Не многие делайтесь учителями ( Иак. 3, 1 )… Учить – это небольшие камни с колокольни бросать, а исполнять – большие камни на колокольню таскать (прп. Амвросий, 2, ч. 2). Теория – это придворная дама, а практика – как медведь в лесу (прп. Амвросий, 2, ч. 2). Ты иногда охотница старчествовать и поучать келейных, и тут тебе случаются иногда досаждения и укоризны, что ты по-своему без дальних объяснений называешь случающимися скорбями, умалчивая о неблагословенном своем учительстве, за которое мало того что бывают укоризны и досаждения со стороны, но иногда попускается и сильная плотская брань. Поэтому нужно прежде самих себя вразумлять и обучать должному, без сомнения и ослепления, потому что ты бежала от м. П., как бы избегая похвалы, тебе приписываемой, а потом сама стала домогаться сего непрошеным учительством келейных, хотя ты сего доселе не заметила. Страсть славолюбия и любочестия тонка и многообразна, неуловима и неудобопримечаема. Преподобный Марк Подвижник пишет, что некоторые иногда видимо смиряются для того, чтобы уловить похвалу. Ты выход свой из кельи м. П. называешь искусством, а на самом деле оказывается в этом большое неискусство. Ты человек маленький, никому нет надобности понимать твоих целей, а всякий старший и младший понимает и толкует теперь о тебе по-своему (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Научить человека жизни духовной очень трудно. Это все равно... что выучить мужика сказать слово «секретарь». Он все будет говорить: «Слекатарь». Ты говоришь ему: «Вот тебе рубль, скажи только – секретарь», а он выговаривает по-своему: «Слекатарь». «Ну, повторяй за мной: се». И тот говорит: «се». «Кре» – «кре» – «тарь» – «тарь». «Ну говори теперь один раздельней: се-кре-тарь». Говорит не спеша: «Сле-ка-тарь (прп. Амвросий, 2, ч. 2). Что ты девочка и неразумная – это сама ты мне говорила; да и я так на тебя привык смотреть. А теперь ты вдруг расходилась и смутилась, что тебя стали учить, – значит, ты не девочка, а зрелаяпрезрелая учительница, что ты учиться уже не желаешь, что не для тебя русская поговорка: «Век живи – век учись» (прп. Анатолий, 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Он видел человеческую душу, и по молитвам ему открывалось в человеке самое сокровенное, а это давало ему возможность воздвигать падших, направлять с ложного пути на истинный, исцелять болезни, душевные и телесные, изгонять бесов. Его дар прозорливости особенно проявлялся при совершении им Таинства исповеди. Иеросхимонах Анатолий II (Потапов) (1855—1922) Прп. Анатолий (Потапов) Преподобный Анатолий (младший), прозванный в народе утешителем, был наделён Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся своё пастырское служение в тяжёлые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере. Всегда смиренный и никогда не унывающий — в народе его ласково называли «утешителем», а еще — «вторым Серафимом». И действительно, та же любовь, радостный и светлый лик, всего несколько мудрых слов, простой подарок… А главное — совершенно особая атмосфера, царившая вокруг старца, оказавшись в которой, человек чувствовал себя как бы «побывавшим под благодатным золотым дождем». Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853—1928) Прп. Нектарий Оптинский Последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, преподобный Нектарий неустанно окормлял верующих. Для каждого человека у старца был свой подход, «своя мера», порой он оставлял посетителя одного в тишине «хибарки» побыть наедине со своими мыслями, иногда долго и оживленно беседовал, удивляя собеседника своими познаниями, и люди спрашивали: «Где же старец окончил университет?» И не могли поверить, что он нигде не учился. «Вся наша образованность от Писания», — говорил о себе старец. Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931) Прп. Никон (Беляев) Ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.

http://pravmir.ru/prepodobnye-starcy-opt...

