Возникновение и существование драгоценных камней - притча Бога, рассказанная нам в книге природы. А изъяснение ее - в жизни и прославлении святых. По толкованию св. Андрея Кесарийского двенадцать оснований стены Небесного Иерусалима символизируют двенадцать Апостолов, а особенные свойства и красота камней - духовные черты каждого из учеников Христа. Этот город - вне времени, в небе Царства Божия. Из пропастей земных вознесены эти духовные драгоценности, сверкают они красотой в лучах славы Христовой. Красоту камня выявляет солнечный свет, красоту души - свет Христов. Как падшая душа из хаоса мертвости превращается в вечную драгоценность? Когда встреча со Спасителем, как электрический разряд, ударяет в нее - тогда в таинственной глубине возникает точка кристаллизации, начинается рост кристалла, прекращение разложения и упорядочение хаоса. Все, назначенное быть усвоенным этой гармонией, переплавиться в нее - строит новое тело души, а чуждое ей - вытесняется. Условия этого перерождения всегда мучительны: давление страданий, самопринуждения, горнило покаяния. «Кому легко бремя искушений?... Потому и ты: попищи, попищи, да и помолчи! Пройдет! Ей, пройдет и не воспомянется! А плод этих болезней возрастет, созреет, разукрасится. И как же сладок будет он! Как же благовонен! Как заблестит всеми цветами радуги, всеми красотами драгоценных камней! Каждая капля пота, каждый вздох тысячекратно вознаградится щедрым Подвигоположником нашим Иисусом» - писал прп. Анатолий Старший (Оптинский). Душа в этих испытаниях, как бы тяжело не было, войдя во внутреннюю храмину свою, чувствует в ее глубине и тишине нечто новое для себя, неопределимое словами, но ощущаемое - правильное, твердое, прозрачное, иное по отношению к обнимающей ее породе чувственной реальности. И, чувствуя рост этой драгоценности, терпит. Терпением вашим стяжите души ваши, и тогда нетленное тело украсится нетленными драгоценными венцами. Мария Египетская. Из липкой черноты греха под палящим солнцем покаяния и невиданным давлением подвигов вырос и огранен сверкающий бриллиант, драгоценнейший в Царствии Божием. Как под слоями геологических пород растут алмазы, так некогда в пещерах Египта, а потом в Киевских и Печерских выросли адаманты веры во Христа несекомые. Сколько их? Все небо духовное усыпано ими.

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/12/...

Преподобный Анатолий имел необыкновенно милостивый, сострадательный характер. Если он узнавал о чьем-нибудь горе, то так волновался, что у него начиналась ужасная головная боль. А потом начинало болеть и сердце... Взяв на себя заботы о Шамордине, он входил во все стороны жизни сестер, сам учил их уставу богослужения, монашескому молитвенному правилу, пятисотнице, церковному пению. Но все-таки первый вопрос к духовным дочерям у него был: «У тебя все есть?» Двадцать один год был он для инокинь Шамордина преданным, бесконечно любящим отцом и наставником. О великой силе молитвы старца Анатолия свидетельствовал сам преподобный старец Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». С особой любовью говорил преподобный Анатолий о молитве Иисусовой, говорил о том, что истинная молитва должна рождаться не под впечатлением хорошего чтения и пения, а быть плодом великого труда, дерзновения и любви к Богу. Преподобный Анатолий обладал всей полнотой даров Святого Духа: даром прозорливости и духовного рассуждения, исцеления душевных и телесных недугов. Несколькими словами, исполненными любви и духовного опыта, он умел утешить скорбящую душу, осторожно предупредить о грядущих испытаниях, подготовить к близкой смерти. Кончина старца Амвросия 10 октября 1891 года подорвала здоровье его любимого ученика: так глубоко и тяжело переживал он свое сиротство, что овладел им смертельный недуг. Преподобный Анатолий начал угасать. Кротко и смиренно переносил он болезнь. 15 декабря 1893 года он тайно принял схиму. 25 января/7 февраля 1894 года преподобный старец Анатолий тихо почил во время чтения отходной. Он был погребен у стен Введенского собора, рядом с любимыми своими учителями и наставниками. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Анатолий Оптинский, Старший, прп. " .

