Преподобный Анатолий Оптинский, младший Открытая до позднего вечера Владимирская церковь всегда была переполнена людьми. Батюшка принимал всех без ограничения времени, несмотря на бесконечную усталость, на мучительные болезни. Старец был всегда приветлив, постоянно ласковый, сердечный, готовый всегда отдать себя тому, кто приходил к нему за помощью. 12 августа, 2011 Открытая до позднего вечера Владимирская церковь всегда была переполнена людьми. Батюшка принимал всех без ограничения времени, несмотря на бесконечную усталость, на мучительные болезни. Старец был всегда приветлив, постоянно ласковый, сердечный, готовый всегда отдать себя тому, кто приходил к нему за помощью. С юных лет калужский мальчик Александр Потапов стремился к духовной жизни, но мать не отпускала его в монастырь. 15 февраля 1885 года, вскоре после смерти матери, Александр пришел в Оптину Пустынь . Со временем послушник Александр стал келейником у старца Амвросия. Монашеский постриг состоялся 3 июня 1895 года. После кончины старца Иосифа и старца Варсонофия, старец Александр вместе со старцем Нектарием стал продолжателем Оптинского Старчества. Если к старцу Нектарию стремились попасть братия и интеллигенция, то к старцу Анатолию шел простой люд со своими скорбями и болезнями. “Всегда смиренный и никогда не унывающий” — в народе его ласково называли “утешителем”, а еще — “вторым Серафимом”… На благословение к старцу, на соборование, на исповедь всегда стекалось множество людей. Чтобы не мешать братии, старец Анатолий из братского корпуса перешёл в притвор Владимирского храма. Открытая до позднего вечера Владимирская церковь всегда была переполнена людьми. Батюшка принимал всех без ограничения времени, несмотря на бесконечную усталость, на мучительные болезни. Старец был всегда приветлив, постоянно ласковый, сердечный, готовый всегда отдать себя тому, кто приходил к нему за помощью. Однажды к старцу Анатолию за духовной поддержкой пришёл попавший в затруднительное положение крестьянин, оставшийся с семьей без крыши над головой, имея за душой лишь 50 рублей денег. Старец Анатолий выслушал несчастного, благословил его и утешил: “Не падай духом, через три недели в свой дом войдешь”. По милости Божией, по молитвам старца так и произошло.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-anatolij-o...

Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.  Июнь». Тверь. 2008. С. 463-501 Примечания [a] Преподобный Варсонофий Оптинский (в миру Павел Иванович Плиханков); память 1/14 апреля. [b] Лаврентий Иванович и его супруга Мария Степановна скончались в 1902 году, Митрофан Николаевич – в 1903-м//АОП. Фонд новомучеников и исповедников. [c] Преподобный Анатолий Оптинский, Старший (в миру Алексей Моисеевич Зерцалов), иеросхимонах; память 25 января/7 февраля. [f] Преподобный Варнава Гефсиманский (в миру Василий Ильич Меркулов), иеросхимонах, местночтимый святой Московской епархии; память 17 февраля/2 марта. [h] Преподобномученик Исаакий Оптинский (в миру Иван Николаевич Бобраков); память 26  декабря/8 января. Преподобный Анатолий Оптинский, Младший (в миру Александр Алексеевич Потапов); память 30 июля/12 августа. [j] Преподобный Нектарий Оптинский (в миру Николай Тихонов), иеросхимонах; память 29 апреля/12 мая. [k] Преподобномученик Серафим Оптинский (в миру Стефан Григорьевич Гущин); память 10/23 ноября. [p] Осведомитель Майский – бывший оптинский послушник Тихон Плетнев, поступил в Оптину пустынь в 1912 году; некоторое время жил вместе с келейником старца Нектария Петром Швыревым; при советской власти стал служить осведомителем, давая в ОГПУ сведения об оптинской братии и соприкасавшихся с нею мирянах; 28 мая 1927 года он по ходатайству ОГПУ был восстановлен в гражданских правах [ГАКО. Ф. Р-26, оп. 1, д. 825, л. 439 об.]; осенью 1937 года он был арестован вместе с другими монахами; 5 декабря 1937 года все арестованные монахи были расстреляны, а послушник Тихон переведен в смоленскую тюрьму камерным осведомителем; через год, 5 января 1939 года, руководство НКВД по Смоленской области приняло решение о его освобождении//УФСБ России по Калужской обл. Д. П-12918, л. 191. [q] Имеются в виду шамординские монахини, названные так иеромонахом Гурием по имени Сергея Павловича Перлова (1836-1910) – известного чаеторговца, благотворителя и строителя Шамординского монастыря.

