Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Анатолий Оптинский, Младший, прп. Описания иконы Анатолий Оптинский, Младший, прп. - житие С юных лет преподобный Анатолий стремился к духовной жизни, но мать не отпускала его в монастырь, и только после ее смерти, 15 февраля 1885 года, когда ему было уже тридцать лет, пришел в Оптину пустынь калужский приказчик Александр Потапов. Вскоре брата Александра благословили быть келейником у преподобного старца Амвросия. Уже в эту пору открылся у преподобного Анатолия дар любви, сострадания, прозорливости. Приняв монашеский постриг 3 июня 1895 года, он постепенно входил в старческий труд и после кончины старцев преподобного Иосифа и преподобного Варсонофия вместе с преподобным Нектарием стал продолжателем старческого духовного делания. Старцы не отвергают никого, но так уж сложилось, что к преподобному Нектарию стремились монашествующие и интеллигенция, а к преподобному Анатолию шел простой люд со своими хлопотами и жалобами, скорбями и болезнями. Всегда смиренный и никогда не унывающий — в народе его ласково называли «утешителем», а еще — «вторым Серафимом». И действительно,[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 2000.] Собор святых, прославленных в 2000 лето (фрагмент). Масюкова Н.В. (Иконописная школа). Икона. Сергиев Посад. 2000 год. Храм Христа Спасителя. Москова. Файл 3877.jpg:   Размер: 554x730, 0.4 MPix, 117 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (174) , (5) . Описание: [Оптина. Ок. 2000.] Прпп. Нектарий, Исаакий, Анатолий. Монахиня Мария (Левистам). Фреска Казанского собора. Оптина пустынь. Около 2000 г. Файл 3879.jpg:   Размер: 916x1200, 1.1 MPix, 172 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (265) , (7) .

http://pravicon.com/icon-1169

Миссионерский отдел Московской митрополии РПЦ Main menu Авторы Иосиф Оптинский (в миру — Иван Ефимович Литовкин; 1837 — 1911) — оптинский старец, келейник преп. Амвросия Оптинского. реподобный Иосиф удостоился неоднократного посещения Царицы Небесной, и… далее» Преп. Лев Оптинский (в миру — Лев Данилович Наголкин; старец Леонид, в схиме — Лев1768-1841) — первый оптинский старец, духовный «внук» преп. Паисия (Величковского) (учитель Льва… далее» Преп. Анатолий (Второй или Младший, чтобы не путать с преп. Анатолием (Зерцаловым); в миру — Потапов Александр Алексеевич; 1855 — 1922) — келейник преп. Амвросия (выполнял… далее» Преп. Иларион Оптинский (в миру — Родион Никитич Пономарев; 1805 — 1873) — ученик оптинских старцев Льва и Макария. Последнему был келейником. Родился в семье портного… далее» Преп. Моисей Оптинский (в миру — Тимофей Иванович Путилов; 1782-1862) — основатель Иоанно-Предтеченского скита, настоятель Оптины (при нем начинается ее расцвет). Родился в благочестивой семье давшей… далее» (1888-1931 гг., в миру Николай Митрофанович Беляев). Никон Оптинский был духовным сыном и преемником оптинского старца Варсонофия. В Оптину он поступил в декабре 1907 года, в… далее» (1845 — 1913 гг.) — в миру Павел Иванович Плиханков. Военный, дослужился до полковника. В 46 лет решается на постриг. Священник, оптинский старец. Пытался вернуть Толстого… далее» Преподобный Аммон (Аммонас), епископ Оксиринхский (возможно другого города) (ок. 300 — между 380 и 390) — подвизался примерно в 20-е гг. IV века, возможно Нитрии. Ок…. далее» Прп. Василий Поляномерульский (Пояномэрульский; схимонах; ок. 1692 — 25.04.1767) — старец, автор предисловий к творениям Св. Отцов, учитель Паисия (Величковского). Творчество преп. Василия — одно из… далее»

http://pravbiblioteka.ru/book_author/pag...

