Объяснения церковных и домашних молитв. О молитве ПРАВОСЛАВИЕ.RU ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА         ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ОБЪЯСНЕНИЯ ЦЕРКОВНЫХ И ДОМАШНИХ МОЛИТВ О МОЛИТВЕ ...Нужно приходить к службам до звона, чтобы звон заставал вас уже в храме. Почему так? Потому что в это время Матерь Божия входит в храм. Это я читал где-то прежде. Потом читал про киевского отца Паисия... Это был подвижник-монах юродствовавший. Однажды он пришел к вечерне, когда отзвонили. В храме нет никого. Пономарь, оправив все, вышел из храма. Остался он один. Вдруг он слышит шелест, как будто кто идет. Он посмотрел и видит Величественную Жену высокого роста в сопровождении св. апостола Петра и еще кого-то. Она оглянула храм и произнесла такие слова: «К вечерне отзвонили, а монахов нет». Затем обратилась к отцу Паисию, благословила его, осенив широким крестным знамением, и пошла из храма, поднимаясь в то же время от земли. Отец Паисий вышел за Ней из храма, провожая ее взглядом. Она поднималась все выше и выше, пока не исчезла совсем из глаз отца Паисия. преп. Варсонофий Оптинский На вопрос о молитве: «Как молиться Иисусовой молитвой, как за сердцем следить?» Старец ответил таким наставлением: «Простодушно взывай ко Господу; за простоту Господь пошлет сердечную молитву; взывай и взывай к Нему, и пошлет тебе». преп. Анатолий Оптинский (Младший) Во всякое время, что бы вы ни делали: сидите ли, идете ли, работаете ли, читайте с сердцем: «Господи, помилуй!» Когда будут скорби и вы будете не в силах перенести их, тогда от всего сердца обратитесь к Господу, Матери Божией, Святителю Николаю, святому, имя которого носите, и скорбь облегчится. При разных неудачах говори: «Господи, верю, что терплю должное и получаю то, что я заслужил. Но Ты, Господи, по милосердию Твоему, прости и помилуй меня», — и так повторяй, пока не почувствуешь мир в душе.

http://pravoslavie.ru/put/biblio/molitva...

Он родился 24 мая 1824 года в селе Бобыли Калужского края. Он был сыном дьякона Моисея Копьева и супруги его Анны. Отец Анатолий помер 25 января 1894 года. Архимандрит отец Варсонофий. Он был скитоначальником и братским духовником. Впоследствии он управлял Голутвинским монастырем, где и скончался. Но тело его было перевезено в Оптину пустынь, где и предано земле. Старец Феодосий. Он был ближайший ученик отца Варсонофия и впоследствии был назначен на его место скитоначальника и старцем оптинской братии. С виду был высокого роста, полный, тихий и сосредоточенный. Отец Феодосий слыл мудрецом, говорил басом, был смуглым с проседью. Когда-то был келейником у старца Нектария. Он скончался в 1920 году. Мать его впоследствии приняла монашеский постриг в схиму с именем схимонахиня Анна и похоронена на скитском кладбище Оптиной пустыни. Старец отец Анатолий «Младший» по фамилии Потапов. Он был маленького роста, необычайно живой и быстрый в движениях. Он помер 30 июля ст.ст. 1922 года. Похоронен в Оптиной. Старец иеросхимонах Нектарий. Это был последний старец Оптиной пустыни. Родился он около 1856 года, родина его г. Ливны. Родителей его звали Василий и Елена, по фамилии Тихоновы. Николай Тихонов пришел в Оптинский скит в 1876 году, где и был назначен келейником к отцу Амвросию, который ради смирения дал ему кличку «губошлеп». В скиту он прожил около 50-ти лет, неся различные послушания, в том числе на клиросе. У него был чудный голос. После ликвидации пустыни, каковое произошло на Фомино воскресенье 1923 года, батюшка Нектарий поселился в селе Холмище, с ним же перебрался и его келейник Петр. Скончался отец Нектарий 29 апреля ст.