Господь, идя на добровольные страдания и смерть, Сам предрек: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его ( Ин. 13, 31–32 ), то есть “вместе с крестом”, говорит Иоанн Златоуст . Страдания Господа за грехи наши были, сколько тяжки, столько же и славны для Господа…” (Великий Пяток Страстной седмицы Великого поста. http://www.pravoslavie.ru/put/1701.htm). Чтение страстных Евангелий слушают с возженными свечами, согласно С. В. Булгакову , “в знак пламенной любви к страдавшему Господу и подобно Евангельским девам, исшедшим в сретение Жениха своего с твердою верою, что Он не оставит их сирыми (сиротами), а “изыдет из гроба к свещеносным”” ( С.В. Булгаков . Настольная книга для священнослужителей. Триодь Постная. Наиболее известным является толкование протоиерея Серафима Слободского: “Во время чтения Евангелия верующие стоят с зажженными свечами, показывая этим с одной стороны то, что слава и величие не оставили Господа и во время Его страданий, а с другой стороны — горячую любовь к своему Спасителю” (Протоиерей Серафим Слободской . Закон Божий для семьи и школы. М., 1991 [Репринт]. С. 682). Татьяна Агапкина. Пасхальные праздники//Родина. 1996. С. 75 В. Г. Холодная. Чистый четверг (Великий четверг). В. Г. Холодная. Чистый четверг (Великий четверг). Татьяна Агапкина. Пасхальные праздники//Родина. 1996. С. 75 С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 209 В. Г. Холодная. Чистый четверг (Великий Там же. В. Г. Холодная. Чистый четверг (Великий четверг). Татьяна Агапкина. Пасхальные праздники//Родина. 1996. С. 75 С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 208 В. Г. Холодная. Чистый четверг (Великий четверг). Татьяна Агапкина. Пасхальные праздники//Родина. 1996. С. 75. О “четверговой” соли подробнее см.: Что такое “четверговая соль”? В. Г. Холодная. Чистый четверг (Великий Татьяна Агапкина. Пасхальные праздники//Родина. 1996. С. 76 Иначе называлась “четвережной”, “страстяной” свечой, “огнем евангельским” В. Г. Холодная. Четверговая свеча. И. П. Калинский. Церковно-народный месяцеслов на Руси. http://fb2lib.net.ru/read_online/124489; В. Г. Холодная. Чистый четверг (Великий четверг). Татьяна Агапкина. Пасхальные праздники//Родина. 1996. С. 75; С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 116 В. Г. Холодная. Чистый четверг (Великий четверг). Татьяна Золотова. Сгинь, нечистая сила!.. Как защищались от “злых сил” сибирские старожилы//Родина. 2003. 2, с. 76 С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996, с. 115

http://sueverie.net/voda-i-ogon-o-dvux-n...

