всех Святых в серебр. вызолоченной ризе; небольшие иконы: Спасителя, Митрофания и Божьей Матери в серебр. ризах; на горнем месте икона Успения Божьей Матери в дерев, раме; запрестольный крест и Божья Матерь на пьедесталах; образ Тайной Вечери на жертвеннике; два больших запрестольных бронзовых подсвечника; четыре малых серебр. подсвечника; престол и жертвенник в одеждах бархатных и с пеленами; два столика; семь больших стульев с кожаными сиденьями; шкаф для хранения утвари церковной; серебр. лампадка; серебр. ладанница и стручец; одна серебр. висячая лампада и одна медная.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Разделы портала «Азбука веры» ( 24  голоса:  4.3 из  5) Добрые подвиги Среди тех странников, которые из году в год в студеную зиму и летнюю жару ходят по святым местам Русской земли, попадается немало замечательных людей. Часто они ведут сокровенную в Боге истинно духовную жизнь, полную подвигов. Сталкиваясь с множеством людей, многое они слышат, многое узнают, и часто рассказы их чрезвычайно назидательны. Сейчас и будет передано несколько повествований одного благочестивого странника. Родился этот странник в деревне Орловской губ., и рано, по третьему году, остался круглым сиротою со своим десятилетним братом. Сирот взял к себе их дедушка, набожный и зажиточный человек. Он держал на большой дороге постоялый двор и, по его доброте, у него любили останавливаться. Старший брат был резв и неусидчив, все бегал по деревне, а младший сидел больше с дедушкой, по праздникам ходил с ним в церковь, а дома дедушка читал внуку Библию, которую тот впоследствии хранил всю жизнь, как святыню. Выросши, старший брат принялся пить. Однажды под пьяную руку он так толкнул младшего брата, что тот, падая, повредил себе руку, которая стала у него сохнуть, и осталась такой на всю его жизнь. Видя, что внук его будет непригоден по убожеству своему к сельским работам, дед стал учить его грамоте по той самой Библии, которую раньше читал вслух, а от сельского писаря мальчик научился письму. «Бог открыл тебе грамоту, будешь человек, — говорил дед внуку. — Чаще ходи теперь в церковь, да благодари Бога за Его милость». И внук с дедом не опускали ни одной службы; много маливались и дома. Заставят дедушка и бабушка внука молитвы читать, псалом «Помилуй мя, Боже», а сами поклоны кладут. Когда бабушка умерла, дед стал уговаривать внука жениться и выбрал ему степенную и добрую девушку. Через год дедушка почувствовал приближение смерти и сказал внуку: «Вот тебе дом мой и все наследство. Живи по совести, никого не обманывай, да молись больше всего Богу: все от Него. Ни на что не надейся, кроме Бога; ходи в церковь, читай Библию, да нас со старухой поминай». Старик передал внуку тысячу рублей. По смерти деда старший брат стал завидовать, что младшему достались и дом, и имение. В одну ночь, когда все спали, он подломал чулан, вытащил из стоявшего там сундука деньги и зажег чулан. А огонь перешел на всю усадьбу, хозяева еле успели выскочить в чем спали. Но спасли лежавшую у них в головах Библию.

http://azbyka.ru/fiction/rajskie-cvety-s...

К. С. Льюис   Когда соединяемся друг с другом независтливостью, простотою, любовью, миром и радостью, преуспеяние ближнего почитая собственным своим приобретением, а равно немощи, и недостатки, и скорби признавая собственным ущербом, тогда в состоянии будем исполнить закон Христов. Вот подлинно ангельская жизнь! Преподобный Ефрем Сирин О выборе друзей, предмете дружбы и ее болезнях Живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим — один из тысячи. Если хочешь приобрести друга, приобретай его по испытании и не скоро вверяйся ему. Сир. 6:6-7   Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою. Притч. 22:24-25   И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом. Лк.23:12 Христос поистине может сказать всякому кругу друзей: «Не вы избрали друг друга, но Я избрал вас друг для друга». Дружба — не награда за ум или вкус, а орудие Божие, с ее помощью Господь открывает нам красоту другого человека. Этот человек не лучше сотен прочих, но мы увидели его. Как и все доброе, красота эта — от Бога, и потому в хорошей дружбе Он ее умножит. Господь, а не мы созывает наших гостей и, посмеем надеяться, правит нашим дружеским пиром. Во всяком случае, так быть должно. Не будем же ничего решать без Хозяина. К. С. Льюис Друзья — это тоже проявление Божией заботы о нас. Господь показывает, что мы все-таки не одиноки в этом безжалостном мире, и потому подлинная дружба — действительно сокровище. В жизни часто бывает, что родственные узы между братьями и сестрами крепки, пока живы родители. Когда же их уже нет, родные забывают друг друга, и более прочными узами часто становятся именно дружеские. В. Н. Духанин В китайском языке нет слова «брат». Но есть два разных слова со значением «старший брат» и «младший брат». И это честно. Потому что, когда я говорю, что у меня есть брат, всегда звучит уточняющий вопрос: старший или младший? Владыка Антоний говорит: «Когда мне предлагают братскую любовь, я задаюсь вопросом: а какой ты брат — Каин или Авель?» На протяжении всей истории человечества братская любовь была искажена братоубийственной борьбой за первородство. Братство, кажется, обречено на то, что среди братьев всегда найдется старший.