ст. 1928 года, достигнув 72-летнего возраста. Могилка его находится на сельском кладбище села Холмищи. Помяни его, Господи! Отец Нектарий имел такую поговорку: «Ну-те, хорошо». Еще батюшка Нектарий любил говорить так: «Ведь вы сто книг прочитали, а я человек темный», «Монаху три дороги: в храм, в келью и в могилу». Келейное правило отца Нектария: 30 раз – Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Издавна влекло в Сергиев Посад писателей и художников. Тесно был связан с Посадом М.В. Нестеров. В декабре 1923 г. он писал С.Н. Дурылину: «У Троицы я живал часто, работал там годы. Окрестности Черниговской, Вифании нанесены на этюды, вошли в картины (...) У Черниговской монахи говорили: «Нестеров приехал – весна пришла» 313 . Часто живал Нестеров и близ Сергиева Посада – в Абрамцево. Не порывал он с Посадом и в 20-е годы. С середины 20-х годов в Посаде жили Фаворские. М.М. Пришвин в июле 1926 г. купил здесь дом. В это время в Посаде жил А.А. Александров (1860–1931), близкий знакомый Κ.Н. Леонтьева и В. В. Розанова . В 1924 г. он передал свой дом под музей: «Сергиеву повезло, он обогатился еще одним музеем. Профессор Анатолий Александров завещал городу свой дом, который представляет большой и ценный музей по своим коллекциям, гравюрам, фотографиям и т.д. Среди рукописей, дневников и писем имеются письма Льва Толстого, Тургенева, Достоевского, Гаршина, Аксакова, Чехова, Владимира Соловьева, Короленко, крестьян – к Пушкину. Письма Александра 1-го (к Кутузовой), Александра Петра Екатерины Льва Тихомирова , Победоносцева, Каткова и других. Неизданные произведения Фета, Майкова, Леонтьева и многих других выдающихся писателей. Кроме того, имеется богатая по своему составу библиотека (10000 книг) и архив, в котором есть комплекты, не имеющиеся даже в Румянцевском музее, так полный комплект газеты «Московские ведомости» за 1756 год. Содержание музея до сих пор не приведено еще в полную известность. Президиум Губисполкома утвердил завещание Александрова о передаче дома-музея Сергиеву» 314 . В этом доме собирался у Александрова литературный кружок, в котором превалировали, конечно, «бывшие». Едва ли не первым – еще в конце августа 1917 г. – в Сергиев Посад переехал с семьей В. В. Розанов . Его дочь Т.В. Розанова долгое время работала в разных учреждениях города. По-разному вело людей в Сергиев Посад. Графу Юрию Александровичу Олсуфьеву оптинский святой старец иеросхимонах Анатолий Младший (Потапов) 30 июля 1922 г.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

После того как все было подготовлено к съемке, отец Сергий подвел оператора к Казанской иконе Божией Матери и поведал ему о событиях мироточения, которое происходило 3/16 ноября 1988 года. Затем они перешли в другой придел, к иконе преподобного, и отец Сергий замер от изумления: на иконе явственно были видны два пятна с потеками мира. В храме никого не было, кроме послушников у свечного ящика в другом конце собора. Отец Сергий, по его собственным словам, не смог скрыть своего удивления, что бесстрастно зафиксировала камера. Оператор заметил ему: " Я вижу, что с вами что-то происходит " . Отец Сергий указал на причину. После этого позвали послушника, и когда у иконы появился второй свидетель, началась съемка. Ощутивший Божественный аромат оператор воскликнул: " Жаль, что нельзя снять запах! " . Фильм был показан на фестивале в Амстердаме и имел большой успех. Так преподобный, имеющий " болезное сердце о всех с верою притекающих к нему " , вновь вышел на проповедь к людям, и свидетельство об этом распространилось за пределы дальние. В современном мире, скованном вторгшимся в плоть и кровь людей безбожием, чудеса, подобные оптинскому, наполняют душу христианина горячей надеждой на заступничество Владычицы Небесной и святых. 