Скачать epub pdf Преподобный Анатолий младший (1855 – 30 июля/12 августа 1922) Преподобный Анатолий (в миру Александр Алексеевич Потапов) родился в Москве, его родители происходили из мещан. С юности он стремился к монашеству, но, следуя воле матери, оставался в миру. После смерти матери в 1885 г. в возрасте тридцати лет калужский приказчик Александр Потапов пришел в Оптину пустынь. Вскоре он стал келейником старца Амвросия. В 1895 г. был пострижен в монашество и после кончины старцев Иосифа и Варсонофия стал вместе с прп. Нектарием продолжателем оптинского старческою делания. Духовными детьми прп. Анатолия были в основном люди из простого народа, который ласково называл старца «утешителем» и «вторым Серафимом». После закрытия Оптиной в 1918 г. старца арестовали, но вскоре отпустили. В 1922 г. готовился второй арест прп. Анатолия. Старец попросил отсрочки на сутки и под утро скончался на молитве. «Это был выдающийся пастырь, наставивший на путь христианского благочестия тысячи русских душ», – вспоминали о нем современники. Указание пути ко спасению Потщимся взирать выну (постоянно. – Ред.) к Пастыреначальнику и Подвигоположнику Христу Иисусу. Близ Господь всем призывающим Его во истине. Весь живот наш Христу Богу предадим в единении со Святой Церковью Православной, ея же врата адовы не одолеют; будем ходить непорочно в заповедях Его, немощи смирением, самоукорением и покаянием исправляя, в светлом уповании и благой надежде на помощь вездесущего и всевидящего Господа, отчаяния и нечаяния устраняясь; все с молитвой... и благоуправится житие наше во спасение. Чрез всех и все с тобою говорит воля Божия, доставляя тебе богатно случаи запечатлеть, засвидетельствовать мыслью, словом или делом добротность твоего направления к свету лица Божия, а не на поиски изменения жизни с полезностью душевной работы над собою. Направь сначала себя молитвой на путь спасения, тогда и станешь христианином, кротким молчаливым примером влекущим других на путь сей. Очень сочувствую вам в том, что вы, живя в миру, задыхаетесь. Да, очень тяжело верующему сердцу смотреть на все то, что творится вокруг. Не отчаивайтесь и не унывайте, избегайте – насколько возможно – всех обществ, забав и увеселений. Пусть будет ваша комната вам келлия. Свободную минуту посвящайте на молитву, на чтение книг Св. Писания и на домашний и на ручной труд. В праздники посещайте храм Божий... Конечно, такой образ жизни от мира вы не скроете, над вами будут смеяться. Не обращайте на это внимания, пусть смеются. Помните, что по слову апостола Павла «вси хотящии благочестно жити гонимы будут» 67 . Быть может, и вам придется понести что-нибудь, уготовьте душу свою во искушение. Бог все творит для нашего спасения

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/optins...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Анатолий Оптинский, Младший, прп. - житие С юных лет преподобный Анатолий стремился к духовной жизни, но мать не отпускала его в монастырь, и только после ее смерти, 15 февраля 1885 года, когда ему было уже тридцать лет, пришел в Оптину пустынь калужский приказчик Александр Потапов. Вскоре брата Александра благословили быть келейником у преподобного старца Амвросия. Уже в эту пору открылся у преподобного Анатолия дар любви, сострадания, прозорливости. Приняв монашеский постриг 3 июня 1895 года, он постепенно входил в старческий труд и после кончины старцев преподобного Иосифа и преподобного Варсонофия вместе с преподобным Нектарием стал продолжателем старческого духовного делания. Старцы не отвергают никого, но так уж сложилось, что к преподобному Нектарию стремились монашествующие и интеллигенция, а к преподобному Анатолию шел простой люд со своими хлопотами и жалобами, скорбями и болезнями. Всегда смиренный и никогда не унывающий — в народе его ласково называли «утешителем», а еще — «вторым Серафимом». И действительно, та же любовь, радостный и светлый лик, всего несколько мудрых слов, простой подарок... А главное — совершенно особая атмосфера, царившая вокруг старца, оказавшись в которой, человек чувствовал себя как бы «побывавшим под благодатным золотым дождем». На благословение к старцу, на соборование, на исповедь всегда стекалось множество людей. Из братского корпуса старцу Анатолию пришлось перейти в притвор Владимирского храма. И часто приходилось видеть такую картину: в монастыре полное затишье, не видно даже монахов, а Владимирская церковь открыта и полна народу. Батюшка принимал всех без ограничения времени, несмотря на бесконечную усталость, на мучительную боль от ущемления грыжи, боли в кровоточивших ногах. Одно время он вообще не ложился спать, позволяя себе вздремнуть лишь на утрени, во время чтения кафизм. Преподобный был всегда приветливым, постоянно ласковым, сердечным, готовым всегда отдать себя тому, кто приходил к нему с той или иной нуждой или скорбью.

