Тем временем епархия осталась без какого-либо архиерея, поэтому архипастырские обязанности выполнял все тот же архиепископ Александр (Трапицын). В 1923–1924 годах раскольники безуспешно пытались вступить в переговоры с Патриархом Тихоном, который подписал постановление о непризнании каноничности обновленческой иерархии. В феврале ВЦУ направляет в Симбирск викарного епископа Сенгилеевского, с правом управления всей епархией. Таковым стал выпускник Симбирской духовной семинарии епископ Иоанн (Никольский). Между тем архиепископ Александр не имел никакой возможности связаться с Патриархом, вследствие чего, вместе с неким архиепископом Николаем, который к тому времени возглавил Промзинскую автокефалию, он образует временную независимую автокефальную Симбирскую Церковь. О возможности подобных действий говорил митрополит Ярославский Агафангел: «Возлюбленные о Господе преосвященные архипастыри! Лишенные на время высшего руководства, вы управляете своими епархиями самостоятельно, сообразуясь с Писанием, церковными канонами, обычным церковным правом, по совести архиерейской присяги впредь до восстановления высшей церковной власти. Окончательно вершите дела, по которым прежде испрашивали решения Священного Синода…» . Обновленцы продолжают свою обычную жизнь. В Симбирск приходят воззвания обновленческого «просветительного отдела при Священном Синоде», в которых красочно описываются труды отдела на благо Церкви: «Народ сидел около водоемов, полных живою водою, чувствовал ее очистительную, живительную силу, но пить в меру желания своего не мог, так как доступ к ней затруднен был во многом непонятными формулировками языка…» . Разумеется, за доступ к «живой воде» надо платить. Поэтому Священный Синод просит всех сознательных верующих внести свой вклад в дело церковного обновления, в частности на расходы так называемой переводческой комиссии. Все эти воззвания «сознательными верующими» благополучно игнорировались. В это время все больше приходов стали переходить в Симбирскую автокефалию , устав и положение которой были посланы Патриарху Тихону. Епископ Иоанн (Никольский) непрестанно получал рапорты подобного содержания: «В Сызранское викариальное церковное управление. Председателя церковного совета Смоленской церкви Старо-Костычевского женского монастыря игумении Руфины рапорт. Сим имею донести Сызранскому ВЦУ, что постановлением общего собрания верующих Смоленской церкви от 9/XI сего года поручено мне объявить вам: с момента принесения покаяния перед Святейшим Патриархом Тихоном в мае месяце 1924 года наш коллектив верующих вашему церковному управлению не подчиняется. Председатель Р. Подледнева. Секретарь З. Балакова. 1924 г.» .

http://pravoslavie.ru/31261.html

14 февраля 1844 года архиепископ Анатолий скончался; он был погребен в церкви Феодоровской Божией Матери, что на территории монастыря. Ему принадлежали следующие труды: «Слово на Успение Богоматери» (СПб., 1808); «Речь при погребении протопресвитера С.Ф. Ливотова» (СПб., 1808); «При приведении к присяге чиновников, избранных в должности» (СПб., 1811); «Речь в собрании библейского общества» (СПб., 1822) . В советские годы Вознесенский монастырь был разрушен, и до недавнего времени могила первого Симбирского архиепископа находилась в запустении. По этой причине решено было вернуть останки архиерея в город его последнего служения. 15 сентября 2004 года, при содействии архиепископа Сергия и игумена Марка, останки владыки Анатолия были перенесены из Сызрани в Симбирск. После литургии и панихиды в Неопалимовском кафедральном соборе они были перенесены на старое кладбище и захоронены у алтаря Воскресенской церкви . Архиепископ Феодотий (Озеров) Архиепископ Феодотий (в миру Озеров Федор Адрианович) родился в 1797 году (или в 1793 году) в селе Косицы Верейского уезда Московской губернии в семье священника. Образование получил в Московской духовной семинарии. 15 августа 1819 года поступил в Петербургскую духовную академию. В 1823 году окончил академию со степенью магистра. 31 июля 1823 году пострижен в монашество с именем Феодотий. 1 августа того же года назначен инспектором Вифанской семинарии и профессором церковной истории и греческого языка; 5 августа рукоположен в иеродиакона; 7 августа – в иеромонаха. 20 марта 1824 года причислен к соборным иеромонахам Донского монастыря. 23 августа 1828 года назначен ректором Оренбургской семинарии. 18 сентября того же года возведен в сан архимандрита Уфимского Успенского монастыря. Одновременно определен присутствующим в консистории и цензором проповедей. 23 сентября 1831 года переведен ректором Рязанской семинарии, а также настоятелем Рязанского Спасского монастыря, присутствующим консистории, цензором проповедей и благочинным над монастырями. В этом же году проявил особую деятельность в борьбе с холерой. В 1835 году вызван в Петербург на чреду служения и проповедания слова Божия. 11 июня 1837 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, хотя был третьим кандидатом. Живой, энергичный по природе, епископ Феодотий в связи с болезнью митрополита Новгородского Серафима почти один пять лет управлял Новгородской епархией. 7 августа 1842 года перемещен на самостоятельную кафедру в Симбирск, которой управлял в течение 16 лет .