Лядов, 1876 – Лядов И.М. Развитие и упадок холуйских ярмарок в Вязниковском уезде//ЕВГСК, т. 1, вып. 2, 1876 Максимов, 1860 – Максимов С.В. В дороге (Из путевых записок)//Отечественные записки, 1860, т. 131, июль Максимов, 1907 – Максимов С.В. Бродячая Русь Христа-ради. Т. 1–2. СПб., 1907 Малевич, 1921 – Малевич К. К вопросу изобразительного искусства. Витебск, 1921 Малевич, 1922 – Малевич К. Бог не скинут: Искусство, церковь . фабрика. Витебск, 1922 Малевич, 1976 – Малевич К. Главы из автобиографии художника. Подготовка текста, предисловие и примечания Н. Харджиева//К истории русского авангарда. Stockholm, 1976 Малицкий, 1932 – Малицкий Н.В. Древнерусский культ сельскохозяйственных святых по памятникам искусства//Известия ГАИМК, XI, вып. 10. Л., 1932 Маль, 1951 – Mâle É. L " art religieux de la fin XVI-e siècle, du XVII-e siècle et du XVIII-e siècle. Études sur l " iconographie aprés le Concile de Trente. Paris, 1951 Маль, 1958 – Mâle É. Re1igious art from the twelfth to the eighteenth century. N.Y., 1958 Малышев, 1965 – Малышев В.И. Новые материалы о протопопе Аввакуме//ТОДРЛ, т. XXI. М.-Л., 1965 Медлин, 1952 – Medlin W. K. Moscow and East Rome. А political Study of relations church and state in Moscovite Russia. Genve, 1952 Мейер, 1992 – Мейер А.А. Религиозный смысл мессианизма//Вопросы философии, 1992, 7 Мельников, 1863 – Мельников П.И. Старообрядческие архиереи//Русский вестник, 1863, т. 44, 45 Мельников, 1909 – Мельников П.И. Аввакум Петрович (Биографическая заметка)//П. И. Мельников. Полн. собр. соч., т. 7. СПб., 1909 Мельников, 1986 – Мельников П.И. На горах. Кн. 1. М., 1986 Мень, 1980 – Мень А. Таинство, слово и образ. Богослужение Восточной церкви. Брюссель, 1980 Мережковский, 1914 – Мережковский Д.С. Антихрист (Петр и Алексей)//Д. С. Мережковский. Полн. собр. соч., т. 4. М., 1914 Мерзлюкин, 1967 – Мерзлюкин А. История иконы Иверской Пресвятой Богородицы. Париж, 1967 Михайлов, 1986 – Михайлов А.В. Судьба вещей и натюрморт//Вещь в искусстве. Материалы научной конференции (1984). Вып. 17. М., 1986

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Достаточно бросить взгляд на церковную историю, чтобы придти в ужас! Слова еп. Никодима не исполнялись никогда: ни в Ветхом Завете, ни во времена Апостольские, и никем: ни Восточными Церквами, ни Западными, ни Русской церковью... Далеко не уходя в глубь веков, посмотрим на нашу Отечественную историю. Русская Церковь на протяжении столетий имела гражданскую юрисдикцию над имуществом, землями. Церковь судила своим судом уголовные проступки и имущественные тяжбы духовенства, низшего клира, крестьян, приписанных к церковным землям. Как Максимов после такого многовекового " безобразия " рискует называть толкование еп. Никодима " общепринятым в Русской Церкви " , ума не приложу. Русская Церковь еще сто лет назад была государственной, то есть как раз была включена в состав гражданского управления. Святейший Синод был государственным ведомством, и отделить церковные дела (кроме Таинств и священнодействий) от государственных не представлялось возможным. Тем самым продолжались отношения, начавшиеся еще в Византии, о которых известный дореволюционный канонист Н.С. Суворов сказал следующее: " Священство и царство стоят, по восточным представлениям, во главе одного и того же церковно-государственного организма " . Но и сегодня невозможно отделить дела Церковные от государственных и общественных, даже если бы Церковь к этому стремилась. Как Максимов собирается не вмешиваться в политику, если сама политика во всех странах мира непрестанно вмешивается в дела веры и нравственности? Напомним о легализации абортов, гомосексуальных браков, непрерывных политкорректных нападках на Христианство. Да возьмем недавнее " Письмо академиков " , осуждающее растущее влияние Церкви в России. Значит, Гинзбург, Алферов, Инге-Вечтомов правы. Ведь в наши дни только Максимов и эти отщепенцы отстаивают " вечный и неизменный " принцип отделения Церкви от государства, а Церковь, да и государство, продолжают его нарушать. Если следовать тому, как Максимов понимает правило 81, то осуждению подлежит не только Патриарх Никон, но и св. Филарет Московский, который был одним из главных действующих лиц в процессе передачи власти после смерти императора Александра I. Он же является автором Манифеста об освобождении крестьян. Не можем не напомнить, что в число осужденных Максимовым попадает и Пророк Самуил. Он также нарушил " принцип невмешательства в дела государства " , когда помазал Давида царем при живом царе Сауле.

http://moral.ru/skorbnoe_beschuvstvie.ht...