http://pravicon.com/info-1753

Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь Дата создания: нач. XV в. Описание: История Основание Козельской Введенской Оптиной пустыни относится к началу XV в. По преданию, обитель основал раскаявшийся разбойник по имени Опта, в иночестве — Макарий. Всероссийская слава обители начинается с 1820-х гг., когда по благословению святителя Филарета (Амфитеатрова) в обители был устроен скит во имя Собора св. Иоанна Предтечи, в котором стали жить старцы. В лике святых почитается 14 прпп. старцев Оптинских: прп. Лев (1768-1841), прп. Макарий (1788-1860), прп. Моисей (1782-1862), прп. Антоний (1795-1865), прп. Иларион (1805-73), прп. Амвросий (1812-91), прп. Анатолий (Зерцалов) (1824-94), прп. Исаакий I (1810-94), прп. Иосиф (1837-1911), прп. Варсонофий (1845-1913), прп. Анатолий (Младший) (1855-1922), прп. Нектарий (1853-1928), прп. Никон, исповедник (1888-1931), прп. Исаакий II, сщмч. (1865-1938). В феврале 1918 г. монастырь был закрыт, монахи изгнаны, многие из них арестованы, сосланы, погибли в лагерях. 17 ноября 1987 г. Оптина пустынь была возвращена Русской Православной Церкви. Храмы В настоящее время в Оптиной пустыни действуют 7 храмов: Введенский, Владимирский и Казанский на территории монастыря; храм во имя Илариона Великого у ворот обители; храм во имя Иоанна Предтечи в скиту. Заново возведен на месте разрушенного храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 2000 г. на территории подсобного хозяйства был построен храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». В 1990-2018 гг. наместником монастыря был  архимандрит Венедикт (Пеньков) , с 14 июля 2018 г. по 29 декабря 2021 г. —  епископ Леонид (Толмачев) . С 29 декабря 2021 г. наместник обители епископ Можайский Иосиф . Страна: Россия Город: Козельск Адрес: 249723, Калужская обл., г. Козельск, монастырь «Оптина пустынь» Телефон: (48442) 50-115 Web-caйm: www.optina.ru E-mail: report@optina.ru Наместник: Иосиф, епископ Можайский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Королев Олег Геннадьевич) Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3528836.ht...