http://pravoslavie.ru/31253.html

Второй доклад его был вызван указом Св. Синода 7 января 1791 г., которым учреждены окружные депутаты из белого духовенства для участия в производстве предварительных следствий вместе с гражданской властью и земскими исправниками по делам, в которых замешаны духовные лица. На каждого окружного следователя полагалось от 10 до 15 церквей, причем требовалось наблюдать, чтобы каждый депутат знал только свой округ, не выходивший из границ уездов, и не вмешивался в чужие округа. При распределении церквей по депутатским округам возникли серьезные затруднения. Многие уезды входили в состав нескольких епархий, при чем число церквей уезда в каждой отдельной епархии было значительно менее 10. Назначать для них особого депутата не согласовалось с указом; поэтому епархиальным архиереям приходилось прибегать к неудобным способам. В Нижегородской епархии сразу стали ощущаться эти неудобства. В ней состояло Симбирского наместничества: 7 церквей Корсунского округа, 846 4 церкви Канодеевского округа, 847 Пензенского наместничества – 1 церковь Пензенского округа (Бекетово-Богородское), 9 цер. Городищенского округа, 848 10 церквей Инзарского округа, 849 Саратовского наместничества, Сердобского окр. – 3 церкви, 850 Хвалынского окр. – 4 цер., 851 Кузнецкого окр. – 1 цер (Трахониотово), всего в трех наместничествах – 38 церквей. Они находились в 8 уездах, так что на каждый округ нельзя было определить особого депутата. Назначение депутатов и самое производство ими следствий совместно с гражданскими властями и земскими исправниками затруднялось еще тем, что губернские города состояли в других епархиях, Симбирск – в Казанской, Пенза – в Тамбовской, а Саратов – в Астраханской. Напротив, семь церквей и сел Ардатовского округа, Нижегородского наместничества, 852 а также села трех округов Симбирского наместничества, Алаторского округа – Алчасы, Макулино, Кувай, Ардатовского – Резоватово и Курмышского – Ходарово и Болотчино, всего 6 церквей, состояли в Казанской епархии. Хотя губернский город Симбирск состоял в Казанской епархии, но к 6 селам в трех уездах Казанская Консистория не находила возможным определить особых (трех?) депутатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Бережёного Бог бережёт. Наставления для сельских жителей, как уберечься от заболеваний холерою. На татарском языке. Казань. 1892 года. 10000 экз. Б) На чувашском языке: Букварь для чуваш. Тваш кнеки. 9-е издание. Казань. 1892 года. 5000 экз. Букварь для чуваш, с присоединением русской азбуки. Тваш кнеки. 10-е издание. Симбирск. 1893 г. 3000 экз. Первоначальный учебник русского языка для чуваш. Казань. 1892 г. 3000 экз. Молитвенник на чувашском языке. Кл кнеки. Издание 3-е. Симбирск. 1892 г. 3000 экз. Училище благочестия на чувашском языке. Казань 1892 г. 6000 экз. Поучение против пьянства, на чувашском языке. Казань. 1892 года 3000 экз. Поучение против пьянства, на чувашском языке. Издание 2-е, исправленное. Казань. 1893года 5000 экз. О посте, по учению православной церкви, на чувашском языке. Казань. 1893 года. 10000 экз. О земных страданиях. «Лучше здесь накажи Господи», на чувашском языке. Казань. 1893 года. 5000 экз. О Николае Ивановиче Ильминском , на чувашском языке (с портретом Н. И. Ильминского ). Казань. 