Он бросил шест, сел на подгнившее деревянное сиденье, его вспотевшее тело быстро стыло на ветру, и он снова представил себе солдата, пустой дом, автомат на окне и стягивающуюся вокруг петлю — рации, собаки, автоматы. Что можно делать, их поджидая, — курить, громить дом, просто лежать и ни о чем не думать? Хрупкий, загнанный человек, не захотевший или не смогший дожить какой-то паршивый месяц, обретший в ту минуту пустую, безвкусную свободу и лишь моливший Бога, чтобы Он продлил эту ночь, как молила когда-то бабушка о сострадании, молила о возможности дожить ей до лета, всего одного лета, и вонми Он ей — дожила бы. — Дожила бы, — пробормотал Максимов. Перед глазами была темная вода, на которую вдруг упал отблеск осветительной ракеты, и в воде замелькали кони, Наполеон в эсэсовской форме, дрожащие пальцы на холодном рожке «калашникова» и окруженная насупившимися мужиками, погибающая в пламени деревянная церковь. — Христиане, — процедил Максимов сквозь зубы, — европейцы, интуристы — в церкви конюшню устроили. А эти тоже хороши — сожгли, разворовали, а потом помирают поганой смертью. Боже, Боже… Где-то над садами опять взлетела ракета, осветила на мгновение местность, и Максимов увидел, что лодка стоит у прибрежных кустов, и сразу же за ними начинаются заборы недавно построенных дач, похоронивших под собой вытекавший из озера ручей. Он выскочил на берег и пошел по дороге, затем свернул на узкоколейку. Заслышав его приближение, лаяли чуткие сторожевые собаки, светили в лицо, а потом в спину синим светом светофоры, начался мелкий дождь, а он шел и шел, не оборачиваясь и не поднимая головы, уже не понимая, куда и зачем он идет, как вдруг услышал за спиной урчание дизеля, возившего с карьера песок, и душа его отозвалась детским воспоминанием, таким далеким, словно было это еще до той поры, когда ржали в старой церкви сытые кони завоевателей. Он вспомнил, как ребенком, едва научившись ходить и не умея еще говорить, выбегал из дому смотреть на паровоз и как иногда их подвозил на станцию пожилой машинист с пыльным лицом, больше никого не брал, а ради них останавливал громадный состав, и маленький Максимов жался к бабушке и глядел, встав на цыпочки, вокруг, на дома, рощи, сады и синь глубокого чистого озера.

http://azbyka.ru/fiction/mariya-i-vera-a...

Мимо снова проехали машины, остановились, из них выпрыгнули солдаты, растянулись цепью и пошли в сторону пустующих дачных участков. Максимов встал и побрел дальше, поймав себя на мысли, что с той самой минуты, как он покачал в садике головой, в нем появился какой-то изъян, страх перед своей и чужой кровью, и этот изъян дает теперь о себе знать, давал знать всю жизнь, и ему стало жаль самого себя, идущего по дороге без смысла и без нужды под подозрительными взглядами людей в линялых шинелях. Солдаты встречались ему теперь через каждые двести метров — они стояли группками в касках, с рациями и автоматами на груди, и было что-то тревожное, пугающее в их молчании и настороженности. Максимов ожидал, что его остановят, однако никто ему не мешал идти, и тогда он сам приблизился к одной группе на повороте шоссе. — Что, мужики, война началась? — спросил он, стараясь придать голосу беспечность. Они повернулись к нему, и тот, что был выше ростом, совсем молоденький, безбровый, почти мальчик, с дрожащими от холода и волнения пальцами на черном рожке автомата, ответил с готовностью: — Да сбежал тут один. Ладно б молодой или черпак. А то месяц ему оставался. А он взял автомат и махнул. — Тут уж все схвачено, уехал давно, — пробасил другой. — Да какое там схвачено? Он дуриком побег с полигона. Спрятался где-нибудь на даче, а дач этих тыща. Моча вдарила в голову, а мы ищи его теперь. — В лес-то можно пройти? — спросил Максимов. Солдаты помолчали, и самый старший с погонами сержанта, кашлянув, покачал головой: — Нет, гражданин, в лес не надо. Максимов усмехнулся и повернул к дому, но потом представил холод и одиночество террасы, скрипение половиц, шум ветра и вкус подогретой тушенки и свернул в сторону деревни, куда они ходили когда-то с бабушкой за молоком. Сгущались сумерки недолгого октябрьского дня, в домах зажглись огни, и издали казалось, что они дрожат и стынут на ветру. Он вошел в деревню и очутился около церкви, окруженной запущенным кладбищем с неухоженными могилами и большой доской у входа, на которой было написано: «Кладбище закрыто, захоронения не производятся». Церковь была слабо освещена, внутри было сыро, на грязных с разводами стенах висело несколько икон, виднелись аляповатые фрески, и высокими голосами пели старухи.