Происходящее сейчас безумие с массовыми захватами канонических православных храмов на Украине, избиениями и даже убийствами священников, паствы, попирание святынь, уничтожение их, безнаказанный поджог храмов, незаконное вскрытые мощевиков и непотребное использование священных реликвий – все это прописано в пророчествах и живущих несколько ранее святых отцов Церкви. Одно из них мы находим в трудах преподобного Анатолия (Оптинского) младшего (1855 – 1922). « Чадо мое, знай, что в последние дни, как говорит Апостол, наступят времена тяжкие (2 Тим. 3,1-7). И вот, вследствие оскудения благочестия, пойдут в Церкви ереси и расколы, и не будет тогда, как предсказывали Святые Отцы, на престолах святительских и в монастырских людях опытных и искусных в духовной брани. От этого ереси будут распространяться всюду и прельщать многих. Враг рода человеческого действовать будет с хитростью, чтобы склонить к ереси и избранных (Мф. 24,24). …/…/… Это – духовные тати, расхищающие духовное стадо, и войдут они во двор овчий – Церковь, «перелазя инуде», как сказал Господь, то есть войдут путем незаконным, употребляя насилие и попирая Божии уставы. Господь именует их разбойниками (Ин. 10, 1). Действительно, первым шагом их будет гонение на истинных пастырей, заточение их, ссылка, ибо без этого нельзя им расхитить овец. Посему, сын мой, когда увидишь разрушение Божественного чина Церкви, отеческого Предания и установленного Богом порядка, знай, что еретики уже появились, хотя, может быть, и будут по временам скрывать свое нечестие, и будут искажать веру незаметно, чтобы еще более успеть, прельщая и завлекая неопытных в сети. Гонение будет не только на пастырей, но и на всех рабов Божиих, ибо бес, руководящий ересью, не терпит благочестия. Узнавай сих волков в овечьей шкуре по их горделивому нраву, сластолюбию и властолюбию: это будут и клеветники, и предатели, сеющие вражду и злобу.» /Преподобный Анатолий Оптинский (младший) «Из письма к духовному сыну»/ Судьба же этих одержимых персонажей незавидна и давно определена в Ветхом Завете: « А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи (который будет в те дни), тот должен умереть – и так истреби зло от Израиля» (Втор. 17: 12). В том же Второзаконии, глава 18, находим: « Господь Бог повелевает убивать ложных пророков.» Книга порока Исайи: « Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения» (Ис. 10: 1).

http://ruskline.ru/opp/2023/04/12/desata...