1893 года. 1200 экз. О христианском воспитании детей. На чувашском языке. Казань. 1893 года. 5000 экз. Бережёного Бог бережёт. Наставления для сельских жителей, как уберечься от заболевания холерою. На чувашском языке. Казань. 1892 года. 7000 экз. В) На черемисском языке: Букварь для восточных черемис. Казань. 1892 года. 3000 экз. Рассказы из Священной Истории Ветхого Завета на восточно-черемисском наречии. Казань. 1892 г. 600 экз. Рассказы из Священной Истории Нового Завета. На восточно-черемисском наречии. Казань. 1893 года. 600 экз. Житие св. Стефана Великого-Пермского. На восточно-черемисском наречии. Казань. 1892 г. 1200 экз. Житие Святителя Николая Мирликийского. На восточно-черемисском наречии. Казань. 1892 г. 1200 экз. О силе молитвы. Юмолан кумалмын виже. На восточном наречии черемисского языка. Казань. 1892 г. 1200 экз. Употребительнейшие церковные песнопения. На восточно-черемисском наречии. Казань. 1892 года. 600 экз. «Бережёного Бог бережёт». Наставления сельским жителям, как уберечься от заболевания холерою. На восточно-черемисском наречии. Казань. 1892 г. 3000 экз.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/materi...

Надежда 2013/03/04, 22:53:22 Христос Воскресе! Отец Корнилий, поздравляем вас с днем тезоименитства. Желаем вам помощи вашего небесного заступника - преподобномученика Корнилия Псковопечерского. С любовью о Христе воскресшем - Александр, Наталья, Кирилл. г. Симбирск. Александр, Наталья, Кирилл. г. Симбирск. 2013/03/02, 15:33:18 Дорогие отцы и братия! Слезно прошу ваших молитв об избавлении моего мужа Сергия от уз греховных и одержимости блудом, о познании грехов, покаянии и возвращении в семью. Спаси, Господи! Марина 2013/03/01, 08:05:24 Отцы и братия! Помолитесь, Христа ради, чтобы мне, многогрешной рабе Божией мат. Татиане, избавиться от нерадения и ленности, раздражения и осуждения. И помолитесь о здравии протоиерея Валерия и рабы Божией Фотинии. Спаси вас Господи! мат. Татиана 2013/02/27, 11:01:03 Святые отцы!Благословите!Прошу Ваших молитв недостойная раба Божия Лариса лариса 2013/02/23, 15:29:28 дорогие батюшки спасибо вам за молитвы светлана 2013/02/22, 01:14:31 Дорогие отцы и братия Афонские! Прошу Вас молитвенной помощи, Наталье от колдовства, и всякой магии, о помощи в учебе и с работой,о здравии духовном и Да хранит Бог всех православных христиан! Наталья 2013/02/21, 22:29:31 ДОРОГИЕ ОТЦЫ И БРАТИЯ! ПРОШУ ВАС ПОМОЛИТЕСЬ ПОЖАЛУЙСТА О БОЛЯЩЕЙ ОТРОКОВИЦЕ ДАРЬЕ УМОЛИТЕ ГОСПОДА ЗА НАС ГРЕШНЫХ 2013/02/19, 12:14:39 Дорогие братья! Прошу Ваших молитв за раба Божия Александра. Сейчас он в запое. Остановиться не может. Боюсь за его здоровье. Грозит увольнение с работы. Помогите. Это болезнь, но она не ведет к спасению, а к погибели души. Боюсь за его душу. Хоть бы сейчас остановился. Он крещен, причащается. Только бы остановился сейчас. Вы - наша скорая помощь. Пусть Господь воздаст Вам вдесятеро за Ваши труд и любовь к людям. Спаси Господи за Ваш сайт и возможность обратиться к Вам за молитвой. 2013/02/15, 21:59:50 Дорогие отцы и братья прошу ваших святых молитв о здравии духовном и телесном рабов Божьих Александра( болен онкологией), Виталия ( наркозависимый), Михаила супруги его Анны и младенцах Тимофее и Ильи о моем здоровье рабы Божьей Надежды и Алены. Храни Вас Господь! Вечная слава Богу! Аминь!