http://azbyka.ru/mudrye-mysli-o-druzhbe

391. Борис Васильевич, безудельный князь галичский, сын Василия Дмитриевича, безудельного же князя галичского 452), прямой потомок Рюрика в XVII колене. – Известен только по родословным, из которых видно, что он жил в начале XV в. и оставил трех сыновей, князьями уже не писавшихся, но почитаемых родоначальниками: старший Фёдор , прозванием Береза , – дворян Березиных; средний, Семен, прозванием Осина , – дворян Осиянных , Ляпуновых и Ильиных ; младший, Иван , прозванием Ива , – дворик Ивиных . 392. Борис Васильевич 392. Борис Васильевич, безудельныий князь суздальско-шуйский, старший из шести сыновей Василия Семеновича, удельного князя шуйского 495), от брака с неизвестной, внучатный (троюродный) брат Василия Дмитриевича, великого князя московского 45). – Псковская Первая летопись, под 1436 г., рассказывает о нём следующее: «Приехаше от великого князя (Василия Васильевича Тёмного 45) князь Борис во Псков, и прияша его Псковичи (на княжение), а князь Володимера (предместник новоприезжего) выиде из княжа двора, а Борис князь во дворе нача жити; и Псковичи послаша-князя Володимера (Данилович, сын неизвестного отца) к князю великому, да и свои послы... И князь великой... даше ему княжение в Пскове, и иириехаше во Псков; а Борис князь поехати вон изо Пскова, по великого князя слову, занеже он пролгался » (П. С. Р. Л. т. IV. С. 210. Изд. 1848). – Дальнейшая судьба его неизвестна. По родословным, значится у него единственный сын Семен, писавшийся князем Шуйским и ум. бездетным – или как сказано в «Бархатной книге»: «был в Литве, и там извёлся» (ч. I. с. 71. Изд.. 1787 г.). 393. Борис Василькович (Васильевич) 393. Борис Василькович (Васильевич), князь ростовский, старший из двух сыновей св. Василька (Василия) Константиновича, князя ростовского 49), от брака с Марией Михайловной, княжной черниговской ), дочерью св. Михаила черниговского 138). – Род., в Ростове, 24 июля 1231 г,; по смерти отца, захваченного Татарами в бою на р. Сити, 4 марта, и убитого ими несколько дней спустя, сел, вместе с своим младшим братом, Глебом 605), на княжение ростовское, в 1238 г.; ходил к Батыю «про свою отчину», и отпущен им, в 1244 г.; сопровождал к Батыю своего деда, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