С юных лет впитал он дух оптинского подвижничества – суровое напряженное бодрствование духа, скрытого в своей келлии, той «расселины в скале, где Господь говорил к Моисею», по выражению преп. Исаака Сирина , с одной стороны, и с другой – простое искреннее отношение ко всему внешнему, видимому, как к братии, посетителям, природе, свету Божию. Уставной ход жизни обители с ее богослужением, старцами, насыщенной духовно-просветительной деятельностью воспитали в нем внутренне великого аскета, делателя Иисусовой молитвы, проводившего ночи напролет в молитве, искусного борца с врагом рода человеческого, а внешне выдающегося общественного деятеля, воспитавшего тысячи русских душ в основе истинно христианского благочестия. Неспроста он высоко ценил Святителя Тихона Задонского , и как величайшую драгоценность дарил людям его книгу «Об Истинном Христианстве». Уже почти полвека спустя один его духовный сын с трепетом вспоминает: «Еще в 1921 году, благословляя меня на пастырство, старец Анатолий сказал мне: «Возьми «Истинное Христианство » Тихона Задонского и живи по его указанию» («Православная Русь», 1969, 18). Усвоив основы монашеского духовничества у великого Амвросия, отец Анатолий властно руководил монашеской внутренней жизнью. Откровение помыслов – самое сильное оружие в руках духовника и старца. Пишущему эти строки не раз приходилось присутствовать в Оптиной Пустыни, когда старец иеросхимонах Анатолий принимал от монахов исповедание помыслов. Эта сцена производила сильное впечатление. Сосредоточенно, благоговейно подходили монахи один за другим к старцу. Они становились на колени, беря благословение, обменивались с ним в этот момент несколькими короткими фразами. Некоторые быстро, другие немного задерживались. Чувствовалось, что старец действовал с отеческой любовью и властью. Иногда он употреблял внешние приемы. Например, ударял по лбу, склоненного пред ним монаха, вероятно, отгоняя навязчивое приражение помыслов. Все отходили успокоенные, умиротворенные, утешенные. И это совершалось 2 раза в день, утром и вечером. Поистине – «житие» в Оптиной было безпечальное и, действительно, все монахи были ласково-умиленные, радостные или сосредоточенно-углубленные. Нужно видеть своими глазами результаты откровения помыслов, чтобы понять все его значение. Настроение святой радости, охватывающее все существо принесшего исповедь старцу, описывает один древний инок в таких словах: «Я исполнился неизглаголенной радости, чувствуя свой рассудок очищенным от всякой скверной похоти. Я наслаждался толикой чистотой, что невозможно сказать. Свидетельствует об этом сама истина, и я укрепился твердой верой в Бога и многою любовию… Я был безстрастным и безплотным, осененным Божиим просвещением и созданным Его велением» (Палест. Патер., вып. II, 95–96).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Все мы втроем – брат, сестра и я – в положенный день  отправились к Усовым. Купец Усов был известным благотворителем, мирским послушником оптинских старцев. Когда мы вошли в дом Усовых, мы увидели огромную очередь людей, пришедших получить старческое благословение. Очередь шла по лестнице, до квартиры Усовых и по залам и комнатам их дома. Все ждали выхода старца. Ожидало приема и семейство Волжиных – Обер-прокурора св. Синода. В числе ожидающих стоял один еще молодой архимандрит, который имел очень представительный и в себе уверенный вид. Скоро его позвали к старцу. Там он оставался довольно долго. Кое-кто из публики возроптал по сему поводу, но кто-то, из здесь же стоящих, возразил, что старец не без причины его так долго держит. Когда Архимандрит вышел, – он был неузнаваем: вошел к старцу один человек, а вышел совсем другой! Он был низко согнутый и весь в слезах, куда девалась гордая осанка! Их тайный разговор одному Богу известен! Вскоре показался сам старец и стал благословлять присутствующих, говоря каждому несколько слов. Отец Анатолий внешностью очень походил на иконы преп. Серафима: такой же любвеобильный, смиренный облик. Это было само смирение и такая, непередаваемая словами, любовь. Нужно видеть, а выразить в словах – нельзя! Когда мы шли к Усовым, брат и сестра заявили, что им нужно от старца только его благословение. Я же сказала им, что очень бы хотела с ним поговорить. Когда до нас дошла очередь, старец благословил брата и сестру, а мне говорит: «А ведь ты поговорить со мной хотела? Я сейчас не могу – приди вечером». Старец уразумел мое горячее желание, хотя я не выразила его словами! Вечером я снова вернулась к Усовым. Много лиц сидело и дожидалось очереди быть принятыми старцем. Члены семьи Усовых стали упрекать сидевшую публику в том, что люди чрезмерно обременяют слабого и болезненного старца. Принимает он людей все ночи напролет. Ноги его в ранах, страдает он грыжей, он чуть живой. Мне стало стыдно отнимать время у старца и я ушла домой, не повидавши его. Но теперь думаю, что если прозорливый старец сказал придти, надо было не уходить, а дождаться приема. Как мне потом рассказывала моя тетя Елена Александровна, близко знавшая весь Оптинский быт, старец о. Анатолий вообще почти не спал, весь себя отдавая молитве и служению людям. Единственно, когда он себе позволял отдых – это было на утрени во время чтения кафизм, когда все в церкви садились. Тогда старец позволял себе вздремнуть. Некоторые, не знавшие его повседневной жизни, удивлялись, что старец спит в церкви, но ведь это были единственные минуты его отдыха за все сутки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Отцы Серафим и Герман в своем журнале писали о воскресении Святой Руси, а русская интеллигенция (в эмиграции) распространяла мнение, что нечему воскресать, нет никакой Святой Руси, что само это понятие – миф и не более, плод ностальгической фантазии. Эти идеи исходили от тех русских циников, кто порочил последнего русского царя, тем самым неосознанно приближая падение Православной Руси. Конечно, русские интеллигенты за рубежом никоим образом не разделяли коммунистических воззрений, они, по словам отца Серафима, «старались не замечать плодов покаяния даже в нынешней страдалице-России... Эти псевдоправославные интеллигенты стараются отрицать само существование Святой Руси, ее предназначение хранить и исповедовать истины Православия и, конечно, не верят в ее будущее». 1090 Время показало, сколь далека была эта интеллигенция от сердца современной Руси. Возможности духовного роста Святой Руси отчетливо видны сегодня на примере вдумчивых и мужественных людей, пестующих ростки духовности на пропитанной кровью земле многострадальной России. В первые же дни Февральской революции Оптинский старец Анатолий Младший уподобил Россию в своем пророчестве кораблю: «И будет буря на море. И в щепки разобьется корабль Руси. Но люди, не все, некоторые, спасутся на обломках... Нужно молиться, каждый должен покаяться, а молиться должно горячо! А после бури что?.. Наступит штиль, покой». – «Как же, – воззвали к старцу, – если нет корабля, значит, всему конец». – «Не так, – утешил он, – будет явлено великое чудо Божье, и все останки да щепки соберутся воедино, и восстанет корабль во всей красе, и пойдет путем Божиим. И чудо это будет явлено всем». 1091 75. Путь к возрождению Оптиной Возведите очи вами и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и соберет плод в жизнь вечную, так что и сеющий, и жнущий вместе радоваться будут. Ин.4:35–36 Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