19 января/1 февраля 1990 года состоялась передача (тогда еще только частичная) Иоанно-Предтеченского скита монастырю Оптина пустынь. В 1990 году возобновилась издательская деятельность Оптиной пустыни. Изданы жизнеописания старцев, частично — их письма и поучения, и некоторые другие книги. 13/26 декабря 1994 года были обретены мощи Оптинских старцев Антония и Моисея. 1/14 февраля 1995 года обретены мощи старца Исаакия I Оптинского. 13/26 июля 1996 года состоялось прославление Собора преподобных старцев Оптинских и установлено им общее соборное празднование — 11/24 октября. К лику местночтимых святых были причислены: иеросхимонах Лев (Наголкин), схиархимандрит Моисей (Путилов), иеросхимонах Макарий (Иванов), схиигумен Антоний (Путилов), иеросхимонах Иларион (Пономарев), схиархимандрит Исаакий I (Антимонов), иеросхимонах Анатолий старший (Зерцалов), иеросхимонах Иосиф (Литовкин), схиархимандрит Варсонофий (Плиханков), иеросхимонах Анатолий младший (Потапов), иеросхимонах Нектарий (Тихонов), иеромонах Никон (Беляев) исповедник, архимандрит Исаакий II (Бобриков) священномученик.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

Из старого храма Высокие богомольцы проследовали в новый во имя святого преподобного Иоанна Рыльского и Льва, епископа Катанского, и из него вверх по лестнице в скитскую библиотеку, где с видимым интересом рассматривали некоторые рукописи и книги, причем объяснения им давал библиотекарь 520 ; а затем посетили старческие келии и продолжительно беседовали со старцами, в них живущими, то есть с отцом игуменом Феодосием и иеромонахом отцом Нектарием. В часов вечера того же дня началось в монастыре торжественное всенощное бдение по случаю Царского дня 521 и престольного праздника (в Казанском соборе придел с левой стороны – во имя святого Георгия Победоносца), за коим присутствовали в соборе Их Императорские Высочества. Литургию в самый праздник в присутствии Их Императорских Высочеств совершал настоятель пустыни архимандрит Исаакий в сослужении скитоначальника отца игумена Феодосия и прочего монастырского и скитского духовенства, а на молебен вышел с многочисленным сонмом духовенства (среди коего был и старец отец Анатолий) преосвященный епископ Михей. В заключение молебна возглашены были по случаю Царского дня и тезоименитства преосвященного Георгия, епископа Калужского и Боровского, многолетия. По окончании высокоторжественного богослужения в покоях настоятеля состоялась праздничная трапеза для Высоких гостей, за коей присутствовали преосвященный епископ Михей, настоятель архимандрит Исаакий и игумен Феодосий, старец отец Анатолий, старец отец Нектарий, отец казначей и другие почетные лица. В тот же день в 5 часов по благоговейному желанию Высоких паломников и в Их присутствии была совершена архиерейским служением торжественная панихида на могилах приснопамятных старцев Льва, Амвросия, Макария и Иосифа, после коей сейчас же последовал при колокольном звоне отъезд Их Императорских Высочеств по направлению в Шамордино. На другой день Их Императорские Высочества проследовали мимо Оптиной на козельский вокзал для дальнейшего паломнического путешествия, целью коего на сей раз служит Саровская пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Конечно же, трудно приходится человеку, замкнутому в четырех стенах, вынужденному общаться с тремя-четырьмя товарищами по несчастью, питающемуся однообразной пищей, делающему ограниченное число шагов. Ну, это я огрубляю, конечно. В зонах можно теперь и в футбол играть, и телевизор смотреть. Но все-таки, говоря с заключенными о духовных вопросах, конечно, нужно опираться на собственный малый опыт, говорить о Царствии Божием, внутри нас сокрытом. Заключенный, между прочим, весьма похож на пещерника, на столпника. Ограниченный затвором, он имеет прекрасную возможность изучать самого себя и отслеживать движения