http://azbyka.ru/fiction/mariya-i-vera-a...

Ученики, подпавшие авторитету учителей, как обыкновенно бывает с новообратившимися, не могли удержать своей ревности: одни действовали с большею или меньшею осторожностию, но другие дошли до фанатизма. Узнавши об этих оговорах, Тверитинов и фискал Михайла Косов, отправились в Петербург, где нажаловались на напрасные гонения от Стефана князю Якову Фед. Долгорукому. Долгорукий и другие сенаторы, не любя Яворского, приняли их сторону, за них же стал и влиятельный архимандрит Невского монастыря Феодосий, также не любивший Яворского. По докладу Долгорукого дело еретиков передано было в Сенат, и Максимова со всеми оговоренными взяли в Петербург; здесь, в канцелярии Сената, они стали показывать другое. Максимов объявил, что все взвелено на него ложно, по мести префекта, который преследовал его за то, что он бил челом митрополиту Стефану на архимандрита Лопатинского и на него, префекта, за удержку жалованья школьникам; показания товарищей справедливы, но все это он говорил в шутку, а в Преображенском приказе винился, не стерпя жестокой пытки; на Тверитинова донес он в беспамятстве от боли и от страха, с Тверитиновым были у него только диспуты по обыкновению школьному. И Тверитинов показал, что Максимов приходил к нему и держал диспуты только для упражнения в латинском языке; если же показал на него что другое, то, верно, по научению Феофилакта Лопатинского: с Лопатинским в Симонове монастыре по принуждению вице-губернатора Ершова Тверитинов имел диспуты о призывании святых, причем Лопатинский взялся защищать церковное учение, а он принял на себя роль лютеранина; Лопатинский присылал сказать Максимову, чтоб он оговорил его, Тверитинова, и за это получит свободу, в противном же случае умрет на пытках; Максимов подтвердил, что действительно Лопатинский присылал к нему с этим. В Петербурге Максимов сговорил и с Мартынова; Мартынов в свою очередь сговорил с Тверитинова, показал, что последний настаивал только на том, чтоб поклоняться не иконе, но изображенному на ней. И Фома Иванов в Петербурге объявил себя православным, только прибавил: на каком месте прилучится ему творить поклонение, и он поклонение творит самому Богу и отцу духом и истиною, а не написанным иконам поклоняется; мощам не поклоняется для того, что его, Фому, сотворили не они, но вышний бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Так же неверно Максимов излагает события жития св. Феодора Студита. Он пишет: " В конце VIII века преподобный Феодор Студит публично обличил императора Константина VI, который заточил в монастырь свою законную жену и женился на любовнице. За это обличение преподобный был отправлен в ссылку, а святитель Тарасий Константинопольский, хотя и отказался венчать незаконный брак, молчал и не осуждал публично. Но Церковь прославила в лике святых и Феодора, и Тарасия " . Что это значит? Что Церковь одинаково приемлет и молчание, и осуждение беззакония? Это что, безразличное дело? Для св. Феодора - ни в коем случае. Святой же Патриарх Тарасий не осуждается за свое молчание, но нигде за него не похваляется. Наконец, Максимов указывает, что " Русская Православная Церковь неоднократно обличала демографическую катастрофу, безнравственность, Святейший Патриарх выступил против монетизации льгот, а отрицательная оценка глобализации дана Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году: " Недопустимо, чтобы через глобализацию ограниченное число людей концентрировало в своих руках мировую власть и богатство " . Вот и прекрасно! Не надо было писать длинный " Богословский ответ " , а только и сказать, что пожелание еп. Диомида давно исполнено. Церковь уже осудила антинародную политику режима. Но почему Максимов пишет об этом только в примечаниях после своей статьи? Потому что, если Церковь права, когда осуждает политику государства, то рушится основной тезис о том, что этого делать нельзя ни в коем случае. Самые сильные - и самые неверные - аргументы Максимов приводит ниже. Мы имеем ввиду следующие его слова: " В другой раз, когда пришли некоторые и рассказали Христу о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их " (Лк. 13:1) - стал ли Он осуждать и обличать этот жестокий и антинародный поступок правителя-язычника? Нет, но услышали от Него: " если не покаетесь, все так же погибнете " (Лк. 13:3). Разве это означает, что Господь тем самым " духовно соглашался " с резней и человекоубийством, устроенным Пилатом? Разве кто-то осмелится изрыгнуть такую хулу? Но отчего же не стесняются говорить это про рабов Христовых, которые молчат при виде того, что неугодно им, обвиняя их в каком-то " духовном соглашательстве " ? Ведь уклоняясь от вопросов светской политики и гражданского управления, они лишь смиренно следуют Писанию, канонам Церкви и святым отцам " .

