Время показало, сколь далека была эта интеллигенция от сердца современной Руси. Возможности духовного роста Святой Руси отчетливо видны сегодня на примере вдумчивых и мужественных людей, пестующих ростки духовности на пропитанной кровью земле многострадальной России. В первые же дни февральской революции оптинский старец Анатолий Младший уподобил Россию в своем пророчестве кораблю: «И будет буря на море. И в щепки разобьется корабль Руси. Но люди, не все, некоторые, спасутся на обломках. Нужно молиться, каждый должен покаяться, а молиться должно горячо! А после бури что?… Наступит штиль, покой». «Как же, – воззвали к старцу, – если нет корабля, значит, всему конец». «Не так, – утешил он, – будет явлено великое чудо Божье, и все останки да щепки соберутся воедино, и восстанет корабль во всей красе, и пойдет путем Божьим. И чудо это будет явлено всем». Монастырские издания Книги, которые мы печатаем, обретают ценность лишь потому, что рождаются в условиях нашей православной монашеской жизни, к коей мы стараемся привлечь людей. О. Герман (Подмошенский). «Уклоняйся от зла и делай добро», – учит нас один из псалмов (33:15). Именно так и рассчитывали жить в пустыни отцы Серафим и Герман, чтобы без помех и препон мира сего показать молодому поколению образ жизни во Христе – жития святых старцев и стариц, связать их лучиком веры с людьми сегодняшнего дня. В 1975 году, строя свои кельи в Платине, будущие отцы уже выбрали своеобычную стезю. Найдя в лесной чаще «печальный уголок» (выражаясь словами св. Григория Двоеслова) , они хотели полностью приобщиться мира великих святых и отшельников, с тем, чтобы печатать книги для современных богоискателей. Для уединенных жилищ отцы использовали доски трех полуразвалившихся лачуг, некогда оставленных лесорубами на месте «старой» Платины. В 1973 году отцы получили разрешение разобрать «строения» с тем, чтобы расширить место. Тяжелая работа выпала отцам: старые доски были необструганы, однако о. Серафим каждый день приходил бодрым и в духе. Он еще не забыл свою мечту принести Православие в край ковбоев. Его радовало, что из хижин первопроходцев- мирян вырастают кельи «первопроходцев» – монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/n...

О. Адриан спрашивал у Батюшки благословения на приход в одно село «Евлоши» под Ромнами, где была чудотворная икона Божией Матери Казанской. Батюшка же дал ему яичко для меня, на нем с одной стороны был нарисован храм, а с другой икона Божией Матери. Батюшка спросил: «Какая это иконка?» О. Адриан сказал: «Смоленская, кажется», а Батюшка ответил: «Нет, Иверская». Первый приход о. Адриана был в Ромнах, в храме, в котором был очень чтимый всеми, в большой дорогой ризе под балдахином, образ Иверской Божией Матери. «Пустите детей приходить ко Мне» (Из оптинского дневника С. Нилуса) Сегодня уехала из Оптиной новая наша знакомая, за короткое время ее пребывания в обители ставшая нам близкой, как сестра родная, ближе еще – как сестра по духу Христову. Назову ее Верой, по вере ее великой. В начале Января нынешнего года я получил из города Т. письмо, в котором чья-то женская христианская душа написала мне несколько теплых слов в ободрение моей деятельности на ниве Христовой. Письмо было подписано полным именем, но имя это было мне совершенно неизвестно. 25-го Мая стояли мы с женой у обедни. Перед Херувимской мимо нашего места прошла какая-то дама, скромно одетая, и вела за руку мальчика лет пяти. Мы с женой почему-то обратили на нее внимание. По окончании Литургии, перед началом Царского молебна (25-го мая – день  раждения Государыни Императрицы Александры Феодоровны), мы ее вновь увидели, когда она мимо нас прошла к свечному ящику. Было заметно, что она «в интересном положении», как говорили в старину люди прежнего воспитания. Вот раба-то Божия! подумалось мне: один ее ребенок с детских лет, а другой еще и в утробной жизни – оба освящаются молитвами и святыми впечатлениями матери, – умница! Благослови ее Господь и Матерь Божия! В эту минуту она подошла к иконе Божией Матери Скоропослушницы, перед которой мы обычно стоим во Введенском храме, и стала перед ней на коленях молиться. Я нечаянно увидел ее взгляд, Устремленный на икону. Что это был за взгляд, что за вера излучалась из этого взгляда, какая любовь к Богу, к божественному, к святыне!.. О, когда бы я так мог молиться!.. Матерь Божия! – помолилось за нее мое сердце: сотвори ей по вере ее!