И из них он не пощадил бы никого, если бы смерть не распорядилась по-своему, вопреки его воле. Вначале, решив, что жена его брата Теодерика женщина хитрая (а я убежден, что не случайно ее муж или старший сын, известный как человек мудрый и рассудительный, заключил прочный союз против тирана), он приказал убить ее мечом, взяв на себя еще один грех . После того как она была убита, и тот старший сын завершил свое образование, в соответствии с благоприятным для него решением Гейзериха, как старший из всех, он, имея преимущественное право перед прочими внуками, должен был со временем стать царем. Гунерих же начал поступать еще более ужасно, чем кто-либо до него. В присутствии большой толпы в центре города, перед рядами собравшихся на улице, он повелел сжечь на костре епископа своей веры по имени Иукунд 693 , которого они называли патриархом из-за того, что он с величайшим почтением был принят в доме брата царя Теодерика, хотя царская семья пыталась защитить славного епископа добрым о нем суждением. И нам было заранее уготовано в будущем стать свидетелями этого вероломного и бесчестного преступления, мы же, со своей стороны, говорили один другому: «Если уж со своим епископом поступает столь жестоко, как же тогда он намерен покарать нас и других людей нашей веры?» В это время и старшего сына Гентона по имени Годаг 694 вместе с женой, дав им с собой в утешение раба и рабыню, царь отправил в суровое изгнание, брата же Теодерика, после убийства жены и сына, нищего и покинутого также сослал; после своей смерти тот оставил младенца сына и двух взрослых дочерей, которых Гунерих, посадив на ослов, чтобы унизить их, отослал далеко прочь от себя. Кроме того, многих благородных комитов из своего племени царь преследовал лживыми обвинениями из-за того, что они поддерживали его брата, и одних он велел сжечь, другим перерезать горло, подражая в этом поступкам своего отца Гейзериха, некогда приказавшего бросить жену своего брата 695 , связанную и с камнем на шее в печально известную реку Ансага 696 , что в Цирте 697 , а после убийства матери истребил также и сыновей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Старший научный сотрудник НИУ ВШЭ, кандидат исторических наук А.Ю. Виноградов в докладе «К вопросу о становлении акимитского богослужения» рассказал об основателе непрерывного богослужения св. Александре Акимите, а также о том, как формировалось, из каких частей состояло и действительно ли было непрерывным акимитское богослужение. Священник Михаил Желтов посвятил свое выступление «Ранние чины монашеского пострига» причинам возникновения разных чинов монашеского пострига, отметив характерное стремление исследователей искусственно «состарить» эти чины. Докладчик также познакомил слушателей с тем, как становились монахами до возникновения чинов поставления и признания института монашества IV Вселенским Собором. Старший научный сотрудник ИВИ РАН, старший преподаватель ПСТГУ, кандидат исторических наук О.А. Родионов в докладе « " Прото-Филокалия " прп. Паисия Величковского: исихастская книжность в эпоху просвещения» рассказал о роли прп. Паисия в составлении и издании рукописей по исихастской тематике. В своем выступлении исследователь подробно изложил причины, благодаря которым в Русской Церкви было преодолено сопротивление распространению умного делания. Заведующий редакцией литургики ЦНЦ «Православная энциклопедия» А.А. Ткаченко представил доклад «Монастырские уставы бенедиктинской традиции», в котором рассказал об уставах монастырей до разделения Церквей, остановившись на уставе преподобного Бенедикта Нурсийского и этапах его реформирования. Доцент МДА, заведующий Греко-латинским кабинетом и Академической библиотекой, кандидат богословия игумен Дионисий (Шлёнов) в докладе «Приобщение " знанию и мудрости " (по выражению прп. Никиты Стифата) как основополагающий принцип монашеской жизни» представил участникам конференции труд преподобного Никиты Стифата. В нем автор называет приобщение к мудрости и ведению Божиему свойством Херувимов, к которому также призваны епископы, священство, монашествующие и все верные. Переходя к образу современного инока, докладчик предложил участникам конференции задуматься о том, в какой степени сегодня мы можем быть сопричастны небесной мудрости.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4800650...

Постараемся по некоторым данным определить порядок старшинства между ними. В Новгород был отправлен Вышеслав: мы знаем, что сюда посылался обыкновенно старший в семье великого князя; из этого можем заключить, что Вышеслав был старший сын Владимира, тем более что в известии о рассылке по областям он поставлен первым. Но в предшествующем исчислении жен Владимировых Вышеслав поставлен после сыновей Рогнединых и гречанки, вдовы Ярополковой, и назван сыном чехини: если Вышеслав был старший, то должен был родиться от первого брака Владимирова, заключенного или в Новгороде или во время пребывания Владимира в Скандинавии, когда ему было лет 18; но странно, что чехиня зашла так далеко на север; Иоакимовская летопись и здесь объясняет дело удовлетворительно, а именно: мать Вышеслава называет Оловою, женою варяжскою. Потом следует сын Рогнеды, Изяслав, получивший волость деда своего по матери – Полоцк. Тотчас после брака на Рогнеде Владимир женился на вдове брата своего Ярополка, и потому рожденного от последней Святополка имеем право поставить в-третьих после Вышеслава и Изяслава; этот Святополк получил Туровскую волость и по смерти Вышеслава и Изяслава оставался старшим в роде, на что ясно указывают слова св. Бориса: «Не подниму я рук на брата старшего». За Святополком мы должны дать место Ярославу, также, по летописям, сыну Рогнеды; Ярослав получил сперва Ростов, а потом, по смерти старшего Вышеслава, переведен в Новгород. Этот перевод Ярослава в Новгород мимо старшего Святополка туровского объясняется свидетельством Дитмара, что Святополк в это время был под гневом отца и даже в заключении. Всеволод, также сын Рогнеды, получил Владимир-Волынский; Святослав и Мстислав, которых мать в начальной Киевской летописи названа чехинею другою в отличие от мнимой матери Вышеслава, получили: первый – землю Древлянскую; второй – Тмутаракань. Мать Святослава Иоакимовская летопись называет Малфридою; что это имя одной из жен Владимировых не вымышлено, доказательством служит известие начальной Киевской летописи под 1002 годом о смерти Малфриды, которая здесь соединена с Рогнедою; мать же Мстислава Иоаким называет Аделью, или Адилью.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010