собственной души, вникать в помыслы, изучать страсти. Конечно, сколько заключенных, столько и состояний, и положений. Вспомним, что в современной следственной тюрьме, в какой-нибудь Бутырке, в камере, рассчитанной на десятерых, сидит порой сто двадцать человек. На трехэтажных нарах спят по очереди. Время от времени мамы, приходя в храм, рассказывают нам, в каком переплете оказываются их милые дети, не отдавшие вовремя кредит или запутавшиеся в дурной истории, какие нечеловеческие, зверские, просто фашистские условия существуют в «бутырках», какие ужасы выпадают на долю бедных сопливых юношей, какую школу они там проходят. Дай Бог им вылезти оттуда не с отбитой печенью и опущенными почками. И вот, находясь в таком аду, дай Бог верующему сердцу познать иной мир, к которому не может прикоснуться завистливое око или грязная рука – сокровенный мир души. «Душа моя – элизиум теней», – говорил Федор Тютчев. Действительно, есть в православии область аскетики, наука из наук, художество из художеств – слово о молитве. О молитве внимательной, молитве сокрушенной, молитве непрестанной. Об этой молитве так убедительно и просто говорят оптинские старцы, особенно два отца Анатолия, старший и младший. Последний писал о молитве Иисусовой. Да все оптинские старцы были великими делателями молитвы, тот же преподобный Варсанофий Оптинский. Заключенным, находящимся в затхлом, вонючем пространстве, действительно хочется быть свободными, как птица, воспарить, как белая чайка над взморьем. Предстоять Живому Богу пред Его Престолом тогда, когда вокруг свершаются всяческие непотребства, о которых и говорить-то в приличном обществе невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

С.А. Нилус в Оптиной. Искушения, постигшие старца Варсонофия. Перемещение его в Старо-Голутвин монастырь Глава 32. Духовный подвиг отца Варсонофия. Его кончина и погребение в Оптиной пустыни. Некрополь 1900-х годов Глава 33. Приезд в Оптину владыки Михея (Алексеева). Посещение Оптиной Великой княгиней Елисаветой Феодоровной Романовой Глава 34. Начало Первой мировой войны. Кончина настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Ксенофонта (Клюкина). Избрание на его место архимандрита Исаакия II (Бобракова). Романовы в Оптиной: князь Константин Константинович младший (сын К.Р.), Великий князь Дмитрий Константинович (брат К.Р.). Трудности военного времени Глава 35. Старец Анатолий (Потапов) Глава 36. Всероссийский Церковный Собор 1917 года (восстановление патриаршества). Декрет 1918 года о закрытии монастыря Оптина пустынь. Жизнь обители под видом трудовой артели. Открытие музея в монастыре. Отец Феодосий (Поморцев). Кончина старца Анатолия Глава 37. Старец Нектарий (Тихонов). Власти разгоняют монахов из обители Глава 38. Аресты монахов. Оптинские монахи в Козельске. Старец Нектарий в ссылке в селе Холмищи. Отец Никон (Беляев). Крестный путь рассеянного братства Глава 39. Духовная деятельность отца Никона в Козельске. Его арест Глава 40. Кончина старца Нектария. Жизнь и смерть отца Никона в ссылке Глава 41. Отец Досифей (Чучурюкин). Жизнь архимандрита Исаакия в Белёве. Его арест вместе с группой единомышленников и расстрел Глава 42. Оптинские монахи в рассеянии: служение в миру, тюрьмы, лагеря, расстрелы, ссылки. Их святое стояние в непоколебимой вере и верности Христу Список цитируемой литературы Памяти монаха Лазаря (Афанасьева)     Пролог Русский летописец под 6545 (1037) годом отмечает, что от крещения Руси «нача вера хрестьяньска плодитися... и манастыреве починаху быти. И бе Ярослав, любя церковныя уставы, попы любяше повелику, излиха же черноризьце» 1 , то есть более всего любил монашество. В те времена и многие века позднее монашеским духом пронизан был вообще весь быт православных 