Должна также сказать,  что объективно не доказаны ни духовный вред, ни духовная польза от перевода из монастыря в монастырь (вот излишне прилепляться к чему-либо или к  кому-либо точно неполезно). Посмотрим, например, на старцев Оптинских: - пятеро из них сменяли монастыри, шестеро   жили только в Оптиной, трое попали в тюрьмы, лагеря и ссылку -  и все святы: прп. Л е в (Леонид) - Оптина пустынь, Белобережская пустынь, Чолнский монастырь, Валаам, Александро-Свирский монастырь, Площанская пустынь, Оптина пустынь; прп. Макари й - Площанская пустынь, Оптина; прп. Моисе й — Саров ский монастырь, Свенский Успенский монастырь,. Оптина; прп. Антоний — Оптина пустынь, назначен ие игумен ом Малоярославецкого Черноостровского Николаевского монастыря, вывел его из упадка, Оптина; прп. Иларион — Оптина пустынь; прп. Амвросий — Оптина пустынь; прп. Анатолий (Старший) — Оптина, назначение настоятелем Спасо-Орловского монастыря (отказался), прп. Исаакий — Оптина; прп. Иосиф — Оптина, прп. Варсонофий — Оптина, на правлен ие на фронт священник ом, назначен ие настоятел ем Голутвина монастыря, вывел его из упадка, скончался в Оптиной; прп. Анатолий (Младший)Оптина, прп. Нектарий - Оптина пустынь, арест, тюрьма, жизнь и кончина в селе Холмищи Калужской обл. прп.. Никон — Оптина, Козельск, арест, тюрьма, лагерь в Кеми, ссылка под Архангельск и на Пинегу, « Истинное послушание, приносящее душе великую пользу, это когда за послушание исполняешь то, что несогласно с твоим желанием, наперекор себе. Тогда Сам Господь берет тебя на Свои руки...» , прп. Исаакий Второй — Оптина, Козельск, арест, тюрьма, ссылка в Белев, арест, расстрел 08.01 1938 монахиня Николая (Краснова), Москва 29 сентября 2012г. 16:12 Уважаемая Tavifa, благодарю за ответ. Видно в Вас человека, любящего Церковь. Но не могу с Вами согласиться. Не думаю, что у нас слабое монашество, есть отдельные слабые монахи, это да, а когда и где их не было? У нас сильное монашество На этом форуме неоднократно повторяли слова Святейшего, что монашество сейчас в упадке. Я сама знаю многие монастыри, и лишь несколько из них можно назвать сильными. Конечно, если подразумевать под сильным монастырем такой, где есть понятие о молитвенном делании, о монашеском единстве. Я очень люблю монашество. Но я не могу не видеть, как оно слабо и неустроено у нас!

http://bogoslov.ru/article/2841198

Прп. Анатолий Младший Оптинский (16, с. 403) Замужество для женщины есть служение Пресвятой Троице – вот как велика для женщины участь быть женой и матерью. Прп. Нектарий Оптинский (16, с. 417) Счастье в брачной жизни дается только тем, кто исполняет заповеди Божии и относится к браку как к Таинству Христианской Церкви. Прп. Нектарий Оптинский (16, с. 417) Время прекращено есть прочее, да и имущии жены, якоже не имущии будут – написал апостол, запрещая незаконное сожитие, но возбраняя бесчинное сладострастие, а вместе указуя и на близкое скончание времени. Если, говорит он, жизнь проходит спешно, то не надобно пристращаться к ней, как к постоянной. Прп. Исидор Пелусиот (17, с. 9) Если не пришлось выбрать себе мужа по страсти или по плотской любви, то за это должна благодарить Бога, потому что вступающие в брак по влечению страсти чаще всего бывают несчастливы в жизни. Прп. Иосиф Оптинский (16, с. 355) Семейные тяготы должно переносить как добровольно избранную нами долю. Задние мысли тут скорее вредны, нежели полезны. Спасительно лишь то, чтобы о себе и о воле Своей святой. Прп. Амвросий Оптинский (16, с. 238) Если жена так должна повиноваться мужу, как Церковь – Христу, то между мужем и женою союз должен быть святой, и никогда не должны они работать плотским страстям. Блж. Иероним Стридонский (30, с. 542) Подражайте Владычней попечительности и, какую Господь оказал в рассуждении Церкви, такую же и вы имейте в рассуждении живущих с вами в супружестве. Ибо Владыка Христос не отрекся и умереть за Невесту Свою, чтобы ее очистить, сделав славною, сгладить с