http://pravicon.com/info-1754

Возьми разумно в руки, Да избегут они огня, Неугасимой муки… Прп. АНАТОЛИЙ СТАРШИЙ ОПТИНСКИЙ ЛУЧШИЙ ПОСТ …На самом деле, лучший пост – Терпеть всё то, что Бог пошлёт. ПОСТ С ТОБОЙ ВСЕГДА Помни же, что пост с тобой всегда: Коль не можешь понести труда – С непокорной плотью тяжкой битвы – Сердцу и уму тогда внимай И телесный подвиг заменяй, Не сумнясь, Иисусовой молитвой. Прп. АНТОНИЙ ОПТИНСКИЙ Когда мы в пощенье Духовную радость обрящем – Тогда нам и редька становится Сахара слаще. Прп. НИКОН ОПТИНСКИЙ, исповедник Умеренное воздержание Полезнее всего… Св.прав. ИОАНН КРОНДШТАДТСКИЙ …И помни: если Господа любя, Постов суровых тщательной заботе Предашь себя, то с долгой скорбью плоти Придут все козни бесов на тебя. Какое испытание нависнет, В обличии каком предстанет грех Для ревностных и безрассудных, – всех, Несовершенных в христианской жизни. Свт. ИОАНН ШАНХАЙСКИЙ Великий пост. Мысли святых подвижников ПРОСТИМ И МЫ Пройдёт печаль Великого Поста, И Царство долгожданное Христа Отверзнется томящемуся взору. Земную тяжесть вяжущих обуз С плеч сбросим мы: чем невесомей груз, Тем облегчённей восхожденье в гору. Дабы не впасть в тягчайшую беду, Изгоним из сердец своих вражду, Восплачем покаянными слезами. Заступничеством Девы и Жены Очищены, и Богом прощены, Простим и мы виновных перед нами. ПОСТ Пост – это должность, кресло, кабинет; Пост – под охрану сданный нам объект, За оставленье коего с нас взыщут. А также, пост – храненье дум и чувств От находящих тёмной тучей буйств; Храненье уст – от запрещённой пищи. В КОНЦЕ ВСЕГО ПУТИ… Столь быстротечно время! И оно Нам только для спасенья душ дано… Дана и память, что не обойти Нам Страшный Суд – в конце всего пути. СВЕТ ПОКАЯНИЯ Представьте комнату, что свет Не видела с десяток лет Существованья, – Так брошена, захламлена Жизнь наша, и душа темна – До покаянья. В ней – тщанье плотского ума, Нерассветающая тьма, Мрак преткновенья. Там будущность объемлет – страх, Там – каждый наш неверный шаг Грозит паденьем. Покаяться б давно должны, –

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/29/...

Из общего сонма святых старцев Оптиной пустыни наиболее известны своими поучениями преподобные Макарий (1788–1860), Антоний (1795–1865), Амвросий (1812–1891), Анатолий Старший (Зерцалов) (1824–1894). Помимо изречений этих отцов о молитве, в данной работе будут приведены поучения и других святых старцев Оптиной обители: преподобных Льва (1768–1841), Моисея (1782–1862), Илариона (1805–1873), Исаакия (1810–1894), Иосифа (1837–1911), Варсонофия (1845–1913), Анатолия Младшего (Потапова) (1855–1922), Нектария (1856–1928), а также исповедника Никона (1888–1931). Данная работа, в первую очередь, будет важна православным христианам, так как молитва является неотъемлемой частью духовной жизни каждого верующего. В тоже время работа будет полезна и для тех, кого интересует наследие Русской Православной Церкви, выраженное в душеполезных наставлениях ее святых, и, в частности, преподобных Оптинских старцев. Сергей Милов Молитовку не оставляй Господь глаголет о Себе в Евангелии: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Молитесь искренне и с верой Всеблагому Господу, чтобы извел вас на истинный путь спасения. Прп. Амвросий Оптинский с. 39] Молитесь Пречистой Деве Богородице, да ходатайствует о вас ко Господу. Она Заступница всем прибегающим под кров Ее. Прп. Макарий Оптинский с. 208] Советую… ободрять себя молитвою, хотя краткою, и упованием, что как после зимы и суровой непогоды приходит приятная весна, так и после скуки не замедлит показаться приятная отрада. Прп. Антоний Оптинский с. 152–153] Какие бы ни восстали волны на твою душу, всегда прибегай ко Христу. Спаситель, Он придет на помощь и укротит волны. Прп. Лев Оптинский с. 18] От трудности и множества дел, а также и от недостатков не приходи в смущение, но прибегай к Господу с молитвою, и Он не оставит тебя. Прп. Иосиф Оптинский с. 316] Предадим себя воле Божией и будем молиться и ожидать от Него [Бога – ред.] помощи. Прп. Макарий Оптинский с. 281] Помыслы борют очень многих, только смиренных не смеют тронуть. А мы смирения не имеем, вот и терпим бесчестие. Этих помыслов ты еще не можешь отразить, а беги скорей к Иисусу, т. е. твори Иисусову молитву.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Преподобный Исаакий был истинный последователь той традиции старчества, которая отличала уклад Оптиной пустыни от других монастырей России, строгого послушания всей братии старцам-духовникам, независимо от сана и иерархического звания. Вся его жизнь стала достойным продолжением духовного подвига, начатого еще его предшественником, преподобным Моисеем, и другими великими Оптинскими старцами. Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894) Прп. Анатолий (Зерцалов) Скитоначальник и старец, преподобный Анатолий (старший) наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения. О великой силе молитвы старца Анатолия свидетельствовал сам преподобный старец Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». С особой любовью говорил преподобный Анатолий о молитве Иисусовой, говорил о том, что истинная молитва должна рождаться не под впечатлением хорошего чтения и пения, а быть плодом великого труда, дерзновения и любви к Богу. Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) Прп. Иосиф (Литовкин) Ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, преподобный Иосиф не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие ещё при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. Он стяжал от Господа полноту духовных даров, и многие испытали на себе его дар прозорливости и исцелений. Он ни с кем не вел длинных бесед, умея в нескольких словах выразить самое главное, наставить и утешить. Сила его благодатной молитвы была выше и драгоценнее любых слов. Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913) Прп. Варсонофий Оптинский Об этом скитоначальнике Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Преподобный Варсонофий обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нём покаяние.

