Возрастает слава и известность Оптиной Пустыни. Лето становится все жарче и роскошнее. Поспевают травы. Созревают хлеба. Фруктовые деревья дают плоды свои. Так и оптинское старчество в лице старца Амвросия приносит свой наиболее зрелый, наиболее обильный плод. Деятельность старца переходит далеко за пределы обители, становится известной всей России, возникает трудами и заботами старца новая пустынь – Казанская Амвросиевская Шамординская обитель, основываются по его благословению и другие обители – в Воронежской, Саратовской и Полтавской епархиях. Но вот лето кончается. Природа еще прекрасна, еще хранит в себе остатки прошлого богатства и красоты, но новых созреваний уже нет. Наступила ранняя осень. Это жизнь Оптиной Пустыни по смерти о. Амвросия и о. Исаакия. Еще не забыты предания старцев, еще память о них жива и в сердцах, и на устах всех, еще растут прекрасные осенние цветы духа – старцы Антоний, Иосиф, Венедикт, Анатолий (младший), но уже нет в них летней силы, летнего аромата. Наконец, наступает слякоть поздней осени, развертывается русская революция, а за нею начинается суровая, жестокая, холодная, беспросветная зима – царство большевиков. Оптина Пустынь замирает, погружается в глубокий зимний сон. Круг ее жизни, цветения и плодоношения закончился. Придет ли опять весна? Повеет ли опять теплом и любовью? Проснется ли снова к жизни Оптина Пустынь? – Это ведомо единому Богу! 1925 .6/19. ΧΙΙ. О таинствах Иисус Христос для очищения нас от греха установил на земле свою святую Церковь . В числе разнообразных средств, которыми Церковь помогает нам спасаться от греха, самым главным являются святые таинства. Что такое таинство? Оставляя Своих учеников, Иисус Христос обещал им, что Он не оставит их сиротами, пошлет им Духа Святого – Утешителя, который будет учить их истине. И действительно, через 10 дней после вознесения Иисуса Христа на небо ученики получили обещанного Св. Духа, который сошел на апостолов как бы в виде огненных языков и произвел в них необычайную перемену. Простые рыбаки, никогда не покидавшие своей родины, они вдруг заговорили на языках всех народов. Не понимавшие простых слов своего Учителя, они стали разуметь пророчества. Робкие, растерянные, они мужественно, с достоинством выступили пред начальниками и царями и давали им мудрые ответы. Так просветила, одушевила и умудрила их сообщенная им благодатная сила Св. Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

От этого радостного впечатления, будущего канадского миссионера, Архимандрита Амвросия (Коновалова) веет свежестью полевых цветов, солнцем, юности и жизнерадостности. Таков и духовный облик великого оптинского подвижника – Старца Анатолия, по прозванию «Младшего», в отличие от Скитоначальника Анатолия «Старшего» Зерцалова. Хотя он и вошел в историю оптинского старчества как один из самых известных и любимых старцев, однако биографических сведений о нем почти нет. Но и то малое, что ныне предлагается, чуткому сердцу должно указать на великое. С юных лет возжелал Александр Потапов стать монахом и уйти в монастырь. Но мать его этого не хотела, и он, подобно Преп. Сергию Радонежскому, поступил в монастырь только после ее смерти. Многие годы он провел в скиту келейником у великого Амвросия и после его смерти, будучи еще иеродиаконом уже старчествовал в скиту, и вскоре стал общепризнанным старцем Оптиной Пустыни. Прот. Сергей Четвериков, в своей книге об Оптине, пишет об о. Анатолии: «Мне пришлось быть у него в 1905 г. в его маленькой, тесной келлии в глубине скита. Рядом с ним, в другой келлии, помещался о. Нектарий. Мы сидели втроем, за самоваром, у о. Анатолия. Небольшого роста, немного сгорбленный, с чрезвычайно быстрой речью, увлекающийся, любовный, о. Анатолий уже тогда оставил во мне неизгладимое впечатление. Шесть лет спустя я снова увидел о. Анатолия уже в сане иеромонаха. Он жил уже не в скиту, а в монастыре, при церкви Владимирской иконы Божией Матери, и пользовался уже большой известностью, как общепризнанный старец. Около него уже создалась та особенная духовная