http://isihazm.ru/?id=614&c_pid=29

421 . Рубцов Василий Георгиевич – Торговый приказчик – По избранию – Мирянин от Тверской епархии – 44 – Домашнее образование – Дер. Рахманово, Кашинского уезда, Тверской епархии. 422 . Руднев Павел Яковлевич – Инспектор народных училищ Пензенской губернии – По избранию – Мирянин от Пензенской епархии – 36 – Кандидат богословия – Краснослободск, Пензенской епархии. 423 . Руднев Сергей Петрович – Член Симбирского Окружного Суда, уполномоченный Губернского Комитета Всероссийских Земского и Городского Союзов – По избранию – Мирянин от Симбирской епархии – 45 – Университет – Симбирск. 424 . Рункевич Степан Григорьевич – Помощник Управляющего Канцелярией Св. Синода, член Учебного Комитета при Святейшем Синоде, непременный член Медицинского Совета Министерства Внутренних Дел – Член Предсоборного Совета – 50 – Доктор церковной истории – Петроград. 425 . Рыбинский Владимир Петрович – Профессор Киевской Духовной Академии – По избранию – От Киевской Духовной Академии – 50 – Доктор богословия – Киев. 426 . Рычков Павел Васильевич – Учитель пения Никольского духовного училища – По избранию – Мирянин от Вологодской епархии – 35 – Студент духовной семинарии – Никольск, Вологодской епархии. 427 . Сабинин Стефан Александрович – Священник Троицкой церкви слободы Подворной, Острогожского уезда – По избранию – Клирик от Воронежской епархии – 38 – Духовная семинария – С. Подворная, Острогожского уезда, Воронежской епархии. 428 . Савельев Василий Владимирович – Член Государственного Совета – По избранию – От Государственного Совета – ? – ? – Петроград. (Признан выбывшим из состава Собора за неприбытием). 429 . Садовский Владимир Петрович – Протоиерей Владимирской церкви г. Симбирска – По избранию – Клирик от Симбирской епархии – 49 – Духовная семинария – Симбирск. 430 . Салагор Павел Елисеевич – Священник, благочинный, законоучитель Николаевского реального училища – По избранию – Клирик от Херсонской епархии – 35 – Кандидат богословия – Николаев, Херсонской епархии. 431 . Салов Андрей Александрович – Член Московского Окружного Суда – По избранию – Мирянин от Таврической епархии – 41 – Университет – Москва.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Сей способ, говорил Мещерский, к переводу из минской епархии Анатолия тем менее представляет затруднений, что можно будет предоставит ему и на вятской епископской кафедре туже степень, которую он ныне занимает по классу и старшинству минской епархии». Государь согласился с мнением Мещерского, но только назначил Анатолия не в Вятку, а в Симбирск, и на докладе синода о кандидатах, представляемых на вятскую кафедру, утвердив епископом вятским архимандрита Иоанникия, написал: «Минского епископа можно бы перевести на новую епархию в Симбирск». 279 Последствия показали, что выбор Анатолия на симбирскую кафедру был неудачен: неспособный управлять минской епархией, он не более оказал способности и в Симбирске. Таким образом цель, которую имело в виду правительство при открытии сей последней епархии, не была достигнута. 5) Полоцкая епархия 1-го апреля 1833 года статс-секретарь Танеев сообщил обер-прокурору св. синода князю Мещерскому повеление Государя назначить в Полоцк особого епископа, с наименованием полоцкого и виленского, составя епархию его из губерний Витебской и Виленской; к епархии же минского епископа назначить Гродненскую губернию и Белостокскую область. 280 Как сильно занимала Государя мысль об учреждении полоцкой епархии и с каким нетерпением он ожидал исполнения её, видно из последующего повеления синодальному обер-прокурору: донести, отчего синод так долго медлит представлением кандидатов на эту епархию. 