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Преподобный Иосиф в Оптину к старцам пришел по совету сестры-монахини и был определен келейником к старцу Амвросию. Со временем тот все чаще стал отсылать посетителей за советом к Иосифу, а после кончины старца на него легли обязанности скитоначальника, духовника оптинской братии и шамординских сестер. Двенадцать лет он нес это послушание, пока в 1905 году не ослабел от болезней. Скончался старец Иосиф в 1911 году, поразив всех, бывших на погребении тем, что и в гробу рука его была мягкой и теплой, как у живого. Преподобный Варсонофий до 46 лет сделал блестящую военную карьеру. Когда полковник Павел Плиханков, прочитав в журнале статью о старце Амвросии, первый раз приехал в Оптину, старец сказал ему: «Через два года приезжайте, я вас приму». Когда же через два года он подал в отставку, знакомые говорили: «С ума сошел! А какой был человек!» В 1892 году он был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и стал послушником сначала старца Анатолия, а потом старца Иосифа. В 1903 году его назначили помощником старца и духовником Шамординской женской пустыни; во время русско-японской войны послали священником на фронт; а по возвращении поставили начальником скита. В 1910 году именно он ездил на станцию Астапово, чтобы исповедовать и причастить умиравшего там Льва Толстого, но родственники не пустили старца к писателю. В 1912 году старца Варсонофия назначили настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря, но он не вынес разлуки с Оптиной и через год скончался. Преподобный Анатолий младший (Потапов) тоже пришел в Оптину пустынь взрослым, в 30 лет. Был келейником старца Амвросия, долгие годы учился искусству духовничества, а когда не стало старцев Иосифа и Варсрнофия, стал продолжателем их дела. К нему толпами шел простой люд со своими хлопотами и жалобами, скорбями и болезнями. Старец принимал всех, иногда даже не ложась спать. Перед революцией он писал: «Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и на обломках люди спасаются. Не все погибнут (...) А потом будет явлено великое чудо Божие, и все щепки и обломки соберутся и соединятся, и снова явится великий корабль во всей своей красе! И пойдет он путем, Богом предназначенным».

http://foma.ru/optinskie-starcy-lica-voz...

В 1912 году преподобного Варсонофия назначают настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря. Находясь фактически в положении изгнанника из любимой Оптиной, старец Варсонофий мужественно перенес тяжелую предсмертную болезнь и предал свою чистую душу Господу. Иеросхимонах Анатолий " младший " (1855-30 июля/12 августа 1922), приняв монашеский постриг в Оптиной в 1895 году, постепенно входил в старческий труд и после кончины старцев преподобного Иосифа и преподобного Варсонофия вместе с преподобным Нектарием стал продолжателем старческого духовного делания. Старцы не отвергают никого, но так уж сложилось, что к преподобному Нектарию стремились монашествующие и интеллигенция, а к преподобному Анатолию шел простой люд со своими попечениями и жалобами, скорбями и болезнями. " Всегда смиренный и никогда не унывающий " — в народе его ласково называли " утешителем " , а еще — " вторым Серафимом " . После закрытия Оптиной Пустыни пришли с обыском и к преподобному Анатолию, вытащили из келии то немногое, что он не успел еще