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Итак, мы имеем множество примеров высокого послушания в древности и в то же время видим постепенное умаление этого делания. А уже начиная с XIX века слышатся предостережения о том, что времена старчества безвозвратно уходят и что больше нет таких старцев и таких послушников, как в древности. До начала XX века старчество держалось в Оптиной пустыни. Последним оптинским старцем был преподобный Никон (Беляев) . Он умер уже в 30х годах в ссылке в Архангельской области, и никто точно не может найти его могилу, поэтому мощей его в Оптиной пустыни нет. Чуть меньше простарчествовали его духовный отец старец Нектарий, который скончался в 28м году, и старец Анатолий (Потапов), Анатолий-младший (умер в 22-м году). Еще дольше старчество просуществовало в Глинской пустыни. Ее называли южной Оптиной, потому что там также была целая династия старцев 61 . В годы советской власти монастырь закрывали, потом открывали, но старческая линия там не прерывалась. Когда при Хрущеве, в 61-м году, Глинскую пустынь закрыли окончательно, некоторые старцы выехали в Грузию и там продолжали принимать и окормлять людей. Еще после первого закрытия монастыря в Грузию выехал монах Зиновий (Мажуга), впоследствии митрополит Тетрицкаройский. Через него Грузинский Католикос узнал о глинских старцах, заочно уважал их, и, когда они оказались без монастыря, он с радостью принял их у себя, помог найти им место, оградил их от преследований, и там они продолжали свое старчество. Мне довелось видеть одного из последних глинских монахов – архимандрита Симеона (Нестеренко), который жил в Гудаутах. Не знаю, носил ли он высокое имя старца или нет, но, по крайней мере, он был выдающийся духовник, вокруг него было множество духовных чад, такой неофициальный небольшой монастырь. В Глинской пустыни делал первые шаги и недавно покинувший нас архимандрит Ипполит (Халин) 62 . Он пришел туда мальчиком и стал там послушником. После закрытия монастыря ему пришлось переходить в другие обители, но начало монашеской жизни было положено под руководством глинских старцев. Последними глинскими старцами были: Андроник (Лукаш) и два Серафима – Серафим (Амелин) и Серафим (Романцов), который также потом жил в Грузии. Из Глинской пустыни происходили архимандрит Иоанн (Маслов) , подвизавшийся в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, и архимандрит Таврион (Батозский) , духовник женской Спасо-Преображенской обители в Латвии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Большинство публикаций этого раздела взято из сборников: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: [В 13 кн.]. М., 1906–1910; Кавелин Л. [впосл. архимандрит Леонид]. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Оптина пустынь, б. г.; и некоторых других изданий. Схиархимандрит Агапит (Беловидов) (†23 февраля/8 марта 1922) Схиархимандрит Агапит (Андрей Иванович Беловидов) родился в 1842 году в семье священнослужителя. После окончания Тамбовской Духовной Семинарии в 1865 году он поступил в Оптину пустынь и еще послушником был привлечен преподобным Макарием к переводу святоотеческих творений. В скиту послушник Андрей стал письмоводителем и учеником преподобного Амвросия, исполнял клиросное послушание, канонаршил в Предтеченском храме. В 1872 году он был пострижен в мантию, а в 1876 году — рукоположен в иеромонаха. Отец Агапит был назначен настоятелем Покровского Доброго монастыря, затем Мещевского Георгиевского монастыря. В 1890 году возведен в сан игумена, а в 1896 году — в сан архимандрита. В 1897 году архимандрит Агапит по состоянию здоровья ушел на покой в Оптинский Иоанно-Предтеченский скит. Основным его занятием в скиту стали духовно-литературные труды. Его перу принадлежит