http://moral.ru/skorbnoe_beschuvstvie.ht...

Юрий Максимов Большая часть хороших новостей начала октября касается успешного взаимодействия Церкви и государственных структур как в сфере медицины, так и в сфере культуры, и даже в сфере сотрудничества с дорожно-транспортными службами. Ряд новостей связан с успехами православного телевещания, и еще несколько – с распространением Православия. далее...   Добрые вести Православия: конец сентября 2006 г. Юрий Максимов Снова хорошие новости из Китая – еще один православный храм будет восстановлен. В Татарстане увеличивается число храмов, что не может не радовать. По Черногорской митрополии Сербского патриархата путешествует Порт-Артурская икона Богородицы. В России вместе с восстановлением веры в народе обретаются потерянные святыни, а в Греции полиции удалось вернуть украденную икону. далее...   Патриарх Алексий II: «Началось вымирание нашего народа» В равной степени в убийстве нерожденного ребенка виновны врачи, совершающие эту операцию и назначающие абортивные средства, доброхоты, подталкивающие к избавлению от ребенка, и те, кто выступает за свободу абортов, производит и продает абортивные средства. Также ответственность за убийство нерожденных младенцев лежит на муже, который не препятствует совершению аборта женой. далее...   Добрые вести Православия: середина сентября Юрий Максимов Новости минувшей декады сентября, с одной стороны, свидетельствуют о многообразии миссионерских трудов русского Православия, когда в Польше оно представляется духовным пением, в Китае – фильмом, а в Латвии – книгами. С другой стороны, видны усилия по духовному просвещению и окормлению россиян – Церковь приходит и поддерживает всех: как православных ненцев, проводящих тяжелую и бедную жизнь, так и военнослужащих Новой Земли, не забывая и о жителях среднерусской полосы. далее...   Добрые вести Православия. начало сентября 2006 г. Юрий Максимов В этом выпуске мы упомянем хорошие православные новости из США, Монголии, Антарктиды, Болгарии, Белоруссии, Украины, а также из регионов Российской Федерации, таких как Мордовия, Северная Осетия, Ингушетия и др.

http://pravoslavie.ru/press/glagol/07/pa...