http://pravmir.ru/prepodobnye-starcy-opt...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Анатолий Оптинский, Старший, прп. - житие Преподобный Анатолий (в миру Алексей Моисеевич Зерцалов) родился 24 марта 1824 года в семье диакона, служившего в храме села Бобыли Калужской губернии. Родители воспитывали сына в строгости и благочестии, надеясь, что со временем он выберет путь служения Богу. После окончания Калужской духовной семинарии Алексей поступил на службу в Казенную палату, но вскоре тяжело заболел. В те времена чахотка считалась болезнью смертельной, и Алексей дал обет: если исцелит его Господь, то примет он монашеский постриг. Господь даровал ему жизнь, и вскоре, в июле 1853 года, испросив родительского благословения, пришел он в Оптину пустынь. Старец Макарий сказал матери будущего инока: «Благословенна ты, добрая женщина, на такой хороший путь отпустила сына!» С этого дня преподобный старец Макарий стал руководить духовной жизнью молодого послушника. Со временем, предчувствуя приближение немощей и кончины, благословил обращаться за советом к преподобному старцу Амвросию. 17 ноября 1862 года брат Алексей был пострижен в мантию с именем Анатолий. К этому времени он был уже в послушании у преподобного Амвросия. С самых первых лет пребывания в обители жизнь будущего преподобного старца Анатолия была посвящена трудам на пользу ближних. Когда он работал на кухне, то не оставалось времени даже на сон, да и спать приходилось на дровах. А чтобы помолиться, побыть в редкие свободные минуты наедине с Богом и своей совестью, приходилось уходить далеко в лес... Позже старец Амвросий стал посылать преподобного Анатолия в монастырскую гостиницу утешать скорбящих. А когда увидел прозорливый старец, что ученик созрел для того, чтобы наставлять других в духовном делании, то стал постепенно вводить его в старческий труд, готовя себе ближайшего сотрудника и помощника. В 1870 году преподобный Анатолий был рукоположен в сан иеромонаха, а уже в следующем году получил назначение настоятеля Спасо-Орловского монастыря с возведением в сан архимандрита. Но любовь к родной Оптиной и старцу Амвросию заставила отказаться от почетного назначения. Преподобный Амвросий выпросил его себе сначала в помощники, потом в благочинные скита. А с 1874 года за послушание старцу, преподобному Амвросию, принял преподобный Анатолий должность скитоначальника. Ему же поручил старец Амвросий и окормление новосозданной Шамординской женской обители. Преподобный Амвросий не раз говорил сестрам: «Я редко беру вас к себе (на беседу), потому что я за вас спокоен: вы с отцом Анатолием».