раздать чадам. Наконец больного старца решили арестовать. Приехавшая комиссия ГПУ спросила келейника старца отца Варнаву: " Старец готов? " — " Да, готов " , — ответил отец Варнава. И впустил их в келлию. Там, на столе, в гробу лежал " приготовившийся " почивший старец. Господь принял Своего раба, оказавшегося действительно готовым к тому, чтобы предстать перед Богом. Иеросхимонах Нектарий (1853-29 апреля/12 мая 1928) был последним соборно избранным оптинским старцем. Николай, так звали преподобного в миру, пришел в Оптину Пустынь в 1873 году, неся в котомке за спиной одно лишь Евангелие. Принял Николая преподобный старец Амвросий. О чем была их беседа, преподобный Нектарий никому не открывал, но после нее навсегда остался в скиту. Стал он духовным сыном преподобного Анатолия (Зерцалова), а на совет ходил к преподобному старцу Амвросию. У преподобного Нектария, исполнявшего пономарское послушание, была келия, выходившая дверью в церковь, в ней он прожил двадцать лет, не разговаривая ни с кем из монахов: только ходил к старцу или духовнику и обратно.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Ревностные монахи стараются не пропускать монастырские службы, помня слова преподобного Исаака Сирина: «Начало помрачения ума, первый признак помрачения, усматриваемый в душе, состоит в лености к службе Божией и Оптинские старцы поистине явили нам пример ревностной любви к храму. Сохранились воспоминания о том, как совершали богослужение сами старцы. Так старец Лев - голодный, уставший, но шел на Всенощную; старец Антоний - около тридцати лет страдал болезнью ног, так что посмотреть на них без содрогания нельзя было, но на службы ходил; сам старец Амвросий любил богослужение и церковное пение. По своей болезни он не мог ходить в храм, поэтому выслушивал службы у себя в келии. Для этого к нему приходил священник и собирались Преподобный иеросхимонах Анатолий младший (Потапов) любил повторять, что для монаха есть только два выхода из келлии - в храм да в могилу. Старец Макарий не уходил из храма, пока были силы оставаться на службе. В нынешние времена говорят иногда, что в монастыре много дел, некогда ходить на службу. Но афонский старец Силуан учил: «Любить Бога никакие дела не мешают». У святителя Феофана Затворника есть слова о том, что «надо любить Бога хотя бы так, как юноша любит девушку! Он работает - и думает о ней, с кем-то разговаривает - и думает о ней, делает домашние дела - все равно думает о ней. Так и душа монаха должна всегда помышлять о Очень много сейчас в монастыре у начальствующих забот, попечений, суеты! Надо заботиться о братстве, восстанавливать, реставрировать, строить заново, содержать, одевать, кормить, принимать, и на все это искать средства к существованию людей. Это горькие реалии наших русских монастырей, порушенных безбожной рукой. Многие игумены, настоятели и настоятельницы монастырей, как на Кресте. Иногда, говорят они, и в храм нет сил идти, нет даже возможности. Но из глубины веков до нас доносится очень трезвый, практический совет преподобного Феодосия Печерского. Он сказал игумену одного монастыря, который сетовал, что нет денег: «Вы, монахи, честно и добросовестно исполняйте свой монашеский долг, не пропускайте богослужения, тогда миряне будут вам за ограду деньги мешками кидать!».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/1...