http://fond.ru/kalendar/522/nikon/

Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году были канонизированы 13 Оптинских старцев: иеросхимонах Лев, иеросхимонах Макарий, схиархимандрит Моисей, схиигумен Антоний, иеросхимонах Иларион, иеросхимонах Анатолий Старший, схиархимандрит Исаакий, иеросхимонах Иосиф, схиархимандрит Варсонофий, иеросхимонах Анатолий Младший, иеросхимонах Нектарий, иеромонах Никон, архимандрит Исаакий II. Иеросхимонах Амвросий прославлен в лике святых в 1988 году. Собор преподобных Оптинских старцев – 11/24 октября. Старец Леонид (в схиме Лев, в миру Лев Данилович Наголкин, † 1841; память преподобного Льва Оптинского – 11/24 октября в Соборе Оптинских старцев) родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии. В молодости занимался торговлей, служил приказчиком, много ездил по России. В возрасте 29 лет поступил послушником в Оптину пустынь, но вскоре перешел в пустынь Белобережскую, где принял постриг и рукоположение в священный сан. В 1804 году он стал настоятелем Белобережской пустыни, сменив при этом своего наставника отца Василия (Кишкина). Еще до своего настоятельства отец Леонид познакомился со старцем Феодором, учеником преподобного Паисия Величковского . В 1808 году отец Леонид, оставив управление обителью, последовал за старцем Феодором в затвор и некоторое время подвизался вместе с ним и с иеромонахом Клеопой в лесной келии. В этот период он келейно принял схиму с именем Лев (см. примеч. 52 к гл. «Отец схиигумен Герман»). Затем отшельники удалились на Валаам, а в 1817 году перешли в Александро–Свирский монастырь. Старец Феодор скончался в 1822 году. В 1829 году отец Леонид вместе с шестью учениками прибыл в устроенный архимандритом Моисеем (Путиловым, † 1862; память – 16/29 июня) Иоанно–Предтеченский скит Оптиной пустыни, где сделался основателем старчества. За духовным утешением к отцу Леониду стали обращаться толпы мирян; ежедневно настоятель и братия обители открывали ему помыслы. По молитвам старца исцелялись больные и одержимые. Скончался подвижник 11 октября 1841 года. О нем см.: Жизнеописание Оптинского старца иеромонаха Леонида/Сост. иером. Климент (Зедергольм) . М., 1876. (2–е изд. – 1890.) О нем и др. Оптинских старцах: Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. N.Y.: Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1970.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

1/14 апреля 1913 года преподобный Варсонофий Оптинский предал свою чистую душу Господу. Тело его было доставлено в Оптину пустынь и погребено 9 апреля. Святые мощи преподобного старца были обретены 27 июня/10 июля 1998 года и в настоящее время пребывают в храме-усыпальнице в честь Владимирской иконы Божией Матери. Преподобне отче наш Варсонофие, моли Бога о нас! Преподобный иеросхимонах Анатолий младший (Потапов) Преподобный старец Анатолий, прозываемый младшим, или " маленьким " , в миру Александр Алексеевич Потапов, родился 15 февраля 1855 года в первопрестольном граде Москве, в мещанской семье, где и прошли его детские и юношеские годы. Еще в молодости он твердо решил поступить в монастырь, но по требованию матери и из любви к ней вынужден был задержаться в миру на 11 лет, вплоть до ее кончины. Он учился в уездном училище, а затем занимался торговым делом, благодаря чему узнал мир, увидел множество людей, побывал в различных житейских ситуациях. Эти годы стали приготовлением к старческому служению, а полученный опыт пригодился впоследствии в духовном окормлении приходивших к нему людей. В 1885 году в возрасте 30 лет Александр поступил в Оптину пустынь и был определен в скит на послушание келейника преподобного Амвросия. В 1888 году он был пострижен в рясофор. Будучи келейником великого старца, отец Александр стал свидетелем духовных подвигов и старческого служения последних лет жизни преподобного Амвросия, когда к его хибарке в скиту притекала за советом и утешением вся Россия. Современники с любовью вспоминали келейника Александра, отмечая необыкновенное радушие, благожелательность, приветливость и благодушие будущего старца. Уже в эту пору открылся у преподобного Анатолия дар любви, сострадания, прозорливости. Богомольцы, приходившие к преподобному, шутя говорили: " Какой чудесный келейник у отца Амвросия, лучше самого батюшки! " . После смерти преподобного Амвросия отец Анатолий стал келейником у его преемника, преподобного старца Иосифа Оптинского. В 1895 году отец Александр был пострижен в мантию с именем Анатолий. В 1899 году он был рукоположен в иеродиакона и уже тогда постепенно стал входить в старческий труд.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