К.) было пропущено через Секретный отдел ВЧК 30 епископов. Результаты этого таковы: Епископ Антоний восстановлен против Патриарха и Синода. Епископ Серафим Орловский 65 передвинут на позицию благосклонного отношения к Советам. Епископ Саратовской епархии 66 втянут в работу ЧК. Епископ Варнава (Накропин.— М. К.) втянут в работу ЧК и т. д. Сейчас эта работа на время заброшена. Было бы желательно продолжить ее в том же духе. Но за эту работу не должен взяться ни Наркомпрос и ни Наркомюст. Если этот вопрос и поднимается другими органами Советской власти, то из-за смешения церковных вопросов с вопросами о духовенстве. Этот последний вопрос требует к нему особого отношения. Находится много попов, которые становятся искренними сторонниками Советской власти и даже коммунизма. Но эти последние тогда снимают с себя рясу и порывают с духовенством. К этим последним должно быть уделено особое внимание в смысле предоставления им занятий чем мы ускорим этот желательный процесс. Что же касается лично Владимира и затронутого Анатол[ием] Васил[ьевичем] вопроса, то надо сказать следующее: Владимир Пензенский не только нечистоплотная личность, но и не энергичная. Он, несмотря на нашу помощь, не сумел даже овладеть Пензенской епархией. Он взял себе в голову мысль заделаться Патриархом и засесть в Лавре (Троицк[о-]Серг[иевской]). Для этого он прямо предлагает вмешаться Советской власти 67 . Во-вторых, он не сумел подобрать себе ни одного последователя из епископов. Варнава (Накропин.— М. К.) не с ним. Он чересчур хитер, чтобы рисковать. Антоний (так в тексте, правильно: Антонин.— М. К.) — из ума выходит, болезненный старик, на покое, и тоже не вполне с Владимиром. Их объединяют только общие личные обиды. Так что несмотря о всей нелепости мысли (так в тексте.— М. К.) о “Богоустановленности” Советской власт[и] во всех прочих отношениях комбинация с Владимиром Пензенским никуда не годится. Она уже отжила свой век и принадлежит истории ВЧК. К тому же прежний острый момент “заигрывания” тоже уже минул.

http://sedmitza.ru/lib/text/4157166/

[Виталий (Устинов), митрополит]. Слово Митрополита Виталия на литургии в день хиротонии Епископа Евтихия//Православная Русь. Церковно-Общественный Органъ Русской Православной Церкви Заграницей. — Jordanville: Holy Trinity Monastery, 1994. — 17 (1518) от 1/14 сентября 1994. С. 7 – 8. Евтихий [(Курочкин)], епископ Ишимский и Сибирский. Выступление//Деяния IV Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. С. 210. В России//Русский Пастырь. — San Francisco, 1995. — 22 – 23. С.146 – 147. В России//Русский Пастырь. — San Francisco, 1995. — 22 – 23. С.145 – 146. Из жизни епархий//Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. — München, 1996. — 1. С. 12 – 13. В России//Русский Пастырь. — San Francisco, 1997. — 27. С.78. Анатол i й [Кузнецов], i ерей . Приход в честь Собора Трех Святителей//Православная Русь. Церковно-Общественный Органъ Русской Православной Церкви Заграницей. — Jordanville: Holy Trinity Monastery, 1998. — 9 (1606) от 1/14 мая 1998. С. 13. Из жизни епархии//Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. — München, 1996. — 3. С. 15 – 16. В России//Русский Пастырь. — San Francisco, 1996. — 25. С.72 – 74. Из жизни епархий//Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. — München, 1996. — 5. С. 28. В России//Русский Пастырь. — San Francisco, 1997. — 28 – 29. С. 156. «Русский Пастырь» беседует с сельским священником о. Феофаном//Русский Пастырь. — San Francisco, 1996. — 24. С. 59. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей//Православная Русь. Церковно-Общественный Органъ Русской Православной Церкви Заграницей. — Jordanville: Holy Trinity Monastery, 1998. — 9 (1606) от 1/14 мая 1998. С. 2. В России//Русский Пастырь. — San Francisco, 1998. — 32. С. 86. Там же. С. 87 – 88. По епархиям Зарубежья//Русский Пастырь. — San Francisco, 1999. — 33 – 34. С. 153. ОБЩАЯ С. 147 – 155. Виталий [(Устинов)], митрополит . Воззвание Русской Зарубежной Церкви в связи с нападением НАТО на Сербию//Uмnepckiй Встникъ. — Québec, 1999. — 47, июль 1999. С. 2.

http://bogoslov.ru/article/6193184

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010