атмосфера любви и почитания, которая окружает истинных старцев, и в которой нет ни ханжества, ни истеричности. О. Анатолий и по своему внешнему согбенному виду, и по своей манере выходить к народу в черной полумантии, и по своему стремительному, радостно-любовному и смиренному обращению с людьми напоминал преп. Серафима Саровского . Обращала на себя внимание его особенная, благоговейная манера благословлять, с удержанием некоторое время благословляющей руки около чела благословляемого. В нем ясно чувствовались дух и сила первых Оптинских старцев. С каждым годом возростала его слава и умножалось число посетителей».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Частые отъезды в больницу, когда уезжать приходилось больным, не имея сил собраться и не зная, надолго ли уезжает и вернется ли обратно, помогли ему стяжать добродетель странничества, суть которой святые Отцы видят в уклонении от мира, добровольной нищете и уединении, – от чего рождается смирение и чистота сердца. Стойте в свободе (Гал.5:1) Вследствие оскудения благочестия пойдут в Церкви ереси и расколы, и не будет тогда, как предсказывали святые Отцы, на престолах святительских и в монастырских людях опытных и искусных в духовной брани... Сын мой, когда увидишь разрушение Божественного чина Церкви, отеческого предания и установленного Богом порядка, знай, что еретики уже появились, хотя, может быть, и будут по временам скрывать свое нечестие, и будут искажать веру незаметно, чтобы еще более успеть, прельщая и завлекая неопытных в сети. Гонение будет не только на пастырей, но и на всех рабов Божиих, ибо бес, руководящий ересью, не терпит благочестия. Узнавай сих волков в овечьей шкуре по их горделивому нраву, сластолюбию и властолюбию. Преподобный Анатолий Оптинский (младший) Будучи патриотом своего Отечества и ревнителем чистоты Православия, о. Гавриил постоянно, с глубочайшей сердечной болью размышлял о том, что происходит ныне в России и Церкви Русской. В конце 90-х годов XX века возникла проблема, вызвавшая немалое смущение и тревогу среди верующих – всеобщая кодификация населения и введение новых удостоверений личности. Сотни паломников, приезжавших в Оптину Пустынь, стремились найти здесь разрешение своим недоумениям. Батюшка рассказывал, что, разделяя тревогу верующих, с целью разобраться в этой проблеме, Духовный собор обители обратил на нее пристальное внимание. Получив от отца Наместника благословение выразить свое мнение по этому вопросу, Батюшка серьезно рассмотрел его в свете Священного Писания. Результатом этих размышлений явилась записка «Идентификационный номер», в которой он писал: «Ныне в мире все ярче являются возвещенные через пророков в Божественном Писании признаки пришествия светлого и явленного дня Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в который со славою Судия всех придет каждому воздать по делам его. Но почему у многих из нас на сердце не радость о встрече с Творцом и Богом нашим, а смущение и печаль житейская? Нерадение о славе Божией и грехи наши – причина того, что глубоко смущает нас попущенное Богом великое испытание веры нашей, состоящее в том, что перед Вторым Пришествием Христовым на малое время явится и воцарится антихрист – человек беззакония, сын погибели ( 2Сол.2:3 ), дышащий злобой на рабов Божиих – православных христиан. Христос Пришествием Своим поразит антихриста, который будет ввержен в озеро огненное ( Откр.19:20 ). Такая же участь – вечные мучения в озере огненном – постигнет и самого отца лжи – сатану – ангела, отпавшего от воли Творца своего Бога в противление ( Откр.20:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда его младший брат Александр (преподобный Антоний) тоже переехал в Москву и стал служить комиссионером у откупщика, он точно так же не обращал внимания на мирские соблазны, а в свободное от работы время посещал церкви и монастыри. Юному Родиону (преподобному Илариону) также пришлось поработать в Москве в нескольких мастерских и пройти различные жизненные искушения. Когда он жил в артели, хозяин-немец кормил