Старшая братия избрала на должность настоятеля монастыря иеромонаха Исаакия (Бобракова). Господь благословил их выбор. Это был человек внушительной и благолепной наружности, сдержанный и молчаливый. Он много приобрел духовного опыта от общения со старцами Амвросием, Исаакием, Анатолием (Зерцаловым) и Иосифом. Во всех собраниях старшей братии по монастырским вопросам его голос был весьма авторитетен. Он старался из любви к молитвенному молчанию не быть на виду. Любил службу церковную и много лет был уставщиком в монастыре. В его послужном списке отмечено, что он «Определением Святейшего Синода от 7 ноября 1914 года за 10229 назначен на должность настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни с возведением в сан игумена и архимандрита 16 ноября 1914 года» 516 . Первым его делом при вступлении в должность было позаботиться о могиле своего предшественника. В Журнале заседаний собора старшей братии от 1 апреля 1915 года вторым пунктом стояло: «Слушали: предложение настоятеля обсудить, как привести в надлежащий вид место погребения почившего настоятеля архимандрита Ксенофонта. Определили: сделать хорошее деревянное надгробие и поставить его на месте погребения архимандрита Ксенофонта в Казанском храме пустыни» 517 . Затем отец Исаакий предложил объединить под общую крышу часовни на месте погребения старцев. Этот проект осуществить не удалось. Еще предложил отец Исаакий издать без промедления второе, более полное жизнеописание старца Льва (Наголкина) , которым уже давно занимался архимандрит Агапит, но, по военному времени и в силу разных трудностей, только летом 1917 года удалось эту замечательную книгу издать: она печаталась в Шамординской типографии. Что касается хозяйственных дел, то отца Исаакия не смущало их обилие: есть ведь и помощники – братия, и Господь всякому доброму делу по молитвам споспешествует... Надо было вести судебные дела по спорным вопросам землевладения, думать о защите мельниц, дач, лесов от тайных расхитителей, каковыми почти всегда бывали местные крестьяне. Требовала внимания и времени деловая переписка – с судами, земствами, волостными правлениями, с частными лицами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

30 августа 1914 года скончался настоятель монастыря архимандрит (возведен в этот сан в 1904 году) Ксенофонт. Ему было шестьдесят девять лет. Автор некролога, напечатанного в журнале «Кормчий», писал о нем: «Почивший происходил из купцов города Ефремова Тульской губернии и в мире именовался Василием Ивановичем Клюкиным. Строгое благочестие родной семьи и окружающая обстановка рано развили в юном Васе могучее стремление к Богу... И вот, на 19-м году от рождения он, всегда сосредоточенный и углубленный в себя, оставляет мир и поступает (в октябре 1869 года) в знаменитую Оптину пустынь, где и проводит всю свою остальную жизнь – около 50 лет. Здесь он отдается под всецелое руководство великого старца Амвросия и скоро делается одним из его ближайших учеников. Замечает его и отец настоятель, приснопамятный схиархимандрит Исаакий, и зорко следит за его духовным ростом. После многих лет послушнического предварительного испытания постриженный в монашество с именем Ксенофонт (19 июня 1876 года), он как-то неприметно вошел в славный сонм великих Оптинских старцев, и тогдашний начальник скита приснопамятный старец Анатолий (Зерцалов) имел с ним тесную духовную дружбу. В 1890 году, когда блаженной кончиной пресеклась подвижническая жизнь отца иеросхимонаха Флавиана, проходившего должность казначея пустыни около 30 лет, отец Ксенофонт (в то время иеродиакон) был избран братством и утвержден в должности казначея и с честью нес обязанности эти до 1900 года, когда, опять же по избранию братства, принял на себя как послушание тяжкое бремя настоятельства, от которого трижды отказывался еще в 1894 году после кончины архимандрита Исаакия... Молитва была областью, в которой он отдыхал душою, – он и скончался среди молитвы. Выслушав полностью повечерие со всеми канонами и акафистом, он готовился слушать всенощное бдение под воскресный день, лежа в постели, так как был крайне слаб, и в это время уснул вечным сном. Это было 30 августа. Здесь сбылось предреченное еще в 1912 году старцем Варсонофием, что отец Ксенофонт скончается в августе. В самый день 30 августа один из духовных детей старца Варсонофия говорил в беседе с другими, что, видимо, отец архимандрит проживет еще по крайней мере год, так как август уже кончается, а отцу архимандриту даже как будто лучше, но... Бог судил иначе».