нее следы прежней старости и явить свободною от всякого порока. Посему и нам надлежит иметь такую же любовь к супругам и прилагать об них попечение, как о собственном своем теле. Блж. Феодорит Кирский (30, с. 548) Да греют мужья жен, и души – тела так, чтоб жены преобразовались в мужей и тела – в души, и чтобы престало различие полов. Но как у ангелов несть мужеск пол и женск, так и мы, имеющие быть равными ангелам, уже отныне да начнем быть тем, чем обетовано нам быть на небесах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Св. мц. императрица Александра Федоровна (9, с. 8) Приступая к столь важному таинству, как Брак, должно приготовить себя, очистившись исповедью и приобщением Святых Таин и молитвою, но не балами, и музыкою, и танцами, ибо шаг этот простирается не только на всю здешнюю жизнь, но даже и на вечность. Прп. Макарий Оптинский (16, с. 93) П. вам говорит, что развод между супругами запрещен Господом Иисусом Христом. Читаем собственные слова Господа: А Я говорю вам: кто разводится с женою своей, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать (Мф. 5: 32). Из этого каждый может видеть, что развод запрещен Господом не безусловно. Если супруги соблюдают верность друг к другу, то не должно им разводиться; а в противном случае, связывать супругов неудобно. Этому правилу следует Святая Церковь. Прп. Амвросий Оптинский (21, с. 36) Апостол обязывает жену повиноваться мужу образом повиновения Церкви Христу для того, чтобы это повиновение было не телесного, но духовного характера. Прп. Иоанн Дамаскин (30, с. 542) Мир семейный хранить – святое Божие повеление. Муж должен, по апостолу Павлу, любить жену, как самого себя; и сравнил апостол жену с Церковью (Еф. 5: 25–33). Вот как высок брак! Прп. Анатолий Младший Оптинский (16, с. 403) Молитесь Богу и Его Пречистой Матери, да устроит Господь судьбу Вашу по святой Его воле. Если есть воля Его святая на то, чтобы Вы отдали в настоящее время руку свою предлагающему Вам брачное совокупление, то и всякое препятствие устранится. Вы же совершенно покорите Вашу волю воле Божией; а между тем, надобно узнать о нем: истинный ли он христианин Православной Церкви, доброй ли нравственности и о семействе. Согласны ли Ваши родители на Ваше замужество, и есть ли Ваше собственное полное согласие? При таких условиях и действиях да благословит Вас Господь поступить в новую, семейную жизнь, а что будет впредь – никому неизвестно. Прп. Макарий Оптинский (22, с. 198–199) Выходи замуж тогда, когда почувствуешь, что жить без него не можешь. Я знаю случай такой: муж был на войне, его убили. Жена в этот же час и умирает дома. Вот тогда только и выходи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Великая княгиня усердно готовилась к святому причастию, немного вкушала растительной пищи, посещала все службы: вечерню в половине шестого, утреню в половине второго ночи, позднюю литургию в девять утра. Молилась усердно, проникновенно, всегда отвечала низкими поклонами на поклоны священнослужителей и братии на службе. Всенощное бдение 28 мая совершалось, как всегда, с 6 часов вечера до половины двенадцатого ночи. Великая княгиня молилась от первого удара колокола до самого конца всенощной. Превосходно пел полный братский хор. «Благослови, душе», «Блажен муж», «Хвалите имя Господне» исполнены были киевским распевом по желанию Великой княгини, а оптинские «подобны» — местным распевом . Особой торжественностью была отмечена Божественная литургия 29 мая. Службу вел Преосвященный Михей со старшей братией. В служении литургии участвовал старец о. Анатолий, у которого исповедовалась Великая княгиня. Старец Анатолий, по мнению многих, редкий человек — бодрый, неутомимый, мудрый советник страждущих людей, весь объятый пламенем живой, горячей веры в Бога. Всех людей, приезжавших из необъятной России, он принимал с утра до ночи, утешал, ободрял. Во время литургии Преосвященный Михей возложил на о. Анатолия золотой наперсный крест. В начале 