сорок человек работников скоромным, не заботясь о православных постах. Однако и здесь Родион соблюдал пост, хотя наверняка это было для него нелёгким испытанием. Юноша твёрдо решил вести благочестивую и добродетельную жизнь, несмотря на различные искушения, и Господь помогал его произволению и ограждал чистую душу Родиона. Об одном из искушений он вспоминал: «Один мастер был хорош ко мне, но, уходя вечерами или праздниками домой, вел жизнь очень неназидательную. Мне часто приходилось ходить или ездить к нему на квартиру, когда хозяин меня за ним посылал. Вся обстановка его домашней жизни отнюдь не согласовалась с хорошею нравственностью. И мне, в мои поездки к нему, приходилось наталкиваться на вещи и сцены, которые очень бы могли повредить моему устроению, но я, по милости Божией, твердо держался правила не задерживаться у него более, нежели сколько было необходимо, во избежание соблазнов. Скажу ему, что бывало нужно от хозяина, да сейчас же оттуда опять домой. Господь помог моему произволению и сохранил среди этих искушений». Позднее, когда юноша сам станет мастером и хозяином артели, он будет заботиться о своих работниках, оберегать их от искушений. Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891) Юный Александр (преподобный Амвросий) променял блестящее будущее на иноческий путь. Решающей стала поездка в Троице-Сергиеву Лавру, молитвы у мощей преподобного Сергия Радонежского. После слёз и молитв в Лавре мирская жизнь, развлекательные вечера в гостях показались Александру такими ненужными, лишними, что он решил срочно и тайно уехать в Оптину. Преподобный Анатолий (Зерцалов) в детстве любил ходить в Божий храм и чинно стоял подле матери. Дома же книга была ему постоянным спутником. В четырнадцать лет он из-за болезни пропустил год учёбы, а потом чуть не ушёл к пустынникам в Рославльские леса как раз в то время, когда среди этих пустынников были и будущие Оптинские преподобные Моисей и Антоний.

http://pravoslavie.ru/56923.html

Нужно учиться еще у святых Царственных Мучеников - для нас очень важно понять, что Царь Николай II строил именно Православное Царство. Почему его отвергали, критиковали, обвиняли чиновники, дворяне? Потому что он руководствовался не обычными категориями выгоды, а категориями духовной пользы, спасения душ. Он не хотел быть номинальным главой государства, а именно - отцом народа, Помазанником Божиим для Святой Руси. Его не поняли, свергли, организовали государственный строй со всяческими «свободами», «правами», но Господь все это разрушил. Так и сейчас, при потугах власти к светскости, толерантности, мультирелигиозности - обстановка в стране лишь накаляется. - Еще вспоминаются предсказания святителя Игнатия, что в последние времена противники антихриста сочтутся возмутителями общественного порядка, преступниками закона, и, как написано в Евангелии, убивая православных, даже будут думать, что приносят службу Богу... - Да, действительно, приближение к этим временам мы сейчас видим. Те православные, которые выступают против глобализации в различных ее проявлениях, экуменизма и модернизма, дискредитируются в СМИ, на них навешивают ярлыки маргиналов, сектантов, «темных» людей. Но и новомучеников с исповедниками гнали за якобы нарушениеобщественного порядка, «контрреволюционную», «антигосударственную» деятельность. Православный человек должен и всегда будет выступать против мирского духа, поэтому носители этого духа ополчаются и будут восставать против нас, вплоть до времен самого антихриста. Получается, что настанет такое время, когда этот дух широко распространится в церковной среде, и уже считающие себя православными станут гнать подлинно православных. Т. е. мы живем во время подмены Христа антихристом, приближаемся к изощренным внутрицерковным гонениям, «гонениям на дух», о чем нас предупреждали Святые Отцы и подвижники, в том числе преподобные Варнава Гефсиманский, Анатолий Оптинский младший, святитель Игнатий (Брянчанинов) и др. - Батюшка, приведите, пожалуйста, в завершение какие-нибудь обнадеживающие слова святителя!