Оптина пустынь Преподобный Амвросий Оптинский: всех поражала его любовь к Богу и людям Постигшая отца Амвросия тяжелая болезнь имела для него несомненно провиденциальное значение. Она умерила его живой характер, предохранила его, быть может, от развития в нем самомнения и заставила его глубже войти в себя, лучше понять и самого себя, и человеческую природу. Недаром же впоследствии о. Амвросий говорил: «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!» Любовь и филология. История семьи «А муж-то чем занимается?» «Он кандидат филологических наук. Но в школе продолжает работать. Детей учит русскому языку и литературе». И тут монах радостно так говорит: «И при этом вы думаете, Господь вас оставит? Никогда не оставит». Преподобный Анатолий Оптинский, младший Открытая до позднего вечера Владимирская церковь всегда была переполнена людьми. Батюшка принимал всех без ограничения времени, несмотря на бесконечную усталость, на мучительные болезни. Старец был всегда приветлив, постоянно ласковый, сердечный, готовый всегда отдать себя тому, кто приходил к нему за помощью. Преподобный Никон — последний Оптинский старец Монастыри будут в великом гонении и притеснении. Придет время, когда Оптиной будет тяжело… Истинные христиане будут ютиться в маленьких церквочках… Мы-то уж уйдем, а вы будете участниками и современных всех этих ужасов. До ужасных времен доживете вы... Читайте сказки! В жизни каждого христианина есть люди, память о которых согревает сердца. Через этих людей Господь опытно, в чувстве являет благодатную красоту православной веры, так, что само общение с ними порой убеждает лучше любых аргументов и доводов. Таким человеком в моей жизни стал оптинский насельник, игумен Феодор (Трутнев). Преподобный Моисей Оптинский: Испытание любви «Спроси, что это за женщина? Что ей надо? Зачем она меня беспокоит?»- Келейник, не видя никакой женщины, подумал, что слова эти батюшка произнес в полу-сознании – старец тяжко болел. Об отце Василии (Рослякове). Часть 2.

http://pravmir.ru/tag/optina-pustyn/page...

Старцы Оптиной Пустыни 15 августа 2005 г. 11:26 «В Оптину за опытом», — говорили раньше в народе о паломничествах в эту обитель Калужской губернии. Советы, исходящие из благодатного опыта духовной, да и практической жизни оптинских старцев, получали люди разных званий, в том числе и великие русские писатели, общественные деятели. Монастырь в XIX-XX веках возрастил традицию старчества, которая возводила целые поколения русских людей в Царство Небесное. Старцы Лев, Макарий, Моисей, Антоний, Иларион, Амвросий, Иосиф, Анатолий (Старший) и Анатолий (Младший), Варсонофий, Нектарий, Исаакий (старший) и Исаакий (младший), Никон были целителями, прозорливцами, утешителями, обличителями. «Широкие затеи молодого поколения о великой деятельности на пользу всего человечества похожи на то, как если бы кто, не кончив курса гимназии, много мечтал о себе, что он мог бы быть профессором в университете ... Надо уклониться от зла, а потом уже заботиться о пользе ближних», — писал в конце XIX столетия старец Амвросий. Эти слова, как и почти все, сказанное и написанное им и другими оптинскими старцами, звучат удивительно своевременно в наши дни. Они учили жить не по страстям, а по заповедям. «Ревность, хотящая истребить великое зло, сама есть великое зло», — говорил ученик преподобного Амвросия старец Иосиф. Оптинские подвижники были защитниками, неуклонными ревнителями веры православной. «Апостол Павел, прозирая наше время, пишет: «течение скончах, веру соблюдох». Значит, это очень трудно... Деточки, берегите святую веру, это неоценимое сокровище, с ним войдете в Царство», — наставлял в начале нашего века старец Варсонофий. Из Оптиной призывалось гордое человечество ко смирению. «Люди воистину с ума сходят, если на свой ум полагаются, да от него всего ожидают... Наш учитель — смирение. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», — повторял накануне революционной смуты старец Анатолий. Предлагаемые людям правила жизни могли быть исполнены в любом земном звании и служении. «Святыня — это простота, рассудительность, являемая перед людьми. Рассуждение выше всех добродетелей. Серьезность и приветливость можно совместить, за исключением некоторых обстоятельств», — такое духовное завещание оставил старец Нектарий перед кончиной в 1928 году.