– Паралич дворянской монархии, думская оппозиция, агрессивная антиправительственная пропаганда… Тогда пропаганда, сейчас пропаганда… Ооох… Неожиданный Петров-Водкин Ещё одна находка выставки – организаторам удалось показать известное с неожиданных ракурсов. Так, например, здесь можно прочитать подборку стихов русских поэтов на начало войны 1914 года. Оказавшись рядом с военными стендами, и ранние строки Цветаевой, и гумилёвский «Колчан» начинают звучать по-другому. Однако самое настоящее открытие – Кузьма Петров-Водкин. Вы знали, что создатель «Купания красного коня» был большим поклонником живописи Возрождения? Его Богородица «Умягчение злых сердец» и «Петроградская Мадонна» рефреном проходят через всю экспозицию. По залам гуляет пара, похожая на корейцев. По-русски они не говорят, но мужчина то и дело узнаёт людей на фотографиях и восторженно указывает спутнице: «Чапаев! Есенин!» СССР – социальное государство Временами акценты, расставленные создателями выставки, вызывают вопросы. Так, СССР, с их точки зрения – «первое в мире социальное государство». Создание СССР связано в экспозиции, прежде всего, с окончанием Первой мировой войны, прочие подробности освещены смутно. Храмы в СССР вроде бы и закрывали, но рассказано об этом на нескольких коллажах, где запечатлён взрыв Храма Христа Спасителя. Остальное – как-то больше в сухих цифрах. И вообще – описательно именуется «борьбой с религией». Стенд, именуемый «Календарём новомучеников» на выставке есть, но начинается почему-то со… святого Вонифатия, жившего в IV веке. Далее мученики XX века чередуются в этой подборке со святыми XIV, XV, XVI столетий. Составители были не слишком добросовестны. Ещё удивило, но на интерактивных экранах в центральном зале корреспондентам попались исключительно святые, умершие своей смертью – Анатолий Оптинский (младший), Лука (Войно-Ясенецкий), матрона Московская… Мелькнула-было карточка патриарха Тихона и…в ней случайно оказался чужой неисправный текст. Залы же, которые, по мысли организаторов, должны были символизировать период репрессий, оказались самыми тёмными и неинформативными.

http://pravmir.ru/istoriya-xx-veka-rossi...