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

28 сентября оптинцы встречали нового Калужского епископа владыку Феофана. «При колокольном звоне всех церквей города Козельска владыка проследовал в Оптину, где встречен был преосвященнейшим епископом Михеем, настоятелем отцом архимандритом Исаакием, скитоначальником отцом игуменом Феодосием, старцами, старшею и прочиею братиею обители. Преподав святительское благословение собравшимся, владыка изволил проследовать в отведенные для него покои и по кратком отдохновении слушал раннюю литургию в церкви преподобной Марии Египетской. В тот же день архипастырь выезжал для обозрения церквей города Козельска и в 4-м часу удостоил своим архипастырским посещением и наш скит. Навстречу ко Святым вратам вышла вся братия с скитоначальником отцом игуменом Феодосием в полном монашеском одеянии по чину; парадная церковная встреча на сей раз была отменена ввиду краткости времени, остающегося до всенощной. Преосвященного сопровождали отец благочинный, настоятель Николаевского в городе Малоярославце монастыря архимандрит Илия, настоятель Оптиной пустыни отец архимандрит Исаакий, отец казначей иеромонах Пантелеимон и другие. При пении певчими тропаря Крестителю Господню владыка проследовал в Предтеченский храм и, преподав святительское благословение братии, осматривал помещения храма. Из старого преосвященный проследовал в новый храм; начальствующие и братия сопровождали владыку. После осмотра церквей преосвященный посетил старцев отца игумена Феодосия и иеромонаха Нектария в их келиях, освященных молитвами и подвижническими трудами подвизавшихся в них знаменитых старцев Макария, Амвросия, Анатолия, Иосифа, Варсонофия и других, и особенно продолжительной беседы удостоил старца отца Нектария. Началось всенощное бдение и было совершено со всею торжественностью и благолепием. На литию выходил преосвященнейший владыка. Во время кафизм его преосвященством было сказано слово о высоком служении народу великой обители Оптиной и о том, какими средствами может быть поддержана на духовной высоте эта обитель, являющаяся одним из центров паломнического движения богомольцев со всех концов России.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Даром Божия Промысла оказалась и Елена Юрьевна, тоже в своем роде уникум, жена профессора Концевича, племянница известного русского церковного писателя Сергея Нилуса, автора книг об Оптиной, открывшего и впервые опубликовавшего знаменитую «Беседу преподобного Серафима Саровского с Н.А.Мотовиловым». Как и муж, она лично знала многих преподобных старцев и мучеников России. Среди них – старец Анатолий Оптинский Младший. Во Франции же она стала духовной дочерью одного из самых видных русских подвижников и богословов XX столетия архиепископа Полтавского Феофана (Быстрова) . И мало кому известно, сколько трудов положила она, готовя материалы для книг И.М.