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1918) Младший. Ученик юродивого старца Герасима, основатель и строитель скита преп. Сергия Радонежского недалеко от Калуги. Обители старца покровительствовала прмц. Великая Княгиня Елисавета. Замечательный старец. Часто навещал Оптинских старцев. Посещение Сергиева скита описал В. П. Быков в книге «Тихие приюты». Сщмч. Лаврентий (Князев; 24 окт./6 нояб. 1918) Балахнинский, викарий Нижегородской епархии. Новомученик (расстрелян), подвижник благочестия, духовный сын преп. Анатолия (Потапова). Архиепископ Никон (Рождественский; 30 дек./12 янв. 1919), бывший Вологодский, член Государственного Совета. Духовный сын архим. Леонида (Кавелина), оптинского воспитанника. Духовный писатель, патриот, друг С. А. Нилуса. Св. прав. Алексий Мечев (9/22 июня 1923). Московский старец, прозорливец. Отмечен особым даром любви и сострадания к человеку. Имел огромную паству, за которую всего себя положил, и которая отвечала ему безграничной, беззаветной любовью. Оказал самое глубокое влияние на благочестие москвичей. Приезжал в Оптину, был духовно дружен с Оптинскими старцами преп. Анатолием (Потаповым) и схииг. Феодосием (Поморцевым). Настоятель храма свт. Николая на Маросейке в Москве. На приходе была необыкновенно дружная огромная духовная семья. Святой Патриарх Тихон (25 марта/7 апр. 1925) Московский и всея Руси. «Совесть» Русской Церкви, «самый добрый архиерей», мудрый управитель церковной жизни, исповедник, мученик. Существуют данные, что Патриарх во многих вопросах церковной политики прислушивался к мнению Оптинского старца преп. Нектария, для чего за советом в Оптину посылался гонец. Епископ Иона (Покровский; 7/20 окт. 1925) Ханькоуский, Китай. Великий организатор церковной жизни, особенно детских учреждений в русской колонии в Китае. Имел любовь к себе не только паствы, но и всего народа, включая китайцев и монголов. Будучи студентом и преподавателем Казанской Духовной Академии, часто приезжал в Оптину к своему духовному отцу преп. Анатолию (Потапову). Очень хотел вступить в братию Оптиной.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/svjataja...

Год с преподобными Оптинскими старцами.  12 августа Преподобный Анатолий Оптинский, Младший Преподобный Анатолий Оптинский Младший (в миру Александр Алексеевич Потапов, 1855–1922) родился в 1855 г. в Калуге в мещанской семье. С юности Александр стремился посвятить жизнь свою Богу, стать монахом. Он ушел в монастырь, но его мать воспротивилась выбору сына, и юноша вернулся в мир, стал служить приказчиком в лавке. Лишь после кончины матери, в 1885 г., он смог поступить в Оптину пустынь, где был определен келейником к преподобному Амвросию. После кончины старца Амвросия Александр становится келейником старца Иосифа. Монашеский постриг состоялся 3 июня 1895 г. В 1906 г. иеродиакона Анатолия посвятили в сан иеромонаха, а через два года по распоряжению настоятеля обители Ксенофонта перевели в монастырь с назначением духовно руководить приезжающих в монастырь богомольцев. 12 августа 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/47917.html

Год с преподобными Оптинскими старцами.  10 ноября Будь благодарна Богу! Кто тебе сказал, что в миру люди лучше и скорбей меньше?.. Ужели ты думаешь, мирская жизнь такая же розовая? Нет, М., ты судишь как дитя… Святитель Димитрий поумней и поопытней тебя, да еще святой, да еще великий учитель Российской Церкви, — что говорит о мирских удовольствиях и заманчивых обещаниях? Он говорит: «Мир обещает злато, а дает блато!» Вот тебе твой мир-то! Поверь ему! Да больному и в царских чертогах томно и нестерпимо. А здесь по крайней мере есть великая, ничем не покупаемая надежда, что Господь наградит нас за все наши болезни, за каждую болячку, за каждую скорбь, за каждый вздох! Веришь мне? Будь же мирна! Будь рассудительна! Будь же благодарна Богу! Преподобный Анатолий Оптинский, Старший Облегчение скорбей Должно помнить, что без скорбей все-таки обойтись нельзя. Но при единодушии с близким человеком скорби облегчаются. Ибо, по пословице, рука руку моет, т.е. один другого поддерживает. Преподобный Иосиф Оптинский Вы пишете: «Скорбные обстоятельства жизни» и просите совета, как устроить свою жизнь. Живите, как живете... Ходите как можно чаще в церковь, она укрепит вашу веру, и посвящайте свободное время на чтение Святого Писания, оно приблизит вас к Богу. Скорби терпите благодушно. Сам Иисус Христос Своими устами рек: «Многими скорбями внидете в Царствие Небесное». Преподобный Анатолий Оптинский, Младший 10 ноября 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/49671.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010