http://pravicon.com/info-1754

Никодим (Кротков), архиеп. Костромской († 21.08.1938, пам. 8 авг.), прославлен 27.03.1995 архиеп. Костромским и Галичским Александром (Могилевым), торжество прославления возглавил митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий. 53) Прп. Варнава (Меркулов) Гефсиманский, Радонежский († 17.02.1906), прославлен 19.07.1995 по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, священноархим. ТСЛ, при наместнике архим. Феогносте (Гузикове) и скитоначальнике Черниговского скита архим. Феофилакте (Моисееве), прославление возглавил Святейший Патриарх Алексий II. 54) Прп. Иона Одесский († 30.05.1924, пам. 17 мая) прославлен 8.09.1995 решением Синода УПЦ. Обретение мощей состоялось 1.07.1996, торжество прославления 7.09.1996 возглавил митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). 55–57) Прп. Иона (в схиме Петр) Киевский, архим. Троицкого мон-ря († 9.01.1902); прп. Иоанн Затворник Святогорский, Харьковский († 11.08.1867); свт. Лука (Войно-Ясенецкий) , архиеп. Симферопольский и Крымский, исповедник († 11.06.1961, пам. 29 мая),— прославлены 22.11.1995 решением Синода УПЦ. 58) Сщмч. Константин (Голубев), миссионер, Богородский, Московский († 1918, пам. 19 сент.), прославлен 18.04.1996 митр. Крутицким и Коломенским Ювеналием. 59) Сщмч. Прокопий (Титов), архиеп. Херсонский и Николаевский († 23.11.1937, пам. 10 нояб.), прославлен 3.05.1996 решением Свящ. Синода УПЦ (по данным Херсонской епархии, торжество прославления состоялось 5.09.1996). 60) Прп. Рахиль (Короткова) Бородинская († 10.10.1928, пам. 27 сент.) прославлена митр. Крутицким и Коломенским Ювеналием 28.07.1996. 61–73) Прп. Лев (Наголкин) Оптинский († 11.10.1841); прп. Макарий (Иванов) Оптинский († 7.09.1860); прп. Моисей (Путилов) Оптинский († 16.06.1862); прп. Антоний (Путилов) Оптинский († 7.08.1865); прп. Иларион (Пономарев) Оптинский († 17.09.1873); прп. Анатолий (Зерцалов) старший Оптинский († 25.01.1894); прп. Исаакий I (Антимонов) Оптинский († 22.08.1894); прп. Иосиф (Литовкин) Оптинский († 9.05.1911); прп. Варсонофий (Плиханков) Оптинский († 1.04.1913); прп.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

Должна также сказать,  что объективно не доказаны ни духовный вред, ни духовная польза от перевода из монастыря в монастырь (вот излишне прилепляться к чему-либо или к  кому-либо точно неполезно). Посмотрим, например, на старцев Оптинских: - пятеро из них сменяли монастыри, шестеро   жили только в Оптиной, трое попали в тюрьмы, лагеря и ссылку -  и все святы: прп. Л е в (Леонид) - Оптина пустынь, Белобережская пустынь, Чолнский монастырь, Валаам, Александро-Свирский монастырь, Площанская пустынь, Оптина пустынь; прп. Макари й - Площанская пустынь, Оптина; прп. Моисе й — Саров ский монастырь, Свенский Успенский монастырь,. Оптина; прп. Антоний — Оптина пустынь, назначен ие игумен ом Малоярославецкого Черноостровского Николаевского монастыря, вывел его из упадка, Оптина; прп. Иларион — Оптина пустынь; прп. Амвросий — Оптина пустынь; прп. Анатолий (Старший)Оптина, назначение настоятелем Спасо-Орловского монастыря (отказался), прп. Исаакий — Оптина; прп. Иосиф — Оптина, прп. Варсонофий — Оптина, на правлен ие на фронт священник ом, назначен ие настоятел ем Голутвина монастыря, вывел его из упадка, скончался в Оптиной; прп. Анатолий (Младший) — Оптина, прп. Нектарий - Оптина пустынь, арест, тюрьма, жизнь и кончина в селе Холмищи Калужской обл. прп.. Никон — Оптина, Козельск, арест, тюрьма, лагерь в Кеми, ссылка под Архангельск и на Пинегу, « Истинное послушание, приносящее душе великую пользу, это когда за послушание исполняешь то, что несогласно с твоим желанием, наперекор себе. Тогда Сам Господь берет тебя на Свои руки...» , прп. Исаакий Второй — Оптина, Козельск, арест, тюрьма, ссылка в Белев, арест, расстрел 08.01 1938 монахиня Николая (Краснова), Москва 29 сентября 2012г. 16:12 Уважаемая Tavifa, благодарю за ответ. Видно в Вас человека, любящего Церковь. Но не могу с Вами согласиться. Не думаю, что у нас слабое монашество, есть отдельные слабые монахи, это да, а когда и где их не было? У нас сильное монашество На этом форуме неоднократно повторяли слова Святейшего, что монашество сейчас в упадке. Я сама знаю многие монастыри, и лишь несколько из них можно назвать сильными. Конечно, если подразумевать под сильным монастырем такой, где есть понятие о молитвенном делании, о монашеском единстве. Я очень люблю монашество. Но я не могу не видеть, как оно слабо и неустроено у нас!