Концевича , – ему в то время приходилось работать инженером, дабы прокормить семью. Женщиной она была волевой, открытой и прямой, именно она открыла Глебу с Евгением сокровищницу Православия – кто бы еще смог это сделать? Когда Глеб познакомился с Концевичами, они жили в крошечной сырой полуподвальной квартире, под квартирой епископа Нектария. Оттуда они переехали в маленький домик в Беркли, поближе к университетской библиотеке; там- то и повстречал их Евгений, приметив в этих высококультурных людях благородство и изящество. «У них не было детей, – вспоминает Глеб, – и поэтому все силы и время посвящались самому дорогому – Оптиной и передаче людям святоотеческого мировоззрения – той соли христианства, которую так быстро утрачивает современный мир. И когда она совсем иссякнет, наступит конец света. У Концевичей было замечательное собрание святоотеческих книг. Я приходил к ним и проводил несколько часов в увлекательнейших беседах: мы обсуждали множество самых важных вопросов. Покидал я дорогой сердцу домик на улице Телеграфной всегда в восторженном состоянии, с целой кипой святоотеческих книг, некоторые – из библиотек Оптиной или Валаама. Я вез их домой в поездах и автобусах, прекрасно осознавая: книги эти держали в руках, а возможно, и омывали умильными слезами величайшие оптинские монахи и святые старцы! Непередаваемое чувство! Отец Адриан внушил мне мысль: нужно насадить святость Руси на плодородной американской земле, и книги, над которыми я трепетал, были драгоценными семенами».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

И нельзя стать совершенным, не понимая, что ты не совершенен.    Поэтому старец учил не гордиться и не тщеславиться ни самим в себе, ни перед другими. Учил считать себя хуже всех и свыкаться с мыслью, что мы приговорены к адским мучениям. Что избавиться от них можем только по милости Божией. И говорил, что это нелегко, что только святые достигали того – считали себя достойными адских мучений, считали себя хуже всех.    Наше достоинство здесь, на земле, определяется мерой познания нашего недостоинства. Чем лучше мы знаем себя, тем лучше видим, сколь мы недостойны – и оттого, что видим и принимаем эту правду о себе, становимся причастны самой Правде, и через то обретаем и некоторое достоинство.    Придти к подлинному пониманию нашей трагедии – это значит придти к страшному выводу о себе – что не кто-то, а конкретно ты достоин быть в аду, и что не кто-то, а именно ты хуже всех. И через это полное осознание своего недостоинства Бог приводит человека к святости, жизни ради Него и в Нем Самом. Той самой жизни вечной, в которой человек обретает свое вечное достоинство, полноту бытия и свершения Божественного предопределения о нем – что человек есть человек только в Свете, а во тьме его нет. 1.4. НАПРАВЛЕНИЕ К СВЕТУ ЛИЦА БОЖИЯ»    Преподобный Анатолий «Младший» (Потапов) говорит, словно чеканит:     Чрез всех и все с тобою говорит воля Божия, доставляя тебе богатно случаи запечатлеть, засвидетельствовать мыслью, словом или делом добротность твоего направления к Свету Лица Божия, а не на поиски изменения жизни с полезностью душевной работы твоей над собою. Направь себя сначала молитвой на путь спасения, тогда и станешь христианкой, кротким молчаливым примером, влекущей других на путь сей с.399].    Старец приоткрывает тайну жизни, в полноте известной одному Богу, но сообщаемой Им нам через все явления нашего бытия. Воля Бога говорит через всех и через все, и потому Бог не является для нас неведомой, далекой и молчащей реальностью. Он действительно рядом.    И воля Бога, который рядом, состоит в том, чтобы мы имели направление к Свету Его Лица.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4166...