281 Нетерпение, обнаруженное Государем при этом случае, объясняется тем, что учреждение полоцкой епархии было первым явным шагом правительства в деле уничтожения унии и ослабления католицизма в Западных губерниях, и что основание этой кафедры входило в тот общий план, который правительство предначертало себе в деле воссоединения униатов. Какие смелые помыслы и надежды возлагало оно на учреждение полоцкой епархии, можно видеть из следующего места секретной записки, представленной статс-секретарем Блудовым членам секретного комитета по делам греко-униатским: «Нужно было приготовить надежных пособников для действия св. синода по сей части (по соединению униатов с православною церковью), и для Белоруссии назначен новый православный полоцкий епископ, которому, может статься, суждено быть преемником управляющего ныне белорусскою греко-униатскою епархией митрополита Булгака». 282

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ГЛАВА ПЯТАЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА Московские соборы 1666 и 1667 годов. – Соловецкое возмущение. – Козацкие движения на восточной украйне и причины их. – Воровство на Волге. – Городок Рига. – Возмущение Васьки Уса в воронежских и тульских местах. – Стенька Разин. – Его воровство на Волге. – Разин в Яицком городке. – Его морской поход. – Стенька в Астрахани с повинною. – Впечатление, им здесь произведенное. – Стенька бушует в Царицыне. – Вызов его воеводам. – Разин на Дону. – Его вторичный поход на Волгу. – Взятие Царицына. – Разбитие московских стрельцов. – Измена стрельцов астраханских. – Взятие Астрахани и кровавые следствия. – Приход Разина под Симбирск и отступление князя Борятинского. – Вторичный приход Борятинского, под Симбирск и поражение Разина. – Бунт по всей восточной украйне. – Движения Мишки Харитонова, Васьки Федорова и Максима Осипова. – Осада Желтоводского монастыря. – Волнения в Нижнем Новгороде. – Главный воевода князь Юрий Долгорукий. – Удачные действия воевод Леонтьева и Щербатова. – Действия воеводы Якова Хитрово. – Движения Долгорукого. – Победы Борятинского на Урени, Кандаратке и у Тургенева. – Победы Щербатова, Хитрово, Леонтьева и Данилы Борятинского. – Неудача Разина на Дону. – Он схвачен и казнен в Москве. – Действия козаков в Астрахани. – Гибель митрополита Иосифа. – Неудача козаков под Симбирском. – Сдача Астрахани воеводе Милославскому. – Осада Соловецкого монастыря. – Его взятие. Еще в то время, как участь Никона не была решена, еще до приезда патриархов восточных, собор духовенства русского решил участь противников Никона, которые ратовали против его новшеств, против исправления книг. В феврале 1666 года десять архиереев решили предварительно признавать православными патриархов греческих, несмотря на то что они живут под властью султана; признавать православными и греческие книги, ими употребляемые; наконец, признавать правильным Московский собор 1654 года. Вятский епископ Александр, архимандрит Спасского Муромского монастыря Антоний, игумны – Златоустовского монастыря Феоктист и Бизюкова Сергий Солтыков; монахи – Ефрем Потемкин, Сергий, Серапион, Григорий (Иоанн Неронов), поп Никита принесли собору покаяние в сопротивлении своем новоисправленным книгам и получили разрешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Симбирск, 1903 г. Первоначальная история Успенской церкви тесно связана с историей г. Симбирска. Одновременно с боярином Богданом Матвеевичем Хитрово пришел в Симбирск некий игумен Макарий и «своим собственным коштом» устроил здесь в 1648-54 гг. под горою деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы с монастырскими кельями. Как велика и какого устройства была эта монастырская церковь, не известно. Доподлинно известно одно, что она могла просуществовать только около 30 лет. На судьбу ее имел существенное влияние разгром Симбирска Степаном Разиным. По одному монастырскому свидетельству в этот разгром «весь монастырь был разграблен и сожжен». Сгорела и Успенская монастырская церковь. Восстановлена она была не сразу и не тотчас. Вопрос о построении новой церкви в Симбирске был решен в смысле возобновления бывшей Успенской монастырской