http://patriarchia.ru/db/text/35194.html

Старцу многое было открыто, предвидел он и гонения на церковь. Старец Анатолий писал одному из духовных чад: “Бойся Господа, сын мой, бойся потерять уготованный тебе венец, стой в вере и, если нужно, терпи изгнание и другие скорби, ибо с тобой будет Господь”. После закрытия Оптиной к старцу пришли с обыском, за обыском последовал арест. Больного старца повезли в тюрьму, но по дороге его состояние ухудшилось, и он оказался в больнице, его по ошибке приняли за тифозного больного, тут же остригли волосы и бороду. Когда же выяснилось, что диагноз не подтвердился, его отпустили. Вернулся старец Анатолий в обитель измученный, но со светлой улыбкой и с благодарением Господу на устах. 29 июля 1922 года в монастырь вновь нагрянула комиссия ГПУ. Начались допросы. Готовили к аресту и умирающего старца. Праведник попросил себе только отсрочки на сутки, чтобы приготовиться. Ночью ему стало худо. Позвали доктора, но тот не нашел ничего, угрожающего жизни. Под утро келейник нашел старца стоящим на коленях. Войдя в келию через несколько минут, келейник, отец Варнава, понял, что старец Анатолий тихо отошел ко Господу. Наутро приехала комиссия. Вышли из машины: “Старец готов?” — “Да, готов”, — ответил отец Варнава. И впустил их в келию. Господь принял готового Своего раба в ночь на 30 июля/12 августа 1922 года. Его погребли возле могилки старца Амвросия, на том самом месте, где он долго стоял за две недели до смерти, повторяя: “А тут ведь вполне можно положить еще одного. Как раз место для одной могилки. Да, да, как раз…” “Положись на волю Господню, и Господь не посрамит тебя… Пред кончиною своею будешь благодарить Бога не за радости и счастье, а за горе и страдания, и чем больше их было в твоей жизни, тем легче будешь умирать, тем легче будет душа твоя возноситься к Богу” — так учил своих чад старец Анатолий и жизнью своей, и блаженной кончиной. Советы преподобного Анатолия (младшего) — Гордость бывает разная. Есть гордость мирская – это мудрование, а есть гордость духовная – это самолюбие…

http://pravmir.ru/prepodobnyj-anatolij-o...

Глава 16. Старец Анатолий «Младший» († 1922) Старчество о. Анатолия до революции «В 1903 году я должен был ехать на призыв в воинское звание из Петербурга на родину, в Белев Тульской губ. Поехал я с своим сверстником и товарищем Илюшей Картошкиным. Добрый он был юноша, но не знал духовной жизни, а тем паче монашеской. Говорю ему: – Илюша, хочешь со мною заехать в Оптину пустынь, посмотреть монастырь, монашество, великих старцев? – Тот отвечает: – Да я ничего ни о монашестве, ни о старцах не знаю, я готов. Прибыв в город Козельск Калужской губ., в пяти верстах от Оптиной, мы пошли пешком чрез прекрасный, покрытый зеленью, луг. Он раскинулся перед нашим взором, как прекрасный ковер, украшенный разноцветными цветами. А на склоне горы над рекой Жиздрой, виднелась Оптина – эта великая пустынь, Фиваида наша, Заиорданье… Подошли к Жиздре. Там паром нас ждал, готовый переправить нас чрез реку. Его обслуживали смиренные иноки Оптиной. И вот вступаем на почву святой обители, где все овеяно трудами, подвигами оптинских пустынножителей, их слезами и молитвой – непрестанной… Сойдя с парома, идем по шоссе к гостиницам, их было шесть. Все было занято, но так как у нас было рекомендательное письмо от баронессы О.П. Менгден, почитательницы старцев, то отвели нам скромный номер, на всякий случай оставленный. Спрашиваем – как пройти в скит к старцу Анатолию. Тогда он был еще иеродиаконом, но к нему уже ходили за советами и указаниями. Идем к старцу чрез монастырский фруктовый сад, минуем ограду монастырскую, попадаем в монастырский лес – сосновый, величественный, деревья в два-три обхвата. Идем дорожкой, ведущей прямо в скит. Вот, наконец, подходим. Видим колокольню скита. Направо – хибарка. Это – дом, где жили великие Старцы Оптинские. Еще направо – домик скитоначальника. Подходим к воротам. Стучим. Выходит согбенный монах: – Что вам надо? – Отвечаем, что пришли передать письмо от О.П. Менгден старцу Анатолию. Последний принял нас с любовию. В беседе с ним открылся нам дар его прозорливости… На всю жизнь осталась память об этой беседе… После сего я каждый год посещал Оптину и старцев пустыни. И память об этих посещениях до сего времени укрепляет и утверждает меня грешного в вере и благочестии».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