Преподобный Никон Оптинский. (14, с. 319–320.) Когда человек будет снискивать дух бодрый, тогда, при всех немощах и недугованиях плоти, может быть спокоен и доволен своим положением. Преподобный Антоний Оптинский. (4, с. 126.) Не бойтесь скорбей, а бойтесь наглости еретиков, стремящихся разлучить человека со Христом; почему и повелел Христос считать их за язычников и мытарей. Преподобный Анатолий Младший Оптинский. (16, с. 401.) Великое значение имеет крестное знамение: никто не знает, что принесет наступающая ночь; потому так важно оградиться силой Честного и Животворящего Креста. Преподобный Варсонофий Оптинский. (5, с. 213.) Тогда хорошо покрывать недостатки ближних, когда можно это делать и когда это не причиняет вреда, а если уже недостатки эти сами собою начнут обнаруживаться, тогда лучше держаться правды, полагаясь на волю Божию. Преподобный Иосиф Оптинский. (7, с. 263.) Падаяй и востаяй, каяся и смиряяйся лучше не падающего, не кающегося, не смиряющегося; от браней научаемся искусству. Преподобный Макарий Оптинский. (10, с. 389.) Бог любит свободу. «Где Дух Господень, там свобода», – говорит апостол. Он насильно не станет тянуть к Себе. Преподобный Анатолий Младший Оптинский. (16, с. 394–395.) С момента причастия Святых Христовых Тайн до того, как запьете его, надо блюстись, чтобы не плюнуть. Из благоговения стараются остерегаться плевать и весь этот день, хотя об этом нигде нет указания, и греха в этом нет. Преподобный Никон Оптинский. (14, с. 325–326.) Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь видит, а на остальное не обращай внимания! Преподобный Анатолий Младший Оптинский. (16, с. 406.) Человек должен хранить целомудрие и чистоту телесную и душевную не только относительно блудной страсти, но и относительно других страстей, потому что и зависть, и ненависть, и злопамятство также составляют нечистоту души. Преподобный Амвросий Оптинский. (1, с. 5–6.) Не испытывайте, почему случается не то, чего хочется, а то, чего никогда бы не хотелось, ибо Бог лучше знает, что для нас полезнее – здоровье или нездоровье. А наш долг с детскою покорностью все принимать от Отца Небесного, хотя бы то было и горькое… и говорить: «Отче наш, да будет воля Твоя!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Ибо если кто болен телом, то не только на него не огорчаемся, но еще и служим тому всяким образом; таким образом надо и в душевных недугах поступать. Преподобный Моисей Оптинский. (11, с. 122.) Богом, спасающим нас, устроено так, что никто не обойдется без скорбей, потому что Господу всех хочется спасти, а без скорбей спасться невозможно. В скорбях сокровена есть милость Божия! Преподобный Анатолий Оптинский. (3, с. 258.) Для Господа приятнее грешник смиренный, чем праведник гордый. Преподобный Варсонофий Оптинский. (5, с. 205.) Человеку свойственно согрешать, падать, и не должно унывать и приходить в чрезмерную печаль, если придется согрешить. Но не каяться свойственно бесам; поэтому необходимо каяться. Преподобный Никон Оптинский. (15, с. 190.) Гордость есть первая степень бесовского устроения. Но хотяй всем человеком спастися и в разум истины прийти, попускает диаволу и людям смирять нас. Преподобный Анатолий Оптинский. (3, с. 72.) Без самоукорения, смирения, терпения и любви спастись неможно; с этими средствами и брани облегчаются, и коварства вражии низлагаются. Преподобный Макарий Оптинский. (10, с. 733.) Свобода существ разумных всегда испытывалась и доселе испытывается, пока утвердится в добре, потому что без испытания добро твердо не бывает. Преподобный Амвросий Оптинский. (1, с. 40.) Лакомство? Можно часть съесть, часть больным или кому-нибудь отдать. Преподобный Анатолий Младший Оптинский. (16, с. 397.) Если вы говорите и молитесь о добродетелях, надо, чтобы это оставалось не на устах только, но чтобы слова и молитвы о добродетелях переходили в дела, в самую жизнь. А то говорить ведь можно много, но без толку. Преподобный Никон Оптинский. (15, с. 221.) Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина, – как она благотворно действует на душу! Преподобный Никон Оптинский. (14, с. 323.) В мире все делается с большими ошибками, потому что враг всех искушает и Бог попущает, чтобы чрез это испытывалось произволение человеческое. Но Бог смотрит не на совершение дел, особенно материальных, а взирает на намерение, с каким кто что-либо делает, – совершит ли он это или не совершит.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Преподобный Амвросий Оптинский. (1, с. 61.) Общественной молитве не надобно отличаться от прочих поклонами или на коленях молиться, а когда положены по уставу поклоны, то надобно класть в приличное время. Преподобный Макарий Оптинский. (10, с. 33.) Если кому-то удастся сделать что-либо доброе или подать милостыню, то надо говорить: «Твоим благословением, Господи, совершил я это!» Преподобный Нектарий Оптинский. (13, с. 512.) Смеяться – большой грех; смех и дерзость производит бес блуда. Преподобный Анатолий Оптинский. (3, с. 102.) К утрене надобно ходить, потому что во время Литургии за нас приносится Бескровная Жертва Богу, а ходя к утрене, мы сами себя приносим в жертву Господу, жертвуем для Него своим покоем. Преподобный Моисей Оптинский. (11, с. 151–152.) Господь близ есть, Он идет к нам и простирает нам Свою Божественную помощь, Он готов помочь нам всегда, каждую минуту, но мы не верим, думаем, что и здесь нет надежды, что это так себе, мечта, что это призрак, что помощи нам ждать неоткуда. И многие, уже не веря в помощь свыше, совершенно отвергают эту Божественную помощь, перестают искать ее в Боге, ища ее лишь в средствах мира сего. Преподобный Никон Оптинский. (15, с. 215.) Мир семейный хранить – святое Божие повеление. Муж должен, по апостолу Павлу, любить жену, как самого себя; и сравнил апостол жену с Церковью. Вот как высок брак! Преподобный Анатолий Младший Оптинский. (16, с. 403.) Если будешь только ожидать благоприятных условий для спасения, то никогда не начнешь богоугодной жизни. Преподобный Никон Оптинский. (14, с. 375.) А что сделает Господь – во всем том положитесь на волю Божию, благую и совершенную. Так терпели святые мученики и так уповали, и Господь не посрамил их: прославил их и Сам прославился в них. Преподобный Нектарий Оптинский. (12, с. 174.) Богатство есть вещь сама по себе ни добрая, ни злая – средняя, и притом сказано: «Избавление мужу – свое ему богатство», то, следственно, ничто не возбраняет богатому хранить умеренность в отношении нуждных в жизни, никто не препятствует ему посильно трудиться, милосердствовать и пребывать в глубоком унижении духа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010