церкви. В 1673 г. на месте прежней деревянной была построена новая каменная церковь во имя Успения Божией Матери с приделом во имя св. и чудотворца Николая. Новая церковь была освящена в 1674 г. На антиминсе церкви значилось: «Освятися олтарь в церкви Успения Пресвятыя Богородицы месяца августа 1674 года при митрополите Корнилии, Казанском и Свияжском». Отношение придела к осаде города Степаном Разиным подтверждается двумя бывшими в церкви местными иконами святителя Николая и преподобного Сергия Радонежского, которым осажденные приписывали особенную помощь. По прежнему обычаю при Успенской церкви, хотя и монастырской, был учрежден отдельный причт, заведывавший подгорным Успенским приходом. В XVII и в начале XVIII ст. Успенский монастырь находился в лучшем состоянии, а с уменьшением населения под горою Симбирский Успенский монастырь стал упадать и терпеть нужду в своем содержании. Немало способствовало этому неудобство самого места, его рыхлость и осадок от истекающих из горы источников, весенних паводков и дождей, от которых гора более и более сползала. В 1724 г. Успенский монастырь, за малолюдством, был закрыт, братия его переведена в Покровский монастырь; монастырское строение велено было продать, а годное перевести. Сама церковь была обращена в самостоятельную приходскую и при ней после этого являются два штата священно-церковно-служителей. Впоследствии она делается одноштатною, а в 1826 г., по указу Казанской духовной консистории от 28 января за 4115, по малолюдству и бедности прихожан Успенской церкви, штат ее и совсем был закрыт. Прихожане и церковь были приписаны к Петропавловской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=35183

Все изложенное выше предшествовало жизни Русской Православной Церкви в исследуемом периоде. В период конца XIX – начала XX вв. Русская Православная Церковь , как и во времена прп Сергия Радонежского, продолжала оставаться единственным стержнем духовности русского народа, основой единения общества и государства. После февральского и октябрьского переворотов 1917 г. Церковь продолжала цементировать верующий народ, в то время, как само советское государство и часть народа, потерявшего православную веру, от нее отпали. Какие же проблемы, формы воспитания и духовного образования народа были характерны для православной миссионерской деятельности в конце XIX в. и до 1917 г.? Несмотря на подъем активности и результативности православной миссии в период 1870–1905 гг., проблем после «религиозной революции» 1905–07 гг. образовалось достаточно много. Обратимся к эпистолярному наследию одного из виднейших миссионеров рассматриваемого времени, свщмч протоиерея Иоанна Восторгова (†1918, прославлен в 2000 г. в лике священномученика в Соборе святых новомучеников и исповедников Российских). Вот, что о. Иоанн отмечал в письмах к обер-прокурору Св Синода Извольскому П.П., направляемых в период своей поездки по Российской империи с февраля 1907 г. по октябрь 1908 г. от епархии Самарской до Владивостокской, и даже до русской духовной миссии в Китае: «Положение нашего … миссионерства (я его видел на Амуре, … Владивостокской епархии, в Чите, по Волге в Сарат[овской] и друг[их] епархиях) – прямо отчаянное» л. 42–42об]. Далее приведем отрывки из писем, направляемых из конкретных местностей (городов, епархий, миссии), принимая во внимание, что общее состояние миссионерских дел, за редким исключением, было подобным на всей территории России: Симбирск: «… впечатление, что ни миссии, ни школы миссионерской в собственном смысле здесь нет: все в зачатке и все ждет организатора и организации …» письмо л. 10–13об]; Тоже Симбирск: «Епархиального противораскольнического миссионера нет уже целый год, и кандидатов на замещение его должности нет нигде: приходится сманивать из чужих епархий. … Против мусульман совсем ничего не делается» письмо л. 14–15об];

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010