первое подробное " Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия " в 2-х частях, а также " Житие молдавского старца Паисия Величковского " и " Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария " . Однажды отец Агапит пришел к преподобному Амвросию спросить совета: взяться ли ему за составление жизнеописания старца Илариона Троекуровского, о чем просили его монахини, или нет? Старец отец Амвросий на это с ласковой улыбкой ответил: " Возьмись, возьмись, да и поучись, как надо будет писать жизнеописание-то! " . А сам все улыбался и улыбался… " Точно он предвидел, что приведет Господь мне писать его жизнеописание " ,— вспоминал потом отец Агапит. Духовным окормлением отца Агапита пользовались все последние старцы " старой " Оптины: преподобные Варсонофий, Анатолий младший, Нектарий и Никон.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

Монах Савватий     (†24 декабря 1833/6 января 1834)    Из дворовых людей. Первоначально жил несколько времени в рославльских пустынных лесах Смоленской губернии вместе с монахом Досифеем и другими пустынниками. В 1821 году, когда живший в тех же рославльских лесах монах Моисей (впоследствии оптинский настоятель) с родным своим братом Антонием (впоследствии скитоначальником), привлеченные любовью Калужского епископа Филарета (впоследствии митрополита Киевского), прибыли в Оптину пустынь для устроения при ней скита, прибыл вместе с ними и отец Савватий, который был некоторое время у скитоначальника отца Анатолия келейником.    Одновременно с вышеупомянутым послушником Георгием заболел он холерой и в один день, то есть 24 декабря 1833 года, преставился ко Господу из жизни сей временной, прожив в скиту 12 лет с лишним. А всей его жизни было 52 года. Схимонах Сергий (Пономарев)     (†7/20 апреля 1881)    В миру Стефан Никитич Пономарев, родной брат бывшего скитоначальника иеросхимонаха Илариона (скончавшегося 18 сентября 1873 года), сын рядом погребенного с ним его родителя Никиты Филимоновича Пономарева, в монашестве монаха Нифонта, из саратовских купцов. А прежде был, как и родитель его, крепостной господ Ширинкиных, затем вольноотпущенный и купец. Был в свое время женат и очень счастлив своим подружием. Бывши крепостным человеком, ездил со своим барином за границу: был в Италии и, сопровождая барина, всходил с ним на вершину огнедышащей горы Везувия. Там он видел громадных размеров огненное озеро. Высоко вздымались на нем наподобие морской волны волны огненные. Страшно было смотреть на эту адскую картину. Между прочим, в виду их какой-то господин, должно быть разочарованный жизнью, бросился в эту бездну и мгновенно в ней бесследно исчез.    После смерти своей супруги Стефан Никитич прибыл в Оптину пустынь, где уже давно подвизался младший брат его, вышеупомянутый иеросхимонах Иларион, с намерением поступить в число братства оного монастыря. Был отцом настоятелем принят на жительство в монастырь, и так как в миру был хороший портной, то и определен в монастырскую рухлядную закройщиком. В первое время своего пребывания в святой обители, должно быть, он очень скучал по своей супруге, так как не мог без слез вспоминать о ней и потому, вероятно, имел немощь по временам лишнее выпивать. По этой-то, кажется, причине еще при жизни своего брата, уже болящего и доживавшего свой век скитоначальника отца Илариона, Стефан Никитич, теперь уже монах рясофорный, в 1872 году 27 августа переведен был из монастыря в скит, где надзор за ним был построже и где он уже не предавался винопитию до самой своей кончины. Характера он был тихого. Никто из братий не видел, чтобы он с кем-либо поссорился или кого-либо обидел.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4129...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010