1900х гг. иеросхимонах Анатолий младший (в миру Александр Александрович Потапов) стал общепризнанным оптинским старцем. Он в 30 лет пришел в Оптину пустынь (в 1885 году) и был определен в скит келейником прп. Амвросия. В 1906 году был рукоположен и назначен духовником Шамординской обители. В 1908 г. переселился из скита в монастырь, в келью при церкви Владимирской иконы Божией Матери. В 1911 г. из-за болезни старец перешел в специальный келейный дом. Большое значение старец Анатолий придавал Елеосвящению, которое регулярно совершал во Владимирской церкви. Старец Анатолий находился в глубокой духовной связи со старцем Нектарием. Они часто посылали друг к другу приходивших к ним людей для благословения и наставления. Иеросхимонах Нектарий (Николай Васильевич Тихонов) родом из Ельца. По совету жившей в Ельце старицы схимницы Феоктисы, духовной дочери святителя Тихона Задонского , он отправился в Оптину пустынь и после беседы со старцами Иларионом и Амвросием остался в скиту. С 1887 года, после пострижения в мантию, почти перестал выходить из своей кельи. Кроме чтения духовных книг, изучал математику, историю, литературу, латынь и французский язык. В 1913 году, по указанию архимандрита Агапита (Бело-видова), избран старцем и духовником братии. В 1922 году старец Нектарий был арестован. После освобождения жил в Козельске, а затем в селе Холмищи у своих духовных чад. Власти запретили ему принимать посетителей, но до самой кончины он принимал и поддерживал своих духовных чад.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Пс.117:18 .   Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя. Почему Бог «наказывает» ? – Потому что любит, ибо сказано: «егоже бо любит Господь, наказует» ( Евр. 12, 6 ), чтобы исправить злонравный образ мыслей и действий (Дидим, Евсевий). Пс.117:19 .   Отверзите мне врата правды: вшед в ня исповемся Господеви. Пс.117:20 .   Сия врата Господня, праведнии внидут в ня. «Врата правды» – это заповеди Господни. Грехами эти " врата» закрываются, а «отверзаются» искренним сознанием грехов и смиренным покаянием. «Врата правды» называются «вратами Господними», чрез которые «праведники» восходят ко Господу так же покаянием. Святой Давид, согрешивши, каялся, исповедовался Богу и благодарил Его за то, что его, согрешившего, «смерти же не предаде» . Мы, маловерные и малодушные, не подражаем святому мужу, но, будучи «наказуеми» за грехи, ропщем на Бога и людей, обвиняя всех и все, вместо того, чтобы смириться и приносить искреннее раскаяние о своей греховной жизни. «Врата Господня» – это чистота сердца, ведущая к лицезрению Господа, ибо: «блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят» ( Мф. 5, 8 ) (Амвросий Оптинск., Афанасий). Пс.117:21 .   Исповемся Тебе, яко услышал мя еси, и был еси мне во спасение. Не только " услышал», но наперед «наказал» ; поэтому и благодарит Бога за то, что наказан – вследствие чего и был услышан. У Пророка часто высказывается такого рода благодарность, и она – есть лучшая жертва и приношение (Златоуст). Пс.117:22 .   Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: Пс.117:23 .   От Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших. Эти слова относятся ко Христу, как и Сам Он в Евангелии приводит их: «несте ли чли: камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла» ( Мф. 21, 42 ). А что это пророчество не находится в связи с повествованием – это не удивительно; потому что ему надлежало быть прикровенным до времени, чтобы не были истреблены и самые книги иудеями, как врагами Христа. «Камень» – Христос, «зиждущии» – архиереи, книжники и учителя иудейские, как поставленные от Бога для назидания народа на основании закона. Отвергнутый и уничиженный иудеями Христос «сей бысть во главу угла», т.е. соединил с Собою два народа: уверовавших иудеев и язычников и соделался Главою Церкви, и это «воистину есть дивно во очесех наших» (Златоуст, Феодорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010