http://bogoslov.ru/article/2841198

( < < back) < >< back) > В подлиннике трактата «О трех образах внимания и молитвы» для характеристики дыхания используется многозначное слово αγξον (буквально — души, сжимай), в славянском переводе — «въстягни». При переводе на русский язык контекст требует использовать выражение «удержи дыхание», но отнюдь не «задержи дыхание», что встречается в некоторых изданиях и существенно искажает смысл. Путь к священному безмолвию. Изд-во Братства свт. Филарета Московского, М., 1999 — с. 23. ( < < back) Это изречение известно также в переводе свт. Игнатия: «Всякая молитва, при которой не трудится тело, а сердце не придет в сокрушение, признается недозревшим плодом — потому что такая молитва без души». Отечник свт. Игнатия. «Правило веры», М., 1996 — с. 230. ( < < back) < >< back) > Преподобный Анатолий Onmuhckuй I, Старший (Зерцалов; 1824–1894) — великий Оптинский старец. Руководился прп. Макарием Оптинским, затем стал учеником и сподвижником прп. Амвросия, который сам свидетельствовал о великой молитвенной силе о. Анатолия: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысяч дается». Старец имел необыкновенно милостивый, сострадательный характер. Если узнавал о чьем-то горе, то так волновался, что у него начиналась ужасная головная боль, а потом начинало болеть и сердце. С особой любовью относился к молитве Иисусовой и был опытным ее делателем. С 1874 г. — скитоначальник. Двадцать один год окормлял Шамординскую обитель. Находился в духовном общении с прав. Иоанном, ездил к нему в Кронштадт. Прп. Анатолий обладал всей полнотой даров Святого Духа: даром прозорливости, духовного рассуждения, исцеления душевных и телесных недугов. Старец так глубоко и тяжело переживал кончину своего любимого наставника — прп. Амвросия, что им овладел смертельный недуг; постепенно угасая в болезни, он тихо почил (25.01./7.02.1894), не намного пережив своего учителя. Житие прп. Анатолия.//Прославление в лике святых… Оптина пуст., 1996. ( < < back) Преподобный Зосима Пустынник (Верховский; 1767–1833) — схимонах, выдающийся подвижник и старец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

См. Письмо Римский государственный деятель и философ VI века. См. также Письмо Примечания 1 и 3. «…Не оставляйте книг: там наш разум, там наше спасение!» – Прп. Анатолий Оптинский Старший. Генри Форд, создатель автомобильной индустрии в США, в интервью 1916 года. «В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас – уничтожением; но они пребывают в мире». – Прем.Сол.3:2–3. «Присутствие в нас, существах конечных, бесконечного – любви, ведет к желанию смерти, как входу в бесконечность». – свящ. Александр Ельчанинов. Записи. «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» – блж. Августин Иппонийский. Исповедь. Khura I. «И невозможное возможно, дорога дальняя легка, когда мелькнет в дали дорожной мгновенный взор из-под платка, когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика…» – Алексаднр Блок. Россия. «Задача… вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он до времени не превратился в ад». – Владимир Соловьев. Оправдание добра. Гл. 17,7. Иммануил. Кант. Критика чистого разума, I, 2.2.1 : «…И в высшей степени порочно ограничивать наличным опытом или выводить из него нравственные законы». Беспощадный вождь гунов, опустошавших Европу в V beke. Ростовщик, требовавший от должника-христианина фунт живого мяса. – Шекспир. Венецианский купец. Как возможно вести войну без ненависти? – «Трудно никогда не подвергнуться злому чувству в такое время, но подобное чувство почти неизбежно и в других, бесспорно благородных, и даже святых родах службы и деятельности… При всем том ни Церковь, ни русские воины не считают самого чувства такого гнева справедливым». Митр. Антоний (Храповицкий) . Христианская вера и война. «Мужество я считаю некой сохранностью [спасением]… Человек сохраняет его и в страданиях, и в удовольствиях, и в страстях, и в страхе и никогда от него не отказывается… Сохранение правильного и законного мнения о том, что опасно, а что нет, я считаю мужеством». – Платон. Государство, 429–430.

http://azbyka.ru/fiction/pisma-iz-preisp...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010