С годами о. Николай начал старчествовать по благословению Оптинского старца о. Анатолия (Потапова). Началась революция. Массы людей, группировавшихся вокруг о. Николая, не были, надо думать, революционно настроены. Влияние о. Николая было очень велико и далеко простиралось. Еще в самом начале, учитывая все это, большевики призвали о. Загоровского и предложили ему войти с ними в известное соглашение. От него требовалось только одно: не произносить против коммунистов проповедей. Они даже предлагали ему субсидию золотом на его благотворительность. На это предложение о. Николай ответил, что он служит Единому Богу и никому больше. Вскоре его арестовали и посадили в тюрьму (Возможно, что арест о. Николая последовал после того, как он с толпой народа отстоял от разгрома монастырь, где находилось местопребывание харьковского архиерея, каким в то время был Владыка Митрополит Антоний Храповицкий) . Как только весть об аресте о. Николая распространилась, площадь перед тюрьмой покрылась вся крестьянскими подводами, полными деревенской провизией. Пока о. Николай содержался в тюрьме – все узники кормились привезенным ему питанием. Видя такую великую народную любовь к о. Николаю, власти решили, что спокойнее будет, если его удалить из Харькова. Ему было предложено покинуть город и уехать подальше. О. Николай, взяв с собой Ульяшу, уехал в Петербург. Многие монахини хотели его сопровождать, но выбор его мудро остановился на Ульяше – прежде всего из-за ее беззаветной преданности и крепкого здоровья. В шутку он говорил ей: «У тебя не голова, а котел». Правда, она много не рассуждала, зато была предана не на словах, а на деле. Кто бы мог перенести все то, что она перенесла! Итак, о. Николай и Ульяша оказались в Петербурге. Это было время, когда появилась так называемая Живая Церковь . Ходя по городу, о. Николай с Ульяшей кругом обходили, где стояли живоцерковные храмы. Оба они с интересом осматривали дворцы, и это не только в Петербурге, но ездили в Царское Село, Петергоф, и проч. Однажды они вошли в церковь , близкую от их жилья. Тут на о. Николая с криком гневно набросилась бесноватая: «Ах ты, плешивый, ах ты, плаксивый – и сюда ты явился мучить нас?» Кругом стоявшие люди недоумевали, глядя на скромную фигуру о. Николая, одетого в простое крестьянское платье. Но скоро люди почувствовали, что перед ними находится не совсем обыкновенный человек, как ни старались изгнанники держаться в тени. Вот пример. О. Николай лежал в тот день  больной. Раздался звонок.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Н.А. Павлова: “Попробуйте почувствовать этот дух времени, когда Церковь распинают требованием покрывать всё любовью, вплоть до стирания грани между добром и злом” «…Попробуйте почувствовать этот дух времени, когда Церковь распинают требованием покрывать всё любовью, вплоть до стирания грани между добром и злом. Тут может получиться интересная и актуальная история духовных поисков, написанная с присущим Вам юмором. Кстати, одна бабуля, не имеющая теологического образования, дает отпор иеговистам так: “Спичек нет”. – “При чем здесь спички?” – “Дак ведь сжечь ваши брошюрки надо. Приходите завтра – я спички принесу”. И еще. Избегайте сленга и нарочито грубоватых выражений в авторской речи. Удачи Вам! Н.П.» Мария Сараджишвили. Открытые небеса (невыдуманные рассказы) Нина Александровна очень радовалась успеху моего сборника «Открытые небеса». Это тоже не всякий может – радоваться за другого. «Маша, я буквально купаюсь в лучах Вашей славы: звонят люди, прочитавшие “Открытые небеса”, и сердечно благодарят за такую прекрасную книгу. В благодарность за книгу (кому-то я подарила, а кому-то дала почитать) я уже получила две банки меда, кедровые орехи, а наши лучшие оптинские иконописцы Анатолий и Людмила (муж и жена, трое детей, живут в своем доме возле Оптиной) снабдили меня на Рождественский пост такой вкусной медовой тыквой, какой я сроду не пробовала. Людмила сказала: “От этой книги так хорошо на душе, как бывает после встречи с хорошим и родным человеком. Мария теперь родная для нас, и мы будем молиться о ней”. Я попросила еще молиться о младенце Павле, рассказав о проблемах с речью. А Людмила просила передать Вам: “Ничего страшного. У меня младший сын начал говорить только в три с лишним года, а мама мужа начала разговаривать в пять лет, до этого ее считали немой”. Поздравляю Вас с наступающим Рождественским постом! Н.А.» «Открытые небеса» раскупились очень быстро. Ко мне стали писать читатели из России и Украины с вопросами: «После Вашей книжки захотелось приехать в Грузию. Где можно остановиться?»

http://pravoslavie.ru/87346.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010