   Меньше года управлял старец обителью. Страдания его во время предсмертной болезни были поистине мученическими. Отказавшийся от помощи врача и, какой бы то ни было пищи, он лишь повторял: “Оставьте меня, я уже на кресте”... Причащался старец ежедневно.    1/14 апреля 1913 года предал он свою чистую душу Господу.    Преподобный Варсонофий Оптинский, моли Бога о нас! Преподобный Анатолий (младший) Оптинский...      С юных лет калужский мальчик Александр Потапов стремился к духовной жизни, но мать не отпускала его в монастырь.    15 февраля 1885 года, вскоре после смерти матери, Александр пришел в Оптину Пустынь. Со временем послушник Александр стал келейником у старца Амвросия.    Монашеский постриг состоялся 3 июня 1895 года.    После кончины старца Иосифа и старца Варсонофия, старец Александр вместе со старцем Нектарием стал продолжателем Оптинского Старчества. Если к старцу Нектарию стремились попасть братия и интеллигенция, то к старцу Анатолию шел простой люд со своими скорбями и болезнями.    “Всегда смиренный и никогда не унывающий” – в народе его ласково называли “утешителем”, а еще – “вторым Серафимом”... На благословение к старцу, на соборование, на исповедь всегда стекалось множество людей. Чтобы не мешать братии, старец Анатолий из братского корпуса перешёл в притвор Владимирского храма.    Открытая до позднего вечера Владимирская церковь всегда была переполнена людьми. Батюшка принимал всех без ограничения времени, несмотря на бесконечную усталость, на мучительные болезни. Старец был всегда приветлив, постоянно ласковый, сердечный, готовый всегда отдать себя тому, кто приходил к нему за помощью.    Однажды к старцу Анатолию за духовной поддержкой пришёл попавший в затруднительное положение крестьянин, оставшийся с семьей без крыши над головой, имея за душой лишь 50 рублей денег. Старец Анатолий выслушал несчастного, благословил его и утешил: “Не падай духом, через три недели в свой дом войдешь”. По милости Божией, по молитвам старца так и произошло.    Старцу многое было открыто, предвидел он и гонения на церковь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В 1923 г. власть закрыла и монашескую артель. Более 200 человек, многие из которых прожили в монастыре по 20-40 лет, вдруг стали бездомными. Старец Никон переселился в Козельск. Отец Никон был духовником шамординских монахинь, устроил на квартиры и опекал девятерых престарелых схимников. Почти все эти монахи и монахини к 1929 г. были арестованы. Сам Никон был арестован в 1927 г. и скончался в ссылке в Архангельской области в 1931 г. (Мы не рассказываем о жизнях оптинских старцев подробнее, так как вы едва ли откажете себе в той радости и пользе, которую получите от чтения житий и поучений преподобных, издаваемых Оптиной пустынью.) Возрождение Старец Анатолий младший сказал в 1917 г.: «Будет шторм, и русский корабль будет разбит», но потом «явлено будет великое чудо Божие… все щепки и обломки волею Божией и силой Его соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдёт своим путём, Богом предначертанным». Разорённую Оптину вернули Церкви одной из первых – в 1987 г. В ней уже более ста монахов и новые старцы. В 1988 г. был канонизирован старец Амвросий, а на Архиерейском соборе 2000 г. – старцы Лев, Макарий, Моисей, Антоний (Путилов), Иларион (Пономарёв), Анатолий (Зерцалов), Исаакий (Антимонов), Иосиф, Варсонофий, Анатолий (Потапов), Нектарий, Никон, Исаакий (Бобриков). Празднование св. Амвросия Оптинского – 10 (23) октября. Празднование Собора Преподобных Оптинских старцев – 11 (24) октября. Гоголь писал: «За несколько вёрст, подъезжая к обители, уже слышишь её благоухание: всё становится приветливее, поклоны – ниже и участие к человеку больше». Примерно такое же впечатление остаётся и у сегодняшних паломников. Предтеченский скит Многие ощутили, что вход в ворота скита – как переход в иной мир. В скиту живёт лишь около десяти монашествующих. Потому что устав скита – строгий, как при святых старцах, не каждому по силам. Каждую ночь – полунощница с 2.00 до 5.00. Подъём в 8.00. Службы проходят в первом, деревянном храме в честь Собора Иоанна Предтечи (1822), и никто, кроме братии, входить в этот храм не может. В будущем планируется вообще закрыть скит для паломников, как было до 1917 г. Но пока внутри ограды, в церкви Льва Катанского (1902), находится гостиница для паломников, гости могут насладиться пребыванием в месте, где от каждой травинки веет памятью о святых.

http://azbyka.ru/palomnik/Козельск

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010